Реферат по предмету "Социология"


Ответы на вопросы к экзамену в аспирантуру по специальности "Социология культуры, духовной жизни"

1. Предпосылкистановления социологии как науки. Периодизация и формы институционализациисоциологии как науки.

Во многом становлениесоциологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениямимировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце 18 — начале 19веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было времяперехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формаморганизации экономической и политической жизни. Происходил процесс становлениянового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную,экономическую независимость гражданина.
Существенное расширениеграниц прав и свобод человека, увеличение возможностей выбора пробудили интереслюдей к знанию основ жизни социальной группы, социальной общности, социальныхпроцессов и явлений с целью наиболее рационального и эффективного использованияобретенных прав и свобод.
К середине XIX в.потребности социального развития стали требовать новых подходов, формированиянового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом напотребности формирующегося гражданского общества.
Можно отметить следующиетеоретические и социально-экономические предпосылки и условия возникновениясоциологии как науки: возникновение и развитие частных общественных наук(политической, право), достижения в области естествознания, зарождение исоциальных исследований, а также социально-экономических предпосылки.
Инстит. В России. Процесс внутренней институционализации любойнауки, в том числе и социологии, означает формирование самосознания ученых,совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивогоразделения труда внутри новой научной дисциплины, разработку эффективныхисследовательских методов и приемов, формирование правил и нормпрофессиональной этики, Т.е. появление всего того, что существенно способствуетпроцессу производства и систематизации знаний в данной области познания.
Процесс развития иинституционализации социологии как науки в России можно разбить на два периода.Появление социологии в России в 1861 году. В России институционализация этойновой научной дисциплины тесно связана с именами М.М.Ковалевского иП.А.Сорокина, в Германии с именем Ф.Тённиса, а во Франции с деятельностьюЭ.Дюркгейма. «Второе рождение» социологии начинается в конце 50-х годов XX в.,и оно связано с «хрущевской оттепелью».

21.Теоретические концепции социальной стратификации. Критерии социальнойстратификации. Профиль стратификации и стратификационный профиль.

«Социальная стратификация» этоттермин, который в социологии обозначает 1) многомерную структуру социальногонеравенства, существующую в любом обществе. Социальная страта – ранговый слой врамках иерархической системы социальных статусных позиций и ролей.
Социальная стратификацияпо-разному понимается в различных теоретических системах. Существует триклассических направления — марксизм, функционализм и веберианство. Марксизм сводит проблему социальнойстратификации к различиям между классами. Функционалистскиетеории связывают социальную стратификацию с профессиональным разделением труда,с необходимостью мотивации индивидов для заполнения важных профессиональныхпозиций. Альтернативная модель социальной стратификации, носит название веберианской, поскольку основывается наидеях М.Вебера. По Веберу, возможно множество относительно самостоятельныхиерархических структур, не сводимых к классовой или профессиональной структуре.В качестве важнейших Вебер выделяет три таких структуры – экономическую,социокультурную и политическую, социальные группы он определяет понятиями«класс», «статус» и «партия».
В совр-ной социологиистратификационный анализ становится еще более многомерным. Наряду с объективнымподходом, учитывающим такие критерии, как уровень образования, уровень доходови т.п., она использует субъективный подход основанный на оценках положенияразличных социальных групп, и «метод классовой идентификации», когдареспондент располагает себя на условной статусной шкале.
Основные критериистратификации современного общества: доход, богатство, власть, образование,профессия. Указанные критерии определяют социально-экономический статусчеловека в обществе. Исходя из этого, социологи выделяют 4 слоя современногообщества: высший, средний, рабочий и низший класс.
Благодаря четырем шкаламстратификации социолог способен объяснить не только индивидуальный статусныйпортрет, но и коллективный, то есть динамику и структуру общества в целом. Всвязи с этим существуют два понятия стратификационный профиль и профильстратификации. Стратификационный профиль — это графическое выражение положенияиндивидуальных статусов на четырех шкалах стратификации. Профиль стратификации- это графическое выражение процентных долей высшего, среднего и низшегоклассов в составе населения страны.

2.Классические социологические теории: позитивизм (Огюст Конт), эволюционизм(Г.Спенсер), социологизм (Э.Дюркгейм).

