Макеевскийэкономико-гуманитарный институт
Гуманитарныйфакультет
КафедраФилософии и социологии
Индивидуальноеконтрольное задание
Подисциплине:
«Социальныйпатронаж»
На тему:
«Особенностиосуществления социальной реабилитации инвалидов»
Выполнила:
Студентка 5 курса
Гуманитарного фак-та
Спец. «Социология»
Смирнова Анастасия
Проверила:
Николаева В. И.
Макеевка,2011
Содержание
Введение.
Раздел 1. Понятие инвалидности.
Раздел 2. Реабилитация инвалидов.
2.1 Сущность, понятие, основные виды социальной реабилитацииинвалидов.
2.1.1 Особенности социальной реабилитации инвалидов снарушением функций опорно-двигательного аппарата.
2.1.2 Социальная реабилитация инвалидов с нарушением слуха.
2.1.3 Социальная реабилитация инвалидов с нарушением зрения.
2.2 Роль социальных работников в реабилитации инвалидов.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Навсех этапах своего развития человеческое общество не оставалось безразличным ктем, кто имел физические или психические нарушения. Эти лица требовали к себеособого внимания. Если общество не оказывало им адекватной помощи, если онооставалось равнодушным к проблемам, то они становились тяжким бременем, большойпроблемой и источником социальных проблем.
Историяразвития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложныйпуть, начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции «неполноценныхчленов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическимисиндромами.
Срединаселения Украины насчитывается около 4.5 млн. человек, имеющих официальныйстатус инвалида. Кроме того, насчитывается приблизительно такое же количестволюдей с ослабленным здоровьем и ограниченной трудоспособностью. Все онинуждаются в системе медицинских, психологических и социально-экономических иреабилитационных мероприятий. Иными словами, инвалидность становится проблемойне только одного человека или группы людей, а всего общества. Нетрудоспособныеграждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, котороесоциальную политику ставит во главу угла своей деятельности.
Основнойзаботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является ихматериальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однаконетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важнуюроль играет оказание им действенной физической, психологической, организационнойи другой помощи.
Социальнаяреабилитация получила в последние годы широкое признание. В современной науке существуетмножество подходов к социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченнымивозможностями.
Социальнаяреабилитация инвалидов важна не только сама по себе. Она важна как средствоинтеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как механизм созданияравных возможностей инвалидам, для того, чтобы быть социально востребованными.Важными в разработке теории социальной реабилитации являются подходы к понятиюинвалидности, предположенные Н.В. Васильевой, рассмотревшей восемь социологическихконцепций инвалидизации.
Длятого чтобы проанализировать процесс социальной реабилитации инвалидов, лиц сограниченными возможностями, необходимо выяснить, каково содержание понятия«инвалидность», какими социальными, экономическими и эмоциональными гениямиоборачиваются те или иные патологии здоровья, что представляет собой процесссоциальной реабилитации, какую цель он преследует, какие элементы в неговходят.
Раздел 1. Понятиекатегории «инвалидность»
Международнаяклассификация дефектов, инвалидности и нетрудоспособности, принятая Всемирнойорганизацией здравоохранения в 1980 году Женеве определяет инвалидностькак любое ограничение или отсутствие способности из-за нарушений здоровьяосуществлять ту или иную деятельность таким образом или в таких рамках, которыесчитаются нормальными для человека.
Применительно к Украинепод инвалидностью понимают степень ограничения жизнедеятельностичеловека вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функцийорганизма (Рис.1).
/>
Понятие«Инвалидность» — Рис. 1
Составляющиеинвалидности
Инвалидность проявляетсяв том, что у человека из-за нарушений здоровья возникают барьеры /преграды/полноценного существования в обществе, приводящие к ухудшению его качестважизни.
Данные барьеры могут бытьпреодолены или существенно снижен их порог через реализацию социальной функциигосударства, устанавливающего правовые нормы, направленные на замещение иликомпенсацию последствий ухудшения качества жизни.
