Реферат по предмету "Социология"


Определение основных направлений реформирования системы социального обслуживания населения Алтайского края

/>Содержание
Введение
1. Теоретическиеаспекты социального обслуживания населения
1.1. Социальная защита:понятие и сущность
1.2. Социальная защитатрудящихся
1.3. Краткая историяразвития системы социального обеспечения в России
2. Анализ динамикисистемы социальной защиты населения Алтайского края
2.1. Отделы социальнойзащиты
2.2. Социальнаяполитика Алтайского края
2.3. Программысоциальной поддержки
Заключение
Список литературы/>

Введение
Чем тяжелее ситуация в той или инойстране, тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защите населения.О такой защите настоятельно просят, ее требуют от правительства. Сложностьположения при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдаетсяэкономический спад, снижается объем производства, уменьшается создаваемыйваловой национальный продукт, то возможности правительства выделятьдополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены.Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынужденоприбегать к увеличению налогов, в связи, с чем снижаются доходы работающих. Аэто порождает новые социальные напряжения.
Чтобы исправить такое положениенедостаточно желания людей получить социальную защиту от невзгод ухудшающейсяжизни, также как недостаточно намерений и обещаний правительства улучшитьжизнь. Проблема может быть полностью решена только тогда, когда экономикапойдет вверх и станет создавать минимум продуктов потребления и услуг, которыйнеобходим людям. В этом в конечном итоге и состоит спасение. Но что же делатьдо того, в период, когда экономика, находится на спаде и неспособнаудовлетворить потребности всего населения во благах и услугах? Как помочьлюдям, попавшим в тяжелое бедственное состояние, и кому именно надо помогать?
Следует, прежде всего, понять, чтоесли снизить производство продукция услуг в стране и одновременно уменьшитьпомощь из-за рубежа, если закупки по импорту не способны компенсировать такоеснижение, а запасы и резервы доведены до минимума, то предотвратить понижениеуровня жизни практически невозможно. Столь же нереальна в этих условиях задачаполной социальной защиты всего населения от уменьшения потребления благ и услугв целом и в расчете на одного человека. Хуже того, если мы попытаемсяпредоставить блага в нужном количестве одним, то заведомо пострадают другие,кому эти блага не достанутся.
Экономические и социальныепреобразования в Российской Федерации и связанные с ними негативные тенденции вуровне жизни населения ярко проявляются в Алтайском крае. Специфика ситуациипоследних лет заключается в том, что помимо традиционно уязвимых группнаселения (многодетные, неполные семьи, инвалиды, пенсионеры) в категорию малообеспеченныхпопадают новые большие группы экономически активного населения, которыеспособны своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровеньблагосостояния: трудоспособные родители, имеющие детей; безработные;военнослужащие, уволенные с военной службы, и члены их семей и др.
Несмотря на общий экономический рост,социально-экономическая ситуация Алтайского края остается напряженной,социальные проблемы не потеряли своей актуальности. Это обусловлено сохранениембезработицы и бедности.
В этих условиях все большая частьнаселения Алтайского края, причем острее, чем когда-либо, нуждается впрофессиональной помощи для своих основных социальных прав, для обеспеченияэлементарного выживания. Следовательно, потребность в социальной защите, какосновном механизме оказания помощи малообеспеченным слоям населения в настоящеевремя значительно возрастает. Все это свидетельствует в пользу созданиягосударственной системы социальной защиты населения, которая оказала бы помощьнуждающимся категориям граждан наиболее адресной и эффективной.
Объектом исследования данной работы является социальнонезащищенная часть населения Алтайского края.
Предмет исследования— система социального обслуживания населения Алтайскогокрая.
Главной целью настоящей работы является определение основныхнаправлений реформирования системы социального обслуживания населения Алтайскогокрая, в новых экономических условиях, на основе анализа ведущих тенденций в социальнойработе.
Для достижения поставленной цели вработе предусматривается решить следующий комплекс задач:
изучить цели и главные принципысоциального обслуживания населения;
определить основные особенности состояниясистемы социального обслуживания Алтайского края на современном этапе;

1. Теоретические аспекты социального обслуживания населения
 
1.1Социальная защита: понятие и сущность
Новое жизнеустройство общества,экономическая реформа, переход к многообразию форм собственности, общественнаяпрактика требуют теоретической разработки и обоснования такой категории как«социальная защита». Эта категория выполняет роль системообразующей функциисоциальной работы, показывает степень согласования социальных программ развитияобщества и человека.
Главным и определяющим средиглобальных ориентиров развития государства должен быть сам человек какиндивидуум, гражданин, личность. Поэтому одной из актуальных задач являетсявыработка адекватного глубине происходящих кризисных явлений и процессоввидения механизмов их преодоления на основе гуманитарного понимания мира, ролив нем человека и его внутреннего мироустройства.
Гуманизм, гуманитарная идея исоциальная защита личности неразрывно связаны и взаимообусловлены. Категория«гуманизм» понимается как идеология человеколюбия и человекоуважения, а«гуманитаризм» – практическое воплощение человеколюбия и человекоуважения.Одной из важных составляющих гуманизации общества является деятельность по гармонизациисоциальных интересов, то есть по наиболее полному и глубокому сочетаниюинтересов различных субъектов, социальной деятельности, их интересов синтересами общества. Социальная защита, оказание той или иной помощи отдельнымлюдям или социальным группам, в конечном счете, направлена на гармонизациюотношений между ними и обществом.
