Лекция
Понятиеглобальных проблем
Глобальные проблемы(франц. g1оbа1 — всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) — земной шар) представляютсобой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальныйпрогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны иобеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращениекатастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мировогоокеана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне идоходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путемликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты инеграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развитиячеловечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так иневозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источникиэнергии; прекращение стремительного роста населения («демографическоговзрыва» в развивающихся странах) и устранение опасности«депопуляции» в развитых странах; предотвращение отрицательных последствийнаучно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, ужедобавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространениенаркомании и СПИДа.
Критериями выделенияглобальных проблем является следующее:
повсеместное ихраспространение затрагивает человечество в целом;
неразрешение данныхпроблем может привести к гибели все человечество;
разрешить их возможнотолько совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностьюразрешены в рамках отдельного государства или региона.
Данные проблемы, которыесуществовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпохупланетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных проблемсовпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии. Этопроизошло, примерно, в середине XX в.
Вместе с тем существуетразница между проблемами действительно глобальными и всеобщими. Нерешениеглобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы- это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. Кчислу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальнойзащиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от руктеррористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний.
Обобщив известное оглобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:
возможность уничтожениячеловечества в мировой термоядерной войне;
возможность всемирнойэкологической катастрофы;
духовно-нравственныйкризис человечества.
Интересно то, что прирешении третьей проблемы первые две решаемы почти автоматически. Ведь духовно инравственно развитый человек никогда не примет насилия ни по отношению кдругому человеку, ни по отношению к природе. Даже просто культурный чёловек неоскорбляет окружающих и никогда не выбросит мусор на тротуар. С мелочей, снеправильного индивидуального поведения человека вырастают и глобальныепроблемы. Лучше сказать, что глобальные проблемы коренятся в сознании человека,и пока он его не преобразует, они не исчезнут и во внешнем мире. Решить третьюглобальную проблему, которая по сути является первой, наиболее трудно. Этоневозможно сделать механическим путем, как можно было бы поступить с двумяпервыми. Ее решение связано с воспитанием и формированием духовно-нравственнойличности.
Анализ глобальныхпроблем
Возможность уничтожениячеловечества в третьей мировой термоядерной войне является самой угрожающейпроблемой. И хотя холодная война ушла в прошлое, ядерные арсеналы неуничтожены, а усилия России на международной арене в плане разоружения ненаходят должного отклика у политиков наиболее развитых стран, обладающихядерным оружием, прежде всего у руководства США.
Известно, что за период с 3500 г. до н.э., т.е. фактически с момента возникновения древнейшихцивилизаций, произошло 14530 войн, и только 292 года люди жили без них. Если вXIX в. в войнах погибло 16 млн человек, то в XX в. — более 70 млн! Суммарнаявзрывная мощь вооружений составляет сейчас около 18 млрд т в тротиловомэквиваленте, т.е. па каждого жителя планеты приходится по 3,6 т. Если взорветсяхотя бы 1 % данных запасов, то наступит «ядерная зима», в результатекоторой может быть уничтожена вся биосфера, а не только человек.
Меры по предотвращениювойны и военных действий были разработаны уже И. Кантом в конце XVIII в.,однако до сих пор нет политической воли их утвердить. Среди мер, которые онпредлагал: нефинансирование военных действий; отказ от враждебных отношений,уважение; заключение соответствующих международных договоров и созданиемеждународного союза, стремящегося реализовать политику мира и др. Однаковозникает впечатление, что мировое сообщество в последние годы все большеотдаляется от этих шагов.
