Реферат по предмету "Социология"


Понятие и содержание понятия качество жизни

Введение
В настоящей работе предлагается рассмотреть понятие качество жизни и пути его повышения через социальную активность и самореализацию личности.
В последнее время «качество жизни» как интегральный показатель состояния человека привлекает все большее внимание исследователей. В это понятие входит также физическая, творческая, социальная, эмоциональная, сексуальная, политическая активность личности.
Проблема качества жизни активно разрабатывается в социальных науках в силу стремления к целостному пониманию и изучению человека.
Понятие «качество жизни» возникло в 60-х гг. XX в. и воспринималось первоначально не как «…научное понятие с точно фиксированным содержанием и объемом», а как «всего лишь конгломерат различных проблем, начиная со смысла жизни и счастья человека и кончая проблемой утилизации отходов и очистки больших городов».
Цель работы – рассмотрение возможностей и предпосылок повышения качества жизни путем самореализации и социальной активности человека.
В работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие «качество жизни»;
Рассмотреть социальную активность как одну из составляющих качества жизни;
Показать пути и возможности повышения качества жизни через социальную активность и самореализацию личности.
1. Понятиеи содержание «качество жизни»
Качество жизни связывалось преимущественно с качеством окружающей среды, показателями динамики доходов населения и масштабов обретения им материальных благ, отождествлялось с понятиями стандарта жизни, уровнем жизни [3]. Сущность человека сводилась к «пяти основным потребностям» – в пище, одежде, жилье, здоровье, образовании.
Насыщение рынка товарами, рост производства и потребления и т.п. признавались основанием улучшения человеческой жизни [2, с. 167], т.е. предпочтение отдавалось количественным показателям. Однако уже в 60-е гг. признавалось, что человек еще и «существо духовное, и «диаграммы» его чувств и стремлений, рефлексии и счастья могут не совпадать с диаграммами экономического роста».
А. Тойнби утверждал, что «жизненный стандарт – это средства, а качество жизни – это цель человека». Р. Айер выделяет объективные (благосостояние, жизненный стандарт) и субъективные показатели качества жизни. Он отмечает, что это понятие обязательно должно включать все аспекты бытия, переживаемые именно индивидом, а не обществом в целом. Таким образом, с момента появления понятия «качество жизни» в нем наметилась дифференциация объективных (реально существующие условия жизни) и субъективных (отношение личности к различным аспектам жизни) показателей и выявилась возможность его использования не только в отношении сообществ людей, но и к отдельному человеку.
В 70-х гг. появляется концепция «человеческого развития» (Я. Майлз, С. Коул, Дж. Галтунг, А. Вирак и др.). По Я. Майлзу, «это процесс, включающий все стадии человеческой жизни и отражающий гармонию взаимоотношений между личностью, обществом и природой, то есть такой расцвет человеческого потенциала, который не сопровождается деградацией, порчей или разрушением общества и природы». В данная концепция акцентирует внимание на том, что «человек – в одно и то же время средство и цель мирового развития», и общественный прогресс не может оценивается только с экономических позиций.
К этому же периоду оформляется концепция «ощущаемого качества жизни», где «изучаются социально-психологические механизмы, опосредующие реальное удовлетворение потребностей людей».
В 70-е гг. исследователи «субъективного качества жизни», в частности А. Кемпбелл, применяют в измерениях триаду «обладание – отношение – существование», что предполагает наличие удовлетворенности материальным положением, межличностными отношениями, уровнем самооценки. В исследованиях А. Кемпбела было установлено, что наличие хороших межличностных отношений, позитивной самооценки, ощущения контроля над своей жизнью «играют более важную роль в общем благополучии, чем реальная жизненная ситуация», т.е. категории «отношения» и «существования» признаются столь же, если не более важным фактором качества жизни, как и категория «обладания» (удовлетворенность материальными условиями жизни).
Таким образом, понятие качество жизни эволюционировало от характеристики материальной стороны жизни человека к понятию, учитывающему и духовную комфортность существования людей. В настоящее время данное понятие рассматривается как интегральная характеристика жизнедеятельности человека.
Большинство исследователей отмечают объективный и субъективный аспект качества жизни. В отличие от объективных показателей функционирования человека в жизни, которые отражают социально приемлемые нормы жизни, субъективные индикаторы пытаются установить относительную важность различных сфер жизни для каждого индивида в терминах его собственных норм и предпочтений [1]. Качество жизни «по сути своей является социальным отношением как между личностью и обществом, так и между отдельными индивидами».
Таким образом, качество жизни в своих субъективных аспектах оказывается тесно связанным с понятиями «ценность», «потребности», «смысл», «жизненная стратегия» и т.д.
