Реферат по предмету "Социология"


Поддержка многодетных семей в РФ

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.        Понятиемногодетной семьи……………………………………………...4
2.        Программагосударственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации……………………………………………………….….5
3.        Социальнаяподдержка многодетных семей в Саратовской области………………………………………………………………..………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….…..20

ВВЕДЕНИЕ
Семья – это одна изсистем социального функционирования человека, важнейший социальный институтобщества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутреннихпроцессов.
Это малая социальнаягруппа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта(совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью,взаимными правами и обязанностями по отношению к друг другу.
Семья очень быстро ичутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие вобществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществепроцессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как обществасемья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередьможет влиять на ход его развития.

1. Понятиемногодетной семьи
Многодетные семьи,наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале ХХ века в европейскойчасти страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчивосоставляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причемзачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождениеблизнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции илиневозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерываниюбеременности).[1]
Все многодетные семьимогут быть распределены на три категории:
·         семьи,многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальнымитрадициями, религиозными предписаниями, культурно – идеологическими позициями,традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленныхмалообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенноматери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитаниюдетей;
·         семьи,образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца),в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могутбыть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;
·         неблагополучныемногодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведенияродителей, иногда на фоне интеллектуально – психической сниженности,алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семейособенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней инедоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудноустроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из однойсемьи, а усыновить 3 – 7 детей разного возраста и разной степени социальнойдезадаптации далеко не всегда возможно.
Многодетные семьи всехтипов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью:дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетныхсемей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватныепредставления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться навсей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей,характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большогочисла малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социальноговозраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная вразличных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного иобразовательного статуса родителей.

2.Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации
В настоящей Программе подмногодетной семьей понимается:
для субъектов РоссийскойФедерации с отрицательным естественным приростом населения – семья с тремя иболее детьми (в том числе усыновленными), включая[[1]]:детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет;детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшегопрофессионального образования дневной формы обучения любыхорганизационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет;
для субъектов РоссийскойФедерации с положительным естественным приростом населения – семья с четырьмя иболее детьми (включая вышеуказанные категории лиц).
Серьезные демографическиепроблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населенияобуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государствак положению семей с детьми.
Разработка и проведение эффективнойдемографической и социальной политики, направленной на поддержку семьи, требуетанализа их проблем, с учетом региональных особенностей.
Многодетная семья должнарассматриваться в общем контексте формирования и реализации государственнойсоциальной политики, поскольку ее проблемы являются частью проблем современногороссийского общества, а положение многодетных семей – одним из показателей,характеризующих все виды социального неблагополучия.
Основные характеристикимногодетности в Российской Федерации:
• доля многодетных семейв России незначительна и составляет 2,6 % от общего числа домохозяйств (включаядомохозяйства с одним родителем) и 6,6 % от числа семей с детьми (по даннымВсероссийской переписи 2002 г.);
• численность многодетныхсемей сокращалась в последние десятилетия и стабилизировалось на минимальнонизком уровне;
• распространенностьмногодетных семей в России носит отчетливый региональный характер. В отличие отбольшинства регионов России, ряд субъектов Российской Федерации, входящих вЮжный федеральный округ, характеризуется традиционно высоким уровнеммногодетности;
• преобладаниемногодетных семей с тремя детьми – 75% от общего количества многодетных семей вРоссийской Федерации; семьи с пятью и более детьми составляют 7,7 % от общегоколичества многодетных семей.
В настоящее времяпоявление ребенка в семье, как правило, существенно снижает уровень ее жизни, аналичие трех и более детей делает семью в подавляющем числе случаев бедной.Уровень семейной бедности в России в основном определяется вкладом многодетныхсемей в общую картину. Доля семей с 3 и более детей с уровнем ежемесячногосреднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума в общем числе семей, имеющихдетей, в четвертом квартале 2005 года (по материалам выборочных исследованийбюджетов домашних хозяйств) составляла 65,2%.
При этом многодетныесемьи, особенно неполные семьи с тремя и более детьми, отличаются максимальнымириском и степенью бедности. В силу более высокой иждивенческой нагрузки именьшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются по сравнениюс другими категориями семей по всем социально-экономическим показателям уровняжизни.
