Реферат по предмету "Педагогика"


Творчество учителя как активный элемент художественного образования (на занятиях керамикой в системе дополнительного образования)

Департамент образования г. Москвы
Московский институт открытогообразования
Факультет профессиональнойпереподготовки педагогических кадров

Дипломная работа
слушателя отделения «Изобразительноеискусство»
Тема: «Творчество учителя какактивный элемент художественного образования (на занятиях керамикой в системе дополнительногообразования)»

Москва
2010 г.

Введение
 
Современные требования,предъявляемые к воспитанию и образованию, заставляют искать новые пути испособы формирования личности, адаптированной к новым социальным условиям,активизации и развития личностных качеств, необходимых для творческогопреобразования социальной среды, созидания новых материальных и духовныхценностей.
Современноеобразование и воспитание направлено на становление нового человека — находящегося в движении, творческого, импровизирующего, доверяющего себе,мужественного, самостоятельного, способного к творческой самореализации «здесьи сейчас» (А. Маслоу). Исторически сложилось так, что специалисты похудожественному воспитанию оказались первыми, кто двинулся в этом направлении:художественное образование или, лучше сказать, образование посредствомискусства значимо не столько для появления художников или произведений искусства,сколько для появления лучших людей. Для нас важно мнение, высказанное А.Г.Асмоловым; «Я считаю, только тогда, когда искусство «пронзит» всю системуобразования, оно (образование) станет той сферой, где рождаются ценностные ицелостные миры» (выделено А.Г. Асмоловым), и далее автор продолжает: «Еслипонимать искусство как канал передачи личностных смыслов, то в школе всепредметы, связанные с искусством должны стать не средством, а целью системыобразования, осознаваемой как смысловая, понимающая педагогика».
Занятияв системе дополнительного образования имеют хорошие потенциальные возможностидля развития художественных способностей и формирования на их основеспособностей к творческой деятельности.
Основнаяцель и задача преподавания предметов изобразительного искусства в системедополнительного образования — приобщение детей к духовной культуре как кспособу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, привосприятии и воспроизведении которых в своей деятельности происходит творческаясамореализация и нравственное саморазвитие человека, сохранение целостности еговнутреннего мира. Главная задача педагога — «… сделать искусство пространствомвозможной творческой самореализации высшего Я растущего человека»(выделено А.А. Мелик — Пашаевым) через эстетическое воспитание детей средствамиискусства и художественной педагогики.
Квалификацияучителя изобразительного искусства имеет особое значение в начальной школе, таккак в этот период происходит активное знакомство учащихся с разными видамиискусства, наукой, окружающим миром, средой и людьми. Изобразительное искусствоявляется доминантным видом искусства для младших школьников, приносящимнаиболее развивающий и воспитательный эффект, вокруг него выстраиваются другиевиды искусства. Оно является важным звеном в системе общего и эстетическоговоспитания, одним из видов и средств художественного образования школьников. Длятого чтобы общение с изобразительным искусством в младшем школьном возрастепроходило наиболее эффективно, необходимо, как показывает исследование,осуществлять его в тесной взаимосвязи с другими видами искусства (музыка,литература, театр, танец) при условии высокой квалификации учителя.

Глава 1. Рольпрофессионализма и мастерства педагога в решении педагогических задач впроцессе обучения изобразительному искусству
 
1.1 Профессионально-значимыеи личностные качества педагога
 
Искусство-это, преждевсего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не толькоотражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делаетбогаче человеческую душу.
Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.
Признаком высокогомастерства учителя является умение правильно и результативно организовать ипроводить учебный процесс, в совершенстве владеть современными методами итехнологиями преподавания, обладать широким кругозором, способностьюсаморазвиваться и совершенствоваться. Опираясь на исследованияученых-педагогов, следует подчеркнуть, что интегрированный подход к освоениюискусства требует серьезной подготовки педагога, предполагает активнуюдеятельность разных видов художественного мышления, воображения, интуиции ифантазии. Отсюда, целью преподавания искусства в системе художественногообразования является, прежде всего, развитие полихудожественных творческихвозможностей учителя и учащихся, расширение горизонтов освоения окружающегомира, природы и культуры, формирование осмысленного отношения к искусству ивоспитание интереса к прекрасному в жизни. Интеграцию в процессе освоенияискусства следует рассматривать не только как условие освоения материала, но икак форму организации урока, занятия, «художественного события», то есть какпедагогическую технологию.
Приобщаяськ искусству и духовной культуре, ребенокглубоко воспринимает проблемыдуховного мира, общечеловеческих ценностей и стремится найти их в реальноммире. Именно учитель искусства должен помочь ребенку приобщиться к своейприродной сущности, создать условия для развития его универсальныхспособностей: к целостному, образному мышлению, к сопереживанию с окружающиммиром, к творческой деятельности. Общепризнано, что творческую личность можетвоспитать только творческая личность. В реальной жизни нетрудно заметить, чточем выше способность к творческой самореализации самого учителя, тем вышетворческий потенциал его учеников.
Исследователи отмечаютобязательность таких личностных качеств учителя как адекватность самооценки иуровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающийинтеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость,трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специальноподчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторскихспособностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качествапедагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников исопереживанию, т.е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большоезначение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлениикоторого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм егопедагогической деятельности и направленности. Каждый педагог должен в идеалеиметь определенные педагогические способности для достижения успешнойдеятельности. Педагогические способности обычно включают в структурурассматриваемых ниже организационных и гностических способностей. Современныеисследователи выделяют следующие свойства личности, структура которых, по ихмнению, и составляет собственно педагогические способности:
способностьделать учебный материал доступным;
творчество вработе;
педагогически-волевоевлияние на учащихся;
способностьорганизовать коллектив учащихся;
интерес илюбовь к детям;
содержательностьи яркость речи, ее образность и убедительность;
педагогическийтакт;
способностьсвязать учебный предмет с жизнью;
наблюдательность;
педагогическаятребовательность.
Впреподавании изобразительного искусства весьма остро стоит проблемапрофессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своегоуровня и морального совершенства. В педагогике с давних времен подчеркивалось,что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условийего успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности,принадлежит. такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает иобразовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он можетвоспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием иобразованием. Духовно-творческий потенциал художника-педагога определяется каксовокупность способностей, определяющих его самореализацию и саморазвитие,позволяющих реализовать творческие продуктивные потенции собственнойдеятельности и деятельности учеников. Важнейшим качеством, возвышающимпедагогические способности до духовных, является любовь к ученику (Я. Корчак,В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой).
В.А.Сухомлинский писал: «Научиться любить детей нельзя ни в каком учебномзаведении, ни по книгам, эта способность развивается в процессе участиячеловека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми, нопедагогический труд — повседневное общение с детьми — углубляет любовь кчеловеку, веру в него». Эта любовь порождается стремлением воплотить себя вученике, раскрыть для него путь к истине, к знанию: «через ученика учительпостигает себя и самореализуется».
На огромноевоспитательное влияние личности учителя неоднократно указывали А.С. Макаренко,В.А. Сухомлинский и другие педагоги. А.С. Макаренко считал, что без настоящегоавторитета среди учащихся, без умелого поддержания с ними доброжелательныхотношений и тактичной требовательности, без непрестанной работы педагога надсовершенствованием своего характера невозможно осуществлять действенноевоспитание.
Поискироссийских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовилиноваторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся вобразовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административныеметоды управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути,оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможностичеловека.
Теоретическоенаследие и опыт А.С. Макаренко приобрели всемирное признание. Он считал, чторабота воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная итребующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил,больших способностей». Некоторые исследователи рассматривают творческоесамовыражение как одну из форм самореализации личности, выступающуюдоминирующим фактором деятельности учителя. Они исследует ориентацию натворческую самореализацию педагога как условие его профессиональногосамосовершенствования, дальнейшего педагогического осмысления, реализациисовременных психологических идей развития творческого потенциала личности всистеме повышения квалификации и постбазового образования педагогов. Ш.А.Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучениядетей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Онобращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются емусамыми главными.
Во-первых, любить детейтакими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, исообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь кдетям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство,не радоваться успехам каждого.
Во-вторых, уметь пониматьдетей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные исчитаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, ауважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь наих сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движениядуши и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможетзаняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником всвоем же воспитании.
В-третьих, необходимобыть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не офилантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает,когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться еговоспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельномоптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и взависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
В-четвертых, учителюдолжно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, истрогость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, иинтеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Стремится быть такимучителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностямипрошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормыне доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные чертыучителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременнопередает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Дляребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителюребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшемшкольном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.
Каждый учитель, проявляястрогость и требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокимицелями, однако нужно, чтобы их реализация происходила в доброй, гуманнойатмосфере, чтобы педагогический процесс был наполнен чуткостью и заботливостью,отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успехов и утверждениемдостоинства каждого ребенка.
Педагогическаясамореализация- это воплощение педагогом в своей профессиональной деятельностисобственных намерений и образа жизни и ее сущность — особая специфическаядеятельность, направленная на осознание собственных профессионально значимыхличностных особенностей, адекватное и активное проявление их в педагогическойдеятельности. Она определяется как раскрытие в деятельности человека егосущностных сил, способностей, творческого потенциала.
Потребностьв личном творчестве свойственна человеку от природы и предполагает сплетениевоедино внутренних и внешних детерминант: первая — к более полному раскрытиювнутреннего, природного потенциала человека, его потребностей и способностей, атакже желания и стремления, воли к реализации и осуществлению «самости»; вторая- к освоению все более широкого спектра средств видения, понимания, выражения иреализации внутреннего потенциала. Связь между этими направлениями предполагаетпоиск и нахождение соответствия между культурными формами и природнымпотенциалом для того, чтобы культурные формы не искажали природного содержания:«Единство культурного и природного направления состоит в том, что безприродного направления нечему осуществляться и реализовываться, а безкультурного — нет форм, способов и средств этого осуществления».Для обеспеченияпроцесса самореализации педагога-художника в рамках педагогической ихудожественной деятельности должны быть заданы оба направления, так какпедагог-художник — это творческая личность, работающая в области образова-ния ив тоже время создающая произведения живописи, графики, скульптуры,декоративно-прикладного искусства. Формирование и развитие такой личностиспособствует решению одной из важнейших проблем — проблемы творческойсамореализации.
Задачасовременной педагогики состоит в поисках тех свойств личности, которые могутбыть использованы для построения конструктивных, развивающих взаимодействий,возможных в условиях современного образовательного процесса. Таким свойствомличности и является самореализация, которая формируется в результате отраженияв психике успешных взаимодействий с объективной реальностью.
Профессиональнуюсамореализацию педагога можно рассматривать как рост, становление, интеграцию иреализацию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств испособностей, профессиональных знаний и умений, но главное — это активноекачественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее кпринципиально новому его строю и жизнедеятельности.
 
