--PAGE_BREAK--
1.2.2 Функции отца в современных и традиционных обществах
«Отцовство – один из главных аспектов маскулинности. В архаических обществах высокая плодовитость считалась важным показателем «мужской силы». Мужчины всегда и везде стыдились бесплодия, сваливая вину за него на женщин. Могущественные мужчины спаривались с множеством женщин и зачинали гораздо больше потомков, чем их менее удачливые соплеменники. Но по мере эмансипации сексуальности от репродукции показателем мужской силы все больше становилось не столько количество произведенных на свет детей, сколько сама по себе сексуальная активность – количество женщин и частота актов. Репродуктивный успех мужчины достигался в результате конкуренции с другими мужчинами и ассоциировался с агрессивностью и воинскими доблестями. Ухаживать за собственными детьми мужчине было некогда и незачем».
«Отсюда — транскультурный архетип отсутствующего отца. В мифологическом сознании отец выступает как персонификация власти (грозный отец, подавляющий и даже убивающий своих детей) или/и как прародитель, глава рода или большой семьи, который должен подготовить себе наследника, все остальное несущественно. Эти представления закрепляются и в образах массового сознания. В зависимости от особенностей того или иного общества, нормативный образ отца включает в себя несколько ипостасей: а) персонификация власти, б) кормилец, в) высший дисциплинатор, г) пример для подражания сыну, а иногда и непосредственный его наставник в общественно-трудовой деятельности».
В традиционной патриархальной семье отец брал на себя обязанности кормильца и защитника, для детей, особенно сыновей, он был наставником в получении профессиональных навыков, кроме того он давал имя семье и с ним связывались вопросы наследования. Индустриализация положила начало отчуждении. Отца от детей и положила конец абсолютной власти патриарха. Пространственная разобщенность труда и быта резко сократила его контакты с детьми и лишила его образовательной функции и прежней власти, перераспределив воспитательные особенности в пользу матери.
Разумеется, индивидуальный стиль отцовства зависит от свойств конкретного мужчины и его взаимодействия с другими членами семьи. Однако при всей вариабельности отцовских образов, психологическая близость между отцом и сыном — явление редкое и скорее исключительное.
Новый образ отца распространяется сначала в средних слоях, но постепенно распространяется и на другие классы. Затем и этого становится мало. В 1960-х гг. в США появляется «новый отец», который не только зарабатывает деньги на содержание семьи, но и сам ухаживает за детьми и активно интересуется их проблемами.
Тесный домашний быт не предусматривает для отца специального пьедестала. По мере того как «невидимый родитель» становится более доступным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, заметно снижается. Ослабление и даже полная утрата мужской власти в семье отражается в стереотипном образе отцовской некомпетентности, который гак же не способствует поддержанию отцовского авторитета, как и женская воркотня в присутствии детей. К тому же отца оценивают по традиционно женским критериям, по его достижениям в той деятельности, которой он раньше не занимался и к которой его не готовили.
B традиционном обществе брак и отцовство были обязательными элементами мужской идентичности. Сегодня они маргинализировались, стали делом свободного выбора
Чтобы понять динамику отцовского поведения более конкретно, выделили в нем четыре автономных фактора: мотивация, умения и уверенность в себе, поддержка, прежде всего со стороны матери, институциональные практики ( как данное общество поощряет отцовство — отпуск по уходу за детьми и т.п.»
«Кроме того, выделены три параметра отцовского взаимодействия с ребенком:
— вовлеченность отца в непосредственный уход, общение или игру с ребенком,
— доступность отца для ребенка и ответственность за воспитание и принятие соответствующих решений.
«Новые мужчины» берут на себя больше домашних обязанностей, придают больше значения отцовским ролям, чаще гуляют и играют с детьми, чем «традиционалисты», которые готовы материально обеспечивать семью, но эмоциональную заботу о детях передоверяют матери.
Самый распространенный транскультурный архетип отцовства — образ отсутствующего отца. В зависимости от особенностей того или иного общества, нормативный образ отца включает в себя несколько ипостасей: а) персонификация власти, б) кормилец, в) высший дисциплинатор, г) пример для подражания сыну, а иногда и непосредственный его наставник в воинской и общественно-трудовой деятельности. Именно по этим критериям общество оценивало степень отцовской успешности и на них основано мужское самоуважение.
1.3 ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР .
1.3.1
Юность (от 17 до 20-23 лет).
Юность — всего лишь начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов носят все более условный характер. Кризис 17 лет — рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.
а) Условия развития.
Покидая стены школы после 9-го класса, подростки идут в технические колледжи или работать, некоторые с посещением вечерней школы. Происходит смещение кризиса 17 лет в сторону кризиса 15 лет. Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку. Во время кризиса такие подростки бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируют свое жизненное кредо. Период юности для них — время проб и ошибок. Они говорят: «Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже».
Возраст — категория конкретно-историческая. 19-20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. Ценят свой возраст, который вместе с проблемами принес и более широкие возможности.
б) Обучение в ВУЗе.
