Реферат по предмету "Социология"


Предпосылки возникновения гражданского общества, его структура и связь с государством

Содержание
Введение...................................................................................................................2
Предпосылкивозникновения гражданского общества........................................3
Понятиегражданскогообщества...........................................................................6
Структурагражданского общества........................................................................7
Гражданское общество и государство...................................................................9
Становление гражданского общества вРоссии..................................................12
Заключение.............................................................................................................15
Списоклитературы................................................................................................16

        Введение
Проблема гражданского общества принадлежит к числуфундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих вековлучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства иразделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческойжизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был вцентре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов,политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основеглобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира ибудут определять перспективы развития мирового сообщества.
Если человеческое обществовозникло одновременно с чело­веком, то гражданское общество образовалось лишьза послед­ние два столетия. Его становление связано с развитием много­образныхформ частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора,утверждением демократиче­ских порядков, прав и свобод человека и гражданина, спризна­нием ценности свободной и ответственной личности.
Чтоже такое гражданское общество?
Гражданское общество — это совокупность внегосударственныхобщественных отношений и ассоциаций (объеди­нений), выражающих разнообразныеинтересы и потребности чле­нов общества.
Оно представляет собойсовокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических,культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе внерамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства имежличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп,для удовлетворения их повседневных потребностей.
Понятие “гражданскоеобщество”, как правило, используется в сопоставлении с понятиемгосударства. Понятия “государство” и “гражданское общество” отражают различныестороны жизни общества, противостоящие друг другу. Гражданское обществосоставляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Онопредстает в виде социального, экономического и культурного пространства, вкотором взаимодействует свободные индивиды, реализующие частные интересы иосуществляющие индивидуальный выбор. Государство, напротив, представляет собойпространство тотально регламентированных взаимоотношений политическиорганизованных субъектов: государственных структур и привыкающих к нимполитических партий, групп давления и т.д.
В данной работе так же будут рассмотрены и другиевопросы связанные с гражданским обществом, в частности: предпосылкивозникновения гражданского общества и его взаимодействие с государством.
 
Предпосылки возникновения гражданскогообщества
Если человеческое обществовозникло одновременно с чело­веком, то гражданское общество образовалось лишьза послед­ние два столетия. Его становление связано с развитием много­образныхформ частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора,утверждением демократиче­ских порядков, прав и свобод человека и гражданина, спризна­нием ценности свободной и ответственной личности.
Становлениегражданского общества неразрывносвязано с утверждением правовогогосударства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданскогообщества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократическогорежима, правового государства. В условиях авторитарных и тоталитарных режимовгражданское общество нормально функционировать не может.
Историческигражданское общество пришло на смену традиционному, сословно-кастовому. Присословном строе государство практически совпадало с имущими классами и былообособленно от основой массы населения. В традиционных обществах древнего мирасредних веков социального неравенства было выражено и закреплено в праве:господствующая социальная группа была организована в государство,поддерживавшее сословные границы и охранявшее привилегии высших сословий, отимени которых и осуществлялась власть. В сословных обществах государстворегламентировало многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой,религиозной, духовной жизни. Однако феодальная сословная система не былаабсолютной чуждой природе гражданского общества. Не смотря на то, чтополитическим выражением средневекового способа производства являлисьпривилегии, неравное для каждого из феодальных сословий право, сословныйсоциальный порядок позволял обществу сохранять определенную независимость отгосударства.
На смену вертикальнымфеодальным структурам, открыто выражавшим и закреплявшим социальноенеравенство, пришли преимущественно горизонтальные невластные связи, основанныена юридическом равенстве и договорных началах свободных личностей.
Гражданское обществопо сути своей буржуазное. Его основой является юридически свободный индивид. Обособлениегражданского общества от государства происходило в процессе ликвидациисословного неравенства и разгосударствления общественных отношений.
Начало данномупроцессу положило формирование представительного государства, выступающего отимени всего населения. Для этого необходимо было законодательное признаниеюридического равенства людей на основе наделение их правами и свободами. Заменасословного неравенства всеобщим юридическим равенством определило качественноновое социальное положение личности. Теперь индивиды независимо от ихсоциального происхождения и имущественного положения были признаны равными иполноправными участниками общественной жизни, наделенными свободной волей.
