Реферат по предмету "Культура и искусство"


Классический стиль дизайна в интерьере

Курсоваяработа
Потеме: Классическийстиль дизайна в интерьере

Содержание
Введение.
ГЛАВА 1 ДИЗАЙН: ОСНОВНЫЕПОНЯТИЯ И СТИЛИ ИНТЕРЬЕРА
1.1 Понятие «Дизайн»
1.2 Стили интерьераГЛАВА2 КЛАССИЦИЗМ КАК СТИЛЬ2.1Творческое кредо классицизма
2.2 Классический стиль винтерьере
Заключение
Список литературы

Введение
 
Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а такжепроект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности попроектированию предметного мира. Дизайн возник в начале 20 в. как реакция настихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды.Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующиесложному функционированию современного общества. Иногда под дизайном понимаютлишь одну из его областей — проектирование эстетических свойств промышленныхизделий. Дизайн, однако, решает более широкие социально-технические проблемы —функционирования производства, потребления, существования людей в предметнойсреде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видампроектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизньконкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающихнеравновесную ситуацию в предметном мире.
Слово«Дизайн» применяется также для обозначения результата проектной деятельности(например, в таких словосочетаниях, как «Дизайн вещи», «Дизайн автомобиля»),причём в данном употреблении оно не всегда связывается с современной практикойи порой означает морфологию предметного мира, создаваемого человеком на разныхстадиях развития общества. В этом смысле говорят о первобытном дизайне, о дизайне18 в. и т.п.
Дляобозначения дизайнерской деятельности в разных её аспектах и проявлениях в различныхязыках, наряду с термином «Дизайн», существуют и др.: «художественноеконструирование» (в русском), «Formgebung» и «Formgestaltung» (в немецком),«wzornictwo przemysłowe» (впольском) и т.д. Но в 1959 на первой генеральной ассамблее ИКСИД (ICSID,International Council of Societies of Industrial Design, Международный советорганизаций индустриального дизайна) в качестве основного международноготермина был всё же принят термин «industrial design» (в профессиональномсокращении — «design»), как наиболее ёмкий по своей смысловой структуре.[1]
Цельпредставленной работы: изучить классический стиль дизайна в интерьере.
Задачи:
1.Изучить понятие дизайна.
2.Исследовать историюклассического стиля дизайна.
3.Изучить стили интерьера.
4.Исследовать классическийдизайн в интерьере.
Актуальностьтемы: классический стиль дизайна остается одним из самых популярных. Несмотряна то, что этот стиль активно изучается, остается немало вопросов, появляютсяновые. Это происходит потому, что классика постоянно развивается, взаимодействуяс другими стилями.

ГЛАВА 1 ДИЗАЙН: ОСНОВНЫЕПОНЯТИЯ И СТИЛИ ИНТЕРЬЕРА
 
1.1 Понятие«Дизайн»
 
Свою историюслово «Дизайн» берет от итальянского «disegno»- понятие, которым вэпоху Ренессанса обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работыидеи. Позднее, в XVI в. в Англии появляется понятие «design», котороедошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертеж, узор, атакже — проектировать и конструировать. В более узком, профессиональномпонимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработкепромышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами,деятельность по организации комфортной для человека предметной среды — жилой,производственной, социально-культурной.[2]
Зарождалсядизайн на пересечении нескольких видов деятельности: художественно-проектныхпрограмм, массовой промышленности, инженерного проектирования и науки. Сегоднядизайн — это комплексная междисциплинарная проектно-художественнаядеятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарныезнания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование напромышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зонеконтакта» его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности.Центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразногопредметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюдаособая важность для дизайна — это использование наряду с инженерно-техническимии естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин — философии,культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знанияинтегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира,опирающегося на образное, художественное мышление.[3]
Возникновениедизайна как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концуХ1Х в., связывая его появление с промышленной революцией — повсеместнымразвитием массового машинного производства и возникшим вследствие этогоразделением труда. В условиях индустриального производства, товарногонаполнения рынка внимание производителей все больше обращалось напривлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также напотребительские качества продукции, удобство ее эксплуатации. В результатевозникла необходимость в особом специалисте, способном не только создаватьпривлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя,форму изделия, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинногопроизводства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических,художественных вопросов возможно, как показала практика, создаватьконкурентоспособную продукцию.
Вся историяиндустриального дизайна тесно связана с историей развития техники. Такиеизобретения, как паровой котел, двигатель внутреннего сгорания, электромотор,воздухоплавание создали не только новые области в машиностроении, но и сталиисторическими этапами в развитии дизайна.
XIX век былвеком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на сменудругому; век, начавшийся дилижансами и гусиным пером, заканчивался автомобилеми пишущей машинкой. За телеграфом последовал телефон, затем заработал«беспроволочный телеграф» — радио. Люди придумали способ делать точныеизображения с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на векачеловеческий голос, сделали первые попытки взлететь на аппарате, тяжелеевоздуха, изобрели движущуюся фотографию – кино.[4]
Трудремесленника, процесс создания формы предмета непосредственно был связан с егоизготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться прототипыизделий в форме чертежей, моделей и опытных образцов, которые затемпроизводились в многочисленных тиражах с помощью машин уже другими людьми.Таким образом на рубеже столетий в процессе промышленного производствапроизошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную формупроектно-художественной деятельности и стала формироваться новая профессия — дизайнер.
