Предупреждениеконфликта
Общие положения
Не всегда конфликты можнооднозначно трактовать в качестве положительного или отрицательного явления. Вто же время, очевидно, что конфликты, наносящие непоправимый ущерб людям иприроде, конфликты, связанные с насилием, должны быть ограничены или, ещелучше, предупреждены. Последний акт, конечно, более разумен и полезен со всехточек зрения, чем прекращение или разрешение конфликта, уже имеющего место.Поэтому именно на предупреждение конфликтов направлены значительные усилия какобщественных, так и государственных институтов. В основном это связано смежгосударственными и криминальными конфликтами, угрожающими жизни, здоровью,имуществу граждан, общественным интересам и ценностям. В 90-е гг. в нашейстране и в некоторых других странах (США, Индии, Испании) стали обращатьсерьезное внимание именно на предупреждение этнических конфликтов. Предупреждениюмежгосударственных конфликтов постоянно уделяют внимание такие органы мировогосообщества, как Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея ООН, а такжерегиональные военно-политические организации (НАТО и др.).
Нельзя не отметить, чтоэффективность предупреждения конфликтов межгосударственных и этнических, ксожалению, невелика. Объясняется это, главным образом, тем, что проблемапостороннего вмешательства в конфликт на его латентной стадии, а тем болееранней, встречает препятствия.
С одной стороны, такоевмешательство (а при раннем предупреждении — даже «предвмешательство»)социально полезно, часто необходимо и, во всяком случае, более продуктивно, чембесстрастное ожидание развязки. Достаточно вспомнить историю возникновенияВторой мировой войны, чтобы убедиться в справедливости этого вывода. Такоевмешательство может оказаться нелегитимным, если его не поддерживают обестороны не только внутри «конфликтогенной» страны (Югославия), но и вовне. Так,в марте 1999 г. вооруженные силы стран НАТО воздействовали на одну из сторонмежэтнического конфликта (сербы), это вызвало негативную реакцию России, Китая,Индии.
С другой стороны,конфликт нередко рассматривается (и не без основания) как частное дело сторон.Считается, что с позиций гуманизма и невмешательства в чужие дела навязыватьсвое решение, а тем более принуждать стороны к согласию или определенномуповедению неэтично и неправомерно. Поэтому и получается, что вмешательство вконфликт (а предупреждение — одна из форм вмешательства) возможно и эффективнотолько тогда, когда конфликт перерастает рамки личных (групповых) отношений истановится значительным общественно значимым событием, затрагивающим жизненныеинтересы других групп (беженцы, экология, катастрофы и т.д.). Предупреждениеконфликта заключается в первую очередь в воздействии на все или некоторые егоэлементы до того, как открытое противостояние возникло. Поэтому, в зависимостиот причин и характера конфликта предупредительная деятельность может бытьвесьма разнообразной. Остановимся на некоторых ее аспектах.
Устранениепричин конфликта
Наиболее эффективнойформой предупреждения конфликта является устранение его причин. Деятельность попредупреждению разнообразна и многоуровнева. На общесоциальном уровне речь идето выявлении и устранении крупных экономических, социальных и политическихфакторов, дезорганизующих общественную и политическую жизнь. Перекосы вэкономике, резкий разрыв в уровне и качестве жизни больших групп и слоевнаселения, политическая неустроенность, неорганизованность и неэффективностьсистемы управления — все это служит постоянным источником крупных и мелких,внутренних и внешних конфликтов. Предупреждение их предполагаетпоследовательное проведение социальной, экономической, культурной политики винтересах всего общества, укрепление правопорядка и законности, повышениедуховной культуры людей. Условно назовем его «общим», или «общенациональным»,предупреждением любых негативных явлений в обществе, в том числе и конфликтныхситуаций. Для его планомерного осуществления нужна продуманная государственнаястратегия развития, пользующаяся массовой поддержкой населения. Однако было быиллюзией считать, что на таком уровне существуют вполне эффективные способыполного устранения конфликтов, связанных с неравенством больших социальныхгрупп. А как показывает история человечества, социальное неравенство постоянновоспроизводится. Периодически повторяющиеся революции значительно меняют типы,формы и методы осуществления неравенства, однако устранить его в принципе не всостоянии. В любом обществе всегда существовал и, видимо, будет существоватьконфликт интересов между различными социальными группами, хотя бы из-за праваобладать и (или) распоряжаться жизненно важными ресурсами, которые ограничены.Представляется постоянным и стремление изменить формы и виды собственности. Здесьобычно возникает сложная проблема справедливости и несправедливости —нормативные понятия морали, играющие большую роль в возникновении любогоконфликта.