Обособление обществаот всепроникающей власти государства происходило в ходе конфликта в государствеи в обществе, который разрешился в ходе революций XVII-XVIIIвеков ипоследующих реформ. Этот конфликт был следствием естественноисторическогоперехода от абсолютистских властных систем к конституционным, представителям.Сам же переход отражал формирование новых социально-экономических, политическихи культурных реальностей. Они были вызваны в жизнь товарно-денежнымиотношениями, промышленной революцией, появлением слоя самостоятельныхтоваропроизводителей, кризисом легитимности абсолютистских режимов,секуляризацией (освобождением от церковного влияния) индивидуального имассового сознания, возникновением политических партий, которые стали важнымканалом трансляции разнородных интересов различных групп.
Реальное функционированиегражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США иДекларации прав человека и гражданина во Франции. Конечно юридическое равенствоне предполагает фактического равенства, оно означает всего лишь равенствовозможностей. Однако это создало условия для проявления талантов, способности иинициативе личности.
Свобода человекаорганически связана с его материальным благополучием, наличием собственности,свободой частного предпринимательства. А частная собственность является нетолько экономической основой гражданского общества, но и фактором политическогонравственного и культурного прогресса.
Значение институтачастной собственности в формировании гражданского самосознания человека, — встановлении гражданского общества раскрыл русский философ И.А. Ильин(1882-1954). Он полагал, что частная собственность соответствуетиндивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы. Кроме этого,она развязывает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу; даетсобственнику чувство уверенности; научает человека творчески относиться к трудуи любить Родину; закрепляет его оседлость, без которой невозможна культура;единит семью, вовлекая ее в отношения собственности; питает государственныйинстинкт человека; пробуждает и воспитывает в человеке правосознание; взращивает в нем чувство гражданскойсамостоятельности; развивает правильный подход к политической свободе.
Итак, главнымпризнаком и основой гражданского общества является законодательное закреплениеюридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами.Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации игарантии прав человека и гражданина со стороны государства. Автономностьличности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции исаморазвития, формированию сферы в невластных отношений свободных индивидов,обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественныеправа, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственно законногоисточника власти.

Понятие гражданского общества
В чем же сущность гражданского общества? При всехразличиях, существующих в трактовке этого понятия, есть общее главноедействующее лицо гражданского общества — человеккак личность, а не как безликий народ. Человек как личность — это индивид,имеющий определенную обусловленную систему потребностей, интересов, ценностей.Наличие возможностей реализации этой системы и превращает человека в главногоучастника общественного развития, члена гражданского общества.
Гражданскоеобщество — это своего рода социальное пространство, в котором людисвязаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых друг от друга, таки от государства индивидов. Это — система обеспечения жизнедеятельностисоциальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи отпоколения к поколению, система независимых от государства общественныхинститутов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализацииотдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей,будь то индивидуальных или коллективных.
Вместе с тем, гражданское общество — это не толькоопределенный комплекс институтов, но и система отношений. Поэтому гражданскоеобщество невозможно представить без национальных, религиозных традиций,обычаев, мифов, символов, стереотипов поведения, морально-этических норм,ценностей и т. п.
В качествеосновополагающего условия существования как гражданского общества, так иправового государства выступает личность, ее право на самореализацию.Оно утверждается на признании права индивидуальной,личной свободы.
Можно выделить следующие направления формированиягражданского общества в России:
nсозданиеэкономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социальноориентированной рыночной экономики;
nформированиенового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного ксоциальному партнерству, в условиях реально сложившейся дифференциацииинтересов различных групп и общностей;
nсозданиереального плюрализма в обществе. Этому способствует рождение новых форммассовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур,ассоциаций, неформальных гражданских движений;
nпреодолениетрадиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизацияобщества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий.
Эти процессы, как показывает мировая практика, должныбыть синхронными и одинаковыми по темпам с формированием правового государства.Правовое государство призвано обеспечить условия для функционированиягражданского общества, основных его институтов и ценностей.
Структура гражданского общества
В современнойполитологии гражданское обществорассматривается как сложное многоуровневая система невластных связей и структур.Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которыеразвиваются вне рамок и без вмешательства государства. Кроме того, в неговходит разветвленная система независимых от государства общественныхинститутов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.Поскольку повседневные интересы граждан не равнозначны, постольку и сферыгражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можновыразить следующим образом.
Базовые (первичные,витальные) потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающиежизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственнымотношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Этипотребности реализуются через такие общественные институты, какпрофессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.
Потребности впродолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере,информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений,включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Ониобразуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данногоуровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь,образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества ит.д.