Инвалидность включает всебя медицинскую, правовую и социальную составляющие. (Рис 2.)
Содержанием медицинскойсоставляющей выступают медицинские технологии.
Правовая составляющаяпредоставляет члену общества особый юридический статус в виде дополнительныхправ и социальных льгот.
Социальная составляющаязаключается в реализации социальной функции государства, которое в рамкахпредоставленных полномочий перераспределяет материальные блага в пользунуждающихся членов общества.
/>
Понятие«Инвалидность» — Рис. 2
Условия признаниялица инвалидом
Понятие инвалидностьприменительно к конкретному члену общества находит свое отражение в понятииинвалид, под которым украинское законодательство понимает лицо, имеющеенарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленноезаболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничениюжизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Как видно вышезаконодателем обозначены определенные необходимые и достаточные условия,совокупность которых позволяет претендовать на юридический статус инвалида, вто время как общераспространенным является мнение о том, что инвалидность даютпри том или ином заболевании (болезни) и граждане пытаются найти списокзаболеваний, при которых устанавливается инвалидность. Действительно, с21.04.2008 г. наконец-то появился определенный Перечень заболеваний, дефектов,необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и системорганизма, соответствие которому позволяет предполагать возможностьустановления инвалидности, однако возможность установления не тождественнопонятию обязанность установления в силу той концепции, которая положена вРоссийской Федерации в основу понятия инвалидность.
Условием признания лицаинвалидом выступает совокупность наличия трех необходимых и достаточныхусловий (рис.3)
• нарушение здоровья состойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,последствиями травм или дефектами;
• ограничениежизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности иливозможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться илизаниматься трудовой деятельностью);
• необходимость в мерахсоциальной защиты, включая реабилитацию.
/>
Понятие«Инвалидность» — Рис. 3
Права инвалидов и интеграцияв общество.
Инвалидность — не свойствочеловека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этихпрепятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболеераспространены:
· медицинскаямодель усматриваетпричины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.
Согласно ей, инвалиды немогут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынужденыпреодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужнопомогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы надоступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Такимобразом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остальногообщества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.
Медицинская модель долгоевремя преобладала в воззрениях общества и государства, как в Украине, так и вдругих странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными идискриминированными.
· Социальнаямодель предполагает,что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщейдеятельности в том числе и людей с различными ограничениями.
Такая модель призывает кинтеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни вобществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание такназываемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников дляинвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной итекстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих нажестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству вобычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.
Социальная модель пользуется всебольшей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевываетпозиции и в Украине.
Раздел 2.Социальная реабилитацияинвалидов
2.1 Сущность, понятие,основные виды социальной реабилитации инвалидов
Комитет ВОЗ (1980 г.) дал определение медицинской реабилитации: реабилитация — это активный процесс, цельюкоторого является достижение полного восстановления нарушенных вследствиезаболевания или травмы функций, либо, если это нереально — оптимальнаяреализация физического, психического и социального потенциала инвалида,наиболее адекватная интеграция его в обществе. Таким образом, медицинскаяреабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболеванияи помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической,социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будетспособен в рамках существующего заболевания. Среди прочих медицинских дисциплинреабилитация занимает особое место, так как рассматривает не только состояниеорганов и систем организма, но и функциональные возможности человека в егоповседневной жизни после выписки из медицинского учреждения.
Согласно международнойклассификации ВОЗ, принятой в Женеве в 1980 году, выделяют следующие уровнимедико-биологических и психо-социальных последствий болезни и травмы, которыедолжны учитываться при проведении реабилитации: повреждение (impaiment англ.) —любая аномалия или утрата анатомических, физиологических, психологических структурили функций; нарушение жизнедеятельности (disability англ.) — возникающие врезультате повреждения утрата или ограничение возможности осуществлятьповседневную деятельность в манере или пределах, считающихся нормальными длячеловеческого общества; социальные ограничения (handicap англ.) — возникающие врезультате повреждения и нарушения жизнедеятельности ограничения и препятствия длявыполнения социальной роли, считающейся нормальной для данного индивидуума.
