Содержание
Введение. 2
1.Теория структурно-функционального анализа. 3
1.1 Представители школы структурно-функционального анализа. 3
1.2 Функция в теории Парсонса. 5
1.3 Теория социального действия в интерпретации Т. Пapcoнca. 6
1.4 Типы обществ по Т.Парсонсу. 8
2. Теория социального конфликта. 8
2.1 Концепция социального конфликта по Л. Козеру. 8
2.2 Концепция социального конфликта по Р. Дарендорфу. 9
2.3 Основные функции социального конфликта. 10
3. Практическое задание. 11
Заключение. 12
Список литературы… 13
Введение
Современная западная социология — чрезвычайно сложное ипротиворечивое образование, представленное множеством различных школ и течений.Они отличаются друг от друга своей теоретической направленностью, политическойориентацией, временем возникновения, исторической судьбой. Существовало исуществует немало попыток систематизации современных социологическихвоззрений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современныхсоциологических направлений предложен шведским социологам Л. Монсонам, выделяющимчетыре основныхподхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества. Первый подход ивытекающая из него социологическая традиция исходят из примата общества поотношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучениизакономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивови смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидамии не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений приобосновании такой позиции примерно такова; целое не сводится к сумме егочастей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжаетсуществовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Э.Дюркгейма и еще раньше — во взглядах Г. Спенсера и О. Конта. Из современныхтечений к ней относятся прежде всего школаструктурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теорияконфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф) [1, с. 83].
Целью работы является изучение основных направленийобъективного подхода к анализу общества в современной западной социологии.
Задачи самостоятельной работы:
- Изучить теорию структурно-функционального анализа;
- Рассмотреть теорию социального конфликта;
- Рассмотреть направление «технологический детерминизм».
Вариант 8. Основные направления объективного подхода канализу общества в современной западной социологии1. Теория структурно-функционального анализа1.1 Представители школы структурно-функционального анализа
Самые видные представители школы структурно-функциональногоанализа: Роберт Кинг Мертон, Толкот Парсонс, Роберт Парк, Герберт Спенсер.
Разработка структурно-функционального анализа выполнена восновном американскими социологами. Начало положила Чикагская школа, где еще вконце прошлого века был создан первый факультет социологии. В частности, РобертПарк разрабатывал основные принципы структурно-функционального анализа, изучаягородскую среду и ее функции.
Г. Спенсер выдвинул три основных постулатаструктурно-функционального анализа:
- функциональное единство общества, то есть согласованностьфункционирования;
- универсальный функционализм, то есть полезность всех социальныхявлений;
- функциональная необходимость.
Основная теорема Р. Мертона утверждает: «Как одноявление может иметь различные функции, так и одна и та же функция можетпроявляться в различных явлениях». Он объяснил, почему люди часто против своейволи оказываются задействованными в общественных системах.
Р. Мертон ввел понятие явных и латентных функций. Явныефункции — следствие преднамеренных действий, а латентные — это те, последствиякоторых не входили в намерение человека или социальной группы. Самаобщественная жизнь понимается представителями структурно-функциональногоанализа как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для иханализа недостаточно указать систему, в которой они находятся. Необходимо найтиустойчивые элементы в самой системе. Таким образом, оказывается, что системы несостоят из людей. Люди только в них участвуют, образуя определенные структуры,выполняя роли, занимая статус. Эта схема распространяется на все общности — вплоть до семьи.
В качестве основных категорий применяются такие, какструктура, элемент, функция, система, социальная роль. На уровне эмпирическойсоциологии эти подходы работают неплохо, и потому их охотно используютотечественные социологи в своих исследованиях. Например, социология города.Вводя в качестве определяющих такие функции социальных систем, каксамосохранение, интеграция, адаптация, Т. Парсонс подчеркивал их охранительныйхарактер по отношению к общественным структурам и системам.
Одним из типичных представителей технократическогонаправления в социологии является У. Ростоу, создатель теории единогоиндустриального общества.
Он определил главные стадии развития производительных сил:
- традиционное общество;
- стадия скачка;
- стадия зрелости;
- общество массового потребления.
