Содержание:
Введение…………………………………………………………………...………3
1.Опыт решения проблем детской беспризорности1920-1930 г.г……………5
1.1 Определениедетской беспризорности………………….…………………..5
1.2Предыстория проблемы и причины возникновения беспризорности…...8
2.Способы решения проблем детскойбеспризорности…………………….…10
2.1.Борьба сбеспризорностью и формы работы с беспризорными и безнадзорными детьми в 20 –30-е годы………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………….…19
Библиография………………………..………………………………….………..20
Введение
Актуальность исследования определяется необходимостью учитыватьисторическое прошлое страны, в том числе и педагогический опыт, чтобы научитсярешать свои задачи новыми приемами сегодня.
В последнее время часто упоминают о том, что ситуация с беспризорниками ибезнадзорными детьми на современном этапе имеет большое сходство с ситуацией в20 – 30-е годы ХХ века. Изменились только причины такого положения. Если в 20 –30-е годы причинами увеличения числа беспризорных детей были такие явления, какгражданская война и голод, то сегодня в основе этого неблагоприятного длянашего общества процесса лежат такие факторы, как:
— кризисные явления в семье (нарушение ее структуры и функций, рост числаразводов и количества неполных семей);
— асоциальный образ жизни ряда родителей; падение жизненного и культурногоуровня населения;
— ухудшение условий содержания детей в семьях; педагогическаябезграмотность родителей;
— распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатныхучреждениях при снижении ответственности за их судьбу;
— коммерциализация сферы образования и культуры.
Беспризорные дети – это дети, которые не имеют родительского илигосударственного попечения, постоянного места жительства, соответствующихвозрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения иразвивающего воспитания. Беспризорность часто связана с противоправнымповедением.
И, наверное, самое страшное из всего этого то, что все большее количестводетей становится сиротами при живых родителях.
Вот некоторые данные о детях-сиротах и беспризорниках на 2001 год:
В России около 2 миллионов уличных безнадзорных детей. При этомпрактически отсутствуют социальные службы, призванные работать с семьями,откуда дети убежали, с администрацией школ, откуда их отчислили, организовыватьальтернативные формы учёбы, досуг и т.п. Зато немало учреждений ведомственнойподчинённости, куда детей «складывают» на время, а получается –навсегда, поскольку детям кроме улицы деваться больше некуда. Приют, кризисныйцентр временного пребывания и т.п. превращаются фактически в ещё один детскийдом; и чем больше их открывать, тем больше будет в них потребность.
Дети-сироты. Сейчас в России около 600 000 детей-сирот (из них 95% — социальные сироты, т.е. дети, родители которых живы, но лишены родительскихправ либо сами отказались от ребенка). Согласно официальным данным, из 15000детей — ежегодных выпускников сиротских учреждений России — в течение года 5000попадают на скамью подсудимых, 3000 становятся бомжами и 1500 — кончают с собой[22, с.240].
Социальные кризисы 20-х – 30-х годов 20-го века привели к увеличениюобщего количества беспризорных и безнадзорных детей на улицах, этотнеблагоприятный процесс способствовал развитию системы детских домов,становлению системы воспитательной работы с особой категорией детей:детей-сирот, детей, лишившихся попечения родителей.
Объектом исследования является защита прав детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей в 20-е – 30-е годы ХХ века.
Объектом курсовой работы являются беспризорные дети.
Предметом курсовой работы является опыт решения проблем детскойбеспризорности.
Цель курсовой работы: рассмотреть и оценить опыт решения проблем детскойбеспризорности в 20-е – 30-е годы ХХ века.
Задачи курсовой работы состоят в рассмотрении определения детскойбеспризорности, предыстории проблемы и причин возникновения беспризорности,рассмотрении способов решения проблемдетской беспризорности и форм работы с беспризорными и безнадзорными детьми в20 – 30-е годы.
Опыт решения проблем детскойбеспризорности 1920-1930 г.г.