Суть основанного Контом позитивизма (от лат-положительный) можно свести к следующему. Социологии не следует заниматьсясубъективными (односторонний взгляд) рассуждениями и абстрактным (отвлеченным)бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно -такой же«организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляютобъективные законы. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующейпо образцу естественных «позитивных» наук — биологии, анатомии и др., должнабыть столь же конкретной и доказательной, как они.
Таким образом,позитивисты выступали за построение ОБЩЕСТВОзнания по модели ЕСТЕСТВОзнания.Такая «объясняющая социология», по их мысли, должна быть свободна от всякихидеологий и личных суждений отдельных людей.
Другим основателемсоциологии является английский социолог ГербертСпенсер, он полагал, что «невозможно рациональное понимание истинсоциологии без рационального понимания истин биологии». Основываясь наэтой идее, он пытался методологически обосновать социальный органицизм. Во-первых,общество и организмы в отличие от неорганической природы, растут и развиваются.Во-вторых, процессы роста общества и организмов сопровождаются увеличениемсложности их органов и частей. В-третьих, в ходе эволюции происходитспециализация составляющих их структур. В-четвертых, в случае расстройстважизнедеятельности общества или организма отдельные их части могут определенноевремя продолжать существовать самостоятельно.
Аналогия общества с живыморганизмом позволила Г. Спенсору выделить внутри общества три различныеподсистемы: поддерживающую, обеспечивающую производство источников питания(экономика), 3. распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельнымичастями общества (государственная власть).
По мнению Эмиля Дюркгейма, социологическоепознание должно быть направлено не на сознание отдельных индивидов. Предметомсоциологии должны выступать «социальные факты», которые следует «изучать каквещи», стоящие над каждым из членов общества. Социальные факты — этоособые, общественные явления, порожденные объединенными действиями людей и ихколлективным сознанием (моральные и правовые нормы, традиции, отношение крелигии, науке). Именно социальные факты отличают одно общество от другого.


22. Социальная мобильность: определение иклассификация Каналы, факторы, современные тенденции социальной мобильности.

Люди находятся впостоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальныхперемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называетсясоциальной мобильностью.
Все хотят подниматься иникто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное.
Исследования показывают,что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокиепозиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого.Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся вверх и никто-вниз.
Существуют два основныхвида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, и два основныхее типа — вертикальная и горизонтальная. Они в свою очередь распадаются наподвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.
Межпоколенная мобильностьпредполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции илиопускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.
Внутрипоколеннаямобильность имеет место там, где один и тот же индивид в отличии от отца напротяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции, т.е. социальнаякарьера.
Вертикальная мобильностьподразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости отнаправления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем) инисходящая мобильность (движение вниз).
Горизонтальнаямобильность подразумевает переход индивида из одной страты в другую,расположенную на одном и том же уровне (из православной в католическуюрелигиозную группу). Социальная страта –ранговый слой в рамках иерархической системы социальных статусных позиций иролей.
Таковы главные виды,типы, формы cоциальной мобильности. Кроме них иногда выделяют организованнуюмобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз илипо-горизонтали управляются государством, это м.б. с согласия самих людей илибез. Примером добровольной организованной мобильности можно считатьобщественные призывы на комсомольские стройки. К недобровольной организованноймобильности можно отнести репатриацию (переселение) некоторых народов ираскулачивание в годы сталинизма.



3.Марксистская школа социологии (К.Маркс). Неомарксизм (Ж.Лукач, Х.Фрайер,Г.Маркузе, Т.Адорно, М.Фуко, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве).

