Реферат по предмету "Социология"


Понятие общества. Общество и природа. Взаимодействие основных сфер общественной жизни

(1-2)
                  2ПОНЯТИЕОБЩЕСТВА.ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА.
            2ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНЫХ СФЕРОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

        _ 2ПЛАН:
1) Понятиеобщества.
2) Что такоесистема? Общество и природа как элементы системы.
3) Общество каксистема.Подсистемы и элементы общества.
4) Общественныеотношения.
5) Взаимодействиеосновных сфер общественной жизни.

 11) Понятиеобщества.
  Термин «общество»многозначен.Обычно указывают на следующие значения
этого слова:
* общество какгруппа лиц, объединившихся для современной деятельности
по реализацииобщих для них целей и интересов (общество книголюбов, об-
щество любителейпива, общество трезвости и т.д.).В этом своем значении
слово«общество» синонимично словам «организация»,«союз»,«объединение».
* общество какопределенный этап в развитии человечества  или  страны
(первобытноеобщество, феодальное общество, французское  обществоэпохи
Реставрации, советскоеобщество периода НЭП'а и т.д.).Здесь слово «об-
щество"часто употребляется вместе со словами«стадия»,«этап»,«период».
* общество какхарактеристика качественного состояния того или  иного
этапа в  развитии человечества или страны(«общество потребления»,«ин-
формационноеобщество",«традиционное общество» и т.д.).В  этом случае
слову«общество» обязательно предшествует его качественная характерис-
тика.
* общество какпредельно широкое понятие для обозначения той части ма-
териальногомира, которая обособилась от природы и определенным образом
взаимодействуетс  нею.В этом  смысле обществом называютсовокупность
всех формобъединения и способов взаимодействия людей как  между  со-
бой, так и  с природным окружающим их миром. _Этопоследнее определение и
 _считаетсяфилософским определением понятия общества.
  Прежде чем перейти к характеристикевзаимодействия общества и приро-
ды, необходимообратить внимание на то сходство, которое существует меж-
дуразличными  понятиями  «общества».Это  сходство можно увидеть, если
внимательноприсмотреться к самому слову: «общество» — от слов  «об-
щий",«общность»(латинское societas также происходит от socius, что оз-
начаетобщий, совместный).

 12) Чтотакое система? Общество и природа как элементы системы.
  Если принять во внимание происхождение  слова «общество», становится
необходимым дляего подробной характеристике ввести в употребление по-
нятие«системы» и рассмотреть общество с точки зрения системного  под-
хода.
   2Система (от греческого«systema») — совокупность или сочетание  час-
 2тей и  элементов, связанных  между собой и определенным образом друг с
 2другомвзаимодействующих.
  Говорят о Солнечной системе, речной системе, нервной системе.Системой
является любаясовокупность явлений, которые связаны между собой и вза-
имодействуют другс другом.В этом смысле системой является и то единс-
тво, составнымичастями которого являются общество и природа.
  Взаимодействие общества и природы показываетна их неразрывную связь
друг с другом.
  Общество не может  существовать  вне природы и без взаимодействия с
нею, так как:
* оно  возникло в  результате развития природногомира, выделившись на
определенномэтапе из него (это произошло в длительном и сложном  про-
цессе становлениячеловека),
* оно берет изокружающей природы средства и ресурсы, необходимые  для
своегоразвития  (земледелие  невозможно без существования плодородных
почв, современнаяпромышленность не может существовать без целого ряда
природныхматериалов, жизнь современного общества немыслима без исполь-
зования различныхприродных источников сырья),
* темпы  и особенности его развития во многом определяются спецификой
природнойсреды, климатических и географических условий.(Северные наро-
ды(эскимосы, эвенки, чукчи)  -  в местах их проживания суровые климати-
ческиеусловия, поэтому они занимаются оленеводством и охотой.)
  (Древние цивилизации  Востока (древний  Египет, цивилизациядревнего
Китая) возникаютв долинах рек, климат засушливый, необходимы эригацион-
ныеоросительные  системы.Огромныетрудозатраты и поэтому всегда силь-
ное деспотическоеначало.)
  Общество вместе с тем оказывает огромноевлияние на природу так как:
* оновырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окру-
жающейприродной  стихии  (человек научился пользоваться огнем, строить
дома, шитьодежду, создал искусственные материалы, необходимые для жизне-
деятельностиобщества),
* в процессетруда общество видоизменяет природные ландшафты, использу-
ет те или иныеприродные ресурсы в интересах дальнейшего общественного
развития(последствия этого воздействия могут быть как разрушительны-
ми, так иблаготворными).
 Крым-раньше более  засушливый климат.занимались  в основномрыболовс-
твом, послеприсоединения Крыма к России (1783), привезли  экзотические
деревья, изменился  климат (климат стал мягче).
  В Голландии очень мало было плодороднойземли, землю постоянно затап-
ливало.Голландцысоздали сеть плотин, осушительных каналов, за счет этих
сооруженийзначительно увеличили  площадь  земель пригодных  как  для
строительства такземлепользования.
  Было создано искусственное Рыбинскоеводохранилище, затопили села, де-
ревни и  пойменные луга.Сейчас там плохая экология и гниет все то, что
находится подводой — отрицательное воздействие на природу.
  Становится ли общество по мере своегоразвития более свободным, более
независимым отприроды?  Еще недавно ответ мог бытьтолько положитель-
ным — человекрассматривался как существо, способное подчинить, покорить
себе природу  (по принципу:«Мы не можем ждать милостиот природы, взять
их у природы — наша задача").Сегодня очевидно, что общество  не  может
быть от  природы независимым.В чем-то мы в современноммире зависим от
природыбольше, чем когда-либо.Имеется в виду то  обстоятельство  , что
обществостоит  сегодня перед экологическойкатастрофой, созданной хищ-
ническим, потребительскимотношением к природе.Исчерпание природных ре-
сурсов, их  загрязнение ставит перед человеческимобществом задачу вы-
живания, сохранениерода человеческого.В этой связи нужно упомянуть, что
ООН в  в 1992 году приняла концепцию 1устойчивого развития, 0обязательную
для всехгосударств и исходящую из необходимости обеспечить такое раз-
витиеобщества, которое  позволило бы сохранитьприродный мир и обеспе-
чить выживаниечеловечества.

