План
Введение
1. Правоотношения по социальнойпомощи и социальному обслуживанию населения
2. Понятие и виды социальных услуг
Заключение
Задача
Литература
Введение
Социальное обеспечениепредставляет собой предусмотренную законодательством систему материальногообеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной иличастичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которыхесть дети[1].
В соответствии со ст. 39Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, вслучае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иныхслучаях, установленных законом. Нотариусы не являются исключением, на них вполной мере распространяется законодательство о государственном социальномобеспечении.
В современной теорииправа социального обеспечения нередко подчеркивается возрастание ролисоциально-партнерских методов регулирования социально-обеспечительныхотношений. Локальные нормативные акты, коллективные соглашения и договорыпризнаются источниками не только трудового права, но и права социальногообеспечения. Более того, в рамках индивидуально-договорного регулированиястороны трудового договора своим соглашением включают в его содержаниедополнительные права работника в сфере социального обеспечения (оплаталекарств, дополнительные пособия при рождении ребенка и др.). В формированиисоциальной политики государства особая роль отводится социальным партнерам.
Облик права социальногообеспечения характеризуется единством публичных и частных начал правовогорегулирования. Последние особо ярко проявляются в договорных режимахрегулирования социального страхования и социального обслуживания, расширениикруга субъектов (обязательные государственные социально-страховые фонды,работодатели, индивидуальные предприниматели, частные медицинские учреждения ичастные социальные службы и др.), а равно получателей социальных выплат иуслуг.
Следует упомянуть осущественном усложнении системы правового регулирования социальногообеспечения, а именно: специализации и обособлении отдельных составляющихправовых режимов социального страхования, социальной помощи и государственногосоциального обеспечения, что иллюстрируется принятыми на рубеже веков рамочнымизаконами. Более того, государство должно обеспечить оптимальное, согласованноефункционирование государственных и негосударственных форм социальногообеспечения. Последние должны быть в сфере правового регулирования отраслиправа социального обеспечения, с тем чтобы государство устанавливалоюридические гарантии защиты прав граждан в отношениях с негосударственнымиструктурами, действующими в сфере социального обеспечения.
Цель работы – рассмотретьпонятие и виды социального обслуживания
1. Правоотношения по социальнойпомощи и социальному обслуживанию населения
Правоотношения посоциальной помощи населению обычно опосредуют систему государственнойсоциальной защиты населения, финансируемой за счет общей бюджетной системы. Еецель состоит в обеспечении гарантированного прожиточного минимума различнымгруппам населения при условии проверки их материального положения. Образноговоря, эта система — своего рода «спасательный круг» для лиц,неспособных своим трудом обеспечить себя средствами к существованию. Речь идето государственной системе защиты от нужды и бедности и социальной помощи лицам,оказавшимся в трудной жизненной ситуации (одиночество, инвалидность, сиротство,отсутствие постоянного места жительства и др.). Социальная помощь носит всегдаадресный характер. К социальной помощи по своему содержанию примыкают и системысоциального обслуживания населения. В литературе подчеркивается сходство,родство правоотношений по социальной помощи и правоотношений по социальномуобслуживанию исходя из их общей целевой направленности — защита населения отсоциальных рисков и асоциализации. Очевидны и отличительные характеристики этихправоотношений. Е.Н. Доброхотова считает, что рассматриваемые правоотношенияхарактеризуются различными основаниями возникновения, объемом предоставляемыхсоциальных услуг, временными интервалами существования. Если социальная помощьобеспечивает гарантии минимального уровня жизни, предоставляется каждому, чейдоход ниже установленного минимума, то социальное обслуживание направлено наобеспечение качества жизни, гарантируя полноту и всесторонность социальногообеспечения. Социальная помощь решает кратковременные задачи социальногообеспечения нуждающегося, как правило, путем предоставления материальныхсоциальных благ (так называемая пассивная социальная политика). Она носиткомпенсационный характер, в то время как социальное обслуживание предполагаетустранение, минимизацию последствий трудной жизненной ситуации долговременногохарактера. Социальное обслуживание включает «пакет социальных услуг»,обеспечивающих не только компенсацию последствий затруднений вжизнедеятельности, но и социальной реабилитации (активная социальная политика)[2].
Не возражая противособенностей рассматриваемых видов правоотношений, мы полагаем, что онисоставляют родственную группу правоотношений по защите лиц от последствийреализации социальных рисков, объективно нарушающих жизнедеятельность лица,преодолеть которые он не может самостоятельно. Трудная жизненная ситуацияохватывает широкий перечень случаев: инвалидность, неспособность ксамообслуживанию в связи с преклонным возрастом, бедность, безработица,отсутствие определенного места жительства и т.п. Таким образом, социальнаяпомощь как кратковременного, так и постоянного характера охватывает случаи нетолько материальной необеспеченности, но и предоставления довольно широкогоспектра нематериальных социальных благ (социальная адаптация и реабилитация),обеспечивающих преодоление трудной жизненной ситуации (устройство ребенка вприемную семью, организация досуга пенсионеров, восстановление психологическогостатуса лиц, пострадавших от насилия в семье, и т.д.). Речь идет о системемероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограниченийжизнедеятельности лица. Иными словами, в правоотношениях по социальной помощи исоциальному обслуживанию обеспечивается не только компенсация последствийограничения жизнедеятельности, но и восстановление (реабилитация) утраченныхвозможностей к самообеспечению либо адаптация к новым условиям жизни (профессиональноепереобучение инвалидов и безработных и др.). По действующему законодательствугосударство гарантирует право на социальную помощь и социальное обслуживаниевсем гражданам при наличии к тому оснований, предусмотренных законом. Объемысоциальной помощи и обслуживания в каждом конкретном случае индивидуализируютсяс учетом характера трудной жизненной ситуации, уровня материальнойобеспеченности лица, потребностей в предоставлении конкретных видов социальногообеспечения.