1.2 Соотношение личного творчестваучителя и творчества ученика на занятиях керамикой
 
Детское творчество несет печать безудержной энергии — колористической, цветовой, пластической. Личное творчество учителя является искрой, зажигающей огонь детского творчества, поэтому каждый учитель обязан находиться в постоянном поиске и делиться с учениками своими достижениями. Тот, кто не учится, не может научить учиться других.
Личностно-ориентированнаяпедагогика базируется на гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). Проведенныйанализ научно-теоретических исследований данных авторов позволяет выделитьнекоторые аспекты гуманистической педагогики, такие как: развиваемая идея А.Маслоу «идеального колледжа» — учреждения, помогающего личности найти себя, гдепрофессиональное самоопределение трактуется как производное от личностного;«открытые классы» (К. Роджерс), где каждый ученик самообучается и движетсявперед соответственно своим возможностям, а учитель является консультантом. Помнению А. Маслоу, образование нельзя рассматривать просто как процесс обучения:«теперь это также процесс воспитания характера, формирование личности», перестройкаличностных установок и ценностей учителя, которые реализуются в межличностномобщении с учащимися и в новых методах обучения.
К.Роджерс создал свою собственную концепцию обучения. По его мнению, традиционнаяпедагогическая система основана на иерархической структуре: руководство учителя,подчинение ученика, свободный личностный выбор не принимается во внимание,человек становится объектом исследования и манипулирования. В работепедагогов-художников в системе взглядов на обучение К. Роджерсом были выделеныследующие принципы, когда учитель не только учит, но и создает условия длясамореализации личности другого, то есть ученика:
1.Открытость опыту: быть тем, кто ты действительно есть, принять и проявить своенеповторимое «Я». Право каждого человека реализовать свой жизненный опыт по-своемуи найти в нем свой смысл — все это бесценные возможности жизни.
2. Принятие и понимание других: учитель должен бытьчувствителен и восприимчив по отношению к качествам ученика, ценить и приниматьсвой опыт и опыт других таким, каков он есть. Условия для появления значимого знаниясоздаст учитель, способный тепло принимать учащегося, таким, каков он есть,способность понять его чувства.
3. Вера в свое «Я»: Все больше ценить и доверять процессу,которым сам является, чувствовать свои собственные чувства, жить ценностями, которыеони открыли в себе, выражать себя своим собственным, уникальным об разом.
4. Встреча с проблемами: учение, значимое для учащегося,имеет обычно место в ситуациях,, воспринимаемых как проблемные: разрешитьучащемуся на любом уровне соприкасаться с важными проблемами его жизни. Задачаучителя — создание атмосферы в мастерской, помогающей возникновению учения,значимого для учащегося.
5. Конгруэнтность учителя: учитель должен быть именно таким,какой он есть на самом деле; должен осознавать свое отношение к другим людям. Учитель- живой человек, а не безличное воплощение требований программы или связующеезвено для передачи знаний.
Все эти принципы, общие в преподавании изобразительногоискусства, находят свое практическое применение на занятиях керамикой в системедополнительного образования. Педагог должен чутко реагировать на состояниеучеников на каждом занятии, правильно оценивать их возможности. Педагогпредлагает детям темы занятий в соответствии с программой, ставит им творческуюзадачу, предоставляя ученикам ее решение. Каждый из них находит свое,неповторимое решение, «лепит» свои переживания, настроения.
Каждое решение в этом случае будет верным, каждая слепленнаяребенком фигурка или панно будут в полной мере отражать его мироощущение насегодняшний день.
При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, таких как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить и зависимости – все это в совокупности и составляют творческие способности.
Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя керамики — выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям деятельности.
Педагог дополнительного образования, воплощая в жизньпринципы К. Роджерса, работает на занятиях как художник, мастер. Он выполняетвместе с детьми поставленную им же задачу. Происходит процесс совместноготворчества, во время которого дети могут наблюдать за работой педагога,перенимая у него приемы лепки или декорирования изделий. В процессе этой работыу него возникает творческое взаимодействие с учениками. Таким образом, вмастерской создаются наилучшие условия для творческого труда, дети раскрываютсядля общения, творческих находок.
Педагог помогает некоторым детям в освоении приемов лепки,декорирования, росписи изделий. Многие ученики сами, без помощи педагога,справляются с выполнением творческой задачи.
Занятия в мастерской керамики школы «Ковчег» проводятся вразновозрастных группах по единой программе, но по принципу дозированнойсложности. Дети младшего возраста чувствуют себя более уверенными в своих силахи в том, что получат необходимую помощь, работая рядом со старшими ребятами.Именно в смешанной возрастной группе малыши быстрее проходят период адаптации вколлективе, приобретают некоторую самостоятельность и свободу общения. Вгруппах смешанного типа в учебном процессе создается благоприятный микроклимат,где общее психологическое пространство, равные позиции взрослого и ребенка даютим возможность понимать друг друга в процессе работы, адекватно выражать своиэмоции, проявлять волю. В ходе обучения педагог передает ребенку своюзаинтересованность работой, удивляется и радуется вместе с ним. Именно этопридает обучению яркий характер, делает его увлекательным, в этом суть игровогопостроения процесса образования. Педагог, являясь работающим художником — керамистом, преподносит детям только то, что ему самому интересно, делится сними своими открытиями, творческими находками, находит увлекательное в любомпредмете, занимая активную позицию в любом предлагаемом ребенку действии.Впоследствии роль педагога могут выполнять учащиеся старшего возраста, которыев данном случае учатся чувствовать ответственность за другого человека, чтоспособствует формированию полноценной личности. Младшие, видя, как работаетпедагог и ребята старшего возраста, постепенно овладевают различными приемамилепки и декорирования изделий. Им нравится работать наравне со взрослыми, онипривыкают к ответственному отношению к работе, что, несомненно, помогает им восвоении предметов школьной программы.
Опираясь на предложенные в программе Б.М. Неменского«Изобразительное искусство и художественный труд» формы проведения уроков, педагогиспользует разные формы занятий — путешествие, игра, восхождение, праздник идр. В частности, в игровой форме занятия учащиеся заменяют педагога на некотороевремя.
Выполняя функции педагога, ребенок демонстрирует ранееполученные знания, раскрывая свои способности организатора. Чрезвычайно важнымв процессе обучения детей в мастерской керамики является условие фиксацииуспеха. Собственная когнитивная деятельность ребенка и ее результаты должныбыть связаны только с положительными эмоциями. Педагог отмечает любой, дажесамый малый успех ребенка, таким образом стимулируя его к дальнейшейпродуктивной работе. На занятиях отмечается работа каждого ученика, выявляютсядостоинства каждой работы, а также поощряются старание и упорство, проявленные ребятами.
Необходимо отметитьважность и даже необходимость занятий керамикой как для здоровых детей, так идля детей с проблемами физического и психического здоровья. Школа «Ковчег» втечение ряда лет является экспериментальной площадкой Управления образования г.Москвы, где совместно обучаются и здоровые дети, и ребята с особымиобразовательными потребностями. Таких детей становится все больше в современныхшколах, и занятия керамикой в системе дополнительного образования становятсяважной частью коррекционной работы. Это требует от педагога проявлять большуюгибкость в общении с детьми, психологическую и эмоциональную устойчивость. Вэтой связи можно выделить еще один аспект личного творчества педагога — постоянное повышение его профессионального уровня в области психологии итерапии искусствами. Работа с глиной в группе направлена на развитие исовершенствование личностных качеств учащихся: эмоциональной сферы исаморегуляции собственных эмоциональных реакций, развитие навыковмежличностного общения со сверстниками и со взрослыми- педагогами.
Очень важной задачей вэтой работе является знакомство особых детей с профессиональными навыкамиработы с глиной, которые могут пригодиться им в зрелом возрасте как в рамкахпрофессиональной деятельности, так и в качестве хобби. С помощью занятийкерамикой дети с проблемами могут преодолеть такие трудности моторной сферы какнарушения мелкой моторики рук, дискоординацию обеих рук, трудности переключенияс одного движения на другое, повышенная утомляемость рук, трудности удержанияпозы тела и др. У них повышается уровень внимания, снижается утомляемость, онистановятся более способными самостоятельно организовать свою деятельность.Развитие моторики рук у таких детей в процессе занятий керамикой происходит врезультате накопления ими индивидуального двигательного опыта. Вторая важнаяпроблема для этих детей- это нарушение межличностного общения. Их эмоциональноесостояние и реакции являются специфическими, часто неадекватными ситуации.Кроме того, на поведенческом уровне у большинства таких детей отмечаетсяповышенная утомляемость. В этом случае работа с глиной позволяет снятьэмоциональное напряжение. Поэтому важной, и, может быть, основной задачейзанятий керамикой для детей о особыми образовательными потребностями, являетсясоздание позитивной психотерапевтической среды, содействующей развитию и ростуличности ребенка. Для легковозбудимых и гиперактивных детей работа с глинойстановится спасением, так как она позволяет сосредоточиться на главном –создании образа, переключиться на более спокойный вид деятельности. Работа назанятиях керамикой позволяет обеспечить определенную, индивидуальную степеньактивности каждого ребенка в силу его потенциальных возможностей, но возможна иболее пассивная форма усвоения учебного материала.