1. Определение детскойбеспризорности.
Детскую беспризорность и безнадзорность политологи, социологи и правоведынашего времени относят к социальным болезням, характерным для любогоцивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным сполитическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовойсистемы. Причины его возникновения и распространения кроются как в правовых исоциально-политических аспектах функционирования государства, так и внациональных семейных традициях, в степени развития общественной морали, атакже социальной защищенности института семьи и каждого отдельного гражданинагосударства. В связи с этим данное явление требует глубокого изучения состороны различных специалистов (юристов, правоведов, политологов, социологов,психологов, педагогов).
Первое наиболее полное официальное определение беспризорности можно найтив Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные — этонесовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие вусловиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье.Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов)и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с нимиобращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственнымпримером, — дети подобных родителей тоже считаются беспризорными». [17, с.438]
Термина «безнадзорность» Большая Советская Энциклопедия не содержала,однако это понятие в современном его значении входило в смысл общего понятиядетской беспризорности. Таким образом, в 20-30-е гг. ХХ в. различия междупонятиями «беспризорность» и «безнадзорность» практически не было. Вофициальных документах периода становления Советской власти также вместотерминов «безнадзорность» и «беспризорность» фигурировало понятие детскойбеспризорности, объединявшее в себе по смысловой нагрузке оба этих термина. [1,ст.287]
Термин «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностью появился вофициальных документах и законодательных актах только с 1935 г. В годы ВеликойОтечественной Войны в постановлениях Правительства также использовались обатермина, однако их определений в законодательных актах того времени не было. [2, с.561-562]
Не уделяется должного внимания различиям понятий детской беспризорности ибезнадзорности и в действующем законодательстве.
Например, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних (1967 г.),действующем на сегодняшний день, используется термин безнадзорность.[3, с.11]Положением предусмотрено, что одной из главных задач комиссий по деламнесовершеннолетних является предупреждение детской безнадзорности (ст. 1).Однако определения этому понятию не дано. Термин «беспризорность» в указанномПоложении вообще не упоминается, несмотря на то, что устройствонесовершеннолетних и охрана их прав (в том числе и права на жилище,предусмотренного ст. 40 Конституции РФ, права ребенка жить и воспитываться всемье, предусмотренного ст. 54 Семейного Кодекса РФ) также указаны в числепервоочередных задач комиссий. Таким образом, в Положении о комиссиях по деламнесовершеннолетних не только не уделяется должного внимания понятийномуаппарату, но и происходит слияние терминов «беспризорность» и «безнадзорность».
Этих понятий нет и в кодифицированных нормативно-правовых актах,регулирующих права и обязанности несовершеннолетних (например, в Семейномкодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе). [4, ст.2717]
1.2. Предыстория проблемы и причинывозникновения беспризорности.
В истории человечества беспризорничество как особое социальное явлениесуществует давно. Но в периоды политических, социально-экономическихпотрясений, войн, революций, национальных междоусобиц – число беспризорныхдетей значительно возрастает. Имеют свою историю и способы решения проблемдетей, выбитых из жизненной колеи. С середины XIX века в России начинаетсяактивный рост детских приютов, в том числе создаваемых частными лицами иобщественными организациями. Характерно, что рост приютов в Санкт-Петербургелидировал среди всех благотворительных учреждений; они составляли к 90-м годамXIX века 33 % от их общего числа. К концу XIX века все большую активность врешении проблем беспризорничества проявляет государство, организуя приюты длядетей нравственно запущенных, преступивших закон, или отбывших наказание. Вначале ХХ века активную деятельность по устройству таких беспризорных детейразвернул московский Совет по призрению беспризорных. Их передавали в семьи,которые получали определенную плату; создавали «искусственные» семьи изнескольких детей во главе с заслуживающими доверия женщинами; организовывалинебольшие приюты.