Социальная помощь всегданосит безвозмездный характер, а социальное обслуживание предоставляется как набезвозмездной основе, так и на основании оплаты социальных услуг (полностью иличастичной). Здесь следует отметить, что в настоящее время в теории российскогоправа социального обеспечения отрицается социально-обеспечительный характерправоотношений по социальному обслуживанию с полной его оплатой клиентомнезависимо от того, что социальные услуги предоставлялись в том числе игосударственными, муниципальными социальными службами. В этом случае ряд ученыхназванные услуги не признают в качестве социальных и правовое регулированиеотношений по предоставлению таких услуг не включают в предмет отрасли правасоциального обеспечения[3]. Мы же придерживаемсяиного подхода, утверждая, что форма оплаты не может предопределять правовуюприроду и целевую направленность социальной услуги как предметасоциально-обеспечительных отношений.
Адресный характерсоциальной помощи и социального обслуживания диктует и уровень правовогорегулирования рассматриваемого вида социально-обеспечительных отношений.Социальная помощь и социальное обслуживание по своей природе являются местными(как правило, муниципальными): член общества получает социальную поддержку втой среде, где он постоянно проживает, где реально можно определить уровень егоматериальной обеспеченности, потребности в иных видах социальной помощи. Именнопо муниципальному принципу строятся социальная помощь и обслуживание вскандинавских странах (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия). В действующемроссийском законодательстве довольно четко прослеживается тенденция передачиполномочий в этой сфере с федерального уровня на региональный и отчастиместный. Отдельные виды социальной помощи остаются федеральными по уровнюправового регулирования и финансируются за счет федерального бюджета (например,ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу поконтракту, единовременные денежные пособия беженцам и вынужденнымпереселенцам). Субъекты РФ устанавливают размер социальной помощи в зависимостиот финансовых возможностей бюджета. Более того, законодательством субъектов РФо социальной помощи нередко предусматриваются правовые механизмы сотрудничествагосударственных, муниципальных органов и общественных организаций в этой сфере.Имеется в виду формирование специальных комиссий из представителейперечисленных субъектов при назначении тех или иных видов социальной помощи,рассмотрении споров.
Социальная помощь исоциальное обслуживание, исторически имеющие в первооснове общественноепризрение, предполагают единство, взаимодействие государственных инегосударственных систем социальной поддержки членов общества. Вдореволюционной России право бедного на призрение рассматривалось именно втаком ключе. В современных западных моделях социальной помощи и социальногообслуживания также прослеживается тенденция при сохранении ведущей ролигосударства широкого привлечения негосударственных структур (общественныхобъединений, частных лиц) к решению проблем социальной защиты населения. Помимогосударственных социальных служб в зарубежных странах активно действуютдобровольные некоммерческие социальные службы, фонды, организации, объединенныена религиозной основе (католические, протестантские и др.), на профессиональнойоснове. Например, в Великобритании это ассоциации учителей учебных заведений,которые решают задачи социального корпоративного обслуживания, во Франции — автономные организации шахтеров, профессиональных военных и др., в США иШвейцарии — общинное социальное обеспечение нуждающихся. В этой частииспользование для России рассматриваемого зарубежного опыта организациисмешанной системы социальной помощи и социального обслуживания, по мнению М.О.Буяновой, является делом не столь отдаленной перспективы[4].Еще раз подчеркнем, что, названные отношения с участием негосударственныхструктур (организаций) должны включаться в предмет отрасли права социальногообеспечения.
Законодатель взависимости от состояния бюджетной системы может изменять природу и характерсоциально-обеспечительных правоотношений. Например, такая ситуация имела местоприменительно к отношениям по выплате ежемесячного пособия на ребенка. Внастоящее время оно выплачивается за счет бюджетных средств в порядке социальнойподдержки (помощи) семьям с детьми. Однако в первоначальной редакцииФедерального закона от 19 мая 1995 г. «О государственных пособияхгражданам, имеющим детей» ежемесячное пособие выплачивалось на каждогоребенка до достижения им возраста 16 лет, а учащихся — до 18 лет независимо отматериального положения семьи. Названные пособия назначались в порядкегосударственного социального обеспечения, когда государство компенсировало всемгражданам социально значимые расходы, связанные с содержанием и воспитаниемдетей. Позднее в связи с дефицитом бюджетных средств в 1998 г. были внесеныизменения в рассматриваемый Закон. Ежемесячное пособие стало назначаться попринципу адресной социальной помощи в зависимости от среднедушевого доходасемьи. Право на пособие имели лишь семьи со среднедушевым доходом, непревышающем величины прожиточного минимума, установленного субъектом РФ. Законна федеральном уровне устанавливал минимальный размер этого пособия,предоставив субъектам РФ право расширить круг получателей пособия за счет семейс более высоким среднедушевым доходом, но только за счет средств бюджетасубъекта РФ. Новый подход государства к выплате ежемесячного пособия на ребенкавыразился в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и соответствующихизменениях в Законе «О государственных пособиях гражданам, имеющимдетей». Названное пособие устанавливается и выплачивается на региональномуровне за счет средств бюджета субъекта РФ. Им предоставлено правоустанавливать основания назначения пособия, его размер и порядок выплаты. Вэтой ситуации рассматриваемое пособие может выплачиваться в рамкахправоотношений как по государственному социальному обеспечению всем лицам,постоянно проживающим в данном регионе, так и по государственной социальнойпомощи семьям, в которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума всубъекте РФ. Последний вариант выбрали практически все субъекты РФ.
