Реферат по предмету "Социология"


Проблемы молодых семей и пути их решения

Содержание.
 
Введение………………………………………………………………..2
1.  Влияниегосударственной политики на формирование одного из основных ресурсов власти –стабильности и экономической независимости молодой семьи………………………………….4
2.  Проблемы молодыхсемей и пути их решения……………...…9
3.  Проект «Молодаясемья»………………………………………15
Заключение……………………………………………………………18
Источники……………………………………………………………..20

Введение.
 
Отсутствие комплексныхсоциологических исследований в сфере молодой семьи не позволяет выделитьнаправления развития ее внутреннего потенциала, создать систему мер поподготовке молодежи к семейной жизни, организовать эффективную консультационнуюсеть для молодых семей. В настоящее время в регионе отсутствует благоприятныйимидж молодой семьи, до настоящего времени основные усилия были направлены насоциально слабые слои населения. Причем, устранялись последствия, а не причины.
Применяемые инструментывоздействия в немалой степени порождали иждивенческие настроения. Определениерегионального стандарта социальных услуг молодой семье, создание единой системыучёта фактически предоставляемых социальных услуг государственными,муниципальными учреждениями, организациями, различными образованияминекоммерческого сектора позволит в каждом муниципальном образовании оценить ихкачество и эффективность использования бюджетных средств. Немаловажным впроекте является разработка механизма развития и реализации социальногопотенциала молодой семьи. Изучение таких аспектов, как экономический,демографический, образовательный, информационный и ряд других, даст возможностьмолодой семье использовать прежде всего собственные ресурсы.
Предполагаемый аудитсоциальных услуг молодой семье определит потенциальные возможности привлечениявнебюджетного финансирования. Создание некоммерческого общественного фонда будетспособствовать укреплению социального партнёрства в вопросах создания условийдля повышения качества жизни молодых семей.
1.Влияние государственной политики на формированиеодного из основных ресурсов власти – стабильности и экономической независимостимолодой семьи.

