Реферат по предмету "Разное"


Администрация муниципального образования город Краснодар Управление образования

Администрация муниципального образования город КраснодарУправление образования Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 44Образовательный проектТема: «субъектная позиция учащихся как условие формирования их социальной компетентности в многомерном образовательном пространстве гимназии»Автор проекта:Белкания И.А. – зам. директора МОУ Гимназия № 44 г. Краснодара.Научный руководитель проекта: Гребенникова В.М., канд. пед. наук, доц. Кубанского государственного университета.Научный консультант:Игнатович В.К., канд. пед. наук, доц. Кубанского государственного университетаКраснодар 2008^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТААктуальность темы. В современных подходах к проектированию образовательных систем социализация выступает базовым педагогическим понятием, задающим общий контекст образовательной деятельности (Н.Ф. Голованова, О.В. Лишин, А.В. Мудрик, А.Н. Тубельский и др.). В этой связи наиболее значимым компонентом содержания образования ребенка выступает его социальный опыт (как сумма осмысленных представлений о социальном бытии, готовности занимать определенную позицию, играть социальные роли, совершать ценностно ориентированные действия и поступки, в целом – осуществлять соответствующий осознаваемому «Я» стиль и образ жизни). Такое понимание сути образования ставит перед педагогами специфическую задачу формирования у ребенка социальных компетентностей – обобщенных способов действий, обеспечивающих продуктивное выполнение социально ориентированной деятельности и присущих ей социальных ролей. Согласно определению Совета Европы, социальные компетентности (наряду с политическими) входят в состав пяти ключевых, формирование которых выступает приоритетом работы с молодежью. Их сущность составляет «способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решения и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, способность участвовать в функционировании демократических институтов»1. Спектр формируемых в образовательном процессе компетентностей выступает основой становления интегративного качества личности – ее социальной компетентности, определяемой применительно к юношескому возрасту как «интегративное понятии, которое отражает возможности субъекта… осознавать взаимосвязанные процессы профессионализации, социальной адаптации и личностного самоопределения, в которые он оказывается погружен, и целесообразно управлять ими»2. Однако задача формирования социальных компетентностей школьников не может быть решена в традиционной системе обучения, направленной передачу суммы знаний, умений и навыков. Задачи социальной адаптации и личностного самоопределения, в процессе решения которых формируется социальная компетентность, ставятся самой личностью на основе уже имеющегося социального опыта, в то время как обычные учебные задачи (решение которых и составляет суть дидактического процесса) выступают внешними и отчужденными по отношению к субъектному опыту ребенка (В.П. Зинченко, В.Т. Кудрявцев, В.А. Петровский и др.). Среди разрабатываемых сегодня в науке и практике путей реализации компетентностного подхода одной из ведущих выступает идея проектирования креативной образовательной среды, где могут моделироваться отношения, в процессе которых личность обретает опыт решения смысложизненных задач (В.П. Бедерханова, В.М. Гребенникова, Ю.Ф. Мануйлов, В.Я. Ясвин и др.). В научно-методической литературе описаны сущность, состав и структура данного типа образовательных сред. Объективной новизной обладают воззрения, согласно которым наиболее эффективна та образовательная среда, открытая внешним социальным взаимодействиям, участником которых может выступать ребенок. Однако остаются не установленными педагогические условия, при которых ребенок становится субъектом такой образовательной среды, и его социальная компетентность выступает результатом реализации этой субъектности в процессе педагогически организованных внешних взаимодействий. Итак, можно зафиксировать противоречие между необходимостью обретения ребенком социальных компетентностей как эффективных средств формирования его социального опыта и отсутствием в теории и практике образования педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование социальных компетентностей ребенка как результата реализации его субъектной позиции во взаимодействии образовательной среды гимназии с внешним социокультурным окружением. Проблема исследования, таким образом, состоит в выявлении и обосновании условий, при которых может быть реализована субъектная позиция учащихся в процессе их педагогически организованных социальных взаимодействий в открытой внешнему социокультурному окружению образовательной среде гимназии. Такая постановка проблемы позволяет определить объект и предмет необходимых для ее решения преобразований.