Зеркально противоположнаяситуация складывается с правоотношениями по предоставлению набора социальныхуслуг. Они регламентируются законодательством по предоставлению государственнойсоциальной помощи в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ(«О монетизации льгот»). Между тем, набор социальных услугпредоставляется без учета уровня материальной обеспеченности его получателя ибез оценки трудной жизненной ситуации. Названные отношения имеют иную правовуюприроду, являясь отношениями по государственному социальному обеспечению засчет средств бюджета субъекта РФ и Пенсионного фонда РФ.
Основанием возникновенияправоотношений по социальной помощи и социальному обслуживанию является сложныйфактический состав, который содержит:
1) нуждаемость (бедность)лица или необходимость в дополнительных затратах, признаваемых государствомсоциально значимыми в связи с трудной жизненной ситуацией лица;
2) заявление лица опредоставлении социальной помощи и социального обслуживания;
3) решение компетентногооргана социальной службы о назначении определенного вида социальной помощи,обслуживания.
В практике развитых странсложились два подхода к определению и оценке бедности как основания социальнойзащиты[5]. Первый подходосновывается на определении минимальных потребностей, которые необходимоудовлетворить для сохранения жизни. Это так называемая потребительская корзинажизненно важных товаров и услуг в стоимостном выражении. Второй подход исходитиз предположения, что удовлетворению на гарантированном минимальном уровнеподлежат не только основные физиологические потребности в продуктах, жилище, нои социальные, порождаемые социально-культурным развитием общества.
По первому пути пошли рядбывших стран социалистического лагеря и Российская Федерация. На основанииФедерального закона от 24 октября 1997 г. N 134 «О прожиточном минимуме вРоссийской Федерации» величина этого минимума включает стоимостьпотребительской корзины и расходы по обязательным платежам и сборам[6].По Федеральному закону от 27 октября 1999 г. «О потребительской корзине вцелом по Российской Федерации» эта корзина включала в натуральныхпоказателях продукты питания, непродовольственные товары и услуги (жилье,водоснабжение, газоснабжение, транспортные услуги и др.). В настоящее времястоимость потребительской корзины определяется в соответствии с Федеральнымзаконом от 31 марта 2006 г. «О потребительской корзине в целом поРоссийской Федерации» и соответствующими законами субъектов РФ по основнымсоциально-демографическим группам населения (трудоспособное население,пенсионеры, дети). При этом в потребительскую корзину дополнительно включеныуслуги культуры. Пока объем их весьма незначителен, но свидетельствует отенденции обращения ко второму подходу определения бедности с учетом не толькофизиологических, но и социальных потребностей членов общества.
Таким образом, бедность(нуждаемость) как юридический факт, основание возникновения правоотношения посоциальной помощи должна базироваться на соотношении всех доходов лица спрожиточным минимумом, установленным в нормативном порядке на федеральном ирегиональном уровнях. С принятием известного Федерального закона N 122-ФЗполномочия по оказанию государственной социальной помощи населению былипереданы на уровень субъектов РФ. Многие из них приняли региональные законы опрожиточном минимуме в субъекте РФ и законы о социальной помощи нуждающимся(малообеспеченным) жителям региона.
Государственнаясоциальная помощь предоставляется гражданам, которые имеют среднедушевой доходниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. При исчислении доходовлица учитываются все доходы, полученные им в денежной, натуральной формах,перечень которых установлен постановлением Правительства РФ[7].Порядок определения среднедушевого дохода регулируется Федеральным законом от 5апреля 2003 г. N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевогодохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущим иоказания им государственной социальной помощи»[8].
Подобное решение проблемымы находим в законодательстве о социальной помощи стран Восточной Европы. Так,в Польше действует Закон о социальной помощи населению (1990 г.), согласнокоторому размер минимальной пенсии по старости стал критерием бедности. Доходниже этой границы дает право на социальные пособия и услуги. Аналогичный законбыл принят в Болгарии (1991 г.), но, что интересно, по закону лица,обращающиеся за социальной помощью, не должны иметь сберегательных вкладов,долей участия, ценных бумаг на сумму, превышающую социальный минимум втрехкратном размере, а для пенсионеров и инвалидов — в шестикратном. Приобращении за помощью в местные органы социальной защиты декларируется наличиесбережений, движимого и недвижимого имущества, свободной жилой площади. Помощьоказывается в адресном порядке только тем, кто по состоянию здоровья, а такжесемейным и другим обстоятельствам не в состоянии сам удовлетворить своипотребности[9]. Более поздний Закон осоциальной помощи, принятый в Болгарии 7 мая 1998 г. включает дополнительныежесткие условия: обеспечиваемый имеет единственное жилье, не имеетнедвижимости, которая может быть сдана внаем, не имеет относительно больших сбережений.Болгарский закон 2002 г. о семейных пособиях связывает право на ежемесячныепособия на детей до 18 лет с уровнем дохода на члена семьи.
В соответствии сФедеральным законом «О государственной социальной помощи» (1999 г.)малоимущими семьями и малоимущими одиноко проживающими гражданами признаютсялица, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход нижевеличины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.Юридическое значение имеет и причина нуждаемости. Она должна быть объективной иподлежит проверке, равно как и размер среднедушевого дохода, при назначениилицу социальной помощи. В законах субъектов РФ нередко называются уважительныепричины отсутствия доходов у лица от трудовой или иной деятельности: необходимостьухода за малолетними детьми, членами семьи, нуждающимися в постороннем уходе;нахождение в академическом отпуске по медицинским показаниям и др.). Такимобразом нуждаемость (малообеспеченность) определяется с учетом трех критериев всовокупности: 1) прожиточного минимума в субъекте РФ; 2) всех доходов иимущества лица и 3) причин нуждаемости, не зависящих от лица.