 Не надо обладать какой-либо особойсверхпроницательностью, чтобы отметить существенные изменения в умонастроенияхи самочувствии общества в начале нового 21 века. Я не склонна драматизироватьситуацию, но должна признаться, что особого оптимизма у меня лично последниесобытия не вызывают. В России сейчас одновременно запущено несколько реформ всоциально-экономической сфере. Реформы затронули такие важнейшие области нашейжизни, как образование, здравоохранение, жилье. Государство очень резко ижестко подвело черту под всеми привычными представлениями людей о том, что оноявляется защитником социального благополучия той части населения, котораябольше всего в этой защите нуждается. И это, конечно, общие негативныетенденции не могут не отразиться на самых основных общественных институтах и,прежде всего, речь должна идти о сохранении, укреплении и развитии институтасемьи.
 Руководитель Московскогорегионального отделения Российской партии ЖИЗНИ, подняла вопрос, который редкообсуждается, но имеет принципиальное значение. Это вопрос качества жизнимолодой семьи.
Экономическая программа РПЖ ставитсвоей главной целью повышение качества жизни населения. Воспроизводящая ячейкаобщества – это семья, поэтому тема качества жизни молодой семьи исключительносовременна исвоевременна.
 Москва становитсякрасивейшим и все более благополучным городом, где люди женятся, рожают детей,работают, разводятся, к сожалению, болеют и уходят из жизни. Что же нужноделать, чтобы семьи хотели иметь 3-х и более детей, чтобы показатели брачностиво много раз превосходили число разводов; чтобы население замедлило ростстарения, а продолжительность жизни – увеличилась? Прежде всего, государство неимеет морального права уходить из тех сфер, в которых человек остаетсясоциально незащищенным. Государство не должно замалчивать те проблемы, которыеобострились в годы перестройки, особенно если речь идет о воспроизводственаселения. Приведу несколько цифр. В 1990 году у матерей в возрасте 20-24 летродилось 32137 детей, а в 1998 году в этой же группе – 22594 ребенка. Сейчаснаблюдается некоторый рост рождаемости, но он пока еще очень незначителен инеравномерен по регионам.
 Заметно увеличиваетсядоля детей, рожденных женщинами, не состоящими в зарегистрированном браке.Возьмем в процентах от общего числа родившихся: в 1990 году – 13.4%, а в 1998году – уже 25%. В Москве падает число детских дошкольных учреждений. Снижениерождаемости и распространение малодетности несет с собой и много других проблемсоциально-экономического и морально-психологического характера. Очевидно, чтомалодетность не способствует стабильности института брака. Увеличение долилюдей, выросших единственным ребенком, психологически отличается от тех, ктовырос среди братьев и сестер, приобретающих навыки общения в коллективе. Большинстволюдей, выросших в малодетных семьях, не пожелают стать родителями несколькихдетей. Это прямая опасность для государства, т к. все больше и больше будетпроисходить вымывание трудовых ресурсов из реального сектора экономики, которыйобеспечивает социальную успешность государства. И цифры эту тенденциюподтверждают. Из общей численности трудовых ресурсов экономически активноенаселение в 1993 году составляло 5474 тыс. человек, а в 1998 году – уже 5261тыс. человек.
 Вторая реальнаяопасность для государства от ослабления института семейных отношений –опережающий рост этносов (по отношению к коренному населению), где разводыявляются исключением, запрещены аборты, и многодетность всячески поощряется. Вусловиях неконтролируемой и нерегулируемой миграции эту опасность нельзянедооценивать. Понятно, что государство не может непосредственно участвовать вукреплении семьи, но его роль определяющая. В России на современном этаперазвития именно от государства зависит успешная реализация начатых реформ всоциально-экономической сфере, имеющих прямое отношение к росту качества жизнинаселения в целом и семьи в
частности. Итак, мы говорили о том,что качество жизни молодой семьи в 21 веке будет определяться стабильностьюбрачных отношений и экономической независимостью. Эти факторы способны привестик увеличению рождаемости, в том случае, если государство даст сигнал молодежи освоей готовности решать насущные проблемы молодых семей – хорошее и доступноеобразование, гарантированная работа, жилье, развитая социальная инфраструктура.Особое внимание я хотела бы обратить на вопросы занятости молодых людей. Мыочень много говорим о необходимости развития и внедрения высоких технологий,увеличении инновационной активности, но пока это только разговоры. Доля высокихтехнологий в общем объеме промышленного производства очень мала (1% от уровнянаиболее развитых стран). Следовательно, и трудоустройство молодыхспециалистов, окончивших лучшие ВУЗы и технические университеты в Москве и вРоссии резко ограничено.
Создание своего дела вмалом и среднем бизнесе также затруднено по целому ряду причин. Прежде всего,это бюрократизм и коррупция. Недаром по развитию малого бизнеса Россиянаходится на 125 месте в мире (наше место как раз после Замбии). Отдельноостановлюсь на жилищной проблеме. Для молодых семей она носит принципиальныйхарактер. Решение этой проблемы в разработке и принятии как можно большегоколичества программ, позволяющих молодым семья получить жилье в достаточнокороткие сроки, предложены две программы, одна из которых уже реализуется.
Государство должносделать вывод из событий, последовавших за непродуманной реформой монетизациильгот. Сейчас на улицу вышли пенсионеры, инвалиды, ветераны. Если не решатьнасущные проблемы молодежи, последствия будут гораздо хуже. Никому не нужныльготы, доплаты, дотации. Доходы населения и заработная плата в первую очередьдолжны обеспечивать необходимый уровень жизни всего населения и стимулироватьвоспроизводственную функцию молодых семей в 21 веке.