Подавляющее большинствомногодетных семей попадает в категорию бедных, имеют неполноценное инесбалансированное питание, обременены существенными жилищными проблемами:
• почти 40 % многодетныхсемей испытывает значительные проблемы с обеспечением детей сезонной одеждой иобувью;
• почти половина многодетныхсемей не могут приобрести назначенные врачом лекарства в полном объеме;
• треть многодетных семейвынуждены ограничивать себя в продуктах;
• в 25 % многодетныхсемей дети не могут закончить полную среднюю школу, т.к. нужно зарабатывать.
Особая проблемамногодетных семей – жилье. Уровень благоустройства жилищ многодетных семейявляется крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большимколичеством детей. Почти половина многодетных семей испытывает значительныепроблемы с жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо аварийное,требующее срочного ремонта). Около 60% многодетных семей проживают в жилье «безудобств», в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод,канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жильядостигает 80%.
Основными причинамибедности многодетных семей являются относительно низкая конкурентоспособностьтрудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленнаязанятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателейпринятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существеннымисемейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи,оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты.
При этом, ошибочнорассматривать многодетные семьи как иждивенцев общества и государства. Средиотцов многодетных семейств ниже уровень безработицы, алкоголизма (в семьях с 1ребенком расходы на алкоголь составляют 2,1% бюджета, в семьях с 4 и более – 0,6%),они более, чем мужское населении в целом, склонны повышать свой уровеньобразования, брать ипотечные кредиты, более законопослушны, у них более крепкиесемьи.
Таким образом, следуетпризнать государственную поддержку многодетных семей одним из основныхприоритетных направлений государственной семейной политики.
В условиях депопуляциидля достижения уровня простого воспроизводства населения через 10 летнеобходимо увеличение доли семей с пятью и более детьми до 10–15 % в общейсемейной структуре российского общества.
Во многих субъектахРоссийской Федерации приняты специальные законы, направленные на социальнуюподдержку многодетных семей, повышение их статуса в обществе и улучшениеположения в них детей.
При этом в настоящеевремя в субъектах Российской Федерации существует ряд общих проблем в сферезаконодательного и практического обеспечения прав и интересов членовмногодетных семей:
• отсутствие вбольшинстве субъектов Российской Федерации специальных правовых документов,определяющих стратегию и приоритеты региональной политики в отношениимногодетных семей;
• недостаткисуществующего нормативно-правового регулирования на уровне субъектов РоссийскойФедерации (отсутствие в ряде субъектов нормативных правовых актов, объединяющихоснования, условия и порядок предоставления социальной поддержки многодетнымсемьям; действующие правовые акты не всегда адекватно отражают реальныепотребности многодетных семей);
• недостаточнаяоткрытость и прозрачность системы финансирования мер государственной поддержки многодетныхсемей на региональном уровне;
• недостаточнаяинформированность многодетных семей о существующих мерах государственнойподдержки;
• недостатки в правовойрегламентации и практической организации выявления многодетных семей,нуждающихся в поддержке, влекущие неполный охват многодетных семей, нуждающихсяв помощи.
Таким образом, в целом поРоссийской Федерации эффективность социальной поддержки многодетных семейявляется недостаточной.
Среди направленийгосударственной поддержки многодетных семей наименее разработанным иобеспеченным адекватными мерами реализации, является информационное обеспечениегосударственной демографической политики в части пропаганды семейных ценностейв средствах массовой информации.
Эффективнаягосударственная поддержка многодетных семей позволяет повысить не толькодемографический потенциал, но и экономический потенциал Российской Федерации.Обеспечение поддержки многодетных семей в сельской местности в перспективеявляется одним из условий решения проблем социально-экономического развитияаграрных регионов.
Важным направлениемгосударственной демографической политики в Российской Федерации должно статьнаряду с предоставлением материальной поддержки оказание моральной поддержкимногодетным семьям. Поддержка многодетных семей, находящихся в труднойжизненной ситуации, требует разработки и реализации комплекса мероприятий попоощрению сознательного и ответственного материнства и отцовства на основеиндивидуализированного подхода, учитывающего все факторы неблагополучия многодетныхсемей.
Реализация настоящейПрограммы, помимо достижения основных ожидаемых результатов, произведет целыйряд долговременных положительных эффектов на социально-экономическое развитиестраны, морально-психологическую обстановку в обществе.
Цель Программы –стимулирование увеличения числа многодетных семей и, вследствие этого,повышения рождаемости в Российской Федерации, защита прав и законных интересов,обеспечение достойного качества жизни и повышение социального престижамногодетных семей в России.