В последние годы в реабилитациювведено понятие “качество жизни, связанное со здоровьем” (healthrelated qualityof life, англ.). При этом именно качество жизни рассматривают как интегральнуюхарактеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективностиреабилитации больных и инвалидов.
Правильное представлениео последствиях болезни имеет принципиальное значение для понимания сутимедицинской реабилитации и направленности реабилитационных воздействий.
Оптимальным являетсяустранение или полная компенсация повреждения путем проведения восстановительноголечения. Однако это не всегда возможно, и в этих случаях желательноорганизовать жизнедеятельность больного таким образом, чтобы исключить влияниена неё существующего анатомического и физиологического дефекта. Если при этомпрежняя деятельность невозможна или отрицательно влияет на состояние здоровья,необходимо переключение больного на такие виды социальной активности, которые внаибольшей степени будут способствовать удовлетворению всех его потребностей.
2.1.1 Особенностисоциальной реабилитации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательногоаппарата
Проблемы осуществлениясамообслуживания и самостоятельного передвижения решаются в ходесоциально-бытовой реабилитации.
Организация социально-бытовойреабилитации связана с рядом методических подходов, которые лежат в основетехнологии этой формы реабилитации.
На этапе первичногоосвидетельствования инвалида в бюро медико-социальной экспертизы специалист посоциальной работе по согласованию с клицинистом — экспертом выявляет типдефекта и связанные с ним ограничения жизнедеятельности. Вслед за этим онизучает вопрос о нуждаемости инвалида в приспособлениях и вспомогательныхустройствах для осуществления относительно независимого существования в быту.
На следующем этапе выявляетсяситуация о наличии условий в жилище инвалида для относительной бытовойнезависимости.
В ходе осуществления технологиисоциально-бытовой реабилитации полученная специалистом по социальной работе такназываемая социальная информация включается в индивидуальную программуреабилитации инвалида.
Сам процесс социально-бытовойреабилитации инвалидов должен предусматривать ряд последовательных смысловыхтехнических составляющих.
Осуществление социально-бытовойреабилитации должно начинаться с социально-бытовой ориентации, в ходе которойспециалист по социальной работе ориентирует инвалида в его возможностях кпроживанию в каких-либо конкретных условиях, раскрывает перспективу егоспособностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложенияопределенных усилий.
Осуществление социально-бытовойреабилитации инвалида с нарушениями функций опорно-двигательного аппаратапредусматривает обучение его приемам восстановления утраченных навыков посоциально-бытовому самообслуживанию.
Специалисту, обучающему инвалидасоциально-бытовым навыкам, необходимо знать назначение приспособления имеханизм его действия, уметь его использовать. При этом обучающий должен знатьособенности анатомического дефекта, лежащего в основе инвалидности,физиологические функции отдельных групп мышц. Специалист, обучающий инвалида,должен пользоваться медицинскими рекомендациями, учитывающимицеленаправленность воздействия приспособления на пораженный сустав (конечность,орган).
Важной составляющейсоциально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функцийопорно-двигательного аппарата является социально-бытовая адаптация, котораяпредставляет собой процесс приспособления инвалида к условиям жизнедеятельностис помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений длястабилизации жизни с имеющимся дефектом к новым, сложившимся условиям.
Заключительным этапомсоциально-бытовой реабилитации инвалида является социально-бытовое устройство — проживание его в квартире со специально созданными бытовыми условиями, которыеотвечают всем потребностям инвалида.
При организации социально-бытовойреабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата необходимоисходить из следующих принципиальных положений.
1. Предусмотреть возможностьиспользования инвалидом обыденного хозяйственно-бытового оборудования икухонной утвари путем обучения (переобучения).
2. Оснастить имеющеесяоборудование, утварь элементарными специальными приспособлениями (насадками,рычагами) для использования его инвалидом.