2.Проблемы молодых семей и пути их решения
В настоящее времяосновные усилия государства направляются на те сферы социально-экономическойполитики, которые прямо определяют качество жизни граждан. Приоритетным срединих являются вопросы молодой семьи, поэтому в реализации государственноймолодежной политики в Республике Башкортостан в сфере социально-экономическихпотребностей молодежи и молодых семей — этот вопрос связан с социальнымблагополучием, с увеличением рождаемости, с психологическим здоровьем семьи.Работа с молодыми семьями строится в соответствии с Законом РБ от 24 июля 2002года «О государственной поддержке молодых семей в
Республике Башкортостан»Положения этого Закона приведены в соответствие с Федеральными Законами.Основными направлениями государственной поддержки молодых семей в Республике
Башкортостан являются:принятие законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих мерыгосударственной поддержки молодых семей; принятие и реализация целевых программпо государственной поддержке молодых семей; разработка программ по льготномуипотечному кредитованию молодых семей для строительства или приобретения жилья.поддержка деятельности социально-психологических служб по предупреждениюразводов, оптимизации взаимоотношений разведенных супругов, реабилитацииодиноких матерей (отцов); реализация мер по охране здоровья членов молодыхсемей; создание и развитие учреждений, осуществляющих деятельность по охранерепродуктивного здоровья молодых граждан и планированию семьи; создание условийдля активного участия молодых семей в общественной жизни республики.
Позвольте краткоостановиться на некоторых направлениях, которые вплотную осуществляютсяГоскомитетом по молодежной политике Республики Башкортостан. В РеспубликеБашкортостан за последние 15 лет определена концепция государственноймолодежной политики, совершенствуется технология ее осуществления, и оказаниесоциально-психологической помощи детям, семье, молодежи является важнымкомпонентом ее реализации.
Начиная с 1990 год-Годамолодежи — в Уфе созданы первые в республике учреждениясоциально-психологической помощи детям, семье, молодежи. В настоящее время –это Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям,молодежи, Городской Центр психолого-медико социального сопровождения «Индиго»,и для районов Башкирского Зауралья – Баймакский региональный центрсоциально-психологической помощи детям, семье, молодежи. Учитывая важностьпоставленной задачи, в настоящее время республике в ведении органов по деламмолодежи, при поддержке Госкомитета молодежи РБ действуют 42 Центра(службы, отделы, кабинеты) и 25 служб «Телефона доверия». На базеРеспубликанского центра социально-психолгической помощи семье, детям, молодежидействует целевая программа «Семья плюс» – оказание комплексной помощи молодойсемье. Вместе с этим при Республиканском центре социально психологическойпомощи действует 9 филиалов по оказанию социально-психологической помощиучастникам боевых действий. Проблемы бывших участников локальных войн где-токосвенно, а где-то напрямую касаются проблем семьи тоже — это трудоустройство,обучение, улучшение жилищных условий, оказание психологической и медицинскойпомощи и др.проблемы).
Сегодня мы можемконстатировать тот факт, что Центры социально-психологической помощи детям,семье, молодежи пользуются все большей популярностью, примером тому служит, чтов течение 2005 года специалистами центров республики была оказана помощь свыше207 тысячам обратившимся молодым гражданам, из них только Республиканскимцентром — 50 371. Учитывая актуальность решения демографических проблем, в 2003году подписан совместный приказ Государственного комитета РеспубликиБашкортостан по молодежной политике и Министерства здравоохранения РеспубликиБашкортостан «Об организации деятельности кабинетов планирования семьи на базеучреждений, подведомственных органам по делам молодежи в РеспубликеБашкортостан», что создало условия для открытия кабинетов планирования семьи набазе ряда учреждений молодежной политики. Одним из плюсов совместногоразмещения кабинетов планирования семьи и центров социально-психологическойпомощи – это то, что в учреждения молодежной политики молодежь идет болееохотно и доверительно. Следует отметить системную работу действующих кабинетомпланирования семьи Деятельность ведется в четырех направлениях: состаршеклассниками, учащимися ПТУ и молодежью, с будущими семейными парами и сбудущими молодыми мамами.
Вместе с методической,научной работой в Центрах социально — психологической помощи молодым семьямГоскомитет молодежи Республики Башкортостан организует работу, которая призванаповысить статус молодой семьи, привлечь внимание молодежи к престижностисемейной жизни, вызвать желание строить дружную, талантливую и счастливую семью– речь идет о проведении конкурсов «Молодая семья». Конкурс этот традиционнопроходит при большой активности молодежи, когда используются творческиеспособности супругов и их детей, а также, что необходимо подчеркнуть – традициисемей, в которых выросли сами молодые супруги. В своем Послании ФедеральномуСобранию Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил программу решениядемографической проблемы, для чего по его мнению, необходимо создать надлежащиеусловия и стимулы для роста рождаемости, принять эффективные программыподдержки материнства, детства, поддержки семьи.
Одним из важных фактороврешения данной проблемы – это решение жилищного вопроса. В республике внастоящее время действует Постановление Правительства РБ от 25 марта 2003 года«О республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихсяв улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы» За это время была разработананормативно-правовая база, определены объемы и источники финансирования,отработаны формы взаимодействия участников системы государственной поддержкимолодых семей в строительстве или приобретении жилья. Год от года Постановлениеэто становится все более популярным и огромное количество молодых семейобращаются в органы по молодежной политике и многие из них уже получаютподдержку от государства. По состоянию на 01. января 2006 года 16 000 молодыхграждан республики являются участниками Республиканской Программы
«Государственнойподдержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010годы». В рамках действия этой
Программы в 2005 году выделено 493 квартиры;субсидии участникам Программы при рождении ( усыновлении) ребенка из средствфедерального и
республиканского бюджетов –выделено762 молодым семьям на общую сумму 55 млн рублей Кроме того, в целях реализацииподпрограммы
«Обеспечение жильеммолодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерацииот 31 декабря 2005 года № 865, Государственным комитетом РеспубликиБашкортостан по молодежной политике разработан проект постановленияПравительства Республики Башкортостан «О дополнительных мерах по реализации«Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихсяв улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы»», который в настоящее времянаходится на согласовании В заключение хочу подчеркнуть, что от построениякрепкой молодой семьи зависит развитие и укрепление экономически сильногогосударства, в котором социальные гарантии общества будут находиться в болееуверенных позициях.
Государственный комитетРеспублики Башкортостан по молодежной политике прилагает все усилия ииспользует весь свой творческий потенциал для решения этих проблем.
3.Проект«Молодая семья».
 