Глава 2. Спецификапреподавания керамики в дополнительном образовании
 
2.1 Выразительныесредства керамики
Изготовленияизделий художественной керамики — это ремесло и искусство, дошедшее до нас изглубины веков. Глина преданно служила человечеству на всем пути его долгойистории. Пластичность глины, ее способность после обжига превращаться в прочныйи водостойкий материал, привлекли к ней внимание человека еще в эпоху мезолита,10-16 тысяч лет до н. э. Археологические раскопки, проводимые на территориимногих стран Европы, Африки, Азии, Америки подтверждают повсеместное развитиекерамического ремесла. В дошедших до нас памятниках материальной культуры можновстретить замечательные по красоте изделия бытового назначения: посуду,украшения, всевозможные фигурки животных, птиц и многие другие предметы. Первыеизделия из глины были хрупкими и очень боялись влаги, поэтому хранить в нихможно было только зерно и другие сухие продукты. Но однажды, удаляя золупогасшего костра, человек заметил, что глинистая земля, которую он всегда бралдля изготовления изделий домашнего обихода, под действием тепла стала прочнойкак камень. С тех пор человек стал обжигать глиняные изделия для придания импрочности. Чудесное превращение глины получило название “керамика”, что впереводе с греческого обозначает “глина”.
Понятие«керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. Открытиеобжига сделало глиняную посуду древнего человека практичной. Керамическиеизделия тогда выполняли способами налепа, ленточным, спирально-жгутовым — укладывали один на другой по спирали. В период позднего неолита, примерно 4тысячи лет до н. э., керамические сосуды начинали украшать орнаментом, вкотором преобладали мотивы круга и спирали, обозначавшие солнце, луну, молнию идругие магические силы, и покрывать многоцветными узорами. Такие изделия былинайдены на юго-западе нашей страны (трипольская культура), странах СреднейАзии, Ближнего Востока, Средиземноморья и других районах мира. Примеромкерамического мастерства того периода являются кувшины с узким горлом,разнообразные сдвоенные сосуды, напоминающие очертаниями современный бинокль,глубокие миски, расписанные черной, красной и белой глинами. Уже в тот периодкерамика достигла большой художественной выразительности. И только сизобретением гончарного круга (4 — начало 3-го тысячелетия до н.э.) резкоупростился процесс изготовления керамических изделий, повысиласьпроизводительность труда.
Керамика всредневековой Европе предназначалась в основном для приготовления пищи,хранения продуктов и жидкостей. Небольшие размеры печей, найденных прираскопках, говорят о незначительных размерах производства. Вероятно, гончарыселились там, где находились значительные запасы подходящей глины, переезжая надругое место по мере их исчерпания. Мастера экспериментировали с белой глиной,белым песком, измельченным горным хрусталем, кальцинированным оловом и свинцом.После росписи и обжига изделия покрывались толстым слоем свинцовой глазури ивновь обжигались.
В зависимостиот основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту,майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способамдекорирования. Фарфор представляет собой наиболее совершенный вид керамики.Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурномувоздействию обеспечили фарфору широкие возможности применения в производствеизделий технического назначения, посуды, скульптуры, сувениров и другиххудожественных произведений.
В числодекорирующих материалов входят прозрачные и непрозрачные глазури. Для народныхгончарных изделий характерно своеобразное применение прозрачных глазурей в видечастичного покрытия изделия, что создаёт игру матовой и блестящей поверхности.Технологий, с помощью которых можно наносить изображение на керамику,существует много. Однако, в рекламно-сувенирном производстве наиболее частоприменяется одна из них. Это — так называемый метод «декорирования». При этомметоде изображение наносится на поверхность (керамику или стекло) с помощьюспециально изготовленной «переводной картинки», после чего изделие обжигается впечи для закрепления этой картинки.
Некоторымособняком в искусстве керамики стоят центры, где создают глиняную игрушку. Еелепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Вцентрах народного искусства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушкасохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяютсилы природы. В работах современных мастеров наряду с изображением одинарныхсимволических фигур все чаще встречаются многофигурные композиции сизображением жанровых сцен.
В силуисторических особенностей центры керамического производства у каждого народаразвивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технологияизготовления керамических изделий, ставшая частью художественной традиции,которая характеризует своеобразие искусства керамики в каждом регионе.
Современнаядекоративная керамика уже давно вышла из сферы прикладных художеств и перешла в«высшую лигу» пластических искусств. Свободные от традиционнойизобразительности художники- керамисты посредством формообразования, используятекстуру материала, выражают свое мироощущение, восприятие реальности,понимание жизненных коллизий. Гармония форм или столкновение объемов, плавныйили синкопический ритм линий, блеск глазури или матовость фактуры — все этивыразительные средства керамики могут передать метафорические образы покоя итревоги, контакта и отторжения, столкновение добра и зла.
Язык керамики- объемно-пластическая, трехмерная форма, через восприятие которой раскрываетсясодержание керамического произведения, доносится до зрителя замысел художника.
Керамика даетпростор как для формального, так и для технического эксперимента. Податливаячеловеческой руке глина и стихия огня — прекрасная опытная лаборатория для всехвидов искусства. Таким образом, в занятиях керамикой находит свое воплощение главныйпринцип, выделенный Б.М. Неменским в обучении детей искусству — принципединства и целостности трех видов художественной деятельности — изобразительной, декоративной и конструктивной.
Свободапластического выражения — стихия керамистов. Критерий качества один — профессиональное владение материалом и исполнительской техникой.
В керамике«чувство материала», особенности его пластики и фактуры сутьвыразительные художественные средства. Развитие декоративной керамики идет врусле общих тенденций современного изобразительного искусства, для которогохарактерно усложнение метафорической образности и ассоциативного ряда. При этомдекоративные особенности материала служат ключом к расшифровке авторскогозамысла.
2.2 Задачи обучениякерамике в системе дополнительного образования
педагогтворчество керамика обучение
Область дополнительногохудожественно-эстетического образования является важным звеном общей системыобучения детей искусству. Поэтому основными, также как и для базовогообразования, являются позиции целостности, системности и непрерывности. Этипозиции в полной мере можно отнести как к ученику, так и к самому учителю. Дополнительноеобразование. в отличие от базового, это – углубление в определенную областьискусства, работа с детьми, увлеченными конкретным видом деятельности, а такжевозможность развитие и самореализации творческой инициативы и индивидуальностиучеников.
Основнымицелями дополнительного образования являются:
— повышение уровня социальной значимости культуры и искусства,- сближение общекультурного наследия и массовой школы,
— совершенствование подходов к теории и практикехудожественного образования детей.
Основныезадачи состоят в следующем:
— формирование отношения к культурекак к важнейшемуусловию свободного и разностороннего развития личности,
— поиск методов и форм, обеспечивающих целостность,преемственность и системность базового и дополнительного образования,
— создание условий, интегрирующих в себе художественноевоспитание и образование с явлениями социальной жизни,
— овладение языком изобразительного искусства исамостоятельной изобразительной деятельности как постоянным источником саморазвитияи творческого отношения к действительности,
— формирование личностной ориентации в мире общечеловеческойкультуры.
Для сохранения и роста привлекательности для детей художественнойдеятельности педагог дополнительного образования может использовать эффектновизны, открывая ученикам взгляд с другой стороны на окружающий мир и давнознакомые предметы, увидеть необычное в обычном. На занятиях керамикой это можетбыть смена творческих задач, использование разных техник и драматургии занятия,то есть применение на практике разнообразных педагогических технологий.
Современная практика дополнительного образования предполагаетполучение более высоких и качественных результатов, чем в классно-урочнойсистеме за счет большего времени и меньшего количества учеников.
Занятия в мастерской керамики школы «Ковчег», также как ипрограмма базового образования, построена на освоении трех видов художественнойдеятельности человека: изобразительной, декоративной и конструктивной, но сболее глубоким проникновением в основы каждого из них. Отмечая особенностикаждого вида художественной деятельности, делается акцент на том, что в каждомиз них одновременно присутствуют все три, но один является ведущим. Этимопределяется преемственность и системность между областями общего идополнительного образования. Таким образом, каждый ребенок может найти то, чтоему ближе и интереснее, развить присущие ему способности раскрыть своюиндивидуальность в художественной форме.