Объект планируемых преобразований – процесс формирования социальной компетентности учащихся в открытой внешнему социокультурному окружению образовательной среде гимназии. Предметом выступают педагогические условия реализации субъектной позиции учащихся в социальных взаимодействиях как источник становления их социального опыта. Настоящий проект преследует цель: разработать и обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности учащихся средствами реализации их субъектной позиции в педагогически организованных социальных взаимодействиях с внешним социокультурным окружением. Проект предусматривает проверку гипотезы: 1) социальные взаимодействия учащихся с внешним социокультурным окружением становятся источником формирования их социальной компетентности, если образовательная среда гимназии будет спроектирована как пересечение открытых внешнему социокультурному окружению и взаимно дополняющих пространств – познавательного, информационного, коммуникативного, правового, игрового, личностного самосовершенствования, – результатом освоения которых является выявление ребенком проблематики, обретение деятельностных средств и ценностных оснований его взаимодействий с внешним социокультурным окружением; 2) субъектная позиция ребенка в этой образовательной среде будет реализована в деятельности, направленной на решение проблем, выявляемых в процессе освоения этих пространств; 3) основными структурными компонентами этой деятельности будут выступать проблематизация, проектирование и самоэкспертиза учащихся, а также ее тьюториальное сопровождение педагогами гимназии.Задачи проекта: Разработать теоретическую модель формирования социальной компетентности учащихся в условиях креативной образовательной среды гимназии, открытой внешнему социокультурному окружению. Разработать и проверить в эксперименте способы создания образовательных пространств формирования социальной компетентности как совокупности педагогических условий реализации субъектной позиции учащихся в деятельности, направленной на выявление и решение проблем их социализации во внешнем социокультурном окружении. Оценить эффективность построенной модели по показателям динамики социальной компетентности учащихся. Разработать и реализовать способы переноса построенной модели в массовую практику образования.Общий замысел проекта, таким образом, состоит, во-первых, в создании спектра взаимно дополняющих пространств, каждом из которых может культивироваться субъектная позиция учащихся в различных видах социализирующей деятельности, направленной на выявление и решение проблем взаимодействия ребенка с внешним социокультурным окружением. Во-вторых, замысел проекта предусматривает создание и экспериментальную проверку инновационной образовательной программы как спектра индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, выстраиваемых ими совместно с педагогами-тьюторами, реализация которых предполагает их включение в реальные и модельные взаимодействия с источниками личностно значимой проблематики внешней социокультурной среды. В-третьих, замысел проекта предполагает создание комплексной системы оценки социального опыта учащихся по критериям сформированности ключевых социальных компетентностей. Основным механизмом оценки выступает общественная экспертиза результатов социально ориентированных проектов, реализованных учащимися в ходе прохождения индивидуальных образовательных маршрутов.Методологическую основу проекта составляют личностно ориентированный и компетентностный подходы. В этой системе взглядов формируемые социальные компетентности рассматриваются как средства творческой самореализации личности в разнообразных видах социально значимой деятельности. Теоретическую основу проекта составляют педагогическая теория социализации (Н.Ф. Голованова) и концепции продуктивного и эвристического обучения (Н.Б. Крылова, А.В. Хуторской, А.Н. Тубельский, В.М. Гребенникова), в которых социальный опыт ребенка выступает результатом реализации его социальной активности при освоении разнообразных культурных практик. При реализации проекта будут использованы методы анализа теоретических источников, обобщения педагогического опыта, проблемно ориентированного анализа образовательной среды гимназии, формирующего социально-педагогического эксперимента, экспертной оценки продуктов творческой деятельности учащихся, а также методы педагогической диагностики и статистической обработки полученных данных.Научная новизна предполагаемых результатов проекта состоит в развитии представлений о вариативности и многомерности образовательной среды гимназии, открытой внешнему социокультурному окружению, ее структуре и дополнительности составляющих ее пространств, определяющих способы реализации субъектной позиции учащихся как условия эффективности формирования их социальной компетентности. Практическая значимость результатов проекта связана с возможностями проектирования образовательных программ, реализуемых на основе педагогически организованных социальных взаимодействий учащихся с источниками личностно значимой проблематики во внешнем социокультурном окружении и ориентированных на развитие социального опыта учащихся. Результаты проекта могут быть использованы в массовой практике образования, педагогическими коллективами и органами общественного управления образованием при проектировании систем взаимодействия образовательных учреждений с внешней социокультурной средой в целях повышения качества образования и формирования социально зрелой личности учащихся.