Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Построение чертежа детали в среде Компас-3D V8

Федеральноеагентство образования и науки
Рязанскийгосударственный радиотехнический университет
Кафедра НГЧ
Курсоваяработа на тему:
Построениечертежа детали в среде Компас-3D V8
Выполнил: ст. группы 622
Лилеев Константин Вадимович
Проверил:
Маркин Валерий Иванович
Рязань 2007г.

Содержание
Введение
Часть1. Теория
Графическое окно программы Компас
Создание нового рисунка и выборшаблона
Системы координат
Способы ввода координат
Слои
Основные типы графических объектов Компас
Нанесение штриховки
Нанесение текста
Нанесение размеров
Печать подготовленного чертежа
Часть 2. Практика. Построение чертежадетали.
Задание лимитов и начальных настроекчертежа.
Создание рамки и штампа чертежа
Вычерчивание контуров детали
Вычерчивание сечений детали
Нанесение на сечения штриховки
Простановка размеров
Вывод чертежа валика на печать
Построение объемного вида детали
Заключение
чертеж компас программаграфический

Введение
Машиннаяграфика становится все более доступным и популярным средством общения человекас ЭВМ. В настоящее время создано немало систем машинной графики, графическихредакторов и пакетов прикладных графических программ, позволяющих успешноиспользовать средства машинной графики практически во всех сферах человеческойдеятельности.
Наиболеешироко применяемым средством при проектировании аппаратуры являетсяотечественный пакет КОМПАС-3DV8
СистемаКОМПАС-3DV8 предназначена для выполненияучебных проектно-конструкторских работ в различных отраслях деятельности. Онаможет успешно использоваться студентами машиностроительных,приборостроительных, архитектурных, строительных ВУЗов и техникумов привыполнении домашних заданий, курсовых и дипломных работ.
КОМПАС-3DV8 разработан специально дляоперационной среды MSWindows и в полной мереиспользует все ее возможности и преимущества для предоставления пользователюмаксимального комфорта и удобства в работе.
Данныйпакет включает в себя средства, позволяющие пользователю создавать разного родачертежи, описания к ним и многое другое необходимое как студенту ВУЗа, так иопытному конструктору или архитектору.
Результатыработы в среде КОМПАС-3DV8 могут быть выданы на принтер,плоттер, фотошаблон. Кроме того, КОМПАС предоставляет пользователю ряддополнительных сервисных возможностей, которые значительно облегчают получениетвердых копий чертежей и фрагментов. Это реалистичный предварительный просмотрперед печатью, удобная компоновка на поле вывода, печать только заданной частидокумента.
Нужноособо отметить, что система автоматически разбивает печатаемое изображение нанесколько листов в том случае, если устройство вывода имеет размер поля печатименьшее, чем размер документа. Последующая склейка отдельных листов позволяетполучить готовый документ большого формата.

Часть 1. Теория
Графическоеокно программы КОМПАС-3DV8
Послезагрузки программы на экране появятся два окна: окно КОМПАС-3Dи окно «Новый документ», в котором следует указать параметры нового документа.В окне «Новый документ» можно выбрать параметры листа, рамки или загрузить впрограмму какой-либо из представленных шаблонов.
Послевыполнения этих процедур нужно нажать кнопку ОК.
/>
Рис.1
Затем вы попадете восновное окно КОМПАС, которое содержит основные элементы интерфейса и область,где выполняется черчение.
Основные, на мой взгляд,элементы интерфейса обозначены на рис. 2:
1. Графическаяобласть (область построений).
2. Графическийуказатель мыши (курсор).
3. Главное менюпрограммы.
4. Панелиинструментов.
5. Строка состояния,которая включает в себя текущие координаты курсора, длину, угол и стильобъекта.
/>
Рис.2
Создание нового рисунка
Существует несколькоспособов создания нового рисунка в программе КОМПАС:
1. Можно просто двараза щёлкнуть левой кнопкой мышки (ЛКМ) на запускающем ярлыке КОМПАС-3D V8.На экране появится окно Компас, затем следует щелкнутьмышбю по кнопке Создать /> на панеле инструментов. При этомоткроется новое диалоговое окно Выбор шаблона (рис. 3):