Выделяя место «социального» в узкомсмысле в системе общественных процессов и отношений, ученые отмечают, чтосоциальные отношения отражают определенный срез отношений в рамкахобщественного. «Социальные отношения – аспект базисных и надстроечныхотношений, а именно отношений равенства и неравенства по положению в обществе»,то есть отношения, определяемые положением групп и людей в социальной структуреобщества. Если в экономике выражаются отношения людей к средствам производства,в политике – отношения в власти, то в социальном плане выражено отношение междусоциальными общностями людей в связи с их положением и ролью или по поводу ихположения и роли в общественной жизни. Переход к рыночным механизмам повлек засобой активный процесс реформирования общественных и межличностных отношений,усилил разобщенность людей и целых поколений, утрату традиций. Обстановканестабильности порождает новые проблемы личности и выдвигает в разрядпервостепенных задачи социальной защиты.
Наиболее важным требованием, лежащимв основе социальной защиты является, требование социальной справедливости,которая сама во многом реализуется через социальную защиту. Проблема социальнойсправедливости не теряла своей актуальности во все времена. В настоящее время,когда общество переживает труднейший период, проблема справедливости должнабыть в центре внимания. Социальная справедливость касается целостнойжизнедеятельности общества и личности. Она предполагает осуществление реальныхсоциальных интересов людей, удовлетворение их оптимальных в данный период и вконкретной ситуации потребностей. Критерием и принципом социальнойсправедливости являются количество и качество труда. Последовательное применениеэтого принципа, соизмерение того, что человек дает обществу, и того, что онполучает от общества, является барьером против уравниловки, сдерживающейдеятельность человека [4]. Степень социальной защиты личности во многомопределяется социальным положением той социальной группы, к которой онотносится, и его личным социальным положением.
Комплексными характеристиками понятия«Социальное положение» выступают социальный статус и престиж. Социальный статус– это интегральный показатель положения социальной группы и ее представителей всистеме социальных связей и отношений общества. Наряду с категорией социальногостатуса в науке широко используется социально-экономический, социально-правовойи др. статус, призванный характеризовать положение социально-профессиональныхгрупп и их членов в разных сферах жизнедеятельности общества.
Объективная социальная реальность,обусловленная логикой развития рыночных отношений, с необходимостью выдвигаетна первый план еще один момент социальной справедливости, социальную защитулюдей, находящихся за пределами действия рыночных отношений не имеющихвозможности существования хотя бы на уровне минимальных стандартов жизни [5,с.87]. Новые социальные проблемы не только выявили незащищенность большинствалюдей, но и заставили государство и общество искать нетрадиционные выходы изэтого положения. Это, безусловно, требует от государства проведения активнойполитики в области социальной защиты.
Процесс формирования системысоциальной защиты личности в новы условиях жизнеустройства общества во многомзависит от соотношения объективного и субъективного, стихийного исознательного, активного и пассивного. Поэтому наблюдается подход не только копределению понятия, но и к практике социальной защиты и социальной работы вцелом.
Тишин Е.В. под социальной защитойличности понимает всеобъемлющую форму деятельности государства, обеспечивающаяпредоставление индивидууму максимально возможных условий материальногообеспечения [7, с.34].
Архипьев А.Г. считает, что социальнаязащита личности – это целенаправленная деятельность государства в лице егоинститутов, направленную на всемерное обеспечение процесса формирования иразвития личности, необходимость учета воздействия на личность негативныхфакторов и поиск путей их нейтрализации, предоставление возможностей длясамоопределения и самоутверждения в жизни [4].
Юдин В.П. социальную защиту понимаеткак совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых исоциальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальныхправ и достижение социально-приемлемого уровня жизни [10, с.54].
1.2 Социальная защита трудящихся
Особая значимость придаетсяопределению социальной защиты трудящихся. Под социальной защитой трудящихсяпонимается система законодательных, экономических, социальных исоциально-психологических гарантий, предоставляющих трудоспособным гражданамравные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудовоговклада, экономической самостоятельности и предпринимательства. Социальнаязащита населения может рассматриваться в широком и узком аспектах. В широкомсмысле под социальной защитой понимается система социальных отношений, прикоторых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условиядля жизнедеятельности и духовного развития. В данном значении социальная защитапрактически совпадает с системой социальных гарантий. Социальные гарантииявляются сердцевиной социальной защиты. Под социальными гарантиями понимаетсяобязательное обеспечение всем членам общества потребления определенных объемовматериальных, социальных, духовных благ, без которых человек и современноеобщество не могут существовать. Социальные гарантии охватывают фундаментальныеценности, являющиеся экономической интерпретацией общечеловеческого права нажизнь. В состав таких гарантий должен войти, во-первых, определенных уровеньматериальной обеспеченности. Это достигается созданием комплекса условий дляэкономической деятельности, который дает возможность каждому члену обществасодержать себя и свою семью. Во-вторых, гарантия обеспеченности жильемнуждающегося населения. В-третьих, гарантирование охраны здоровья. Такимобразом, проблема социальных гарантий значительно актуализируется в настоящеевремя. В узком же аспекте социальная защита может рассматриваться в формесоциальной политики государства, стремящейся административными мерамиобеспечить удовлетворительное или хотя бы сносное существование тем группамнаселения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его. В мировой практике существуеттрехсторонний принцип ответственности за социальную защиту граждан исоответственно – за ее финансовое обеспечение. Сторонами, участвующими в этомпроцессе являются: во-первых, — сам человек, во-вторых, — работодатель,в-третьих, — государство.
