Реферат по предмету "Социология"


Почему случаются конфликты в семьях, ждущих детей

--PAGE_BREAK--2. Объект и предмет исследования
Объект и предмет социологического исследования — социальная реальность и ее различные стороны и отношения.

Объект данного исследования — городская семья, просуществовавшая с момента заключения брака менее 5 лет.

Выбор таких временных границ обусловлен тем, что, во-первых, в этот период осуществляется рождение и воспитание детей и явно прослеживаются дефекты в выполнении этих важных социальных функций; во-вторых, после 5—б-летнего совместного проживания происходит, согласно данным социологов и психологов, стабилизация (или один из ее важных этапов) брачных отношений после периода «притирки», что позволяет говорить о сложившейся структуре отношений в семье.

Предмет исследования — взаимоотношения в семьев период ожидания ребенка.
3. Цели и задачи исследования
Цель проводимого в данной работе исследования — анализ причин конфликтов в семьяхпериод, когда семья ждет ребенка, исследование проблем в межличностных отношениях супругов в данный период.

Конкретные исследовательские задачи в данном исследовании:

¾      сравнительный анализ взаимосвязей между ролевыми ожиданиями матери и отца в период ожидания ребенка и уровнем конфликтности в семьях;

¾      выявление неадекватных ролевых установок мужей и жен в сфере семейных отношений;

¾      анализ ценностных ориентации супругов на брак в семьях;

¾      анализ связи уровня притязаний к семейной жизни и степени конфликтности;

¾      выявление непродуктивных  позиций   в   конфликте   как типов неадекватного отношения супругов к семейным противоречиям.
4. Гипотеза исследования
Гипотеза исследования: ролевые ожидания и ролевые притязания супругов выявляют различия в соотношении оценок различных сфер семейной жизни мужьями и женами. В проблемных семьях наблюдается картина: жены предъявляют мужьям более высокие требования.

Таким образом, основная гипотеза исследования состояла в том, что эмоциональный компонент взаимоотношений в проблемных семьях (в отличие от «непроблемных») характеризуется устойчивой межличностной напряженностью, обусловленной в значительной степени социально-психологическими особенностями семьи как группы. В частности, предполагалось, что;

1.                  эмоциональные отношения в проблемных и «непроблемных» семьях существенно различаются и в сфере супружеских отношений;

2.                  устойчивая межличностная напряженность в проблемных семьях поддерживается:

¾       неразрешенными противоречиями в ценностных ориентациях супругов на брак,

¾      неадекватными ролевыми установками;

¾      дисгармоничным сочетанием личностных свойств супругов.

Как частные гипотезы проверялись предположения о наличии взаимосвязи между конфликтностью взаимоотношений и уровнем самоуважения супругов, о наличии у мужей и жен в проблемных семьях непродуктивных позиций в конфликте как типов неадекватного отношения к семейным противоречиям.
5. Интерпретация основного понятия
Наше время характеризуется значительными переменами в жизни общества и государства, когда меняютcя идеалы, рушатся жизненные ценности, материальное положение многих низкое и нестабильное. Все это не может не сказываться на отношениях в семье, способствует возникновению конфликтов. Усилились проблемы борьбы за существование. Требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время супругов, приводят к тому, что и сами супруги, и их дети  меньше проводят времени друг с другом. Большинство матерей работают. Характерно и то, что число других взрослых членов семьи, которые могли бы взять на себя обязанности по воспитанию ребенка в то время, когда матери работают, резко падает. Материальный уровень жизни во многих семьях низкий. Однако, с

психологическим перенапряжением и неудачами приходится иметь дело не только небогатым семьям.Рассмотрим факторы, влияющие на   проблему обострения конфликтов в семьяхв период, когда семья ждет ребенка.





Схема 1. Факторы, влияющие на   проблему.

Самыми важными, факторами риска первого уровня, представляются индивидуальные ценности супругов и личностный уровень их взаимопонимания.

Факторы риска третьего типа зависят от факторов первого и второго типов, но полностью не определяются ими. Знание их позволяет не только прогнозировать успех совместной жизни пары на каждом этапе ее жизненного пути, но и в некоторой степени ориентировать эту жизнь в социально желаемом направлении.

Одни и те же обстоятельства (различие характеров,  плохие жилищные условия и т. д.) могут явиться причиной ухудшения отношений, а могут и не привести к негативным последствиям, и это требует объяснения. Нельзя упускать из виду как  возможное влияние этих обстоятельств на отношения в семье во избежание как излишнего упрощения, так и абсолютизации значения какой-либо стороны семейной жизни.

Пути решения проблемы:развитие семьи предполагает сближение оценок, мнений, установок членов семейной группы по отношению к значимым для нее идеям, лицам, сближение субъективных значимостей ценностей, связанных с содержанием совместной деятельности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 1. Выборка


Выборка является базовым уровнем проводимых исследований. Необходимо отметить, что данные, полученные от выборки, скорее всего не будут в точности соответствовать данным, которые можно было бы получить от всех единиц совокупности.

От определения выборки во многом зависит эффективность проведения опроса.