^ ЭТАПЫ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТАРеализация проекта планируется в три этапа.Первый этап (2008/2009 у.г.) преследует цель разработки моделей пространств, составляющих образовательную среду гимназии на всех ступенях образования. Определяется их предметное содержание, принципы взаимодействия субъектов, проектируются новые виды образовательной деятельности и социально-ролевые позиции ее участников, реализуемые в условиях педагогически организованных взаимодействий с внешним социокультурным окружением. Предположительно, к ним будут отнесены: - деятельность уполномоченного по правам участников образовательного процесса; - психоконсультирование и тренинг личностного роста учащихся; - самостоятельная работа учащихся с источниками информации, включая СМИ, Интернет и др.; - разработка и реализация индивидуальных учебных модулей для гимназистов; - разработка и проведение продуктивных эвристических игр по проблематике социализации ребенка во внешней социокультурной среде; - организация дискуссий и др. интерактивных форм продуктивного взаимодействия педагогов и учащихся; - организация исследовательских экспедиций и «путешествий» по объектам внешнего социокультурного окружения - организация экспертизы и тьюторского сопровождения социально ориентированных инициативных проектов личностно значимой проблематики. На данном этапе осуществляются следующие мероприятия: принимается санкционирующее решение о реализации проекта и заседании Управляющего совета гимназии; организуется деятельность временных творческих коллективов из числа педагогов гимназии по проектированию пространств становления социальной компетентности учащихся; организуется повышение квалификации участников ВТК по направлениям «Принципы эвристического обучения в организации социальных взаимодействий учащихся» и «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в открытом пространстве социализации ребенка»; организуется развивающая экспертиза проектных материалов; планируется взаимодействие участников образовательного процесса по реализации разработанных проектов; определяется круг внешних социальных партнеров школы, занятых в реализации проекта; разрабатываются организационно-педагогические основы реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в новых педагогических условиях; осуществляется развивающая экспертиза проектных материалов.Ожидаемый результат этапа: проект инновационной образовательной программы как конкретизированной модели спектра взаимно дополняющих образовательных пространств формирования социальной компетентности учащихся.Второй этап (2009/2010 у.г.) посвящен созданию организационно-педагогических условий реализации инновационной образовательной программы и ее апробации. Определяются институциональные формы новых видов образовательной деятельности учащихся, формируется необходимая материально-техническая и учебно-методическая база. Организуется деятельность различных творческих объединений учащихся в рамках действующей системы дополнительного образования. Разрабатывается и апробируется проект нелинейного расписания занятий гимназистов. Формируется (на добровольной основе) экспериментальная группа гимназистов для участия в апробации инновационной образовательной программы в форме «Летнего семестра». Организуется проведение «Летнего семестра» в форме летнего лагеря как модели будущей образовательной системы гимназии. На этом же этапе разрабатывается и апробируется модель общественной экспертизы результатов социально ориентированной деятельности учащихся. Определяется круг представителей внешних социальных институтов, которые могут быть привлечены к процедурам общественной экспертизы, и способы взаимодействия с ними. На данном этапе осуществляются мероприятия: организация работы сети творческих объединений учащихся в модельных институциональных формах новых видов образовательной деятельности учащихся; организация ВТК педагогов по разработке и апробации макета нелинейного расписания занятий учащихся; проведение повышения квалификации педагогов по направлению «Педагогика временного детского коллектива»; разработка программы, положения и организация «Летнего семестра» на базе летнего образовательного лагеря; презентация результатов деятельности учащихся по программе «Летнего семестра» и размещение их на Интернет-сайте гимназии.Ожидаемый результат этапа: база данных готовности перехода гимназии к новой модели образовательного процесса. На третьем этапе (2010/2011 у.