Реферат по предмету "Социология"


Проблема смертности в результате дорожно-транпортных происшествий

КазанскийГосударственный Технический Университет им.А.Н.Туполева
Кафедрасоциологии, политологии и менеджмента










Творческаяработа по дисциплине «Современные социально-политические проблемы» на тему:«Проблема смертности в результате дорожно-транспортных происшествий»



















Работу выполнил
ст-т гр. 4308
Булатов Э.А.
Проверил:
к.г.н., ст.пр.
Мингазова А.М.





Казань 2008
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Раздел I. Проблема смертности в результате ДТП в целом поРоссии. Основные разновидности ДТП…………………………………………………...4
Раздел II. Проблема смертности в результате ДТП вТатарстане………………………………………………………………………….8
Заключение
Списокиспользованных источников……………………………………….10




































Введение
Проблема обеспечениябезопасности дорожного движения в стране в последние годы становится все болееострой. Постоянное увеличение автомобильного парка, наряду с другими причинами,привело к резкому росту количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП),тяжесть последствий которых вполне сравнима с национальным бедствием.
Причинамисмертей в результате ДТП являются многие факторы: это и плохие дороги, и плохиеводительские умения, и вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения,невнимательность и плохая культура вождения и многие другие факторы.
Тема смертей врезультате ДТП, на мой взгляд, является очень актуальной в нынешнее время. Паркавтомобилей расширяется, количество смертей растет, правительство принимаетвсевозможные меры по решению этой проблемы. Проблема дорожно-транспортныхпроисшествий, совершаемых водителями частных легковых автомобилей, имеетсложный, многоплановый характер и требует комплексного подхода с использованиемпоследних достижений различных наук и практики. Сюда входят многие вопросы,связанные с вполне конкретными научными исследованиями. Особенно значимым длятеории и практики является, в частности, виктимологический анализ ДТП,совершаемых водителями частных легковых автомобилей. Как показываютисследования, значительная часть таких ДТП совершается в результате неадекватного поведения самой жертвы происшествия, что обусловливаетнеобходимость изучения личности потерпевшего, мотивов и механизма ее поведения,анализа специфических причин и условий, рассматриваемых деяний.
Аварийность наавтомобильном транспорте — острейшая социально-экономическая проблема, котораястоит и перед всеми развитыми странами мира.
Для решенияпроблемы смертности используются несколько методов, которые рассматриваютсядалее, но все же, на мой взгляд, причиной смертей в результате ДТП являетсяплохая культура вождения, которая вытекает из русского менталитета.
Для обзораданной проблемы я собрал информацию со страниц интернета. Здесь приводятсянекоторые факты, раскрывается характер и последствия ДТП (те самые смерти),рассматриваются идеи правительства по предотвращению данной проблемы.










Раздел I. Проблемасмертности в результате ДТП в России.
Каждый год вмире в результате ДТП погибают и получают ранения более 10 миллионов человек.(Для сравнения — это население г. Москвы), нанося при этом обществу огромныйсоциально-экономический ущерб. По данным Всемирного банка глобальныеэкономические потери человечества составляют около 500 миллиардов долларов вгод.
Анализстатистических данных свидетельствует о том, что в 2002 году в России былотмечен самый большой за последние 10 лет рост количества ДТП, числа погибших ираненых в них людей. Всего за этот период численность погибших составила 315,1тыс. человек, что эквивалентно населению среднего областного центра. Вопросстоит так: на сегодня проблема дорожно-транспортного травматизма в России, безпреувеличения, представляет угрозу безопасности граждан и государства.
