Реферат по предмету "Социология"


Основные функции семьи в изменяющемся мире

Оглавление
Введение
1. Основные функциисемьи
2. Функции семьи визменяющемся мире
3. Кризиссовременной семьи
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Семья — это социальносанкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанныхродством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друго друга. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества ивыполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль вобщественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней человекрождается, через нее продолжается род.
Значение семьи вобщественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, какрегулирование отношений между полами и поколениями, рождение и социализациядетей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению,внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей исовместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведениедомашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства,восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными ипрестарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения,взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей идругие.
В социологии семьёйназывают социальные объединения, члены которого связаны общностью быта,взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семьяпредставляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми,основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённуюорганизацию. Иными словами, семья – это новый объект, с новыми свойствами, гдестарые свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть. Семья — это, преждевсего отношения между её лицами. Мы зачастую не понимаем, что создать семью –это означает не только найти человека и поставить соответствующий штампик впаспорт. Создать семью – это значит построить отношения любви, взаимопониманияи поддержки.
Каждой семье присущопределенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше основанийдля семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворятькультурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатойнравственной и эмоционально — эстетической жизнью. К духовным ценностям семьиследует, прежде всего, отнести ее идейно-нравственные устои, коллективистскиеотношения, психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром,контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетикубыта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления.
Семья относится к особым,фундаментальным группам общества. Семья оказывает довольно заметное воздействиена общество. Прежде всего своей воспроизводящей потомство функцией. Именносемья осуществляет рождение, воспитание, выращивание новых членов общества.Кроме того, семья упорядочивает сексуальные отношения между людьми. В какой-томере она является своеобразной моделью общества, всех социальных связей иотношений для молодого человека. Например, в семье существуют отношенияматериальные, складывающиеся независимо от воли людей. Это и отношения междуполами, и экономические отношения между членами семьи в процессе производстванеобходимых благ. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда
Универсальность семьи какинститута раскрывается в понятии «функции семьи». Под социальными функциямиподразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяетсемья.
Целью данной контрольнойработы является изучение основных функций семьи в изменяющемся мире.
Указаннаяцель достигается при решении следующих задач:
- изучение основныхфункций семьи;
- раскрытие функцийсемьи в условиях изменяющегося мира;
Семья является важнейшейценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый членобщества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественногои материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой,как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья это среда, в которойнепосредственно складываются условия его физического, психического,эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семьяпредставляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малыйколлектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования.На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции истатус в семье.