В развитых странах вбольшинстве своем используется компромиссный вариант двух названных подходов копределению бедности (нуждаемости): прожиточного и социального минимумов сучетом социально-экономических условий и национальных традиций. Так, с середины60-х гг. многие страны Европейского союза принимают законодательство поопределению минимального гарантированного дохода (Бельгия, Великобритания, ФРГ,Франция и др.). Программы по обеспечению минимального гарантированного дохода(ОМД) ориентированы на базовые потребности беднейших слоев общества, онифинансируются за счет государственного бюджета, налоговых поступлений. Всоответствии с рекомендациями ЕС эти программы заполняют пробел между доходами,получаемыми семьями или индивидуумом за счет оплаты труда и других социальныхпособий, и гарантированным государством минимумом. Например, в Германии иЛюксембурге программы ОМД используются как дополнение к пенсиям и пособиям побезработице. Предоставление помощи по программе ОМД связано с мерами посоциальной интеграции, включающими обучение и занятость. Большинство программпредусматривает, что получатели должны быть готовы к работе и обучению, активноискать работу. В Великобритании и Ирландии эти условия необходимы для получениясоответственно пособия для лиц, ищущих работу, и помощи безработным. Цельюрассматриваемых программ является не только выплата денежных пособий, но ипомощь людям экономически и социально интегрироваться в общество[10].В США основным критерием бедности является уровень доходов малообеспеченнойсемьи. Она имеет право на получение социальной помощи по определеннойфедеральной программе (дотаций на жилье, помощи нуждающимся семьям с детьми ит.д.). Социальные услуги в названных социальных программах составляют две третирасходов на ее реализацию, а остальные приходятся на денежные выплаты[11].Об этом уже упоминалось. В 1996 г. в США был принят Закон о личнойответственности и возможностях трудоустройства, по которому трудоспособныеграждане, получающие какие-либо виды государственной социальной помощи, обязаныработать или проходить профессиональное переобучение, подготовку[12].
Другим фактическимоснованием возникновения правоотношений по социальной помощи может служитьнеобходимость в дополнительных затратах, признаваемых государством социальнозначимыми, которые вызваны трудной жизненной ситуацией, оценочное понятиекоторой применяется в Федеральном законе «Об основах социальногообслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.) и раскрываетсяпутем перечисления основных признаков такой ситуации и открытого перечняслучаев. Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективнонарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно(сиротство, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты ижестокое обращение в семье и т.д.). Этот перечень может быть конкретизирован науровне социального законодательства субъектов РФ и актов органов местногосамоуправления. При этом в законах субъектов РФ нередко в понятие«адресная социальная помощь» включается система мер социальнойподдержки не только малоимущих граждан, но и лиц, находящихся в труднойжизненной ситуации. Соответственно в определение трудной жизненной ситуациивключается и малообеспеченность лица наряду с иными обстоятельствами. Это ещеодин аргумент в пользу «родственности», общего характераправоотношений по социальной помощи и правоотношений по социальномуобслуживанию.
Так же как исоциально-страховые правоотношения, правоотношения по социальной помощи невозникают автоматически, необходимо волеизъявление лица и решение службысоциальной защиты. То, что волеизъявление лица является важным юридическимфактом, подтверждается и содержанием законов. По Федеральному закону «Огосударственной социальной помощи» (1999 г.) социальная помощь назначаетсяна основании письменного заявления гражданина органами социальной защитынаселения по месту жительства или пребывания лица. Решение должно быть принятоорганами социальной защиты населения в 10-дневный срок, а при необходимостидополнительной проверки нуждаемости лица — в 30-дневный срок. На основанииФедерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста иинвалидов» (1995 г.) оказание социальных услуг осуществляется при условиидобровольного согласия гражданина, а помещение в стационарное учреждениесоциального обслуживания производится только при наличии личного письменногозаявления (ст. 9).
Наряду с правовымпринципом добровольности предоставления социального обслуживания действует ипринцип его адресности. Поэтому органы социальной защиты населения должныпринимать конкретное решение в отношении каждого обратившегося лица послепроверки его нуждаемости или обстоятельств, подтверждающих трудную жизненнуюситуацию, в которой оказался гражданин. В принципе оказание социальной помощине зависит от того, виновен ли нуждающийся в своем бедственном положении,выплачивал ли он ранее налоги в бюджет, с тем чтобы затем просить помощи изсредств бюджета. Между тем, Закон «О государственной социальнойпомощи» (1999 г.) содержит, как указывалось, критерий «нуждаемостилиц по независящим от них причинам» (ст. 7). Это означает, что органсоциальной защиты населения вправе отказать в социальной помощи трудоспособнымлицам, не желающим интегрироваться в общество. В этой части наш законодательобращается к положительному зарубежному опыту.
В ряде зарубежных странправо на получение гарантированного минимального дохода в системах социальнойзащиты связывают еще с одним юридическим фактом — договором социальной службы итрудоспособного лица о его социальной и профессиональной реинтеграции. Так, воФранции с такими лицами подписываются муниципальными органами«интеграционные соглашения», где определяются персональные условиявключения гражданина в общественно полезную деятельность, прохожденияпрофессиональной подготовки и т.п. Финансируются интеграционные программы засчет специального фонда солидарности, т.е. специальных налогов, с 1994 г. Этотопыт с учетом национальных условий может быть шире использован взаконотворческой практике РФ.