Между тем,характерно то, что рост ДТП в России отмечается почти по всем показателям (на ж-д.переездах как в городах и поселках, так и вне населенных пунктов, результатомчего являются наезды на взрослых пешеходов, детей и др.), причем 76, 5% ДТПсвязаны с нарушением Правил дорожного движения (ПДД). При этом, определяющеевлияние на аварийность оказывают водители ТС, принадлежащих физическим лицам.Из-за нарушений ими ПДД в 2002 году зарегистрировано 114368 ДТП (Рост + 15, 9%). Удельный вес этих происшествий составил 62 % от всех ДТП, или В1, 1 % от происшествийпо вине водителей.
Все вышеуказанноесвидетельствует о том, что основной причиной аварийности по-прежнему являетсянизкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательномпренебрежении или игнорировании Правил дорожного движения.
Все обозначенныепричины неизбежно ведут к тому, что транспортные средства в РоссийскойФедерации как источник гибели людей в ДТП в 4 -5 раз опаснее, чем вэкономически развитых странах с высоким уровнем автомобилизации и высокойинтенсивностью движения ( Австрия, Франция, Германия, США) и в 4 — 7 разопаснее, чем в небольших странах со среднем уровнем автомобилизации (Дания,Швеция). При этом, если учесть, что среднегодовые пробеги транспортных средствв России намного меньше, чем в развитых странах, то реальный разрыв в уровнебезопасности дорожного движения в России по сравнению с развитыми странами мираокажется еще более значительным.
Как подчеркнулпервый заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев на совещаниив Правительстве РФ, за десять месяцев текущего года в России было зарегистрированооколо 200 тысяч ДТП. Ранения получили 234 тысячи человек, а 27 тысяч погибли.Все три показателя в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли на3,4 — 3,6 процента. За этими цифрами изломанные жизни, людские трагедии, горепотери родных и близких.
Гибель населенияот ДТП серьезно влияет на демографическую ситуацию. А экономические убытки, пословам Дмитрия Медведева, только в прошлом году составили около 470 миллиардоврублей. Как считают эксперты, это около трех процентов ВВП, что, например,соизмеримо с текущими расходами на оборону страны.
Может, поэтомупервый заместитель председателя Правительства РФ сравнил ситуацию на российскихдорогах с боевыми действиями. По его словам, необходима современная, болееэффективная система оказания помощи, поскольку в России число погибших на 100пострадавших в ДТП значительно выше, чем в ведущих странах мира. Там успешнорешены три ключевых вопроса: быстрота получения информации о происшествии,время начала оказания медпомощи и постоянная готовность больниц, расположенныхвдоль автотрасс. Как считает Медведев, с этим у нас самое сложное положение.
Наиболееэффективная медицинская помощь, как показывает зарубежная практика, оказываетсяв течение первых 30 минут после получения травмы. Отсутствие помощи в течениепервого часа увеличивает количество смертельных исходов на 30 процентов. Дотрех часов – на 60 процентов. А до шести часов – на 90 процентов. У нас жеиз-за позднего прибытия «скорой помощи» почти 60 процентов в ДТП умирают допоступления в клинику. Причем только шесть процентов пострадавших доставляютсяв лечебные учреждения в специализированном санитарном автотранспорте, ануждаются в этом от 30 до 60 процентов.
Чтобы за двагода снизить смертность от дорожных аварий с 27 случаев на 100 тысяч человек до16 (расчеты показывают, что это возможно), Правительство РФ намерено принятькардинальные меры. Предполагается оснастить автотранспортом и оборудованиембольницы, расположенные вдоль ряда федеральных дорог, где наибольшее количествоаварий со смертельным исходом. В будущем году регионам, через которые проходятэти транспортные артерии, из федерального бюджета будут предоставлены субсидиив размере 2,6 миллиарда рублей.
Надо признать:жертвенники дорожных аварий не только в России сочатся кровью. Отнесвоевременного оказания медицинской помощи в мире погибает 40% всех жертвДТП. Количество же жертв для развитых стран колеблется от 17 до 30 человек на100 тысяч населения в год. По данным ВОЗ, каждую минуту на дорогах мирапогибает 2 человека. Ежегодно жертвами аварий становятся 1,2 миллиона человек,и еще от 20 до 50 миллионов получают тяжелые увечья.