Карл Маркс и ФридрихЭнгельс постулировали принципиальный разрыв со всеми теоретическими традициями,провозгласили необходимость создания нового — коммунистического — общества.Только новая — коммунистическая — формация создает органическую солидарность,т. е. такой коллективизм, который является условием для всестороннего развитияличности.
Основным явился — страстный призыв к ученым не только объяснять мир, но и изменить его. Причемглавным-средством такого изменения должна стать революция — крутая ломка ивсеохватывающий, принудительный переворот в жизни общества. Только так и через уничтожениеодного класса (буржуазии) другим (пролетариатом) можно, по мнению Маркса,разрешить противоречия в обществе.
Неомарксизм – совокупностьмарксистских и марксистски ориентировочных течений, характеризующихсякритическим отношением, как капитализму, так и к «реальному социализму» и его«марксистско-ленинской» идеологии.
Неомарксизм –совокупность марксистских и марксистски ориентировочных течений,характеризующихся критическим отношением, как капитализму, так и к «реальномусоциализму» и его «марксистско-ленинской» идеологии.
Ядром «неомарксизма»явилась Франкфуртская школа (20 – нач. 30-х г.). В ее состав вошли Т.В. Адорно,Ф. Поллок, Г. Маркузе и др. Различные варианты этого течения сложились и вдругих странах – Франции, Италии, США, Англии, Венгрии, Чехословакии и др.Представителями данной школы был провозглашен курс, направленный на обновлениемарксизма. Своего рода классикой «неомарксизма», является книга Г, Лукача«История и классовое сознание».
Первое, что предлагаютсделать «неомарксисты» — это отказаться от положения марксизма овсемирно-исторической роли пролетариата в качестве субъекта социалистическойреволюции и могильщика капитализма. Второе – субъектом революции могут статьлишь те, кто еще не стал рабом «одномерного сознания». К ним они относилирасовые, национальные и религиозные меньшинства, отсталые и нищие народныемассы «третьего мира».
Неомарксисты утверждали,что нашли единственно эффективный – третий путь, между эталитаризмом,потребительским западным обществом и реально существующим социализмом.
Неомарксистское движениеявно оказалось «в духе времени» в середине XX столетия.

23.Личность как биосоциальная система. Социологический подход к личности,типология и структура личности в социологии. Социальная изоляция и феральные люди.
Личностьвыступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальнымявлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода(философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психологияизучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
Вшироком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных,социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватываетнервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половойимпульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания иразвития организма. Социальное “измерение” личности обусловливается влияниемкультуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых онучаствует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальныероли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), атакже субъективное “Я”, то есть созданное под влиянием воздействия другихпредставление о собственной особе, и отраженное “Я”, то есть комплекспредставлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
Социологический подход к личности.
Предметомсоциальной психологии является исследование отношений в малых группах, коллективныхдвижений, стимулов и интересов человеческой деятельности. Социологическийподход к изучению личности отличают следующие черты: 1) поисксоциально-типического, изучение человеческой личности как абстрактного«социального типа»; 2) акцентирование сугубо социальных аспектов личности приабстрагировании от биопсихической сферы; последняя также учитываетсясоциологами, но имеет второстепенное значение; 3) детальное изучение отношениймежду личностью и обществом.
+доп схема структуры
Всоциальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление,названное «феномен Маугли»). Феральные люди в своем поведении практически ничемне отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, немогут взаимодействовать с людьми, боятся их, у них отсутствует самосознание,самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественнуюжизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают, так и неадаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именновключенность индивида в социальную среду дает возможность биологическомусуществу превратиться в общественное, стать человеком.

4. Немецкая школа социологии: М.Вебер, Ф.Теннис,Г.Зиммель, В.Парето.

Макс Вебер — представитель антипозитивистской теории. Он основоположник понимающейсоциологии. Определяя сущность социального явления, он исходил изиндивидуального сознания и подчеркивал, что в качестве социального явлениявыступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннеезначение для поступающего определенным образом и которое ориентировано наповедение другого индивида. М. Вебер считает, что важнейшей задачей социологииявляется понимание значения мотивов, ведущих к определенному поведению.Поэтому, согласно Веберу, общественные науки должны не только исследоватьпричинные связи между явлениями, но и понимать эти явления. Типологиясоциальных действий: 1) целее — рациональный тип; 2) ценностно-рациональныйтип; 3) аффективный тип; 4) традиционный (первичный) тип. Средством обобщениямногообразия эмпирических данных у Вебера выступает понятие «идеальныйтип».
Рассматривая динамикукультуры, Георг Зиммель предлагает глобальную схему ее развития, в которойописывается процесс бесконечного порождения жизнью новых культурных форм.Развитие культуры проходит через противоборство и конфликт противоположныхначал — содержания и формы, и , и культур. Важной категорией в его учении выступала ценность,которая будучи фундаментальным отношением, определяла все другие отношения вобществе. Над миром конкретного бытия, считает Зиммель, возвышается миридеальных ценностей, выстраивающий совершенно иную иерархию вещей и отношений,чем та, которая существует в материальном мире. Два мира — материальный (мирвещей) и идеациальный (мир ценностей) сосуществуют как пересекающиесявселенные, как два измерения одного мира — тут и здесь одномоментно.
СоциологияФердинандаТенниса — один из первых опытов построения системы формальных, категорий социологии, позволяющих анализировать любые социальныеявления в прошлом и настоящем, а также тенденции социальных изменений. Онразделил социологию на и . Первая должнаизучать все формы сосуществования людей, включая биоантропологические,демографические и другие аспекты, общие с формами социальной жизни животных.Вторая, подразделяемая на (теоретическую), и (социографию) изучает собственно социальную жизнь.