2. Социальная активность как один из показателей качества жизни
Социальная активность личности — совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. В качестве субъектов активности может выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом.
Активность проявляется в различных сферах: трудовой, общественно политической, в сфере культуры и быта.
Социализация развивается под воздействием как внешних социально-контролируемых или стихийных процессов общественной жизни, так и благодаря внутренним энергийным силам самого индивидуума. Второй фактор не полностью зависит от первого, сохраняя некую природную уникальность.
Если бросить ретроспективный взгляд на историю России ХХ века, то легко обнаруживается ассиметрия в действии обоих факторов — сил. Первый абсолютно доминировал в годы Советской власти, подчиняя человека официальной идеологии. Второй преобладает в современной России, хотя постепенно государство и “партии при власти” усиливают целенаправленное воздействие на сознание, ценностные ориентации и поведение граждан. Процесс социализации носит в связи с этим неупорядоченный характер.
В реальной ситуации он может иметь как положительный, так и отрицательный смысл.
Первый вариант означает сублимацию витальной энергии вверх, т.е. возвышение личности, ее совершенствование.
Второй — движение вниз, отказ от нравственных ценностей, опускание на дно криминального и асоциального существования.
Иногда оба процесса могут сменять друг друга на протяжении жизни одного и того же индивидуума. Моральное падение нередко прикрывается показным благородством, а истинный талант и высокое одухотворение обречены прозябать в нищете и одиночестве. В жизни все случается, и ее бесчисленные коллизии неисповедимы. Многое зависит от условий, но кое-что находится в руках самого человека. Внешние и внутренние причины так переплетаются друг с другом, что подчас трудно определить их разделительную границу. И тем не менее можно провести их условное деление по признаку положительного или негативного воздействия на развитие личности.
Вопрос о роли объективных причин того или иного варианта мы оставляем за скобками, поскольку они сами являются плодами социальной активности людей. Однако, что даже и при схожих исходных условиях одни лица способны развиваться, а другие предпочитают довольствоваться достигнутым и не могут даже сохранить имеющееся. В обоих случаях человек должен все же преследовать какую-то цель, иметь какое-то представление о самом себе. Бессмысленность существования это рассеяние даже самого сильного энергетического потенциала. И, напротив, при желании и воле не очень сильная натура способна сублимировать свою энергию наилучшим образом, предпочитая даже жертвовать своим благополучием. Пример тому — многие художники, поэты, философы.
В современном мире, как, впрочем, и прежде, формы и пути реализации энергии весьма многообразны, поскольку зло и добро в посюстороннем мире часто представляются почти синонимами.
Если обратиться к современной России, то обнаружится принципиальное отличие новых ценностных ориентаций по сравнению с социалистическим образом жизни. В советское время этот образ формировался искусственно и целиком подчинялся официальной идеологии. В постсоветское время формирование личности проходит почти стихийно и в обстановке противостояния различных идейно-политических устремлений и принципов жизни. В настоящее время человека, как правило, интересуют следующие ориентации:
— тяга к прагматизму как главному принципу достижения личного и общего блага;
— стремление к власти и богатству;
— корпоративная солидарность;
— готовность к сотрудничеству с криминалом;
— терпимость к коррупции;
— использование демагогии и лжи;
— склонность к гедонизму;
— приспособленчество и потребительское отношение к политике;
— моральная эластичность;
— увлечение религиозным сектанством или оккультизмом;
— оскудение духовно-нравственных устремлений и т.д.
Эти ориентации относятся, так сказать, к негативным аспектам нынешней социализации. Но есть, конечно, и прямо противоположные положительные тенденции:
— трудовая мобильность и активность;
— гражданская активность и ответственность;
— духовно-этическое и эстетическое совершенствование личности;
— непримиримость к криминалу, коррупции, наркомании и другим отрицательным явлениям;
— рост требовательности к властям;
— опора на собственные физические и духовно-нравственные силы.
Оба направления в процессе социализации молодого поколения происходят одновременно. Иногда они противостоят друг другу, иногда тесно сплетаются в один клубок, что прямо воздействует на самоопределение личности. Разумеется, все перечисленные характеристики “нового” человека постсоветской России имеют характер относительных и условных категорий. Они могут сочетаться самым причудливым образом как между собой, так и в связи со старыми критериями. В итоге рождается крайне запутанная и противоречивая картина социализации. Буквально каждый человек мечется из стороны в сторону, склоняясь то в одну, то в другую сторону.
Зрелое поколение, надо сказать, в основном уже сделало свой выбор: одни остались на прежних позициях, другие перешли в лоно новомодного прагматизма. Сложнее обстоит дело с молодежью, которая не обладает достаточным опытом и не получает от общества четкой ориентации. В итоге весь процесс ее социализации происходит стихийно подобно “уличному” воспитанию подростка, лишенного постоянной родительской опеки. Веер предпочтений интересов и поведения в этой связи принимает широкий и разнообразный характер — от самых положительных до отрицательных.