Эти понятияконкретно-исторические, их содержание менялось на протяжении веков. В основесовременного подхода лежат два принципа — равенство (по закону) ипропорциональность (по заслугам). Ныне социально справедливым принято считатьто общество, в котором люди имеют равные условия для реализации своих различныхспособностей; а также существует объективный, а не уравнительный подход коценке результатов деятельности каждого («справедливое неравенство»). Но воценке этого явления различные группы населения имеют специфические, чаще всегорасходящиеся с общими («усредненными») позиции. И пока будут существовать«группы по интересам», будет актуальна и проблема социальной справедливости.По-видимому, преодоление несправедливости — процесс, не имеющий конца.
И все же существенноезначение имеют попытки изменить существующие ценностные ориентации населения внаправлении повышения уважения к личности, укрепления доверия к государству,борьбы с насилием, с нетерпимостью к чужим мнениям. Толерантность, плюрализммнений, гласность — относительно новые явления в нашем обществе, они еще невошли органически в его «плоть и кровь». Тем более актуальны попытки преодолетькризис, изжить «субкультуру насилия», характерную для многих слоев населения,уважать и защищать права человека, его законные интересы. Возможностиустранения причин конфликтов существенно ограничиваются культурным уровнемнаселения, растущей социальной поляризацией, сохранением отчуждения и другимине менее важными обстоятельствами. Формы проявления социальных конфликтовконкретны, они зависят от исторических и культурных традиций, организацииобщества, соотношения сил социальных групп, особенно крупных. При всехвозможных отрицательных моментах социальный конфликт, как отмечалось,несомненно обладает и созидательной энергией, которая чаще всего проявляется нетолько в ходе, но и в результате конфликта. Это утверждение при некоторыхоговорках применимо и к анализу различных противоборствующих сторон всовременной России.
Необходимость анализа
В целях предупреждениямногочисленных конфликтов, возникающих в общественной жизни, необходимо выявлениеи изучение их причин, чему должно способствовать развитие конфликтологическихисследований. Каждый конфликт на производстве, в быту, сфере досуга возникаетпо конкретным причинам и при определенных условиях. Это конкретное обычноотражает более общие проблемы и противоречия той или иной сферы жизни. Поэтомуанализ и объяснение объективных причин возникновения наиболее распространенныхслучаев и последующее обобщение данных может сыграть важную роль в определениикруга социальных проблем, нуждающихся в безотлагательном решении, —экономических, политических, социальных. Психологические исследований, изучениеобщественного мнения, массового настроения также дают существенные результатыдля определения направленности усилий социальных институтов и властныхструктур. В психологическом, индивидуальном плане устранение причин конфликтатесно связано с воздействием на мотивацию участников и предполагает выдвижениеконтрмотивов, которые заблокировали бы первоначальные агрессивные намеренияконфликтующих участников. Особо важное значение имеет предупреждениемежличностных криминальных конфликтов, сопряженных с насилием. Анализ причинпреступления в процессе расследования, являющихся, согласно требованиямуголовно-процессуального законодательства, обязательной стороной расследования,чаще всего ограничивается самым общим указанием на мотивы, обозначаемые встандартных юридических категориях безотносительно к их подлинномупсихологическому содержанию. Нередко совершаемые преступные действияхарактеризуются как «беспричинные». Это свойственно, в частности, и работникамсредств массовой информации, которые нередко не в состоянии профессиональнопроанализировать ситуацию. Глубокий и компетентный анализ сути конфликтныхситуаций и мотивов поведения субъектов еще на ранних стадиях, пока разногласияне переросли в насилие, помог бы избежать многих оплошностей и в работеправоохранительных органов. Как известно из практики многих стран,предупреждение «уличного» и бытового видов насилия начинается с контроля заситуациями, характеризующимися обычно затяжными конфликтами.