3. оборудовать квартиру новымиспециальными адаптивными техническими средствами с учетом потребностейинвалида, основательно приспособить жилищные условия к потребностям инвалида сучетом типа дефекта.
Реализация указанных положенийбудет различаться в зависимости от локализации анатомического дефекта(повреждение верхних либо нижних конечностей). Вместе с тем вне зависимости отлокализации повреждений необходимо предусмотреть последовательность технологиисоциально-бытовой реабилитации.
При осуществлении первого положениянеобходима ориентация не только инвалида, но и членов его семьи на возможностьприспособления поврежденных кистей рук к пользованию обыденнымхозяйственно-бытовым оборудованием и кухонной утварью. Специалист по социальнойработе должен не только ориентировать, но и обучить инвалида непосредственно иопосредованно через вовлечение членов семьи навыкам пользования холодильником,плитой и т.д.
Специальные приспособления нахозяйственно-бытового оборудование устанавливаются в ванной комнате в видефиксированных к стене электроприборов, удлиненных ручек к расческам и зубнымщеткам, в виде установок автоматической подачи зубной пасты, в виде рычажныхкранов для воды. Приспособления должны облегчать инвалидам с повреждениямиверхних конечностей также самообслуживание при принятии ванны. Они должныобеспечить инвалиду удобство и безопасность. В ванной необходима установканавесного сиденья, противоскользящей опоры для фиксации ног, поручней дляподъема и перемещения в ванне. Необходимы также приспособления для инвалидов споражением верхних конечностей и в туалете. Они предусматривают различные опоры(настенные, откидные, вертикальные, горизонтальные) к унитазу, устройства дляподъема с унитаза.
Для осуществления самостоятельногоприготовления пищи необходимы приспособления для мойки и чистки овощей и рыбы,для резки продуктов, для мытья посуды, для открывания банок и бутылок и др.
Специалист по социальной работедолжен определять необходимость снабжения инвалида с поражением верхнихконечностей специальными приспособлениями для раздвигания занавесок, дляподнятия предметов с пола для открывания форточек.
Еще большие проблемы всамообслуживании возникают у инвалидов, прикованных к постели. В этих случаяхограничение самообслуживания связано не с дефектами верхних конечностей, а сневозможностью передвигаться. Вся жизнедеятельность осуществляется в пределахограниченного пространства. В связи с этим необходимо оборудование такогопространства специальными приспособлениями для приема пищи, чтения, письма.Этой цели может служить надкроватный столик, который оснащаетсянасадками-держателями книг, ручек и т.д. на стене, где стоит кровать, необходимгоризонтальный поручень, позволяющий инвалиду самостоятельно сесть в постели.
Для инвалидов с поражением нижнихконечностей, ограничение жизнедеятельности которых преимущественно в сферепередвижения, основное значение приобретает специальное оборудование квартиры.Это оборудование должно служить не только передвижению как физиологическомуакту, но и обеспечивать возможность выполнять другие функции, связанные с инымивидами жизнедеятельности.
Инвалид с повреждениями нижнихконечностей нуждается прежде всего в индивидуальных вспомогательных средствахпередвижения (трость, костыли, кресло-коляска).
В связи с этим при оборудованииквартиры стационарными устройствами необходимо пересмотреть и тообстоятельство, чтобы они не создавали препятствий для пользованияиндивидуальными средствами передвижения.
Оборудование квартиры, в которойпроживает инвалид с повреждениями нижних конечностей, вынужденный пользоватьсякреслом-коляской, должно начинаться с прихожей. Необходимо предусмотреть низкоерасположение вешалки для одежды и полок. Входная дверь должна иметь ручки,расположенные на доступной для инвалида высоте. Площадь прихожей должна быть достаточнойдля маневрирования кресла-коляски.
В квартире между помещениями и привыходе на балкон не должно быть порогов. Дверные проемы должны даватьвозможность проезда кресла-коляски. Вдоль свободных от мебели стен необходимаустановка горизонтальных поручней.