У нас социальная защита расцениваетсякак вид деятельности государства (его институтов) и социальная защищенность,отражающая, во-первых, реальное в каждый момент времени состояние дел по защитечеловека, во-вторых, субъективный аспект, позволяющий фиксироватьпсихологическое состояние личности относительно данного вопроса (чувствосоциальной защищенности, потребность в социальной защите и т.д.) [8].
Таким образом, система социальнойзащиты складывается как механизм для регулирования социальных отношений междуработающими, социальными группами населения и государством, проявляющихся вэкономической, социальной, культурной и других областях общественной жизни. Ипод социальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемыхобществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированныхминимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения идеятельного существования человека.
/>/> 

1.3Краткая история развития системы социального обеспечения в России
Понятие «социальная защищенностьчеловека» отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которымосуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование ихспособностей. Однако, такой подход возник только недавно. В периодсуществования командно-административной системы социальная защитареализовывалась в рамках централизованной государственной системы социальногообеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих. Социальная защита в целом вобществе осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта ираспределения общественных фондов потребления.
Сегодня социальная защита населения вкачестве основной цели преследует избавление значительной его части отнищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьистал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей.Возникла настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных,нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как наиболее социальноуязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты труда все более отстает отуровня цен, все большее количество товаров повседневного спроса становитсямалодоступным, а то и вовсе недоступным не только для нетрудоспособных, но идля трудоспособных граждан. В связи с этим возникает проблема защитыстабильности рабочих мест как основного источника обеспечения средствсуществования и создание условий для активного включения населения в социальнополезную деятельность [5, с.123].
Таким образом, эффективная системасоциальной защиты населения должна быть рассчитана не только на категорииграждан, непосредственно нуждающихся в такой защите, но и на максимальноеразвитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждого трудоспособногочлена общества, создание условий, в которых он хотел и мог бы заработать. Ведьименно труд дает достаточные средства для действенной социальной защиты.
Социальное обслуживание — одна изсоставных частей системы социальной защиты населения. Социальная защитанаселения включает в себя:
социальное обслуживание населения;
предоставление льгот;
выплату пособий и компенсаций;
санаторно-курортное лечение;
обеспечение средствами реабилитации;
протезно-ортопедическую помощь.
Законодательством определены основныевиды социальных услуг, предоставляемых гражданам, находящимся в труднойжизненной ситуации. Органы социальной защиты населения предоставляют следующиевиды социальных услуг:
обслуживание в стационарныхучреждениях;
предоставление временного приюта;
организация дневного пребывания вучреждениях социального обслуживания;
социальное обслуживание на дому, втом числе специализированное социальное обслуживание;
консультативная помощь;
реабилитационные услуги;
предоставление социального жилья, втом числе в специальных домах для одиноких престарелых;
льготное торговое обслуживание.
Всю историю создания системысоциального обслуживания можно разделить на два этапа:
1-й — допрофессиональный - связан с традициями и формамиблаготворительности — проявления целенаправленного внимания к людям, которые неспособны в силу объективных или субъективных причин, обеспечивать себясобственными силами — это основание всей системы социальной защиты населения;
2-й — профессиональный этап,когда в начале 20-го века формируется новое, уже профессиональное движениеработников, оказывающих социальные услуги населению, в Европе и Америке.
В российской истории можно выделитьшесть основных этапов становления модели (системы) социальной деятельности,связанных с коренными изменениями в ее содержании, принципах и методах:
1 этап — с 1551 по 1725 гг. — этап формирования иреализации идеи государственного призрения;
2 этап — с 1725 по 1796 гг. — этап формирования системы(модели) общественного призрения при Петре I и Екатерине II;
3 этап — с 1796 по 1917 гг. — это этап совершенствования системы(модели) общественного призрения и частной благотворительности;
4 этап — с 1917 по 1918 гг.- этап возврата к моделигосударственного призрения;
5 этап — с 1918 по 1991 гг. — этап становления и реализациисоветской модели социальной деятельности;
6 этап — с 1991 г. по настоящее время — это формирования современнойроссийской модели социальной деятельности.
Итак, история нашего государствабогата собственным опытом становления и развития всех форм общественногопризрения. Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни,когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании каксуществующих государственных структур призрения и создание новых, наиболеесоответствующих современным требованиям, так и в развертывании различных формобщественной и частной благотворительности. Эти традиции, обогащаемыемеждународным опытом оказания социальных услуг населению, сегодня прочно вошлив нашу действительность: координирует и определяет пути развития Министерстватруда и социального развития РФ, создана разветленная сеть региональных(областных, краевых) управлений социальной защиты населения и территориальных(муниципальных) органов социальной работы, функционируют профильные икомплексные учреждения социального обслуживания, создаются различныеблаготворительные общества и фонды социальной поддержки.