Поддержкасотрудничества
Напомним, что прежде чемвступить в противоборство, будущие соперники находятся, скорее всего, внейтральных взаимоотношениях, а возможно, и сотрудничают между собой(сослуживцы, соседи, члены семьи, общественные организации, государства).Надежный путь предупреждения конфликта — налаживание и укреплениесотрудничества. Конфликтологами разработан ряд методов поддержания и развитиясотрудничества: Согласие, состоящее в том, что возможного противника вовлекаютв совместную деятельность. Так, например, поступил Президент РоссийскойФедерации в 1993 г. при подготовке проекта новой Конституции. СозвавКонституционное совещание, он пригласил участвовать в нем не только своихсторонников, но и вероятных противников, в том числе депутатов ВерховногоСовета РФ, и представителей многих политических партий. Практическая эмпатия,предполагающая «вхождение» в положение партнера, понимание его трудностей,выражение сочувствия ему и готовности помочь.
Сохранение репутациипартнера, уважительное отношение к нему, хотя интересы обоих партнеров в данноевремя и расходятся.
Взаимное дополнениепартнеров, которое состоит в использовании таких черт будущего соперника,которыми не обладает первый субъект. Развивая и используя эти черты, можноукрепить взаимное уважение и сотрудничество и избежать конфликта. Исключениесоциальной дискриминации, которое запрещает подчеркивание различий междупартнерами по сотрудничеству какого-либо превосходства одного над другими (хотяоно, возможно, и имеется). «Даже если Вы делаете работу лучше других, не ведитесебя, как победитель». Неразделение заслуг. Этим достигается взаимное уважениеи снимаются такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды и т.п. Психологическийнастрой, приемы которого довольно многообразны. В своих конкретных проявленияхоно может включать, например, своевременное информирование партнера о возможныхили предстоящих переменах, обсуждение с ним последствий этого и т.п. В нашейдействительности государственные руководящие органы зачастую совершеннопренебрегают этим методом предупреждения конфликтов. Психологическое«поглаживание», которое означает поддержание хорошего настроения, положительныхэмоций по самым различным поводом, что снимает напряженность, вызывает чувствосимпатии к партнеру и тем самым заметно затрудняет возникновение конфликтнойситуации. Названные методы поддержания и укрепления сотрудничества, конечно, неявляются исчерпывающими. Не все, что может способствовать сохранению нормальныхделовых отношений между людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения,«работает» против конфликта, предупреждает его возникновение, а если онвсе-таки возникнет, — помогает его разрешить.
Социальноепартнерство
Сотрудничество в целяхпредотвращения трудовых конфликтов на предприятиях обычно рассматривается втерминах социального партнерства. В широком понимании оно означает гармонизациюинтересов различных классов, слоев, социальных групп, в узком — как принципвзаимоотношений между работодателем и наемным работником. В основе социальногопартнерства лежит компромисс, взаимовыгодные уступки. Так, желаниепредпринимателей сотрудничать с профсоюзами может быть обусловлено различнымимотивами, в том числе заботой о материальном благополучии трудящихся. Однакоочевидно, что оно, как правило, направлено на «профилактику» возможных трудовыхконфликтов. Сам термин «социальное партнерство» стал употребляться в первойполовине XX в. Однако реальное звучание он приобрел лишь в последниедесятилетия, что обычно связывают с воздействием научно-технической революции.Классовые различия стали размытыми, возросла производительность труда,значительно повысились доходы различных групп населения, в том числе и рабочих.Таким образом, произошла некоторая интеграция рабочих в систему трудовыхотношений и одновременно изменилась и их психология. В создавшихся условияхработодатели отказались от чрезмерного употребления власти, не ставя,разумеется, под вопрос само ее существование. Возрастает и их воздействие наинтенсивность коммуникации на предприятии, заключающейся в разъяснении важностисубординации и интеграции коллектива. В то же время профсоюзы исходят изнеобходимости существования оформленных коллективных соглашений, а такжерасширения «соучастия» в управлении. Социальное партнерство, таким образом, несняло противоречий между трудом и капиталом, однако заметно их ослабило.