Дизайн какпрофессия существует около ста лет. Ее отсчет зачастую ведут с известногодвижения «За связь искусств и ремесел» в Англии конца XIX в., лидеромкоторого был известный художник и теоретик в области предметного творчестваУильям Моррис. Именно тогда были сформулированы основные положения теории итворческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более позднихлет [4, с.58].[5] Иногда датувозникновения профессии дизайнера связывают с началом XX века, когда художникизаняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможностьформировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразованиявыпускаемой фирмами продукции. В качестве примеров приводятся фирменные стилинемецкой электротехнической компании АЭГ и американской автомобильной фирмы«Форд моторе». Существует также мнение, согласно которому о дизайне,как профессии, можно говорить только тогда, когда сложились школы с методикамипреподавания дизайна и появились первые дипломированные специалисты по дизайну.Это 20-е годы нашего столетия, когда были открыты первые школы дизайна — Баухауз — в Германии и ВХУТЕМАС — в Советской России. Существует также точка зрения,в соответствии с которой возникновение дизайна относят к периоду всемирногокризиса 1929 года, он описывается, прежде всего, как американский феномен.Действительно, вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чистолокальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство.И только с началом кризиса американский дизайн становится реальной коммерческойсилой, приобретая постепенно в полном смысле этого слова массовый характер,возникает профессиональная «индустрия дизайна». Сформировавшееся вначале столетия в архитектуре Америки и ряда европейских стран новое стилевоенаправление «Функционализм» стало своего рода теоретической базой идля развития принципов формообразования в дизайне. Его лидеры, видевшие красотухудожественной формы в ее функциональной целесообразности, стояли и у истоковмашинного формообразования дизайна. Среди них такие известные имена как ЛуисСалливен — один из основателей Чикагской архитектурной школы, известной своимизданиями «машинной эпохи»; Фрэнк Ллойд Райт — патриарх американскойархитектуры и дизайна; Петер Беренс — немецкий архитектор и художник, с чьимименем связывают целую эпоху в развитии дизайна и в частности появление«фирменного стиля»; Мис ван дер Роэ — один из лидеров известного германскогопроизводственного союза Веркбунда и основоположников рационалистическойархитектуры и дизайна в Германии; Вальтер Гропиус — основатель«Баухауз» -всемирно известной школы современной архитектуры идизайна; Герит Томас Ритвельд — голландский архитектор, его концептуальное«красно-синее кресло» стало скульптурным символом современного дизайна.
Средипионеров дизайна были и пришедшие в промышленность архитекторы ихудожники-модернисты. Представители модерна искали выход из тупика надоевшегоподражания стилям прошлого, отрицали эклектику, резко критиковалиукрашательства и орнаментику, вели поиски в области рациональных,геометрических форм, особое внимание при этом обращалось на красоту исходногоматериала, выявление его. По сути эти взгляды были своеобразным шагом кфилософии индустриального формообразования. Среди них такие известные имена какАнри Ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля«модерн», Михаэль Тонет и его известный во всем мире «венский стул»;Чарлз Макинтош — шотландский архитектор, лидер стиля «Ар нуво»,дизайн которого считается одной из вершин европейского модерна и его мебельначала века воспроизводится по сей день; Рэймонд Лоуи — один из основателейпрофессионального дизайна в США, его часто называют отцом промышленногодизайна; Камиллло Оливетти и Эрвин и Артур Брауны, с именами которых связываютцелые стили в истории дизайна; Джованни Понти — итальянский архитектор — основатель самого известного журнала по дизайну «Домус»; Алвар Аалто — основоположник современной финской архитектуры и дизайна; а также нашисоотечественники — К.Малевич, А.Родченко, В.Татлин, Л.Лисиц-кий и др., ставшиеу истоков советского дизайна.
У нас встране до последнего времени для обозначения понятия «дизайн» использовалисьтермины: «художественное конструирование» — процесс проектирования,«промышленное искусство», «техническая эстетика» — сфера деятельности. Испециалист-дизайнер именовался как «художник-конструктор», ведущий институтдизайна — Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, асамый популярный в 60-80 гг. отечественный журнал по дизайну — «Техническаяэстетика».1.2 СтилиинтерьераЕвропейский стиль интерьера
Еслиобратить внимание на интерьеры европейских домов, знакомые нам по фильмам илифотографиям, складывается впечатление, что «там» люди стараютсяобходиться минимумом стен и перегородок. Чаще всего их жилье — просто однабольшая комната, разделенная на так называемые функциональные зоны с помощьюизменения цвета обоев или легких этажерок, барных стоек и прочих дизайнерскихнаходок. Исчезли изолированные комнаты — гостиная, рабочий кабинет, спальня,кухня стали единым пространством. Капитальные стены заменили легкиеперегородки, раздвижные ширмы, стеклянные барьеры… Во вместительных недрахпомещения скрывались разве что санузел и душевая.
Прошлобез малого сто лет. На Западе термин studio стал синонимом квартиры безпищеблока, в которой проживает молодежь. В отличие от скромного западногообразца, наши студии, проектируемые по индивидуальному заказу, скореепредставляют собой элитное жилище, чем дешевую квартирку для студента. Большаякомната (часто не менее 30 кв. м) условно делится на две зоны: спальную часть игостиную-столовую с трансформируемой в закрытой нише электрической плитой,мойкой и холодильником (мини-кухней). Преимущество дизайн-проекта заключается всвободном использовании всего пространства квартиры.
Всущности, превратить в студию можно практически любое жилое помещение, дажесамую небольшую квартиру или скромный дачный домик. Используя архитектурныеприемы, площадь такой студии нетрудно увеличить визуально, сделать светлее икомфортней.Авангардный стиль интерьера
Авангардныйстиль интерьера придется по душе человеку с оригинальным вкусом и нестандартныммышлением, предпочитающему свободу и независимость во всем. Основную роль винтерьере играет цвет. Вы можете смешивать, сочетать, комбинировать какиеугодно краски, главное — не переступать грань между броскостью, яркостью и…вульгарностью. Пусть цвета образуют органичный ансамбль
Обоипротивопоказаны. Вооружитесь кисточками, красками и рисуйте. Черная стенанапротив белой, белая — напротив черной. Соответственно черное кресло напротив белойстены и светильник со светлым абажуром у черной стены. Или такой вариантдизайна интерьера в авангардном стиле — все четыре стены разных цветов: желтая,оранжевая, красная и вишневая.
