Реферат по предмету "Социология"


Профессиональные требования к социальному работнику. Личностные черты социального работника

Федеральное агентство по образованию
Курсовая работа
по курсу теория социальной работы
На тему:
«Профессиональные требования к социальному работнику. Личностныечерты социального работника»
Выполнил:
Проверил:
Рязань 2008

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы профессиональной деятельностисоциальных работников
1.1 Исторические традицииразвития социальной деятельности в России
1.2 Деятельность социальных работников в современныхусловиях
Глава 2. Профессиональные черты социального работника
2.1 Этические аспекты социальной работы
2.2 Профессиональные требования к социальному работнику
2.3 Профессиограмма социальной работы
Глава 3. Личностные чертысоциального работника
3.1 Профессиональный портрет социального работника
3.2 Этический кодекс и стандарты социальной работы
Заключение
Список использованной литературы/>
Введение
Социально-экономические,политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образомизменили социальную сферу жизни общества. Растущая быстрыми темпами социальнаяи имущественная дифференциация населения, безработица, появление беженцев,мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка исложная демографическая ситуация — это реалии сегодняшнего дня.
В этих сложных условияхактуализируются проблемы, связанные с социальной помощью, поддержкой,реабилитацией отдельного человека, различных групп и сообществ. Человек сегоднянуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызываетнастоятельную потребность в профессиональных кадрах — специалистах социальнойработы. Закономерность институирования социальной работы на современном этапеподтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы развитияэкономических основ, рыночных отношений и профессионализация социальной работыидут параллельно, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи.
В связи с этим социальнаязащищенность человека, различных групп и сообществ может быть достигнута, впервую очередь, благодаря социальной политике и развитию государственных формсоциальной помощи и поддержки. Все это приводит к активизации деятельностисоциальных служб, учреждений, а также усилению внимания к вопросампрофессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов,социальных работников.
В современных условияхпроисходят качественные изменения и в самом человеке, в его потребностях,запросах; они приобретают более индивидуально-личностную окраскусоциокультурного, экономического, национально-этнического материально-бытовогохарактера. Это также подтверждает острую необходимость развития институтасоциальной работы и подготовку профессиональных кадров, специалистов социальносферы.
Социальная работа, имеямноговековую традицию в отечественном и мировом опыте, как специфический видпрофессиональной деятельности, впервые у нас в России узаконена в 1991 г. Нормативнымидокументами Госкомитета по труду и социальным вопросам и Госкомитета понародному образованию была открыта специальность «социальная работа».
С этого периода обозначилсяактивный интерес философов, социологов, педагогов, психологов, правоведов,медиков и представителей других наук к проблематике социальной педагогики,социальной работы, социальной помощи населению.
Между тем подготовка специалистапо социальной работе в контексте его профессионально-личностного становления иразвития до настоящего времени не получила в педагогической наукесколько-нибудь систематического освещения, что порождает противоречие междутеорией и объективными потребностями общественной практики.
С учетом этого противоречия былсделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующимобразом: каковы педагогические условия и ведущие тенденциипрофессионально-личностного развития социального работника?
Решение этой проблемы составляетцель исследования. Объект исследования — система социального образования. Предметисследования — процесс профессионально-личностного развития социальногоработника. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследованияпредстояло решить следующие задачи:
разработать и обосноватьсовокупность положений, определяющих теоретические основыпрофессионально-личностного развития социального работника;
выявить сущностные иструктурно-содержательные характеристики социальной работы как профессиональнойдеятельности;
определить базовые основанияличности социального работника;
вскрыть и обосновать ведущиетенденции и педагогические условия профессионально-личностного развитиясоциального работника;
опираясь на результатыисследования, разработать научно-практические рекомендации по совершенствованиюпрофессиональной подготовки и повышению квалификации социальных работников.
Общая гипотеза исследованияоснована на предположении о том, что процесс профессионально-личностногоразвития социального работника станет в определенной мере управляемым, еслибудут:
подвергнутысистемно-функциональному анализу содержание и структура личности социальногоработника и его профессиональная деятельность;
разработана обобщеннаяпрогностическая модель профессионально-личностного развития социальногоработника;
реализованыличностно-ориентированные педагогические технологии, обеспечивающиеформирование профессиональной деятельности социального работника в единстве сразвитием его профессиональной идентификации, актуализации, саморегуляции,самокоррекции, самореализации.
Методологическую основуисследования составляют важнейшие положения философской и педагогическойантропологии о человеке как субъекте, личности и индивидуальности, о социальнойдетерминации его общего и профессионального развития.
В качестве специальнойметодологии исследования выступают системно-целостный,личностно-деятельностный, культурологический, индивидуально-творческий,акмеологический подходы к общему и профессиональном у образованию.
Ведущая идея исследования — субъектноеразвитие и саморазвитие социального работника в процессе его подготовки ипрофессионального функционирования.
Научная новизна и теоретическоезначение исследования. Совокупность полученных в нем объективных результатовзаключает в себе решение крупной научной проблемы — педагогического управленияпрофессионально-личностным развитием социального работника
Практическая значимостьисследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создаютреальные возможности для педагогического управления профессионально-личностнымразвитием социального работника в процессе его подготовки и профессиональногофункционирования. Они могут служить базовым основанием для разработкиличностных, профессиональных и квалификационных характеристик социальногоработника. Предложенные в исследовании и прошедшие опытно-экспериментальнуюпроверку учебные планы, программы, пособия, методические рекомендации могутбыть использованы и находят применение в системе подготовки, переподготовки иповышения квалификации социальных работников.