Наконец, третий,высший уровень межличностных отношений составляют потребности вполитическом участии, связанный с индивидуальным выбором на основе политическихпредпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагаетсформированность у индивида конкретных политических позиций. Политическиепредпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп и интересов,политических партий, движений и т.д. Если рассмотреть современное гражданскоеобщество в промышленно-развитых странах мира, то оно предстанет как общество,состоящее из огромного числа самостоятельно действующих групп людей, имеющихразличную направленность. Так, структура гражданского общества в СШАпредставляет собой всеохватывающую сеть различных добровольных ассоциацийграждан, лоббистских групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов,клубов по интересам, творческих и кооперативных объединений, потребительских,спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иныхорганизаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы впроизводственной, политической, духовной сферах, в личной и семейной жизни.
Эти самостоятельные,независимые от государства общественно-политические институты подчаспротивостоят друг другу, боясь за доверие граждан, остро критикуют иразоблачают социальное зло в политике, экономике, нравственности, вобщественной жизни и на производстве. В свое время А. Токвилль вкачестве одной из особенностей США называл наличие разветвленной системы институтовгражданского общества, ставшей гарантом стабильности американской демократии.Сегодня в США более 70% граждан состоят в таких объединениях и организациях иболее 50% активно участвуют в деятельности двух и более ассоциаций. К примеру,в работе 200 потребительских организаций участвуют более 70 млн. граждан. Этосеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует с целью созданияусловий для самореализации индивидов и групп, выражения и реализации ихповседневных потребностей и одновременно сдерживает стремление государства кконцентрации политического господства. Правда, по данным американскогополитолога Р. Патнэм, в настоящее время в США объем “социальногокапитала” (термин введен американским ученым Дж. Коулменом), которыйсодержится в таких элементах общественной организации, как социальные сети,создающих условия для координации и кооперации ради взаимной выгоды,сокращается.

Гражданскоеобщество и государство
Рассмотрим один  из  важнейших вопросов,   вопрос   о взаимодействии
государства  о гражданского  общества.  Он возник  вместе   с  появлением гражданского общества. Его ставили  крупнейшие ученые  разных  времен. Кто должен  первенствовать?  Кто над   кем   возвышается:   государство над
гражданскимобществом  или  гражданское общество  над  государством? Эти вопросы и  в настоящее  время  остаются дискуссионными.  Что  же касается реальной, сложившейся в демократических странах ситуации,то  она очевидна: первенствует тот, у кого в руках политическая власть.Вместе  с тем  нельзя не подчеркнуть, чтогражданское общество есть крупнейшая общественная  сила, с которой государство не может несчитаться.
Идея гражданского общества является одной из важнейшихполитических идей нового времени. Возникнув в середине XVII века в Европе,понятия “гражданское общество” прошло известную эволюцию, продлив несколькоконцепций и интерпретаций. Однако оно неизменно рассматривается впротивопоставлении понятии “государство”.
Долгое время в политической науке понятия “гражданскоеобщество” и “государство” не различались, использовались как тождественные.Однако, начиная с середины XVII века, процессы дифференциации различных сферобщества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти,обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами исвободой потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденцийсоциального прогресса. С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности всоциальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономииот государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных отгосударства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие “гражданское общество”. С другойстороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества,согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразилопонятие “государство”. Равновесие ивзаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных процессов государствоосуществляет посредством управленческих функций.
Рассмотрим, как  взаимодействует  государство и  гражданское общество,каковы  конкретные  формы их  сотрудничества,  делающие его  плодотворным, полезным дляобщества в целом.
     Очевидно,  что гражданское  общество  и государство   постоянно   идут
навстречудруг другу.  Гражданское  общество обращается  к  государству со своими инициативами, требующими  государственной  поддержки (прежде  всего материальной),интересами, требованиями, просьбами и т.д. Государство  идет навстречугражданскому обществу в разных формах: это  изучение  гражданских инициатив (их поддержка или  неодобрение), выделение  материальных  средств для развития  активности  многих общественных  объединений,   организаций, фондов.
Практически во  всех  современных демократических  странах  в системе властных структур организованы ифункционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. Направления и формы  их деятельности чрезвычайно многообразны:  регистрация  данных организаций,  оказание   им помощи (консультация, финансирование),создание  благоприятных  условий для их финансирования. Например, в Великобритании  действуют  уже многие  годы специальныйгосударственный орган -  Комиссия  по благотворительности.  Она регистрируетблаготворительные организации и фонды (в   данной  стране они достаточно многочисленны),  деятельность  которых направлена   на   помощь бедным,  на  поддержку   церкви,   развитие  образования,   предотвращение дискриминациипо расовому признаку, на защиту здоровья граждан,  обеспечения равных возможностей дляграждан  Великобритании.  Важной функцией  Комиссии является  оказание  помощи   (прежде   всего  материальной)   общественным организациям.
