Реферат по предмету "Социология"


Особенности моделирования социальных процессов

Министерство образования и науки Российской Федерации
Курсовая работа
по курсу прогнозирование, проектирование и моделирование всоциальной работе
На тему:
«Особенности моделирования социальных процессов»
Выполнил:
Проверила:
Рязань 2008

Содержание
Введение
Глава 1. Социальные процессы, сущность и их особенности
1.1 Сущность социальных отношений
1.2 Природа социальных процессов
1.3 Сущность и отличительные признакиуправления социальными процессами
Глава 2. Модели и моделирование
2.1 Сущность, содержание и функции моделей и моделирования
2.2 Виды моделирования. Математическое, имитационное икомпьютерное моделирование
2.3 Особенности моделирования социальных процессов
Заключение
Список использованных источников
Введение
В данной курсовой работе по теме“Особенности моделирования социальных процессов" я попытаюсь раскрытьосновные методы и принципы моделирования в разрезе исследования социальныхпроцессов, протекающих в обществе.
Моделирование (в широком смысле)является основным методом исследований во всех областях знаний и научнообоснованным методом оценок характеристик сложных систем, используемым дляпринятия решений в различных сферах социальной деятельности. Существующие ипроектируемые системы можно эффективно исследовать с помощью математическихмоделей (аналитических и имитационных), реализуемых на современных ЭВМ, которыев этом случае выступают в качестве инструмента экспериментатора с модельюсистемы.
В настоящее время нельзя назватьобласть человеческой деятельности, в которой в той или иной степени неиспользовались бы методы моделирования. Особенно это относится к социальнойсфере, где основными являются процессы принятия решений на основе получаемойинформации. Остановимся на философских аспектах моделирования, а точнее общейтеории моделирования.
Методологическая основамоделирования. Все то, на что направлена человеческая деятельность, называетсяобъектом (лат. objection — предмет). Выработка методологии направлена наупорядочение получения и обработки информации об объектах, которые существуютвне нашего сознания и взаимодействуют между собой и внешней средой.
В научных исследованиях большуюроль играют гипотезы, т.е. определенные предсказания, основывающиеся нанебольшом количестве опытных данных, наблюдений, догадок. Быстрая и полнаяпроверка выдвигаемых гипотез может быть проведена в ходе специальнопоставленного эксперимента. При формулировании и проверке правильности гипотезбольшое значение в качестве метода суждения имеет аналогия.
Обобщенно моделирование можноопределить как метод опосредованного познания, при котором изучаемыйобъект-оригинал находится в некотором соответствии с другим объектом-моделью,причем модель способна в том или ином отношении замещать оригинал на некоторыхстадиях познавательного процесса. Стадии познания, на которых происходит такаязамена, а также формы соответствия модели и оригинала могут быть различными:
1) моделирование какпознавательный процесс, содержащий переработку информации, поступающей извнешней среды, о происходящих в ней явлениях, в результате чего в сознаниипоявляются образы, соответствующие объектам;
2) моделирование, заключающеесяв построении некоторой системы-модели (второй системы), связанной определеннымисоотношениями подобия с системой-оригиналом (первой системой), причем в этомслучае отображение одной системы в другую является средством выявлениязависимостей между двумя системами, отраженными в соотношениях подобия, а нерезультатом непосредственного изучения поступающей информации.
Актуальность данной темы, как вусловиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяетсятем, что моделирование является неотъемлемой частью социальногопрогнозирования, а уровень прогнозирования процессов общественного развитияобуславливает эффективность планирования и управления социальной и другимисферами.
Целью данной курсовой работыявляется рассмотрение методологии и методик разработки и построения моделейсоциальных процессов для определения сущности, областей применения и наиболееэффективных методов моделирования. Для этого необходимо решить следующие задачи:определить сущность метода моделирования социального прогнозирования и областиего применения в ходе изучения теоретико-методологических основ методологиипрогнозирования; дать характеристику методов моделирования социальной системы.
Объектом исследования являетсяорганизация процесса построения моделей социальных процессов.
Предмет исследования: применениемоделирования как ведущего принципа совершенствования организации социальныхпроцессов в обществе.
Практическая значимостьисследования. Сам процесс воплощения теоретических представлений в виде моделипозволяет глубже вникнуть в суть моделируемых явлений, а верификация модели (проведениена ней вычислительных экспериментов и сопоставление полученных результатов сданными эмпирических исследований) является фактически и проверкой теории,положенной исследователем в основу модели.
Моделирование дает возможностьисследовать сложные системы, части которых описаны различными математическимиметодами. Использование моделирования для изучения социальных процессовпозволяет выявить:
внешние параметры того или иногопроцесса;
закономерности, которые недоступны наблюдению в естественных условиях
связи имитируемых явлений с темипараметрами, которые автоматически задаются программой;
поиск параметров, оптимизирующихпротекание имитируемого процесса, и т.д.