В 1910 году в царской России насчитывалось до 2,5 млн. беспризорныхдетей. В результате голода, разрухи и других тяжелых последствий гражданскойвойны и революции число беспризорных детей к 1921 году возросло до 4,5 млн.
Следуетотметить, что в связи с большим ростом детской беспризорности и безнадзорности,обусловленном целым рядом социально – политических и экономических факторов,эта проблема на сегодняшний день является особенно актуальной для России. Так,по данным различных экспертов, число безнадзорных в России составляет от 500тыс. до 2 — 5 млн. несовершеннолетних.
Исходя из определения терминов «беспризорность» и«безнадзорность», а также из анализа юридической, социальной, педагогическойлитературы, посвященной данному вопросу, статистических данных официальныхисточников, были выделены следующие группы причин генезиса детскойбеспризорности и безнадзорности: экономические; социальные; психологические;медицинские; политические; правовые; рост криминализации общества.
Исходя из причин возникновения детской беспризорности ибезнадзорности, на сегодняшний день принято выделять следующие пять основныхисточников ее формирования:
— нелегальная миграция семей из ближнего зарубежья в Россию;
— сиротство, потеря родственников и опекунов в силу различныхтрагических обстоятельств;
— попытка скрыться от суда и следствия после совершенияуголовно наказуемых деяний;
— самовольно ушедшие из семьи из-за жестокого обращения,пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу другихпричин;
— лица, самовольно покинувшие специальные детские учреждения (спецшколы,СПТУ, детские дома, школы-интернаты, иные объекты).
Можно сделать вывод, что впервые термин«безнадзорность» появился в 1930 году, хотя детская беспризорность появиласьгораздо раньше и только с середины XIX века в России начинается активный ростдетских приютов, в том числе создаваемых частными лицами и общественнымиорганизациями. Несмотря на богатый исторический опыт и разнообразие форми методов борьбы с детской беспризорностью, существовавших в разные годы вРоссии (от благотворительных сиротских приютов при монастырях до «изъятий»беспризорников ГУЛАГа в 30 – х гг. ХХ в.), следует отметить, что проблемы детскойбеспризорности и безнадзорности остаются актуальными и в настоящее время.
2. Способырешения проблем детскойбеспризорности.
Во второй половине XIX в. в развитии образованияпроисходят существенные перемены. В педагогике активно начинают развиватьсягуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическаяобщественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, свободноговоспитания, реформирования образования.[8,c.34] В этуэпоху судебных реформ в России сформировались основные направления деятельностигосударства и общества по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.Государство направляло свои усилия преимущественно на развитие правовых основпревентивной политики, практические шаги осуществляли общественные силы.[9, с.3]Развивалось законодательство, были учреждены суды для несовершеннолетних;исправительные заведения для подследственных и подсудимых. Эти заведениянаходились в тесной связи с судами.[10, с.3] В такие приюты несовершеннолетниепомещались по решению судов для несовершеннолетних. Несовершеннолетние,вышедшие из мест заключения, жили, работали, иногда проводили в этих приютах понескольку лет. Внутренний распорядок жизни, система воспитания были аналогичнысуществовавшим в исправительных заведениях. К 1917 г. на территории Россиирасполагалось 538 детских приютов, где воспитывались 29650 детей. [11, с.114]
Всплеск роста числа беспризорных изошел во времяПервой мировой и Гражданской войны. В 1921 г. их насчитывалось 4,5 млн. чел.,по другим данным в 1922 г. было 7 млн. беспризорников. [12, с.134]
В советской России борьба с беспризорностью сталаполитической задачей. После октябрьской революции 1917 г. системаблаготворительных учреждений была уничтожена. Заботу о детях-сиротахгосударство взяло на себя. Для решения проблемы детской беспризорностипотребовались значительные усилия со стороны государства и общества в целом.Опыт ликвидации детской беспризорности в Советском Союзе представляет интерес идля настоящего времени, поскольку он помогает понять, как складывалисьсовременные подходы к решению проблемы беспризорности и безнадзорности детей иподростков.