Запомните,авангард строится на контрастах. Подберите к этим ярким стенам темную мебель, ивы получите удовольствие от нового облика своей квартиры. Мебельные гарнитуры — типа диван — два кресла — сюда не подойдут. Каждая деталь должна бытьоригинальной. Авангард — это смелый эксперимент, но, несмотря на общий хаос,все, однако же, на своих местах.Стиль интерьераэкспрессионизм
Болеемягкий и романтичный, чем авангард. Экспрессионизму присущи легкость иживописность, которые достигаются не числом картин на стенах, а за счетгармонии красок и сочетания света и тени. Цвета для такого дома — сочные, яркиеи блеклые, размытые. Красный, голубой, зеленый, лимонный. Главное — избегатьтяжелых и глубоких тонов.
Вэкспрессионизме важно присутствие настроения. Попытайтесь создавать его припомощи освещения: параллельно с «центральным» светом разместите вкомнате подсветку в виде красиво выполненных бра и торшеров, которые даютмягкий свет. Прекрасно смотрится цветная подсветка — зеленоватая, розоватая.Абажуры ламп делаются из легких материалов светлых тонов — плетеных, пластиковых,из тонкого фарфора или ткани.
Наокна лучше повесить жалюзи, которые создают впечатление легкости и света.Мебель для этого стиля лучше всего выбрать пластиковую или плетеную.Стиль интерьера кантри
Длятех, кому надоела обычная обстановка и хочется чего-то яркого, оригинального иэкзотического. Как правило, вместо обоев стены покрывают деревом, а в одной изстен выкладывают камин. Колоритность вашему жилищу придадут занавеси,покрывала, коврики с рисунками-орнаментами и плетеная мебель — кресла, стол, абажурдля лампы. Глиняные расписные тарелки, металлическая чеканка, красивое макрамезамечательно украсят стены. Цвета для такого интерьера подбирают натуральные,свойственные природе. Кантри — это светлое дерево полов, лоскутные коврики,лубочные картинки на стенах.Стиль интерьера функционализм
Есливы противник излишней роскоши и цените умеренность и удобство во всем — этотстиль для вас. Функционализму свойственны простые, мобильные,многофункциональные формы: кресло-кровать, диван-кровать, уголок, столик нароликах. Оклеив стены обоями светлого цвета, вы получите ощущение свободы инезагруженности пространства. На окнах, конечно же, аккуратные жалюзи, новозможны и шторы. А вот на пол лучше постелить ковер с пестрым узором, чтобыменьше была заметна пыль.Стиль интерьера скандинавский
Основныепризнаки скандинавского стиля интерьера — натуральность, простота иестественность. Скандинавский стиль вобрал в себя такие черты как сдержанностьи некоторую суровость, холодность и молчаливость, а также любовь и уважение кприроде. Поэтому интерьеры в скандинавском стиле содержат минимум декора ивыполнены в светлых естественных тонах из простых и натуральных материалов, нопри этом в самобытности этому стилю не откажешь. В скандинавском стиле мынаходим спокойствие и упорядоченность.
Вскандинавском стиле интерьера традиционная любовь к природным материалам, впервую очередь к дереву, сочетается со стремлением использовать новыетехнологии его обработки и новые материалы: хромированный металл, стекло,отделку плетёными деталями, декоративные ткани.
Ворганизации пространства обращают на себя внимание рациональность илаконичность. Прямоугольные, достаточно просторные помещения, обставлены лишьсамой необходимой мебелью. Вообще же, скандинавский стиль интерьера требуетособой дисциплины, поскольку правильную организацию пространства очень легконарушить любым небрежным действием.
Вцветовой гамме скандинавского интерьера, как правило, доминируют белый и синий.Весьма активны и другие цвета — мягкая приглушённая зелень, разнообразныеоттенки серого, бирюзового, янтарно-жёлтого. Общий колорит интерьеров —светлый, как бы акварельный, с большим количеством тёплых тонов: жёлтого,молочно-белого, светлой терракоты.
Всямебель этого стиля — из натурального дерева. Обычно это светлые лиственныепороды, реже — ель или сосна. Неокрашенное дерево, лишь слегка защищённое слоемпрозрачного лака, выглядит очень естественно. Натуральность материалапередаётся и форме предметов интерьера.
Дляскандинавского стиля интерьера главным правилом остаётся естественность вовсём, вплоть до мелочей.Современная эклектикаинтерьера
Нехотелось ли вам иногда создать образ идеального, на ваш взгляд, человека,сочетая в нем совсем, казалось бы, несовместимые черты абсолютно разных людей?Вот так XX век вошел в историю искусств как век смешения стилей, то естьэклектики.
Какзародился этот стиль? В начале прошлого века авангардисты в попытках создатьчто-то новое все время «натыкались» на то, что уже когда-то кем-то было созданораньше и отражалось, например, в древнейших культурах Китая или Индии,шумерских манускриптах или скульптурах Месопотамии. И стало понятно, что, еслипойти по пути некоторого заимствования и совмещения уже существующего, можносоздать что-то новое и интересное. Современный арт-дизайн смешивает западное ивосточное, старое и новое — арт-деко с хай-теком и этно, то есть интерьерыначала третьего тысячелетия по стилистическому составу чрезвычайномногокомпонентны.