24.Социализация как процесс интеграции индивида в социальную систему: этапы истадии. Механизмы социализации. Агенты и институты социализации См. доп.
Социализация:процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых дляуспешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает всепроцессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальнуюприроду («очеловечивается») и способность участвовать в социальнойжизни. Наиболее развернутая социологическая теория, описывающая интеграцию индивидав социальную систему, была предложена Т.Парсонсом. По Парсонсу, она происходитпутем интернализации ( внутреннего приятия) общепринятых норм на основеидентификации индивида со значимыми фигурами (например, в детстве – с фигуройотца или матери, в подростковом возрасте – с фигурой лидера и т.д.). В процессеинтернализации социальные нормы становятся внутренними для индивида, происходитзамена внешних санкций (внешней регуляции) внутренним контролем, появляетсяпотребность соответствовать социальным нормам. Процесс социализациипродолжается всю жизнь, поскольку человек за свою жизнь осваивает множествосоциальных ролей. Он делится на различные этапы – начальный (социализацияребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий(социализация взрослого человека, осваивающего новые роли – супруга, родителя,дедушки и т.п.). Кроме того выделяют первичную социализацию, котораяосуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей (а такжедругими родственниками, друзьями, учителями, врачами и т.д.), и вторичнуюсоциализацию, которая осуществляется на более формальном,институциализированном уровне. На этом уровне агентами социализации являютсяшкола, вуз, СМИ и т.д.
Существуетнесколько социально-психологических механизмов социализации:
1)идентификация — это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами,позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которыесвойственны окружающим. 2) подражание является сознательным или бессознательнымвоспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности,манер, движений, поступков и т. д.);
3)внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом, внутреннего опыта,мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;
4)социальная фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей надеятельность других;5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми ивнешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.


5.Структурно-функциональный анализ (Т.Парсонс, Р.Мертон, П.Сорокин).

Это влиятельное течениесоциологической мысли рассматривает общество как большой организм, отдельныечасти которого выполняют определенные функции. Поэтому социальная структура,общественные институты возникают и действуют ради удовлетворения общественныхфункций. Всевозможные социальные конфликты и противоречия рассматриваются вструктурном функционализме как дисфункции, подлежащие устранению.
Виднейшим представителемэтого направления был российско-американский социолог Питирим Сорокин, онприменяет к анализу общественных изменений социокультурный подход, основываясьна анализе огромного массива разнокачественных данных.
Сорокин выделяет дваосновных типа культуры: идеациональный и чувственный. Идеациональной культуресвойственны рационализм, идеализм, этика принципов и т. д.; соответственно,чувственная культура характеризуется материализмом и т. п. Кроме того, Сорокинвыделяет третий, идеалистический тип культуры, синтезирующий два базовых типа.На огромном материале Сорокин убедительно демонстрирует цикличное чередованиебазовых типов культуры на протяжении всей человеческой истории во всех областяхдеятельности и мышления. Основной вывод Сорокина: к середине XX векачувственная культура приходит к своему кризису и постепенно сменяетсяидеациональным, или идеалистическим, типом культуры.
Другим важнейшимнаправлением научных интересов П. Сорокина было исследование социальнойструктуры, стратификации (многомерную структуру социального неравенства) имобильности (Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии).
Другим выдающимсяпредставителем структурного функционализма был американский социолог ТолкоттПарсонс. В основе теории Парсонса лежит понятие «социального действия». Такойподход предполагает в качестве базовой аналитической единицы не общество иликультуру, как слишком крупные объекты, а отдельное, элементарное действие.
Для анализа социальногодействия Парсонс предложил и обосновал целостную систему парных категорий, ккоторым относятся: «эффективность — нейтральность» (для оценки эмоциональногосостояния действующего субъекта и его отношения к ситуации); «ориентация насебя — ориентация на коллектив» (степень эгоизма/альтруизма в действияхсубъекта); «партикуляризм — универсализм» (пользуется ли индивид при оценкеситуации важными для него лично качествами или же общественно признанными нормами)и т.д.
Согласно Парсонсу,«подсистема сохранения и воспроизводства образца преимущественно касаетсяотношений общества с культурной системой и через нее с высшей реальностью.