1. Основные функции семьи
Основу семьи составляетбрачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированныхобществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридическиоформленным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми,что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется,прежде всего, тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием,прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающимсупругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается какоснованная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которойсвязаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.Сущность семьи выражается через такие понятия, как функция семьи, ее структураи ролевое поведение ее членов.
Функция семьи – сферажизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворениемопределенных потребностей всех членов. Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясьсоциальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейшихпотребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время онаудовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные(групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи:репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организациидосуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновениеи взаимодополняемость.
Репродуктивная функциясемьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжениичеловеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций,так как семья участвует не только в количественном, но и в качественномвоспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением новогопоколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием егоздоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различногорода биологических аномалий.
Семья участвует вобщественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные напроизводстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свойбюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое,составляет экономическую функцию семьи.
С экономической функциейтесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье.Как отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи,где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появилисьсемьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин)сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатордосуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливаетсянепомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушаетсяпсихологическое равновесие.
В семье воспитываются ивзрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающеепоколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передачадетям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.)накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения,высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма,потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормысоциалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическоеразвитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья ивыработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждогосвоего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детейна родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активнозаниматься самовоспитанием.
Успех выполнения этойфункции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собойкомплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этоткомплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структурусемьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами.Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовуюатмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей.Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следуетучитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровеньпедагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца),распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи сошколой и общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самогопроцесса семейного воспитания.
Активнейшее воздействиесемья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленностьличности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семьяоказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок иформирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье,культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людейначинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь жеширок, как и диапазон общественного воздействия.
Все большее значениесоциологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назватьследующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членовсо средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать),литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов сокружающей природной средой и на характер ее/восприятия; организациявнутрисемейного общения.
Если семья уделяетвыполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает еевоспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связываютдеятельность по созданию психологического климата семьи.
От нормальногофункционирования семьи во многом зависит личное счастье мужчин и женщин,психическое, физическое и духовное здоровье супругов и детей, удовлетворенностьчеловека жизнью.
2. Функции семьи визменяющемся мире
семьядуховный культура социальный
Функции семьи в ходеистории изменяются, как изменяется и сама семья. Так, например, в период, когдасемья отличалась примитивной организацией, ее функции не обособлялись резко от общественных,ибо слабо вооруженный технически и слабо защищенный человек не мог жить итрудиться лишь в рамках семьи. Позже семья становится «малым обществом» и в значительноймере освобождает человека от зависимости от общества в целом (патриархальнаясемья). В конце концов опять происходит значительное переплетение функций семьии общества, и последнее берет на себя значительную часть функции семьи.
Для каждого человека семьявыполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека отстрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализацияпотребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие,сопереживание, поддержка — все это позволяет человеку быть более стойким кусловиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономическойфункции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономическойподдержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.
В период социально-экономическихпреобразований в обществе -претерпевают изменения и функции семьи. Ведущейисторическом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе всеостальные: глава семьи — мужчина — был организатором общего труда, дети рановключались в жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определялавоспитательную и репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функциясемьи не отмерла, но изменилась.
Каждое общество формируетсемью по образу и подобию своему. Семья — это общество в миниатюре, со всемиего достижениями, противоречиями. В настоящее время семья переживает сложныйпериод развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой,меняются виды семейных отношений.
Общество постоянноменяется, вместе с ним меняется и семья. Семья — это живая, постоянноменяющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семьювлияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индистрализация и др.Возникают проблемы которых не было раньше.
Анализ социологическойинформации показывает, что в современном цивилизованном мире идет процесспостепенного удаления от традиционного типа семьи и приближение кдемократическому типу. Хотя такое движение неравномерно по всем четырем шкалами неоднозначно во всех общественных системах, наблюдаемую тенденцию можносчитать прогрессом в семейных отношениях.
Известный американскийсоциолог У.Гуд определяет семейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства,нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи немогут точно выполнять свои ролевые обязанности».
В качестве главных формсемейной дезорганизации выступают:
1. Неполная семейнаягруппа, незаконнорожденность. Хотя о такой семейной группе нельзя говорить, чтоона распалась — она никогда не существовала, — незаконнорожденность можетвсе-таки расцениваться как одна из форм семейной дезорганизации. Во-первых,потому, что отец-муж не может выполнять своих ролевых функций по отно­шению кматери и ребенку, как они предписаны обществом. Во-вторых, потому, что невыполняются роли члена семьи как отца, так и матери по отношению к социальномуконтролю, что является косвенной причиной незаконнорожденности.
2. Распад семьи из-занамеренного ухода одного из супруга; аннулирование брака, разделение, развод,дезертирство. Сюда можно отнести и заброшенность семьи, когда человекиспользует различные предлоги, чтобы находиться вне дома длительный срок.
3. Семья «как пустаяоболочка», когда супруги живут вместе, но поддерживают лишь минимальныеконтакты друг с другом, неспособны выполнять свои ролевые обязанности в областивзаимной эмоциональной поддержки, в том числе и сексуальных отношений.
4. Семейный кризис,вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов, заключение в тюрьму ит.д.
5. Внутренние катастрофы,связанные с физической патологией одного из супругов или детей; неизлечимыепсихические болезни супругов, умственная отсталость детей.
Данная классификацияпозволяет утверждать, что семья, как и другие социальные институты, являетсясоздателем ролей, а их выполнение — обязательным атрибутом ее существования.
С течением временипроисходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются всоответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительновозросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная,воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанныйна эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.
В современном мире семья,кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, сталавыполнять функцию психологического убежища — места снятия напряжения и созданияэмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучногопсихологического климата в семье является залогом дальнейшей успешной семейнойжизни.
3. Кризис современной семьи
Для полного раскрытиявышеизложенного хотелось бы рассмотреть вопрос кризиса в современной семье, таккак изменение некоторых функций семьи тесно связанны именно с кризиснымиситуациями развивающихся в современной семье. Российская семья переживаеттяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций,изменилось отношение родителей к детям, в значительной мере разрушенпсихологический микросоциум семьи, ослаблена её воспитательная функция. Ребёнокчасто живёт в условиях социально-психологической депривации, испытывает дефицитэмоциональной поддержки, семья не гарантирует ему защищённости.
Семейное воздействие на детейуникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно,одновременно охватывая все стороны формирования личности, и продолжается многиегоды. Это воздействие основано, прежде всего, на эмоциональных отношениях междуродителями и детьми становиться одним из основных факторов семейного неблагополучия.
Отчуждениеродителей от детей, младших поколений от старших на фоне ущемленияобщечеловеческой и религиозной морали, ослабления ценностей семейногоблагополучия привело в конце 80-х — начале 90-х к тому разгулубезнравственности и социальной патологии, который ярче всего раскрываетсоциальный кризис нашего общества, кризис экзистенциальных ценностей. Исходя извышесказанного, России потребуется гораздо больше времени на преобразование всегостроя жизни, переориентации его на интересы семьи, чем западным странам.Отсюда, начинать просемейную политику и думать о том, как сделать еёэффективной, нам надо раньше.
Бездетность ималодетность стали достаточно распространенным явлением на большей частитерритории России, да и не только. Резкое снижение материального уровнявынуждает молодые семьи отказываться от рождения второго и третьего ребенка иоткладывать появление первого. Семьи с двумя и большим числом детей чащепопадают в зону бедности и в этой ситуации не могут обеспечить своим детямполноценного питания, содержания и образования.
Современнаяситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политическойнапряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальнаяполяризация общества и т. д.) обострила положение семьи. У миллионов семейрезко ухудшились условия реализации социальных функций — репродуктивной,экзистенциального содержания и первичной социализации детей. Проблемыроссийской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только дляспециалистов.
Это падениерождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости,увеличение частоты добрачных половых связей, увеличение частоты ранних исверхранних, а также внебрачных рождений. Это и беспрецедентный рост числаотказов от детей и даже их убийств, и галопирующая подростковая и увы, детскаяпреступность, и нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Это ирастущее предпочтение так называемых альтернативных форм брачной и семейнойжизни, включая рост числа одиночек, неполных семей, бракоподобных отношений иквазисемей геев и лесбиянок, рост числа брачных сожительств. Это и ростсемейной девиации — злоупотребление алкоголем и наркотиками, семейного насилия,включая инцестуозное.
Крах семьи снесколькими детьми и пожизненного брака — общемировой процесс, ярче всегопроявляющийся в развитых странах. Малодетность — глобальная проблема нашеговремени, возникшая вследствие исторического ослабления института семьи,разрушения семейного производства и превращения членов семьи в наемныхработников, не имеющих новых, рыночных стимулов к рождению детей вообще.Современная деградация семьи как супружеского союза, союза родителей и детей ихозяйственного объединения, то есть как института не выполняющего своихкардинальных функций — прямой итог прекращения инерционного действия нормсемейного образа жизни, ухода в небытие семейного производства. Оказалосьдостаточно трех столетий вне семейного, ориентированного на рынок производства,чтобы иссякла потребность в детях как таковая.
Новоеобщество не позаботилось о создании новых стимулов к рождению детей. Поэтомутакая массовая потребность в однодетности в условиях рыночной экономики (наемныйтруд). Если рыночная экономика не изменится в этом отношении, то через однодемографическое поколение начнется ослабление потребности людей и в одном — единственном ребенке.
Задачаполитики укрепления семьи — в том, чтобы создать в рыночной системе совершенноновую рыночную мотивацию к обзаведению семьей и детьми. Материнство иотцовство, по логике, должны стать профессиональным занятием, таким же, каклюбое другое дело. Общество должно испытывать потребность, заинтересованность втом, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства и социализации новыхпоколений.