Для болееэффективной борьбы с ДТП каждое государство, в частности, кропотливо изучаетстатистику. В этом январе университет Purdue University американского штатаИндиана опубликовал «кривую зависимости» смертных случаев в ДТП отпола, возраста водителя и ряда других обстоятельств. Вот несколько цифр из ихотчета: риск смерти молодых женщин увеличивается: на 116% — если машина переворачивается;на 200% — если автомобилю более 10 лет; на 208% — если авария происходит всельской местности. Риск смерти пожилых женщин в ДТП увеличивается: на 187% — если не пристегнут инерционный ремень и на 523% — если автомобильпереворачивается. Вообще женщины попадают в аварии гораздо чаще, если садятсяза руль после приема алкоголя или в болезненном состоянии.
Совсем иныеобстоятельства увеличивают риск смерти мужчин в ДТП. Для молодых водителей рискувеличивается на 114% — если в салоне есть пассажиры, а для пожилых на 216% — если автомобиль младше 5 лет. Вообще же основными факторами, приводящими кгибели мужчин, называются: засыпание за рулем, превышение скорости, аварии наперекрестках. А также аварии, происходящие ночью в пятницу и субботу. Это вИндиане. В России зависимости летальности в ДТП от пола, возраста,сельских/городских дорог и возраста автомобиля пока не считают — проблемыочевидны и без специальных изысканий.
Каждые сутки надорогах России погибают более 20 и получают ранения около 500 человек. Толькоза период 1995 — 1999 гг. в стране произошло свыше 800 тысячдорожно-транспортных происшествий, в которых погибли и получили ранения более 1миллиона человек. Кроме того, ежегодно в результате ДТП получают повреждениясвыше 700 тысяч автомобилей и других транспортных средств. При этомстабильность и значительность доли ( 65 — 70% ) в общей структуредорожно-транспортной аварийности продолжают сохранять происшествия, совершаемыеводителями частных легковых автомобилей, наиболее серьезными из которыхявляются дорожно-транспортные преступления. На них приходится свыше 60% всехсмертей и травм, наступивших вследствие ДТП.
По словамПрезидента России Владимира Путина, из-за плохих дорог страна теряет шестьпроцентов ВВП в год — 1,6 триллиона рублей, примерно половину резервовСтабилизационного фонда. Потери слишком колоссальны, чтобы не поставить вопросребром. Если в стране при активном участии Правительства РФ возникавтомобилестроительный бум, то почему-то до сих пор нет бума дорожногостроительства.
Одна из причин,видимо, в том, что в недавние годы расходы на дорожное строительство упали с2,9 процентов ВВП в 2000 году до 1,5 в 2003-м. Еще до середины 80-х в странеежегодно вводилось 11 — 12 тысяч километров в год. Потом произошел резкий спад.И в начале девяностых был создан дорожный фонд, который позволил строить до 7 — 8 тысяч километров в год. Но тогда команда экономистов посчитала, что дорожныйфонд не совсем рыночный источник финансирования, и заменила его общим налогом,пообещав, что объемы финансирования дорожного строительства будут сохранены. Впервый год средства были найдены. Но затем все обещания забылись, и темпыстроительства упали до 3,5 тысяч. Сегодня идут отдельные проекты, растянутые вовремени и пространстве. В целом же наши магистрали стали большим тормозомразвития всей страны.
Дорожноехозяйство может стать заказчиком и полигоном для внедрения самых передовыхтехнологий. Умная электроника может взять под контроль все дорожные проблемы.Кстати, уже создаются автомобильные коридоры безопасности Москва-Брест иМосква-Воронеж с использованием мониторинговой системы ГЛОНАСС. Оборудованоболее 324 диспетчерских пункта мониторинговых систем в 51 субъекте России.Аппаратура навигации и передачи другой важной информации установлена на 3,3тысячах служебных автомобилей и на 3,4 тысячах машин автовладельцев.