Экологическая проблемаможет привести к всемирной экологической катастрофе. Первый значительныйэкологический кризис, поставивший под угрозу дальнейшее существованиечеловеческого общества, возник еще в доисторическую эпоху. Его причинами быликак изменение климата, так и деятельность первобытного человека, который врезультате коллективной охоты истребил многих крупных животных, населявшихсредние широты Северного полушария (мамонт, шерстистый носорог, степной зубр,пещерный медведь и др.). Заметный ущерб природе наносили уже синантропы, жившиеоколо 400 тыс. лет назад. Они начали использовать огонь, что приводило кпожарам, в результате которых уничтожались целые леса. Однако хотя воздействиячеловека на природу приобретали иногда угрожающие масштабы, вплоть до XX в. ониносили локальный характер.
На наших глазахзаканчивается эра экстенсивного использования потенциала биосферы: почти неосталось неосвоенных земель (за исключением территории России), систематическиувеличивается площадь пустынь, сокращаются площади лесов — легкие планеты,изменяется климат (глобальное потепление, парниковый эффект), увеличиваетсяколичество углекислого газа и уменьшается — кислорода, разрушается озоновыйслой.
Начинается экологическаяпроблема с индивидуального поведения человека. Если он допускает выбрасываниехотя бы мелкого мусора на улицах города или даже в чистом поле, то на уровнемассовом возникают экологические проблемы. Такое сознание порождает их снеизбежностью. Обратите внимание, во что превратились железнодорожные платформыв России, на которые курящие бросают окурки, а поглощающие семечки — шелуху, итогда многое станет ясным. Не какие-то плохие люди, политики или директоракрупных заводов способны устроить экологическую катастрофу. Ее устраиваем мы свами своим собственным поведением. От хаоса, мусора в сознании и моральнойнеразвитости рождается мусор на улицах, загрязняются реки и моря, разрушаетсяозоновый слой и варварски вырубаются леса. Человек забыл, что окружающий мир — это продолжение его собственного тела, и если он загрязняет, разрушает среду обитания,то прежде всего вредит себе. Об этом свидетельствуют те заболевания, с которымистолкнулся современный человек.
Общество еще определяюткак обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира. Толькоотличив себя от иного, от природы, человек и общество могут осознать своюспецифику. Глубоко и ярко ее выразил Н.А. Бердяев: «Дух есть свобода, а неприрода».
С одной стороны, человекявляется биологическим видом, а общество представляет собой особую целостностьтаких биологических особей, с другой — человек только и является человекомпостольку, поскольку отличает себя от окружающего природного, животного мира.Отличие человеческого от природного можно зафиксировать в таких терминах, как«культура», «социальность», «духовность»,«трудовая, разумная деятельность» и др.
Человек — принципиальноеотличающееся от природы существо, и вместе с тем — наиболее глубоко укорененноев ней. Природа нуждается в человеке, она не самодостаточна без него, ипроизвела она его не для того, чтобы он себя уничтожил. Человек также нуждаетсяв природе, без нее он превращается в автомат. Современные психологи установили,насколько благоприятно действуют на человека, особенно на детей, домашниеживотные, а прогулка в лесу может снять недельную усталость и нервное напряжение.
Человек и природанеслиянны, ибо человек существует как Человек только благодаря общественнымотношениям, которые не существуют в природе, а также то, что общество и природанерасторжимы, ибо человек всегда остается биологическим видом, а общество всегдавынуждено использовать окружающую среду и природные ресурсы в своейжизнедеятельности. Проблема заключается лишь в гуманном отношении человека ксамому себе (своему телу) и к природе как своему телесному продолжению,
Терроризм в современноститакже приобретает характер глобальной проблемы. Особенно при наличии утеррористов смертоносных средств или оружия, способных уничтожить огромноеколичество ни в чем не повинных людей. Терроризм — это явление, формапреступности, направленная непосредственно против человека, угрожающая егожизни и за счет этого стремящаяся достичь своих целей. Терроризм абсолютнонедопустим с точки зрения гуманизма, а с точки зрения права является тягчайшимпреступлением.