Парсонс выступает как сторонник «социального порядка» иобосновывая его как «естественную форму» общества. Главная проблема, которуюпытается решить Парсонс — это проблема удержания общества в данном стабильномсостоянии. Вслед за Спенсером и Парето, Парсонс считает центральным всоциологии понятие «равновесия». Его концепции не чужд телеологизм:общество, по Парсонсу, всегда стремится к состоянию некоего «абсолютногоравновесия», а социальные конфликты и борьба тенденций представляют явления«болезни» общества. Парсонс развивает эти идеи на основе принциповфункционализма в социологии, согласно которым существо каждого элемента иявления в жизни общества определяется его ролью в поддержании «равновесия». Всвязи с этим Парсонс формулирует «функциональные предпосылки» общества:удовлетворение биологических и психологических нужд достаточной части членовданного общества; эффективная деятельность органов социального контроля,воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами;соответствие индивидуальных мотиваций членов общества этим нормам, в связи счем данные индивиды выполняют предписанные обществом роли и задачи.1.2Функция в теории Парсонса
Функции – это наблюдаемые последствия, позволяющиепроизводить адаптацию или регулировку системы. Функционалисты говорят, чтовыживание системы зависит от решения ряда важных задач. Существование обществасвязано с выполнением некоторых функциональных требований. Институты являютсяосновными структурами, с помощью которых осуществляются организация, управлениеи удовлетворение потребностей социальной жизни. Каждый институт выстраиваетсявокруг стандартного решения определенного набора проблем [2, с. 59].
В структурно-функциональном анализе функция рассматриваетсяв двух аспектах:
1) как «назначение» одного из элементов некоторойцелостности по отношению к другому или к целостности (системе) в целом;
2) как такая зависимость в рамках данной целостности(системы), при которой изменения «одного» оказываются производными(функцией) от изменений «другого» (на уровне прикладных и (или)статистических анализов эта зависимость описывается через взаимоотношениязависимой и независимой переменных). Во втором случае вводится понятиефункциональных связей (отношений, зависимостей) в ряду причинных, структурных,генетических связей внутри системы. Соответственно выделяются и процессыфункционирования (поддержания организованности, порядка) наряду с процессамипроизводства, воспроизводства, в совокупности обеспечивающие стабильноесуществование системы и соотносимые с процессами ее изменения и развития (как врезультате «естественной» эволюции, так и вследствие специальнопредпринимаемых («искусственных») усилий [4].
Ни одна социальная система, будь то общество в целом, какая-топроизводственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решеныее основные проблемы:
- приспособление к окружающей среде (адаптация);
- формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения(целеполагание);
- поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечениевозможных отклонений (интеграция);
- обеспечение внутренней стабильности, равновесия,самотождественности системы (латентность — поддержание образца).
На уровне общества в целом функцию адаптации осуществляетэкономика, функцию целеполагания — политика, функцию интеграции — право икультура, латентную функцию — институты социализации (семья, школа, церковь ит. д.) [1, с. 86].1.3Теория социального действия в интерпретации Т. Пapcoнca
Пытаясь ответить на вопрос, благодаря чему возможна совместнаяжизнь людей или общественный порядок, Т. Парсонс приходит к выводу, чтосвязывают общество не экономические отношения, а то, что делает возможным самосуществование этих отношений, а именно: общность ценностей людей и взаимноесоблюдение правил социального поведения, «правил игры». Так Парсонс выходит наодну из своих центральных категорий — категорию социального действия. Его спецификав отличие от физического и биологического действия заключается в:
а) символичности (наличии таких механизмов регуляциидействия, как язык, традиции, ценности и др.);
б) нормативности (что указывает на зависимостьиндивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм);
в) волюнтаристичности (что проявляется в зависимостисоциального действия от субъективных «определений ситуации»).
Разрабатывая модель социального действия, Парсонс считает,что ее основными составляющими элементами являются деятель, ситуация иориентация деятеля на ситуацию.
Предполагается, что деятель (в этой роли может выступать какотдельный индивид, так и социальная группа) обладает активностью и способенпроанализировать ситуацию, поставить перед собой цель (пусть не всегдареалистичную), определить способы и методы достижения этой цели. Ситуация — эторазнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальныдля субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. При этомпартнеры по взаимодействию ориентированы на ожидания друг друга и стремятсяполучить одобрение со стороны значимых других [1, с. 86].