Глава 1. Социальные процессы, сущность и ихособенности1.1 Сущность социальных отношений
Под социальными отношениямипонимается определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся впроцессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальныеотношения объективны по своей природе, преломляются через внутреннее содержаниеили состояние человека и выражаются в его деятельности как его личное отношениек окружающей действительности. [1]
Потребности индивидов, природа испособ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг отдруга, обусловливают необходимость их взаимодействия друг с другом и вызывают кжизни социальные отношения. Индивиды выступают во взаимодействие друг с другомне как чистые «Я», а как индивиды, находящиеся на определенной ступениразвития производительных сил и потребностей.
Совокупность социальныхотношений представляет собой структуру общества. Социальная структураохватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий междуотдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементоввыступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов,базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности.
Социальные нормы — это средствасоциальной регуляции поведения индивидов и групп. Социальные нормы обеспечиваютстабильность общества, его воспроизводство, защиту его от внешних и внутреннихразрушительных воздействий.
Социальная группа — естьсовокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом,осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы сточки зрения других. Социальные группы как элементы социальной структуры вкаждый данный момент развития общества имеются в определенном и обозримомколичестве, но бесконечно множество их связей, взаимоотношений.
Любой человек занимает многопозиций в обществе. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права иобязанности, — есть «статус». Со «статусом» человекасвязано ожидаемое от него другими людьми поведение, т.е. «роль».
Социальная роль — это социальнаяфункция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности всистеме социальных и межличностных отношений.
Понятие социального институтаохватывает крупные группировки социальных ролей. Выполнение индивидами своихсоциальных ролей, является необходимым условием деятельности социальногоинститута. Институализацию можно понимать как обмен между различнымииндивидами, группами и сферами внутри общества, это устойчивый комплексформальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различныесферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Дляописания неравенства между группами (общностями) людей применяется понятиесоциальной стратификации.
«Социальная стратификация — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы виерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низшихслоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий,ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей,власти и влияния среди членов того или иного сообщества».
С социальной стратификациейсвязано понятие «социальной мобильности». Под социальной мобильностьюпонимается " любой переход индивида или социального объекта (ценности), тоесть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, изодной социальной позиции в другую". За мобильностью скрыты структурныеизменения в обществе.
Социальная структура естькачественная определенность общества, поэтому ее изменение выражает кореннойкачественный сдвиг в обществе. Структура социального объекта обеспечиваетнеобходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных элементов,позволяющую накапливать количественные изменения вплоть до момента, когданаступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе.
Целостные социальные системыдинамичны, что означает, что в них протекают процессы, т.е. имеет местоизменение структурных элементов и связей между ними, которое постепенно переводитсистему из одного состояния в другое. Целое представляет собой процесс, апоэтому структура является организацией его во времени.
Социальная структура охватываетразмещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельнымиэлементами в социальных системах разного ранга сдвигов в обществе. Относительныйконсерватизм социальной структуры выступает как момент динамизма общественныхпроцессов в целом.
Общество должно рассматриватьсяне как статичное, стабильное состояние, а как процесс, постоянно длящийся,бесконечный поток событий. Было признано, что общество может быть определенокак существующее лишь постольку и до тех пор, пока внутри него что-топроисходит, предпринимаются какие-либо действия, протекают какие-то процессы,что-то меняется, общество не может существовать в неизменном состоянии. Всясоциальная реальность представляет собой просто динамику, поток измененийразличной скорости, интенсивности, ритма и темпа.
Соответственно изменился и образобъекта, претерпевающего изменения. Общество рассматривается не как жесткая,«твердая» система, а, скорее, как «мягкое» полевзаимоотношений. Социальная реальность предстает межиндивидуальной (межличностной)реальностью, в которой существует сеть связей, зависимостей, обменов. Онаявляется специфической общественной средой, или тканью, соединяющей людей другс другом.