Необходимо также отметить воспитательные аспектыдополнительного образования. Прежде всего воспитывает само общение спроизведениями искусства, история народа, запечатленная в них, взгляд художникана происходящие события и людей, участвующих в них. Кроме того, задачивоспитания художественного вкуса, общения детей в процессе работы, ихвзаимопомощь, радость по поводу успеха товарищей нашли свое решение вколлективных формах работы. В условиях дополнительного образования такаядеятельность наиболее привлекательна, так как заведомая широта, разнообразие ивысокое качество работы, достигаемое за счет индивидуального подхода к каждомуученику и большего, чем в классно-урочной системе, времени позволяют учителюставить и успешно решать самые сложные задачи.
Именно в общей работе легче увидеть гармонию цвета, формы икомпозиции. Дети сами учатся исключать из нее те элементы, которые противоречатобщему колориту или композиционному решению. В дальнейшем дети привыкаютмыслить с позиций художественного образа. В коллективной работе могутсамостоятельно распределять обязанности, осуществлять контроль и стремиться ксогласованным действиям в решении сложных творческих задач. Так, на основеинициативы, рождается внутренний стимул и мотивация к художественно-творческойдеятельности.
И.Н. Турро выделил три основные формы коллективнойизобразительной деятельности:
— фронтальную — соединение индивидуальных работ учеников,выполненных в русле единого задания педагога,
— комплексную — каждый учащийся делает свою часть задания,предвидя общий результат и согласовывая свою работу с работой других учащихся,
— коллективно- производственную — каждый ученик делает толькоодну определенную операцию общей работы.
Фронтальная форма является одной из самых простых и наиболеечасто употребляемых форм организации коллективной работы на занятияхизобразительным искусством. Она не требует особых условий организации, особойподготовки детей и может использоваться на занятиях в разновозрастных группах.Педагог является организатором и сотрудником детей в решении творческой задачи.В конце занятия результаты индивидуальной работы детей собираются вместе вединое коллективное произведение. В такой форме можно выполнять множествозаданий программы «Керамика народов мира», например, по темам «Подводный мир»,«Изразцы», « Встречаем Новый год и Рождество» и др. (см. Приложения).
Необходимо отметить воспитательную ценность коллективнойдеятельности. На занятиях необходимо создавать доброжелательную, радостнуюатмосферу сотворчества и взаимодействия. Сам продукт — коллективную работуучитель использует в качестве наглядного ряда, декорации для спектакля илипраздника, оформления школьных помещений и самой мастерской. Такие работы неизменновызывают большой интерес у родителей и гостей школы.
Для учителя это также очень важно, так как способствует еголичному творческому росту, повышает качество художественно-творческойдеятельности, позволяет выйти на уровень исследования, эксперимента иразработки инновационных технологий.
Общее школьноебазовое образование часто игнорирует сферу чувстврастущегочеловека, пускает на самотек его эмоционально-нравственное развитие. В общемобразовании только гуманитарно-художественный цикл может постоянно держать вцентре внимания человеческую душу, обогащать эмоциональную жизнь ребенка,пробуждать душевную отзывчивость, развивать нравственную и ценностную, а нетолько интеллектуальную сферу. Полноценное художественное образованиесохраняетцелостность личностного развития ребенка.
Именно вобласти искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыттворчества – порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, которыйнезаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и которыйпоможет ему в будущем стать «креативным» в любой сфере деятельности. Искусство– не область отвлеченных знаний, а в первую очередь область практическоготворчества (или сотворчества). В этой области нельзя «знать, не умея», причемумение означает не усвоение каких-либо безличных приемов, а умение решить своюконкретную творческую задачу.
Исследованияпоказывают, что занятия керамикой в системе дополнительного образования активизируютинтеллектуальную деятельность детей и подростков; положительно влияют науспеваемость по так называемым основным предметам (а не «отвлекают» от них);повышают общую креативность человека; развивают воображение, без чего не можетбыть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Черезнекоторое время они начинают заметно опережать своих ровесников и винтеллектуальном плане, и в эмоциональном и нравственном развитии.
Усиленныезанятия художественным творчеством, даже предпринятые не в младшем, а вподростковом возрасте и со слабым контингентом учащихся, приводят к личностномуросту детей: эмоциональная сфера обогащается, эгоистические и потребительскиемотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе о других; растутсамостоятельность и ответственность ребенка – признаки психологическогоздоровья. Данные социально-психологических исследований показывают, что средивзрослых, обладающих богатым опытом общения с искусством, больше личностноразвитых и социально ответственных людей.
Художественноетворчество, тактично организуемое педагогом, положительно влияет на такназываемых трудных подростков, помогает им преодолеть чувство отчуждения,наполнить «ценностный вакуум» (заполняемый в других условиях «антиценностями»),избавиться от тяги к самоутверждению в асоциальном поведении.
Таким образом,дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является тойсферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована насоздание единого образовательного пространства и формирование у школьниковцелостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализацииобразовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальныхинтересов и потребностей личности. В программе Б.М. Неменского «Изобразительноеискусство и художественный труд» для средней школы уделяется большое вниманиеработе с пластическими материалами. В начальной и средней школе уроки лепки изглины могут рассматриваться как важная составная часть гармоничного развития иобучения детей. Занятия керамикой в системе дополнительного образования углубляютзнания и умения, полученные детьми в школе, служат оптимизации когнитивного иэмоционально-личностного развития детей, активизации процесса познания себя иокружающего мира посредством работы с глиной.
Задачи, решаемые назанятиях керамикой, чрезвычайно разнообразны. Это, в первую очередь, знакомствос окружающим миром. В рамках этой задачи происходит знакомство ребенка с особымматериалом-глиной и овладение умением работать с ним. Вторая, более широкаязадача- эстетическое развитие, прикосновение к древнейшему из видов искусства.На занятиях керамикой используется активно разрабатываемый в современнойпсихологии и педагогике принцип деятельностного подхода. Только виндивидуальной и совместной деятельности детей школьного возраста происходитусвоение всего богатства социального опыта предшествующих поколений. Эстетическоевоспитание на образцах народного искусства способно воздействовать наэстетическое и духовное развитие человека. Обучение приемам и навыкамтрадиционного художественного ремесла способствует пробуждению у учащихся интересакак к творчеству мастеров художественных промыслов, так и к самостоятельномутворчеству. Задача педагога – помочь учащимся полюбить искусство керамики,познакомить с особенностями и свойствами различных ее видов — простых гончарныхизделий, мелкой пластики, майолики, фаянса. Учащиеся в процессе занятийработают над художественными изделиями разными способами — лепкой (из комка,жгута, пласта), формованием на гончарном круге, а также знакомятся с разнымивидами декорирования изделий и обжигом.
Основной цельюзанятийкерамикой является развитие художественного вкуса, эстетических взглядов ираскрытие творческих способностей детей.
Содержание занятийвключает в себя изучение как общих закономерностей развития искусства керамики,так и самобытных национальных проявлений художественного творчества в различныеисторические эпохи.
Одним из наиболее важныхаспектов является формирование у детей образного,композиционно-пространственного, фактурного и колористического мышления, атакже овладение приемами изготовления различных видов художественной керамики.
Овладение языком объемнойпластики дает детям возможность более глубокого понимания красоты и гармонии,пробуждает желание привнести их в свою повседневную жизнь. Занятия керамикой такжеслужат оспитанию чувства радости творческой работы, уважительного отношения крукотворным произведениям, приобщает детей к духовным ценностям.
Основными задачамиучителя на занятиях керамикой являются:
— развитие художественно-творческих способностей учащихся, их фантазии, образного мышления, воображения,инициативы, творческой активности;
— приобретение учащимися навыковпрактически значимых способов деятельности, умений, необходимых в быту,социальной жизни и профессиональной работе;
— приобщение учащихся кмировой художественной культуре;
— воспитаниеэстетического отношения к окружающей действительности, формирование восприятия керамическихи скульптурных объектов как деталей интерьера, элементов оформления фасадовзданий, деталей костюма, как неотъемлемой части материальной среды обитаниялюдей;
— воспитание гуманногоотношения к людям, уважения к их труду, творчеству художника;
— расширениехудожественного кругозора, развитие художественного вкуса;
— воспитание чувстванационального самосознания, любви к отечественной истории и культуре, окружающейсреде;
— знакомство с керамикой древнихцивилизаций;
— изучение русскихтрадиционных гончарных и игрушечных промыслов;
— знакомство с различнымивидами декоративно-прикладного искусства;
— овладение основнымиприемами работы с глиной (лепка из комка, пласта, жгута, отминка в форму,формование на гончарном круге);
— освоение различныхспособов декорирования керамических изделий.
В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменским был выделенпринцип единства восприятия и созидания произведений искусства. Труд восприятияпроизведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, атакже овладение образным языком искусства.