25.Социализация и формирование личности. Возникновение социального Я. Теория«зеркального Я» Ч.Кули. «Я» как процесс.
+ см. 24 социализация +25
Социальное “измерение”личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которыхчеловек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогеннымислагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различныхобщностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное “Я”, то естьсозданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, иотраженное “Я”, то есть комплекс представлений о себе, созданных изпредставлений других людей о нас самих.
Кули поставил перед собойзадачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я отдругих личностей. В результате многочисленных исследований он определил, чторазвитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного,противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участиядругих личностей, т.е. без социального окружения. Даже скупец, втайнелюбующийся своим спрятанным золотом, может почувствовать «мое» только в томслучае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть.
Каждый человек, попредположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакцияхдругих людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия «Я»через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение вдругих. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает осебе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других онас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.
Именно через отношения сдругими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый,привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобнаяоценка может не соответствовать реальности.
Как отражение в зеркаледает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведениеили внешность дает образ социального Я. При этом существует возможностьнеправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, частоподдерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываютсяпросто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности,в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.


6.Постиндустриальное общество в социологии (В.Зомбарт, Ж.Фурастье. М.Крозье,Д.Белл, Т.Веблен, Дж.К.Гэлбрейт, Поппер, А.Турен).

Это течение социологическоймысли целиком и полностью сформировалось в послевоенные годы и посвященотеоретическому осмыслению не столько текущего состояния наиболее развитыхстран, а их перспективам развития как образцу для всего человечества.
Термин«постиндустриализм» возник еще в начале века в работах английских ученых А.Кумарасвами и А. Пенти, а термин «постиндустриальное общество» впервыеиспользовал в 1958 году Д. Рисмэн. Однако основоположником постиндустриализмаявляется американский социолог Дэниел Белл, разработавший целостную теориюпостиндустриального общества. «Понятие постиндустриального общества являетсяаналитической конструкцией, а не картиной специфического или конкретногообщества. Она есть некая парадигма, социальная схема, выявляющая новые осисоциальной организации в развитом западном обществе».
Д. Белл систематическирассматривает изменения, происходящие в трех основных, относительно автономныхсферах общества: социальной структуре, политической системе и сфере культуры. Концепцияпостиндустриального общества, по Беллу, включает пять основных компонентов:
1) в экономическомсекторе — переход от производства товаров к расширению сферы услуг;
2) в структуре занятости— доминирование профессионального и технического классов,
3) осевой принципобщества — центральное место теоретических знаний;
4) будущая ориентация —особая роль технологии и технологических оценок;
5) принятие решений наоснове новой «интеллектуальной технологии».


26.Потребности и ценности. Иерархия потребностей А.Маслоу. Виды ценностей и ихроль в обществе.

Иерархия потребностей всамом общем виде выглядит так:
* (низ)Фундаментом иерархии являются физиологические потребности:голод, жажда, потребность во сне и другие.
* Следующая ступеньиерархии – потребность безопасности, защищенности.
* Третья ступень –потребность в хорошем отношении, быть любимым, принадлежать к группе.
* Последняя ступень –потребность в уважении, одобрении.
Потребностиудовлетворяются в том порядке, в котором они представлены в пирамиде – отнизших к высшим. Потребности более высшего порядка не могут проявиться, пока неудовлетворены низшие. Удовлетворение всех потребностей приводит человека навершину пирамиды – полную самореализацию.
Маслоу говорит, чтофизиологические потребности удовлетворяются на 85%, потребность в безопасности– 70%, потребность к расположенности группы – на 50%, потребность в уважении,одобрении – на 40%. Самореализации достигают приблизительно 10% лиц.