Чащевсего смешиваются близкие друг к другу исторические стили, например классицизми ампир, барокко и модерн, и в результате получаются композиции, где вещи винтерьере гармонично сочетаются, не противореча друг другу. Но иногда смешениестилей носит характер рискованного эксперимента, где элементы разных стилейнамеренно противопоставляются, «сталкиваясь» друг с другом. И неожиданносмешение в необычайных пропорциях элементов, принадлежащих к разным эпохам итечениям в искусстве, становится единым целым, части которого входят вудивительную гармонию, создавая совершенно неповторимый, яркий и индивидуальныйстиль.
Весьобраз такого дома построен на противоречиях: замечательно сосуществуют образцысамой разнообразной живописи — от полотен старинных мастеров до работ,созданных руками хозяев или их детей; современная мягкая мебель соседствует,например, со старым комодом или креслом, пережившим несколько историческихэпох. Стоит отметить, что в обстановке, где смешаны стилистически разныепредметы, очень важно акцентировать внимание на деталях, потому что именнодетали объединяют такие разные по характеру вещи. Например, основным элементомгостиной вы хотите сделать привезенные из далекого путешествия и такполюбившиеся вам расписанные вручную ткани. Чтобы выделить этот элемент декора,вам придется тщательно продумать цветовое решение комнаты. В данном случаехорошую службу может сослужить следующий прием: часть стен в интерьере оставьтебелыми, а часть покрасьте в насыщенные цвета, которые подчеркнут неповторимостьразмещенных на их фоне декоративных элементов. Такой прием цветового смешенияпридаст пространству дополнительную глубину.Классический стиль интерьера
Психологисчитают, что его, как правило, предпочитают требовательные к себе и кокружающим люди. Они сдержанны, серьезны, слегка консервативны, любят точностьи порядок (что самое главное, не только любят, но и соблюдают). Симметричностьи точность являются отличительными чертами классического стиля, поэтому оченьхорошо будут смотреться небольшие, одного размера гравюры или картины,развешанные симметрично на стенах. Цветовую гамму квартиры нужно подбиратьосторожно, избегая резких, смелых, кричащих красок. Подойдут спокойные,нейтральные, но теплые тона: все оттенки коричневого, песочный, оливковый.
Вобоях и коврах лучше отдать предпочтение однотонным или с неброским рисунком,чтобы не нарушать целостности пространства. Для такого интерьера выберитеэлегантную строгую мебель без легкомысленных завитушек.
Главноев оформлении света — формы ламп не должны выходить за пределы классических.Окна лучше занавешивать шторами, так как жалюзи нарушают стилевую гармоничностьинтерьера. Хорош будет всем известный способ драпировки окна: легкие дневныезанавеси — тюль, а поверх плотные ночные шторы, например, из бархата.
Болееподробно классический стиль интерьера рассматривается во второй главепредставленной работы.
ГЛАВА2 КЛАССИЦИЗМ КАК СТИЛЬ2.1Творческое кредо классицизма
 
Эстетикаэпохи Просвещения утверждала, что «народ, у которого во всех зданиях видныблагородная простота, изящный вкус и рассудительное согласие во всех частях,заставляет думать с почтением об его образе мыслей». Такая постановка проблемыпредопределяла особую общественную значимость архитектуры в системе «знатнейшиххудожеств».
ПравительствоРоссии, заботясь о престиже страны и «восприняв намерение привести городСанкт-Петербург в такой порядок и состояние и придать оному такое великолепие,какое столичному городу пространственного государства прилично», выдвинуло в1760-х годах обширную градостроительную программу. В этой программепредусматривалось все, «что украшение и великолепие города умножить может»:«наполнение середины его знатным строением», «регулярство площадей»,«беспрерывное связывание улиц». Выполнение этой программы заняло несколькодесятилетий. Итоги оказались весьма впечатляющими. В городе выросли десятки«знатных строений»: здания Академии художеств и Академии наук, Ассигнационногобанка и Смольного института, Мраморный дворец, Таврический дворец, обширныйГостиный двор на Невском проспекте и «Новая Голландия» с ее монументальнойаркой. Вдоль берега Невы, одетого в гранит, рядом с Зимним дворцом, встализдания Малого и Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра.
Невиданнымв мировой практике размахом ансамблевого градостроительства была отмеченапервая треть XIX века. В Петербурге появились большие архитектурные ансамбли,широко развернутые в пространстве и формирующие целостнуюархитектурно-художественную среду города. В первые годы XIX века началосьсоздание ансамбля Стрелки Васильевского острова (архитектор Тома де Томон приучастии А. Д. Захарова), завершенное в 1830-х годах. По проекту А. Д. Захаровав 1806— 1823 годах было капитально реконструировано Адмиралтейство: новый обликздания соответствовал окружившему его созвездию городских площадей, получившихвскоре новое архитектурное оформление. С возведением в 1801 —1811 годахвеличественного Казанского собора, созданного архитектором А. Н. Воронихиным,главная магистраль Петербурга — Невский проспект — обогатилась новой площадью,эффектно обрамленной колоннадами.
Новыйэтап в градостроительном развитии Петербурга начался после того, как в 1816году был учрежден «Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений игидравлических работ в С.-Петербурге». В указе о его учреждении говорилось:«Взяв, с одной стороны, во внимание правильность, красоту и приличие каждогоздания в применении к целому городу, а с другой — выгодное расположение,прочность и безопасность как собственно всякому строению принадлежащую, так исоседственную… столицу сию вознести по части строительной до той степени красотыи совершенства, которые бы по всем отношениям, соответствуя достоинству ее,соединяли бы с тем вместе общую и частную пользу».