В целом рядеисследований раскрыты возможности детей эстетически воспринимать произведенияразных видов искусств. Так, Г.М. Вишнева отмечает, что дети младшего школьноговозраста, побывав в музее, стали больше интересоваться скульптурой малых форм.В их суждениях ясно прослеживается собственное отношение к авторскому замыслу автора.Такие проявления можно отнести к зарождающемуся у детей чувству «наслаждениякрасотой» созданного автором образа. Эстетическую оценку произведений детисвязывают с характером образа, отдельными яркими сенсорными признаками (формой,цветом). Интерес к скульптуре у детей проявляется в мимике, активных действиях,обследованиях. Они могут самостоятельно охарактеризовать работу, понимаютпластику движения, выразительность окраски.
У детейвозникают эстетические эмоции, оценки скульптурного образа: «Корова кажетсядоброй, она голову повернула и не бодается», «Этот медведь красивее, чемнастоящий, и не страшный». Рассказ о том, как скульптор по-разному передаётобраз животных, помог детям воспринимать необычность позы, изменение пропорций,условность цветовой окраски. Они стали внимательнее рассматривать произведенияс разных сторон. Воспринимая форму, ребёнок запоминает её при помощи мышечногочувства и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур.По её мнению, в формировании пластического образа в лепке наиболее значим этапобследования, когда вся фигура воспринимается в целом, а затем внимание ребёнканаправляется на отдельные части, детали. Восприятие скульптуры не только осмотрее объемов и граней. Керамическая фигура имеет свои невидимые границы, которыечасто не совпадают с ее абрисом, силуэтом. Она организует вокруг себя как бызону воздействия. Это окружающее пространство тоже выявляет смысл работы,придает ей жизнь. От того, насколько автор чувствует эту связь кажущейсязамкнутой в себе пластической формы и ее «служебное» пространство, во многом изависит действенность на нас пластики скульптуры. Порой, когда человек,делающий скульптуру, не чувствует связи, скульптура может просто восприниматьсякак обычный муляж. Итак, обучение детей способам эстетического восприятия керамикипредставляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о керамикедети подходят к овладению «языком» пластического искусства. Освоение отдельныхвыразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает детям осмысливатьих связь с художественным образом. Элементарные знания о керамике дают возможностьделать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы.
Рассмотрим практическоеприменение принципов единства восприятия и созидания и триединствахудожественной деятельности на примере создания формы чашки с антропоморфнымдекором. В качестве визуального ряда детям 7-9 лет предлагаются фотографии иизображения скульптурных портретов разных людей (работы В. Голубкиной, С. Коненкова),а также произведения литовских народных мастеров деревянной скульптуры. Укаждого персонажа – свой характер, они выражают разные эмоции. Учитель знакомитдетей с работами народных мастеров, ребята сравнивают их с работами скульпторов,находят сходства и отличия. Народная скульптура отличается от профессиональной условностью,обобщенностью формы, вольной трактовкой пропорций. В данной работе учащимся предстоитсоединить в одном произведении постройку формы чашки с ее скульптурнымоформлением. Педагог обращает внимание детей на разнообразие форм и росписичашек и на то, какие эмоции они вызывают. При оформлении чашки детямпредлагается использовать пластический язык народных мастеров. Дети выбираютпонравившуюся форму чашки, и педагог обращает их внимание на соответствие формычашки ее украшению. Какая форма может быть украшена лицом героя, рыцаря, акакая — лицом прекрасной феи.
Ученики определяют высотусвоей будущей чашки, ее общую форму, обращая внимание на пропорции, соотношениевысоты и размера донышка, а также форму донышка (круг, квадрат, овал и др.).Это соотношение, как и пропорции человеческого тела в скульптуре, придает формеистинную гармонию. Затем начинается работа в материале. Педагог работает вместес детьми над образом своей авторской чашки. Ученики раскатывают глиняный пластна ткани и вырезают специальными стеками форму донышка. Потом они раскатываютдлинный пласт, из него вырезаем длинную ровную полосу, похожую на дорогу.Ширина полосы — это высота стенок чашки. Затем ученики отрезают полосу нужнойдлины для соединения с донышком, промазывают донышко шликером и соединяют егосо стенкой. При этом важно тщательно соединить шов изнутри и снаружи, проверить,чтобы не было дырок. Теперь можно прилепить ножки, невысокие, подходящие к формечашки.
Теперь самое важное — украшение! Высота чашки — это высота лица персонажа. Педагог дает детямначальные сведения о строении лица человека, и они определяют место глаз, носа,губ. Далее ребята лепят черты лица, выражая с их помощью характер героя,проявляя свою фантазию. Можно прилепить волосы, а можно и просто нанестиглубокие линии стеками — фактуру, и таким образом показать волосы. В концеработы дети прилепляют уши, подходящие по размеру и форме. В конце занятия педагогпредлагает детям познакомиться с работами друг друга и своей, найти в каждойработе достоинства, индивидуальные черты, неповторимость.
Ребята постепенно, подвлиянием педагога, приучаются к несвойственной оценке своих работ, то естькаждая работа принимается ими как целостная, законченная. Отход от привычных вшколе оценок плохо-хорошо, удачно-неудачно служит укреплению в детяхуверенности в своих силах, своей уникальности, раскрепощает их в желаниисамовыражения.
В возрасте 9- 13 лет детимогут принимать самое активное участие почти во всех технологических операцияхпо изготовлению керамических изделий.
Под руководством педагогаони уже способны заниматься приготовлением глиняной массы, работать надформованием сосудов на гончарном круге.
Особенно старательныребята при выполнении интересных практических заданий и проектов. Здесьпроявляются широта интересов, смекалка, знания и умения, нередко выходящие зарамки программы. Изготовление красивых и полезных керамических изделий для нихдалеко уже не забава, а средство самовыражения, самоутверждения, а такжепредмет изучения одновременно.
В этом возрасте у детейактивно развивается образно-пластическое мышление, которое неразрывно связано сумением мыслить. Одними из принципов, сформулированных Б.М. Неменским впреподавании изобразительного искусства, являются развитиехудожественно-образного мышления и проживание как форма обучения и освоенияхудожественного опыта. Важную роль в развитии художественно-образного мышлениядетей играют представления- обобщенный образ предмета, сохранившийся в памяти,воздействующий на органы чувств. Художественный образ можно рассматривать и какспецифическую форму познания. Единство воображения, эмоций и деятельностиопределяет качественное своеобразие художественного познания.
Яркой особенностью мышленияхудожника, обусловленной активным участием в творческом процессе зрительныхобразов памяти и воображения, является его ассоциативность. Ассоциации поконтрасту и по сходству постоянно присутствуют в мыслительной деятельности художника.Чем богаче, разнообразнее эти ассоциации, тем выразительнее и интереснеехудожественные образы, сюжеты, создаваемые на их основе. Создаваяхудожественный образ, автор тем самым воспроизводит связь между единичным иобщим, отражает ее наглядно. Одной из отличительных средств художественногообраза является неразрывная связь изобразительного и выразительного моментов ведином целом. Это и определяет целостность художественного образа.
Практическим заданием посозданию художественного образа является работа над этюдами фигур животных.Этой работе предшествует наблюдение особенностей строения, повадок животного,изучение фотографий и видеосюжетов. Лучше всего – посещение зоопарка инаблюдение за поведением, движением животных, рисование набросков. Целью этогозадания является построение живой подвижной натуры.
Этюд- это художественноеизображение изучаемой натуры, основной способ изучения и понимания образаживотного. Поэтому задача, которую ставит работа над этюдом, значительносложнее и глубже, чем задачи наброска. Для этюда выбирается пластилин, он болеемягок и пластичен, чем глина.
Педагог объясняет детямзадачи работы, и сам тоже начинает создание этюда. Это задание нужно начинать сизготовления каркаса, используя проволоку и кусочки дерева, веточки. Каркасможно не прикреплять к дощечке, достаточно прилепить к ней немного пластилина ивставить в него каркас.
Лепку необходимо сверятьс наброском. Когда общая форма найдена, учитель обращает внимание детей надетали, подробности передаваемой натуры. Этот этюд может служить основой длядальнейшей работы в материале, вносятся изменения в связи с требованиямикомпозиции и свойствами материала. Создание композиции — самое трудное задание.При изображении животных, может быть, менее уместны теоретические илипредвзятые формы композиции, особенно у детей. У них получаются живые, образныекомпозиции. Цель, к которой необходимо стремиться, создание цельной работы,чтобы связь композиции с материалом была тесной и органичной. Учительпоказывает наглядно эту связь на примере своей работы. Так как работа будетобжигаться в печи, то лепятся композиции, не требующие каркаса. Необходимоследить, чтобы при лепке слои глины были уплотнены, без пустот, так как воздух,оставшийся в них, при обжиге может разрушить скульптуру. Фигуры должны быть сболее или менее тонкими стенками, для этого учитель показывает детямтехнические приемы лепки, используемые керамистами.
Для передачи шерстиживотных или перышек птиц можно использовать гравировку, а в некоторых местах –лощение по кожетвердой глине.