Кроме специализированных органов типа  Комиссии по  благотворительности, есть ещеодна распространенная форма контактов  государства  с гражданским обществом. Речь идет о  том,  что представители  организаций  гражданского общества входят в различныесоветы и комиссии, работающих при парламенте  и правительстве. Онинередко становятся депутатами в представительных  органах политической власти. Впарламентских  комитетах  и комиссиях  представители гражданскогообщества выступают  как  эксперты и  профессионалы,  владеющие весьма  ценной  информацией,   касающейся   конкретных  проблем   развития гражданскогообщества и состояния общественного мнения.
Среди такого рода комитетов и советов при  парламентах и  правительствах ряда  западноевропейских  стран следует  отметить   социально-экономические советы, имеющиеконсультативный характер. В  них  входят как  представители государственных  организаций, так  и  представители   многих  общественных организаций экономической и социальной  сфер. Такие  советы  существуют во Франции,  Австрии,  Швеции, Италии,  Бельгии,  Испании и  других  странах. Правительства  этих государств  запрашивают  мнение советов   о   проектах принимаемых законов по вопросамсоциального и  экономического  характера. В свою  очередь,  по инициативе  данные  советы  могут   обратить   внимание правительства на важность инеотложность решения  тех  или иных  конкретных проблем.
Среди других форм взаимодействия  гражданского  общества и  государства следует  отметить существующую  во  многих странах  службу  парламентского уполномоченного,  контролирующую   соблюдение  прав   и   свобод  граждан. Возглавляет  эту  службу независимое  должностное  лицо  высокого   ранга, ответственноеперед законодательной властью. Уполномоченный получает  жалобы от граждан, недовольных действиямидолжностных лиц или предпринимателей,  и действует  в соответствии  с  предоставленными  ему возможностями  изучать полученныематериалы и докладывать  парламенту  результаты расследования  с соответствующими   рекомендациями.   Рекомендации    уполномоченных    редко игнорируются,  что говорит  об  их высоком  авторитете.  В Великобритании уполномоченный по гражданским правам назначаетсякоролевой  по  рекомендации премьер-министра. Положениеуполномоченного по гражданским правам  является столь высоким иответственным, что его сравнивают со статусом  генерального аудитора-контролера   парламента,  на   которого   возложены   обязанности финансового контроля  за   расходованием   правительством   государственных средств.
Рассмотрение вопроса   о   взаимодействии   гражданского   общества  с
государствомпозволяет сделать ряд важных выводов.
     1. Гражданское общество является одним изважных  и мощных  рычагов  в системе «сдержек» и «противовесов»стремлению политической власти  к        абсолютному господству. Для выполненияэтой  миссии  у него  немало        средств: активное участие визбирательных компаниях и референдумах,        большие  возможности в   формировании   общественного   мнения  (в        частности, с помощьюнезависимых телевизионных каналов), возможности        в организации  компаний  сопротивления проведению  тех  или  иных        государственныхреформ.
     2. Само гражданское  общество  (очень многие  из  его организаций  и        объединений)  нуждается  в   государственной   поддержке.  Поэтому        представители  организаций  активно   участвуют   в  работе   ряда        государственных органов. Существуянезависимо от государства, будучи       самообразующимися и саморегулирующимися, организации  гражданского        общества в различных формахвзаимодействуют с государством.
     3. В свою очередь, государство  в высокой  степени  заинтересовано  во       взаимодействии с гражданским общество. Объясняется это рядом причин: именногражданское общество есть источник легитимности  политической  силы, стоящей у власти; контакты сорганизациями  гражданского  общества являются  для  государства крупномасштабным источникоминформации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти; в  сложные исторические  периоды  (экономические  кризисы, войны  и  т.д.) гражданское общество, как правило,становится мощной  силой,  поддерживающее государство; среди организацийгражданского общества немало нуждающихся  в  материальной
поддержкесо стороны государства, однако есть и  такие,  которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков,предпринимательские  союзы и др.).
     4. Специфика гражданского общества,автономный характер и независимость составляющих  его организаций  не  исключает непредсказуемость  их действий.   Поэтому  логичными   являются    усилия   государства, направленные на создание различных форм контроля за егоразвитием. К таким  формам   относятся  рассмотренные   выше   представительства организаций  гражданского общества  в  различного  рода   властных структурах,создание совместных органов, включающих  представителей государстваи общественных организаций.
  В целом жедемократический  режим  предполагает тесное  взаимодействие государстваи гражданского общества как основы политической и  экономической стабильности.