Социальные взаимоотношениясвязывают не человеческие личности, это сплетение идей, правил, действий иинтересов (четыре вида ткани существующей в обществе). Взаимосвязанная сеть идейсоставляет идеальное измерение поля, его «социальное сознание». Взаимосвязанныесети правил, норм, ценностей образуют нормативное измерение поля, его «социальныеинструкции». Взаимосвязанные сети действий составляют «социальнуюорганизацию» общества, а сети интересов — измерение поля по шкалевозможностей, его «социальную иерархию». На всех четырех уровняхпроцессы идут не независимо друг от друга, а наоборот, находясь вмногочисленных и многомерных взаимосвязях.1.2 Природа социальных процессов
Классическое определениесоциального процесса дал Питирим Сорокин: «Под процессом понимается любойвид движения, модификации, трансформации, чередования или „эволюции“,короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенноговремени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация егоколичественных и качественных характеристик». [2]
Среди социальных процессовсоциологи выделили две их специфические формы. Во-первых, это «социальноеразвитие» — форма, раскрывающая потенциал, который изначально заложен всистеме. Речь в данном случае идет о направленном процессе, т.е. таком, вкотором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущейстадии, а на более поздней выходит на более высокий уровень в какой-либо сфере(например, рост экономических показателей, продвинутость технологий илиувеличение населения). Кроме того, система последовательно приближается кнекому всеобщему состоянию (например, общество приближается к состояниюсоциального равенства, процветания или демократического представительства),причем это стимулируется имманентными свойствами самой системы (внутренниепротиворечия разрешаются благодаря появлению качественно новых форм социальнойжизни; присущее людям творческое начало направляется на масштабныеорганизационные инновации и т.д.). Другая форма социального процесса — это«социальный цикл». Он не имеет определенной направленности, хотя и неявляется случайным. Любое состояние, в котором пребывает система на той илииной стадии, может повториться в будущем, причем данное состояние, в своюочередь, уже когда-то случалось в прошлом. В коротком временном интервалеизменения происходят, но на длительном отрезке времени — нет, поскольку системавозвращается к первоначальному состоянию.
К числу наиболее спорных, но,одновременно и наиболее влиятельных во всей истории человеческой мысли относитсяидея «социального прогресса». Под «прогрессом» понимаетсянаправленный процесс, который неуклонно приводит систему все ближе либо к болеепредпочтительному, лучшему состоянию (к реализации этических ценностей, такихкак счастье, свобода, процветание, справедливость), либо к идеальному состояниюобщества, описанного в многочисленных социальных утопиях.
Социальные процессы могут бытьнаправленными и ненаправленными. Первые необратимы и часто имеют тенденцию кконцентрации, накоплению. Каждая последующая стадия отличается от любой болееранней и включает в себя ее результат, тогда как более ранняя стадияподготавливает необходимость более поздней. Примерами направленного процессамогут служить социализация личности, рост населения, индустриализация и т.д. Ненаправленные(или текучие) процессы имеют либо чисто случайный, хаотический характер (возбужденнаятолпа), либо их течение подчиняется определенным повторяющимся или, по меньшей мере,схожим моделям, такой процесс рассматривается как круговой или замкнутый цикл. Еслипосле каждого цикла достигается более высокий уровень, то можно говорить оразвивающемся, прогрессивном цикле, если же уровень оказывается более низким,то процесс должен квалифицироваться как регрессивный. Частный случай, когда всоциальных системах ничего не происходит в течение какого-то времени,определяется как стагнация (застой).
Важным критерием являетсяконечный результат процесса. Некоторые, поистине созидательные процессыприводят к фундаментальным новшествам — возникновению совершенно новыхсоциальных условий, состояний общества, социальных структур и т.д. Процессытакого типа обозначают термином «морфогенезиз». К ним относятся,например, распространение нового стиля жизни, основание новых городов, принятиеконституции нового государства. Морфогенетические процессы сыграли решающуюроль в происхождении всех цивилизаций, в технологических, культурных исоциальных достижениях человечества начиная с ранних примитивных обществ икончая современной индустриальной эпохой. Эти процессы следует отличать отпростой трансмутации, приводящей к менее радикальным результата и влекущей засобой лишь модификацию, реформацию или пересмотр существующих социальныхустановок. Среди данного типа процессов можно выделить компенсаторские,адаптивные, гомеостатические, уравновешивающие или поддерживающие процессы,которые, в конечном счете, позволяют приспосабливаться к окружающим условиям,сохраняя существование общества в неизменной форме.
Каковы же движущие силы,причинные факторы социальных процессов? А, кроме того, находятся они внутрисамого процесса или действуют извне? Эндогенные процессы (с имманентной, т.е. внутреннейпричиной) раскрывают потенциальные возможности, свойства или тенденции,заключенные внутри изменяющейся реальности, экзогенные процессы (с внешнейпричиной) являются ответом на вызов (стимул, давление) извне. Однако провестиразграничивающую линию между ними бывает очень трудно. Скорее, особеннорассматривая социальные процессы на более продолжительном отрезке времени,большинство из них можно назвать «экзогенно-эндогенными»: развиваясь,они приводят к результатам, которые влияют не только на правилафункционирования системы, где протекают эти процессы, но и на ее окружение, чтотакже вызывает соответствующую реакцию. В качественном отношении причиныизменений могут быть разными — это и естественные, и демографические, иполитические, и экономические, и культурные и многие другие. Средимногочисленных версий, выдвигающих различные факторы на роль главных,выделяются две основные: сторонники одного делают акцент на «материальныхпроцессах», порожденных «жестким» технологическим,экономическим, либо биологическим давлением; представители второй считали, чтонезависимую причинную роль играют идеология, религия, этика, т.е. «идеальныепроцессы». Сейчас наметилась тенденция избегать такого разделения ирассматривать причинность как взаимодействие многочисленных сил и факторов,широко распространилось убеждение, что говорить о доминирующих движущих силахошибочно и означает упрощение ситуации, поскольку за всем этим стоит реальнаячеловеческая деятельность.