После сушки и обжигаизделие можно покрыть глазурью и еще раз обжечь, это уже будет майолика.Изображения животных в майолике очень привлекательны. Условные, декоративныеобразы не боятся блеска и цветности глазури. Но образы реалистические требуютнекоторых ограничений в применении глазурей. В этом случае лучше всегоиспользовать матовые глазури или цветные глины- ангобы. Для украшения интерьерашколы можно сделать панно с анималистическим содержанием.
 Одним из заданий,предлагаемых детям средней школы, является создание настенного декоративногопанно в технике прорезного рельефа. Выполнение этого задания имеет своей цельюприобщение детей к процессу художественного познания, объединив воображение,эмоции и практическую работу в материале. Развивающими задачами этого занятияявляются расширение границ восприятия современного декоративно-прикладногоискусства, развитие навыков лепки прорезного керамического рельефа, развитиепредставлений о широких возможностях использования глины в декоративномтворчестве. Методическими задачами являются отражение взаимосвязи фигур вкомпозиции, соотношения смысловой нагрузки масс и объемов, игры света и тени,выразительности силуэта, передачи в объеме движения животного. В этой работедети активно соприкасаются с созданием художественного образа. Эту творческуюзадачу педагог также решает вместе с ребятами — он работает рядом с ними надсвоим произведением.
На предыдущих занятиях детисделали зарисовки фигур животных, птиц для декоративной работы. В работеотметим две основные задачи: первая — увидеть строение сложной природной формыживотных и птиц, и вторая — составить гармоничную композицию из обобщенныхприродных форм и окружающего их пространства. В качестве зрительного ряда педагогпредлагает детям фотографии животных, зарисовки и фотографии декоративныхпанно. Авторы передают характерные черты натуры, не копируя ее, условно, решаюткомпозицию своих работ — части рельефа остаются незаполненными глиной,прорезанными. Этот прием придает работам легкость, но не в смысле веса, а всмысле восприятия зрителем.
Каждый живой объект можнопредставить в виде конструкции из простых геометрических форм, передать еговыражение, позу. Педагог работает на занятии и как художник и как наставник,объясняя и показывая детям последовательно все этапы работы. Кто-то из детейможет не справиться с каким-то этапом работы, тогда педагог оказывает помощь. Работаначинается с лепки плинтуса- рамки из толстых жгутов глины., Формируем плинтус,он может быть прямоугольным, квадратным или круглым, по предварительным эскизам.Затем ребята раскатывают на кусочках ткани глиняный пласт. А из него вырезают фигуркиживотных, деревья и другие элементы из которых составляют сложную композицию.Края рельефа (ноги, голова или хвост животного) должны скрепляться с рамкой,держаться в ней.
Фактуру поверхностиэлементов композиции можно сделать несколькими способами: прорисовать иливдавить линии стеками, создать фактуру налепом, тоненькими жгутами или заранеераскатать глиняный пласт на фактурной ткани. Это придаст всей работе большуювыразительность.
После сушки керамическиепанно подвергались утельному обжигу, были расписаны цветными глазурями иобжигались второй раз. Готовые керамические панно украсили стены мастерской ишколы.
Народное искусствоявляется ценной сокровищницей художественного опыта, его традиций, созданныхпоколениями мастеров, проверенных вкусом народа. Народное искусство, являющеесяосновой любой национальной культуры, является важным звеном в педагогическойдеятельности, направленной на формирование творческой личности.
Освоение ценнейшего опытатрадиционного народного искусства на занятиях керамикой происходит путемсистематического изучения его истории, образного содержания и технологии.Народная традиция отражает художественно-практический опыт, определяет методыобучения ремеслу и играет немаловажную роль в формировании эстетическихпредставлений учащихся.
Одним из заданий,предлагаемых педагогом детям, является создание пряничных форм. Резьба пряничных форм на Руси получила свое развитие в XVII веке, когда из дальних странстали привозить пряности, необходимые для пряничного теста. В XVII-XIX векахпряничное дело было распространенным народным промыслом. Сложность изготовленияформ и для фигурных пряников, напоминавших по формеглиняную игрушку, и для больших почетных, или подносных, пряников весом 2-5 кг,и для маленьких грошевиков, для которых на доске было от 4 до 120 гнезд,заключалась в создании обратного рельефа. Сами пряники были не толькоизлюбленным лакомством русского крестьянина илигорожанина. Они широко использовались в обрядовой и праздничной жизни людей. Ихдарили в день именин, подавали на стол во время праздничных трапез. Понародным поверьям, пряник обладал магической целительной и привораживающей силой: его использовали при тяжелых болезнях и в случаях,когда хотели привлечь внимание предмета своей любви. Разгонные пряникираздавали пирующим в конце свадебного застолья; появление их на столеслужило знаком того, что пора откланиваться и уходить. После свадьбы молодые навещали с пряниками родителей невесты; напряники молодым дарили деньги. Линии пряничных форм простые, ясные. Всякомпозиция пряника состоит из основного мотива и оформления. Оформление может быть в виде орнаментаили нескольких декоративных элементов.
Педагогрисует на доске варианты композиции пряничных форм.
Детиначинают работу с эскиза, определения общей формыпряника- квадрат или прямоугольник, или какой-то другой. Затем они выбирают сюжет пряника, рисуя егоконтур. Сюжет пряника может быть зооморфным илирастительным, по выбору. А затем прорабатывают формувнутренним орнаментом, причем интереснее будет заполнить каждую частьформы разным орнаментом. Размер элементов орнамента зависит от общего размеразаполняемой формы. Когда эскизыготовы, ребята начинают работу в материале, раскатывают глиняный пласт среднейтолщины на ткани. Контур пряничнойформы дети вырезали из пласта,затем тонким стеком наносили рисунок. Работавыполнялась в технике горельефа, дети выбирали глину из пласта специальными петлями. В конце работыдети знакомятся с работами друг друга и педагога. После сушки пряничные формыобжигаются в печи, глазурью онине покрываются.
Детейочень увлекают условные образы народного искусства, выразительно недоговоренныеили творчески изменяющие подлинную форму. Образыживотных можно использовать при создании детской народной игрушки- свистульки.В соответствии с программой «Керамиканародов мира» дети знакомятся с несколькими видамитрадиционной народной игрушки — каргопольской, филимоновской, абашевской, дымковскойи др. Перед тем, как приступить к работе надсвистулькой, педагог с детьми посещают музей Декоративно-прикладного искусства.Педагог проводит с детьми беседу об истории развития глиняной игрушки, ееутилитарном назначении, образности и символичности.Особое внимание уделяется тому, в виде каких животных народные умельцы лепилисвистульки. Каждое животное привносило в образ свистульки свои качества, свойсмысл. Также педагог обращает внимание детейна особенности пропорций и росписиигрушек разных промыслов. На занятиях вмастерской педагог широко использует иллюстрации, слайды, видеофильмы, и, конечноже, изделия народных мастеров и лучшие работы учащихся. После этого ученикиприступают непосредственно к лепке, при этом педагог демонстрирует и объясняет подробно каждый этапработы. При создании дымковской игрушки лучше всего начинать с более простыхзаданий — лепкилошадки, а затем уже барышни и индюка. После сушки и обжига работы грунтуютсяводоэмульсионной краской. После высыхания грунта детирасписывают игрушки темперой или акрилом. В летний период в школе «Ковчег» мною былиорганизованы и проведены четыре этнографическиеэкспедиции к народным мастерам в с. ХлудневоКалужской области, с. Александрово Прасковьинка Владимирской области, в г. Киров (Вятка) нафабрику дымковской игрушки и по селам Кировской области, по гончарным промысламТамбовской области. В экспедицияхпринимали участие дети 2- 8 классов, от 10 до 15 человек в каждой экспедиции. В экспедицияхребята узнали много нового о каждомпромысле, познакомились с народными мастерами. Они увидели и прошли сами весьпроцесс создания игрушки, начиная с добычи глины, ее подготовки, лепки и сушки,до обжига в земляной дровяной печи на улице и росписи. Все участники этих поездок – и дети, и педагогиприобрели неоценимый практический опыт. Но самымважным в этих поездках было знакомство с живымилюдьми, носителями вековых традиций народа. Дети почувствовали себя тожепричастными к этим традициям, а народные мастера были рады передать им свои умения. Это радостное общение было оченьважным для всех егоучастников. По результатам экспедиций дети составили творческий отчет силлюстрациями, фотографиями и дневниковыми записями, который былпредставлен на школьный конкурс проектов.
Вкачестве подведения промежуточных итогов работы в мастерскойорганизуются выставки детских работ и работ педагога. Тематические выставкипроходят по окончании работы над каждой темой, например, открытие выставкипосуды сопровождалось чаепитием из созданных детьмичашек с участием учителей школы и родителей детей. В конце года — оформляется самая большая итоговая выставка, котораяобъединяет лучшие работы детей за весь учебный год. Ребятаежегодно участвуют в конкурсах детского творчества «Радуга», «Надежда» — для детей с ограниченными возможностями здоровья, и их работынеизменно бывают отмечены грамотами и ценными подарками. В школе«Ковчег» мною ежегодно проводятся совместные выставки детских работ,сделанных за лето, и моей акварельнойживописи по итогам летних творческих поездок (в Киргизию, Туву, по городамРоссии). Открытие этихвыставок сопровождается рассказами детей и педагога о своих летнихпутешествиях, чаепитием. Все учителя, родители и многочисленные гости школы срадостью знакомятся с экспозицией. Проведение такихвыставок способствует поддержанию общей творческой атмосферы в школе,стимулирует художественную активность детей в течение учебного года, заряжаетих творческой энергией.