Формирование системы социальногообеспечения (прародительницы системы социального обслуживания) на территорииСибири началось в 20-х годах XX века, когда в структуре Сибревкома был созданотдел труда и социального обеспечения.
С 1934 г. начинает формироватьсясистема учреждений социального обслуживания: учебно-производственные мастерскиедля инвалидов, дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
Началом формирования новойпрофессиональной российской модели социальной работы, в соответствии с УказомПрезидента Российской Федерации, стал 1991 год-год перехода от системысоциального обеспечения к более широкому понятию — социальная защита.
 

2. Анализдинамики системы социальной защиты населения Алтайского края
 
2.1 Отделысоциальной защиты
Во исполнение федеральных и областныхзаконов, других нормативно-правовых актов, принятых в сфере социальной защитынаселения, в целях реализации основных направлений и приоритетов социальнойполитики в Алтайском крае создана развитая инфраструктура системы социальнойзащиты населения, включающая как органы исполнительной власти, так и учреждениясоциального обслуживания населения.
Во всех районах Алтайского края и вг. Барнауле были сформированы отделы (комитеты, управления) социальной защитынаселения, начата работа по созданию учреждений социального обслуживания на краевоми территориальном уровнях, основной функцией которых является организациясоциального обслуживания различных категорий нуждающихся, разработка ивнедрение передовых социальных технологий в области социальной защиты различныхкатегорий населения, оказание социальной помощи гражданам, находящимся втрудной жизненной ситуации, из которой они не могут выйти самостоятельно.
Предприятия и учреждения независимоот форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане,занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживаниюнаселения без образования юридического лица, называются социальнымислужбами.
Учреждения социального обслуживаниянаселения можно разделить на две группы: общепрофильные испециализированные.
К общепрофильным относятсяучреждения, открываемые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны,муниципалитета и других малых территориальных административных единиц. Какправило, это набор социальных отделений, которые находятся максимально близко кместу жительства людей и оказывают первичную социальную помощь всемнуждающимся. Такими учреждениями являются комплексные территориальные центрысоциального обслуживания населения, которые сейчас создаются во всех районахАлтайского края.
К числу специализированных(профильных) учреждений социального обслуживания относятся организации,предоставляющие услуги определенным группам населения: гражданам пожилоговозраста (геронтологические центры), семьям с детьми (центр социальной помощисемье и детям), инвалидам (центр социальной реабилитации инвалидов, центрсоциокультурной реабилитации инвалидов, центр помощи детям с ограниченнымивозможностями), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей(реабилитационные центры для детей и подростков, приюты, центры помощи детям,оставшимся без попечения родителей).
2.2 Социальная политика Алтайского края
Алтайский край является региономэкологического неблагополучия (РЭН) в связи с воздействием Семипалатинскогоядерного полигона. Радиационное воздействие на отдельные районы Алтайского краяоказывались малыми дозами в течение длительного временного периода (1949 –1963) преимущественно воздушным путем.
Исследования, проведенные ученымиАлтайского края показали, что под влиянием радиационных воздействий значительнотрансформируется жизненное пространство человека, жизненные возможности, атакже сложившаяся ранее региональная социальная структура. Это непосредственновлияет на функционирование социальных институтов, развитие социальныхпроцессов, изменение деятельности учреждений социальной сферы и управления. Унаселения, длительное время проживающего в условиях негативных последствийрадиационного воздействия Семипалатинского полигона, сформировалась особаячувствительность на любые изменения окружающей среды, социальной политики вэтой и других областях.
Социальная политика в Алтайском крае,как одном из РЭН имеет свои концептуально-содержательные,организационно-процессуальные и структурно-технологические особенности, которыеопределяют выбор моделей, технологий и техник ее реализации.
Главной особенностью социальнойполитики в Алтайском крае является дополнительная организация и расширениесоциальных услуг населению, в первую очередь психологических (консультированиеи терапия, коррекция, диагностика, профилактика, просвещение), социологических(социолого-консультативная, социально-реабилитационная, конфликтологическая),социально-педагогических, социально-защитных.
Социальная защита населения являетсяструктурно-образующим элементом социальной политики. В основе формированиясистемы социальной защиты населения в Алтайском крае, как РЭН лежат следующиепринципы:
приоритетность диагностической иреабилитационной работы медико-социального характера;
всеобщность и гарантированность социальнойпомощи населению;
дифференциация уровня социальнойзащиты и социальной реабилитации различных социальных групп;
адресность социальной помощи;
комплексное использование социальныхнормативов при определении форм содержания и размеров социальной помощи;
относительная самостоятельность исочетание общегосударственных, региональных и местных фондов и средств,направленных на реабилитацию;
разграничение компетенцийобщегосударственных, региональных и местных органов в организации социальнойпомощи;
комплексность и целостностьдеятельности системы социальных служб в регионе.