Окончательно структуру социального действия определяют:
- система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цельс ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного иневозможного;
- принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;
существующие средства и условия.
Таким образом, формализованная модель системы социальногодействия включает четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную,органическую.
Социальная подсистема обеспечивает интеграцию действиймножества индивидов. Культура содержит наиболее общие образцы действий,принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний, т.е. смыслы, реализуемыев действии, и средства прочтения этих смыслов. Организм в этой схеме можетрассматриваться как подсистема, обеспечивающая физическими и энергетическимиресурсами деятеля для взаимодействия со средой. Тем самым действие приобретаетупорядоченный характер и освобождается от внутренних противоречий [1, с. 87].1.4Типы обществ по Т.Парсонсу
По Парсонсу, развитие общества носит эволюционный характер.Описывает этот процесс Парсонс с помощью таких категорий как дифференциация иинтеграция — раскройте содержание этих понятий и охарактеризуйте три типаобществ в соответствии с названными категориями.
Развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характерИ описывается с помощью категорий дифференциации и интеграции.
Дифференциация – это неизбежно возникающая ипрогрессивно нарастающая неоднородность внутри системы.
Интеграция – это рост целостности системы благодаряпоявлению и упрочнению новых взаимодополняющих связей и координации междучастями.
Т. Парсонс различает три типа общества:
- примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;
- промежуточный, связанный с появлением письменности, социальногорасслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческойдеятельности;
- современный, характерной чертой которого является отделениеправовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии,рыночной экономики и демократической избирательной системы. 2. Теория социальногоконфликта
Основные социологические теории социального конфликта. Наибольшуюизвестность получили концепции позитивно-функционального конфликта Л. Козера(США), конфликтной модели общества Р. Дарендорфа (Германия) и общей теорииконфликта К. Боулдинга (США).2.1Концепция социального конфликта по Л. Козеру
Согласно концепции Льюиса Козера, обществу присущи фатальнонеизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенностьего членов и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами,обусловленная их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, котороепериодически находит выход в их взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликтКозер сводит к напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть всоответствии с чувствами известных групп и индивидов.
Социальный конфликт, по Козеру, это борьба заценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, вкоторой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба илиуничтожение соперника. Это наиболее распространенное определение конфликта взападной политологии.
Козер тесно увязывает форму и интенсивность конфликта сособенностями конфликтующих групп. Так как конфликт между группами способствуетукреплению внутригрупповой солидарности и, следовательно, сохранению группы, толидеры группы сознательно прибегают к поискам внешнего врага и разжигают мнимыйконфликт. Известна и тактика, направленная на поиски внутреннего врага(“предателя”), особенно когда лидеры терпят неудачи и поражения. Козеробосновывает двоякую роль конфликта во внутреннем сплочении группы: внутренняясплоченность возрастает, если группа уже достаточно интегрирована и есливнешняя опасность угрожает всей группе и воспринимается всеми членами группыкак общая угроза. При этом, отмечает Козер, большие группы при высокой степенисоучастия своих членов могут проявить значительную степень гибкости. Малые жегруппы, а также недостаточно интегрированные могут проявлять жестокость инетерпимость по отношению к “уклоняющимся” членам.
Козер полагал, что его концепция социального конфликта всочетании с “равновесно-интегральной” теорией и консенсусным принципомструктурного функционализма позволит преодолеть недостатки последнего и статьчем-то вроде общесоциологической теории общества. Однако концепцияпозитивно-функционального конфликта господствовала недолго.2.2Концепция социального конфликта по Р. Дарендорфу
Ральф Дарендорф в середине 1960-х гг. выступил собоснованием новой теории социального конфликта, известной как конфликтнаямодель общества. Его работа “Классы и классовый конфликт в индустриальномобществе” (Dahrendorf R. Classes and Class Conflict Society. 1965) получилаширокое признание.