В последнее время студенты сочетают работу с учебой, т.е. подрабатывают.Таким образом, какой выбор будет сделан в юности, решение пойти в тот или иной конкретный ВУЗ зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций. Мотивы поступления в ВУЗ определяют и стиль студенческой жизни.
в) Поиски работы.
Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в ВУЗ, сталкиваются с различными трудностями. Они не имеют ясной цели в своих поисках при выборе работы или же, если сделан выбор, трудно найти соответствующее место. Проблема самопрезентации обостряется из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Самая большая трудность — это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском возрасте.
г) Армия.
Здоровые юноши, не обучающиеся на дневных отделениях ВУЗов, призываются на срочную службу в Вооруженные силы — это еще одна резкая смена образа жизни. Жесткий режим, большая физическая нагрузка, беспрекословное подчинение старшим по званию для многих становятся тяжелым испытанием.
д) Бегство от общества или «ничегонеделание».
Юноша или девушка могут выбрать еще один путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т.д. Такой выбор может быть следствием серии серьезных неудач или образовавшегося вакуума. На неправильный путь могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о «серой» жизни, нежелание трудиться.
1.3.2
Молодость (от 20-23 до 30 лет).
Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек «более или менее утверждается во взрослой жизни» (А.В.Толстых). Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость — время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней.
а) Главные стороны жизни. Любовь и семья.
Молодость — возраст любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше приспособлен к рождению первого ребенка. Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни также в молодости…
б) Профессиональная деятельность.
Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период — овладение выбранной профессией. В юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. А в молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. Профессиональная подготовка в молодости завершается. Сроки значительно расширены в связи с научно-техническим прогрессом. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности.
в) Дружба.
Установление и развитие дружеских связей является важной стороной жизни в молодости. Дружба в этот период выходит на новый качественный уровень.
г) Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.
В возрасте порядка 30 большинство людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни.
А.В. Толстых: «У человека на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на пройденный путь, индивид видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не совершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности»[7].
«Человека „сковывают“ семья, профессия, привычный образ жизни. Найдя себя и утвердившись во взрослой жизни, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей — найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь».
Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.
.
2 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТЦОВСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
2.1. Описательные характеристики исследования
2.1.1. Организация исследования
Исследование проходило в городе Санкт-Петербург, с октября 2009 г. по ноябрь 2009 г. В исследовании приняли участие 9 молодых мужчин в среднем возрасте 23 года.
Исследование проводилось в утреннее время. Респонденты отвечали на заданные вопросы в тихой, хорошо освещенной аудитории.
2.1.2. Актуальность выбранных методик
Анкетирование Тест смысловых жизненных ориентаций Леонтьева
Тест смысловых жизненных ориентаций Леонтьева (СЖО), поможет изучить нормативные установки молодежи по отношению к отцовству, так же изучить какое место занимает отцовство в системе ценностей респондентов. Явлется адаптированной версией теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Русскоязычная версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.А.Леонтьевым в 1986-1988 годах.
Опросник «Оценка психологии отцовства молодежной среде».
Для исследования взглядов юношей на свою будущую семью и отцовство мною была разработана анкета, направленная на выявление планов юношей относительно собственной семьи, рождения детей, желаемого количества детей. Так же опросник касается оценки юношами готовности стать отцом и эмоционального отношения к отцовству.Процедура разработки и апробации опросника «Оценка психологии отцовства в молодежной среде» в двух вариантах включала в себя разработку вопросов, необходимых для выявления различных аспектов отцовства, включающих общие представления об отцовстве, оценку отношения к незапланированному отцовству, выявление мотивов заключения брака, оценки ценности семьи, отца матери . Для оценки эффективности вопросов сначала была проведена предварительная апробация их с помощью метода беседы, затем анкета была предложена 10 мужчинам различного возраста (от 18 до 59 лет) для выявления недочетов, дальнейшей корректировки и уточнения вопросов анкет.
Тест «Тип отцовства».
Взят из книги М.А.Земковой,В.А.Миронова «Знаете ли Вы себя» Использовался для выявления ориентации на следующие типы ролевого поведения отца: «Современный тип отцовства, «традиционный» тип отцовства, тип «отец – кормилец».Тест «Тип отцовства» даст возможность определить будущее ролевое поведение мужчин в семье.
2.1.3. Описание выборки.
В исследовании приняли участие 9 мужчин, не имеющих без детей.В возрасте от 22 до 24 года, живущие в Санкт-Петербурге.2 человек из них уже получили высшее образование, 7 являются студентами последних курсов факультета социологии Санкт-Петербургского Государственного Университета.
2.2 Описание методик
2.2.1 Тест смысловых жизненных ориентаций Леонтьева
Явлется адаптированной версией теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Русскоязычная версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.А.Леонтьевым в 1986-1988 годах.
Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на Ваш взгляд, верны).
Обработка:
1. Цели в жизни Придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале при общем высоком ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним и вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам.
2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.
3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна ее прожитая часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.
4. Локус кнтроля-Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Для подсчета баллов пункты переводятся
В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 : 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1: 2, 5, 6, 7, 10, 13, 15, 18, 19, 20.
После этого баллы суммируются.