Глава 1. Теоретические основы профессиональнойдеятельности социальных работников
 1.1 Исторические традиции развития социальнойдеятельности в России
Развитие социальной работы вРоссии имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийномаппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение — основные, специфические понятия отечественного опыта) и в содержании, и вформах. Эта специфика формировалась в условиях цивилизационного своеобразияРоссии (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народнойпедагогики и т.п.).
Выделение основных этаповдореволюционной деятельности по призрению и благотворительности связано схарактером участия в ней различных сил: церковь, государство, общественность.
Так, первый этап: X — сер. XVIIIвв. — отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепеннымформированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIIIстолетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленнаяна помощь обездоленным и нуждающимся. Появляются действенные формы и методыпомощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым,нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам ит.д. Различаются два типа призрения: “закрытое" — в специально созданныхдля этого учреждениях (приюты, богадельни и т.п.), “открытое" — внезаведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей,профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственнымпризрением и имеет порой ведущее значение.
Второй этап: сер. XVIII — сер. XIXвв. — функционирование государственно-общественного призрения. Особое значениев этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплениюзаконодательной и организационной базы призрения (открытие приказовобщественного призрения); развитие системы закрытого призрения под руководствомИ.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественныхблаготворительных обществ, таких как Вольное экономическое общество,Императорское человеколюбивое общество и т.п.).
Третий этап: реформы 1861 г. — 1917 г. — период общественного призрения. В пореформенный период общественноепризрение и благотворительность претерпели серьезные изменения: появилиськачественно новые принципы организации и деятельности обществ и учрежденийпризрения. Отличительными чертами благотворительной деятельности становятсядецентрализация, “открытость" и общественность призрения, установка напрофилактику в социальной деятельности, появление и распространениеоригинальных форм и методов работы с широким контингентом населения, а такжерост числа частной благотворительности. Несмотря на многочисленные недостаткисистемы российского благотворения (важнейшие из которых — это рассредоточениесредств и усилий, отсутствие единой программы), это время стало периодомрасцвета в истории отечественной социальной помощи.
Послереволюционный и советскийпериод характеризуется развитием, в основном, системы социального обеспечения,которая сложилась в целом к концу 20-х гг. В современных условиях идетформирование модели социальной работы, отражающей особенности социальныхпроцессов современной России и использующей опыт и традиции организациисоциальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.
Время становления теоретическихоснов социальной работы — конец XIX — нач. XX вв. Среди причин, которыеактивизировали этот процесс можно выделить две группы.
Социально-экономические причинысвязаны с процессами развития капиталистических отношений и их влиянии насоциальную сферу:
Изменения в характереобщественного производства (повышения роли ответственности человека впроизводстве, наличие больших коллективов трудящихся, включение женщин и детейв производство) привлекли особое внимание к личности рабочего и условиям егожизни.
Массовая урбанизация,сопровождающаяся миграциями, изменяла коренным образом стереотипыжизнедеятельности больших масс людей и обострила проблемы адаптации человека кпостоянно изменяющимся условиям.
Существующая социальная ситуацияна производстве сопровождалась углублением социальных конфликтов (борьбатрудящихся за свои права) и как следствие ростом революционных настроений.
Формирование глобальных проблемчеловечества (экологических, демографических, опасность самоуничтожения и др.).
Рост образованности,информированности населения, усложнения структуры жизнедеятельности человека.
В условиях массового“девиантно-революционного поведения" актуальным становится поискмеханизмов социального маневрирования через принятие социальногозаконодательства и формирование теоретически обоснованной социальной политики.
Собственно-научные причинысвязаны с процессами саморазвития теоретического знания в это время. Эволюциятеории социальной работы определяется, с одной стороны — процессамидифференциации, свойственными науке на рубеже XIX и XX вв.: в этот периодпсихология, социология, психотерапия оформляются как самостоятельные научныеотрасли, в философии актуализируются социальные проблемы, усложняетсяпедагогическое знание (в нем появляется теория воспитания, социальнаяпедагогика и т.д.). С другой стороны в это время формируется комплекс проблем,которые невозможно объяснить и проанализировать в рамках какой-то однойсуществующей научной дисциплины: например, социальная помощь мигрантам и т.п. Всеэто способствует выделению самостоятельного объекта и предмета исследованияновой отрасли научного знания — теории социальной работы.
Разработка теоретических основзарождающейся науки связана, прежде всего, с именем М. Ричмонд и всейамериканской школы социальной работы. Её работы “Дружеский визит к беднякам: руководстводля работающих в благотворительных организациях” (1899) и “Социальные диагнозы”(1917) заложили основы теории социальной работы, научных методов и важнейшихкатегорий.
Для современной теориисоциальной работы характерен интегративный и междисциплинарный подход. Теоретическоеобоснование социальной работы в настоящее время идёт в трёх направлениях. Во-первых,определяется место социальной работы как науки среди родственных социальныхдисциплин: философии, истории, политологии, социальной психологии,культурологии и т.д. Во-вторых, ведётся поиск собственно теоретическогообоснования социальной работы как специфического объекта исследования, и,наконец, в-третьих, выявляется взаимодействие последней с другими науками очеловеке и обществе. Наибольшее влияние на её развитие, по-прежнему, оказываетсоциология и психология, а также такие научные дисциплины как педагогика,психиатрия, антропология, юриспруденция и др. Это проявляется, прежде всего, втом, что существует многообразие моделей теории социальной работы. Как областьнаучного знания теория социальной работы обладает всеми методологическими показателяминауки: собственный объект, предмет, категории, принципы, методы.
Своеобразие теории социальнойработы сказывается и в том, какое место занимает эта наука среди других.