Кроме того, в зарубежнойпрактике в недавнее время стали практиковаться специальные механизмыдобровольного социального страхования по уходу за пожилыми людьми. ФРГ былапервой страной, которая еще 10 лет назад оформила такой вид социальногострахования. Урбанизация жизни, малые семьи объективно требуют дополнительныхформ социальной защиты пожилых людей, которые не могут рассчитывать наподдержку со стороны семьи или какой-либо сети социальных служб. Иными словами,эти лица заранее заботятся о своей старости и надлежащем уходе, уплачивая наэти цели страховые взносы. Таким образом, система государственной социальнойпомощи дополняется системами добровольного социального страхования, где социальныйриск продиктован необходимостью дополнительных социально значимых расходов науход за пожилым лицом. В российской науке права социального обеспечения М.О.Буянова предлагает заимствовать зарубежный опыт и ввести у нас новый видсоциального страхования — страхование социального обслуживания[13].
Субъектами правоотношенияпо социальной помощи и социальному обслуживанию выступают, с одной стороны,физическое лицо, нуждающееся в таковой, с другой — социальные службы.Социальная помощь оказывается всем физическим лицам независимо от возраста,дееспособности, гражданства и т.п. Социальная правоспособность возникает у лицас рождения и прекращается смертью. Лиц, не достигших 14 лет или признанныхсудом недееспособными, представляют их законные представители (ст. 9 Закона от2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании престарелых иинвалидов»). Таким образом, самостоятельное обращение за социальнойпомощью (социальная дееспособность) связано с возрастным критерием — достижением 14 лет — и волевым.
Другой сторонойправоотношения выступают государственные и муниципальные органы социальнойзащиты населения, учреждения социального обслуживания (государственные инегосударственные) или предприятия, организации, где трудится гражданин.Специализированные учреждения социального обслуживания подразделяются на двавида. Государственные и муниципальные службы финансируются из государственных иместных бюджетов. Частные социальные службы учреждаются либо в форме юридическихлиц, либо в форме индивидуальной предпринимательской деятельности. И в том и вдругом случае их деятельность осуществляется на основе лицензии, выданнойорганами исполнительной власти субъекта РФ. Для социальных служб характернаспециализация социального обслуживания по кругу лиц-клиентов (территориальныецентры социальной помощи семье и детям, специальные дома для одинокихпрестарелых и др.), а также видам социальных услуг (социальное обслуживание встационарах, на дому, центры экстренной психологической помощи по телефону идр.)
Предприятия, организациивсех организационно-правовых форм также вправе оказывать социальную, чащематериальную, помощь своим работникам, в том числе и бывшим — пенсионерам, какна основании коллективного договора, так и «по доброй воле»работодателя. В советский период многие предприятия, особенно крупные, имелидовольно развернутую социальную инфраструктуру: детские дошкольные учреждения,пионерские лагеря, дома отдыха, профилактории с медицинским обслуживанием ит.п. Глубокий экономический распад и обвальная приватизация привели ксвертыванию этих структур, они в лучшем случае передавались на баланс местныхорганов исполнительной власти (муниципалитетов), но чаще закрывались, апомещения сдавались в аренду или продавались. Только подъем экономики создаетусловия работодателям возродить утраченную социальную инфраструктурупредприятий при содействии и стимулировании этого процесса со стороныгосударства.
Содержание правоотношенийпо социальной помощи и социальному обслуживанию раскрывается через права иобязанности сторон, а именно: право физического лица претендовать наопределенный вид социальной помощи и обязанность социальной службы еепредоставить на основании закона или договора. На основании закона социальнаяпомощь предоставляется государственными (муниципальными) социальными службамитем категориям лиц, которые прямо указаны в законе. Такая социальная помощьпредоставляется бесплатно в объеме регионального стандарта (минимума)социальных услуг. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об основахсоциального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.)бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб вобъемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания,предоставляется:
1) гражданам, неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью,инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь иуход, — если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума,установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;
2) гражданам, находящимсяв трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями,катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) несовершеннолетним детям,находящимся в трудной жизненной ситуации.
Согласно Закону РФ«О социальной защите инвалидов» (1995 г.) лицам, официальнопризнанным инвалидами, гарантируется перечень реабилитационных услуг исоциальных льгот на бесплатной основе в пределах федерального перечняреабилитационных мероприятий инвалидов.
Напротив, на договорныхначалах социальное обслуживание предоставляется за плату в двух случаях.Во-первых, любое социальное обслуживание в частных социальных службах являетсяплатным. Во-вторых, в государственных и муниципальных социальных службах надоговорной платной основе обеспечивается социальное обслуживание двумкатегориям лиц: тем, чем среднедушевой доход превышает установленныйрегиональный прожиточный минимум, и лицам, получающим социальные услуги сверхрегиональной базовой программы.
Платные услуги вгосударственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленноморганами государственной власти субъектов РФ. В этой части ихсоциально-обеспечительный, публичный характер очевиден. Эти правоотношенияявляются по своей природе социально-обеспечительными, а негражданско-правовыми. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальныхслужбах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно. Между тем,к этим услугам предъявляются требования к качеству в соответствии срегиональными социальными стандартами. В законах субъектов РФ о социальномобслуживании населения довольно часто встречаются положения о том, чтотребования, установленные государственными стандартами социальногообслуживания, являются обязательными для социальных служб независимо от формысобственности. Так, согласно Федеральному закону «О социальномобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.) контроль задеятельностью по предоставлению социальных услуг в негосударственном секторесоциального обслуживания осуществляется в порядке, предусмотренном федеральнымзаконодательством и законодательством субъектов РФ. Таким образом, и в этомслучае может идти речь о социально-обеспечительной природе рассматриваемыхправоотношений.
Итак, по содержаниюправоотношения по государственной социальной помощи и обслуживанию являютсясоциально-алиментарными. Возмездный характер носят правоотношения посоциальному обслуживанию на основе договора, предусматривающего частичную илиполную оплату социальных услуг.