Социальное партнерство вовсех странах, где оно утвердилось, имеет много общих сущностных черт, хотя егоспособы и формы обладают определенной национальной спецификой. Важно отметить,что партнерские отношения в обществе возможны лишь при условии социальнойориентации рыночной экономики, когда во главу угла ставится не стремлениеполучить прибыль любой ценой, а удовлетворение потребностей общества,обеспечение высокого уровня благосостояния его членов. Другими словами, долженбыть достигнут такой уровень жизни, при котором большинству было бы что терятьв случае резкого ухудшения социально-экономической ситуации, реальной угрозысоциального взрыва. В России принцип социального партнерства применяетсяотносительно редко, поскольку этому препятствуют не только отсутствие опыта(ранее в роли работодателя выступало исключительно государство). Проблемазаключается в кризисном состоянии экономики.
Помимо необходимыхобъективных условий социальное партнерство предполагает не только желание, но ивозможности его основных субъектов (государство, профсоюзы, работодатели)эффективно сотрудничать. Однако руководители государственных органов(министерств, отраслей, территориальных управлений, предприятий) пока не могутэффективно координировать процессы общественного развития в силу многихобъективных и субъективных факторов. Очевидно, что переход от тоталитаризма кполитическому плюрализму и демократии, к гражданскому обществу требует времени,политической воли и соответствующим образом подготовленных людей. Всего этогогосударству пока недостает. Нерешительность власти часто гасит положительныеэффекты реформы, а самим структурам государственной власти свойствен дефицитответственности. Кроме того, профсоюзное движение в России находится в стадииформирования. Количество одних лишь всероссийских объединений профсоюзов в 1994г. превысило 50, причем только некоторые из них имеют разветвленную структуру(Федерация независимых профсоюзов России насчитывает 36 отраслевых профсоюзов).
В своюочередь предприниматели-работодатели разобщены по десяткам ассоциаций и союзов,внутренним и международным. Если на низовом уровне такая разобщенность сторонне помеха сотрудничеству, то на федеральном и отраслевом уровнях она серьезнозатрудняет поиск общих решений (ГЮ. Семигин). И все же договорные методырегулирования трудовых отношений в России применяются все чаще, а их правоваяоснова совершенствуется. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «Околлективных договорах и соглашениях» представляет собой первый комплексныйзакон, установивший принципы и порядок проведения коллективных переговоров,заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений. По существу, этоосновной нормативный акт в сфере коллективных трудовых отношений. Он определилсистему коллективно-договорных актов, их правовую природу как особых договорово труде, содержащих нормы права. Законом установлена процедура коллективныхпереговоров и гарантии для их участников, предусмотрена и ответственность заего нарушение. Сама процедура рассмотрения коллективного трудового спорапредусматривает широкое использование примирительных актов и предполагаетактивное участие сторон в достижении компромисса. Это в полной мере согласуетсяс международным опытом и обеспечивает демократичность разрешения конфликтов всфере труда. Особое внимание Закон уделяет использованию забастовки как одногоиз способов разрешения коллективного трудового спора. Право на забастовкурассматривается как производное от прав трудящихся на объединение и ведениеколлективных переговоров. Забастовка является не самоцелью, а средствомразрешения противоречий и продолжения сотрудничества работников иработодателей. Учитывая серьезность последствий любой забастовки, как длясторон спора, так и для общества в целом, Закон установил четкую процедуруосуществления такого рода коллективных действий. Главная задача его авторовзаключалась в том, чтобы обеспечить права трудящихся и согласованное разрешениеколлективного трудового спора, не нарушив в то же время права и интересы другихграждан и не причинив ущерба общенациональным интересам. В отличие от ранеедействовавшего на территории страны законодательства Закон существеннорасширяет возможность реализации права на забастовку, что, несомненно, являетсяодним из его достоинств.
В целом значение новогоакта определяется, с одной стороны, укреплением правового обеспечения системысоциального партнерства, с другой — созданием условий для смягченияпротиворечий в сфере трудовых отношений.