В«Комитет строений и гидравлических работ» вошли ведущие архитекторы и инженерыПетербурга: К. И. Росси, В. П. Стасов, А. А. Михайлов, А. А. Бетанкур, П. П.Базен и другие. Творческое содружество архитекторов: и инженеров оказалось наредкость плодотворным. Комитет занимался регулированием застройки улиц иплощадей, проектированием каналов и мостов, рассматривал проекты всехобщественных и частных зданий, строившихся в Петербурге. По проектам членовКомитета было возведено большое количество разнообразных зданий и сооружений.
Впериод с конца 1810-х годов и до середины 1830-х годов центр Петербургаобогатился великолепными ансамблями. В результате градостроительнойдеятельности К- И. Росси законченный облик приобрели Дворцовая и Сенатскаяплощади, были созданы ансамбли Михайловской (ныне площадь Искусств) иАлександрийской (ныне площадь Островского) площадей и примыкающих к ним улиц.Монументальные здания, построенные В. П. Стасовым, А. А. Михайловым, А. И.Мельниковым, О. Монферраном, Д. Адамини, П. Жако и многими другимиархитекторами, преобразили облик улиц и площадей Петербурга. Протоки и каналылевобережной части невской дельты пересекли стройные чугунные и железныемосты… Архитектура классицизма наполнена высоким гражданственным пафосом. Вмогучем размахе площадей, в мерном ритме торжественных колоннад, в сверкающихкуполах и шпилях отобразились растущая мощь Российского государства, тотпатриотический подъем, который охватил страну, поднявшуюся против нашествиянаполеоновской армии. Архитектура была призвана выразить «признательностьнародную» и служить «к возбуждению настоящих и будущих поколений к подобнымподвигам». Эти слова выдающегося архитектора-классициста В. П. Стасова можно вполной мере отнести ко многим произведениям петербургской архитектуры первойтрети XIX века.
Каки всякий другой архитектурный стиль, классицизм характеризуется определеннойсистемой средств художественной выразительности, присущим ему языкомархитектурных форм, специфическими композиционными приемами и мотивамиархитектурного декора. В них нашла отражение система идейно-эстетическихвоззрений эпохи: провозглашенный рационалистической философией Просвещениякульт разума, призывы к «мудрой простоте» и «естественности». Постройкиклассицизма отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом,выверенностью пропорций. Главными законами построения архитектурной композициибыли симметрия, акцентирование центра, гармоническое соподчинение частей и целого.
Рационалистическиеосновы эстетики Просвещения во многом определяли характер и использованиедекоративных элементов в архитектуре. Зодчие классицизма выработали целостнуюсистему художественно-декоративных средств, но считали необходимым трактоватьих так, чтобы они воспринимались как конструктивно и функционально необходимыеэлементы. «Украшение только то у места, которое вид надобности имеет»,— писалархитектор Н. А. Львов. Русты, тяги, антаблементы, карнизы, наличникииспользовались архитекторами-классицистами так, что, являясь важными элементамиархитектурной композиции фасада и придавая ему особую художественнуюзаконченность, в то же время «имели вид надобности», отражая в той или инойстепени конструктивные особенности здания. Строгостью отбора декоративныхсредств достигалась та «величавая простота», которая стала одним из важнейшихпринципов художественной программы классицизма.
Художественныевоззрения второй половины XVIII века и первых десятилетий XIX века былипроникнуты восторженным отношением к искусству и архитектуре античной эпохи.Увлечение античностью сыграло очень важную роль в становлении классицизма, ввыработке его идейно-художественной программы и его стилистическихзакономерностей. Художники и скульпторы, архитекторы и теоретики искусства техлет видели в античности целостную систему этических и эстетических идеалов.Изучение и использование античного художественного наследия, с егосоответствующим переосмыслением применительно к потребностям и задачам своеговремени, определило основные художественные особенности классицизма.
Однойиз композиционных основ архитектуры классицизма стала система архитектурныхордеров, разработанная зодчими Древней Греции и Древнего Рима. Эта системашироко использовалась и получила дальнейшее развитие еще в эпоху Ренессанса — вXV—XVI веках. Архитекторы Ренессанса не только широко применяли античнуюсистему архитектурных ордеров, но и во многом переработали ее соответственнопотребностям своего времени. Ордер использовался в архитектуре Ренессанса оченьразнообразно и гибко. В одних случаях его применение полностью соответствовалодревнегреческой архитектурной традиции: ордер выступал в виде реальных, конструктивныхколонн, поддерживающих лежащие на них горизонтальные элементы конструкции —антаблементы. В других случаях ордер получал иную, чисто декоративнуютрактовку: элементы ордерной системы, как горизонтальные (антаблементы), так ивертикальные (колонны, полуколонны или их плоские изображения.
Эстетикаклассицизма по-своему решала проблему взаимосвязи пользы и красоты вархитектуре, утверждая необходимость их гармонического слияния. Представлениятех лет о функциональной целесообразности, естественно, сильно отличались оттого смысла, который стал вкладываться в это понятие позднее. Используяколоннады и портики, «имеющие вид надобности», архитекторы-классицисты решалипрежде всего определенные художественно-образные задачи, стремились придатьзданию торжественный, монументальный, героизированный облик. Вопрос о том, какэти колоннады скажутся на функциональных и эксплуатационных качествахпостройки, был для архитектора-классициста относительно второстепенным. В этомзаключалось одно из противоречий архитектуры классицизма. Однако тогда, в годырасцвета стиля, оно не ощущалось — во всяком случае, внимание на нем неакцентировалось, ибо главные заботы зодчих тогда лежали в иной сфере:художественная выразительность архитектурных образов была для них важнее, чемпрямое соответствие формы и функции.