Туалеты должны иметь достаточнуюплощадь для разворота кресла-коляски. Унитаз необходимо оборудовать настеннымгоризонтальным поручнем либо опорной рамой. В ванной комнате следуетпредусмотреть возможность разворота кресла-коляски, установить поручни дляперемещения в ванну. В кухне для удобства при приготовлении пищи поставитьспециальный стол с выемкой для инвалида на коляске.
Существует еще одна проблема дляинвалида, пользующегося креслом-коляской, — это перемещение на кровать.Необходимо предусмотреть и это, т.е. оборудовать кровать специальнымподъемником, обеспечивающим инвалиду возможность самостоятельного управления сцелью перемещения.
Рекомендуемое оснащение,оборудование, предлагаемые технические средства являются общими, они не решают всехпроблем удовлетворения потребностей инвалидов с повреждениямиопорно-двигательного аппарата. В каждом конкретном случае могут быть иныепотребности, в зависимости от особенностей дефекта. Кроме того, вопросыоборудования квартиры, всех ее помещений не решают проблему социально-бытовойреабилитации инвалидов. Вслед за осуществлением оборудования квартиры встаетзадача обучения инвалида пользованию вспомогательными устройствами иприспособлениями.
Само оборудование квартиры должноотвечать не только требованиям быта в узком смысле этого слова. Инвалид,находящийся постоянно в пределах собственной квартиры, может продолжитьобразование, заниматься трудовой деятельностью, иметь любительское занятие. Всвязи с этим и оборудование квартиры должно отвечать конкретным целям, т.е.выходить за узкие рамки социально-бытовой реабилитации.
С целью практической реализацииположений о социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функцийопорно-двигательного аппарата в жилой среде необходимо создание модели жилогопомещения, которая содержала бы все жизненно важные блоки для овладенияинвалидом предложенными вспомогательными устройствами и реабилитационнымитехническими средствами с последующим относительно независимым образом жизни.
2.1.2 Социальная реабилитацияинвалидов с нарушением слуха
В целях социально-бытовой исоциально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями слуха используетсямного технических средств. Среди них индивидуальные слуховые аппараты:
— ушные вкладыши каплевидной формы,которая максимально соответствует анатомическим особенностям слухового прохода,что позволяет избежать обратной акустической связи;
— заушные слуховые аппараты сприсоединением к дужке очковой оправы;
— система индивидуальногопрослушивания телерадиоаппаратуры;
— усилитель акустический нателефонную трубку.
Люди, страдающие тугоухостью,постоянно сталкиваются с проблемами адаптации к слуховым требованиямповседневной жизни. Для создания максимального комфорта людям с частичнойпотерей слуха рекомендуется оснащение бытовых и производственных помещенийследующей аппаратурой:
— индикатор телефонного вызова свозможностью подключения комнатного светильника;
— телефонная трубка с усилителем;
— световой сигнализатор дверногозвонка;
— будильник со световой,вибрационной индикацией;
— телефон-принтер с памятью совстроенным экраном;
В связи с тем, что в основе причинглухоты лежат вредные условия труда, в реабилитационных целях применяютзвукоизоляцию, вибропоглощение, дистанционное управление. Используются ииндивидуальные средства защиты: виброгасящие перчатки, обувью ушные шлемы.
Плохо слышащие и глухие испытываютзатруднения при пользовании общественным транспортом. Невозможность услышатьпредстоящую остановку вызывает у инвалидов психологическую напряженность.
Специфические ограниченияжизнедеятельности у лиц с нарушениями слуха заключаются в затруднении полученияинформации (вербальной, звуковой). В связи с этим глухота не только создаетпроблемы «доступа» к транспорту, сколько ограничивает возможности егоиспользования без дополнительных приспособлений. В связи с этим какреабилитационное мероприятие выступает информационное обеспечение инвалидов спатологией слуха на транспорте, оснащение транспорта для глухих иплохослышащих, которое представлено световым сигнализатором остановки и началадвижения, «бегущей строкой» — информацией о наименовании станции, мигающиммаяком.