Названный подход ксодержанию рассматриваемых правоотношений не разделяется рядом авторов. Так,Е.Е. Мачульская, по сути, отрицает социально-обязательственный характерправоотношений по государственной социальной помощи. В частности, она пишет,что «если оказание социальной помощи производится адресно, то никакойобязанности по ее предоставлению на государственный орган не возлагается.Решение принимает территориальный или муниципальный орган социальной защиты посвоему усмотрению после предварительной оценки уровня доходов и имущественногоположения»[14]. Здесь, допускаетсянеобоснованная подмену понятий: «процедурные правоотношения»смешиваются с «материальными правоотношениями» по социальной помощи.В рамках процедурных правоотношений вопрос действительно решается опредоставлении социальной помощи по усмотрению органа социальной защиты. Нопосле принятого решения органа социальной защиты материальное правоотношение попредоставлению такой помощи носит социально-алиментарный характер. Какуказывалось, решение органа социальной защиты населения является необходимымюридическим фактом в фактическом составе — основании возникновенияматериального правоотношения по социальной помощи и обслуживанию.
Объектами правоотношенийпо социальной помощи и обслуживанию в соответствии с действующимзаконодательством выступают:
материальнаяпомощь: 1) в виде денежных социальных пособий; 2) в натуральной форме (продуктыпитания, одежда, средства санитарии, гигиены, специальные технические средствареабилитации инвалидов и др.); 3) в виде социальных субсидий (жилищные субсидиии др.) и 4) в виде социальных компенсаций;
социальноеобслуживание на дому и в стационарных социальных учреждениях;
реабилитационныеуслуги (медико-социальные, по профессиональной и психологической реабилитации идр.);
консультационнаяпомощь (педагогико-психологическая, социально-правовая и др.);
социальные льготы(оплата коммунальных услуг, льготный проезд на транспорте и т.д.).
Перечень видов социальнойпомощи и социального обслуживания, обязательных на всей территории России,устанавливается федеральным законодателем. К ведению субъектов РФ относятсяопределение размеров, условий и порядка назначения и выплаты государственнойсоциальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, а равноперечня гарантированных государством услуг по социальному обслуживанию,разработка и реализация государственных региональных программ социальной помощии социального обслуживания. До внесения изменений в действующеезаконодательство в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г.N 122-ФЗ («О монетизации льгот») государственные стандарты социальногообслуживания устанавливались на федеральном уровне Правительством РФ. Внастоящее время это прерогатива субъектов РФ. 2. Понятие и виды социальных услуг
Набор социальных услуг — это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан всоответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «Огосударственной социальной помощи» (с изменениями от 22 августа, 29декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля, 22декабря 2008 г., 28 апреля 2009 г., 24 июля 2009 г.)
Социальные услуги вшироком понимании — это меры, направленные на повышение уровня жизни лиц,которые нуждаются в получении социальной поддержки от государства.
В числе иных нормативныхактов, правовой основой социальных услуг является статья 25 Всеобщей декларацииправ человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией217 А (III) от 10 декабря 1948 г., которая гласит, что каждый человек имеетправо на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинскийуход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержанияздоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение наслучай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости илииного случая утраты средств к существованию по не зависящим от негообстоятельствам.
Перечень наборасоциальных услуг приведен в ст. 6.2. В указанный перечень включены такиеуслуги, как дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числепредусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощипо рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиямимедицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебногопитания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показанийпутевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии сзаконодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд напригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте кместу лечения и обратно
Согласно ст. 1Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальномобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальные услугиподразделяются на два вида:
— Услуги, которыеоказываются инвалидам и гражданам пожилого возраста на дому, т.е. в месте ихфактического проживания;
— Услуги, которыеоказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам в специализированныхучреждениях.
Социальные услуги — это действия по оказанию отдельнымкатегориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерациипомощи, предусмотренной действующим законодательством.
Получатели социальныхуслуг — это граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся всвязи с ней в получении государственной социальной помощи. Тяжелая жизненнаяситуация — это ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность граждан(инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом,болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица,отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение всемье, одиночество и тому подобное) и которую они не могут преодолетьсамостоятельно. Предоставляют социальные услуги социальные службы (предприятияи учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальныеуслуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью посоциальному обслуживанию населения без образования юридического лица).
Федеральным законом от22.08.2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные актыРоссийской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательныхактов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов „Овнесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесенысущественные изменения в комментируемый закон. В частности, был добавлен новыйвид государственной социальной помощи — набор социальных услуг.
Итак, набор социальныхуслуг включает в себя прежде всего оказание дополнительной бесплатноймедицинской помощи, в том числе:
— обеспечениелекарственными средствами по рецепту врача;
— обеспечение изделиямимедицинского назначения по рецептам врача;
— обеспечение путевкамина санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний;
— обеспечениеспециализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов.
Эти услуги оказываютсягражданам, имеющим на них право, медицинскими учреждениями, оказывающимимедико-санитарную помощь (далее — медицинскими учреждениями).
Также в набор социальныхуслуг входит обеспечение бесплатного проезда к месту санаторно-курортноголечения и обратно.
Согласно ст. 9, 10Федерального закона от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социальногообслуживания населения в Российской Федерации», социальное обслуживание надому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам,нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность ксамообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью,предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинскихуслуг и иной помощи.
Социальное обслуживание встационарных учреждениях осуществляется путем предоставления социальных услуггражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию инуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает созданиесоответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности,проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характерапитание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха идосуга.
Закон «Об основахсоциального обслуживания населения в Российской Федерации» распространяетсвое действие и на правоотношения, регулируемые комментируемым законом,поскольку является общим законодательным актом по социальному обслуживаниюнаселения в РФ, данный закон устанавливает конкретно виды социальногообслуживания именно для граждан пожилого возраста и инвалидов. Именно в данномзаконодательном акте и можно найти определение содержания социальных услуг.