На сегодняшний день теориясоциальной работы выступает как самостоятельная отрасль социальногогуманитарного знания в системе общественных наук, для которой характернаинтегративность и прикладная направленность.1.2 Деятельность социальных работников всовременных условиях
23 апреля 1991 г. решением Государственногокомитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий РоссийскойФедерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями инаправлениями научной и практической деятельности: “социальный педагог”,“социальный работник” и “специалист по социальной работе”. С самого началапотребовалось определить: кто такой профессиональный социальный работник вРоссии накануне нового тысячелетия? что, на самом деле, имеет отношение к сфереего профессиональной компетенции? каковы особенности отечественной моделипрофессиональной социальной работы на современном этапе? При этом за всемиэтими вопросами, целями и задачами хотелось бы не потерять конкретного человекас его горестями и проблемами — того самого человека, во имя и для которогоначиналась эта многотрудная деятельность по созданию/возрождению системысоциальной работы/педагогики в России.
Каковы же особенности российскоймодели социальной работы на современном этапе? В истории отечественнойсоциальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий“социальная работа” и “социальная педагогика” идёт отнюдь не на пустом месте. Становлениеи развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной историческойтрадицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а такжеопытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы срединаселения в советский период. В этом, по-видимому, и состоит первая особенностьформирования отечественной модели социальной работы.
Вторая особенность определяетсятем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный историческийопыт в сфере социальной помощи, а с другой — эта, некогда могучая, традициясоциальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий былабезвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфереоказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, которыйприменить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиямсовременной действительности практически невозможно. Иными словами, теуникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас,вполне могут быть реконструированы, но лишь формально — слишком уж разнитсяисторический контекст их становления и развития, — а потому результативностьлюбого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь жеэффективна как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейсяисторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, — хотя и не на пустом месте — создавать современную национальную системусоциальной работы.
Третья особенность органичносвязана со второй; т.к груз нерешённых проблем в социальной сфере изначальноставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимойпроблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальнойзащиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватнойтребованиям момента. Фактически становление социальной работы какпрофессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практическойразработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющихсущность столь сложных явлений, как социальная работа — социальная педагогика.
И, наконец, четвёртаяособенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов ифеноменов, как “социальная работа” и “социальная педагогика". Историческитак сложилось, что социальная работа в России — это не только деятельность пооказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа посозданию благоприятных условий для развития и становления личности всоциальном, психологическом, экономическом, правовом контексте. Социальнаяработа/педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельнымиобластями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, какпоказал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальнойработы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы.  Итак, чтотакое социальная работа? До сих пор в науке нет единства мнений по этомувопросу. Ясно одно: суть социальной работы несводима к пониманию её только какодного из видов помощи или к части социальной системы всего общественногоустройства, или же к теоретическим исследованиям специфики оказываемой помощи испособам её организации. В связи с многообразием толкований в научнойлитературе понятия “социальная работа” необходимо сформулировать то еёпонимание, которое положено в основу данного пособия.
Для нас социальная работа — этосложное общественное явление, самостоятельная область научно-практическогознания, профессия и учебный предмет. В качестве общественного явлениясоциальная работа представляет собой своеобразную модель помощи, которуюобщество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностяминационально-культурного, социально-политического развития. Это — предельноширокое толкование социальной работы.
Как наука социальная работаимеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Онаисследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с цельюрешения проблем клиента, возникающих в результате влияния различныхбиологических и социальных факторов.
В основе социальной работы — профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный с оказаниемконкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами иосновами экономической, политической и правовой политики конкретного социальноориентированного государства. В связи с введением образовательного стандарта поподготовке социальных работников в него включён и специальный предмет — “социальная работа", задачи которого связаны с формированиемпрофессионального самоопределения.
Социальная работа — этоответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям,сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственныетрудности, влияющие на них. Сущность эффективности социальной работы выражаетсяв способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивнореагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всегосоциально уязвимой его части. В сегодняшней России сформировано достаточнообособленное от других сегментов пространство, в котором осуществляетсянормативно-правовое, но и реальное, материально и организационно оформленноепространство социальной работы — система учреждений социальной работы населения.
Глава 2. Профессиональные черты социальногоработника
 2.1 Этические аспекты социальной работы
В своей основе социальная работапредстает как нормативная деятельность. Она непосредственно связана снравственными ценностями и социальными нормами, с поведением человека, котороеможет быть социально одобряемым или неодобряемым, «хорошим » или«плохим», агрессивным и девиантным или конформным и правопослушным. Процессоказания помощи почти всегда призван содействовать клиенту сделать этическийвыбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю ицелостность.
Ценностные ориентации имеютважнейшее значение для функционирования индивидуума и общества. Ценности — способы отношения к миру и к людям. Они представляют связь между оценивающимсубъектом и оцениваемым объектом.
Ценностная система координат всоциальной работе становится краеугольным камнем в построении любой осмысленнойпрактики: только в ней наблюдаемые факты обретают смысл, и только таксоциальные действия оформляются в целенаправленную деятельность. Социальныйработник не может занимать нейтральную позицию внешнего наблюдателя поотношению к клиенту и его проблемам, руководствуясь классическими принципаминаучной объективности. Он включен в ситуацию взаимодействия. Эффективностьсоциальной работы зависит от степени взаимной включенности работника и клиентав процесс совместного целеполагания и целедостижения. Ключевыми для социальнойработы становятся понятия и категории «социальное благосостояние» и«социальное функционирование». Они несут в себе ценностно-нормативныйподтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе по его нормам и всоответствии с его ценностями. Нарушение социального функционирования можнорассматривать как нарушение исключительно с точки зрения существующей иерархииобщественных ценностей. Улучшение социального функционирования — развитие того,что соответствует социальной норме.