На каждом этапе развития общества всоциальной политике государства существуют определенные приоритеты. В настоящеевремя в российском обществе к ним относят: регулирование доходов, занятостьнаселения, поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса, социальнаязащита безработных, улучшение условий труда и др. Эти приоритеты социальнойполитики, в свою очередь являются основой для формирования важнейшихнаправлений социальной защиты и социальной работы с учетом особенностейрегионов. Очевидно, что одним из важнейших направлений социальной работы должнабыть поддержка и помощь наиболее «слабым» слоям населения и, прежде всего, вполучении ими тех социальных гарантий, которые определяются нормативнымидокументами для населения, проживающего в РЭН. Для повышения эффективностиреализации приоритетов государственной социальной политики в сфере социальнойзащиты и социальной работы важным является подготовка профессиональных кадров –специалистов социологов, психологов, социальных работников.
В 2006 и 2007 годах приоритетныминаправлениями в деятельности комитета по охране здоровья и социальной защитенаселения Алтайского краевого Совета народных депутатов и Главного управленияАлтайского края по социальной защите населения, были подготовка и принятиесреднесрочных программ, совершенствование краевого законодательства, контрольза соблюдением и исполнением законов по предметам ведения комитета [2].
В дополнение к действующим социальнымпрограммам в 2006 году подготовлены и приняты краевым Советом народныхдепутатов краевые целевые программы: «Социальная поддержка малоимущих граждан ималоимущих семей с детьми» на 2007-2010 годы», «Развитие физической культуры испорта в Алтайском крае» на 2006-2010 годы» и «Краевые целевые программы вобласти здравоохранения на 2007-2011 годы».
В 2006 году Главным управлениемАлтайского края по социальной защите населения были выделены ряд практическихцелей деятельности:
1. Содействие повышению благосостояниянаселения и снижению бедности.
2. Повышение качества и доступностисоциального обслуживания, особенно для малоимущих групп населения, пожилыхлюдей и инвалидов.
3. Содействие улучшению положениясемей с детьми, создание благоприятных условий для комплексного развития ижизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Интегрированным показателем цели«повышение благосостояния населения, снижение бедности по денежным доходамнаселения» является: удельный вес населения в крае с доходами ниже прожиточногоминимума. Наблюдается сокращение значений данного показателя по статическимданным на 01.10.2006 г. на 3,7%, по состоящим на учете в органах социальнойзащиты населения на 01.01.2007 г. на 1% ( с 43,5%до 42,5%). Сокращениюмалоимущих слоев населения способствовало повышение вклада социальных программ.
2.3 Программы социальной поддержки
Краевая целевая программа «Социальнаяподдержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми» на 2007 – 2010 годы»подготовлена в целях социальной поддержки нуждающихся граждан, поддержанияуровня жизни малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величиныпрожиточного минимума, и во исполнение Федерального закона «О государственнойсоциальной помощи».
Необходимость разработки программыбыла обусловлена тем, что, несмотря на разнообразие форм социальной поддержкинаселения, вопрос об оказании гражданам адресной социальной поддержки остаетсядля Алтайского края чрезвычайно актуальным. На учете в органах социальнойзащиты населения края в настоящее время состоит более одного миллиона граждан,или 43,5 процента жителей Алтайского края. Это пенсионеры и инвалиды, дети измалоимущих семей, другие граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.Система программных мероприятий предусматривает различные виды социальнойподдержки малоимущих жителей Алтайского края и их учет, осуществляемый сиспользованием средств автоматизации, адресное предоставление пособий, субсидийи других социальных выплат, а также проведение соответствующих организационныхмероприятий. Ожидается, что реализация программы снизит социальнуюнапряженность среди малоимущих слоев населения, позволит за счетиндивидуального подхода экономически выгодно распределять денежные средствакраевого бюджета и обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихсяв ней граждан.
Расходные обязательства по оказаниюсоциальной поддержки малоимущим гражданам отнесены федеральнымзаконодательством к полномочиям органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации. Однако учитывая то обстоятельство, что органы местногосамоуправления, в силу своей максимальной приближенности к населению, могутосуществлять социальную поддержку малоимущих граждан более оперативно ицеленаправленно, с наименьшими затратами, одновременно с краевой целевойпрограммой подготовлен и принят закон Алтайского края «О наделении органовместного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержкемалоимущих граждан и малоимущих семей с детьми». В соответствии с законом органыместного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по предоставлениюсоциальной поддержки в денежной или натуральной форме малоимущимгражданам и малоимущим семьям с детьми в рамках реализации названной краевойцелевой программы.
Принятие закона Алтайского края «Обутверждении краевых целевых программ в области здравоохранения на 2007-2011годы» направлено на усиление поддержки приоритетных направлений развитияздравоохранения, таких как:
снижение смертности и инвалидизациинаселения;
улучшение обеспечения населениясвоевременной высококачественной медицинской помощью в экстренных случаях;
стабилизацииэпидемиологической ситуации;
профилактика заболеванийсоциального характера и борьба с ними;
совершенствованиеразвития первичной медико-санитарной помощи, оказываемой населению, в том числеоткрытие общих врачебных практик;
увеличение объема иулучшение качества специализированной медицинской помощи, в том числекардиохирургической, травматологической и ортопедической;
организация сервисногообслуживания и приобретение дорогостоящей медицинской техники;
совершенствование системыподготовки медицинских кадров.
В краевой целевой программе «Развитиефизической культуры и спорта в Алтайском крае на 2006-2010 годы» сформулированыпринципы государственной политики и определены меры государственной поддержкиразвития физической культуры и спорта в Алтайском крае.
Принятие краевой целевой программы«Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае на 2006-2010 годы»позволит укрепить материально-спортивную базу, организоватьфизкультурно-спортивную работу среди различных социально-демографических групп,обеспечить более качественный учебно-тренировочный процесс спортивного резерваи команд мастеров Алтайского края.
Одной из самых социально незащищенных категорий граждан являются многодетные семьи. Из проживающих вАлтайском крае 11600 многодетных семей около 86 процентов состоит на учете в органахсоциальной защиты Алтайского края как малообеспеченные. В 2005 году попредложению комитета в закон Алтайского края «О ежемесячном пособии на ребенка»было внесено изменение, в соответствии с которым размер пособия на детей измногодетных семей увеличен на триста процентов. Ряд мер социальной поддержки предоставляетсяэтой категории граждан на основании других нормативных актов. Однако в целомпроблему принимаемые меры пока не решают. Учитывая это, комитетом подготовлен ив декабре прошлого года принят Алтайским краевым Советом народных депутатовзакон «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей вАлтайском крае». Финансирование его исполнения предусмотрено отдельной строкойв краевом бюджете на очередной год.
С 1 января 2008 года размережемесячного пособия на ребенка в крае был увеличен до 85 рублей [1].
На январской сессии Алтайскогокраевого Совета народных депутатов принято решение о повышении ежемесячногопособия на ребенка до 100 рублей с 1 января. Всем получателям пособия будетпроизведена доплата.
Законом Алтайского края «О ежемесячномпособии на ребенка» установлено, что для отдельных категорий семей размережемесячного пособия на ребенка увеличивается.
Например, на детей из многодетныхсемей размер пособия увеличивается на 300 %, значит с 1 января текущего года накаждого ребенка, проживающего в многодетной семье, будет ежемесячновыплачиваться по 400 рублей. В общей сумме это даст ощутимую прибавку ксемейному бюджету.
На 200 % увеличивается размережемесячного пособия на ребенка одинокой матери, его сумма составит 300 рублей;на 100 % — на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву (200 рублей);на 50 % — на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов (150рублей).
Оформим графически:

/>
В целях повышения социальной защитыинвалидов принят закон Алтайского края «Об установлении в Алтайском крае квотыприема на работу инвалидов». Законом предусмотрено установление организациям,численность работников которых составляет более 100 человек, квоты приема наработу инвалидов в размере не менее 4 процентов к среднесписочной численностиработников. Применение квоты в таком размере позволит организовать в Алтайскомкрае около 20 тысяч рабочих мест для инвалидов.
Одной из наиболее существенных мерсоциальной поддержки малоимущих граждан является предоставление им субсидий наоплату коммунальных услуг и приобретение топлива. В 2006 году из краевогобюджета выделено на эти цели более 1,3 миллиарда руб. В связи с изменениемфедерального законодательства закон Алтайского края «О предоставлении субсидийна оплату жилья и коммунальных услуг в Алтайском крае» в сентябре прошлого годабыл признан утратившим силу. Одновременно подготовлены и приняты законы Алтайскогокрая «О предоставлении органам местного самоуправления субвенций из краевогобюджета для выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения икоммунальных услуг» и «О наделении органов местного самоуправлениямуниципальных районов государственными полномочиями по распределению бюджетам поселенийсубвенций для выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения икоммунальных услуг».
В целях расширения мер социальнойподдержки отдельным категориям граждан, приведения законов Алтайского края всоответствие с постоянно меняющимся федеральным законодательством в ряд законовсоциальной направленности в отчетном году внесены изменения.
Необходимость рассмотрения вопроса «Оходе выполнения закона Алтайского края «О предупреждении распространениятуберкулеза в Алтайском крае» была вызвана непростой обстановкой, сложившейся вАлтайском крае. Несмотря напредпринимаемые органами исполнительной власти и учреждениями здравоохранениямеры, уровень основных эпидемиологических показателей свидетельствует отом, что туберкулез в Алтайском крае остается чрезвычайно серьезной проблемой.Показатель смертности на 100 тыс. населения в Алтайском крае в 2 раза выше, чемв среднем по Российской Федерации. Пик смертности все больше перемещается наболее молодые группы населения: 72 процента умерших – лица трудоспособноговозраста. В 2005 году значительно увеличилось число заболевших детей из очаговтуберкулезной инфекции. Ежегодно от туберкулеза в крае умирает более 1000человек. Рассмотрению вопроса на сессии Алтайского краевого Совета народныхдепутатов предшествовало проведение депутатских слушаний на тему: «Эпидемиологическаяситуация по туберкулезу в Алтайском крае. Состояние и проблемыпротивотуберкулезной службы края». По итогам слушаний приняты рекомендации, атакже План неотложных противоэпидемических мероприятий, направленные навыполнение закона Алтайского края «О предупреждении распространения туберкулезав Алтайском крае», решение имеющихся проблем, дальнейшее совершенствованиесанитарно-просветительной работы по туберкулезу среди населения.
На заседании комитета по охранездоровья и социальной защите населения рассмотрен вопрос «О выполнении законаАлтайского края «О региональной молодежной политике в Алтайском крае» в частиорганизации летнего отдыха, санаторно-курортного лечения и оздоровления детей иподростков в 2006 году». Комитет поддержал при этом предложения представленныеуправлением Алтайского края по образованию и делам молодежи по организациилетней оздоровительной кампании в 2007 году.
Приоритетным направлением в системесоциальной защиты является социальное обслуживание населения. В условиях полнойцентрализации полномочий по социальному обслуживанию в крае осуществляетсяпредусмотренный законодательством трехуровневый механизм предоставлениясоциальных услуг: в нестационарных, полустационарных и стационарныхучреждениях.
В прошедшем году произошло увеличениеболее чем в 2 раза количества социальных услуг, предоставляемых гражданам,59-тью территориальными центрами социальной помощи семье и детям. 237 тысячамграждан края было оказано более 2 млн. социально-экономических,социально-медицинских, социально-бытовых, социально-психологических и другихуслуг. Большую часть из них составляют социально-бытовые услуги. Комплекссоциально-медицинских услуг в полустационарных условиях получили 30 тысяч пожилыхлюдей и инвалидов.
Одной из ведущей и динамичноразвивающейся формой системы социального обслуживания является стационарноесоциальное обслуживание. В настоящее время в домах-интернатах насчитывается5647 мест. При этом очередность на размещение составляет около пятисот человек,более 50% из них — в психоневрологические интернаты. Количество местпланируется увеличить за счет ввода в эксплуатацию домов-интернатов вПоспелихинском, Егорьевском, Ребрихинском районах, спального корпуса вБобровском психоневрологическом интернате до 6095 и позволит довести к 2009году обеспеченность краевой системы стационарного социального обслуживания до79% от нормативной [3].
Отрасль социального обслуживаниянуждается в дальнейшей структурной перестройке, направленной на увеличениеобъема услуг одиноким (одиноко проживающим) пожилым гражданам и другим группамнаселения, нуждающимся в особой заботе государства, в реализации комплекса мерпо обеспечению доступности, повышению качества и эффективности предоставляемыхуслуг.
Повышение гарантий доступности икачества социальных услуг потребует новых моделей управления социальнойинфраструктурой, развития рыночных механизмов, конкурентной среды, партнерствас организациями гражданского общества и бизнеса. Для решения данной задачибудут определены приоритеты предоставления социальных услуг наиболеенуждающимся гражданам, в первую очередь одиноким (одиноко проживающим) пожилымгражданам, по уходу на дому. Предусмотрено проводить работу по формированиюрынка социальных услуг с равными возможностями для их поставщиков,представляющих государственные и негосударственные социальные службы, созданиюновых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания.
В целях повышения эффективностииспользования бюджетных средств будет осуществлен переход от сметногофинансирования государственных социальных служб к оплате предоставленныхсоциальных услуг на основе государственного заказа, а также их полной иличастичной оплаты гражданами, имеющими достаточный уровень дохода. Это потребуеткак уточнения краевых стандартов оказания услуг, так и определения фактическихтрудозатрат на каждую социальную услугу.
Основой в решении задач повышениякачества социального обслуживания является укрепление и дальнейшее развитиематериально-технической базы учреждений. В истекшем году проведеныорганизационные мероприятия по реализации пяти федеральных программ, врезультате которых получено из федерального бюджета 180,4 млн.руб(в 2005г.-148,6 млн.руб.) В 2006 году были проведены работы по реконструкции,строительству, капитальному ремонту 78 объектов социальной сферы. Наиболеезначимым объектом для жителей Алтайского края является комплекс краевойклинической больницы на 1180 коек в г.Барнауле. Всего в 2006 году на реализациюфедеральных целевых программ и национального проекта, краевой адреснойинвестиционной программы, мероприятий за счет средств Пенсионного фондаРоссийской Федерации было направлено 266 млн. руб. бюджетных ассигнований (в2005 году -215,4 млн. руб.), в том числе на обеспечение жильем отдельныхкатегорий граждан в рамках реализации национального проекта «Доступное икомфортное жилье – гражданам России» — 59 млн.рублей. Предварительный лимитбюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2007 год составляет 197 млн.рублей, в том числе на реализацию национального проекта «Доступное и комфортноежилье — гражданам России -124 млн. рублей. Остаются пока не решенными проблемы:
по проведению реконструкции икапитальных ремонтов зданий, не имеющих остаточной стоимости, которые требуютзначительного вложения средств;
необходимы средства на укреплениематериальной базы по вновь принятым учреждениям и всей сети в целом — приобретение мебели и оборудования;
недостаточно средств на оплату услугсвязи по вновь принятым учреждениям – переданная собственность нетелефонизирована (установка телефона, оплата услуг связи);
вследствие территориальнойотдаленности, а также для обеспечения деятельности проблемным остается вопроснедостаточности средств на приобретение транспорта.
