Многих волнуют вопросы, касающиесяпроблем обучения и воспитания в школе, где человек проводит довольно большуючасть своей жизни, где он воспитывается, получает знания и, в конечном счете, унего формируется собственная точка зрения, мировоззрение. Таким образом, школаформирует будущую личность, самостоятельного человека, который сам можетпринимать решения. И очень многое зависит от того, кто помогает ему познаватьновое, направляет его в нужную сторону.
Данная книга адресована читателю, интересующемусяформированием личности школьника в обществе. И хотя в ней рассказывается онаиболее актуальных и важных вопросах учебно-воспитательной деятельности школыв Германской Демократической Республике, многие проблемы близки и современной российскойшколе. В книге рассматриваются многие немаловажные вопросы. Как добитьсянаибольшего эффекта, давая урок? Что значит научить школьника мыслить и логичнорассуждать? Каким образом своевременно обнаружить индивидуальные особенности иправильно развивать способности каждого ребенка в обычных условиях школьныхбудней?
Авторы настоящего издания — научныесотрудники Академии педагогических наук ГДР, имеющие не только многолетний опытнаучно-исследовательской деятельности в области дидактики и детской психологии,но и преподавательской работы в школе. Они известны среды педагогов своейстраны большим количеством публикаций по вопросам теории обучения.
По моему мнению, этот сборник по своейтематике, содержанию и структуре вполне соответствует главному назначению — привлечь внимание к наиболее сложным вопросам обучения и воспитания детей вшколе, в семье, помочь конкретным примером, советом, рекомендацией справиться сэтими трудностями с наименьшими ошибками и более результативно.
Значительное преобразование в социальнойжизни, бурное развитие науки, ее достижения, характерные для современногопериода, оказывают существенное влияние на облик молодого поколения, егоинтересы, потребности, представление, запросы, идеалы. И каждое последующеепоколение иначе относится к некоторым устоявшимся нормам и ценностям школьнойжизни.
Система народного образования в ГДРгарантировала общее бесплатное, образование для всех граждан во всех типах школи преемственность между учебно-воспитательными учреждениями, начиная от дошкольныхи кончая вузами. Основой школьного образования и главным звеном всей егосистемы в ГДР являлась обязательная для всех детей с 6 до 16 летобщеобразовательная политехническая 10-летняя (неполная) средняя школа,закладывающая фундамент последующего профессионального обучения или общего(расширенного) образования.
Согласно системе образования ГДР, уже вмладших классах дети воспитываются эстетически, физически и в уважении к труду.Обязательным иностранным языком является русский. Литература, рисование, пение,музыка объединены, в так называемый, художественно-эстетический цикл, задачейкоторого является не только познакомить с достижениями мировой литературы,развить познавательные способности, хороший художественный вкус и эстетическиепотребности, но и научить петь, музицировать, рисовать с натуры, моделировать.
Примечательным для школы ГДР является иразветвленная сеть шефских связей — это и организация воспитательной работы,свободного времени, Обеспечение школ специалистами- практиками с предприятийдля проведения кружковой (факультативной) деятельности по техническим,теоретическим и прикладным отраслям знаний.
В течение более трех десятилетий со дняобразования ГДР шло постоянное совершенствование системы народного образования.На передний план выдвигались вопросы, связанные с активизацией процессаобучения, развития творческого мышления детей, их сознательного отношения кучебе и труду, выработке активной жизненной позиции, самостоятельности,потребности расширить свои знания, умения применять их на практике.
Важное место в книге отводится вопросаммотивировки учебной деятельности школьника, развитию его мышления. Как наиболееважное в ходе урока сделать существенным для каждого ученика? Реально ли навсех уроках проводить воспитывающее обучение и уделять каждому ученикунеобходимое внимание? Как реагировать на неожиданные ситуации и добиватьсянормальной рабочей обстановки в классе? Можно ли все уроки планировать попринципу проблемного обучения? Эти и многие другие вопросы, далеко не просторешаемые учителем в школьной практике, стоят в центре внимания авторов.
Проблемное обучение как особый методпреподавания путем решения учениками познавательных задач (поисковый принцип)прочно вошло в практику школы ГДР.
Он более эффективен, чем традиционные методыобучения, так как интенсивнее содействует активизации процесса усвоенияучащимися знаний, развитию их мышления, самостоятельности, интереса к учению.
Одной из сложных задач обучения ивоспитания справедливо считается развитие индивидуальных склонностей, задатков, способностейшкольников. Этот аспект учебно-воспитательной работы нашел отражение висследованиях ряда ученых ГДР.
В этой книге процесс обучения рассмотренсо многих сторон и позиций разных ученых. И большое влияние уделено развитиюличностных качеств, способности принимать самостоятельные решения на основеполученного опыта и собственного мнения по данной проблеме.