Существует другая точка зренияна природу социальных процессов. «Под социальными процессами понимаютсясоциальные изменения, представляющие собой совокупные, однонаправленные иповторяющиеся действия индивидов, групп и т.д. ». Это акты социальныхвзаимодействий, результатом которых является изменение социальных отношениймежду людьми, например, процессы социальной мобильности, социальные конфликты идр.Т. е. не любое изменение, а изменения, происходящие в результатеоднонаправленного взаимодействия людей, сопряженные с наличием у людейодинаковых мотивов и ориентаций.
1.3 Сущность и отличительные признаки управлениясоциальными процессами
Социальная деятельность осуществляетсяпри помощи исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношенийчеловека с другими людьми. Она может осуществляться в различных сферах и наразличных уровнях социальной организации общества. Любую деятельность можнорассматривать состоящей из четырех взаимосвязанных подсистем:
объективно-предпосылочная (потребностии интересы);
субъективно-регулятивная (диспозиция);
исполнительская (совокупностьпоступков, совершаемых во имя реализации поставленной цели);
объективно-результативная (результатыдеятельности).
Социальные процессы достаточномногообразны. Они связаны с социальными отношениями между индивидами исоциальными группами как носителями различных видов деятельности,различающимися социальными позициями и ролями в жизни общества, т.е. связаны сопределенными видами общественных структур и соответствующих им общественныхотношений. При этом под общественными отношениями понимается совокупность всехвидов отношений данного общества. Люди, функционирующие в той или инойструктуре, осуществляют свои функции, взаимодействуя друг с другом[3].
Управление социальнымипроцессами — одно из наиболее сложных. Это связано с тем, что каждый видобщественных отношений играет определенную роль в общей системе. Общество,являясь социентальной системой; обладает свойством самовоспроизводства, чтоосуществляется через ряд необходимых, дифференцированных функций. Эти функции — прежде всего следствие разделения общественного труда, но, дополняя друг другаи взаимодействуя, они придают обществу характер особого социального организма.
Дифференциация общественныхфункций сопровождалась возникновением различных безличностных структур (экономических,социальных, политических и других институтов). Функции, связанные собеспечением функционирования этих структур, выполняют люди, обладающиепрофессиональными знаниями и другими необходимыми качествами. Каждая изструктур социентальной системы придает ей в процессе ее отношений с другимиструктурами новое (системное) качество. При этом социентальная системапостоянно воспроизводит социальное качество своих структур и социальныекачества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование, т.е. субъектовсоциальных отношений. Это одна сторона функционирования социентальной системы.
Другая сторона отражает процессповедения социентальной системы. Например, субъекты социальных отношений могутвыполнять несвойственные им функции (административно-приказные методы регулированияэкономической жизни со стороны политической системы). Может быть такженекомпетентность личностных элементов данной структуры. В результате нарушаетсябаланс в функционировании структурных и личностных элементов системы, поведениестановится дисфункциональным и это может привести к социальной напряженности.
Все вышеизложенноепредопределяет особенности управления социальными процессами.
Глава 2. Модели и моделирование2.1 Сущность, содержание и функции моделей имоделирования
В широком смысле моделирование — многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно предполагаетисследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов,органических и неорганических систем. А это значит, что сферы применениямоделирования, по существу, неограниченны. Ими охватываются все процессы. Ноэто вовсе не означает, что моделирование является единственным и исчерпывающимметодом познания, хотя моделирование присуще всякому познавательному процессу.
Моделирование — этоспецифическое многофункциональное исследование. Его главная задача — воспроизвестина основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель).Модель— это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом,но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл. Недопустимои произвольное моделирование; в этом случае оно не дает должного представленияоб оригинале модели и также не выполняет своей функции. [4]
Общество не может разумноразвиваться, не анализируя себя, различные стороны своей деятельности, неконтролируя себя, не заглядывая вперед. Но для того чтобы этот анализ былэффективным, он должен опираться на точные, объективные данные, т.е. необходимаинформационная база, социальная информация. Совокупность проблем, поддающаясяколичественному анализу, может быть формализована, выражена языком цифр иобработана на ЭВМ с помощью математического моделирования. Но далеко не всепроцессы общества поддаются количественному измерению и контролю. Социальныеотношения отличаются исключительной сложностью, в них взаимодействуют самыеразличные факторы, взаимовлияние которых друг на друга неоднозначно, вариативно;причинно-следственные связи, их интенсивность и характер подвижны инеопределенны.