Посредническая миссия социальнойработы в системе социальных отношений сделала неуместным однополярный этическийригоризм «или-или». Поэтому система профессиональных ценностныхориентаций начала строиться по принципу «как то, так и другое». Такойподход учитывает взаимозависимость и взаимообусловленность благосостоянияличности и общества, свободы и ответственности, прав и обязанностей. Здесьвзаимосвязаны ценности самореализации личности и общественного блага. Личностнаяавтономия рассматривается как необходимое условие социальной включенности иответственности.
Подобное положение делзаставляет социального работника в каждом конкретном случае искать баланс, мерувзаимной непротиворечивости между личным и социальным, идеальным и реальным,должным, возможным и желательным. Социальная работа в этом понимании становитсяинструментом демократического общества — она стремится согласовать и примиритьчасто противоречивые интересы государства, общества, социальных групп иличности.
Этические принципы социальнойработы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие изкоторых, как отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт это:
1) твердая вера в ценность,достоинство и творческие возможности каждого индивида;
2) вера в несомненное правокаждого иметь собственное мнение и убеждения, свободно их выражать и воплощатьв жизнь в той степени, в которой это не ущемляет прав других людей;
3) непоколебимая убежденность внеотъемлемом и неотчуждаемом праве каждого человека делать свой выбор идействовать на его основе в рамках меняющегося и развивающегося, но при этомстабильного общества.
Нормативно-ценностная природасоциальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты невольновключаются в систему профессиональных ценностных ориентаций. Социальныйработник, работая с клиентом, неизбежно транслирует ему свои ценностныеустановки и свое понимание проблем. По сути, социальный работник предлагаетклиенту осознать себя и свое психологическое пространство в системе такихкатегорий, как тревожность, агрессия, конфликт, чувство вины, мотив. В своюочередь он должен суметь увидеть и принять базовые ценности клиента, нормы егокультуры и субкультуры и уметь вести диалог с клиентом в терминах егокультурного окружения. Поэтому особую важность в социальной работе имеетпроцесс взаимовлияния ценностных систем.
Имманентная морально-этическаяприрода консультирования в социальной работе проявляется в том, как клиентаккультурируется к принятию системы ценностей социальной работы, в рамкахкоторой определяется и интерпретируется его проблема. Постановка индивида илигруппы в позицию клиента означает начало нормированного взаимодействия ссоциальным работником, в ходе которого проситель становится клиентом. По сути,это предполагает, что клиент включается в контекст ценностей, суждений, допущений,теоретических представлений и, в некоторых случаях, профессионального языкасоциальной работы. Возможно, что клиент скорее будет обращаться в новую веру,чем включаться в открытое договорное и осознанное общение. Но в этом случаеразличия взглядов и точек зрения социального работника и клиента могутоказаться слишком значительными. Тогда процесс работы имеет мало шансов науспех.
Можно ли транслировать ценности,если сам не очень в них веришь?
С точки зрения взаимодействияценностных систем интересны наблюдения, сделанные С. Халлеком относительновзаимодействия социальных работников с подростками. С его точки зрения, многиеслучаи бунтарства подростков можно соотнести с тем фактом, что они начинаютосознавать, что значимые в их жизни взрослые постоянно лгут. Это особеннокасается подростков, воспитывающихся в специальных учреждениях, таких,например, как интернаты, исправительные учреждения и т.д. Работая с такимипроблемными подростками, социальный работник должен постоянно задумываться надвопросом: возможно ли транслировать информацию, ценности или нравственныеустановки подросткам, если сам не до конца в них веришь? Взрослые (социальныеработники в том числе) зачастую пытаются внушать детям ценности и убеждения,которые сами в полной мере не разделяют. Такая ложь иногда рефлексируется, ночаще даже не осознается.
Рефлексия — профессиональноекачество социального работника.
С. Халлек выделил нескольконаиболее часто встречающихся видов профессиональной лжи социальных работников.
1. Ложь как особая нравственностьвзрослых. Взрослые демонстрируют, что обладают более высокимиморально-нравственными качествами, так как не делают предосудительных вещейили, по крайней мере, не демонстрируют свои пороки. На самом деле, взрослыепросто более умело скрывают свои негативные качества.
2. Ложь как необходимостьпринять помощь от профессионала, поскольку "…мы это делаем для твоего жеблага. Мы просто хотим тебе помочь". Социальный работник представляетопределенный социальный заказ, который, чаще всего, в отношении подросткаподразумевает необходимость сделать его поведение социально приемлемым. Он недолжен притворяться, что действует только на основе симпатии и чувства долга.
3. Ложь как конфиденциальность.«Расскажи мне, что случилось, это останется между нами». Социальныйработник не имеет право скрывать значимую информацию от людей и организаций,вовлеченных в процесс работы. Профессионально честным будет прямо сказатьподростку о том, кто, кроме социального работника, сможет получить доступ кматериалам и информации, полученной в ходе работы и общения с ним.
4. Ложь как вознаграждение законформность. «Сделай, это в твоих же интересах. Тебе станет проще жить».То, что требуют от подростка, часто отвечает интересам общества, но можетпротиворечить его личностным потребностям и запросам.
5. Ложь как отказ от ограничений.«Ты сможешь все, если захочешь». Многие подростки могут иметьограниченный потенциал. Убеждая, что все возможно, социальный работник можетподтолкнуть подростка к постановке заведомо не реалистичных целей и амбиций.
6. Ложь безграничной помощи.«Доверься мне, и все будет хорошо. Я буду всегда тебе помогать». Подростокдолжен знать и понимать, что контакт с социальным работником ограничен рамкамипрофессиональных функций. Социальный работник не обязан стать другом ипредлагать подлинную эмоциональную близость.