Например, в ст. 3Федерального закона от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социальногообслуживания населения в Российской Федерации», определено, что социальнаяуслуга — это действие по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы, помощи,предусмотренной законом «Об основах социального обслуживания населения вРоссийской Федерации». Социальное обслуживание представляет собойдеятельность социальных служб по социальной поддержке, оказаниюсоциально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических,социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптациии реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Труднаяжизненная ситуация определена также законом «Об основах социальногообслуживания населения в Российской Федерации» и представляет собойситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность,неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью,сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствиеопределенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье,одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Конечно, применительно кправоотношениям по социальной поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов,все основания и виды социальных услуг, предусмотренные в законе «Обосновах социального обслуживания населения в Российской Федерации» неприменяются. Во исполнение закона «Об основах социального обслуживаниянаселения в Российской Федерации» было разработано и принято двагосударственных стандарта, это Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003«Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»,принятый постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 327-ст, иНациональный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживаниенаселения. Качество социальных услуг. Общие положения», принятыйпостановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 326-ст.
Виды социальных услуг,которые касаются именно пожилых людей и инвалидов.
Раздел 4 ГОСТ Р52143-2003 предусматривает следующие виды социальных услуг:
— социально-бытовые,направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
— социально-медицинские,направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
— социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологическогосостояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
— социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненногоуровня;
— социально-правовые,направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказаниеюридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Социальные услугипредоставляют клиентам социальной службы:
— в стационарныхучреждениях (стационарных отделениях учреждений);
— в полустационарныхучреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);
— в нестационарныхучреждениях (нестационарных отделениях учреждений);
— на дому;
— в комплексныхучреждениях (отделениях комплексного характера учреждений);
— в иных учреждениях, втом числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в областисоциального обслуживания населения без образования юридического лица.
При принятии решения опредоставлении клиентам конкретных социальных услуг, учитывают интересыклиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, вкоторой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (приналичии такой программы, они разрабатываются для инвалидов), кратковременностьили долговременность потребности в этих услугах, материальные возможностиклиента и другие объективные факторы.
Однако, есть некоторыерасхождения в понимании и определении социальных услуг. Так, согласноМежгосударственному стандарту ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услугинаселению. Термины и определения», услуга — результат непосредственноговзаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельностиисполнителя по удовлетворению потребности потребителя. По функциональному назначению,услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные исоциально-культурные. Материальная услуга — это услуга по удовлетворениюматериально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальная услугаобеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойствизделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещениегрузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальнымуслугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом иизготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественногопитания, услуги транспорта и т.д. в свою очередь социально-культурная услуга,представляет собой услугу по удовлетворению духовных, интеллектуальныхпотребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя.Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья,духовное и физическое развитие личности повышение профессионального мастерства.К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услугикультуры, туризма, образования и т.д.
Заключение
В понимании законодателя(и в том содержании, которое вложено в материальную и социально-культурнуюуслуги) социальная услуга, предоставляемая пожилым гражданам и инвалидам,представляет собой что-то среднее (смесь) материальной услуги исоциально-культурной. Можно даже сказать, что пожилым гражданам и инвалидампредоставляются материальная и социально-культурная услуги. Это было бы болееверно с позиции установления общих стандартов в законодательстве. Однакоследует заметить, что на законодательном уровне установлено одно положение иопределение социальной услуги, а на уровне подзаконных актов действуютнесколько иные определения, социальная услуга, если учитывать стандарты, каксамостоятельный вид услуг вообще не существует, есть только материальные услугии социально-культурные. А если посмотреть содержание социальных услуг, дляпожилых граждан и инвалидов, то можно увидеть, что весь комплекс услуг состоитиз тех же двух групп услуг материальных и социально-культурных.
Виды правоотношений посоциальной помощи и обслуживанию. Критериями классификации могут бытьперечисленные объекты правоотношений и порядок их предоставления (по закону ипо договору). В последнем случае мы выделяем:
А. Правоотношения погосударственной социальной помощи и социальному обслуживанию, которыехарактеризуются следующими признаками:
1) основанием ихвозникновения являются нуждаемость (бедность) и трудная жизненная ситуация, вкоторой находится лицо;
2) социальная помощь иобслуживание как объект правоотношения призваны обеспечить уровень жизнинуждающимся до определенного законом минимального уровня. Финансированиеосуществляется за счет средств государственных и местных бюджетов, а переченьгарантированных социальных услуг предоставляется безвозмездно;
3) права и обязанностиучастников — государственных и муниципальных социальных служб, с одной стороны,и физического лица — с другой, носят социально-алиментарный характер, ауказанные социальные службы обязаны предоставить социальную помощь иобслуживание на условиях и в порядке, предусмотренных законом.
Б. Договорныеправоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию, которыеотвечают следующим признакам:
1) субъектами названныхотношений являются, с одной стороны, любые физические лица независимо отпризнака нуждаемости (бедности), с другой — не только государственные имуниципальные социальные службы, но и частные;
2) объектомправоотношения выступают социальные услуги и иные виды социальногообслуживания, но их уровень не должен быть ниже установленных государственныхстандартов качества социального обслуживания, но предоставляются они на платнойоснове (полностью или частично). Установлен государственный контроль за деятельностьюпо предоставлению услуг частными социальными службами вплоть до лишения ихлицензии;
3) взаимные права иобязанности сторон определяются договором на условиях частичной или полнойоплаты предоставляемых социальных услуг.