К тому же следует учитывать, чтовсе социальные процессы осуществляются людьми, а поступки, мысли, чувства людейне могут иметь числового отображения. Отсюда — объективно необходимыми становятсяразличные методы анализа качественного содержания процессов в социальной сфере.
А значит, необходимы и самыеразличные модели, функциями которых являются:
углубление познания действующихсистем, объектов; определение основных параметров, путей дальнейшего ихсовершенствования;
проведение сравнительногоанализа оригинала и модели, выявление качественных характеристик.
Моделирование выполняет и важныеэвристические функции: выявляет негативные тенденции, определяет позитивныепути решения проблем, предлагает альтернативные варианты. Моделированиевыступает, таким образом, в единстве с прогнозированием, являясь его составнойчастью.
Условно можно выделить нескольковидов (типов) моделей: познавательные, эвристические; модели будущего — прогностические;модели желаемого, заданного состояния. Однако моделирование сложных социальныхпроблем сочетает в себе все три типа моделей и основные их функции: эвристические,прогностические, прагматические. Многое зависит от цели и способамоделирования, объекта, имеющейся информации, владения методикой, уровнякомпетентности исследователя.
Цели моделирования. Учитываяостроту и сложность социальных процессов, моделирование преследует следующиецели. С одной стороны отобразить состояние проблемы на данный, момент; выявитьнаиболее острые «критические» моменты, «узлы» противоречий;с другой стороны определить тенденции развития и те факторы, влияние которыхможет скорректировать нежелательное развитие; активизировать деятельностьгосударственных общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальныхвариантов разрешения социальных задач.
Каким требованиям должнаотвечать модель. Целесообразно выделить две группы требований. Во-первых,модель должна быть более простой, более удобной; давать новую информацию обобъекте; способствовать усовершенствованию самого объекта. Во-вторых, модельдолжна способствовать определению или улучшению характеристик объекта; рационализацииспособов построения его; управлению или познанию объекта.
Следовательно, правомерно приразработке модели говорить об ее подобии объекту-оригиналу, при котором, содной стороны, соблюдается жесткая целенаправленность, увязка ее параметров сожидаемыми результатами, а с другой — обеспечивается достаточная «свобода»модели, для того чтобы она была способной к преобразованию в зависимости отконкретных условий и обстоятельств, могла быть альтернативной, иметь в запасенаибольшее число вариантов.
В целом модель должнасоответствовать следующим требованиям.
Модель должна удовлетворятьтребованиям полноты, адекватности и эволюционности. Она должна обеспечиватьвозможность включения достаточно широкого диапазона изменений, добавлений,чтобы было возможно последовательное приближение к модели, удовлетворяющей исследователяпо точности воспроизведения социального объекта, явления, процесса.
Модель должна быть достаточноабстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных, ноне настолько абстрактной, чтобы возникали сомнения в надежности и практическойполезности полученных на ней результатов.
Модель должна удовлетворятьусловиям, ограничивающим время решения задачи.
Модель должна ориентироваться нареализацию с помощью существующих возможностей, т.е. быть осуществимой наданном уровне развития общества.
Модель должна обеспечиватьполучение новой полезной информации о социальном объекте (явлении, процессе) вплане поставленной задачи исследования.
Модель должна строиться сиспользованием установившейся терминологии.
Модель должна предусматриватьвозможность проверки ее истинности, полноты соответствия ее изучаемомусоциальному объекту, явлению, процессу.
Различают модели материальные иидеальные. Модель является одновременно и средством, и объектом исследования,заменяющим оригинал.
Оценка моделей. Параметры оценкимоделей могут быть различными. Один из них — прогрессивность модели,означающая, насколько она по целому ряду моментов является лидирующей. Определениекачества модели не такая простая задача, особенно когда речь идет о моделяхсоциальной сферы.
Прогрессивность моделиопределяется характеристиками свойств модели, применимой в той или иной сфере взависимости от целей и задач исследователей.
В качестве главных критериеввыступают:
новизна отражения (интуитивноеотражение, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение);
распространенность — уровеньразработанности
Уровень творческого решения спомощью модели означает степень выполнения гносеологической (познавательной,объяснительной) и эвристической (прогностической, творческой) функций.
Последовательность нарастанияэтих возможностей, т.е. творческого решения, следующая:
определение (различение,распознавание), классифицирование известных фактов, предметов, событий,упорядочение их и решение простых задач, усовершенствование простейшихмодельных представлений;
реализация гносеологических иэвристических потенций разработанной модели, осуществление научного прогнозакачественно новых фактов, событий и их практического использования.