Общий показатель ОЖ – все 20 пунктов теста;
Субшкала 1 (Цели) – 3,4,10,16,17,18
Процесс – 1,2,4,5,7, 9.
Результат –8,9, 10,12,20.
Локус контроля-Я – 1,15,16,19.
Локус контроля – жизнь – 7,10,11,14,18,19.
2.2.2 Тест «Оценка психологии отцовства молодежной среде».
1. Достаточны ли меры правительства по повышению рождаемости?
Мотивы заключения брака ?
2. Какие существуют необходимые условия рождения детей на ваш взгляд?
3. Идеальные качества отца в нашем обществе?
4. Мать идеальные качества.
5. Соответствие молодых людей этим качествам
6. Представление о будущей семье. Сколько детей хотели бы иметь ?
8. Ценность семьи:
9. Незапланированное отцовство.
2.2.3 Методика «РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА»
ТИПЫ ОТЦОВСТВА:
«Традиционный отец» — глава семьи, представляет ее интересы во всех отношениях, является последней инстанцией в решении всех вопросов, связанных с воспитанием ребенка. Он несколько суров, придает слишком большое внимание дисциплине, выполнению детьми своих обязанностей. По мере взросления ребенка начинает принимать большее участие в воспитании, особенно сыновей. С детьми сдержан, поэтому теплых отношений с ними нет.
«Отец-кормилец»- предоставляет жене полную свободу в воспитании детей. Даже в свободное время не горит желанием заняться детьми. Неудивительно, что дети со временем перестают относиться к нему серьезно. Такие отцы ограничиваются только функцией материального обеспечения семьи, не вникая в другие ее проблемы.
«Современный отец»- Для такого отца все дела, связанные с ребенком, привычны и очевидны. Хотя у него не так много свободного времени, как ему хотелось бы. Вечера он обычно проводит с детьми. Он любит их, часто говорит им об этом, умеет не только играть со старшими детьми, но и пеленать грудных. Дети его обожают. СО своими проблемами они обращаются в равной степени и к нему, и к матери.
Определить, к какому типу относятся отцы ваших школьников можно при помощи следующего теста:
О первом типе отцовства свидетельствуют оценки утверждений N1, 4, 5, 12, 13, 15, 19, 22,(притом, что сумма баллов здесь более 9)
О втором- 2,6, 8, 9, 11, 17, 20, 23, (при том, что сумма баллов здесь более 9)
О третьем – 3, 7, 10, 14, 16, 18, 21, 24 (при том, что сумма баллов здесь более 9)
Заключение
Участие отца в воспитании ребенка необходимо для нормального формирования личности, и, возможно, целый ряд современных социальных проблем связаны именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения.Надо отметить, что роль отца в семье постепенно изменялась с ходом времени даже в обществах с необычайно высоким почтением к традициям. Самый распространенный транскультурный архетип отцовства — образ отсутствующего отца. В мифологическом сознании отец — прежде всего персонификация власти, прародитель и высший духовный авторитет. Эти представления закрепляются в образах массового сознания. В зависимости от особенностей того или иного общества, нормативный образ отца включает в себя несколько ипостасей: а) персонификация власти, б) кормилец, в) высший дисциплинатор, г) пример для подражания сыну, а иногда и непосредственный его наставник в воинской и общественно-трудовой деятельности. Именно по этим критериям общество оценивало степень отцовской успешности и на них основано мужское самоуважение. Физическое отсутствие отца в семье – не только следствие его внесемейных обязанностей, но и средство создания социальной дистанции между отцом и детьми ради поддержания отцовской власти. В новое время содержание отцовской роли стало меняться. Абсолютный монарх уступил место «кормильцу». У него стало меньше власти и больше обязанностей. Соответственно меняется и стиль отцовства.
Можно выделить четыре основных типа внутрисемейного поведения (в основу данной типологии положено разделение семейных ролей на традиционные и эгалитарные в зависимости от доли участия мужа в домашней работе и воспитании детей): демократический тип, характеризующийся высоким уровнем участия мужчин как в традиционно мужских, так и традиционно женских сферах семейной жизни, и установкой на равное распределение домашних обязанностей между супругами. Второй переходный тип объединяет мужчин, чье участие в домашней работе весьма незначительно, хотя они и придерживаются демократических ориентаций. В обоих переходных типах различия между различия между реальным поведением и декларируемыми установками нельзя назвать значимыми. Нетрадиционный тип мужского поведения, основным признаком которого является низкая степень вовлеченности в семейные проблемы наряду с традиционными семейными установками.
Глава 3.
Данные, полученные с помощью исследования, были подвергнуты корреляционному анализу. Результатом стало выявление компонентов структуры отцовства, что было положено в основу дальнейшего исследования.
Основной целью исследования является изучение значимости психологического феномена отцовства в структуре репродуктивных установок современной молодежи (мужской ее части).
В соответствии с этим, задачами исследования являются:
— изучение нормативных установок молодежи в отношении отцовства;
— изучение положения отцовства в структуре ценностей современной молодежи;
— выявление значимости отцовского статуса в сознании молодежи
— выявление потребности в подготовке к будущим семейным ролям. продолжение
--PAGE_BREAK--