С терроризмом чрезвычайносложно бороться, ибо при этом подвергаются опасности жизни неповинных людей,взятых в заложники или шантажируемых. Нет и не может быть никакого оправданиятаким действиям. Террор уводит человечество в эпоху доцивилизационного развития- это бесчеловечное варварство, когда жизнь человека ни во что не ставится. Он- зверское распространение принципа кровной мести, несовместимой ни с какойразвитой религией, тем более — мировой. Все развитые религии и вся культурабезоговорочно осуждают терроризм, считая его абсолютно недопустимым.
Но после безусловногоосуждения данного явления необходимо задуматься о его причинах. Борьба споследствиями также неэффективна, как и лечение запущенной болезни. Лишь понявпричины терроризма и искоренив или решив их, можно действительно его победить.В этой связи можно формально выделить два вида причин возникновения терроризма:субъективные и объективные.
Субъективные причинысовпадают с причинами возникновения преступности вообще — это стремлениеобогатиться. Только терроризм избирает для этого самый бесчеловечный инедопустимый способ. С таким терроризмом необходимо бороться всеми законнымиспособами. При этом наказание должно быть неотвратимым и суровым.
Но существует терроризм,имеющий объективные причины, т.е. тот, который не ставит цели личногообогащения, но преследует какие-либо политические и иные цели, В наибольшейстепени поставщиком современного терроризма является сепаратизм в виде борьбыза национальную независимость, но недопустимыми методами.
Приходится признать, чторост национального самосознания почти с неизбежностью стремится кгосударственному оформлению. Цивилизованно избежать этой проблемы можно лишьсоздавая благоприятные условия для развития данной нации в рамках существующегоне национального, а многонационального государства. Необходимо идти накомпромиссы и искать компромиссов, стремиться решать данную проблему, а неподавлять ее.
Но возможность такогорешения проблемы терроризма усугубляется тем, что существует международнаятеррористическая сеть, которая снабжает террористов как оружием, так иденежными средствами, предоставляет информационную помощь. А вместо того, чтобысовместно бороться против международного терроризма, развитые страныиспользовали его как разменную карту в борьбе друг против друга. Плоды такойполитики обернулись против тех стран, кто финансировал и создавал эту сеть.Управляемый терроризм вдруг стал неуправляем, и после трагических событий всентябре 2001 г. в США пришло осознание, что у террористов есть собственные,свои цели, и что против террора надо бороться совместно.
Другой объективныйисточник терроризма, наряду с национальным, — это неравномерностьэкономического и социального развития в разных регионах и странах мира.Продолжающаяся политика неоколониализма и эксплуатации в скрытой форме — вотосновной источник международного терроризма сегодня. Сытый не может понятьголодного, а голодный сытого; безграмотный и невежественный человек всегдастремится решать свои проблемы при помощи насилия. А сытый, но духовно иморально неразвитый человек всегда стремится жить еще богаче и лучше, необращая внимания на нищету и неустроенность других. Таким образом, основнойисточник терроризма — в социально-экономических проблемах современного мира, внесправедливом перераспределении богатств, в беспросветном невежестве ифанатизме одних и удовлетворенном самодовольстве других.
Человек, доведенный доотчаяния и не имеющий никаких легальных и законных форм воздействия наопределенную ситуацию, обращается к самому простому — насильственному варианту,полагая, что этим путем можно чего-то добиться. Этот путь недопустим, однакоотсутствие достаточного духовно-нравственного развития ведет к фанатизму инасилию.
Как терроризм ссубъективными причинами, так и терроризм с объективными — в равной степени не имеетоправдания. В силу разницы причин различными и многообразными должны бытьметоды борьбы с этим явлением. Никакое насилие над человеком не должно бытьбезнаказанным, но необходимо идти по пути ликвидации причин, приводящих ктерроризму. Современный международный экономический порядок, видимо, ведетчеловечество в тупик, и если оно хочет выжить, то должно бороться за егоизменение. Политики наиболее развитых стран несут здесь особую ответственность,но именно они не хотят признать тот факт, что современный мир являетсявзаимозависимым, что невозможно спастись в одиночку. Их борьба за правачеловека носит двойственный характер и выражает скорее определенныегеополитические, а не общечеловеческие интересы.