7. Ложь безусловного принятия.«Ты нравишься мне, но не твое поведение». Базовый принципгуманистического подхода в воспитании: оценивать в категориях «нравится — не нравится» можно только поведение, но не личность — она всегда вне-ценнаи не может быть предметом оценочных суждений. Подросток должен чувствоватьбезусловное принятие со стороны взрослых. Однако реальность такова, что,работая с подростками, трудно не испытывать в определенных ситуациях гнев,раздражение, обиду и злость. В этих ситуациях социальный работник, считая, чтоиспытывать такие эмоции по отношению к подростку есть признак профессиональнойнекомпетентности, несоответствия высоким гуманистическим идеалам профессии,может стремиться подавить или неосознанно рационализировать их и переноситьсвои чувства на другие объекты (например на родителей подростка). Профессиональночестным в этой ситуации будет дать понять подростку валентность, знак своихэмоций, в пределах возможностей профессиональной этики и отрефлексировать их. Гневтоже может быть частью терапевтической и педагогической ситуации, поводом дляинтенсификации и углубления взаимодействия.
Предложенная С. Халлекомклассификация должна помочь заинтересованному в личностном и профессиональномразвитии социальному работнику, эта классификация — хороший повод для развитиярефлексии.
Социальным работникам необходимосвязать воедино многие, часто противоречивые требования, возложенные на негопрофессией. Это становится источником многочисленных ценностных дилемм ипротиворечий в профессиональной деятельности. Одним из центральных противоречийтакого рода для социального работника является необходимость быть инструментомодновременно и социального контроля, и социального изменения. Социальныйработник сталкивается с зачастую трудно разрешимыми противоречиями междуинтересами личности и общества. Ему приходится искать баланс между поощрениемсамореализации и самодетерминации клиента и ограничением его свободы вконтексте социальной ответственности; между терпимостью (дажеснисходительностью) и принуждением; между формальным долгом передбюрократической системой и потребностью клиента в той или иной помощи; междуправами детей и родителей, мужа и жены. Одна из старых дилемм, стоящих передсоциальной работой, — как облегчить тяготы социально депривированных группнаселения, но при этом избежать социального иждивенчества, оказывать помощь, незабывая принципов опоры на самого себя.
Социальные работники предлагаютлюдям помощь в связи со сложными нравственными вопросами и затруднениями,переплетенными с социально-экономическими реалиями их жизни и деятельности вобществе. Они выступают одновременно трансляторами норм и их реформаторами,расширяя рамки толерантности по отношению к тем, кто не соответствуетобщепринятой социальной норме, к тем, кто просто «иной». Многие из ихдиагностических выводов предстают как этические суждения, оценивающие личность,поведение, межличностные отношения. Очевидно, что социальных работников нужноучить делать такие суждения эксплицитно и брать за это ответственность.
Содержание и направленностьпрофессиональных действий социального работника следует рассматривать в системеценностных координат, важнейшими элементами которой являются обусловленностьвзаимодействия гуманистическими ценностями. Рефлексия ценностных диспозицийдолжна рассматриваться как ключевая характеристика профессиональногосамосознания социальных работников.
 2.2 Профессиональные требования к социальномуработнику
Должность социального работникаи специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. Вквалификационном справочнике он наделяется следующими должностнымиобязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц,нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической,материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психическогоздоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтныхситуаций, в т. ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в ихразрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различныхгосударственных и общественных учреждений по оказанию необходимойсоциально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейномвоспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющимнесовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводитпсихолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака,воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением.
Выявляет и оказывает содействиедетям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные иучебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой ииной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетнихправонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественногозащитника в суде.
Участвует в работе по созданиюцентров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальнойреабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубови ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работупо социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальныхучебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.
Конкретизация деятельностиспециалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:
диагностическая — заключается втом, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности,степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальныйдиагноз»;
прогностическая — прогнозируетразвитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе ивырабатывает определенные модели социального поведения;
правозащитная — используетзаконы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения,его защиту;
организационная — способствуеторганизации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекаетк их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различныхвидов помощи и социальных услуг населению;
предупредительно-профилактическая- приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические,медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативныхявлений, организует оказание помощи нуждающимся;
социально-медицинская — организуетработу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказанияпервой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни,развивает трудотерапию и т.д.;
социально-педагогическая — выявляетинтересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой,спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе сними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;
психологическая — оказываетразличные виды консультирования и коррекции межличностных отношений,способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальнойреабилитации всем нуждающимся;
социально-бытовая — способствуетв оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам,людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищныхусловий;
коммуникативная — устанавливаетконтакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегиивзаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Специфика функций социальногоработника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональныхкачеств, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.
Так, к числу обязательных качестви умений социального работника отнесены:
эмпатийность;
психологическая компетентность;
деликатность и тактичность;
Человечность и гуманность,милосердие;
организаторские икоммуникативные способности, экстравертированность;
высокая духовная культура инравственность;
социальный интеллект (т.е. умениеадекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);
умение быть интересным дляокружающих и неформальным в работе с клиентом;
направленность на интересы,потребности и защиту человеческого достоинства клиента;
учение соблюдатьконфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;
стремление к постоянномуповышению профессиональных знаний;
честность, моральная чистота впрофессиональных делах, соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т.п.
 2.3 Профессиограмма социальной работы
Профессиограмма — описательно — технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности,сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ,определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, системузнаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснованиедисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста.
Профессиограмма специальности«Социальная работа»
1. Общая характеристикаспециальности. Социальная работа — это современная, чрезвычайно востребованнаяв обществе область деятельности. Специалист в области социальной работы ведетпрофессиональную практическую деятельность с отдельными лицами, семьями,группами населения и общностями, нуждающимися в социальной поддержке, помощи,защите и обслуживании.