г.) осуществляется формирующий социально-педагогический эксперимент по проверке эффективности новой модели образовательного процесса и комплексное изучение показателей качества образования в параметрах полученного социального опыта и сформированных социальных компетентностей учащихся. Организуется деятельность гимназии на основе инновационной образовательной программы в режиме реального действия. Выявляются трудности перехода к новой модели, разрабатываются способы их коррекции. Уточняется состав и структура социальных компетентностей учащихся, определяются методы и процедуры их диагностики в контексте реализуемой субъектной позиции, определяются возможности общественной экспертизы в определении уровня их сформированности. Полученный педагогический опыт обобщается и оформляется в виде серии публикаций и докладов на методических семинарах и научно-практических конференциях. Проводятся мероприятия: разработка и утверждение годового плана работы гимназии по реализации инновационной образовательной программы; организация мониторинга перехода гимназии к новой модели образовательного процесса; организация деятельности экспертных групп из числа педагогов-психологов, социальных педагогов и внешних социальных партнеров по разработке методов и процедур оценки уровня сформированности социальных компетентностей учащихся; организация общественной презентации и экспертизы результатов реализации проекта; составление текстов публикаций и докладов.Ожидаемый результат этапа: обобщенная модель деятельности по формированию социальных компетенций учащихся в многомерной образовательной среде гимназии.^ ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТАПредполагается получение следующих конечных результатов реализации проекта. Инновационная образовательная программа и методика проектирования педагогических условий формирования социальной компетентности учащихся – продукт реализации проекта. В структуре социального опыта учащихся гимназии будут представлены социальные компетентности и субъектная позиция на высоком уровне выраженности. Сформированные социальные компетентности будут активно использоваться учащимися как средства личностного и профессионального самоопределения в ситуациях выбора будущей профессии, определения ближайших жизненных планов, разрешения межличностных и деловых конфликтов, выбора стиля социального поведения, вхождения в коллектив – личностно ориентированные результаты. На основе овладения ключевыми компетентностями возрастет эффективность социально ориентированной деятельности учащихся вне рамок образовательного процесса гимназии – эффект реализации проекта.Для оценки эффективности реализации проекта предполагается использование следующих критериев. Возрастание (на уровне диагностируемой значимости различий) доли творческого компонента в социально ориентированной и учебно-познавательной деятельности учащихся по отношению к репродуктивному. Рост (на уровне диагностируемой значимости различий) уровня выраженности личностных качеств учащихся, реализуемых в решении проблем, связанных с осуществлением социальных взаимодействий. Увеличение числа и качества реализации разнообразных социально-ролевых позиций, осуществляемых учащимися в ситуациях социальных взаимодействий.Список литературы, использованной в проектеАсмолов А.Г. Психология личности. –М., 1990. - 249 с.Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: монография. Краснодар, 2001.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. Бим-Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. 2001. № 3. С. 28 – 48Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб, 2004.Гольдин А.М. Образовательная модель Школа – парк. Теория и практика. Екатеринбург, 2001.  Гребенникова В.М. Преемственность в формировании креативности как личностного качества старшеклассников и студентов. Краснодар, 2005.Зеер Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып 5 / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. М., 2007.Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. Колесникова И.А, Горчакова-Сибирцева М.А.. Педагогическое проектирование. М., 2005Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1980. Концепция модернизации российского образования на пе­риод до 2010 года // Вестник образования России: сборник приказов иинструкций Министерства образования. 2002. № 1. С. 7-16. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. Крылова Н.Б., Леонтьева О.М. Образование, ориентированное на свободу и самоопределение ребенка. Ч. 1 // Директор школы, 2001. №2.Крылова Н.Б. Практика демократии начинается в школе // Демократическая школа. № 1. 2005. С. 4 – 7.Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. М., 2005.Марасанов Г.И., Рототаева И.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в школьном возрасте. М., 2003. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат. М., 1999. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д, 1996Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Воспросы психологии, 1996. №1. С. 20 – 34.Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А. Целостная природа человека и проблема социализации ребенка. Мир психологии. 2004. № 4. С. 18 – 27.Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе / Под ред. А.В. Мудрика. М., 2004. 1 Цит. по: Зеер Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып 5 / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. М., 2007. С. 350. 2 Марасанов Г.И., Рототаева Н.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. М., 2003. С. 26.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.