/>
Рис.3
2. Другой способ. Разницасостоит лишь в том, что диалоговое окно Выбор шаблона вызывается из главногоменю программы Файл \ Создать.
Настройка областичерчения.
Графическая зонапрограммы, где вычерчивается объект, представляет собой бесконечноепространство. Поэтому удобно чертить в выделенной прямоугольной зоне этогопространства. Размеры сторон этого прямоугольника называются лимитами чертежа.
Чтобы задать лимитычертежа, необходимо:
1) Войдем в систему, еслипрограммное окно занимает не весь рабочий стол, щелкнуть левой кнопкой мышиодин раз на кнопку «Развернуть» ( в правом верхнем углу экрана).
Этой командой мы будемпользоваться, когда необходимо переключить окно в полноэкранный режим.
2) На экране появитьсязнак />,который нужно переместить в нижний левый угол,
используем кнопку«Сдвинуть» /> ипереместим знак.
3)Примечание.
Чтобы завершить любуюкоманду, нужно нажать кнопку «Создать объект» />, иначе «Прервать команду» />.
Вывод сетки.
Когда вы работаете сграфическим документом или с эскизом операции, очень часто бывает удобнымвключить изображение сетки на экране и назначить привязку к ее узлам. При этомкурсор, перемещаемый мышью, начнет двигаться не плавно, а дискретно по узламсетки, то есть с определенным шагом. Такой режим работы можно сравнить свычерчиванием изображения на листе миллиметровой бумаги.
Сетка не является частьюдокумента и предназначена только для удобства работы. Точки сетки никогда невыводятся на бумагу при печати документа.
КОМПАС-3D предоставляетсамые широкие возможности отображения и настройки сетки. Сетка может по-разномувыглядеть в разных окнах. Возможна установка различных шагов сетки по ее осям,отрисовка сетки с узлами, а также назначение повернутой относительно текущейсистемы координат и непрямоугольной (искаженной) сетки. Кроме того, изображениесетки на экране не связано жестко с установкой привязки по этой сетке.
Включение и выключениеизображения сетки:
Чтобы включитьизображение сетки в активном окне, нажмите кнопку Сетка /> на панели Текущеесостояние. Кнопка останется нажатой.
Другим способом включениясетки является нажатие комбинации клавиш +.
Изображение сетки в окнебудет включено до тех пор, пока вы повторно не нажмете клавиши+ или не отожмете кнопку Сетка />.
Следует заметить, чтоизображение сетки на экране еще не говорит о том, что перемещение и привязкакурсора выполняется по ее точкам. Включение нужного варианта привязкивыполняется отдельно (см. тему Привязка по сетке).
Справедливо и обратноезамечание: изображение сетки в окне может быть выключено, однако наустановленную привязку по сетке это не влияет.
Если вы работаете с одними тем же документом в нескольких окнах одновременно, то в каждом из этих оконсетка может иметь различные параметры (шаг, угол наклона, тип изображения и т.д.).
Команда Настроитьпараметры сетки позволяет настроить параметры сетки (шаг, угол наклона осей ит.д.) в текущем окне.
После вызова команды наэкране появляется диалог настройки параметров сетки.
Установите нужныепараметры сетки и нажмите кнопку ОК для подтверждения настроек.
Изображение сетки вактивном окне будет немедленно перерисовано в соответствии с заданнымипараметрами.
Другим способом измененияпараметров сетки в активном окне является выбор раздела Сетка в диалогенастройки параметров текущего окна. Этот диалог вызывается командой Сервис –Параметры.
Системы координат
В КОМПАС-3D используютсяправые декартовы системы координат.
Начало абсолютной системыкоординат в чертежах расположено в левом нижнем углу габаритной рамки (дажеесли показ рамки отключен при настройке оформления чертежа), а ее осипараллельны сторонам рамки.
Начало абсолютной системыкоординат во фрагментах не связано ни с какими видимыми объектами (за неимениемтаковых в новом фрагменте), а изображение осей направлено вертикально игоризонтально.
В абсолютной системекоординат задается положение систем координат всех видов с номерами, отличнымиот нуля (созданных пользователем видов).
В каждом файле модели (втом числе в новом, только что созданном) существует система координат иопределяемые ею проекционные плоскости. Название этих объектов отображаетсявверху Дерева построения.
Изображение системыкоординат модели показывается посередине окна в виде трех ортогональныхотрезков красного, синего и зеленого цветов. Общее начало отрезков — это началокоординат модели, точка с координатами 0, 0, 0.
Чтобы увидеть изображениепроекционных плоскостей, нужно выделить их в Дереве построения.
Плоскости показываются наэкране условно – в виде прямоугольников, лежащих в этих плоскостях. Поумолчанию прямоугольники расположены так, что их центры совмещены с началомкоординат — такое отображение позволяет пользователю увидеть размещениеплоскостей в пространстве. Иногда для понимания расположения плоскоститребуется, чтобы символизирующий ее прямоугольник был больше (меньше) илинаходился в другом месте плоскости. Вы можете изменить размер и положение этогопрямоугольника, перетаскивая мышью его характерные точки (они появляются, когдаплоскость выделена).
Плоскости проекций исистему координат невозможно удалить из файла модели. Их можно переименовать, атакже отключить их показ в окне модели.
В левом нижнем углу окнамодели отображается еще один символ системы координат. Он состоит из трехобъемных стрелок красного, зеленого и синего цветов, показывающих положительныенаправления осей X, Y, Z соответственно. При повороте модели он поворачивается- так же, как и значок, расположенный в начале координат, но, в отличие отпоследнего, не сдвигается при перемещении модели и не может быть отключен.
Способы вводакоординат
Ввод координат изкомандной строки.
Координаты точек объектовв командной строке можно вводить в декартовой и полярной системе координат.
1. Абсолютныедекартовы координаты.
Значения ихпо осям Х и Yзаписываются в командной строке через запятую (разделителем между целой идробной частью является точка).
2. Абсолютныеполярные координаты
Определяются расстоянием отначала декартовой системы координат до рассматриваемой точки (радиус) ивеличиной угла от оси X декартовой системы координат. В качестве разделителямежду значением радиуса и угла используется открывающаяся угловая скобка
Ввод координат на экранемонитора.
В этом случае координатыточек считываются программой прямо с экрана монитора. Для этого достаточноустановить указатель курсора в нужном месте экрана и щелкнуть ЛКМ.
Слои
Если вамприходилось создавать на кульмане чертежи или схемы с большим количествомэлементов (линий, размеров, обозначений и т.д.), то вы наверняка знакомы сприменением калек для компоновки подобных конструкторских документов. В этомслучае конструктор размещает различные блоки графической информации как бы наразных логических (в смысле выделения этого блока как отдельной единицы) ифизических (в смысле размещения блока на отдельном бумажном носителе) уровнях.
Прииспользовании такого разбиения резко упрощается решение компоновочных задач,редактирование отдельных элементов изображения, и, в конечном счете,уменьшается вероятность ошибок и возрастает продуктивность труда конструктора.На каждом этапе разработки документа (чертежа) используются только те блокиинформации, которые необходимы в данный момент.
Естественно,что было бы нелогичным лишить пользователя таких возможностей при переходе ккомпьютерному проектированию и конструированию с использованием КОМПАС-3D.Поэтому в системе предусмотрено использование слоев для эффективной разработкисложных чертежей с большой плотностью информации (сборочные чертежи, включающиебольшое количество деталей и узлов, строительные чертежи и схемы, планировки,электрические схемы и т.п.).
КОМПАС-3Dпредоставляет возможность использовать в работе до 2 147 483 647 слоев, чтоболее чем достаточно для работы с чертежом практически любой насыщенности исложности.