2. Содержание профессиональнойдеятельности. Специалист проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализи прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемамсоциального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с цельюразработки социальных проектов и программ.
В круг обязанностей специалиставходит организация и координация социальной работы с отдельными лицами игруппами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями.
Специалист в области социальнойработы участвует в организационно-управленческой и административной работесоциальных служб, организаций и учреждений, а так же содействует интеграциидеятельности различных государственных и общественных организаций по оказаниюнеобходимой социальной защиты и помощи населению.
В обязанности специалиста посоциальной работе входит ведение воспитательной деятельности в социальныхслужбах, средних специальных учебных заведениях (при условии получениядополнительного образования в этой области).
3. Необходимые знания и умения. Специалистпо социальной работе должен быть достаточно широко образован в различныхобластях.
Кроме знания общих гуманитарныхи социально-экономических дисциплин (истории, философии, культурологии,политологии и др.), он должен знать основные этапы и тенденции становлениясоциальной работы как социального института в России и за рубежом, знатьпонятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальнойработы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы.
Специалист по социальной работедолжен знать сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологийсоциальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами игруппами населения.
В круг его обязанностей входитзнание основ психологии, педагогики, социальной медицины, правового обеспечениясоциальной работы.
Специалист по социальной работедолжен иметь представление об организации и управлении в социальных учрежденияхи службах, уметь получать и обрабатывать информацию, необходимую впрофессиональной деятельности, проводить анализ и мониторинг состояния иразвития объектов социальной работы.
В обязанности специалиста входиторганизация и проведение психосоциальной, социально-педагогической исоциально-медицинской работы.
4. Требования к личностиспециалиста. Деятельность специалиста по социальной работе отличается преждевсего общением с особым контингентом населения. Как правило, люди, обращающиесяза помощью, по ряду причин эмоционально неуравновешенные, легкоранимые инуждаются в особом подходе.
Для того чтобы успешно работатьв организациях системы социальной защиты населения, необходимо обладать терпениеми коммуникабельностью. Профессионально важными качествами специалиста являютсядоброжелательность, порядочность, бескорыстность, честность, развитое чувствоинтуиции, наблюдательность и трудолюбие, эмоционально-волевая устойчивость.
Специалисту в области социальнойработы необходимо иметь развитые интеллектуальные качества: аналитический складума, умение работать с большим объемом информации.
5. Трудоустройство. Сферамипрофессиональной деятельности специалиста по социальной работе являютсягосударственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждениясистемы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии,правоохранительных органов и т.п.
Социальный работник долженвладеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокимизнаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии,педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальнойработы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующимиличностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, чтоспособствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.
Глава 3. Личностные черты социального работника
 3.1 Профессиональный портрет социального работника
Социальная работа — это сложныйпроцесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики,психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ееэффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений,опыта, личностных особенностей и качеств.
Профессиональные качествасоциального работника рассматриваются как проявление психологическихособенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков,а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональномтруде.
Для описания социальногоработника можно избрать язык способностей как проекцию определенных чертличности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ееуспешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельностьи творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторскиеспособности, моральные качества и др.
Сформулирован оптимальный наборличностных качеств, необходимых социальному работнику, таких какответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность,корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке иоценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность,гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемамдругих людей, терпимость.
Таким же образом выявленыпсихологические «противопоказания» к социальной работе. К нимотносятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкостьсуждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом,конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения напредмет. [1]
Не каждый человек пригоден длясоциальной работы; основным определяющим фактором здесь является системаценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональнуюпригодность и эффективность практической деятельности. Представление обабсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разрядафилософского понятия в категорию базисного психологического убеждения какосновы всей ценностной ориентации индивида.
Социальная работа была иостается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватновоспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним изсамых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.
Стиль поведения социального работника,обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностнымиориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений,которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами,подчиненными и начальством.
Раскрывая личностные качествасоциального работника, Е.Н. Холостова разделяет их на три группы:
первая — психологическиехарактеристики, являющиеся составной частью способности к данному видудеятельности;
вторая — психолого-педагогическиекачества, ориентированные на совершенствование социального работника, какличности;
третья — психолого-педагогическиекачества, направленные на создание эффекта личного обаяния. [2]
В работе с людьми, как правило, психологическиетребования базируются на собранности и внимательности, понимании другого,проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих,ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективнаяработа.
Как показывает зарубежный опыт,от социального работника ожидается очень много. В соответствии со «Стандартамиклассификации практической социальной работы в США» ему необходимо иметьпредставление о:
теории и методике работы сотдельным клиентом и их группой;
ресурсах и услугах,предоставляемых обществом (общиной);
программах и целях социальныхслужб как в штате, так и на федеральном уровне;
организации местнойинфраструктуры и развитии служб здравоохранения и социального обеспечения;
основах социально-экономическойи политической теории;
расовых, этнических и другихкультурных группах в обществе (их морально-нравственных ценностях, жизненныхукладах и вытекающих отсюда проблемах);
результатах профессиональных и научных исследований, которые можно использовать впрактической работе;
концепциях и методах социальногопланирования;
теории и практике проведениянаблюдений, в частности, за практической социальной работой;
теории и практике управленияперсоналом;
социальных, психологических,статистических исследовательских методах и методиках;
теории и концепции управленияслужбами социальной защиты населения;
факторах окружающей среды иобщества, влияющих на клиента;
теориях и методахпсихосоциальной оценки различных видов и форм вмешательства со сторонысоциальных служб, а также дифференциальном диагнозе состояния клиента;
теории и практикеорганизационных и социальных систем и методов поощрения улучшения их работы;
теории и методах адвокатскойпрактики;
этических стандартах и практикепрофессиональной социальной. работы;
теории и методах преподавания иобучения;
тенденциях в проводимой политикесоциальной защиты населения;
законах и постановлениях наместном, федеральном уровнях, а также на уровне штатов, влияющих на различныевиды социальных услуг. [3]
«В Финляндии социальныйработник обязан проводить в жизньследующие принципиальные установки.