Осенью 1921 г. при ВЦИК образовалась комиссия поулучшению жизни детей под председательством Дзержинского, которую называли ДЧК- детской чрезвычайной комиссией.[6, с.193]
Основной формой борьбы с беспризорностью былоопределение детей и подростков в учреждения интернатного типа. Создавалисьприемно-распределительные пункты, где дети находились под наблюдением педагогови врачей до направления в детские учреждения постоянного пребывания (детскиедома, детские городки, колонии и коммуны), трудоустройства, либо возвращенияродителям или родственникам. В 1917 г. в детских домах воспитывалось 30 тыс.детей, в 1919 г. — 125 тыс. в 1921-1922 гг. — 540 тыс. детей.[13, с.193]
Попечением о беспризорных занимались различныеведомства и организации (наркомздрав, наркомпрос, НКВД, профсоюзы, комсомол,партийные органы, женотделы и т.д.). Помимо упомянутых организаций учетбеспризорников вели органы ГПУ, милиция, уголовный розыск. Основная тяжестьработы приходилась на местные органы народного образования (ОНО), но и там былодублирование. При каждом ОНО были созданы отделы социально-правовой охранынесовершеннолетних (СПОН), в структуру которых входили стол опеки, детскийадресный стол, юрисконсультская часть и комиссия по делам несовершеннолетних(«комнес»). Начало 20-х годов явилось периодом быстрого расширения иразвития сети таких комиссий; их число в 1925 г. возросло, по сравнению с 1920г. в 8 раз[14, с.95]. Был создан их руководящий орган — Центральная комиссия поделам несовершеннолетних. Помимо них существовали детские социальные инспекции(ДСИ), представлявшие собой нечто среднее между обществом милосердия и полициейнравов.
Наряду с названными учреждениями возникла и системаорганов, специально предназначенная для рассмотрения дел о правонарушениях, — комиссия по делам несовершеннолетних. Схема борьбы с беспризорностью былапростой: ребенок с улицы — детский приемный пункт — детский дом. Такой порядокочень скоро привел к переполнению детдомов, которые государство было уже не всилах содержать. С переводом детских учреждений на местный бюджет в 1923 г.количество детдомов и детей в них стало резко сокращаться. В целом по стране в1923 г., по сравнению с 1922 г., сеть детдомов сократилась с 6063 до 3971,детей в них — с 540 тыс. до 253 237 человек [14, с.94].
В обеспечение исполнения законов об охране детства,в борьбу с беспризорностью и правонарушениями в подростковой среде сразу послесвоего создания включились органы прокуратуры. Так, циркуляром ВЦИК за подписьюМ.И. Калинина от 20 июня 1924 г. на прокуратуру возлагалось наблюдение занеуклонным осуществлением местными органами установленного порядка реэвакуациии привлечения к ответственности лиц, виновных в его нарушении. Большую работупроводила прокуратура по обеспечению законности в деятельности детскихучреждений для беспризорных, борясь против хищений и бесхозяйственности,жестокого обращения с детьми.
Сложилась и сама система мер в работе сподростками: однократное воспитательное воздействие (беседа, замечание);устройство или возврат в семью; длящийся надзор за поведением подростков;помещение их в закрытые воспитательные учреждения.
Регламентируя вопросы уголовной ответственностинесовершеннолетних, уже в Уголовном кодексе 1922 г. были сформулированынекоторые важнейшие положения: отнесение несовершеннолетия обвиняемого к числусмягчающих обстоятельств, возможность широкого применения к подросткамусловного осуждения, замены судом уголовного наказания воспитательными мерами, достаточнымидля достижения цели исправления виновного.
Сама сеть учреждений для исправления иперевоспитания несовершеннолетних правонарушителей развивалась в двухнаправлениях.
Во-первых, это закрытые учреждения для трудныхподростков интернатского типа со строгим педагогическим режимом, обязательнойшкольной учебой и обучением профессии. К 1925 г. было 258 таких учреждений, гдесодержалось 16 тыс. воспитанников.
Наряду с закрытыми воспитательными учреждениямисоздавались трудовые дома в городах и колонии в сельской местности, имевшиевоспитательно-карательный характер.
В 1928 г. была поставлена задача ликвидировать вкратчайшие сроки детскую беспризорность. Был составлен оперативный планликвидации уличной беспризорности. Детей раздавали в крестьянские семьи,кустарям, в колхозы и совхозы. Крестьян и кустарей заинтересовывали брать детейиз детдомов, предоставив дополнительный земельный надел на каждого взятогоребенка, освобождаемый от уплаты единого налога на три года. Кроме того, крестьянепользовались правом бесплатного обучения питомца в школе и получали на негоединовременное пособие [14, с.95].
Центральным пунктом плана ликвидации уличнойбеспризорности являлось одновременное «изъятие» бездомных детей иподростков с обжитых ими мест обитания и размещение их в приемниках, детдомах иприютах. В циркуляре наркомпроса от 19 марта 1928 г. работа по ликвидацииуличной беспризорности приравнивалась к «боевому заданию». К операциипривлекались только сотрудники ОГПУ, милиции и угрозыска, в редких случаях — работники детской инспекции и комсомольские работники.
Исчезнув с центральных улиц крупных городов,беспризорщина переместилась в глубь страны. Болезнь была загнана вовнутрь. Одначасть беспризорных детей и подростков пополнила ряды узников ГУЛАГа, другаячасть была направлена на ударные стройки коммунизма и на военную службу. Сосени 1927 г. в советской прессе перестали говорить о беспризорности как омассовом явлении, а с 1928 г. статьи о беспризорниках практически исчезли состраниц газет.
2.1. Борьба с беспризорностью и формыработы с беспризорными и безнадзорными детьми в 20 – 30-е годы
Со дня революции коммунистическая партия проводила широкие мероприятия поустройству жизни беспризорных детей и созданию благоприятных условий для ихвоспитания. Была законодательно оформлена система социально-правовой защитынесовершеннолетних, создана система взаимосвязанных органов и учреждений,способных вести одновременно и борьбу с беспризорностью и ее профилактику. В1918 году декретом Совета Народных комиссариатов приюты и сиротские домапреобразовались в детские дома и передавались в ведение специально созданныхкомиссий. В январе 1919 года был основан Государственный совет защиты детей,главной функцией которого являлось изыскание средств для содержаниявоспитанников в детских учреждениях. В совет входили представители наркоматовсоциального обеспечения, просвещения, здравоохранения, продовольствия и труда.Председателем был нарком просвещения А. В. Луначарский. Помимо изысканиясредств для содержания воспитанников в детских учреждениях совет направлялдеятельность представленных в нем наркоматов по эвакуации детей в хлебородныегубернии, согласовывал планы организации общественного питания,продовольственного и материального снабжения детей. Значительную помощь детскимдомам оказала созданная в 1921 году при ВЦИК комиссия по улучшению жизни детейво главе с Ф. Э. Дзержинским. Особенно большая работа была проведена ею в 1921– 1922 годах по спасению детей от голода в неурожайных частях страны,размещение их в детских учреждениях и в семьях трудящихся в хлебородных частях.Комиссия активно участвовала в организации детских домов и колоний длябеспризорных детей и подростков. Были созданы сотни детских домов и трудовыхколоний, в которых дети, лишившиеся родителей, были окружены теплом ивниманием. Все эти меры способствовали ликвидации беспризорности ибезнадзорности в стране.