Слой можетнаходиться в одном из следующих состояний:
-активный илифоновый;
-видимый илипогашенный.
Один из слоевтекущий.
Текущий слойвсегда один и только один. В нем можно выполнять любые операции по вводу,редактированию и удалению элементов. Все вновь создаваемые объекты заносятсяименно в этот, текущий, слой.
Элементытекущего слоя отрисовываются на экране реальными стилями линий, точек иштриховок, которые назначены в диалогах настройки системы. В этом смыслеизображение текущего слоя совпадает с изображением вида или фрагмента, вкотором присутствует только один слой. Можно сказать, что текущий слой — это такалька, которая находится поверх всех остальных и на которой в данный моментрисует конструктор.
Активнымимогут быть сразу несколько слоев. Элементы таких слоев доступны для выполненияопераций редактирования и удаления. Все объекты, принадлежащие активному слою,изображаются на экране одним цветом, установленным для данного слоя в диалогенастройки его параметров. Активные слои можно сравнить с кальками, в которые невносится ничего нового, а производятся лишь исправления ранее нарисованныхэлементов и перемещения самих калек на кульмане.
В том случае,если формирование объектов слоя завершено, и он нужен лишь в качестве«подложки» для размещения изображения других слоев, можно объявитьего фоновым. Элементы фоновых слоев вида доступны только для выполненияопераций привязки к точкам или элементам. Эти слои нельзя перемещать, а ихсодержимое недоступно для редактирования. Все элементы фоновых слоев видаизображаются на экране одинаковым стилем, который можно настраивать. Фоновыеслои подобны калькам, закрепленным для базирования по ним новых элементовчертежа или схемы.
Активные ифоновые слои ведут себя описанным образом, если они видимые.
Если жесодержимое какого-либо слоя не должно отрисовываться на экране, следуетобъявить его погашенным (невидимым). Элементы таких слоев не будут отображатьсяна экране и станут полностью недоступными для любых операций. Образно говоря,вы можете снять ненужные сейчас кальки с кульмана.
Созданиегрупп слоев
/>Чтобы создатьгруппу, следует указать место в Дереве листов, видов и слоев и нажать кнопкуСоздать группу. Эта кнопка доступна, если при выборе способа группированияслоев в документе активизирован вариант Группировать слои.
/>Пиктограммановой группы появится в указанном месте. В поле названия группы будетнаходиться текстовый курсор. Вы можете изменить умолчательное имя. Посленажатия или щелчка мышью вне названия группы, она будетзафиксирована.
Изменитьназвание уже существующей группы можно, воспользовавшись стандартными способамиWindows.
Чтобыпоместить в группу нужные объекты, выделите в Дереве листов, видов и слоев вид,фильтр или ранее созданную группу. В Списке листов, видов и слоев будутпоказаны подчиненные элементы выделенного объекта. Воспользуйтесь стандартныммеханизмом Drag&Drop Windows и перетащите нужные слои на значок созданнойгруппы. При таком перемещении слои с прежнего места не удаляются. Вы можетепереместить сразу несколько объектов, предварительно выделив их.
Если новаягруппа создается как подчиненный объект вида или существующей группы и в этомвиде или группе выделены слои, то эти слои автоматически будут включены всоздаваемую группу.
/> При попыткепоместить объект в недопустимое место, рядом с курсором будет находитьсяпредупреждающий значок.
/> Чтобы удалитьгруппу, следует активизировать ее в Дереве листов, видов и слоев и нажатькнопку Удалить.
Мендежердокумента предназначен для работы с объектами, составляющими стуруктурудокумента: листами, видами и слоями. Основные действия, выполняемые с помощьюМенеджера документа:
— изменениесвойств листов, видов и слоев,
— созданиелистов и слоев,
— удалениелистов, видов и слоев,
— выбортекущего вида и слоя,
— группирование слоев.
Описаниеэлементов управления
Чтобы открытьдиалоговое окно Менеджер документа (рис. 4), в меню Вставка выбирается пунктСлой. Другой способ – это щелчок ЛКМ на кнопке />панели инструментов Слои.
/>
Рис.4
Основныетипы графических объектов КОМПАС
1.  Точка.
2.  Вспомогательная прямая.
3.  Отрезок.
4.  Окружность.
5.  Дуга.
6.  Эллипс.
7.  Непрерывный ввод обйектов.
8.  Кривая Безье.
9.  Фаска.
10. Скругление.
11. Прямоугольник.
12. Собрать контур ит. д.
Для того, чтобынарисовать на поле чертежа все указанные графические объекты, необходимовыбрать в главном меню пункт Геометрия и далее нужный объект, или щёлкнуть насоответствующей кнопке на панели инструментов (рис. 5).
/> 
Рисунок 5.
Точки.
Позволяет построитьпроизвольно расположенную точку.
/> Для вызова команды нажмите кнопкуТочка на инструментальной панели Геометрия.
Задайте положение точки.
Совет. Для точногопозиционирования курсора воспользуйтесь привязками или меню геометрическогокалькулятора для поля т на Панели свойств.
/>Для выхода из команды нажмитекнопку Прервать команду на Панели специального управления или клавишу.
Точки по кривой.Позволяет построить нескольких точек, равномерно расположенных на какой-либокривой.
/>Для вызова команды нажмите кнопкуТочки по кривой на инструментальной панели Геометрия.
В поле Количествоучастков на Панели свойств введите количество участков, на которыепроставленные точки должны разбить кривую. Затем укажите курсором кривую дляпростановки точек.
Если кривая не замкнута,точки будут построены сразу после ее указания. Первая точка будет совпадать сначальной точкой кривой, последняя — с конечной.
Если кривая замкнута, топосле ее указания требуется задать положение первой точки на ней (определитьточку т1).
Если указанная точка непринадлежит выбранной кривой, то положение первой точки будет определятьсяпроекцией указанной точки на кривую.
/>
Рис.6
/>Для выхода из команды нажмитекнопку Прервать команду на Панели специального управления или клавишу.
Точки пересечений двухкривых. Позволяет построить точки в местах пересечений кривых.
/>Для вызова команды нажмите кнопкуТочки пересечений двух кривых на инструментальной панели Геометрия.
Укажите курсором кривуюдля поиска пересечений. Затем последовательно указывайте пересекающиеся с нейкривые.
После указания каждойпоследующей кривой автоматически создаются точки в местах ее пересечения спервой кривой.
/> Чтобы указатьдругую кривую для поиска пересечений, нажмите кнопку Выбор объекта на Панелиспециального управления, а затем укажите нужные кривые.
/>
Рис.7
/>Для выхода из командынажмите кнопку Прервать команду на Панели специального управления или клавишу.
Вспомогательная прямая.Позволяет построить произвольно расположенную прямую.
/> Для вызова команды нажмите кнопкуВспомогательная прямая на инструментальной панели Геометрия.
Укажите положение первой(т1), а затем второй (т2) точек, через которые должна проходить прямая.
Совет. Для точногопозиционирования курсора воспользуйтесь привязками или меню геометрическогокалькулятора в полях т1 и т2 на Панели свойств.
Угол наклона прямой (уголмежду прямой и осью абсцисс текущей системы координат) будет определенавтоматически.
/>
Рис.8
/>Для выхода из командынажмите кнопку Прервать команду на Панели специального управления или клавишу.
Отрезок. Позволяетпостроить произвольно расположенный отрезок.
/>Для вызова команды нажмите кнопкуОтрезок на инструментальной панели Геометрия.
Доступно два основныхспособа построения произвольного отрезка:
-задание начальной иконечной точек отрезка,
-задание начальной точки,длины и угла наклона отрезка.
Если известны начальная(т1) и конечная (т2) точки отрезка, укажите их. При этом длина и угол наклонаотрезка будут определены автоматически.
Если известны начальнаяточка отрезка, его длина и угол наклона, задайте их любым способом и в любомпорядке. Например, вы можете указать курсором положение точки т1, ввести длинув поле на Панели свойств и задать курсором угол наклона отрезка. При этомконечная точка отрезка будет определена автоматически.