Для действенной реализации программсоциальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха представляется важнымосуществления субтитрования общественно значимых информационных и другихтелепередач, выпуск видеопродукции (с субтитрами), адресованной инвалидам.
2.1.3 Социальнаяреабилитация инвалидов с нарушением зрения
Социально-бытовая исоциально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечиваетсясистемой ориентиров — осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуютбезопасности передвижения и ориентировке в пространстве.
Осязательные ориентиры:направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыминадписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемыйтип покрытия пола перед препятствиями.
Слуховые ориентиры: звуковые маякипри входах, радиотрансляция.
Зрительные ориентиры: различныеспециально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованиемярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.;текстовая информация на таблицах должна быть максимально краткой. Строительныеэлементы на путях движения у лиц с ослабленным зрением (лестничные клетки, лифты,вестибюли, входы др.) следует оборудовать системой типовыхориентиров-указателей, выполненных на основе цветового, акустического итактильного контраста с окружающей поверхностью.
Зрительные ориентиры и другаявизуальная информация должна быть достаточно продумана, чтобы не допускать ихпереизбытка, способствующего созданию «тепличных» условий и утрате навыковпространственной ориентировки.
Важное значение для социальнойинтеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальнойреабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячихвспомогательными тифлотехническими средствами:
— для передвижения и ориентировки(трость, системы для ориентации — локаторы лазерные, световые и др.)
— для самообслуживания — тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборыи приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)
— для информационного обеспечения,обучения (приборы и приспособления для чтения, письма по Брайлю, системы«говорящая книга», специальные компьютерные устройства и др.)
— для трудовой деятельности — тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство взависимости от вида трудовой деятельности.
Для лиц с остаточным зрением ислабовидящих необходимы специальные средства коррекции зрения: увеличивающиеприставки, лупы, гиперокуляры, телескопические очки, а также некоторыетифлотехнические средства бытового, хозяйственного и информационногоназначения.
Применение тифлотехнических средствнаряду с другими реабилитационными мероприятиями создает предпосылки длядостижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития,повышение культурного уровня, раскрытия творческих способностей незрячих, ихактивного участия в современном производстве и общественной жизни.
Инвалиды с патологией зренияиспытывают определенные трудности при необходимости самостоятельногопользования транспортом. Для слепых важны не столько техническиеприспособления, сколько адекватная информация — вербальная, звуковая (ориентирующая,предупреждающая об опасности и др.)
Слабовидящий человек нуждается припользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастностицветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которыепозволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства иустройства (световые табло, контрастная окраска пограничных — верхней и нижней- ступеней, края платформы и др.)
Для человека с полной утратойзрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.
2.2 Роль социальныхработников в реабилитации инвалидов
Инвалиды как социальнаякатегория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаютсяв большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощиопределены законодательством, соответствующими нормативными актами,инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следуетотметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и другихформ социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, напассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходиматакая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов иподавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной,активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезнуюдеятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением,государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями иуправленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграцииинвалидов, которая является конечной целью реабилитации.
По месту проживания(пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2 категории:
— находящихся в домах-интернатах;
— проживающих в семьях.
Указанный критерий — место проживания- не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образомсвязан с морально- психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбыинвалидов.
Известно, что в домах-интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. Взависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах-интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети — в домах-интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.
Деятельность социальногоработника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится сего реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельностисоциального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структурыи функций этих учреждений.
Дома-интернаты общеготипа предназначены для медико-социального обслуживания инвалидов. В нихпринимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанныхпо закону их содержать.
Задачами этого дома-интерната являются:
— создание благоприятныхусловий жизни, приближенных к домашним;
— организация ухода запроживающими, оказание им медицинской помощи и организация содержательногодосуга;
— организация трудовойзанятости инвалидов.