Институционализацияотношений
Во избежание конфликтаважно укреплять позитивные отношения возможных его участников. Но не менееважна их институционализация — создание постоянных или временных форм,взаимодействия сторон, которые препятствуют возникновению конфликта, помогаютрешать спорные вопросы. Здесь большое поле для деятельности юридических,правоохранительных органов, рассмотрению которой посвящена следующая главапособия. Современное общество постоянно нуждается в сохранении устойчивости.Каждый индивид только тогда сможет реализовать свои права и свободы без угрозыих нарушения, когда они будут четко определены и постоянно поддерживаться.Задачу обеспечения стабильности и безопасности в обществе должны выполнять всесоциальные институты гражданского общества и государства. Известно, что толькобольшинство социальных институтов так или иначе принимает участие в отправлениивласти или оказывают влияние на ее распределение. Не случайно одной изпервоочередных задач любого общества является задача государственного иконституционного строительства. Современная конституционная модель обычноопирается на фундаментальные ценностные ориентации в политико-государственной исоциально-культурной жизни общества и реализуется с учетом продуктивногоиспользования мирового опыта конституционного развития. Она осуществляетсячерез конкретные социальные институты, прежде всего институты власти(конституция юридически оформляет их структуру), механизмами взаимодействиягосударственных органов и территориального управления, через развитие правовогостатуса личности.
Важная роль впредупреждении конфликтов принадлежит общественным объединениям. Так, классы исоциальные слои — носители противоположных интересов и ценностей — могутсформировать временную общность, члены которой будут придерживаться разныхвзглядов, но сходиться во мнении, что так или иначе спорный вопрос должен бытьразрешен ими самими. Речь идет о создании некоего общественного форума дляобсуждения спорных проблем. При этом борьбы как таковой уже не будет, ееподменит развитое взаимодействие общественных организаций.
Надо отметить, чтоблизкая точка зрения, хотя иначе сформулированная, настойчиво выражаласьмногими публицистами, политическими деятелями, в том числе М.С. Горбачевым(1991-1992), и Б.Н. Ельциным (1997), Е.М. Примаковым (1998). Они призывали кобщественному согласию и объединению всех сил и всех слоев общества в интересахвозрождения России и успешного осуществления экономической реформы. Конечно,временное объединение тех или иных слоев населения или политических партий подпопулярным лозунгом возможно, но в современных условиях российскойдействительности эта цель представляется довольно утопичной. Что касаетсяинституционализации отношений до и во время конфликта, то сама социальнаяструктура содержит определенные гарантии единства групп перед лицом конфликта:это определение степеней его допустимости. Социальные группы как быдоговариваются о приемлемости своих притязаний и уровне терпимости в отношениидруг друга. В демократическом обществе существует множество конфликтныхситуаций, но интенсивно используются старые и создаются новые разнообразныеинституты, предназначенные для их разрешения. Чаще используется правообжалования в суде незаконных действий должностных лиц и коллегиальных органов.Свобода слова и многопартийная система позволяют открыто обсуждать политическиеконфликты на самом широком общественном уровне. Такая же возможность существуети для представительных органов власти. Ныне практически отсутствуют репрессиипо политическим мотивам. Все это, казалось бы, создает благоприятную почву дляпредупреждения многих конфликтов или их мирного разрешения.
В действительности делообстоит не так просто. Создавая институты, направленные на предупреждениенежелательных форм противоборства, не всегда учитывается вся сложность этойпроблемы. Л. Козер справедливо обратил внимание на то, что социальные системыразличаются по уровню толерантности и институционализации конфликтов; нет такихобществ, где любое притязание могло бы быть беспрепятственно и незамедлительноудовлетворено. Но в нашем обществе в 90-е гг. некоторые лица и группыпопытались достигнуть этого немыслимого положения, руководствуясь, видимо,тезисом Раскольникова: «Все дозволено». Война законов, суверенитет областей ирайонов, бессилие милиции и бездействие власти — все это привело не кинституционализации, а к безудержному росту конфликтов. Одним из самых древнихспособов предупреждения конфликтов является институт выборов. Разные народы навсех континентах давно пришли к пониманию самой необходимости избраниядолжностных лиц с целью сгладить различия и прийти к соглашению. Смысл выборнойпроцедуры состоял в том, чтобы убедить население в том, что важные решенияпринимаются с учетом его желания. Чем успешнее такие приемы осуществлялись, темв большей степени действующая власть была защищена от внутренних конфликтов,протестов, которые могли ее разрушить (В.В. Смирнов). Одна из главных целейвыборов—легитимация данной политической системы. Любопытно заметить, что впериод выборов происходит меньше забастовок, пикетировании, демонстраций,поскольку выборные процедуры отвлекают людей от этого, направляют их энергию налегитимное разрешение трудностей. Проведение выборов, разумеется, не сводитсятолько к регулированию конфликтов — выборы вносят серьезные коррективы вполитику, выступают фактором и инструментом политической социализации. В самойпроцедуре выборов нет ни одного этапа, который бы не играл существенную роль вразрешении дилеммы: будут ли выборы служить благородной цели согласованияинтересов и оптимизации конфликтов или же, наоборот, вести к усилениюсоциально-политической напряженности. Последнее возможно при нарушениях правил,фальсификации результатов.