/>
Рис.9
/> Для выхода изкоманды нажмите кнопку Прервать команду на Панели специального управления иликлавишу .
Окружность. Позволяетпостроить произвольную окружность.
/>Для вызова команды нажмите кнопкуОкружность на инструментальной панели Геометрия.
Укажите центр окружности.
Затем укажите точку,лежащую на окружности.
Совет. Для точногопозиционирования курсора воспользуйтесь привязками или меню геометрическогокалькулятора в полях Центр и т на Панели свойств.
/>
Рис.10
Построение окружности поцентру и точке
Выбор стиля линии
/>Группа переключателей Оси наПанели свойств управляет отрисовкой осей симметрии окружности.
/> Для выхода изкоманды нажмите кнопку Прервать команду на Панели специального управления иликлавишу .
Дуга. Позволяет построитьодну или несколько произвольных дуг окружности.
/>Для вызова команды нажмите кнопкуДуга на инструментальной панели Геометрия.
Укажите центральную, азатем начальную и конечную точки дуги.
Совет. Для точногопозиционирования курсора воспользуйтесь привязками.
/>
Рис.11
/>Группа переключателейНаправление на Панели свойств управляет направлением построения дуги.
Чтобы построить несколькодуг, имеющих одинаковый центр и величину радиуса, сделайте следующее. Укажитеточку центра. Введите нужное значение радиуса в поле Строки параметров изафиксируйте его, а затем нажмите кнопку Запомнить состояние Панелиспециального управления. После этого последовательно создавайте дуги, указываяих начальные и конечные точки.
Эллипс. Позволяетпостроить произвольный эллипс.
/>Для вызова команды нажмите кнопкуЭллипс на инструментальной панели Геометрия.
Укажите центральную точкуэллипса и конечную точку первой полуоси т1.
Укажите конечную точкувторой полуоси эллипса т2.
Совет. Для точного позиционированиякурсора воспользуйтесь привязками или меню геометрического калькулятора в поляхЦентр, т1 и т2 на Панели свойств.
/>
Рис.12
/> Группа переключателей Оси наПанели свойств управляет отрисовкой осей симметрии эллипса.
Кривая Безье. Позволяетпостроить кривую Безье (кривая Безье – частный случай NURBS-кривой).
/>Для вызова команды нажмите кнопкуКривая Безье на инструментальной панели Геометрия.
Последовательноуказывайте точки, через которые должна пройти кривая Безье.
Совет. Для точногопозиционирования курсора воспользуйтесь привязками или меню геометрическогокалькулятора для поля т на Панели свойств.
/>Группа переключателей Режимпозволяет указать, требуется замыкать кривую или нет.
/> Для фиксациисозданной кривой Безье нажмите кнопку Создать объект на Панели специальногоуправления.
/>
Рис.13
Вы можете изменитькривую, не выходя из команды. Для этого нажмите кнопку Редактировать точки наПанели специального управления. Система перейдет в режим редактированияхарактерных точек объекта. Внесите необходимые изменения, после чего отожмитекнопку.
Фаска. Позволяетпостроить отрезок, соединяющий две пересекающиеся кривые.
/>Для вызова команды нажмите кнопкуФаска на инструментальной панели Геометрия.
/>С помощью переключателя из группыТип выберите способ задания параметров фаски.
Введите параметры фаски вполя Панели свойств.
Укажите первый и второйобъекты, между которыми нужно построить фаску.