Заключение
Наиболее развернутаяхарактеристика семьи как социального института дана С.В.Дармодехиным: «Семьякак общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства,совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшиесоциальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите,формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечениипервичной социализации.
Семья является уникальнымсоциальным институтом, посредником между индивидом и государством, трансляторомфундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощныйпотенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводстварабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующеезначение, противостоит социальному противоборству и напряженности».
В этом определениисделана попытка охватить максимально возможное число характеристик, типов исоциальных функций семьи. В то же время, лишь часть семей может обладать всемиэтими качествами. Иначе говоря, не во всех семьях имеются супруги либо дети, невсе семьи ведут совместное домохозяйство, не все обеспечивают реализациюосновных социальных функций и противостоят социальному противоборству инапряженности в обществе и т.д. До сих пор не удалось сформулироватьбезупречное определение семьи.
В заключение можносказать, что семья и брак являются неотъемлемой частью всего общества. Кризиссемьи — это кризис всего общества. Мы должны попытаться преодолеть его. Ведьбез семьи мы не сможем жить, мы не сможем существовать как народ, как целаянация. Семья является главным источником, а в первую очередь источникомвоспроизводства населения.

Список использованнойлитературы
1. Дармодехин С. В. Семья в системе социальных отношений современногообщества / С. В.Дармодехин // Мир психологии. – 2008. — №3. С.159
2. Долгих И.Е.Программа реабилитации неблагополучной семьи /И.Е. Долгих // Работниксоциальной службы. – 2004. — №1. С. 44-50
3. Дивицына Н.Ф.Семьеведение М.: Гуманит. изд. Центр. ВЛАДОС, – 2006. — 372 с.
4. Основы социальнойработы: Учебник / Отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2003. – 395 с.
5. Социальная работатеория и практика: Учебное пособие/отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова,д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427 с.
6. Социальнаяпедагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000. – 416 с.
7. Тюгашев Е.А.Семьеведение: Учебное пособие. — Новосибирск: Сибирский университетпотребительской кооперации, 2006. — 194 с.
8. http://ru.wikipedia.org


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.