Суть его концепции в следующем: любое общество постоянноподвержено изменению, социальные изменения вездесущи; в каждый момент обществопереживает социальный конфликт, социальный конфликт вездесущ; каждый элементобщества способствует его изменению; любое общество опирается на принуждениеодних его членов другими. Поэтому для общества характерно неравенство социальныхпозиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, а отсюдапроистекают различия их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения,антагонизмы и как результат структурные изменения самого общества. Подавленныйконфликт он сравнивает с опаснейшей злокачественной опухолью на телеобщественного организма.
Общества отличаются друг от друга не наличием илиотсутствием конфликта, а только различным отношением к нему со стороны власти.Поэтому и в демократическом обществе конфликты имеют место, но рациональныеметоды регулирования делают их невзрывоопасными. “Тот, кто умеет справиться сконфликтами путем их признания в регулирования, тот берет под свой контрольритм истории,– пишет Р. Дарендорф.– Тот, кто упускает такую возможность, получаетэтот ритм себе в противники” [2, с. 62]. 2.3Основные функции социального конфликта
В качестве основных функций социального конфликта выделяются:
- интеграция социальной структуры;
- сохранение солидарности внутри групп;
- укрепление межчеловеческих отношений;
- управление социальными изменениями [1, с. 87]. 3. Практическое задание
Одним из направлений в современной западной социологииявляется направление «технологический детерминизм», представители которогосчитают, что главным фактором общественной жизни является уровень развитиятехники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теорииего представляющие и авторов этих теорий.
Теории, обосновывающие значение науки и техники в развитииобщества, большое распространение получили в XX в. Они, в той или иной мере,отражают реальные тенденции и социальную роль научно-технического прогресса всовременном мире.
Развивающиеся в рамках данного направления технократическиетеории при всех их различиях едины в том, что объявляют современную технику итехнологию основополагающей причиной всех социальных изменений. К таким теориямотносятся: теория единого индустриального общества (Р.Арон), стадий роста(У.Ростоу), нового индустриального общества (Дж.Гэлбрейт), постиндустриальногообщества (Д.Белл), сверхиндустриального общества (О.Тоффлер), технотронногообщества (З.Бжезинский). В этих теориях больше общего, чем различий.Различаются они лишь незначительными оттенками, обусловленными главным образомтем, что создавались на разных стадиях научно-технического прогресса. Каждая изэтих теорий отражает особенность той или иной стадии.
Заключение
Итак, основные направления объективного подхода к анализуобщества в современной западной социологии, это теорияструктурно-функционального анализа и теория социального конфликта. Направление,характерное для XX в. – технологический детерминизм.
Согласно основным положениям структурно-функциональной />теории социальных систем, общество — />социальнаясистема, достигшая по отношению к окружающей среде наивысшего уровнясамодостаточности. Члены общества рассматриваются Т.Парсонсом как частьокружения данной />социальной системы, внутренних условий еефункционирования.
В каждой />системе Парсонс выделяет четыреглавных функции: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранениесуществующего порядка (латентная функция).
Теория социального конфликта появилась как своеобразная реакция на акцентированиеструктурным функционализмом Т.Парсонса согласия, стабильности, порядка иинтеграции социальных систем и невнимание к социальной нестабильности,конфликтам и радикальным преобразованиям.
Основныепредставители Л. Козер., Р.Дарендорф, К. Боулдинг.
В качестве основных функций социального конфликта выделяются:
- интеграция социальной структуры;
- сохранение солидарности внутри групп;
- укрепление межчеловеческих отношений;
- управление социальными изменениями.
Технологический детерминизм – направление, представителикоторого считают, что главным фактором общественной жизни является уровеньразвития техники и технологий. Появилось в XX в. какответ на ускоряющиеся темпы развития материального производства. Список литературы
1. Социология. Учебник длявузов./под ред. проф. Лавриненко В.П, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2. Социология: Учебник/Под ред.проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.
3. Громов И. А., Воронцов А.В., Мацкевич А. Ю. Социология: XIX-XX вв.: Учебное пособие. М., 1997.
4. Социология: Энциклопедия /Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В.Терещенко., 2003 г.
5. Кравченко А. И. Социология.Учебник. М.: Проспект. 1994 г.
6. Современная западнаясоциология. Словарь. М., 1990.
7. Социология па пороге XXI века: основные направления исследования. М., 1999.