Создание условий дляповышения качества жизни молодых семей Пермского края возможно на основеразвития и реализации потенциала молодых семей (экономический, демографический,образовательный, информационный и иные аспекты) через создание единойинформационной системы мониторинга эффективности социальных услуг, оказываемыхмолодым семьям организациями и учреждениями государственной и муниципальнойвласти. Проект «Молодая семья – стратегический потенциал Пермского края(региональный стандарт социальных услуг молодой семье) будет выполнятьсяспециалистами ГУ «Областной Центр «Социум плюс» и менеджерами, координирующимиреализацию проекта в муниципальных образованиях Пермского края (г.г.Пермь, Соликамск, Кудымкар, Губаха, Чусовой, Кунгур, Чайковский, Добрянка,Верещагинский район).
Проект направлен, преждевсего, на решение проблем молодой семьи. В настоящее время в регионе отсутствуетструктура, призванная оказывать комплексную помощь молодой семье. Молодые семьимало осведомлены о молодежной политике региона, об областных целевых программах«Молодежь Прикамья» «Семья и дети Прикамья». Центры, призванные оказыватьсоциальные услуги молодым семьям не выполняют своих главных функций. Центрпланирования семьи ассоциируется с нежелательной беременностью, Центрпсихолого-педагогической помощи населению- с работой школьных психологов, с отборомв начальную школу и помощью трудным подросткам. Для того, чтобы изменитьситуации представляется необходимым кардинальным образом пересмотреть принципыработы с молодой семьей. Необходимо отслеживать социальную, экономическую,культурную ситуацию в семейной молодежной сфере; разрабатывать соответствующиепрограммы по исправлению ситуации для административных инстанций и общественныхорганизаций, готовить кадровый потенциал для реализации программ на местах;осуществлять ее информационное обеспечение, проводить программу в жизнь. Кадры,работающие в сфере молодежной политики, и с молодой семьей в частности,нуждаются в постоянной информационной и методической помощи.
 Отсутствие комплексныхсоциологических исследований в сфере молодой семьи не позволяет выделитьнаправления развития ее внутреннего потенциала, создать систему мер поподготовке молодежи к семейной жизни, организовать эффективную консультационнуюсеть для молодых семей. В настоящее время в регионе отсутствует благоприятныйимидж молодой семьи, до настоящего времени основные усилия были направлены насоциально слабые слои населения. Причем, устранялись последствия, а не причины.
Применяемые инструментывоздействия в немалой степени порождали иждивенческие настроения. Определениерегионального стандарта социальных услуг молодой семье, создание единой системыучёта фактически предоставляемых социальных услуг государственными,муниципальными учреждениями, организациями, различными образованияминекоммерческого сектора позволит в каждом муниципальном образовании оценить ихкачество и эффективность использования бюджетных средств. Немаловажным впроекте является разработка механизма развития и реализации социальногопотенциала молодой семьи. Изучение таких аспектов, как экономический,демографический, образовательный, информационный и ряд других, даст возможностьмолодой семье использовать прежде всего собственные ресурсы.
Предполагаемый аудитсоциальных услуг молодой семье определит потенциальные возможности привлечениявнебюджетного финансирования. Создание некоммерческого общественного фонда будетспособствовать укреплению социального партнёрства в вопросах создания условийдля повышения качества жизни молодых семей.
Заключение.
 