/>
Рис.14
Скругление. Позволяетпостроить скругление дугой окружности между двумя пересекающимися объектами.
/>Для вызова команды нажмите кнопкуСкругление на инструментальной панели Геометрия.
В поле Радиус на Панелисвойств введите или выберите из списка значение радиуса скругления.
Укажите два объекта,между которыми нужно построить скругление.
/>
Рис.15
Прямоугольник. Позволяетпостроить произвольный прямоугольник.
/>Для вызова команды нажмите кнопкуПрямоугольник на инструментальной панели Геометрия.
Доступно два способапостроения прямоугольника:
-задание противоположныхвершин прямоугольника,
-задание вершины, высотыи ширины прямоугольника.
Если известно положениевершин прямоугольника (точки т1 и т2), укажите их. При этом высота и ширинапрямоугольника будут определены автоматически.
/>
Рис.16
Если известны вершина,высота и ширина прямоугольника, задайте их любым способом и в любом порядке.Например, вы можете указать курсором положение вершины, ввести высоту в полеПанели свойств и задать курсором ширину прямоугольника. При этом координатывершины, противолежащей указанной, будут определены автоматически.
/>Группа переключателей Оси наПанели свойств управляет отрисовкой осей симметрии прямоугольника.
За один вызов командыможно построить произвольное количество прямоугольников.
Собрать контур. Позволяетсформировать контур, последовательно обходя пересекающиеся между собойгеометрические объекты.
/>Для вызова команды нажмите кнопкуСобрать контур на инструментальной панели Геометрия.
Укажите точку вблизигеометрического объекта, с которого требуется начать обход контура.
На экране появитсяфантомное изображение первого участка контура (поверх базового элемента), атакже стрелка, указывающая предложенное системой направление дальнейшегодвижения.
Оно определяетсяследующим образом. Из указанной точки строится вектор, направленный к объекту илежащий на перпендикуляре к нему, опущенном из этой точки. Обход контураначинается в правую сторону от полученного вектора (см. рисунок).
/>
Рис.17
Для задания дальнейшегонаправления щелкайте мышью на нужных объектах.
/> Выбор направления обхода иперемещение по сегментам контура возможны с помощью кнопок на Панелиспециального управления, а также клавиатурных комбинаций.
/>Группа переключателей Способпрохода узлов позволяет указать, каким образом проходить неветвящиеся узлыконтура — узлы, в которых направление дальнейшего движения всего одно (то естьв узле нет разветвлений). По умолчанию используется автоматическая обработкатаких узлов (без запроса на выбор дальнейшего движения).
/>Группа переключателей Режимпозволяет указать, требуется ли оставлять или удалять исходные объекты послевыполнения операции.
/>Чтобы отказаться от продолженияобхода и начать формирование контура заново, нажмите кнопку Повторный выборобъекта, а затем укажите нужный объект.
При указании участка,замыкающего контур (т.е. участка, конечная точка которого совпадает с начальнойточкой первого участка), происходит автоматическая фиксация контура.
/>Чтобы зафиксировать разомкнутыйконтур, нажмите кнопку Создать объект на Панели специального управления.
За один вызов командыможно сформировать произвольное количество контуров.
Нанесение штриховки
Штриховка – этозаполнение трафаретом области, ограниченной замкнутым контуром.
Чтобы заштриховатьзамкнутый контур чертежа, выполняются следующие действия:
Открыть меню Инструменты ив нём выбирать пункт Штриховка (другой способ – нажатие кнопки Штриховка /> на панелиинструментов). После этого в строке состояния появляется меню настройкиштриховки рис. 18.
/>
Рис. 18.
Если перед этим быливыделены какие-либо объекты, то на экране появляется запрос на использование ихв качестве границы штриховки. Для подтверждения нажмите кнопку Да, и системасразу же построит штриховку (если это возможно).
Укажите точку внутриобласти, которую нужно заштриховать. Система автоматически определит ближайшиевозможные границы, внутри которых указана точка.
/>
Рис.19
Также можно настроитьстиль, цвет, шаг и угол штриховки, как это показано на рис. 18.
Нанесение текста
Нанесение однострочноготекста.
Однострочный текст в Auto CAD можно ввести, открыв меню Инструменты \ Ввод текстаили нажав на кнопку Ввод текста />на панели инструментов (рис. 20). Далеепросто настраиваем параметры в командной строке.
/>
Рисунок 20.