Таким образом, правоотношениепо социальной помощи и социальному обслуживанию — этосоциально-обязательственное отношение, по которому одна сторона — физическоелицо вправе требовать от другой стороны — государственных (муниципальных) иличастных социальных учреждений предоставления адресной социальной помощи иобслуживания в объеме и порядке, предусмотренных законом или договором.
Задача
Жена военнослужащего по призыву Трунова обратилась по месту своей работыза получением пособия на ребенка-инвалида в возрасте 5 лет. В назначениипособия ей было отказано.
На какие виды пособий и пенсий имеет право Трунова? В какой орган ейследует обратиться за их назначением?
Ответ. Группаинвалидности или категория «ребенок-инвалид» устанавливаются взависимости от степени расстройства функций организма и ограниченияжизнедеятельности. При этом под ограничением жизнедеятельности понимаетсяполная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлятьсамообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться,контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Под социальной защитойинвалидов понимается система гарантированных государством экономических,правовых мер и мер социальной поддержки. При этом социальная поддержкаинвалидов — это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам.Отсюда можно сделать вывод, что понятия «социальная поддержка» и«социальная защита» соотносятся как часть и целое.
При реализации мерсоциальной защиты должны учитываться особенности той или иной группы инвалидов,а также индивидуальные особенности каждого конкретного инвалида
24 сентября 2008 годаРоссия подписала резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года N61/106 «Конвенция о правах инвалидов». Резолюция содержит ряд статей,которые определяют основные принципы и обязательства стран по обеспечению правинвалидов в различных сферах их жизнедеятельности
Ст.6.1. закона огосударственной социальной помощи говорит, что Государственная политика вобласти социальной защиты инвалидов всех категорий в Российской Федерациипроводится в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В зависимости от степенирасстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам,признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности и степеньограничения способности к трудовой деятельности. Несовершеннолетним лицам, тоесть лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста и имеющим расстройствафункций организма и ограничение жизнедеятельности устанавливается категория«ребенок-инвалид».
Лицо может быть признаноинвалидом только на определенных условиях и в определенном порядке, а именно, врезультате проведения медико-социальной экспертизы, которая осуществляется вфедеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы — вФедеральном бюро медико-социальной экспертизы, в главных бюро медико-социальнойэкспертизы, в бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, которые являютсяфилиалами главных бюро.
Правила признания лицаинвалидом утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
Социальная пенсияявляется самостоятельным видом пенсий по государственному пенсионномуобеспечению инвалидов.
Социальная пенсия, вотличие от трудовой, назначается в следующих случаях.
1) Лицо являетсягражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства, постояннопроживающим на территории РФ.
На иностранных граждан илиц без гражданства дополнительно распространяется условие об отсутствииограничения на получение пенсии, которое закреплено законами (в частности, улица должен иметься вид на жительство) и международными договорами РФ.
2) Лицо является нетрудоспособным.
Группа инвалидности иликатегория «ребенок-инвалид» устанавливаются в зависимости от степенирасстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности. При этом подограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способностиили возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться изаниматься трудовой деятельностью.
Право получатьгосударственную пенсию по инвалидности имеют лица, удовлетворяющие следующимспецифическим условиям.
Чтобы получатьгосударственную пенсию по инвалидности, лицо, отвечающее всем условиям,достаточным для ее назначения, должно обратиться с заявлением, к которомуприложены все необходимые документы.
Перечень документов,прилагаемых к заявлению о назначении государственной пенсии по инвалидности,зависит от категории, к которой в соответствии с Законом относится обратившийсяза указанной пенсией.
Литература
Нормативно-правовой акт
1. Федеральный закон от 17.07.1999 г. N178-ФЗ «О государственной социальной помощи»(в ред. Федеральныхзаконов от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 25.11.2006 г. N 195-ФЗ; от 18.10.2007 г.N 230-ФЗ; от 01.03.2008 г. N 18-ФЗ; от 14.07.2008 г. N 110-ФЗ; от 22.12.2008 г. N269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ)
2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. N195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РоссийскойФедерации»
3. ПостановлениеПравительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 «О перечне доходов, учитываемыхпри расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина дляпризнания их малоимущими и оказания государственной социальной помощи // СЗ РФ.2003. N 34. Ст. 3374.
Учебная
4. Благодир А.Л.Социальное обслуживание в системе права социального обеспечения. Киров, 2002.С. 21; Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007.
5. Буянова М.О.Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики(теоретико-правовой аспект). Автореф. дисс.… докт. юрид. наук. М., 2003.
6. Мелвин П.Бедность и гарантированный минимальный доход // Социалистический труд. 1990. N10. С. 101-107.
7. Ершова И.Б. Целии приоритеты социальной политики в период реформирования экономикивосточноевропейских стран // Труд за рубежом. 1995. N 1. С. 100-103; ЕршоваИ.Б. Реформирование системы социальной защиты населения в восточноевропейскихстранах //Там же. 1997. N 2..
8. Право социальногообеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007.
9. Ткаченко А.А.Система социальных выплат в Германии // Труд за рубежом. 1999. N 3. С. 86-99;Чубарова Т.В., Исаченко Т.М. Европейский Союз и проблемы социальной защитынаселения стран-участниц // Там же. 2000. N 3.
10. Самойлова Р.М. Проблемы бедности вСША // Труд за рубежом. 1995. N 1.
11. Шлихтер А.А. Государственныепрограммы в сфере труда и занятости (опыт США) // Там же. 2004. N 3. С. 45-65..
12. Буянова М.О. Экономические гарантииправа граждан на социальное обслуживание. Некоторые вопросы методикипреподавания права социального обеспечения // Роль социального обеспечения врешении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания правасоциального обеспечения. М., 2004.
13. Мачульская Е.Е. Право социальногообеспечения. Перспективы развития. М., 2000.