Уровень использования моделихарактеризуется такими показателями:
определена цель применениямодели;
углублено знание по тем или инымаспектам применения модели в социальной сфере;
используется в системе научногознания, в системе подготовки кадров, в учебных заведениях.
Не менее важным являетсярассмотрение структуры моделей. В структуру моделей входят три основныхкомпонента: совокупность направлений развития объекта познания: побудительныесилы развития; факторы внешних воздействий.
При исследовании важнозафиксировать степень реализованного воздействия всех основных компонентов напредыдущем этапе познания объекта, что может быть осуществлено при ретроспективноманализе.2.2 Виды моделирования. Математическое,имитационное и компьютерное моделирование
Различают следующие видымоделирования
концептуальное моделирование, прикотором совокупность уже известных фактов или представлений относительноисследуемого объекта или системы истолковывается с помощью некоторыхспециальных знаков, символов, операций над ними или с помощью естественного илиискусственного языков
физическое моделирование, прикотором модель и моделируемый объект представляют собой реальные объекты илипроцессы единой или различной физической природы, причем между процессами вобъекте оригинале и в модели выполняются некоторые соотношения подобия, вытекающиеиз схожести физических явлений;
структурно-функциональноемоделирование, при котором моделями являются схемы (блок-схемы), графики,чертежи, диаграммы, таблицы, рисунки, дополненные специальными правилами ихобъединения и преобразования;
математическое (логико-математическое)моделирование, которое осуществляется средствами математики логики;
имитационное (программное) моделирование,при котором логико-математическая модель исследуемого объекта представляетсобой алгоритм функционирования объекта, реализованный в виде программногокомплекса для компьютера
компьютерное (вычислительное) моделирование,которое производится средствами компьютерных технологий (средствамивычислительной техники
Перечисленные выше видымоделирования не являются взаимоисключающими и могут применяться приисследовании сложных объектов либо отдельно, либо в некоторой комбинации[5]
Математическое моделированиесловосочетание, обозначающее использование математического языка и аппарата дляописания и последующего анализа основных свойств социальных явлений и процессов.
Математическое моделированиедает возможность заменить непосредственный анализ основных свойств социальныхявлений анализом свойств и характеристик математических объектов (моделей). Математическаямодель социального объекта представляет собой некоторый набор формальныхсоотношений между величинами (показателями) модели, разделяемых на параметры ипеременные. Параметры модели обычно отражают внешние условия и слабо меняющиесяхарактеристики. Переменные модели отражают основные для данного исследованияхарактеристики; анализ изменения их значений представляет главную цельмоделирования.
Для построения математическихмоделей используются методы следующих разделов математики: теориидифференциальных и интегральных уравнений; теории случайных процессов; теорииисследования операций;
С помощью дифференциальныхуравнений (обыкновенных или в частных производных) строятся детерминистскиемодели. Теория случайных или стохастических процессов изучает явления,управляемые вероятностными законами, и используется для построениявероятностных моделей. Эти модели оказываются достаточно простыми дляаналитических и вычислительных целей и в то же время настолько содержательнымичто с их помощью удается получить существенные результаты. При применениитеории исследования операций решаются задачи, которые позволяют определитьоптимальный вариант развития моделируемой системы.
При математическом моделированииможно выделить два взаимосвязанных этапа
постановка задачи и построениемодели;
исследование сформированноймодели средствами конкретной математической теории
На первом этапе происходит выборобъекта моделирования; изучение его структуры и свойств; выделение основныхфакторов, влияющих на объект; выбор переменных, параметров модели иматематического аппарата для построения и реализации; построение конкретныхматематических структур уравнений, алгоритмов и т.п.).
На втором этапе применяют конкретныеметоды исследования в рамках выбранного математического аппарата, позволяющиеделать выводы об основных чертах поведения моделируемого объекта
Имитационное моделирование. Моделированиерассматривается как имитационное, а соответствующая модель называетсяимитационной, если она столь сложна, что для получения результатов, касающихсяее поведения, приходится привлекать современные электронно-вычислительныемашины (ЭВМ) или, как сейчас чаще говорят, компьютеры. Под имитациейвтаком случае понимается проведение на компьютерах различных серий экспериментовс моделями, которые представлены в качестве некоторого набора (комплекса) программдля компьютера. Имитационной является та модель, которая специальнопредназначена для исследования в режиме имитации, т.е. для сравненияхарактеристик
Поскольку в действительностиневозможно избежать случайных внешний воздействий на изучаемый объект, то приимитационном моделировании (при условии привлечения ЭВМ) особую роль имеет возможностьмногократного воспроизведения моделируемых процессов с последующей ихстатистической обработкой. На основе набираемых в ходе компьютерныхэкспериментов статистик делаются выводы в пользу того или иного вариантафункционирования, или, к примеру, конструкции моделируемого реального объектаили сущности явления.