1. Быть корректным.
2. Помогать клиенту избавитьсяот комплекса неполноценности.
3. Обеспечивать свободу выбора.
4. Конфиденциальность.
5. Превентивный характер.
6. Поощрение самостоятельности»[4]
Социальные работники занятыразными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Ихработа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:
воспитательный подход — выступаетв роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы,обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения,устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;
фасилитативный подход — осуществляетроль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии илидезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельностьсоциального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения,обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснениеситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;
адвокативный подход применяетсятогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имениконкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которыевыступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельностьвключает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации,подборе документально обоснованных обвинений. [5]
Исследования российских ученых,а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста посоциальной работе. Среди них выделим несколько групп.
Когнитивные умения. Квалифицированныйсоциальный работник должен уметь:
анализировать и оценивать опыт,как свой, так и других;
анализировать и выявить проблемыи концепции;
применять на практике своизнания и понимание проблем;
применять на практикеисследовательские находки.
Коммуникативные умения. Квалифицированныйсоциальный работникдолжен быть в состоянии:
создавать и поддерживать рабочуюобстановку и атмосферу;
выявлять и преодолеватьнегативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
выявлять и учитывать в работеразличия личностного, национального, социального и культурно-историческогохарактера;
распознавать и преодолевать вотношениях с людьми агрессиюи враждебность, минимизировать ярость сучетом риска для себя и длядругих;
содействовать предоставлениюфизической заботы нуждающимся и престарелым;
наблюдать, понимать иинтерпретировать поведение и отношения между людьми;
общаться вербально, невербальнои письменно;
организовывать и брать интервьюпри различных обстоятельствах;
вести переговоры, выступать порадио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;
ставить себя в роль адвокатасвоего клиента.
Конструктивные умения. Квалифицированныйсоциальный работник должен быть в состоянии:
вырабатывать решения синдивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от ихимени;
выделять решения, требующиепредварительного согласования с другими специалистами;
действовать в алгоритмевыработки решения;
вырабатывать решения,предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами,профессионалами. [6]
Организаторские умения. Квалифицированныйсоциальный работник должен быть в состоянии:
нести четкие и лаконичные записи;
проводить политику службыотносительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;
готовить доклады и докладывать;
организовывать, планировать иконтролировать работу;
добывать информацию с помощьюдоступной технологии;
исследовать и распознаватьпотребности в услугах;
расширять сферы своих услуг;
использовать физическое окружение,окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущихили работающих в нем;
оценивать и творческииспользовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций. [7]
Социальный работник долженвладеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокимизнаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики,права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания иумения социального работника в сочетании с соответствующими личностнымикачествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствуетболее эффективному выполнению профессиональной деятельности.
 3.2 Этический кодекс и стандарты социальной работы
Этический и профессиональныйкодекс социального работника отвечает международным нормам социальной работы,принятым во всем мире. На российской конференции членов межрегиональнойАссоциации работников социальных служб (22 мая 1994г) был принятпрофессионально — этический кодекс соц. работника, в котором сформулированыморальные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.
Этические стандарты социальногоработника.
Суммируя все вышесказанное, атакже используя приемлемый для нашей страны опыт социальной работы за рубежом,где существует даже этический кодекс, разработанный НАРС, можно выделитьосновные этические стандарты социального работника.
К главным его положениямотносятся:
быть образцом личного поведения,в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиента;
делать все, чтобы способствоватьмаксимальной самостоятельности клиента;
уважать частную жизнь клиента идержать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;
в отношениях с коллегами бытьдоброжелательным, уважительным;
в процессе работы действовать всоответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;
служить своей профессией наблаго окружающих.
К этическим стандартампрофессионального общения социального работника можно отнести следующее:
социальный работник не долженучаствовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом;
социальный работник должен четкоразграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социальногоработника;
социальный работник долженстремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт,ставить служебный долг превыше всего;
социальный работник должен направлятьусилия на предупреждение негуманных и дискриминационных действий, направленныхпротив одного человека или групп людей;
социальный работник не должениспользовать профессиональные отношения для достижения личных целей;
социальный работник, занимающийсяисследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможныепоследствия для людей; убедиться, что участники исследования добровольноучаствуют в нем; информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (приэтом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования);
социальный работник,занимающийся исследовательской работой, должен защитить своих подчиненных отдискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав;
социальный работник,анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только спрофессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними;
информация, полученная впроцессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной.
Что касается непосредственныхэтических обязательств социального работника перед клиентом, то:
интересы клиента всегда должныбыть на первом месте;
социальный работник долженработать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используяпрофессиональные навыки;
недопустимо использованиевзаимоотношений с клиентом для достижения личной выгоды;
не следует проявлять,способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации, на основе расовыхпредрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием,национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственнымиили физическими недостатками, личностными характеристиками, условиями, статусом;
социальный работник долженинформировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях,предоставляемых ему социальной службой;
следует советоваться сколлегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;
социальный работник можетпрервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобынанести клиенту как можно меньший ущерб;
социальный работник долженстараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. приниматьрешения по поводу своих проблем, методов «лечения»;
социальному работнику не следуетучаствовать от имени своего клиента в действии, которое нарушает или подрываетгражданские или юридические права клиента.