Взглядырусских зодчих начала XIX века на общественные задачи архитектуры выразилархитектор К- И. Росси в пояснительной записке к одному из своих проектов. Онпризывал зодчих-современников доказать, что они восприняли «систему древних», ипревзойти величием новых, возводимых в Петербурге архитектурных сооружений«все, что создали европейцы нашей эры». Исполнение этой патриотическойпрограммы и самим Росси, и его современниками превратило градостроительное ядроПетербурга в уникальную, целостную систему архитектурных ансамблей, не имеющуюсебе равных в истории мирового градостроительного искусства.
Однаков конце первой трети XIX века система архитектурных воззрений эпохи господстваклассицизма начинает быстро меняться. В развитии классицизма наступает кризис.Его художественные идеалы, казавшиеся еще недавно незыблемыми, подвергаютсясомнению, а затем начинают вызывать все более скептическое отношение.Отказываясь от композиционных приемов и декоративных мотивов, выработанныхклассицизмом, архитекторы начинают искать иные пути развития архитектуры.Начинается новый период в истории русского зодчества, в котором нашли отражениеи изменения в социально-экономическом базисе и в общественной надстройке, иновые задачи, вставшие в связи с этим перед архитектурой, и новыеидейно-удожественные тенденции. Этот пилястры, лишь воспроизводились на фасадездания, отнюдь не являясь при этом реальными элементами ее конструкции. Такаядекоративная трактовка ордера впервые примененная еще зодчими Древнего Рима (нагляднымпримером является знаменитый Колизей), получила распространение именно в эпохуРенессанса.
АрхитекторыРенессанса внесли важный вклад в развитие мирового зодчества не только своимипостройками но и своими теоретическими трудами. Книги Альберти. Виньолы,Палладио, впоследствии многократно переиздававшиеся, стали в XVIII векеважнейшими учебниками по архитектуре. Эти теоретические труды оказали тогдаочень сильное влияние на формирование художественных воззрений несколькихпоколений архитекторов. Благодаря им архитектурные традиции античности,переработанные и в известной мере канонизированные зодчими Ренессанса, сталидостоянием теории и практики архитектуры XVIII века.
Оченьважное значение в развитии классицизма имело и непосредственное изучение памятниковархитектуры античной эпохи. Италия в XVIII веке становится как бы«всеевропейской академией художеств»: сюда из всех стран Европы приезжаютхудожники, скульпторы, архитекторы — они тщательно изучают, зарисовывают,копируют произведения античности и Ренессанса. Руины античных зданий поражаютих своей «идеальной красотой» и становятся школой высокого профессионального мастерства.
Эмоциональноеи идейно-смысловое содержание ордерной системы, вложенное в нее еще античнымизодчими,— спокойное равновесие архитектурных масс, торжественность, величие,ясность, гуманистичность (не случайно древние греки ассоциировали колонны сметафорическими изображениями человеческой фигуры) — в значительной мерепредопределило суть архитектурно-художественных образов, созданных русскимиархитекторами-классицистами. Они виртуозно владели системой ордеров, используяее богатейшие художественные возможности. Лаконизм декора и спокойная гладьстен придавали особую звучность ордерным элементам — колоннадам, портикам,антаблементам.
Высокогосовершенства достиг в классицизме, особенно в первой трети XIX века, синтезархитектуры с монументальной скульптурой. Он позволил решить важныеидеологические задачи — отобразить пафос победы, одержанной в Отечественнойвойне 1812 года. процесс отхода архитектуры от классицизма происходи, в 30—40-хгодах XIX века не только в России, но и во многих других странах — он приобрелпоистине глобальный характер.
Чтоже произошло и с русской, и с мировой архитектурой в эту пору? Почему сошел систорической арены. классицизм, до того почти безраздельно господствовавший вархитектуре на протяжении многих десятилетий? Почему восторженное восприятиеархитектурных творений классицизма в первой четверти XIX века начинает в 30-хгодах сменяться все более критической и даже негативной оценкой?
Детальныйанализ этой сложнейшей искусствоведческой проблемы требует специальных глубокихисследований. Отнюдь не претендуя на полноту ее освещения, все же необходимо,хотя бы в самых общих чертах, охарактеризовать причины того крутого перелома встилистическом развитии русской архитектуры, который произошел в 30 — начале40-х годов XIX века.[6]
2.2 Классический стиль винтерьере
Античнаякультура – предание давно минувших дней или живая, пульсирующая в ритмах каждойпоследующей эпохи энергия? Многообразие памятников античности, с благоговениемсохраненных для нас тысячами поколений восторженных предков, не оставляет сомненийв однозначности ответа на этот вопрос.
Один изярчайших примеров жизнестойкости античной культуры – классический стиль,зародившийся в Древней Греции в VI-IV веках до н.э. во времена расцветагреческого искусства и не утративший актуальности вплоть до наших дней. Раннийпериод развития классицизма, связанный с эпохой правления Перикла (V век дон.э.), совпал с золотым веком греческой культуры и стал основополагающим дляего становления как ведущего стиля в архитектуре и искусстве. Пронеся сквозьстолетия все свои характерные черты и архитектурные элементы, он возродился вXVII веке – так называемый поздний классицизм, – оформившись как подлиннодекоративный стиль. В XX веке появились два новых термина – «неоклассицизм» и«неоклассика», отразивших последние тенденции в развитии классического стиля вусловиях современного мира.
Классическийстиль необычайно многогранен, и сфера его применения не ограничивается лишьархитектурными изысканиями. Он нашел свое воплощение в живописи, скульптуре,музыке, литературе и, конечно же, интерьере. Различные фризы, колонны, арки,пилястры и сопутствующие им орнаменты родом из классицизма. Заимствуяклассические элементы, каждая культура интерпретировала их в свете своегонационального колорита, породив разновидности классического стиля в разныхстранах: классический светлый скандинавский стиль, русский классицизм и эталонвсех прочих направлений – классический английский стиль.
Особенностиклассицизма легко узнаваемы и просты, как сам стиль, их можно изучать не толькона примере более поздних строений. Старинные классические здания, оберегаемыепреисполненными восхищения современниками и потомками, и по сей день сохраняютпрежний величественный облик и радуют глаз образцово правильными линиями. Ихотличает ясность, четкость и некоторая строгость конструкций (так называемая«ордерная система»), продолжающаяся во внутренних помещениях пропорциональнымсоотношением архитектурных элементов и декоративных деталей, несомых и несущихповерхностей. Классическому архитектурному образу свойственны простота инемногословность как в наружной, так и во внутренней отделке зданий,классические объемы и размеры подчиняются законам симметрии, пришедшим к нам изантичных времен. Немые свидетели той эпохи: расписанные вазы, живописныеполотна, изображения античной мебели, – перекликаются с элементами позднегоклассицизма и повествуют нам о том, как добиться сочетания красоты и чистотылиний с удобством и практичностью.
Классическийстиль может стать прекрасным решением для серьезного и целеустремленногосовременного человека, желающего оформить свое жилище в духе лаконичнойкрасоты, четко очерченных форм и античного искусства колоннады. Полнаяреконструкция классического интерьера или стилизация помещения под классикузависит от предпочтений и возможностей владельца дома и влияет на выборархитектурных и декоративных элементов и материалов для их изготовления.
Реконструкцияклассического стиля предполагает безоговорочное соблюдение законов построенияпространства в интерьере, основанных на строгих классических пропорциях илучевой симметрии. Для этого может потребоваться полная перепланировка квартирыи реорганизация жилого пространства в виде миниатюрной модели солнечнойсистемы. Роль солнца, т.е. смыслового и композиционного центра, чаще всегоберет на себя гостиная, а в качестве планет выступают остальные жилыепомещения, плавно вытекающие из нее и переходящие друг в друга. В центр любойсистемы невозможно попасть, минуя периферию, поэтому гостиная должна отделятьсяот входной двери прихожей, из которой открывался бы вид на прилегающиепомещения. Наличие каких бы то ни было перегородок противоречит античномустилю, их заменяют колонны, полуколонны и арки, которые также служат дляоформления дверных проемов. Помимо этого, широко используются пилястры иархитравы, а для воссоздания образа высоких колоннад античности под потолкомразмещают характерные античные орнаменты – меандр и акант. Необыкновенныйколорит могут привнести атриумы и световые колодцы, создающие иллюзию открытогопространства. Все эти элементы – неизменные атрибуты классического стиля, какспутники для планет солнечной системы. Чтобы воссоздать их в современноминтерьере с как можно большей долей достоверности, следует использоватьаутентичные материалы: мрамор, гранит, бетон, туф.
Созданиезавершенного интерьера в классическом стиле возможно и без полномасштабнойреконструкции помещения, когда разрабатывается своего рода «облегченный»вариант классического интерьера. Такой способ называется декорацией, илистилизацией, а воспроизведение необходимой атмосферы достигается за счетмногочисленных декоративных элементов и стилевых деталей. Строгие классическиеканоны и принципы ритмического чередования элементов и в этом случае являютсяобязательными для соблюдения, тогда как материалы эпохи классицизма могут бытьуспешно заменены на их современные аналоги: гипсокартон, дерево, пластик илегкие отделочные материалы, не применяемые для несущих конструкций. В качественапольного покрытия можно использовать паркет или ковер с геометрическимрисунком, хотя первый вариант гораздо предпочтительнее.
Пристилизации интерьера точкой отсчета может стать декоративная колонна,помещенная в центр гостиной, от которой как лучи будут расходиться различныестилеобразующие компоненты, выстраивающиеся в единый ансамбль. Основнымиархитектурными элементами послужат колонны, фризы, пилястры, фронтоны, нопланируя их расположение в помещении, необходимо помнить о том, что главныедетали требуют поддержки во второстепенных предметах обстановки. Например,мотив колонны может повторяться в конструкции мебели в виде подставок, стоек,ножек столов, торцов шкафов. Таким образом устанавливается соотношение целого ичастного и реализуется принцип возврата, давший название этому стилистическомуприему.
Чтобы придатьинтерьеру классический и в то же время уникальный вид и подчеркнуть его строгуюизысканность, можно составить собственный мебельный гарнитур из отдельныхпредметов, выдержанных в классическом стиле. Некоторые современные предметымебели могут быть заменены на их античные варианты, например, деревянные полкина кованые подставки. Дополнительный стилевой эффект легко достигается спомощью античных скульптур, ваз, полотен с античными сюжетами, текстильныхизделий, украшенных характерными орнаментами. При этом вся обстановка должнабыть выдержана в светлых тонах и смотреться как целостная картина, все компонентыкоторой находятся на отведенных им местах.
Если классикаархитектурного жанра приходится вам по вкусу, то используя приведенные здесьсоветы, вам будет легче оценить предложения многочисленных дизайнерских студий,занимающихся созданием интерьеров. Проникнувшись духом классицизма, вы сможетесамостоятельно подбирать необходимые детали и вносить дополнительные штрихи всобственный, неповторимый интерьер.
Стекло,мрамор, гранит, колонны и классические портреты очень характерны длясовременного классического стиля. С ними неплохо сочетаются и совсемсовременные предметы, например, кожаные кресла, канапе, даже офисные стулья.
Люстреуделяется огромное внимание, самые невероятные размеры и формы, самыйпричудливый декор вплоть до подвешенной птичьей клетки весьма поощряются,главное – общая цветовая гамма: иллюзия бронзового отлива, даже если это простодрапировка из тафты.