Пользователи, имеющиенекоторый опыт работы в популярном текстовом редакторе MS Word для Windows (илидругом текстовом процессоре для этой операционной системы), найдут в КОМПАС-3Dмного знакомых возможностей обработки текста и смогут без труда освоитьсистему.
Так, сразу после созданияна экране отображается пунктирная рамка — граница поля ввода текста и текстовыйкурсор. Вы можете вводить текст с клавиатуры или переносить текстовые фрагментычерез буфер Windows.
Ввод специальныхсимволов.
Вместе с текстом вчертежах очень часто вводятся символы, такие как диаметр, градус, плюс-минус идр. Для того, чтобы их ввести, нужно просто щёлкнуть ПКМ в окне ввода текста,выбрать пункт Вставить символ и в новом окне Символ выбрать соответственнонужный символ (рис. 21).
/>
Рисунок 21.
Нанесение размеров
 
Компас позволяет наноситьследующие основные типы стандартных размеров:
Ø Линейные размерымогут размещаться с горизонтальным, вертикальным или параллельным направлениемразмерных линий.
Ø Радиальныеразмеры позволяют указать значения радиусов и диаметров дуг или кругов.Существует также возможность нанесения центровых линий и маркера центра.
Ø Угловые размерыпозволяют указать значение углов между двумя отрезками или тремя точками.
Для простановки размеров,необходимо открыть пункт Размеры /> и выбрать в нём тип нужного (рис.22).
/>
Рисунок 22.
При простановке линейныхразмеров указывают: начало первой выносной линии, начало второй выносной линиии расстояние от размерной линии до контура детали.
При простановке радиальныхразмеров указывается измеряемая дуга или круг, после чего Компас автоматически вычерчиваетразмер от центра выбранной фигуры.
При простановке угловыхразмеров указываются две линии, ограничивающие измеряемый угол.

