Реферат по предмету "Социология"


Понятие общества в синергетике

Федеральное агентство по науке иобразованию Российской Федерации
Ярославский государственныйуниверситет им. П. Г. Демидова
Факультет социально-политических наук
Кафедра социальных технологий

Реферат
«Понятие общества в синергетике»

Выполнила студентка группы СР-31
Катышева Е. А.
Проверила преподаватель, д.с.н., профессорАлбегова И.Ф.
Ярославль, 2008 г.

План
 Введение1. Современное определение общества2. Общество как синергетическая система2.1 Свойства общества как системы2.2 Подсистемы обществаЗаключение
Список использованной литературы
Введение
Общество – этомногогранное понятие. Его можно рассматривать с различных позиций. В настоящеевремя наибольший интерес представляет синергетический подход к пониманиюобщества.
Целью данной работыявляется определить общество как открытую систему.
Для этого необходимовыполнить ряд задач:
·         определитьсовременное понимание общества;
·         рассмотретьобщество в свете синергетического подхода;
·         определитьсвойства общества как системы;
·         выделитьподсистемы общества.
Объектом данногоисследования является общество, а предметом – общество как система.
1.Современное определение общества
Общество – это настолькознакомое всем слово, что, казалось бы, ни в каких пояснениях не нуждается.Однако на самом деле оно многозначно. Толковый словарь русского языка даетшесть разных значений данного понятия[1]:
1.        Совокупностьлюдей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместнойжизни и деятельности («феодальное сообщество»).
2.        Круг людей,объединенных общностью положения, положения, происхождения, интересов(«дворянское общество»).
3.        Добровольное,постоянно действующее объединение людей для какой-то цели («обществофилателистов»).
4.        Та или иная средалюдей, компания («попасть в дурное общество»).
5.        В дворянскойсреде – узкий круг избранных людей («высшее общество»).
6.        Совместноепребывание с кем-то («чуждаться чьего-то общества»).
Чтобы разобраться в том,что представляет собою общество как предмет научно-философского исследования,стоит, прежде всего, задуматься над таким вопросом: является ли общество«совокупностью людей»?
Представляется вроде бысамоочевидным, что иначе и быть не может: ведь реально существуют люди,индивиды, и никакого общества отдельно от них нет. Люди — это нечтопервичное, а общество — нечто вторичное, производное от их существования.Поэтому оно не есть самостоятельная, независимо от них существующая реальность.Такой взгляд на общество («социальный номинализм»), однако, заводит задачу егоисследования в тупик.
В самом деле, как,например, с этих позиций понимать историю общества? Как совокупность историйжизни отдельных лиц? Ограничиться подобным толкованием истории — значит неувидеть в ней самого главного — процессов изменения общества,общественного развития. Люди в течение своей жизни изменяются физически идуховно, одни умирают, другие рождаются, — но разве в этом заключаетсяизменение и развитие общества? Ведь, с одной стороны, даже при смене несколькихпоколений общество может остаться неизменным, а с другой — оно можетсильно измениться за краткий срок, в то время как люди при этом изменятсяпрактически почти незаметно. Когда говорят, что общество изменилось, то речьидет не об изменении его «личного состава», а об изменении образа жизни людей.Причем имеют в виду не образ жизни отдельных индивидов (происходящие в их жизниизменения — это факты их личной биографии, а не исторические перемены), аобщие условия, в которых все они живут. Эти условия — условия общественнойжизни — являются первичными и определяющими по отношению к обстоятельствами событиям индивидуальной жизни членов общества. Жизнь любого индивиданачинается в условиях общественной жизни, которые складываются до его рождения,и которые он в одиночку изменить не может.
Таким образом, обществоесть не просто совокупность людей, но еще и реальная, объективно существующаясовокупность условий их совместной жизни[2].
Это понимание общества(«социальный реализм» — с оговоркой, что здесь имеется в виду «умеренный»реализм) наиболее отчетливо выразил в своих трудах Э. Дюркгейм. Онутверждал, что общественная жизнь представляет собою реальность особогорода — социальную реальность. Она отличается от природной реальности инесводима к последней. Но она столь же «реальна», как и природа, хотя и имеетсвою специфику. Это «надбиологическая» и «надиндивидуальная» реальность,которая первична по отношению к биопсихической реальности, воплощенной вчеловеческих индивидах. Первична потому, что биопсихическая реальность, т.е.человек с его биологической и психической организацией, может существоватьтолько в условиях общественной жизни.
Разумеется, нетсоциальной реальности без людей. Любое общество состоит из более или менеемногочисленной их совокупности. Однако оно не сводится к сумме составляющих егоиндивидов. Потому что они не просто сосуществуют как независимые друг от другаэлементы или «атомы» социальной реальности: они взаимодействуют между собою, ивследствие этого взаимодействия общество выступает как сложная система, котораяесть единое целое, а не просто некое множество собранных вместе отдельныхчастей-элементов.
Общество обладает особымиинтегральными свойствами, отличными от свойств его отдельных органов. К этимсвойствам относится способность к исторически длительному (на протяжении многихпоколений) автономному существованию. Такой способностью не обладают никакиеотдельные составные части социального организма: ни индивид, ни семья, никакая-либо другая социальная группа или организация не способны к историческомусуществованию вне взаимодействия с внешней, окружающей ее социальнойреальностью. Это возможно только для такой совокупности людей (состоящей изсменяющихся поколений), которая образует общество как целостный социальныйорганизм[3].
К. Момджян дляобозначения способности к исторически длительному автономному существованиюиспользует (вслед за Т. Парсонсом) слово «самодостаточность». «За этим«страшным» словом, — пишет он, — прячется довольно простоесодержание. Самодостаточными социология называет такие реальные группы людей,которые способны собственной деятельностью создавать и воссоздавать всенеобходимые условия совместного существования»[4].
Общество может бытьбoльшим или меньшим по числу своих членов, так же как и по географическим иисторическим рамкам своего существования. Его может образовать какое-то одноплемя, отдельный народ или множество разных народов. Но оно все же должно бытьдостаточно многочисленным, чтобы само себя обеспечивать всем необходимым дляподдержания и совершенствования своего образа жизни.
Конечно, все историческисуществовавшие общества в большей или меньшей мере вступали в контакт с другимиобществами — как соседними, так и географически далекими. Но всякоеобщество обладает относительно независимым от других обществ бытием и впринципе способно жить и развиваться как самостоятельный социальный организм втечение достаточно долгого — на протяжении многих поколений —исторического времени.
Сложность,многогранность и в то же время целостность такого явления, как общество,обусловливают необходимость рассматривать его как социальную систему (при том вее наиболее общем и сложном виде) и обеспечивать соответствующий (системный)подход к его изучению.
Итак, еслирассматривать общество как социальную систему, то под обществом мы понимаембольшую упорядоченную совокупность социальных явлений и процессов, более илименее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующихединое социальное целое[5].
2.Общество как синергетическая система2.1 Свойстваобщества как системы
Синергетика рассматриваетобщество как нелинейную систему[6].
С синергетической точкизрения, общество как социальный организм представляет собою сверхсложнуюдиссипативную эволюционирующую систему, которая имеет характерные для подобныхсистем общие свойства[7].
Обществообладает системностью – оно рассматривается не как механическая совокупностьиндивидов, а как объединенная устойчивыми взаимодействиями или взаимосвязями(социальными структурами). Каждый человек является членом различных социальныхгрупп, исполняет предписанные социальные роли, совершает социальные действия.Выпадая из привычной для себя социальной системы, индивид испытывает сильныйстресс. Будучи целостной системой, общество обладает устойчивостью,определенным консерватизмом[8].
Общество есть открытаядинамическая система. Если стационарные системы разрушаются от взаимодействия сокружающей средой, то динамические, наоборот, могут сохраняться и развиватьсятолько в процессе такого взаимодействия. Непременным условием существования обществаявляется то, что оно извлекает из окружающей среды вещество и энергию,распределяет их между «клетками» социального организма, перерабатывает ииспользует, рассеивая отходы в окружающей среде.
Специфической дляобщества формой взаимодействия со средой является материальное производство (поМарксу — «обмен веществ между человеком и природой»). Оно служит основойразнообразных форм хозяйственной деятельности людей, направленной наудовлетворение их материальных потребностей. Производство вместе с распределениеми потреблением его продуктов образует экономическую сферу общественной жизни. Входе исторической эволюции общества интенсивность его обмена веществом иэнергией со средой («социальный метаболизм») имеет тенденцию увеличиваться. Этатенденция выражается в росте производства материальных благ (и, соответственно,отходов их производства и потребления), на основе которого идет развитияэкономики общества.
Общество обладает универсальностью– создает необходимые условия для удовлетворения самых разнообразныхпотребностей индивидов. Только в обществе, основанном на разделении труда,человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная, что всегдасможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде. Только в обществе онможет приобрести необходимые трудовые навыки, познакомиться с достижениямикультуры и науки. Общество предоставляет ему возможность сделать карьеру иподняться по социальной иерархии. Иными словами, общество обладает тойуниверсальностью, которая дает людям формы организации жизни, которые облегчаютдостижение их личных целей. Прогресс общества видят как раз в повышении егоуниверсальности – в предоставлении индивиду все большего спектра возможностей.С этой точки зрения, современное общество намного прогрессивнее, например,первобытного. Но и первобытное общество обладало универсальностью, посколькупозволяло людям удовлетворять элементарные потребности не только в пище, одеждеи жилище, но и в объяснении окружающего мира, в творческом самовыражении и т.д[9].
Обществоимеет высокий уровень внутренней саморегуляции, обеспечивая постоянноевоспроизводство всей сложной системы социальных отношений. Это находит своеотражение в создании особых институтов (таких как мораль, идеология, право,религия, государство), обеспечивающих соблюдение общепринятых «правил игры». Поповоду того, какие именно институты играют в процессах саморегуляции болееважную роль, есть разные мнения. Основой устойчивости общества одниобществоведы считают формальные институты (например, «общую власть», какЭ.Шилз), другие – неформальные (например, господствующие в обществе«фундаментальные ценности», как Р.Мертон). Видимо, на начальных этапах развитияобщества его саморегуляция держится в основном на неформальных институтах (табув первобытном обществе, кодекс чести средневековых рыцарей), но затембóльшую роль начинают играть формальные институты (нормы писанногоправа, государственные учреждения, общественные организации)[10].
Обществообладает внутренними механизмами самообновления – включения в сложившуюсясистему взаимосвязей новых социальных образований. Оно стремится подчинитьсвоей логике вновь возникающие институты и социальные группы, заставляет их действоватьв соответствии с ранее сложившимися социальными нормами и правилами (такпроисходит при эволюции общества). Но новые нормы и правила, постепеннонакапливаясь, могут привести к качественным изменениям всей системыобщественных отношений (так происходит при общественной революции). Отклоненияот принятых в обществе правил и норм побуждают систему находить новые средствадля поддержания равновесия и стабильности. Движущими силами могут являться нетолько противоречия внутреннего развития, но и «втягивание внесистемныхэлементов в орбиту системности» (Ю.Лотман) – так было, например, с капитализмом1930-х, активно использовавшим некоторые принципы социализма. При этом оченьважна степень открытости социальных систем – стремление активно перенимать опытдругих систем (открытое общество) или, напротив, стремление самозамыкаться,отгораживаясь от внешних влияний (закрытое общество)[11].
Человеческое общество каксверхсложная система отличается колоссальным количеством сохраняемой в нейинформации. Однако специфика его определяется не только этим. Главнаяособенность информационных процессов в обществе состоит в том, что у людей,обладающих сознанием и разумом, информация приобретает особое «сверхприродное»качество — смысл. Возникновение смысла есть шаг, создающий новый типинформационных процессов, какого в природе без человека нет и какой появляетсятолько в обществе[12].
Наделяя смыслом явленияокружающей действительности, люди превращают их в знаки, с помощью которыхкодируется информация. Особое место при этом занимает созданный людьми код,специально приспособленный для обмена информацией, — язык. Выраженная вязыке и других знаковых средствах, она становится социальной информацией,носителем которой является уже не один добывший ее индивид, а все общество. Всечлены общества оказываются погруженными в объединяющую их информационную среду.Информационная среда в человеческом обществе — это культура.