 13)Общество как система.Подсистемы и элементы общества.
  Само общество может быть рассмотрена какопределенная система  взаи-
модействующихподсистем и элементов.
  Основные подсистемы общества — сферыобщественной жизни.Обычно гово-
рят о существованиичетырех важнейших социальных (общественных) сфер:

  2экономическая-    0 |  2 политическая-  0| 2   социальная-   0| 2   духовная-
охватываетотно-   |охватывает отноше-|охватываетотно- |охватывает от-
шения, возникаю-   |ния, связанные с   |шения, связанные с|ношения,
щие  в процессе   |взаимодействием   |взаимодействием  |связанные с
производства, рас-  |государства, партий|классов, социаль- |развитием об-
пределения, обмена  |политических орга-|слоев и групп    |щественного
и потребления ма- |низаций по поводу |                 |сознания, науки
териальныхблаг    |власти и управле- |                 |культуры,
                   |ния               |                 |исскуства
  Данные подсистемы (сферы), в своюочередь, могут быть представлены сово-
купностьювходящих в них элементов:
* экономическая — производственные учреждения (заводы, фабрики), учреж-
дениятранспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.,
*политическая  - государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские   и
пр.организации ит.п.,
* социальная — классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.,
* духовная  - церковь, образовательные учреждения, научные учреждения и
т.п.

 14)Общественные отношения.
  Для характеристике общества как системынедостаточно выделить входя-
щие в негоподсистемы и элементы.Важно показать, что они находятся  во
взаимнойсвязи  между  собой и могут быть представлены как связимежду
социальнымигруппами, нациями, индивидами, возникающими а процессе эконо-
мической, политической, социальной, духовнойжизни общества.Для обозначе-
ния этих связейиспользуется термин  _«общественные отношения» ..
  Виды общественных отношений:
                            2материальные:     0|   2  духовные:
                            по поводу поизвод-|политические,
                           ства, распределения|правовые,
                            обмена ипотребле-|нравственные,
                            нияматериальных  |идеологические
                            благ              | и др.

 15)Взаимодействие основных сфер общественной жизни.
  Общество, таким образом, представляет собойопределенную  совокупность
элементов, взаимосвязанныхи  взаимодействующих друг с другом.Сферыоб-
щественной жизнивзаимопроницаемы и взаимосвязаны.
  Экономические трудности  и тем  более кризисы (экономическаясфера)
порождаютсоциальную неустойчивость и недовольство различных  общест-
венных сил(социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы
и нестабильности(политическая сфера).Все  это  обычно сопровождается
апатией, смятениемдуха, но  и — духовнымипоисками, интенсивными научными
исследованиями, усилиямидеятелей культуры, направленными  на  осознание
истоковкризиса  и путей выхода из него.Таководин из примеров, иллюст-
рирующих взаимодействиеосновных сфер общественной жизни.
  Военный переворот  (политическая сфера) как следствиеэкономического
кризиса, резкоеснижение уровня жизни (экономическая сфера), разногласие
в обществе  (социальная сфера) и все это отражается на духовной жизни
общества.(Пиночет(1973) (военная хунта) пришел к власти в Чили в ре-
зультатевоенно-фашистского переворота, установил  режим  жесточайшего
террора, экономикаулучшилась, разногласие в обществе, творческая интел-
лигенция ушла в пподполье.

                            _Основныепонятия .:
    общество, система, общественныеотношения, сферы общественной жизни

                          Вопросы и задания:
1) Дайтеопределения перечисленным выше понятиям.Проанализируйте их.
2) Приведитепримеры благотворного и негативного воздействия общества
на природу.
3) Дайтеклассификацию сфер общественной жизни и  видов  общественных
отношений.Приведитежизненные  ситуации, которыеиллюстрировали бы тео-
ретическийматериал.
4) Приведите  свои примеры (не менее двух) взаимодейстияосновных сфер
общественнойжизни.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :