Реферат по предмету "Социология"


Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии

Содержание
Введение. 2
1.Теория структурно-функционального анализа. 3
1.1 Представители школы структурно-функционального анализа. 3
1.2 Функция в теории Парсонса. 5
1.3 Теория   социального   действия   в   интерпретации  Т. Пapcoнca. 6
1.4 Типы обществ по Т.Парсонсу. 8
2. Теория социального конфликта. 8
2.1 Концепция социального конфликта по Л. Козеру. 8
2.2 Концепция социального конфликта по Р. Дарендорфу. 9
2.3 Основные функции социального конфликта. 10
3. Практическое задание. 11
Заключение. 12
Список литературы… 13
Введение
Современная западная социология — чрезвычайно сложное ипротиворечивое образование, представленное множеством различных школ и течений.Они отличаются друг от друга сво­ей теоретической направленностью, политическойориентаци­ей, временем возникновения, исторической судьбой. Сущест­вовало исуществует немало попыток систематизации совре­менных социологическихвоззрений. Один из наиболее плодо­творных вариантов классификации современныхсоциологиче­ских направлений предложен шведским социологам Л. Монсонам, выделяющимчетыре основныхподхода к решению во­проса о взаимосвязи личности и общества. Первый подход ивытекающая из него социологическая традиция исходят из примата общества поотношению к от­дельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изу­чениизакономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивови смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидамии не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений приобосновании такой позиции примерно такова; целое не сводится к сумме егочастей; индивиды приходят и уходят, ро­ждаются и умирают, а общество продолжаетсуществовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Э.Дюркгейма и еще раньше — во взглядах Г. Спенсера и О. Конта. Из современныхтечений к ней относятся прежде всего школаструктурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теорияконфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф) [1, с. 83].
Целью работы является изучение основных направленийобъективного подхода к анализу общества в современной западной социологии.
Задачи самостоятельной работы:
-         Изучить теорию структурно-функционального анализа;
-         Рассмотреть теорию социального конфликта;
-         Рассмотреть направление «технологический детерминизм».

Вариант 8. Основные направления объективного подхода канализу общества в современной западной социологии1.        Теория структурно-функционального анализа1.1 Представители школы структурно-функционального анализа
Самые видные представители школы структурно-функциональногоанализа:  Роберт Кинг Мертон, Толкот Парсонс, Роберт Парк, Герберт Спенсер.
Разработка структурно-функционального анализа выполнена восновном американскими социологами. Начало положила Чикагская школа, где еще вконце прошлого века был создан первый факультет социологии. В частности, РобертПарк разрабатывал основные принципы структурно-функционального анализа, изучаягородскую среду и ее функции.
Г. Спенсер выдвинул три основных постулатаструктурно-функционального анализа:
-         функциональное единство общества, то есть согласованностьфункционирования;
-         универсальный функционализм, то есть полезность всех социальныхявлений;
-         функциональная необходимость.
Основная теорема Р. Мертона утверждает: «Как одноявление может иметь различные функции, так и одна и та же функция можетпроявляться в различных явлениях». Он объяснил, почему люди часто против своейволи оказываются задействованными в общественных системах.
Р. Мертон ввел понятие явных и латентных функций. Явныефункции — следствие преднамеренных действий, а латентные — это те, последствиякоторых не входили в намерение человека или социальной группы. Самаобщественная жизнь понимается представителями структурно-функциональногоанализа как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для иханализа недостаточно указать систему, в которой они находятся. Необходимо найтиустойчивые элементы в самой системе. Таким образом, оказывается, что системы несостоят из людей. Люди только в них участвуют, образуя определенные структуры,выполняя роли, занимая статус. Эта схема распространяется на все общности — вплоть до семьи.
В качестве основных категорий применяются такие, какструктура, элемент, функция, система, социальная роль. На уровне эмпирическойсоциологии эти подходы работают неплохо, и потому их охотно используютотечественные социологи в своих исследованиях. Например, социология города.Вводя в качестве определяющих такие функции социальных систем, каксамосохранение, интеграция, адаптация, Т. Парсонс подчеркивал их охранительныйхарактер по отношению к общественным структурам и системам.
Одним из типичных представителей технократическогонаправления в социологии является У. Ростоу, создатель теории единогоиндустриального общества.
Он определил главные стадии развития производительных сил:
-         традиционное общество;
-         стадия скачка;
-         стадия зрелости;
-         общество массового потребления.