Демографическая проблемастановится все более важной для человечества. Демографические процессыисследуются демографией — наукой о населении, законах его воспроизводства иразвития в общественно-исторической обусловленности.
Считается, что демографияберет свое начало с 1662 г. — с момента издания книги Дж. Граунта«Естественные и политические наблюдения, сделанные на основе свидетельство смерти»… Термин «демография» был введен в 1855 г. в книге А. Гийяра «Элемент человеческой статистики, или сравнительная демография».
Английский экономист исвященник Т. Мальтус (1766-1834) в работе «Опыт о законенародонаселения...» (1798) хотел объяснить противоречия общественногоразвития сформулированным им «естественным законом», согласнокоторому население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, асредства существования — в арифметической. В силу этого возможно«абсолютное перенаселение», с которым необходимо бороться путемрегламентации браков и регулирования рождаемости.
Рассмотрим динамику ростанародонаселения Земли: ранний палеолит — 100-200 тыс. человек, к концу неолита(пере-ход к земледелию) — 50 млн, начало нашей эры- 230 млн, к началу XIX в. — 1 млрд, к 1930 г. — 2 млрд, к 1961 г. — 3 млрд, к началу 1976 г. — 4 млрд, к нач. 1980 г. — 4,4 млрд, 1988 г. — свыше 4,9 млрд. Темпы роста населения Землипостоянно увеличиваются, достигая 2% в год, что дало основание говорить о«демографическом взрыве». Однако в дальнейшем, под влияниемсоциально-экономических факторов, рост населения должен стабилизироваться. Этосвязано с развитием «внутрисемейного планирования», так называемого «сознательногородительства». В связи с этим ожидается, что в конце XXI в. наступитстабилизация численности населения на уровне 11-12 млрд человек. Таким образом,в XX в. обнаружилась несостоятельность расчетов Мальтуса, ибо объемпроизводимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем росло население.Ошибка мальтузианства заключается в сведении процессов демографии кбиологическим принципам, в то время как развитие народонаселения осуществляетсяпод решающим воздействием не природы, а социальной организации и уровня культурыобщества. Однако в корне ошибочная точка зрения Мальтуса до сих порвоспроизводится и распространяется. Между тем она ошибочна не только с точкизрения науки, но и недопустима с точки зрения гуманизма.
Рождение нового человека- это счастье для родителей, в детях во многом заключается смысл жизничеловека, но в условиях современной рыночной экономики деторождение стало«невыгодным» предприятием. В современную эпоху все измеряется вматериальных ценностях, в деньгах, что переносится и на сферу смысла. Ночеловек, живущий ради себя и не заводящий детей из соображений«экономии», совершает преступление против своей духовной сущности,против жизни в конечном счете. И никто извне не должен, не имеет праваограничивать деторождаемость, не может указывать родителям, каким количествомдетей им следует ограничиваться. Рождение ребенка — это самое великое всоздании чего может участвовать человек. В ребенке — бесконечная радость иудовлетворение, и если рождаются дети, то Бог еще не оставил, человека, повысказыванию одного из великих писателей. Вместе с тем важно не только рожатьдетей, но и воспитывать их, помогать вставать на ноги, обретать свое место вобществе. Об этом должно заботиться государство, называющее себя социальным.
Особенно важно развитиедеторождаемости в России. Это только на первый взгляд кажется, что ростнаселения приводит к экономическим проблемам. На деле он же и решает их, ибоувеличиваются потребности, растет экономическая активность людей, что в итогеприводит к экономическому росту. Такие процессы мы можем сейчас наблюдать встранах, отличающихся большой плотностью населения — в Германии, Японии и,особенно, — в Китае. Исходя из этого можно сделать вывод, прямо противоположныймальтузианству. Рост населения может не только порождать проблемы, но и решатьих.