В системе социальной защиты населениятрудятся около 11 тысяч человек. Реструктуризация системы управления иучреждений отрасли осуществляется по модели поэтапного реформирования отрасли,предусматривающего делегирование части полномочий муниципальным образованиям.Особенностью сложившейся системы управления отраслью является централизацияуправления учреждениями социального обслуживания, децентрализация — территориальными органами социальной защиты. В настоящее время подписанысоглашения о взаимодействии по вопросам предоставления мер социальной поддержкиотдельным категориям граждан практически со всеми муниципальными образованиями.Главное управление заинтересовано в положительном решении вопросов финансовогообеспечения муниципальных органов социальной защиты. Предложения по улучшениюих материально-технической базы, нормативов штатной численности вносятся вустановленном порядке. Администрация края в лице Главного управления оказываетсущественную помощь муниципальным органам социальной защиты по оснащениюоргтехникой. В прошедшем году передано 200 комплектов компьютерной техники, 83копировальных устройства.
Решая задачу реализации единойкадровой политики, предполагающей формирование кадрового резерва, повышениепрофессионального уровня кадров, проведен ряд организационных мероприятий. Дляучастия в конкурсе на замещение должностей гражданской службы представлено 175заявлений от работников системы. Второй, очный этап конкурса предполагаетопределение знаний, умений и навыков работы с нормативными правовыми актами,деловой документацией, информационными системами.
Сложилась определенная системаповышения профессионального уровня специалистов органов и учреждений системысоциальной защиты населения. Используются различные возможности:Учебно-консультационного Центра краевого Совета народных депутатов,общественных некоммерческих организаций, Алтайского Государственногоуниверситета, а также проводим обучение своими силами- специалистами профильныхотделов.
В прошедшем году по результатамработы отмечен наградами 351 работник системы, в том числе 5 сотрудниковнаграждены почетными грамотами Минздравсоцразвития России. Реализация единойкадровойполитики, предполагающей повышение эффективности деятельности кадров,способных решать поставленные задачи в условиях реформирования системысоциальной защиты населения остается на среднесрочную перспективу.
Сложилась положительная практикасотрудничества с общественными организациями.
Используются различные формывзаимодействия с общественными организациями инвалидов, которых в крае более300. В целях эффективной координации действий в достижении единых целей,участвуем в работе межведомственных координационных Советов по делам инвалидов,по делам ветеранов боевых действий, комитета «Победа». В 34 (в 2005г.- 27)районах края действуют координационные Советы по делам ветеранов боевыхдействий. Работают ведомственные формирования — Советы председателей органовсоциальной защиты населения и директоров учреждений, Консультативный совет вобласти социальной помощи и поддержки семьи и детей в Алтайском крае.Взаимодействие с общественными организациями и формированиями увеличиваетсоциальный эффект и результативность организуемых мероприятий. В 2007 годупродолжим активизировать эту работу, как на уровне Главного управления, так и вгородах и районах края.

Заключение
На основании проведенного анализаможно сделать следующие выводы:
Усиление тенденции общего материальногонеблагополучия населения области требует дальнейшего развития и укреплениясистемы его социальной защищенности и поддержки.
Активно развивается сетьсоциозащитных учреждений помощи семье и детям, особенно приютов. Управлениесоциальной защиты населения и руководители районов большое значение придаютпрофилактике детской безнадзорности.
Содержание стационарных учрежденийсоциального обслуживания не отвечает современным требованиям, управлениесоциальной защиты при поддержке губернатора много сил и средств вложено в ихразвитие, укрепление материально-технической базы, совершенствование структуры.
Во исполнение статьи 59 КонституцииРоссийской Федерации, совместно с Управлением Алтайского края по трудуучаствуем в обеспечении реализации права граждан на замену военной службы попризыву на альтернативную гражданскую службу. Так, в истекшем году в наших домах-интернатахпроходили службу 6 человек.
Продолжает развиватьсяГосударственная служба медико-социальной экспертизы и служба реабилитации.Ежегодно количество освидетельствований граждан увеличивается.
В целях комплексного подхода квопросам реабилитации инвалидов в крае создана и работает областная службареабилитации инвалидов.
Увеличился ряд показателей попредоставлению мер социальной поддержки в натуральной форме отдельнымкатегориям ветеранов, жертвам политических репрессий. Правом приобретения единогосоциального проездного билета в Алтайском крае воспользовались около полуторамиллионов человек.

Список литературы
1.   Закон Алтайскогокрая «О ежемесячном пособии на ребенка» от 1 января 2008 года
2.   Отчет постоянногокомитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по охране здоровья исоциальной защите населения о работе за 2006 год
3.   Отчет Аппаратадминистрации Алтайского края «Основные показатели деятельности системысоциальной защиты населения в 2006 году и основные направления деятельности на2007 и среднесрочную перспективу до 2009 года»
4.   Архипьев А.Г.Проблемы социальной защиты населения при переходе к рынку // Социальная защита.– 1991.- №12.
5.   Загорьянс В.И.Социальные гарантии и социальная защищенность при переходе к рыночной экономике// Проблемы перестройки и стабилизации советской экономики. – М.: Наука, 2004.– 198 с.
6.   Материалы сайтаadmin@altairegion22.ru
7.   Тишин Е.В.Социальная защита населения при переходе к рыночной реформе, — М.: Логос, 2004.– 179 с.
8.   Тонких Л.Социальная защита: региональные проблемы // Социальная защита – 1997, №3.
9.   Роик В.Д.Социальная защита: управление условиями и охраной труда. – М.: ВЛАДОС, 2005. –169 с.
10.  Юдин В.П. Социальная защита: понятия,сущность, границы. – М.: Дело, 2004. – 204 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.