Задачи Программы.
Цель Программыобусловливает следующие ее задачи:
•обеспечение условий для улучшения материальногоположения многодетных семей, в том числе адресного увеличения помощи такимсемьям с учетом уровня их доходов, уменьшение бедности многодетных семей;
• улучшение качестважизни и охраны здоровья многодетных семей;
• создание условийсоциальной комфортности для многодетных семей;
• повышениеконкурентоспособности трудоспособных членов многодетных семей на рынке труда;
• обеспечение работникам,имеющим 3 и более детей, благоприятных условий для сочетания трудовойдеятельности с выполнением семейных обязанностей;
• усиление помощимногодетным семьям в воспитании детей, повышение доступности образования длядетей из многодетных семей;
• повышение социальнойпривлекательности и престижа многодетной семьи.
Основные показателиПрограммы.
Основные показатели,свидетельствующие о достижении цели и выполнении задач настоящей Программы к2015 году:
• повышение долимногодетных семей в общем числе семей с детьми с 6–7 % до 12–15 %;
• снижение к 2010 году до25 % доли многодетных семей, имеющих ежемесячный среднедушевой доход ниже 1прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РоссийскойФедерации; до 10 % к 2015 году, ниже половины прожиточного минимума – до 5 % к2010 году, до 1 % к 2012 году.
• повышение доли лиц свысшим образованием среди членов многодетных семей до среднероссийскогозначения;
•снижение уровнябезработицы среди многодетных матерей до среднероссийских значений, многодетныхотцов – до 50 % к 2010 году от среднероссийского уровня, до 20 % к 2015 году;
•снижение уровнябезработицы среди многодетного родителя, воспитывающего детей без супруга(супруги), активно ищущего работу, до 20 % к 2010 году от среднероссийского уровня,до 5 % к 2015 году.
Социально-экономическийэффект от реализации Программы.
Главным итогом реализациинастоящей Программы станет значительное улучшение демографической обстановки[[2]].
Рост доли многодетныхсемей приведет также к следующим положительным изменениям:
• снижение уровнясмертности в результате сокращения алкоголизма и наркомании;
• сокращение числаразводов и абортов;
• снижение преступности;
• снижение безработицы;
• рост числа выданныхипотечных кредитов и рост строительной отрасли.
Повышение рождаемости, атакже все вышеперечисленные положительные социально-экономические последствияприведут к росту ВВП и налоговых поступлений, которые, как показывает опытразвитых стран, осуществляющих активную семейную политику, в долгосрочнойперспективе превысят расходы федерального, региональных и муниципальныхбюджетов на реализацию Программы.
Принципы государственнойподдержки многодетных семей в Российской Федерации.
1. Принцип учетарегиональных особенностей при разработке и реализации органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
2. Принцип приоритета мерпо созданию условий для самообеспечения многодетной семьи в системе мер ихсоциальной поддержки.
3. Принцип целеполаганияв осуществлении государственных мер по поддержке многодетных семей, в частностипо достижению ими среднестатистических по Российской Федерации показателейуровня обеспечения доступа к получению образования, медицинских услуг, иныхгарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законамисоциальных прав.
4. Принцип объединенияусилий и координации действий органов государственной власти, местногосамоуправления, общественных объединений в реализации мер социальной поддержкимногодетным семьям.
5. Принцип сочетаниязаявительного порядка оказания социальной поддержки и активной деятельностисоциальных служб по выявлению многодетных семей, нуждающихся в социальнойпомощи, по определению их потребностей с целью эффективного оказания имсоциальной помощи (поддержки).
6. Принцип адресности мергосударственной поддержки и социальной избирательности (объем государственнойсоциальной помощи зависит от уровня доходов семьи и количества в ней детей).
Направления реализацииПрограммы.