Каждый индивид —источник и приемник социальной информации, способный генерировать, передавать,хранить, отбирать и целесообразно использовать ее. Но так как социальнаяинформация кодируется внешними по отношению к его телу структурами, онаполучает самостоятельное существование и может сохраняться в культуре после егосмерти. Это принципиально отличает человеческую культуру от информационныхпроцессов, происходящих в животном мире. Там хранилищами информации являютсясами тела животных — хромосомные структуры клеток и нейродинамическиесистемы мозга. Прижизненно добытая особью информация не передается еепотомкам — наследуется лишь генетическая информация, содержание котороймало подвержено изменениям. В человеческом обществе же возникает механизмсоциальной памяти: накопленная предшествующими поколениями информация неисчезает вместе с ними, а сохраняется в культуре, и каждое новое поколениеумножает ее. Благодаря этому в обществе становится возможным то, что невозможнов животном мире, — ускоренный рост объема информации, находящейся враспоряжении человека как родового существа. Такой рост является одним изважнейших детерминирующих факторов развития общества. Когда останавливается ростобъема используемой им информации, оно застывает и обрекается на вымирание.
Из сказанноговидно, что синергетическая трактовка общества как сверхсложной системы особоготипа приводит к выводу о целесообразности различения трех основных сферобщественной жизни — экономической, политической и культурной (вместообычно проводимой в социологической литературе выделения четырех ее сфер: куказанным трем добавляется еще «социальная»). Но необходимо иметь в виду, чтограницы между ними относительны: в социальной реальности экономика, политика икультура нераздельны, они взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Такимобразом, общество представляет собой универсальный способ организациисоциального взаимодействия людей, обеспечивающий удовлетворение их основныхпотребностей, саморегулирующийся, самовоспроизводящийся и самообновляющийся.2.2 Подсистемыобщества
Изучение общества каксистемы предполагает выделение его структур или подсистем[13].
Существует несколькокритериев выделения структурных подсистем общества[14]:
1.        выделениесоциальных групп:
·         группы,различающиеся по естественным и социальным признакам(социально-территориальные, социально-демографические, социально-этнические);
·         группы,различающиеся по чисто социальным признакам (по критериям отношения ксобственности, уровня доходов, отношения к власти, социального престижа);
2.        выделение сфержизнедеятельности общества:
·         материальноепроизводство (экономика);
·         регулятивнаядеятельность – коммуникативная и управленческая (политика);
·         духовноепроизводство (культура);
3.        выделениеспособов взаимосвязи людей:
·         социальные роли,исполняемые индивидами;
·         социальныеинституты и социальные общности, организующие социальные роли;
·         культура иполитическая деятельность, организующие воспроизводство социальных институтов исоциальных общностей.
Заключение
Итак, мы рассмотрелипонятие «общество» с синергетической точки зрения.
Современное пониманиеобщества довольно широко, но можно дать такое обобщенное определение:
Общество – это большаяупорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менеетесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единоесоциальное целое.
С синергетической жеточки зрения общество – это сверхсложная диссипативная эволюционирующая система,которая имеет характерные для подобных систем общие свойства.
К таким свойствамотносятся:
·         системность;
·         динамичность;
·         универсальность;
·         внутренняясаморегуляция;
·         внутренниемеханизмы самообновления;
·         большоеколичество сохраняемой информации.
Синергетическая трактовкаобщества приводит к выделению его подсистем. Критерии выделения этих подсистем различны.Можно выделить следующие:
·         по социальнымгруппам;
·         по сферамжизнедеятельности общества;
·         по способамвзаимосвязи людей.
Таким образом, мы видим,что общество – это сложная система, которая находится в постоянном движении иразвитии.

Списокиспользованной литературы
1.        Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
2.        Албегова И.Ф. Теоретико-методологическиеподходы к изучению современного общества и его систем. – Ярославль, 2000.
3.        Свойства обществакак системы // www.krugosvet.ru/articles (дата обращения: 20.09.08).
4.        А.С. КарминВ диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессораМ.С. Кагана. Серия «Мыслители», выпуск 4. – СПб.: Санкт-Петербургскоефилософское общество, 2001.
5.        Гусева И.И.,Смирнов А.Н. Синергетический подход к исследованию общества.
6.        Албегова И.Ф.,Буторина А.А. Синергетика и общество. – Ярославль, 2007.
7.        Момджян К.Х.Введение в социальную философию. – М., 1997.
8.        Бранский В.П.Теоретические основания социальной синергетики // Петербургскаясоциология. №1. 1997.
9.        Радугин А. А.Радугин К. А. “Социология” Курс лекций. – М., 1999 г.
10.     М.А. Крепак Социальная система, которая управляетчеловеком и обществом // Инновации №4, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.