Условно к позитивным формам социальной активности можно отнести общественно-полезный труд, творчество во всех его формах, науку, искусство, спорт, просвещение и др.
Есть и протестные формы социального поведения. Часто они выливаются в активные выступления в защиту своих интересов, как, например, забастовки, демонстрации и пр. Иногда протест принимает «пассивный» характер, выражаясь в отказе от участия в голосовании или голосовании “против всех”, эмиграции. Особую разновидность представляют собой такие явления как субкультура «андерграунда», движения типа хиппи, футбольных “фанатов” и пр.
Нельзя не отметить и деструктивные, разлагающие личность и наносящие вред обществу деяния, как, например, наркомания, алкоголизм, преступность, терроризм, экстремистская деятельность.
В реальной жизни разнонаправленные тенденции переплетаются или сменяют друг друга. Особая сложность их анализа обусловлена противоречивостью сознания и подсознания человека. Ведь иногда самые лучшие побуждения могут обернуться недостойными и просто преступными действиями.
3. Пути и возможности повышения качества жизни через самореализацию и социальную активность личности
За последнее десятилетие проблема самореализации приобрела особую актуальность. Первоначально она была сформулирована в рамках психологии, но вскоре приобрела явно философское звучание. Дело в том, что процесс самореализации выражает наиболее глубокую, сущностную сторону человека. На основе идеи самореализации могут быть синтезированы разнообразные и внешне плохо стыкующиеся знания о человеке (философские, научные, религиозные и пр.).
Вне контекста самореализации чаще всего формируются чисто суммативные представления о человеке. Самореализация может развертываться одновременно в нескольких направлениях: по линии выполнения требований социальных структур, свободного развертывания способностей и задатков, по линии реализации ценностных установок. Активность человека может при этом подчиняться господствующей в обществе идеологии, требованиям социальной мифологии и т.п. В конечном счете это может привести к возникновению противоречий между этими, сильно различающимися типами самореализации. На процесс самореализации оказывают влияние как внешние, так и внутренние условия.--PAGE_BREAK--
Наиболее благоприятной является самореализация человека одновременно в различных сферах. Самореализация человека в какой-либо отдельной сфере не может сделать его счастливым и гармоничным. В какой-то мере такой человек всегда остается ущербным и односторонним. Включаясь в различные социальные структуры, он получает возможность удовлетворения прежде всего своих физиологических потребностей (потребностей низшего уровня), и только после этого у него возникает желание удовлетворения высших потребностей в виде расширения горизонта сознания, приобщения к источникам важной информации, самоутверждения и самовыражения.
В самом общем случае под самореализацией понимается наиболее полное раскрытие способностей, талантов, потенций и возможностей человека, осуществляемое путем включения его в социальные структуры [1].
Процесс самореализации — это познание на протяжении всей нашей жизни своей внутренней сути. Стать совершенным — для нас не главное. Главное — сам процесс становления.
О самореализации, так или иначе, давно писали многие и философы, и писатели, и психологи, но подозреваю, что до однозначного конца это поле не удалось распахать никому. Потому как вероятно, это в принципе невозможно. Данная тема сложна и многопланова — именно из-за своей неопределенности.
Самореализацию можно рассматривать через качество жизни, т.е. если человек создал, свою жизнь, то она является качественной, значит человек самореализован. И наоборот, если человек самореализован, то жизнь в какой то мере качественна (так как самореализация является одним из элементов качества).
Под качеством жизни, следует понимать комплексную оценку жизнедеятельности людей, представляющую собой систему показателей, которая характеризует уровень реализации потребностей человека, степень достижения своих жизненных целей, соотнесенные с минимальными социальными стандартами и с ресурсными возможностями общества.
Наиболее целесообразно рассматривать самореализацию личности через обеспечение качества жизни.
Самореализация — это разрешенность противоречий между внутренним и внешним миром человека, т.е. мы что-то хотим (это внутренний мир), но мы этого не имеем (из-за ограниченности внешнего мира), и это влияет на представление о качественности нашей жизни.
Самореализация наступает в тот момент, когда достигнут баланс между внутренним и внешнем миром личности. Т.е., то что мы хотели, к чему стремились мы получили, другими словами актуальные потребности реализованы и можно говорить о состоянии счастья. Это состояние кратковременно и в период его действия другие потребности отступают на задний план.
Самореализация этот стремление к созданию баланса либо по всем направлениям, либо по одному (качество жизни либо счастье жизни).