Компьютерное моделирование этометод решения задачи анализа или синтеза сложной системы на основе использованияее компьютерной модели. Суть компьютерного моделирования заключена в полученииколичественны и качественных результатов на основе имеющейся модели. Качественныевыводы, получаемые по результатам анализа позволяют обнаружить неизвестныеранее свойства сложной системы: ее структуру, динамику развития, устойчивость,целостность и др. Количественные выводы в основном носят характер прогнозанекоторых будущих или объяснения прошлых значений переменных, характеризующихсистему.
Целью компьютерногомоделирования является не только описание существующих явлений в поведенииобъекта, но и предсказание его поведения в нестандартных ситуациях. Одно изосновных направлений использования компьютерного моделирования поиск оптимальныхвариантов внешнего воздействия на объект с целью получения наивысшихпоказателей его функционирования.
Этапы компьютерногомоделирования:
выбор целей моделирования;
построениеобъектно-ориентированных моделей на основе использования инструментальныхпрограммных средств
исследование построенных моделей;
интерпретация результатовисследования в терминах исходной задачи;
анализ полученных моделей наадекватность рассматриваемому явлению2.3 Особенности моделирования социальных процессов
Моделирование социальныхпроцессов преследует множество различных целей и задач. Моделирование позволяетопределить оптимальные размеры, а также предсказать поведение системы (например,системы социальной защиты многодетных семей в условиях рыночных отношений). Впроцессе моделирования анализируется целый ряд факторов, в результате которыхобосновываются разные уровни жизни. В отечественной и зарубежной практикепринято различать 4 уровня жизни: прожиточный минимум, достаточный, социальнонеобходимый и социально комфортный. Каждый из уровней жизни содержит в себе рядпоказателей, в связи с чем при моделировании рассчитываются возможности ихосуществления (экономические, организационные, духовные и т.д.); определяютсяпредполагаемые сроки реализации, их прогнозное видение. [6]
Моделирование в социологии этометод исследования социальных явлений и процессов на их моделях, т. еопосредованное изучение социальных объектов, в процессе которого онивоспроизводятся во вспомогательной системе (модели) замещающей в познавательномпроцессе оригинал и позволяющей получать новое знание о предмете исследования.
Имеется два подхода к построениюмодели общественных процессов: локальный и глобальный. Влокальном случае рассматриваются поведение нескольких индивидов (личностей) илигрупп и на основе их локального взаимодействия показывается общее развитиеобщества. Описываются объекты исследования: человек, семья, группа. Задаютсявозможные состояния объектов, перечислятся факторы внутреннего и внешнеговоздействия и определяются правила, по которым объекты моделированияразвиваются и взаимодействуют друг с другом и с внешней средой.
При глобальном подходерассматривается весь социум (этнос, государство, все человечество), исследуютсяобщие для всех характеристики (например политическая система). Как правило, приглобальном подходе исследуются большие промежутки времени (несколько десятковили сотен лет), так как тогда на динамике социума менее сказывается поведениеотдельного человека, партии и т.п. Для изучения выбирается объект исследования,выделяется его структура (элементы, функциональные зависимости, определяетсяинтервал времени век, тысячелетие).
Западные исследователирассматривают данные подходы с точки зрения различных уровней абстракции,говоря о «восходящей» (bottom up) и «нисходящей» (top-down) моделях. В восходящеймодели идут от модели индивидуального взаимодействия к модели группового, что всвою очередь ведет к модели общества в целом. А в нисходящем случае, наоборот,от модели общества в целом «спускаются» к моделям группового ииндивидуального взаимодействия.
Исходя из вышесказанногостроятся соответствующие математические модели. Выделяются следующие критерииклассификации математических моделей социальных процессов:
тип математического аппарата, посредствомкоторого осуществляется формализация процесса. Основное различие связано с тем,является ли модель стохастической вероятностной, случайной, то есть характеризменения точно предсказать невозможно, или детерминистской (определенной,причинно-обусловленной). Другие подклассификации относятся к типу используемыхпеременных: непрерывное или дискретное время; является ли зависимая переменная непрерывной,или лее представляет дискретные состояния;
основная функция моделейпроцессов в теоретическом и эмпирическом исследовании. В соответствии с этойосновной функцией модели делятся на теоретические эмпирические.