Демографическая проблемамежду тем существует и она противоречива, имеет противоположный характер дляразных стран: в Китае — перенаселение, в России — депопуляция. Вместе собщественным развитием эта проблема должна находить свое разрешениеестественным путем, — будет происходить стабилизация в этом отношении. Однакогосударства, сталкивающиеся сейчас с демографической проблемой, вынужденыприменять соответствующие меры. Важно, чтобы они не носили насильственныйхарактер и не нарушали суверенитет личности, семейной жизни.
Демографические процессына рубеже XX — XXI вв. во многом определяют две тенденции:
демографический«взрыв», характеризующийся резким приростом населения в странах Азии,Африки, Латинской Америки, начиная с 60-х годов;
«нулевойприрост» населения в странах Западной Европы.
Первая ведет к резкомуобострению социально-экономических проблем в развивающихся странах, включаяголод и неграмотность десятков миллионов людей. Вторая — к резкому старениюнаселения в развитых странах, включая ухудшение баланса между работающими ипенсионерами и т.д.
В России согласно даннымГоскомстата на январь 2000 г., население составило 145 млн 600 тыс. жителей;причем только с 1 января по 1 декабря 1999 г. население страны сократилось на 716 900 человек. Другими словами, за 1999 г. население России сократилось на 0,5% (для сравнения: в 1992 г. — на 0,02%). Ежегодно в стране умирает 60 тыс.детей. Смертность в 1,5 раза превышает рождаемость; 80% младенческой смертностивызвано инфекционными заболеваниями. Страшная проблема — детская и подростковаятоксикомания и наркомания. Существует несоответствие между числом разведенных женщин,находящихся в репродуктивном возрасте, и числом мужчин, готовых вступить вповторный брак. По оценкам специалистов, к 2020 г. трудоспособное население России за Уралом составит 6-8 млн человек. Для сравнения вприлегающих районах приграничных стран этого региона в том же году численностьтрудоспособного населения прогнозируется в 600 млн человек. Население же Россиик 2050 г. в целом может составить всего 114 млн жителей. Возникновение множестваконфликтов на постсоветском пространстве вновь поднимает проблему миграции. Вэтих условиях государство и общество должны приложить максимум усилий, чтобызаинтересовать население России в деторождении.
Продовольственнуюпроблему также иногда причисляют к глобальным: от недоедания сегодня страдаетсвыше 500 млн человек, а умирает от недоедания несколько миллионов в год.Однако корни данной проблемы лежат не в нехватке продовольствия как такового ине в ограниченности современных природных ресурсов, а в несправедливом ихперераспределении и эксплуатации как внутри отдельных стран, так и в мировоммасштабе. То, что в современном мире люди могут недоедать, а тем более — умирать с голода, явление совершенно аморальное, преступное и недопустимое. Это- позор человечества и прежде всего наиболее развитых стран. Вот гдедействительное поприще для защиты прав человека, когда попирается его основноеправо — на жизнь. Однако в международной политике и экономике господствуютдвойные стандарты, а на вооружение тратится столько средств, что можно было быв планетарном масштабе решить продовольственную, жилищную и образовательнуюпроблемы. Современное «развитое» человечество тратит колоссальныесредства на разработку оружия массового поражения вместо того, чтобы помогатьнуждающимся встать на ноги, накормить голодающих; вместо того, чтобы победитьневежество и фанатизм посредством развития мировой системы образования и т.д.
СПИД, наркомания ивредные привычки все более распространяются в обществе. СПИД называют чумой XXв., его можно также назвать и бичом XX в. Заболевание, обнаруженное в США в 1981 г., стало быстро распространяться по всей планете. Прежде всего, это происходило из-за половойраспущенности современного «цивилизованного» человека и наркомании. Кначалу 2001 г. в мире насчитывалось 40 млн больных СПИДом, и более 16 млн ужеумерли. В России также распространяется эпидемия СПИДа: сейчас в стране понеофициальным данным заражены около 500 тыс. человек. Причем он охватывает восновном людей в возрасте от 15 до 30 лет, что может усугубить проблемудепопуляции.