В соответствии сосновными задачами дом- интернат осуществляет:
— активное содействие вадаптации инвалидов к новым условиям;
— бытовое устройство,обеспечивая поступивших благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельнымипринадлежностями, одеждой и обувью;
— организацию питания сучетом возраста и состояния здоровья;
— диспансеризацию илечение инвалидов, организацию консультативной медицинской помощи, а такжегоспитализацию нуждающихся в лечебные учреждения;
— обеспечение нуждающихсяслуховым аппаратами, очками, протезно- ортопедическими изделиями икресло-колясками;
— в соответствии смедицинскими рекомендациями организацию трудовой занятости, способствующейподдержанию активного образа жизни.
В домах- интернатахобщего типа находятся инвалиды молодого возраста( от 18 до 44 лет).Онисоставляют около 10% всего контингента проживающих. Более половины из них — инвалиды с детства, 27,3% — вследствие общего заболевания, 5,4% — в связи струдовым увечьем, 2,5% — прочие. Состояние их отличается значительной тяжестью.Об этом свидетельствует преобладание инвалидов 1 группы (67,0%).
Наибольшую группу (83,3%)составляют инвалиды с последствиями поражения центральной нервной системы(остаточные явления детского церебрального паралича, полиомиелита, энцефалита,травмы спинного мозга и др.), 5,5% — инвалиды вследствие патологии внутреннихорганов.
Следствием различнойстепени нарушений функции опорно- двигательного аппарата является ограничение двигательнойактивности инвалидов. В связи с этим 8,1% нуждаются в постороннем уходе, 50,4%передвигаются с помощью костылей или кресло-колясок и только 41,5% — самостоятельно.
Характер патологисказывается и на способности молодых инвалидов к самообслуживанию: 10,9% из нихне могут себя обслужить, 33,4% обслуживают себя частично, 55,7% — полностью.
Как видно из приведеннойхарактеристики молодых инвалидов, несмотря на тяжесть состояния здоровья,значительная часть из них подлежит социальной адаптации в самих учреждениях, ав ряде случаев и интеграции в общество. В связи с этим, большое значениеприобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых инвалидов.Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся иформированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностейинвалида.
В отличие от пожилыхлюдей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладаютвитальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалидыимеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализациижеланий в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др.
В условиях дома-интерната при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучитьпотребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитациивозникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний.Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной депривации, онипостоянно испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повыситьсвое образование хотели бы только 3,9%, а получить профессию — 8,6% молодых инвалидов.Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно- массовой работы (у418% молодых инвалидов).
Роль социальногоработника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме — интернате иособенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средойзанимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста.Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания,которая побуждала бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение,отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.
Для реализации идеиактивизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия,общественно- полезную деятельность, спортивные мероприятия, организациюсодержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой переченьмероприятий должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно,чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, вкотором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работникунеобходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидовв домах-интернатах. С учетом таких задач, социальный работник должен знатьфункциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он долженуметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для созданиятерапевтической среды.
Для созданияположительной терапевтической среды социальному работнику необходимы знания нетолько психолого-педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы июридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.).Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальнойадаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и ихсоциальной интеграции.
При работе с молодымиинвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительнойсоциальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствуетформированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, ихполноценному общению.
Общение, как один изфакторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости ипроведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего родасоциальном изоляторе, каким является дом- интернат, не способствуетформированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер,отличается поверхностью, нестойкостью связей.
Степень социально-психологической адаптации молодых инвалидов в домах- интернатах в значительноймере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либоотрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо “уходом вболезнь”. Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности,подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов.В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, которыйиспользует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценкисвоего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует наположительную перспективу.
Роль социальногоработника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно-характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организоватьсоциально- бытовую и социально- психологическую адаптацию молодых инвалидов.
Оказание содействия впоступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функцийучастия социального работника в реабилитации этой категории лиц.
Важным разделом деятельностисоциального работника является трудоустройство инвалида, которое может бытьосуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно- трудовой экспертизы)либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях,либо в надомных условиях.
При этом социальныйработник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, оперечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.
При осуществленииреабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем более живущих одиноко,важную роль приобретает морально- психологическая поддержка этой категории лиц.Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычныхсвязей, ухудшение материального положения — вот далеко неполный перечень проблем,которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию иявиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Рольсоциального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущностьпсихогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчитьвоздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работникдолжен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владетьосновами психотерапии.
Таким образом, участиесоциального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер,который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность взаконодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей,позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.
инвалидностьреабилитация социальный интеграция
Заключение
Основные сферы жизнедеятельностичеловека — труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Дляинвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надоприспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде:чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на немпроизводственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать издому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, испуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобыинвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимальнодля него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы ончувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и вобщественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людямпрестарелого возраста — всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.
Социальная реабилитация личности — это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результатекоторого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественныхотношений.
Одной из главных целей социальнойреабилитации является приспособление, адаптация человека к социальнойреальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормальногофункционирования общества.
Однако здесь могут быть крайности,выходящие за рамки нормального процесса социальной реабилитации, связанные вконечном счете с местом личности в системе общественных отношений, с еесоциальной активностью.
Главная проблема человека сограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничениимобильности, бедности контактов с окружающими, в ограниченности общения сприродой, доступа к культурным ценностям, а иногда — и к элементарномуобразованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковымявляется социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатомсоциальной политики и сложившегося общественного сознания, котороесанкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды,общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Список использованной литературы
1. Дементьева Н.Ф.,Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации / Дементьева Н. Ф.,Модестов А. А. — Красноярск, 2003. – 195 с.
2. Дементьева Н.Ф.,Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособныхграждан / Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. — М.: ЦИЭТИН, 2001. – 135 с.
3. Матафонова, Т.Ю., Бронников, В. А., Надымова, М. С. Психологические аспекты инвалидности / Т. Ю. Матафонова, В.А. Бронников, М. С. Надымова // ХХ Мерлиновские чтения: «В. С. Мерлин исистемное исследование индивидуальности человека»: Материалы межрегиональнойюбилейной научно-практической конференции, 19-20 мая 2005 г., Пермь. В 3-х частях. Часть 1 / Научн. Ред. Б. А. Вяткин, отв. Ред. А. А. Волочков; Перм.гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – С. 270-276.
4. Реабилитацияинвалидов. Словарь основных терминов и понятий / Сост. Е. М.Старобина, Е. О. Гордиевская, К. А. Каменков, К. К. Щербина [и др.]; Под ред.Е. М. Старобиной. – СПб.: изд-во «Эксперт», 2005. – 94 с.
5. Реабилитация инвалидов с нарушениями функции опоры и движения / Под ред.Л. В. Сытина, Г. К. Золоева, Е. М. Васильченко. – Новосибирск, 2003. – 384 с.
6. Социальнаяреабилитация инвалидов в регионе, пути ее реализации.Системно-методическое обеспечение процесса социальной реабилитации инвалидов:Практическое пособие. Часть 1 / Областной центр социальной реабилитацииинвалидов. – Новосибирск, 1998.
7. Социальнаяреабилитация инвалидов в регионе, пути ее реализации.Системно-методическое обеспечение процесса социальной реабилитации инвалидов:Практическое пособие. Часть 2 / Областной центр социальной реабилитацииинвалидов. – Новосибирск, 1998.
8. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями и попавшими вкризисную ситуацию в учреждениях социальной защиты населения: Методическоепособие /Управление социальной защиты населения Администрации Новосибирскойобласти. – Новосибирск, 1999.
9. Холостова, Е. И., Деметьева, Н. Ф. Социальнаяреабилитация: Учебное пособие / Е. И. Холостова, Н. Ф. Деменьева. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2003. – 340 с.
10. Ярская-Смирнова, Е. Р., Наберушкина, Э. К. Социальнаяработа с инвалидами / Е. Р. Ярская-Семенова, Э. К. Наберушкина. – СПб.: Питер,2005. – 316 с.