Безусловно, и финансовоеположение семьи, и уверенность в будущем детей, и состояние здоровья — все этовлияет на уровень рождаемости.
 Но одной из главных иострых проблем молодых семей является отсутствие собственного жилья. Длямолодой семейной пары благоустроенное жилье- не только характеристика качестважизни, но и фактор социализации, условие развития ее духовных и физических
сил. В нынешней экономическойситуации большинство молодых семей практически лишены перспективы на улучшениежилищных условий за счет предприятий. Молодая семья формирует новое поколение,и каким оно будет, зависит от социального благополучия. Я полагаю, чтосоциально-экономическая поддержка молодых семей предполагает созданиенеобходимых условий для адаптации ее в условиях тяжелой экономической ситуации,и государству нужно больше создавать национальных проектов, которыеспособствовали решению проблем молодых семей и молодежи в целом. Введениеродовых сертификатов с очень малой интенсивностью будет влиять надемографическую ситуацию. Для молодых семей и молодежи в целом актуально стоитвопрос безработицы. Молодежи, окончившей высшие учебные заведения, очень сложнонайти работу по квалификации. К сожалению, часто встречаются молодые семьи, гдеодин из супругов безработный, и вряд ли в этой ситуации что-то изменит родовойсертификат. Государству нужно решение проблем молодежи, иначе мы рискуемостаться без будущего.
Источники.
 
1. Выступление на пресс — конференции по теме «Проблемымолодых семей и пути их решения» www.molodostrb.ru/ www.informrb.ru/
2. file:/Конференция Информационные технологии вобразовании .htm.
3. CMNews. Ru
www. iamik.ru/?op= full&what=content&ident 23237. «Коалиция развития» 07-04-2006.
4. Выступление И.М. Рукиной на Третьем МеждународномКонгрессе «Мир семьи» Москва, 27-29 января 2005 годаАдреспубликации — rukina.msk.ru/archives/000032.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.