Еще быстрее в Россиираспространяется наркомания. Проблема связана с отсутствием в 90-е годыгосударственной политики в этой области и недофинансированием борьбы снаркоманией. В то время в силу преступного бездействия государства и обществамолодежь России осталась одна со своими проблемами и оказалась не готовойпротивостоять им.
СПИД и наркоманию вРоссии сейчас можно назвать бедствием национального масштаба, обрушившимся наее народы. Можно говорить о геноциде, ибо в результате заболеваний и пагубныхпристрастий нация лишается наиболее активной и молодой своей части.Когда-нибудь статистика подсчитает, от чего погибло людей в России больше — отсталинских репрессий или от СПИДа и наркомании. И тогда рубеж тысячелетий вРоссии войдет в историю не только благодаря попытке осуществления реформ…
Наряду с такими явнымизаболеваниями и пороками как СПИД и наркомания, существуют более«безобидные», которые просто уничтожают человека медленнее, но, темне менее, так же неотвратимо. Сходство здесь лишь в том, что государство невело борьбы ни с первыми, ни со вторыми. К числу вторых можно отнести пьянство,которое глубоко укоренилось в России, а также табакокурение, сквернословие идр.
Алкоголизм имеет нетолько внутренние духовные причины, когда человек переживает мировоззренческийкризис, сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами в жизни, стремясь снятьстресс через отключение сознания, но и социальные. В условияхкомандно-административной системы и единой насильственно насаждаемой идеологиипроисходило подавление всякой инициативы и творческого начала в человеке, он немог самореализоваться. Понимая всю бесперспективность и бессмысленностьсуществования, предавался пьянству. В 90-х годах XX в., в период рыночной,олигархической вакханалии, и сегодня в условиях бюрократизации государственногоаппарата и его коррумпированности человек также имел и имеет мало возможностейдля улучшения своих жизненных условий. Тем самым сохранялись социальныепредпосылки для процветании, как алкоголизма, так и наркомании, наряду спреступностью. Особенно тяжелое положение, как и на протяжении всего XX в.,сложилось на селе, где существует повальное пьянство. А в городах, где большеденег и развлечений — господствует наркомания. Для борьбы сэтими болезнями ипороками должно сплотиться все общество и государство, от школы доправоохранительных органов.
Наибольшеераспространение сейчас в России получило табакокурение. Оно незаметно прониклово все поры общества. Реклама на улицах российских городов продолжаетсоблазнять и совращать молодежь, в то время как в цивилизованных странахведется серьезная борьба государства и системы образования с данным пороком.Необходимо развивать специальные воспитательные и образовательные программы,направленные на просвещение подрастающего поколения. Следует также приложитьвсе усилия, чтобы сделать табакокурение непривлекательным, отвратительным,каким оно на самом деле и является. Необходимо помогать человеку избавляться отэтой крайне вредной привычки, развивать антирекламу табакокурения, потребленияпива и алкогольных напитков. Государство должно повышать налоги на табачныеизделия, направляя полученные средства на указанные меры. Человек долженосознавать, что за разрушение собственного здоровья он тратит еще и деньги.
Одна из проблем,связанных с духовным недоразвитием — это сквернословие. Когда человекпроизносит нецензурные слова, он разрушает собственную личность, ее моральныйстрой. Обычный человек этого не замечает, считает сквернословие безобиднымявлением, но как только он становится на путь культурного, а еще более — духовного развития, он осознает всю его пагубность и недопустимость.Сквернословие — это грязь, а произносящий его, получается, ест грязь. Есличеловек уважает себя и окружающих людей, то не допустит сквернословия, ибо оноунижает человеческое достоинство, прежде всего достоинство того, кто егодопускает. Необходима экология не только окружающей среды, но и языка.