7.Постнеклассическая социология: Чикагская школа (бихевиоризм, необихевиоризм),символический интеракционизм, социология элит (В.Парето, Г.Моска)

Бихевиоризм представляет собой одно из ведущих направленийв американской психологии конца 19 — начала 20в. Буквальный перевод термина«наука о поведении». Родоначальники бихевиоризма американские психологи ЭдуардТорндайк Джон Уотсон (1878-1958) и их сторонники действительно стремилисьсоздать научно обоснованную «технологию поведения» человека. При этом, поаналогии с животными, понятие поведения сводилось к простейшей формуле:«стимул-реакция». К примеру, начавшийся дождь (стимул) заставляет нас раскрытьзонт (реакция). Некоторые «схемы поведения» даны человеку от рождения (дыхание,глотание и т.п.). Другим реакциям можно научить, а соответствующие упражненияпомогут довести их до автоматизма (ходьба и т.д.). Тем самым открываетсявозможность регулировать поведение людей и создать гармонию в обществе.
Однако критики бихевиоризма усмотрели в немупрощение человека и его поведения, неправомерное отождествление жизни животныхи социального бытия людей. Из формулы «стимул-реакция», в частности, выпадаютфактор сознания человека и влияние на него общества, окружающих людей. И всамом деле, как без учета сознания объяснить, скажем, разное поведение людей водинаковых ситуациях? Подобные «нестыковки» впоследствии подорвали популярностьбихевиоризма, хотя в 1930-е годы он самообновился и был преобразован внеобихевиоризм (новый). В то же время такие достоинства бихевиоризма, как •научность, строгость и точность исследований, • широкая опора на математику истатистику, • новые методики экспериментов и т. д. — все это позволилосоциологам и психологам использовать его для решения многих практических задач.
Собственно теориюэлит и циклов смены господства элит разработал Парето, теориюполитического класса предложил Моска, а теорию олигархии впоследствии развилМихельс, обратившись к изучению массовых политических партий. Сама по себепостановка проблемы, касающейся особой роли верхушки государственного класса,не является заслугой современной западной политологии. Она имеет давнюютрадицию, восходящую к Платону, Аристотелю, Макиавелли. Заслуга В.Парето,Г.Моски, Р.Михельса — основателей современной элитарной теории — состоит в том,что они пытались вычленить и систематизировать вопросы, связанные с ролью элитыв политическом процессе, сделать их объектом специального исследования.

27.Социальное действие и поведение. Типология социального взаимодействия.Взаимодействие как социальный обмен: теория Дж.Хоманса, интеракционизм Дж.Мида.
Единицей поведения являетсясоциальный акт, действие. Действие является социальным, если оносвязано с другими действующими субъектами — индивидами или организациями. Иначеговоря, социальное действие всегда носит характер социальноговзаимодействия. Поведение — это более или менее длинная цепьактов. Человек как потребитель имеет большое число разнообразных потребностей,удовлетворение которых и составляет смысл его поведения. Взаимодействие можетбыть непосредственным и косвенным социальным действием. Например,акт купли вещи — это непосредственное взаимодействие с продавцом. Здесьсоциальный характер действия очевиден. Косвенное взаимодействие не стольочевидно. Например, девушка, сидя в одиночестве, покрывает свое лицокосметикой. Она красится для собственного душевного равновесия, котороедостигается посредством сформированного ее внешностью положительного отношенияокружающих. Таким образом, этот акт нанесения макияжа в одиночестве являетсясоциальным. Социальное действие проявляется в разных формах. Позитивноедействие. Это действие, совершенное вовне. Например, акт покупкиили возврата товара. Негативное действие — это действие, котороесубъект (индивид или организация) хотел бы совершить, но не совершил.
Теория обмена (Дж.Хоманс) в качестве центральнойвыделяет категорию социального действия. Социальное действие (поДж. Хомансу) – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности:его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизироватьсвои затраты. Дж. Хоманс выдвинул ряд гипотез, объясняющих социальныедействия людей: Гипотезы: успеха, стимула, ценности, голодания-насыщения, фрустрации-агрессии.
Символическийинтеракционизм(Дж.Мид)исходит из утверждения первичности межлич


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.