Именно поэтому любым«отдушинам», создаваемым для сохранения стабильности социальной структуры, атакже применяемым санкциям свойственна двойственность, функциональнаянезавершенность, они способны дать обычно лишь частичный регулирующий эффект. Созданиеже специальных институтов для разрешения конфликтов — дело долгое, трудное и невсегда благодарное. Но оно перспективно — конечно, с учетом региональных инациональных условий и обстоятельств нашего переходного исторического периода.
Нормативные механизмы
Отмечая важностьинституционализации конфликта, необходимо особо подчеркнуть значениенормативного подхода к его регулированию. Нормы поведения можно в известномсмысле также считать институциональным образованием; во всяком случае,институты, как известно, без норм не действуют. Конфликт, как и всякоеотношение между людьми, в той или иной степени обычно регулируется нормамиобщественного поведения. При этом действуют нормы различного рода и содержания:правовые, нравственные, религиозные, политические и т.д. Нормативное регулированиеконфликтов в отличие от временно действующих институтов делает систему болеестабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтови тем самым является наиболее эффективным для развитых общественных систем. Разумеется,нормативное урегулирование конфликтов имеет свои особенности, определяемые какприродой самих норм, так и спецификой противоборства сторон. По-видимому,наибольшее значение при регулировании конфликтов имеют нравственные нормыповедения людей. И это естественно, поскольку почти любой конфликт так илииначе затрагивает нравственные представления: о добре и зле, правильном инеправильном поведении, чести и достоинстве, справедливости и порядочности,вознаграждении и наказании и т.п. Следовательно, здесь действуют нормы, всоответствии с которыми уже сам конфликт и его участники изначально получаютнравственные оценки. Как уже отмечалось, трудность состоит в том, что этиоценки обычно неоднозначны, а порой и весьма различны, даже противоположны. В1999 г. власти Республики Ингушетия, ссылаясь на традиции своего народа,сделали легитимным многоженство, что противоречит Конституции РФ. Как известно,многие нравственные, а иногда и юридические нормы не являются общепринятыми иодинаковыми для разных классов, социальных слоев, групп и даже индивидуумов.Разумеется, это не исключает норм общечеловеческой морали, но онараспространяется лишь на ограниченный круг действий и отношений («не убей», «неукради» и т.п.) и, кроме того, даже эти, казалось бы, общечеловеческие ценностиприняты далеко не всеми людьми. В результате конфликт и его причины нередкорасцениваются no-разному не только его участниками, но иокружающими, что, в свою очередь, способно расширить его масштабы и вызвать всеновые и новые конфликты. Самый наглядный пример — отношение населения некоторыхрегионов Северного Кавказа к межнациональным распрям, в которых часть жителейвидит недопустимое нарушение прав человека и даже геноцид, а другая часть — законноеутверждение своего национального достоинства и суверенитета.