содержание анализируемыхпроцессов: процессы в малых и больших группах, процессы индивидуального игруппового принятия решений, динамика групповой структуры и т.д.;
тип концептуализации социальногопроцесса: рассматривается ли данный процесс как процесс без управления или какуправляемый процесс Управляемые процесс можно разделить на процессыцелесообразного поведения рефлексного типа и процессы целенаправленного поведенияне рефлексного типа
Использование компьютерногомоделирования в социальных науках довольно новая идея, хотя первые работы вэтом направлении были осуществлены в 1960х, а широкое использование компьютеровначалось в 1990-х. Эта идея имеет огромный потенциал потому, что моделированиепредставляет собой превосходный путь прогнозирования и понимания социальныпроцессов.
Компьютерное моделированиепредоставляет возможность реализовать идею рождения сложного социальногоповедения из сравнительно простых действий индивидов
/>
Рис.1-этапы моделирования
Процесс компьютерногомоделирования социальных процессов включает в себя следующие этапы
1 Ознакомление с социологическойтеорией, на основе которой строится модель
Поиск основных элементовструктуры объекта, взаимосвязей, управляющих факторов
Построение информационной моделии аналитических схем на основе социологической теории объекта моделирования
4 Теоретическое изучение готовойинформационной модели и построение математической модели (выбор математическогоаппарата, формализация структуры, взаимосвязей и элементов)
Построение компьютернойреализации математической модели (выбор метода компьютерного моделирования иалгоритма моделирования)
Практическое изучение готовойкомпьютерной модели (работа с компьютерными моделями как с объектами исследования:введение начальных данных, получение результатов в виде графиков и диаграмм,анализ и интерпретация полученных данных, изменение начальных условий на основеимеющихся результатов для нахождения оптимального решения)
В результате анализакомпьютерной модели приходим к выводу об адекватности построенной моделимоделируемому социальному процессу. Далее принимается решение: либо изменитьструктуру построенной модели с целью ее совершенствования и улучшения, либопроизвести дополнительный анализ социологического объекта, либо собратьнедостающие сведения об исследуемом социальном процессе
Заключение
Моделирование — один изважнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея модели, сознательноищет и находит пути к выходу. Сначала — охота и собирание, потом — переход кземледелию и скотоводству, от кочевого до оседлого образа жизни, от сел догородских поселений; освоения ресурсов Мирового океана и т.д. Моделирование вшироком смысле — многоплановый метод исследования, один из путей познания. Вузком смысле — специальное научное исследование, предметом которого выступаютперспективы развития явлений.
Одним из важнейших видовмоделирования является социальное моделирование — это предвидение тенденций иперспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественныхявлений, процессов на основе построения моделей. Объектом социальногомоделирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие вобществе. Социальное моделирование — это определение вариантов развития и видовнаиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальныхсил, способных обеспечить их реализацию.
Моделирование является составнойчастью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектированиямоделирование теряет свой практический смысл. Социальное моделированиепозволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработкаверных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным — проектирование.
В современных условиях умениепредвидеть и прогнозировать будущее, а следовательно, и влиять на социальныепроцессы становится также одним из самых ценных качеств молодого специалиста.
Список использованных источников
1.        Сорокин П.А. Система социологии. Т.2.М., 1993
2.        Сафронова В.М. «Прогнозирование и моделирование в социальной работе»:М.: 2002
3.        Гуц А.К., Коробицын В.В., Лаптев А.А. «Социальные системы. Формализацияи компьютерное моделирование» 2000
4.        Райцин В.Я. Моделирование социальных процессов 2005
5.        Теория социальной работы. Под ред. Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 1998
6.        Луков В.А. Социальное проектирование: М.: 1997
7.        Добров Г.М. Рабочая книга по прогнозированию: М.: 1998
8.        http://www.ideanaroda.ru/4biblioteka/2fond/fondV/zernovmodel.htm
9.        http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/54338


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Шуты и юродивые в романах Ф Достоевского
Реферат Потёмкин, Павел Сергеевич
Реферат ЦАП и АЦП - цифро-аналоговые и аналогово-цифровые преобразователи
Реферат Инструкция по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации
Реферат Исследование цепи переменного тока с последовательным соединением активного сопротивления, индуктивности и емкости
Реферат Учбова програма з курсу Основи економіки розрахована на 35 годин
Реферат Фінансові ресурси місцевого самоврядування
Реферат Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений
Реферат Аннотация примерной программы учебной дисциплины
Реферат Великие василевсы Византийской империи к изучению идеологии и эмблематики сакрализации власти
Реферат Прогноз здоровья на основании темпов старения
Реферат Исследование нарушений памяти у больных с черепно-мозговой травмой
Реферат Фінанси піжриємства глосарій
Реферат Трагедия в Баренцевом море. История гибели АПЛ "Курск"
Реферат Социально-экономические тенденции развития предприятия и их влияние на организацию корпоративного управления на примере ОАО "Сарапульский радиозавод"