Составляющими элементами самореализации, или можно сказать необходимые и достаточные условия, при которых личность самореализована это: наличие дохода: предметов потребления (квартира и бытовая техника); организация досуга; деньги и их накопление вес в обществе; признание родителей; чувственные переживания (семья, любовь, секс и т.д.)
Следует заметить, индивидуальность каждого человека оказывает влияние и на самореализацию. Одному человеку очень важно наличие какого-то одного элемента, а другому необходимы все.
Наиболее полно самореализация осуществляется в процессах творчества. Творческие достижения в конечном счете получают признание как со стороны общества, так и самого человека. При этом все другие формы самореализации, как правило, теряют свою значимость. Расширение границ и возможностей своего сознания в творческой деятельности открывает перед человеком наиболее перспективные формы самоутверждения. В процессе творческой деятельности он приобретает качества, которые недоступны подавляющему большинству людей. Естественно, при этом отступают на задний план такие формы самоутверждения, как овладение материальными ценностями, престижное самоутверждение, приобщение к информации и интеллектуальной элите общества и т.п. И не удивительно, что подавляющее большинство людей хотят реализовать себя именно в творчестве. Это полностью подтверждается социологическими исследованиями.
До настоящего времени не удалось выявить наиболее благоприятное сочетание разнообразных факторов, способствующих реализации творческой активности человека. Среди таких факторов отмечают такие, как наследственность, способности, мотивации, внешние, в том числе — социальные, условия и т.д. Этим, видимо, объясняется существование различных подходов к проблеме творчества. Скажем, если субъектоцентрический подход ориентирован на рассмотрение игры интеллектуальных сил, реализацию высших форм психической активности, талантов, способностей и т.п., то в контексте социоцентрического подхода творчество уже рассматривается как активность, направленная на создание новых оригинальных продуктов, вещей, ценностей, имеющих объективную, общественную значимость. Однако в реальной жизни творчество сочетает в себе и свободную игру интеллектуальных сил и необходимость включения в жесткие социальные структуры. Целостное понимание творчества позволяет интерпретировать его как бы в различных измерениях, и с точки зрения личности и общества, последствий его результатов для общества. Такой подход является достаточно многомерным и одновременно крайне противоречивым.
Итак, творчество является высшей формой самореализации человека, ибо в нем воспроизводятся наиболее существенные и значимые феномены, представляющие собой явно выраженные целостные образования, в которых интегрированы рациональные и иррациональные компоненты. Все попытки воспроизвести такие явления в рамках только рациональных или только иррациональных представлений оказались неэффективными. Научные концепции не справляются с этой задачей, потому что наука на всех стадиях своего развития пытается исключить все иррационалистические моменты, т.е. все, что не укладывается в рамки ее категориального аппарата. Иррационалистическая же традиция, наоборот, не признает рационально оформленных компонент или сильно их деформирует.
Заключение
Таким образом, в заключение данной работы можно сделать следующие выводы.
В последнее время «качество жизни» как интегральный показатель состояния человека привлекает все большее внимание исследователей. В это понятие входит также физическая, творческая, социальная, эмоциональная, сексуальная, политическая активность личности.
Повышение качества жизни как совокупности перечисленных характеристик возможно через развитие одной из составляющих. В настоящей работе было исследовано повышение качества жизни путем повышения социальной активности человека и самореализацию человека.
Социальная активность личности — совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. В качестве субъектов активности может выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом.
Активность проявляется в различных сферах: трудовой, общественно-политической, в сфере культуры и быта.
Динамика тех или иных форм социализации и десоциализации зависит от многих факторов, в том числе от общего духовного и психологического климата в обществе, материального положения людей, степени их удовлетворенности качеством жизни и т.д.
Самореализация наступает в тот момент, когда достигнут баланс между внутренним и внешнем миром личности. Т.е., то что мы хотели, к чему стремились мы получили, другими словами актуальные потребности реализованы и можно говорить о состоянии счастья. Это состояние кратковременно и в период его действия другие потребности отступают на задний план. Самореализация этот стремление к созданию баланса либо по всем направлениям, либо по одному (качество жизни либо счастье жизни).
Список литературы
Павлова Л.Е. Обзор зарубежной литературы по проблемам качества жизни и качества населения / Демография и социология. Выпуск 6. Качество населения. Москва, Российская Академия наук. Институт социально экономических проблем народонаселения. 1993. 185 с.
Петрушина И.Ю. Субъективные индикаторы качества жизни в социологии США: обзор современных интерпретаций // Социологические исследования. 1981. № 1. С. 111–114.
Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. 1998. Вып. 8–9.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск, 2001. 153с.
Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
Тодоров Ангел. Ст. Качество жизни. Критический анализ буржуазных концепций. М., 2003.
Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в человекознание. СПб.: СПбГУ., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.