Также согласноФедеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в2006-2012 годах» проходит опытную эксплуатацию автоматическая система слежения.Интересен опыт работы аналогичной системы в Соединенных Штатах, где онапринципиально изменила отношения между водителями и полицией. С ее помощьювнедрены два принципа: неотвратимость и обезличенность наказания. Все нарушенияснимаются на видеокамеру, а квитанция штрафа высылается по почте илиприкрепляется к дворникам. Представляете, сколько штрафов можно выдать, еслипройтись по московским тротуарам. Правда, прежде требуется обеспечитьцивилизованные условия парковки.
Кроме созданиясистемы слежения, программа охватывает ряд других важных вопросов. Каксвидетельствует практика, водители, пассажиры, милиция и дорожные службызачастую не умеют оказывать первую помощь. Поэтому программой предусмотренообучение детей, подготовка водителей, создание систем оказания экстреннойпомощи пострадавшим в ДТП. И к 2012 году комплексными мерами намечено сократитьчисло погибших в автомобильных авариях в полтора раза.
Рассмотримпроблемы смертей в результате наезда на пешеходов. Наезд автомобиля на пешеходаможет происходить при выходе пешехода из- за передней части автомобиля, припереходе дороги в не установленном месте или перед близко идущим транспортнымсредством, а также при неожиданном выходе пешехода на проезжую часть из-заобъекта, расположенного вблизи дороги, или из-за остановившегося транспортногосредства.
Большинствослучаев наездов на пешеходов при их многообразии происходит потому, что пешеходыдопускают грубые нарушения ПДД. Отмечается, что «нарушители либо сознательно,умышленно нарушают предписанные нормы поведения, проявляя тем самым грубоепренебрежение к своим обязанностям, в частности, к соблюдению Правил дорожногодвижения, либо допускают небрежное отношение к своему долгу, легкомысленно иневнимательно оценивая дорожную обстановку, избирая вследствие этого неадекватный вариант поведения, порождающий преступные последствия»
Основные причинынарушений, допускаемых пешеходами – это невнимательность, рассеянность,легкомысленный расчет, что нарушение ПДД не повлечет никаких последствий,нетрезвое состояние. Поэтому при анализе ДТП необходимо дать оценку действиямне только водителя, допустившего наезд, но и пешехода, так как нередки случаи,когда такой оценки не дается в особенности, если пешеход пострадал.
ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ДТП, СВЯЗАННЫЕС ГИБЕЛЬЮ ДЕТЕЙ.
В результатерасследования ДТП больше всего страдает детей в возрасте от 7 до 10 лет. Этиобстоятельства связаны с тем, что дети в этом возрасте не могут объективновоспринимать и оценивать дорожную обстановку, степень ее опасности.
Все наезды надетей по оценке действий можно разделить на три типичные группы: дети находятсяв поле зрения водителя на достаточном расстоянии; внезапное появление детей вполе зрения водителя (когда нет посылок или когда ДТП предшествовало появлениюна дороге какого-либо предмета – мяча и др.); наезды на детей в зоне знака«Дети».
При наезде наребенка необходимо тщательно проводить осмотр места происшествия, транспортныхсредств, отражать на схеме и в протоколе не только проезжую часть и обочины, нотакже и расположенные за обочинами газоны, наличие на них кустарника, егоразмеры (высоту, ширину) и удаление от проезжей части, а также наличие деревьеви других объездов, ограничивающих безопасность водителя, и замерять размерыэтих объектов.
Раздел II. Проблемасмертности в результате ДТП в Татарстане
По словамначальника УГИБДД МВД по РТ Рифката Минниханова, рост количества ДТП,неудовлетворительное содержание дорог, низкое качество подготовки водителей,рост детского дорожно-транспортного травматизма, общее снижение культурывзаимоотношений участников дорожного движения стали острой проблемой не тольков Татарстане и в России, но во всем мировом сообществе. Каждый год вдорожно-транспортных происшествиях погибают около 1,2 миллиона человек, а свыше20 миллионов получают травмы и становятся инвалидами. Так, в России запрошедший год в результате ДТП погибли 32724 человека.