Основной формой борьбы с беспризорностью было определение детей иподростков в детские учреждения интернатного типа для временного содержания илидлительного проживания, обучения и воспитания. Задачей различныхприемно-распределительных пунктов было оказание общественной помощибеспризорным, подготовка их к вступлению в организованный коллектив ираспределение по стационарным учреждениям; в них дети находились под постояннымнаблюдением педагогов и врачей. В таких учреждениях дети могли содержаться дочетырех месяцев. За это время их либо отправляли в постоянные детскиеучреждения (детские дома и коммуны), либо трудоустраивали, либо возвращалиродителям и родственникам.
Еще раз повторю, что к стационарным детским учреждениям относилисьдетские дома различного типа, детские городки, колонии и коммуны.
В 1917 году в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1918 – 75тысяч, в 1919 – 125 тысяч, в 1920 – 400 тысяч, в 1921-22 – 540 тысяч детей[9, с. 16].
Многие детские дома, колонии и коммуны того времени приобрели широкуюизвестность благодаря хорошей постановке воспитательной работы. Например,организованные А.С. Макаренко в сентябре 1920 года Полтавская и в мае 1926 годаКуряжская близ Харькова трудовые колонии имени Горького, Харьковская трудоваякоммуна имени Дзержинского; Прилуцкая трудовая коммуна для мальчиков и юношейБольшевская коммуна, Лопасненский институт трудового воспитания «Новая жизнь»для бывших правонарушительниц девочек и девушек, Солотчинская детская колониядля трудных и ряд других.
В стране проводились различные съезды деятелей по охране детства. Насобраниях поднимались и вопросы, связанные с работой детских учреждений.
Первый Всероссийский съезд деятелей по охране детства (февраль 1918 года)оценивал детские дома как очаг коммунистического воспитания.
Второй Всероссийский съезд по охране детства (ноябрь 1924 года) обратилсвое внимание на организацию трудового и общественно-политического воспитаниядетей.
Третий Всероссийский съезд по охране детства (май 1930 года) указал нанеобходимость прикрепления каждого детского учреждения к производству в городеили к колхозу либо совхозу в деревне с целью улучшения трудовой подготовкивоспитанников.
В дальнейшем в решениях правительства были определены меры по улучшениюучебно-воспитательной работы детских домов (Решение «О мероприятиях поподготовке воспитанников детских домов к трудовой общественно-полезной деятельности»,1925 год; «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», 1935 год; идругие).
История развития учебно-воспитательных учреждений для беспризорных детейи подростков – это путь установления новых методов педагогической работы иранее неизвестных форм организации и воспитания самодеятельных детскихколлективов. Педагогические коллективы этих учреждений самостоятельноразрабатывали новые педагогические проблемы и способы их решения.
Ведущую роль в практической разработке и теоретическом обобщении опытаперевоспитания беспризорных детей и подростков, включая их в полезнуюдеятельность, сыграли Макаренко, а так же его последователи.
Часто из детских домов беспризорных детей передавали на попечениеродственников и на воспитание в семьи трудящихся. Патронат, усыновление,назначение опеки, организованное определение на работу и устройство впрофессиональные школы и техникумы – все это было большой помощью в работедетских домов и воспитательных учреждений по борьбе с беспризорностью. Важноезначение имели постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1925 года омероприятиях по подготовке воспитанников детских домов к трудовойобщественно-полезной деятельности и такое же постановление от 5 апреля 1926года о порядке и условиях передачи воспитанников в крестьянские семьи дляподготовки их к сельскохозяйственному труду.
В августе 1926 года ЦИК и СНК СССР приняли развернутое постановление «Омерах по борьбе с детской беспризорностью», которое должно было способствоватьулучшению трудовой подготовки подростков в детских домах, коммунах и колониях иразмещению их на предприятиях и в хозяйственных учреждениях. ЦИК и СНК СССРобязали местные органы советской власти привлекать в борьбе с беспризорностьюширокую общественность. Ведущую роль в этой борьбе сыграл комсомол, профсоюзыи женские организации. Было создано добровольное общество «Друг детей» и егоотделения на местах. Макаренко писал: «История борьбы с бродяжничанием детей,которая вызывала столько злорадства и клеветы со стороны наших врагов, доказала,что советское общество не жалеет усилий т средств для благополучия детей иделает это, не унижая ребенка, а соблюдая полное уважение к его личности».
В результате проведенной работы число беспризорных детей и подростковрезко сократилось. Если в 1923 году в стране насчитывалось 3 тысячи 971 детскоеучреждение, в котором было 253 тысячи 237 воспитанника, то в 1927-28 годахучреждений сократилось до 1 тысячи 922, а число воспитанников до 158 тысяч 554человек.
Завершение работы по ликвидации беспризорности в стране относится ксередине тридцатых годов. СНК СССР и ЦК ВКП(б) в постановлении «О ликвидациидетской беспризорности и безнадзорности», опубликованном в «Правде» 1 июня 1935года подчеркивали роль общественности в воспитании детей и молодежи. Здесь СНКСССР и ЦК ВКП(б) определили систему мероприятий по предупреждениюбеспризорности, по организации борьбы с малолетними правонарушителями ихулиганством детей на улице, по усилению ответственности родителей завоспитание детей.
Вывод: В 20 – 30-е годы ХХ века Советский Союз переживал нелегкиевремена. Переход от капитализма к социализму, перестройка экономики, политики,идеологии привели к социальным кризисам, таким как голод, нищета, из-за которыхна улицах страны выросло количество детей-сирот и детей, лишенных попеченияродителей, беспризорных и безнадзорных детей. Советское правительство неоставляло без внимания эту проблему и создавало всевозможные программы позащите прав детей-сирот и детей и беспризорников Далеко не все проблемыбеспризорности были решены в то время, и на улицах все равно оставалисьбеспризорные дети, но их количество заметно уменьшалось с развитиемгосударственной системы воспитания и системы учреждений для детей-сирот.
Заключение.
В данной работе была рассмотрена проблема беспризорности и безнадзорностив 20 – 30-е годы ХХ века; охарактеризована государственная политика 20 – 30-хгодов, направленная на защиту прав детей-сирот. Были раскрыты такие понятия,как беспризорность, безнадзорность и др.
В работе приводятся количественные данные о беспризорных детях идетях-сиротах как в период 20 – 30-х годов, так и в настоящее время. И изприведенной в работе статистики хорошо видно, что количество беспризорных детейи детей-сирот сегодня приближается к количеству таких детей на исследуемомисторическом этапе.
Для борьбы с этим неблагоприятным общественным явлением в 20 – 30-е годысоздавалось большое количество учреждений социальной защиты для сирот ибеспризорников. Во многих из таких учреждений работали талантливые педагоги,создавшие достаточно прогрессивные системы воспитания, включающие в себядетское самоуправление, трудовое и коллективное воспитание и т. д.
Библиография:
1.Постановление правительства РСФСР 1926 г. «Положение о борьбе сбеспризорностью» // Сборник постановлений ираспоряжений (СП и Р) СССР. 1929. № 18. Ст. 287.
2. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) 1935 г. «О ликвидации детскойбеспризорности и безнадзорности» // Сборник постановлений и распоряжений(СП и Р) СССР. 1935. № 32. Ст. 252; Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г.«Об устройстве детей, оставшихся без родителей» // Справочник позаконодательству для прокурорско-следственных и судебных работников. — М.:Политиздат, 1962. С. 515; Постановление СНК СССР от 15 июня 1943 г. «Обусилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью ихулиганством» // Справочник по законодательству дляпрокурорско-следственных и судебных работников. — М.: Политиздат, 1962. С.561-562.
3.Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня1967 г. «Об утверждении положения о комиссиях по деламнесовершеннолетних» (в редакции от 6 августа 1986 г.) (с изм. от 25.02.93;30.12.01) // Российская газета от 19.03.93. N 53; Российская газета от31.12.01. N 256.