Парсонс выступает как сторонник «социального порядка» иобосновывая его как «естественную форму» общества. Главная проблема, которуюпытается решить Парсонс — это проблема удержания общества в данном стабильномсостоянии. Вслед за Спенсером и Парето, Парсонс считает центральным всоциологии понятие «равновесия». Его концепции не чужд телеологизм:общество, по Парсонсу, всегда стремится к состоянию некоего «абсолютногоравновесия», а социальные конфликты и борьба тенденций представляют явления«болезни» общества. Парсонс развивает эти идеи на основе принциповфункционализма в социологии, согласно которым существо каждого элемента иявления в жизни общества определяется его ролью в поддержании «равновесия». Всвязи с этим Парсонс формулирует «функциональные предпосылки» общества:удовлетворение биологических и психологических нужд достаточной части членовданного общества; эффективная деятельность органов социального контроля,воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами;соответствие индивидуальных мотиваций членов общества этим нормам, в связи счем данные индивиды выполняют предписанные обществом роли и задачи.1.2Функция в теории Парсонса
 
Функции – это наблюдаемые последствия, позволяющиепроизводить адаптацию или регулировку системы. Функционалисты говорят, чтовыживание системы зависит от решения ряда важных задач. Существование обществасвязано с выполнением некоторых функциональных требований. Институты являютсяосновными структурами, с помощью которых осуществляются организация, управлениеи удовлетворение потребностей социальной жизни. Каждый институт выстраиваетсявокруг стандартного решения определенного набора проблем [2, с. 59].
В структурно-функциональном анализе функция рассматриваетсяв двух аспектах:
1) как «назначение» одного из элементов некоторойцелостности по отношению к другому или к целостности (системе) в целом;
2) как такая зависимость в рамках данной целостности(системы), при которой изменения «одного» оказываются производными(функцией) от изменений «другого» (на уровне прикладных и (или)статистических анализов эта зависимость описывается через взаимоотношениязависимой и независимой переменных). Во втором случае вводится понятиефункциональных связей (отношений, зависимостей) в ряду причинных, структурных,генетических связей внутри системы. Соответственно выделяются и процессыфункционирования (поддержания организованности, порядка) наряду с процессамипроизводства, воспроизводства, в совокупности обеспечивающие стабильноесуществование системы и соотносимые с процессами ее изменения и развития (как врезультате «естественной» эволюции, так и вследствие специальнопредпринимаемых («искусственных») усилий [4].
Ни одна социальная система, будь то общество в целом, ка­кая-топроизводственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решеныее основные проблемы:
-         приспособление к окружающей среде (адаптация);
-         формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения(целеполагание);
-         поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечениевозможных отклонений (интеграция);
-         обеспечение внутренней стабильности, равновесия,самотождественности системы (латентность — поддержание образца).
На уровне общества в целом функцию адаптации осуществ­ляетэкономика, функцию целеполагания — политика, функ­цию интеграции — право икультура, латентную функцию — институты социализации (семья, школа, церковь ит. д.) [1, с. 86].1.3Теория   социального   действия   в   интерпретации   Т. Пapcoнca
Пытаясь ответить на вопрос, благодаря чему возможна со­вместнаяжизнь людей или общественный порядок, Т. Парсонс приходит к выводу, чтосвязывают общество не экономические отношения, а то, что делает возможным самосуществование этих отношений, а именно: общность ценностей людей и взаим­ноесоблюдение правил социального поведения, «правил игры». Так Парсонс выходит наодну из своих центральных категорий — категорию социального действия. Его спецификав отличие от физического и биологического действия заключается в:
а)      символичности (наличии таких механизмов регуляциидействия, как язык, традиции, ценности и др.);
б)      нормативности (что указывает на зависимостьиндивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм);
в)      волюнтаристичности (что проявляется в зависимостисоциального действия от субъективных «определений ситуации»).
Разрабатывая модель социального действия, Парсонс счита­ет,что ее основными составляющими элементами являются деятель, ситуация иориентация деятеля на ситуацию.
Предполагается, что деятель (в этой роли может выступать какотдельный индивид, так и социальная группа) обладает ак­тивностью и способенпроанализировать ситуацию, поставить перед собой цель (пусть не всегдареалистичную), определить способы и методы достижения этой цели. Ситуация — этораз­нообразные физические, культурные, социальные факторы, ко­торые актуальныдля субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. При этомпартнеры по взаимодействию ориентированы на ожидания друг друга и стремятсяполучить одобрение со стороны значимых других [1, с. 86].
Окончательно структуру социального действия определяют:
-         система норм и ценностей, которая в общих чертах соот­носит цельс ситуацией, ограничивая выбор средств, за­давая диапазон, набор возможного иневозможного;
-         принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;
существующие средства и условия.
Таким образом, формализованная модель системы социальногодействия включает четыре подсистемы: социальную, культур­ную, личностную,органическую.
Социальная подсистема обес­печивает интеграцию действиймножества индивидов. Культура содержит наиболее общие образцы действий,принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний, т.е. смыслы, реализуе­мыев действии, и средства прочтения этих смыслов. Организм в этой схеме можетрассматриваться как подсистема, обеспечи­вающая физическими и энергетическимиресурсами деятеля для взаимодействия со средой. Тем самым действие приобрета­етупорядоченный характер и освобождается от внутренних противоречий [1, с. 87].1.4Типы обществ по Т.Парсонсу
По  Парсонсу, развитие общества носит эволюционный характер.Описывает этот процесс Парсонс с помощью таких категорий как дифференциация иинтеграция — раскройте содержание этих понятий и охарактеризуйте три типаобществ в соответствии с названными категориями.
Развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный ха­рактерИ описывается с помощью категорий дифференциации и интеграции.
Дифференциация – это неизбежно возникающая ипрогрессивно нарастающая неоднородность внутри системы.
Интеграция – это рост целостности системы благодаряпоявлению и упрочнению новых взаимодополняющих связей и координации междучастями.
Т. Парсонс различает три типа общества:
-         примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;
-         промежуточный, связанный с появлением письменности, социальногорасслоения, выделения культуры в само­стоятельную область человеческойдеятельности;
-         современный, характерной чертой которого является отде­лениеправовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии,рыночной экономики и демократической избирательной системы. 2. Теория социальногоконфликта
Основные социологические теории социального конфликта. Наибольшуюизвестность получили концепции позитивно-функционального конфликта Л. Козера(США), конфликтной модели общества Р. Дарендорфа (Германия) и общей теорииконфликта К. Боулдинга (США).2.1Концепция социального конфликта по Л. Козеру
Согласно концепции Льюиса Козера, обществу присущи фатальнонеизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенностьего членов и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами,обусловленная их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, котороепериодически находит выход в их взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликтКозер сводит к напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть всоответствии с чувствами известных групп и индивидов.
Социальный конфликт, по Козеру, это борьба заценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, вкоторой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба илиуничтожение соперника. Это наиболее распространенное определение конфликта взападной политологии.
Козер тесно увязывает форму и интенсивность конфликта сособенностями конфликтующих групп. Так как конфликт между группами способствуетукреплению внутригрупповой солидарности и, следовательно, сохранению группы, толидеры группы сознательно прибегают к поискам внешнего врага и разжигают мнимыйконфликт. Известна и тактика, направленная на поиски внутреннего врага(“предателя”), особенно когда лидеры терпят неудачи и поражения. Козеробосновывает двоякую роль конфликта во внутреннем сплочении группы: внутренняясплоченность возрастает, если группа уже достаточно интегрирована и есливнешняя опасность угрожает всей группе и воспринимается всеми членами группыкак общая угроза. При этом, отмечает Козер, большие группы при высокой степенисоучастия своих членов могут проявить значительную степень гибкости. Малые жегруппы, а также недостаточно интегрированные могут проявлять жестокость инетерпимость по отношению к “уклоняющимся” членам.
Козер полагал, что его концепция социального конфликта всочетании с “равновесно-интегральной” теорией и консенсусным принципомструктурного функционализма позволит преодолеть недостатки последнего и статьчем-то вроде общесоциологической теории общества. Однако концепцияпозитивно-функционального конфликта господствовала недолго.2.2Концепция социального конфликта по Р. Дарендорфу
Ральф Дарендорф в середине 1960-х гг. выступил собоснованием новой теории социального конфликта, известной как конфликтнаямодель общества. Его работа “Классы и классовый конфликт в индустриальномобществе” (Dahrendorf R. Classes and Class Conflict Society. 1965) получилаширокое признание.
Суть его концепции в следующем: любое общество постоянноподвержено изменению, социальные изменения вездесущи; в каждый момент обществопереживает социальный конфликт, социальный конфликт вездесущ; каждый элементобщества способствует его изменению; любое общество опирается на принуждениеодних его членов другими. Поэтому для общества характерно неравенство социальныхпозиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, а отсюдапроистекают различия их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения,антагонизмы и как результат структурные изменения самого общества. Подавленныйконфликт он сравнивает с опаснейшей злокачественной опухолью на телеобщественного организма.