Для определения необходимой и достаточной выборки исследователь должен оценить тот круг опрашиваемых, которые соответствовали бы всей совокупности и отвечали задачам исследования. При разработке плана выборки рекомендуется следовать следующей схеме:

1. Кого опрашивать?

2. Какое количество людей необходимо опросить?

3. Каким образом следует отбирать членов выборки?

Так, в данном исследовании, естественно, опрашивались именно мужья и жены в период ожидания ребенка.

Различие между данными, полученными от выборки и истинными данными, называется ошибкой выборки. Ошибка выборки обусловливается двумя факторами: методом формирования выборки и размером выборки.

Численность выборки обосновывалась требованиями заданной точности и спецификой исследования. Для обеспечения надежности выводов на уровне точности не менее 5% при известных параметрах изменчивости результатов по основным методикам произведенная выборка представляется репрезентативной.

Выборочная совокупность равна  1000 семей. Выборка выровнена по числу респондентов мужского и женского пола. Средний возраст опрошенных 24 года  (от 19 до 34 лет)

Проводилось выборочное исследование при помощи анкетирования, не претендующее на большую репрезентативность  полученных данных, но помогающее осветить поставленную проблему.


2. Характеристика методов исследования


Очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом социолог  пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке.

 Методология науки — это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории.  Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.

Метод определяется как способ, совокупность приемов, технологический принцип изучения непосредственно объекта или же его предметных областей (состояний и свойств). Методы социологических исследований — способы построения и обоснования социологического знания.

Методы социологических исследований включают:

— методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;

— методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;

— методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.

К количественным методам сбора социологической информации относят способы получения информации об  изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а так же социологическом эксперименте.

 В своей работе  я применяла  опросный метод  исследования.

Профессионализм в выборе и применении метода заключается в его соответствии природе изучаемого объекта и последовательности реализации основных принципов (научных верований, методологических требований, стандартных процедур и стереотипов) исследования.

Для того чтобы нивелировать случайные отклонения в совокупности получаемых оценок и мнений, социологи опрашивают множество людей, предварительно рассчитывая, какое количество высказываний может достаточно точно отразить реальную общую картину. Иными словами, используя опрос как метод получения информации, исследователи чаще прибегают к выборочному анкетированию (письменному заполнению стандартного опросного листа) или интервьюированию (устным ответам на «тематически» поставленные вопросы), поскольку проводить сплошной опрос всех, причастных к объекту исследования, порой весьма затруднительно.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса — анкетирование.

Социологическая анкета — объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение — дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (например, людям с разным образованием и т.д.).

При разработке анкеты могут использоваться следующие рекомендации:

Формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной.

Анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов.

Анкета не должна содержать лишних вопросов.

В тесте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология.

Все вопросы должны быть сгруппированы в определенные блоки в соответствии с логикой исследования.

Анкета не должна быть монотонной, навеивать скуку и вызывать усталость.

В анкете необходимо использовать контрольные вопросы для проверки последовательности опрашиваемых в ответах.

Трудные и личные вопросы помещаются в конце анкеты.

Все вопросы можно классифицировать:

-                   по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);

-                   по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

-                   по функции (основные и неосновные).

            Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).

            Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные — нескольких вариантов ответов.

            Открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы. Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

При интервьюировании, в отличие от анкеты,  контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.

Выбор средств для социально-психологического исследования семейных отношений представляется достаточно сложной задачей, которая усложняется  тем, что область семейных отношений является глубоко интимной, личностно значимой и поэтому требует особенно осторожного подхода.

В данном исследовании с целью получения эмпирической информации применялась анкета. Анкета служила для получения сведений о изменениях в характере межличностных взаимоотношений между родителями в период ожидания ребенка. Вопросы задавались в основном в косвенной форме.Ролевые притязания мужей и жен в период ожидания ребенка оценивались в анкете по критериям:

¾      хозяйство и быт,

¾      отношение к детям,

¾      поддержка внесемейной деловой активности,

¾      эмоциональная и моральная поддержка,     

¾      внешняя привлекательность.   

В начале анкеты должно стоять психологически продуманное обоснование необходимости опроса (обращение к респонденту):«Просим Вас ответить «да» или «нет» на предлагаемые вопросы анкеты. Опрос направлен на повышение качества консультационной работы. Анонимность гарантируется. Спасибо за сотрудничество!»Кроме содержательных вопросов, анкета включала вопросы, направленные на выяснение социально-демографических характеристик респондентов (так называемый «соцдемблок» или «паспортичка»). Здесь отражались  характеристики респондентов необходимые для анализа поставленной проблемы:
Пол_________  Возраст_________________

Социальное положение _________________

Дата______________
Анкета анонимна. Фамилии, имена и отчества не указывались, учитывая интимность многих вопросов, касающихся семейных проблем. «Паспортичка» ставится в конце анкеты, поскольку вопросы о личности респондента в начале анкеты раздражают, тревожат некоторых людей; в то же время социально-демографические вопросы достаточно просты и не требуют усилий для ответов.

Вопросы анкеты с данными исследования приведены ниже.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.