Любую ценнуюили просто красивую вещь стоит «обыграть»: удачно разместить, направить свет,выставить на специальном подиуме или этажерке.
В некоторыхместах допускается даже не отделка стен тканью, а драпировка из атласа, муара,бархата.
Старинныевещи из прошлых веков, вроде сундуков или других предметов мебели, непротиворечат стилю.
Классикуможно имитировать с помощью современной мебели в нужном стиле. А подлинныестаринные вещи усиливают эффект.
Классическиеинтерьеры рассчитаны на спокойных и консервативных людей, состоявшихся в жизни,не меняющих интерьер в угоду моде. Классика покупается надолго и передается понаследству. У качественной классической мебели есть интересная черта: современем она возрастает в цене, становясь раритетом. Как правило, это мебель изнатурального дерева: ореха, вишни, карельской березы.
Вклассической обстановке обычно много зеркал, расширяющих помещение и придающихему легкость и блеск. Колонны с бронзовыми капителями, камины отделанымрамором. Специально созданный по новым технологиям текстиль, сохраняющий вседекоративные свойства, присущие классическим образцам, имеет большую цветовуюпалитру и высокую прочность. Разнообразные ткани: шелк, атлас, хлопок, вискоза,парча, однотонные и с классическим рисунком хорошо сочетаются с формой мягкоймебели и цветом древесины. В отделке используются кисти или близкие по тону ифактуре ткани.
Для освещениячаще всего выбирают люстры из хрусталя, натурального прозрачного камня илидорогого стекла. Хорошо смотрятся в таком интерьере и бронзовые илипозолоченные люстры.
Каминные залы– с уютными невысокими креслами, и низкими чайными столиками, парадные гостиныес обилием света и мягкими светлыми коврами ручной работы или удобнымибархатными подушечками, с полами из паркета, мрамора или каменной плитки.
Такиеинтерьеры не противоречат нашему времени, а служат скорее удачным фоном дляотдыха, расслабляют и напоминают о вечных ценностях.
Пространствотакой квартиры ощущается как удивительно целостное, благодаря не только повторуклассических форм и единой цветовой гамме, но и точно подобранным натуральнымотделочным материалам. Здесь органично сочетаются стеклянные столешницы,зеркала в тонких позолоченных рамах и элегантные картины. Это несколько осовремененныйвариант классики.
При всемсвоем разнообразии парадные интерьеры не выглядят как музейные экспонаты, аявляются подтверждением высокого социального статуса владельцев дома.

Заключение
 
Возникновениехудожественного конструирования (дизайна) относится к началу 20 в., нопредпосылки для его становления развивались задолго до этого в процессеперехода от ручного к машинному производству, который повлек за собой «…полный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство мастера...»[7]Непосредственным результатом этого переворота было противоречие междупрогрессивностью заложенной в новом изделии инженерной идеи и его эстетическойнеполноценностью, приведшей к потере многими утилитарными предметами присущегоим в прошлом художественного значения. Осознание этого противоречия в середине19 в. приняло вначале форму романтического призыва к возрождению средневековыхремесленных традиций (Дж. Рескин, У. Моррис), несостоятельность которого вскорестала очевидной.
Основызападно-европейского художественного конструирования закладывались втеоретических и практических работах художников, архитекторов и инженеров П.Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г. Мутезиуса (Германия), художественногоконструирования ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), вдеятельности Немецкого Веркбунда и «Баухауза». В 1930—40-е гг. центр художественногоконструирования перемещается из Европы в США, где оно развиваетсяпреимущественно в форме коммерческого дизайна и используется в качествеэффективного инструмента конкурентной борьбы. Американские промышленные фирмысоздают отделы художественного конструирования, возникает большое количествопроектных и консультативных дизайнерских фирм. В 1950—1960-е гг. очагамитеоретической мысли в области художественного конструирования становятсянекоторые дизайнерские вузы Европы и США. Особенно велика роль Ульмской высшейшколы художественного конструирования. В ряде стран (Великобритания, Франция,Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают государственные и общественныеорганизации, ставящие своей задачей содействие развитию дизайна, — национальныесоветы по дизайну, дизайн-центры и профессиональные ассоциации дизайнеров. В1957 они объединились в Международный совет организаций по художественномуконструированию (ИКСИД).[8]
Впредставленной работе решаются следующие задачи: изучены понятие дизайна инаиболее распространенные стили интерьера; исследована история классическогостиля дизайна; исследован классический дизайн в интерьере. Однако заявленнаятема при своей актуальности требует дальнейшего изучения.

Списоклитературы
 
1.  АроновВ. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной ихудожественной культуры XX века. — М.: Советский художник, 1987. – 232 с, ил.
2.  Большая СоветскаяЭнциклопедия. Электронная версия.
3.  Дизайнархитектурной среды. Краткий терминологический словарь-справочник./ С.Михайлов,Н.Дембич, В.Захаров, Л.Листовская и др. под ред. С.Михайлова. — Казань.: ДАС,1994. — 120 с, ил.
4.  Ленин В. И., Полноесобрание соч., 5 изд., т. 3.
5.  Материалы сайта:
www.archipiter.info/index.php?page=2478038_tvorcheskoe_kredo_klassicizma
6.  Материалы сайта: www.3dc.ru/
7. Методика художественного конструирования.Дизайн-программа. — М.: ВНИИТЭ, 1987.- 172 с, ил.
8. Михайлов С., Кулеева Л. Основы дизайна. Учебник.Издательство «Новое знание», Казань, 1999.
9.  Пилявский В.И. ИсторияРусской архитектуры. Л., 1984.
10.  ХолмянскийЛ., Щипанов А. Дизайн — М.: Просвещение, 1985. — 151с, ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.