4. Семейный кодекс РФ от 29 декабря1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января2000 г.) // СЗ РФ от 1.01.96. N 1 ст. 16; СЗ РФ от 10.01.00. N 2 ст. 153;Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25.06.02, 30.10.02,31.10.02, 4.06.03) // СЗРФ от 7.01.02. (часть I) ст. 1; СЗ РФ от 7.07.03. N 27 (часть II) ст. 2717.
5. Дети улицы. Растущая трагедия городов / Докладдля Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. – М., 1990. С.12 – 15; 34.
6. Рожков А.Ю. Борьба сбеспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11.С. 134-135.
7. Мельникова Э.Б. Профилактикабезнадзорности детей и подростков // М.: Юристъ — 1999. № 2. С. 21.
8.Бурлакова Т.Т. Гуманистическая воспитательнаясистема детского дома. Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстогов педагогической практике Яснополянского детского дома. – Тула: Изд–во Литпросвет,2001. С. 34.
9. Беляева Л.И. Материалы конференции«Подросток и закон». Институт «Открытое общество» (ФондСороса). — М.: Юристъ, 2002. С. 3.
10. Отчет Московского обществапатроната за 1914 г. — М., 1915. С. 3-5.
11. Василъкова Ю.В. Социальнаяпедагогика. Курс лекций / Уч. пособие.- М.: Знания, 1999. С. 104-114.
12. Рожков А.Ю. Борьба сбеспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11.С. 134.
13.Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н.В.Шаповалова. – М.: Наука, T.I. 1964. С.193.
14. Кривоносов А. Н. Историческийопыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, М.: «Транспечать»- 2003. № 7. С. 95-97.
15.Беляков В. В.Сиротские детские учреждения России. // Исторический очерк. М.: Знания — 1993. – 84 с.
16. Беспятова Н. К.Коммунары тридцатых годов. Педагогика, 1996. — № 4. – 97 с.
17.Большая советская энциклопедия в 4 томах /Под ред. О. Ю. Шмидт. М.: «Транспечать», 1931. – Т. 5; 21.
18.Борьбас детской беспризорностью. /Под ред. Я. А. Перель и А. А. Любимова. М.: «Инфра-М» — 1932. – 142 с.
19.Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М.: Знания 1999. – 368с.
20.Детская беспризорность. Предупреждение и борьба с ней. /Под ред.Тизанова С. С. М.: Наука — 1923. – 72 с.
21.Детская беспризорность и борьба с ней. //Тезисы докладов. М.: «Инфра-М» — 1926. – 4 с.
22.Детская беспризорность и детский дом. //Сборник. /Под ред. С. С.Тизанова, В. Л. Швейцер, В. М. Васильевой. М.: Знания — 1926. – 240 с.
23.Детские дома: практика работы. //Сборник. /Сост. З. И. Мелина, В. А.Мичурин, А. Л. Меленевский, А. М. Рябцев, С. И. Якимюк. М.: Наука -1927. – 102 с.
24.Детский дом: уроки прошлого. //Сборник. /Сост. Мыльникова Г. М., М.: Юристъ — 1990. – 191 с.
25.Зареченова Е. А. В. Н. Сорока-Росинский о воспитании. Пятигорск.: «Буква» — 2000. – 22 с.
26.Педагогика современного детского дома. //Сборник. /Под ред. С. С.Тизанова, В. М. Васильевой, И. И. Донюшенко. М.: Наука -1927. – 148 c.
27.Сироты России: право ребенка на семью. М.: «Транспечать» — 2001. – 205 с.
28.Словарь-справочник по социальной работе. М.: «Инфра-М» 1997. – 417с.
29.Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Наука - 1991. – 204с.
30.Сорока-Росинский В. Н. Школа Достоевского. М.: Наука – 1970 – 64с.
31.Трудные дети и подростки и методы работы с ними в детучреждениях. /Подред. Бем О. Л. и Куфаева В. И. М.: Наука — 1934.–93 с.