Противостояние гражданского общества и государствахотя  и возможно,  но крайне недолговечно.Прогноз такого состояния не является оптимистичным.
Становлениегражданского общества в России
Современные экономические  реформы  в Российской  Федерации   призваны обеспечить   хозяйственную   свободу  в   качестве    основы   гражданской независимости  личности.   Идет   процесс  развития   многообразных   форм собственности.  Приватизация  позволяет   частным   лицам  приобретать   в собственность  часть  государственного   имущества.   Трудовые  коллективы получили  право  арендовать государственные  предприятия, приобретатьна акционерной основе объекты промышленности, торговли, сферы услуг.
Развитие частной собственности и рыночных отношений,как уже  отмечалось, делает гражданскоеобщество необходимым. Проведение в России  экономических реформ,направленных на создание свободной рыночной экономики,  подтвердило этоположение уже достаточно основательно. За несколько лет в  нашей стране возникли многочисленные  организации,  объединения,  ассоциации,   центры, союзы,  фонды, движения,  отвечающие  всем  характеристикам   гражданского общества.Они появились во всех сферах общественной  жизни:  экономической, социальной,  политической, духовной  и  др. Кроме  уже   названных,  сюда
относятся:Ассоциация  российских  банков, Межрегиональный  биржевой  союз, Ассоциация  биржевых структур  агропромышленного  комплекса, Всероссийская организация брокеров и  т.д.  Все перечисленные  организации  относятся к субъектам гражданского общества в  экономической  сфере. В  других  сферах общественной жизни, например  в социальной  и  духовной, их  возникло  еще больше.
Бурный рост организаций  гражданского  общества объясняется  не  только становлением частной собственностии  рыночной  экономики, что  сделало  их появление необходимым,  но и  созданием  важных условий,  которые  сделали развитие  гражданского общества  возможным.  Речь идет  о   демократизации общественно-политическойжизни в стране.
Экономические,  политические   и   юридические  основы   формирования гражданского  общества в  России  зафиксированы в  ее   Конституции.   Она провозглашает, что Россия  является демократическим  правовым  государством (ст.  1). В  стране  гарантируется единство  экономического  пространства, свободное  перемещение товаров,  услуг  и финансовых  средств,   поддержка добросовестной конкуренции,свобода экономической деятельности. Конституция России  признает  и защищает  равным  образом  частную,   государственную, муниципальнуюи иные формы собственности (ст. 8).
Каждый гражданин  согласно  Конституции имеет   право   на  свободное использование своих  способностей   и имущества  для   предпринимательской деятельности (ст.  34). Право  частной  собственности охраняется  законом. Каждый вправеиметь  имущество  в собственности,  владеть,  пользоваться и распоряжаться им. Никто не должен быть лишен своего имуществаиначе  как  по суду. Право наследования гарантируется(ст. 35, 36).
В соответствии с  теорией  естественного права  российская  Конституция провозглашает,  что основные  права  и свободы  человека  неотчуждаемы  и принадлежит каждому от рождения (ст.  17). Утверждается  право на  жизнь, свободу, равенство,достоинство личности.
Гражданский кодекс  Российской   Федерации  закрепляет   и   развивает гражданские  права и  свободы,  провозглашенные  в Конституции  Российской Федерации.Гражданское законодательство основывается на признании  равенства участников  регулируемых им  отношений,  неприкосновенности  собственности, свободы договора,недопустимости вмешательства кого-либо  в  частные дела, необходимости   беспрепятственного   осуществления    гражданских    прав, обеспечения восстановления нарушенныхправ, их судебной защиты (ст. 1.1).
Гражданское законодательство  определяет правовое  положение  участников гражданского оборота, основаниявозникновения и порядок осуществления


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ рынка электромеханических преобразователей
Реферат Динамика развития читательской активности и усложнения мотивов чтения на протяжении 18-19 веков
Реферат Рекламная кампания для продвижения ресторана "Палкинъ"
Реферат Neptune Essay Research Paper The physical makeup
Реферат Мое отношение к творчеству А.М.Горького
Реферат Корпорация Samsung Electronics
Реферат Учётная политика предприятия и ее влияние на результаты деятельности
Реферат Нормы права в системе нормативного регулирования
Реферат Пётр I Великое Посольство
Реферат Ироико-комический жанр
Реферат Элепайо
Реферат Администрации Эртильского муниципального района Сергей Игнатьевич Бычуткин отчитался о проделанной им работе в 2010 году на сессии Совета народных депутатов
Реферат Матвеев, Фёдор Михайлович
Реферат Лівобережне козацьке військо доби Руїни
Реферат Хильдерик I