Заключение
Дополнительноеобразование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурноепространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной,профессиональной областях, включению их в различные виды творческойдеятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры,развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников.
Керамика обладаетбезграничными пластическими, конструктивно-пространственными и цветовымивозможностями, она является уникальным материалом для решения задачобразования, воспитания и развития школьников в системе дополнительногообразования. Уникальная методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем несравнима по воздействию на творческое развитие учащихся. Личное художественноеи педагогическое творчество учителя является непременным условием успешности икачественности педагогического процесса в целом.
Имеет место взаимноевлияние творчества учеников и учителя. С одной стороны, ученики стимулируютпедагога к поиску новых выразительных средств, форм, новых современных интересныхтем в искусстве. С другой стороны, творческий педагог, постоянно сам работая вкачестве художника, рад поделиться с учениками своими открытиями, находками.Такой учитель гармонично претворяет в жизнь все составляющие педагогическогопроцесса — развивающую, воспитательную и образовательную, что в полной мереотвечает требованиям настоящего времени. Педагог, сам являющийся творческойличностью, с большим вниманием относится к творческому выражению учеников, чтоявляется необходимым в свете современной гуманизации образования, направленнойна формирование свободной, творчески активной личности.
Результаты реализациипрограммы дополнительного образования «Керамика народов мира» в керамическоймастерской школы «Ковчег» охватывают все аспекты учебного процесса. А именно:
— происходит максимальноеразвитие творческого потенциала каждого учащегося,
— осуществляетсяподготовка детей дошкольного возраста к вступлению в школьный коллектив;
— происходит возрастаниеосознания детьми ценности индивидуального творчества каждого и уважения к нему,
— достигается общеразвивающийи терапевтический эффект в отношении детей с особыми образовательнымипотребностями;
— реализуется приобщениеучащихся к различным национальным традициям;
— происходит оздоровлениевзаимоотношений между детьми разных возрастов, национальностей, социальныхслоев, укрепление отношений между детьми и родителями;
— осуществляетсядостижение детьми определенного уровня профессионального мастерства в керамике,как виде художественного творчества;
— растет уровеньэстетического восприятия произведений искусства;
— определяется личностнаяориентация детей в культурном пространстве.