Что касается такого важногоэтического момента как конфиденциальность, социальный работник должен:
уважать личную жизнь клиента исохранять конфиденциальность всей полученной информации;
информировать клиента о границахконфиденциальности в каждой конкретной ситуации, о целях получения информации иее использования;
получить согласие клиента напечатание, запись разговоров и участие третьего лица.
В отношениях с коллегами:
нужно быть уважительным,справедливым, честным, корректным;
следует сотрудничать с коллегамидля эффективного осуществления профессиональных интересов;
относиться с уважением кмнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналыдля высказывания своих суждений за этот счет;
если социальный работникзамещает коллегу, то он должен действовать с учетом его интересов, характера ирепутации;
социальный работник, руководящийсвоими коллегами, должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешеннойманере, оценивать их деятельность в соответствии с четко сформулированнымикритериями.
Этическая ответственность передпрофессией:
социальный работник долженпридерживаться и умножать ценности, этику, знания и миссию социальной работы;
социальному работнику следуетзащищать достоинство целостность профессии;
социальный работник должен бытьв курсе знаний, касающихся социальной работы и уметь их критически оценивать;
социальный работник долженучаствовать в накоплении знаний социальной работы, делиться результатамиисследований и практическим опытом с коллегами;
социальная работа, как и любаяотрасль знаний, находится в процессе постоянно развития и обогащения.
Приведенные выше этическиестандарты не являются единственно верными и всеобъемлющими, но они могут оказатьнекоторую помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной цельюкоторой является оказание помощи людям; стремление сделать общество болеепроцветающим и совершенным.
Профессиональные качествасоциального работника рассматриваются как проявление психологическихособенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений инавыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности впрофессиональном труде. Стиль поведения социального работника, обусловленныйсовокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями иинтересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую онформирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными иначальством.
Заключение
В России сложился ифункционирует институт «специалистов социальной работы». С 1991 годаначалась профессиональная подготовка по специальности «социальная работа».
В настоящей работе сделанапопытка проанализировать некоторые аспекты подготовки специалистов по социальнойработе, специфику их деятельности и профессионального мастерства Эффективностьсоциальной работы рассматривается как максимально возможное в данных условияхдостижения целей по удовлетворению социальных потребностей населения при оптимальныхзатратах
Большое значение в повышенииэффективности социальной работы имеет микроуровень — непосредственнодеятельность социального работника на уровне клиента. Она имеет первостепенноезначение для формирования профессиональной мотивации, для защиты клиентов, длясмягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.
Социальный работник осуществляетряд конкретных видов деятельности: психологическую, педагогическую,организаторскую и др.; он осуществляет цели социальной работы (увеличениестепени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь иболее эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация людей в обществе и,наконец, достижение такого состояния, когда необходимость в помощи социальногоработника отпадает и т.д.).
Социальный работник долженвладеть не малым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокимизнаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, право,чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.
Профессионально важные качествав работе рассматриваются как проявления психологических особенностей личностисоциальных работников. Социальные работники всегда интерпретируют объективнуюреальность через структуру своей личности. Личностные качества специалистов посоциальной работе являются базисными при становлении профессиональногомастерства.
Наиболее точным инструментомсоциального работника всегда будет его способность к пониманию смысловзаложенных в жизнедеятельности клиентов. Такая способность — искусство, котороеобеспечивается нерефлексируемыми механизмами, интуицией, заложенной вподсознании человека. Эти способности нельзя сформировать лишь на основаниипрофессионального обучения, но они всегда будут тем более действенны, чем вышекультурный и интеллектуальный уровень социального работника, гуманистическойнаправленности его личности.
Выполненная работа и полученныйфактический материал обращают внимание на особую важность при профессиональномобучении, переподготовке, повышении квалификации, работы с сознанием социальныхработников. Именно сознание — важнейший ресурс совершенствованияпрофессионального мастерства. Другими словами становится чрезвычайно важнойработа по формированию образа мира сотрудников социальных служб.
Сказанное требует развития впрофессиональной подготовке социальных работников, практико-ориентированныхдисциплин психолого-педагогического цикла, формирование у будущего специалистаэмоционально-образного и социального мышления, создание условий для раскрытиякреативного потенциала, социальной изобретательности.
Практика социальной работы — нетолько наука, но и искусство, предполагающее наличия у специалиста посоциальной работе комплекса гуманистических качеств.
Список использованной литературы
1.  Бочарова В.Г. Социальная работа: знакомство с профессией. — М., 1993.
2.  Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М.: Аргус, 1994.
3.  Ляшенко Л.И. Организация и управление социальной работой в России. Учебноепособие. — М.: Наука, 1995
4.  Профессиональная деятельность социального работника: содержание иорганизация. М.: Институт молодежи, 1993 г.
5.  Работник социальной службы. Профессиональный журнал. № 1 (3) 1998 г. Москва.Учредитель журнала: Ассоциация работников социальных служб. / Содержание иструктура психологической готовности работников социальных служб кпрофессиональной деятельности, с.21-25.
6.  Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портретсоциального работника. — М.: РГСИ, 1993 г.
7.  Холостова Е.И. Теория социальной работы. — М., 2000 г.
8.  Экономические основы социальной работы. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А.,М., МГСУ, 1999 г.
9.  Беребешкина З. А Этика социального работника. Учебное пособие. — М., 1995г.
10.     Доэл М. Практика социальной работы. М., 1995.
11.     Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М.:«Дело», 1993
12.     Павлюнок П.Д. Введение в профессию «социальная работа»:
13.     Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998
14.     Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогъ — НВФСПТ, 1995.
15.     Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: Учебноепособие. М.: Институт социальной работы, 1997
16.     Козлов А.А. Этический кодекс социальной работы. // Социальная работа,1998 г. — №4
17.     Лебедев Б.Л. Социальная работа в России: Теория, история, общественнаяпрактика. М.: Союз, 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.