Печать подготовленногочертежа
Для того чтобы вывести напечать полностью подготовленный чертёж из пространства модели, необходимо:
1. Открытьвыпадающее меню Файл и выбрать в нём Печать или щёлкнуть мышью на кнопке Печать/> стандартнойпанели инструментов. Появится диалоговое окно Печать документа (рис. 23).
/>
Рис. 23
2.    В диалоговомокне Печать документавыполняются следующие настроечные операции:
Ø Вразделе Устройство выбирается принтер или плоттер из выпадающего списка Имя.
Ø В разделе Формат листа выбираетсяиз выпадающего списка размер и тип листа, используемые печатающим устройством.
Ø Вразделе Печатаемая область указывается область рисунка, выводимая на печать.
Ø Вразделе Масштаб вывода выбирается необходимый масштаб из раскрывающегося спискаМасштаб или это значение задаётся кнопкой Подогнать. Количество копий чертежа выбираетсяиз выпадающего списка Количество копий.
3. Далеенужно щёлкнуть ЛКМ на кнопке Предварительный просмотр для просмотра размещенияпечатаемого чертежа на листе бумаги. Если необходимо скорректировать егоположение, пользуются разделом Смещение от начала (начало в печатаемойобласти), в которой задаются новые координаты начала печатаемой области по осямX и Y.
4. Длявыхода из диалогового окна и начала печати нажимается кнопка .

Часть 2. Практика
 
Построение чертежадетали
/>
Рис.24
Алгоритм построениячертежа валика в среде Компас 3D 8.
Задание лимитов иначальных настроек чертежа.
Создание нового чертежа впрограмме Компас начинается с задания лимитов и начальных настроек чертежа:
1. Первым делом явыставил лимиты чертежа Шаблоны\Констр. Чертеж А3 гориз.перв.лист,соответствующие формату А3.
2. Я сразу сохранилчертежа на жёсткий диск, присвоив ему имя Валик.cdw (для того, чтобы в процессе работы производитьсохранение чертежа одним щелчком мыши на кнопке Сохранить).

Создание рамки и основнойнадписи чертежа
Поскольку в среде Компасзанесены все стандарты ГОСТ РФ, то в пункте 1 я выполнил основную задачу посозданию рамки, осталось только вписать нужные данные в штамп.
После этого я создалновый слой Текст и заполнил штамп текстом.
Рамка и основная надписьготовы!
/>
Рис.25
Вычерчивание детали
Начертить саму деталиможно тремя способами: разбить очертания детали на примитивы (прямоугольники,квадраты, линии, круги, дуги и т. д.), начертить эти самые примитивы с нужнымиразмерами и в конечном счёте составить деталь из этих элементов; начертитьконтур детали при помощи идущих друг за другом отрезков, причём следующий отрезокначинается от конца предыдущего (используется команды Отрезок); и наконец, еслидеталь симметрична, то можно построить половину вида, а затем просто зеркальноего отобразить, получив тем самым интересующий нас вид.
Самым простым способом,на мой взгляд, является третий. Им я и воспользовался.
Я начертил вспомагательныелинии, относительно которых будут проводиться дальнейшие построения.

/>
Рис.26
Дальше можно приступать квычерчиванию самой детали:
1. Сперва я начертилполовину вида, привязанную к осевой линии.
/>
Рис.27
2. Дальше с помощьюкоманды Зеркало отобразил половину вида относительно осевой линии, причёмисходный объект был сохранён на старом месте.

/>
Рис.28
3. После этого ядостроил недостающие объекты детали с помощью команды Отрезок.
/>
Рис.29

Вычерчивание сеченийдетали
Сечения я вычерчивал навсё тех же осевых линиях, естественно создав предварительно слои Вынесенныесечения и Наложенное сечение (тип линий – сплошная, вес линий – 1 мм.).
Сечение прямоугольнойформы я строил следующим образом:
1. Начертилокружность с центром в точке пересечения осевых линий и заданным радиусом.
2. На заданномрасстоянии от центра построил по паре прямых, параллельных осям OX и OY.
/>
Рис.30
3. С помощью командыУсечь кривую я отделил ненужные части объектов и удалил их.

/>
Рис.31
Второе вынесенное сечениея начертил используя такой же метод.
1. Сначала построилокружность с центром в точке пересечения осевых линий и заданным радиусом.
2. Достроил по 4параллельные линии OX и OY.
/>
Рис.32

1. С помощью командыУсечь кривую я отделил ненужные части объектов и удалил их.
/>
Рис.33
Для наложенного сечения ясоздал слой Наложенное сечение (тип линий – сплошная, вес линий – 0.5 мм.) и начертил его с помощью двух параллельных отрезков.
/>
Рис.34

После всего этогопоставил: штрихи, обозначающие секущую плоскость; стрелки, обозначающиенаправление взгляда и обозначил сечения большими буквами А.
Нанесение на сечениядетали штриховки
Штриховку сечений явыполнял с помощью диалогового окна Штриховка (Инструменты\ Штриховка…). Дляэтого:
1. Я вызвалдиалоговое окно Штриховка.
2. На появившейсяпонели настроек я выбрал стиль и цвет штриховки (а также можно задать шаг иугол) .
3. Далее послещелчка на кнопке Указание точек выбрал области, которые нужно заштриховать.
4. Послепредварительного просмотра результата подтвердил завершение выполнения команды.
/>
Рис.35