Список литературы
 
1. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методикапреподавания лепки в детском кружке. М., Издательство Агар, 1998.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманнаяоснова педагогического процесса, Минск, 1990.
3. Боголюбов Н.С. Место и рольскульптуры в художественном воспитании детей: Творчество юных, М., Просвещение,1973.
4. Вишнева Г.М. Формированиеэстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольноговозраста: Дисс. … канд. пед. наук. М., 1984.
5. Выготский Л.С. Психологияискусства. М., 1997.
6. Коменский Я.А. Избранныепедагогические сочинения. — М., 1995.
7. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах, М.,Просвещение, 1985.
8. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. — М., 1958. — Т. V.
9. Мелик-Пашаев А.А. Педагогикаискусства и творческие способности. М., 1981.
10. Мелик-Пашаев А.А., З.Н.Новлянская Ступеньки к творчеству. Искусство в школе, М.,1995.
11. Неменский Б.М. Мудрость красоты.М., 1989.
12. Неменский Б.М., Полякова И.Б.,Сапожникова. Т.Б. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского«Изобразительное искусство и художественный труд», Лекции 5-8, М., Первоесентября, 2007.
13. Ушинский К.Д. Собрание сочинений:В 11 т. — М., 1951. — Т. 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Туристические культурно-исторические ресурсы РФ
Реферат Один из конечных вариантов билетов к междисциплинарному экзамену по специальности Финансы и кредит
Реферат Кузнецкий мост
Реферат Анализ финансовой политики предприятия
Реферат Особенности агрессивности подростков из семей с различными типами воспитания
Реферат Учетные регистры
Реферат Лидерство: классический и современный подходы
Реферат Ancienct Greek Drama Essay Research Paper ancient
Реферат Место и центр затрат критерии их образования методы группировки изд
Реферат Автономная некоммерческая организация «северо-кавказский ресурсный центр» акции по сбору частных пожертвований: успешные модели и опыт
Реферат Интеллигентность
Реферат Алкоголизм как вид девиантного поведения
Реферат 03. 00. 16 Экология
Реферат Вулкани Сонячної Системи укр
Реферат Применение бактереологического препарата Ризоагрин на смешанных посевах ячменя с зернобобовыми культурами