Программа реализуется последующим направлениям:
• совершенствованиесистемы учета многодетных семей и правового регулирования их государственнойподдержки;
• государственная помощьмногодетным семьям в решении жилищных проблем;
•содействие в трудоустройстве членовмногодетных семей, стимулирование экономической активности и самозанятостимногодетных семей;
• поддержка фермерских(крестьянских) и садово-огороднических хозяйств многодетных семей;
• повышение доступностиобразования для детей из многодетных семей;
• формирование иукрепление в общественном сознании нравственных, в том числе семейных,ценностей, представлений о социальной привлекательности и престиже многодетныхсемей;
• совершенствованиесистемы государственных пособий и компенсаций для многодетных семей;
• обеспечение доступностимедицинского обслуживания и лекарственного обеспечения;
• содействие нормальномупитанию детей из многодетных семей;
• обеспечение совместногодосуга и отдыха многодетных семей;
• повышение доступностиуслуг учреждений культуры и спорта для многодетных семей;
• создание условий социальнойкомфортности для многодетных семей;
• повышение мобильностимногодетных семей;
• привлечение институтовгражданского общества к поддержке многодетных семей;
• моральное поощрениеродителей, ответственно и добросовестно воспитывающих (воспитавших) детей вмногодетных семьях.
Источники финансирования.
Выполнение настоящейПрограммы обеспечивается за счет федерального бюджета Российской Федерации,бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований,государственных внебюджетных фондов, иных источников в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Организационно-правовоеобеспечение реализации Программы.
Правовые основы настоящейПрограммы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы идругие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и другиенормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовыеакты органов местного самоуправления, общепризнанные принципы и нормымеждународного права, международные договоры, участником которых являетсяРоссийская Федерация.
Исполнители Программы:
• Министерствоздравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная службапо надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития,Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство поздравоохранению и социальному развитию;
• Министерствообразования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфереобразования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральноеагентство по образованию, Департамент государственной молодежной политики,воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и наукиРоссийской Федерации;
• Министерстворегионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство построительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
• Министерствоэкономического развития и торговли Российской Федерации;
• Министерство финансовРоссийской Федерации;
• Министерство культуры имассовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору засоблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурногонаследия,
• Федеральное агентствопо физической культуре и спорту;
другие федеральные органыисполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местногосамоуправления, иные заинтересованные лица, осуществляющие свои полномочия всоответствии с законодательством Российской Федерации.
Координацию реализацииПрограммы осуществляет Правительство Российской Федерации.
К реализации настоящей Программы привлекаются также научныеучреждения и организации, общественные объединения, средства массовойинформации, религиозные организации традиционных религий России другие.
Контроль за исполнением Программы осуществляет ПравительствоРоссийской Федерации.

3. Социальная поддержка многодетныхсемей в Саратовской области
Саратовская областьявляется одним из немногих регионов, где предусмотрен повышенный размердетского пособия для многодетных семей – 150 рублей на ребенка.
Министерствомздравоохранения и социальной поддержки области разработан проект областнойцелевой программы «О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуациив Саратовской области» на 2008 – 2010 годы», на региональном уровне принят идействует закон области «О мерах социальной поддержки многодетных семей вСаратовской области.[1]Семья со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума имеет право:раз в год получать 1000 рублей на приобретение комплекта школьной, спортивнойодежды и обуви на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательномучреждении, 1000 рублей на детей, посещающих физкультурно-спортивныесооружения, первоочередного получения бесплатных путевок детям в возрасте отсеми до четырнадцати лет, в детские оздоровительные учреждения. В областипредусмотрена ежегодная индексация выплаты.
Среди детей, которыепроходят оздоровление через учреждения социальной защиты, 30 % составляют детииз многодетных семей, формируются целевые группы детей из многодетных семей,проживающих в сельской местности, которые направляются на оздоровление вздравницы России на Черноморское побережье.
Согласно закону в текущемгоду все многодетные семьи области смогут получать ежемесячные выплаты вразмере 120 рублей на каждого члена семьи для посещения учреждений культуры.
Семьи получилидифференцированные льготы по оплате коммунальных услуг. Для семей, имеющихболее трех несовершеннолетних детей, размер скидки (30 %) увеличивается на 5 %за каждого последующего ребенка.
Законом предусмотренавыплата дополнительного единовременного пособия в размере 2000 рублей прирождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) третьего, четвертого икаждого последующего ребенка, а также при одновременном рождении (усыновлении ввозрасте до трех месяцев) двух и более детей. В случае одновременного рожденияили усыновления двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждогоребенка.
Областной закон позволилвпервые в области, да и в стране в целом многодетным семьям, в которых семь иболее детей, бесплатно получать автотранспорт, приобретенный на средстварегионального бюджета. В 2006 году Губернатор области Павел Ипатов вручил ключии документы на микроавтобусы «ГАЗель» 28 семьям.
В 2006 году реализациюданного закона из областного бюджета выделено более 48,7 млн. рублей.Социальной поддержкой воспользовалось более 10,7 тысяч многодетных семей.