Общества отличаются друг от друга не наличием илиотсутствием конфликта, а только различным отношением к нему со стороны власти.Поэтому и в демократическом обществе конфликты имеют место, но рациональныеметоды регулирования делают их невзрывоопасными. “Тот, кто умеет справиться сконфликтами путем их признания в регулирования, тот берет под свой контрольритм истории,– пишет Р. Дарендорф.– Тот, кто упускает такую возможность, получаетэтот ритм себе в противники” [2, с. 62]. 2.3Основные функции социального конфликта
В качестве основных функций социального конфликта вы­деляются:
-         интеграция социальной структуры;
-         сохранение солидарности внутри групп;
-         укрепление межчеловеческих отношений;
-         управление социальными изменениями [1, с. 87]. 3. Практическое задание
 
Одним из направлений в современной западной социологииявляется направление «технологический детерминизм», представители которогосчитают, что главным фактором общественной жизни является уровень развитиятехники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теорииего представляющие и авторов этих теорий.
Теории, обосновывающие значение науки и техники в развитииобщества, большое распространение получили в XX в. Они, в той или иной мере,отражают реальные тенденции и социальную роль научно-технического прогресса всовременном мире.
Развивающиеся в рамках данного направления технократическиетеории при всех их различиях едины в том, что объявляют современную технику итехнологию основополагающей причиной всех социальных изменений. К таким теориямотносятся: теория единого индустриального общества (Р.Арон), стадий роста(У.Ростоу), нового индустриального общества (Дж.Гэлбрейт), постиндустриальногообщества (Д.Белл), сверхиндустриального общества (О.Тоффлер), технотронногообщества (З.Бжезинский). В этих теориях больше общего, чем различий.Различаются они лишь незначительными оттенками, обусловленными главным образомтем, что создавались на разных стадиях научно-технического прогресса. Каждая изэтих теорий отражает особенность той или иной стадии.
Заключение
Итак, основные направления объективного подхода к анализуобщества в современной западной социологии, это теорияструктурно-функционального анализа и теория социального конфликта. Направление,характерное для XX в. – технологический детерминизм.
Согласно основным положениям структурно-функциональной />теории социальных систем, общество — />социальнаясистема, достигшая по отношению к окружающей среде наивысшего уровнясамодостаточности. Члены общества рассматриваются Т.Парсонсом как частьокружения данной />социальной системы, внутренних условий еефункционирования.
В каждой />системе Парсонс выделяет четыреглавных функции: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранениесуществующего порядка (латентная функция).
Теория социального конфликта появилась как своеобразная реакция на акцентированиеструктурным функционализмом Т.Парсонса согласия, стабильности, порядка иинтеграции социальных систем и невнимание к социальной нестабильности,конфликтам и радикальным преобразованиям.
Основныепредставители Л. Козер., Р.Дарендорф, К. Боулдинг.
В качестве основных функций социального конфликта вы­деляются:
-         интеграция социальной структуры;
-         сохранение солидарности внутри групп;
-         укрепление межчеловеческих отношений;
-         управление социальными изменениями.
Технологический детерминизм – направление, представителикоторого считают, что главным фактором общественной жизни является уровеньразвития техники и технологий. Появилось в XX в. какответ на ускоряющиеся темпы развития материального производства. Список литературы
1.  Социология.  Учебник длявузов./под ред. проф. Лавриненко В.П, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2.  Социология: Учебник/Под ред.проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.
3.  Громов И. А., Воронцов А.В., Мацкевич А. Ю. Социология: XIX-XX вв.: Учебное пособие. М., 1997.
4.  Социология: Энциклопедия /Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В.Терещенко., 2003 г.
5.  Кравченко А. И. Социология.Учебник. М.: Проспект. 1994 г.
6.  Современная западнаясоциология. Словарь. М., 1990.
7.  Социология па пороге XXI века: основные направления исследования. М., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Система работы преподавателя-организатора курса ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении
Реферат Управляющие структуры языка "Си". Программирование с использованием указателей
Реферат Роль Пласта на Україні В ХХ столітті
Реферат Учет налога на добавленную стоимость при приобретении основных средств и нематериальных активов
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Деловой иностранный язык» Цели и задачи дисциплины
Реферат Комедия А П Чехова Вишневый сад
Реферат 4. учет материалов
Реферат Германия - инициатор двух мировых войн, причины и последствия
Реферат Нясвіж – скарбонка таямніц
Реферат Cторони в цивільному процесі
Реферат «Організація реабілітаційних заходів у центрі соціальної реабілітації дітей-інвалідів»
Реферат Немецкий язык 11 класс
Реферат Стратегии предприятия на разных этапах жизненного цикла
Реферат Социологические взгляды Гоббса
Реферат 4000 увлекательных фактов. Энц шк