Сегодня Россиязанимает третье место по уровню смертности участников ДТП в возрасте до 24 лет.Татарстан занимает шестую строку в этом рейтинге, опережая Германию, Израиль,Италию, Швейцарию, Азербайджан, Швецию и Испанию.
В странах снизким и средним уровнем дохода ущерб от автомобильных аварий оценивается в 100миллиардов долларов США, что составляет 1% — 1,5% от объема ВВП в странах сосредним уровнем дохода и 2% от объема ВВП в высокоразвитых странах. Несмотря нато, что Россия не относится к последним, ущерб от ДТП в ней равен 2% от объемаВВП, в Татарстане он достигает четырех млрд рублей.
Вместе с темдорожно-транспортные происшествия предсказуемы, а значит, могут бытьпредотвращены,- считает Рифкат Минниханов. По его мнению, пропаганда ипрофилактика соблюдения скоростного режима, неукоснительное соблюдениетребований ПДД, забота о безопасности детей-пассажиров могут решить проблемубезопасности дорожного движения и снизить количество смертей в ДТП.





Заключение
Выводы.
В результатесобранных данных мы сделали вывод, что данную проблему теоретически можнорешить, но для этого нужно провести соответствующие меры.
Мы сделаливывод, что главными причинами смертей в результате ДТП являются плохое знаниеПравил Дорожного Движения (главная причина – покупные водительские удостоверения),вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, либо простоигнорирование требований Правил Дорожного Движения (наиболее популярноенарушение – превышение скорости движения
Рекомендации.
Самый яркийметод решения проблемы ДТП за последние годы – это повышение штрафов занарушение ПДД.
Возможно,конечно, это решило часть проблемы – по данным исследования, количество смертейсократилось, но проблема не решилась полностью. В рамках борьбы со смертностьюв результате ДТП депутаты решили наказывать нарушителей длинным рублем, а внекоторых случаях и лишением свободы на срок до 15 суток.
Уже наметиласьустойчивая тенденция к снижению тяжести последствий аварий. Сейчас полным ходомидет реализация Федеральной целевой программы по повышению безопасностидорожного движения, главной целью которой является сокращение к 2012 году числапогибших на дорогах в 1,5 раза. Первые два года реализации программы являютсяначальным этапом — завершается формирование научной, законодательной итехнической базы. А вот уже в 2008-2012 году будет реализован основной комплексмероприятий, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения.
Активно ведетсяпрофилактическая работа среди водителей, параллельно идет законодательноерешение проблемы, что также дает результаты. Так, например, после ужесточениянаказания нетрезвым водителям число ДТП с их участием существенно сократилось.Аналогичных результатов ожидается и от последних изменений в Административныйкодекс, которые уже вступили в действие и тех, которые начнут работать с 1января и 1 июля 2008 года.
Большую помощь внашей работе окажет видеофиксация, когда за нарушения ПДД, зафиксированныеавтоматически на дороге, водители будут привлекаться к ответственности. Этопозволит значительно усилить контроль за соблюдением правил, ведь водителибудут знать, что постоянно находятся под наблюдением. Безусловно, мы не заменимкамерами многотысячную армию сотрудников ГАИ, которые днем и ночью несут службуна дорогах. В первую очередь, камеры будут устанавливаться на основных трассах,в очагах высокой аварийности.
Проблемаостается актуальной, и что будет дальше, покажет время. Правительство принимаетвсевозможные меры по сокращению количества смертей в результате ДТП.
Список литературы
http://www.demoscope.ru 11.03.2008
http://www.w3.org  11.03.2008
http://www.autoclub.ru 11.03.2008
http://www.bukvi.ru 11.03.2008
http://www.trud.ru 11.03.2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.