Осложняет ситуацию и тотфакт, что нравственные нормы, в том числе и относящиеся к конфликтам, обычночетко не сформулированы. (Впрочем, в свое время существовал дуэльный кодекс,определявший основания и порядок вызова на поединок, правила его проведения.Базой такого кодекса были четкие представления о дворянской чести инравственности.) К сожалению, обращение к нравственным нормам и представлениямв нашей практике встречается еще редко. Нельзя не согласиться с М.С. Айвазяном,отмечавшим, что при забастовках шахтеров упор делается, как правило, только наэкономические факторы, но никто не обращался к моральным оценкам забастовки,подрывающей благосостояние всего общества. А было бы полезно и, вероятно,убедительно перевести спор в плоскость справедливости распределения ресурсов инравственной оценки завышенных, например, требований шахтеров илиавиадиспетчеров по сравнению с уровнем жизни остального населения. Конфликтнаяситуация может регулироваться религиозными нормами. Особенно характерно это длятех религий, где, подобно мусульманству, религиозные правила распространяютсяпомимо чисто церковных отношений на довольно широкую область гражданской жизни(брак, семья, обучение и др.). Конфликт может иметь и межрелигиозный характер(например, отношения между православными и униатами в Украине, исламистами ихристианами в Средней Азии и Закавказье). Здесь регулирование конфликтасущественно затрудняется и соблюдение самих по себе религиозных норм становитсяявно недостаточным. Важное значение имеют нормы права. В отличие отнравственных и религиозных правил, правовые нормы, как правило, однозначны, онизакреплены в законах и других актах и санкционированы государством. Из этогоследует, что правовая оценка предпосылок и самого конфликта имеет официальный характери не может быть изменена под давлением одной из сторон или под воздействиемобщественных настроений и пристрастий. В полной мере это относится и кконфликтам, подпадающим под действие норм международного права. В международныхконфликтах ориентируются на политические нормы: необходимость соблюдения устныхдоговоренностей между руководителями государств, нормы переговорного процесса,встреч глав государств, взаимные уступки и другие акции, в том числе и неоформляемые в юридическом (международно-правовом) порядке.
Само участие в этихконфликтах представляет удовольствие для сторон (и болельщиков). Но правила ихпроведения должны строго соблюдаться. При этом будут предупреждены и подлинные— межличностные и групповые конфликты, которых в спорте немало. В США и многихдругих государствах в целях предупреждения конфликтов принято включать вдоговоры между фирмами, а также частными лицами специальные параграфы, вкоторых оговаривается поведение сторон при возникновении споров. Несомненно,предусмотренные контрактом эти и другие условия помогают избежать конфликтныхситуаций, удерживают стороны от непродуманных поступков. Нормативные способыпредупреждения конфликтов означают не только установление норм, но и контрольза их соблюдением. В таких случаях указываются цель, средства (ресурсы) иправила самого контроля. Существует несколько методов нормативной регуляции. Неформальныйметод устанавливает оптимальный вариант повседневного поведения. Методформализации означает письменную или устную фиксацию норм с целью устранениянеопределенности выражаемых ими требований, расхождений в их восприятии. Кудастороны расходятся, то стоит вернуться к исходным пунктам их взаимодействия иболее четко их зафиксировать. Метод локализации — «привязывание» норм к местнымособенностям и условиям. То, что является нормой в обычных условиях, перестаетбыть таковой в экстремальной ситуации, скажем, норма социальной поддержкинуждающихся. Этот метод ориентирует на более точный учет и использованиелокальных, ситуационных ресурсов. Скажем, в сельской местности принятоприветствовать незнакомого человека, встретившегося на улице. В городскихусловиях такое требование оказалось бы неприемлемо. Метод индивидуализациипредполагает дифференциацию норм с учетом личностных особенностей и ресурсовлюдей. Так, наука об управлении рекомендует, чтобы поручаемое подчиненномузадание находилось на уровне верхней границы его возможностей. Человек,загруженный ниже своих возможностей, начинает пренебрегать работой, исполнятьее неохотно и часто даже хуже тех, кто имеет более низкую квалификацию. Работавполсилы развращает дольше, нежели безделье. Метод информации — разъяснениенеобходимости соблюдения норм. Обратимся для его иллюстрации к опыту Китая, гдев течение пяти лет проводилась национальная кампания правового воспитания.Некоторые примечательные штрихи: пять месяцев проходил всекитайский конкурс«Знаете ли вы право?» Участвовало около миллиона человек и более 17 тыс.получили призы. Метод выгодного контраста — нормы (дознания, например) сознательнозавышаются, а потом постепенно «спускаются» и фиксируются на психологическиприемлемом уровне, который, понятно, выше их стартового уровня.