Кроме указанных мер, всоответствии с Законом Саратовской области «Об обеспечении полноценным питаниембеременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет»матери и дети обеспечиваются по рецепту врача бесплатным специализированнымпитанием, в соответствии с Законом Саратовской области «Об образовании» дети –школьники из многодетных семей обеспечиваются бесплатными учебниками, горячимпитанием в школе и бесплатными проездными билетами для проезда на городском ипригородном транспорте.
Обеспечение жильеммногодетных семей происходит медленно и не удовлетворяет потребности всехнуждающихся, поскольку в соответствии с областным законом «О предоставлениижилых помещений в Саратовской области» право на получение жилья имеют несколькокатегорий граждан, в том числе многодетных.
Дополнительной формойсоциальной поддержки населения области, чьи доходы не превышают уровеньпрожиточного минимума, является получение адресной социальной помощи. В 2006году областным фондом социальной поддержки населения оказана материальнаяпомощь более двум с половиной тысячам семей на сумму более 3 млн. рублей. Черезуправления социальной защиты населения области выплачено 50 млн. рублей в видеединовременной государственной социальной помощи.
В области регулярнопроводятся мероприятия, пропагандирующие лучшие семейные традиции. В рамкахМеждународного дня семьи и Дня матери проходят чествования лучших родителей,семейных династий, торжественные регистрации новорожденных, семейных пар идругие мероприятия.
Проводятся областныеконкурсы лучших семей: «Золотая нить семейных традиций», «Самый лучший папа!» идругие. Так, участниками конкурса «Семейный Олимп» стали 200 семей, имеющихсемейные традиции, знающих историю своей семьи, имеющие увлечения, достижения вразличных областях, создавшие семейные династии, развивающие семейное дело.
Безусловно, средимногодетных семей порой встречаются иждивенческие настроения. Есть семьи,которые не прикладывают собственных усилий к изменению жизненной ситуации,ведут асоциальный образ жизни. К таким семьям – особое внимание со стороны всехсоциальных служб.
В Саратовской области 24учреждения помощи семье и детям (13 центров «Семья», 11 социально –реабилитационных центров и приютов) и 33 службы помощи семье и детям в центрахсоциального обслуживания населения. Многодетные семьи – это та категория,которой в первую очередь оказываются все виды социальных услуг, в том числе такие,как «Детский сад на час», курсы занятий «Эффективный родитель», группы взаимнойподдержки, занятия в семейной гостиной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Демографический кризиспринимает сегодня такой размах, что неизбежно встает вопрос о национальнойбезопасности. Как обеспечить хотя бы простое воспроизводство населения? Рожатьи воспитывать много детей большинство россиян считают немодным инеперспективным занятием. Те, кто рискует и рожает второго, третьего,четвертого ребенка, составляют в Саратовской области лишь 3 % от общего числасемей с несовершеннолетними детьми. Почему же многодетные семьи сталинепопулярны?
В общественном сознаниизакрепился стереотип, что многодетность – это аномалия, а многодетные родители– люди, «плодящие нищету». А когда-то много детей в семье было нормой. Семья,состоящая из мамы, папы и одного ребенка, а тем более – только из мамы (илипапы) и ребенка, не может дать малышу такого социального общения, как вмногодетной семье. При правильном воспитании дети из многодетных семей обладаютболее мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любомколлективе.
Сегодня нормальная,гармоничная многодетная семья – это один из ресурсов изменения демографическойситуации в России. Поэтому так важны меры, направленные на повышение авторитетамногодетной семьи, решение проблем этой категории не только в плане помощи попричине бедности, но и в плане развития возможностей семьи для реализации ееосновных функций.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ЗайцеваН.М. «Первые шаги» // Журнал «Социальная работа», № 3, 2007 г., с.40 – 42.
2.Колесникова И.В. «Социальная поддержка многодетных семей в Саратовской области»// Журнал «Социальная работа», № 4, 2007 г., с.15 – 16.
3. ПрисмакинаЛ.Н. «Тепло наших сердец – детям» // Журнал «Социальная работа», № 3, 2007г.,с.29 – 31.
4. ЭллертВ.В. «Союз наш крепнет и растет» // Журнал «Социальная работа»,  № 3, 2007 г., с.32 – 35.
5.ХолостоваЕ.И. Технология социальной работы: Учебное пособие. – Москва: ИНФРА-М, 2002 г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.