Простановка размеров
Простановка размеровничем особенным не отличается. Все размеры – параллельные. При их простановке,при помощи мыши, указываются: начальная точка первой выносной линии, начальнаяточка второй выносной линии и расстояние от размерной линии до контура детали.
Единственное, что тутдостойно внимания, так это простановка специальных символов; таких как: диаметри квадрат.
Чтобы поставить знакдиаметра пред размерным числом, необходимо:
1. Указать начальнуюточку первой выносной линии.
2. Указать начальнуюточка второй выносной линии.
3. В окневстроенного текстового редактора щёлкнуть ПКМ на чистой области и извыпадающего меню выбрать Символ \ Диаметр.
4. Нажать кнопку .
5. Указатьрасстояние от размерной линии до контура детали.
Вывод чертежа валикана печать
Распечатка чертежа валикавыполняется из диалогового меню Предварительный просмотр (Файл \ Предварительныйпросмотр).
Порядок:
1. Нажимается кнопкаПредварительный просмотр на панели задач.
2. Выбирается документдля вывода на печать (если у вас открыто их несколько).
3. Далеенастраивается масштаб и положение относительно листа.
4. Нажимается кнопка.
Для второго листапоследовательность операций такая же.

Построение объемноговида детали
Система КОМПАС-3D 8 рассчитана как для созданиячертежей детали, так и для создания объемных фигур. Для того, чтобы построить 3D вид детали нужно открыть новыйдокумент, выбрать меню Деталь. Появится уже знакомое окно, за исключениемнекоторых изменений. Например, вы увидите новое окно слева- Дерево построения.С него мы и будем начинать нашу дальнейшую работу.
В Дереве построения явыбрал плоскость в которой буду работать-XY.
Затем нажатием кнопкиЭскиз />,создаю заготовку из которой и будет составляться моя деталь. Теперь я вычертилеще не готовый вид слева детали(это круг). Затем операцией выдавливания /> достраиваю егодо цилиндра.
/>
Рис.36
Теперь у нас естьзаготовка. Затем я щелкаю мышью по плоскости круга и опять выбираю операциюЭскиз. Это для того, чтобы выстроить углубления в валике. На круге я рисуюпрямоугольники нужных мне размеров и снова применяю операцию вырезать выдавливанием/>(этаоперация очень часто фигурирует при выполнении 3D вида детали).
/>
Рис.37
С другой стороны моядеталь так же имеет пазы, поэтому применяя те же операции, что и в предыдущемслучае, вырезаю из нее лишние части…

/>
Рис.38
Теперь осталось вырезатьсередину, но это очень сложно в исполнении. Поэтому я прибегнул к упрощению. Яразделил мою деталь на две. Была отделена часть детали от основной, как этопоказано не рис.39.
/>
Рис.39

Оставшаяся часть деталиимеет с отрезанной стороны в основании круг. Опять же операциями Вырезатьвыдавливание /> приводим нашу фигуру к нужномувиду. Получилось следующее
/>
Рис.40
Теперь осталось соединитьчасти детали рис.39 и рис.40 в одну. Это можно сделать с помощью Сборки детали.Для этого я открыл новый документ КОМПАС Сборка. Здесь операцией Добавить изфайла /> яскрепил обе части детали в одно целое рис.42 и рис.42.
/>
Рис.41

Вот что в конечном итогеу меня получилось.
/>
Рис.42

Заключение
И в самом заключении хочусказать, что работать в программе КОМПАС-3D 8, несмотря на все возникающие изначально проблемы, достаточнопросто. Немаловажным показателем доступности программы является то, что я смогосвоить её буквально за неделю.
Поскольку раньше я никогдане работал с программой КОМПАС, то можно сказать, что он стал моей первой«серьёзной» программой, основанной на векторной графике.
По поводу своих ощущениймогу сказать, что было приятно работать в среде КОМПАС, особенно учитывая, чтоэто отечественная программа. Это было очень интересно и увлекательно.

Список используемойлитературы
1. Орехов В.В. КОМПАС-3D 5.1 метод. указ. к лаб. работе. Рязань,2003.
2. Потемкин А.Твердотельное моделирование в системе КОМПАС-3D. Санкт-Петербург, 2004.
3. Ванюшина Т.В.,Маркин В.И. Выполнение чертежей в системе КОМПАС-3D LT 5.1, методическое указание к практическим занятиям. Рязань,2005.
4. КрасильниковаГ.А. Автоматизация инженерно-графических работ. Санкт-Петербург, 2000.
5. Н. Н. Полещук, В.А. Савельева. Самоучитель КОМПАС-3D 8. Санкт – Петербург: «БХВ – Петербург», 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.