Воздействие норм
Рассмотрим сам механизмвоздействия норм на возможное поведение участников конфликта. Правовая норма,как и любая другая социальная норма, воздействует на поведение людей по несколькимканалам (или линиям). Во – первых, она оказывает информационное воздействиепредлагает индивидууму (социальной группе) варианты поведения, одобряемыегосударством, предупреждает о последствиях того или иного поступка. Во –вторых, она декларирует ценности, признаваемые обществом и государством;нередко в этой связи говорят о «воспитательном воздействии» права. В-третьих,правовая норма обладает принудительной силой в отношении тех, кто игнорирует еетребования. При нарушении нормы вступает в действие правоприменительныймеханизм, начинают функционировать учреждения и должностные лица, призванныеприменять право. По всем этим линиям (или каналам) право воздействует: напричины конфликта; на его предпосылки (конфликтную ситуацию); на его развитие иразрешение; на последствия завершения конфликта, включая судьбу участников. Какотмечалось ранее, объективные причины конфликта с трудом поддаются нормативномурегулированию. Здесь возможно лишь воздействие на мотивацию участниковконфликта. Конфликтная ситуация поддается нормативному регулированию в томсмысле, что право (как и другие нормативные системы) указывает дозволенныеформы конфликтных взаимоотношений и запрещает другие, выходящие за допустимыепределы. Большинство конфликтов можно разрешить законным путем, напримеробращением в суд. Довольно эффективны третейские суды, когда арбитров избираютсами участники конфликта. Но проблема заключается в том, что во многих случаяхконфликтующие стороны как раз стремятся избежать суда или вмешательствапосредников, предпочитая решить конфликт самостоятельно и притом, естественно,каждый в свою пользу. Подобные конфликты характерны, например, привзаимодействии сотрудников дорожно-патрульной службы с водителями транспорта,нарушившими правила дорожного движения. Как показали исследования, несоблюдениенорм отношений приводит к конфликту, при котором преобладают формы такназываемого утилитарного общения, где главенствуют не нормы права и морали, апроизвольные формы поведения. Такого рода общение имеет место, скажем, междупарикмахером и клиентом, продавцом и покупателем, милиционером и нарушителемдвижения и т.п. Правда, некоторые исследователи отмечают, что в сфереутилитарного общения удельный вес нормативности все же достаточно высок. Вступаяв межличностные отношения, люди должны считаться с принятыми в данной средеусловностями, правилами поведения. Многим понятные и известные различныесоциальные ограничения послужили основанием для выделения интердиктивногообщения, запрещающего выходить за рамки целевой направленности предметаобщения. Например, ясно, что водитель не будет общаться с сотрудником ГИБДД поповоду разведения цветов или своих литературных предпочтений. Предмет такогорода общения заранее предусмотрен. Вступая в утилитарное общение, относящееся ксоциально-ролевому, люди тем не менее надеются на понимание, внимательность идобросовестность. Ход и результаты конфликта подлежат правовой оценке в техслучаях, когда при фактическом разрешении конфликта пострадала та или инаясторона или были нарушены общественные либо государственные интересы.
Вернемся к предыдущему примеру.Если А, вымогая премию, все же добился того, что его начальник Б подписалприказ о премировании, хотя для этого не было оснований, то такой приказподлежит отмене. Тем самым предрешается вопрос о судьбе участников конфликта.Так, в международных делах предусматриваются самые различные последствиянеправомерного поведения представителей государств, развязавших конфликт идействовавших в нем вопреки нормам международного права (репарации,территориальные уступки и др.). И все же юридические пути предупрежденияконфликта, при всей их важности, не гибки, а подчас чреваты новыми конфликтами.Уже говорилось, что человечество давно использует такие способы ихпредотвращения, как достижение взаимопонимания, переговоры, обычное общение, необращаясь непосредственно в суд. Все чаще для решения такого рода споровпривлекаются не юристы, а посредники, консультанты, психологи.
Представляется болееперспективным неюридический способ решения конфликтов и на уровне семейныхотношений. Разрешение возникшего при этом юридического конфликта — дело,разумеется, судебных органов. Развод, имущественные и другие вопросы решаютсяпо известной процедуре и, как правило, лишь завершают супружеские конфликты. Нопрофилактика конфликтов требует все же иных решений. Отечественный психологВ.П. Левкович, обследовав разнонациональные и однонациональные семьи, пришел квыводу о конфликтогенности этнических стереотипов, при которой у испытуемыхпреобладает тенденция к исключительно позитивной оценке собственной этническойгруппы. Одной из основных причин дестабилизации разнонациональных семейявляется недостаточная психологическая помощь молодым семьям, нуждающимся вкоррекции супружеских отношений. Межличностные отношения национально-смешаннойсемьи часто ставят перед супругами такие проблемы, которые они не в состояниирешить без специалиста-психолога и без поддержки социального окружения.