Реферат по предмету "Социология"


Обеспечение научности и инновационности в социальной работе как условие повышения ее результативности

Обеспечение научности иинновационности в социальной работе как условие повышения ее результативности/>/>/>/>/>/>/> 
1. Системный характер социальной работы
Социальная работа (как и всякая другаядеятельность) представляет собой целостную систему и с точки зрения еесодержания, и с точки зрения организации и управления. Все ее компонентыфункционируют в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, обеспечивая реализациюжизненно важных потребностей личности и групп населения, нуждающихся в том илидругом виде социальной защиты.
Наметившаяся в последнее время в теории ипрактике социальной защиты тенденция рассмотрения ее с точки зрения системногоподхода, признания социальной защиты и социальной работы как систем, которымприсущи все основные системные признаки, обнаруживает положительные результаты.Исследование процессов совершенствования практики социальной работы показывает,что она разворачивается с учетом ряда особенностей, отражающих ее системныйхарактер. Во-первых, утверждается понимание того, что в современных условияхсущественно расширилось пространство социальной работы, ее объемы. Во-вторых,сложность и разноплановость человеческих проблем обусловливает необходимостьучастия в их решении специалистов разных профилей, интеграции и координации усилийразличных служб, совершенствования организационно-управленческой деятельности всистеме социальной защиты населения. В-третьих, недостаток средств в системегосударственных учреждений, вынуждает прибегать к помощи общественных и частныхорганизаций, различных центров и служб, благотворительных организаций и т.д. В-четвертых,у нас, как и в других странах, получает развитие, т.н. «самопомощь», когда саминуждающиеся ищут посильные для них пути решения своих проблем. В-пятых,реализация принципа справедливости обусловливает необходимость дифференциации,оказания адресной и заслуженной помощи нуждающимся, отказ от всеобщегоуравнительного облагодетельствования. В-шестых, все большее признание в системесоциальной защиты получает профилактическая работа, препятствующая увеличениючисла нуждающихся в социальной помощи. В-седьмых, в отечественной системесоциальной защиты активизируется деятельность социальных служб и работников поадаптации лучшего зарубежного опыта в этой области, использования нетрадиционныхдля нас форм социальной работы.
Социальная работа предстает перед нами какцелостная система и с точки зрения ее содержания, обеспечения результативностиновых форм и методов решения трудных жизненных задач клиентов, реализации ихжизненно важных потребностей. Она включает в себя разнообразные рычаги влиянияна многие проблемы человека на протяжении разных этапов его социализации, в томчисле и различные виды социальной помощи – материальную, психологическую,педагогическую, юридическую, культурно-нравственную, духовную и т.д. Содержаниесоциальной работы образует объемный комплекс содержательных направлений и имеетряд содержательных срезов: педагогический, медико–психологический, культурологический,правовой и т.д.
С методической точки зрения в системе социальнойзащиты можно выделить технологии работы с различными категориями населения с учетомих пространственного расположения: город, село, предприятие, жилой район и т.д.Социальную работу можно рассматривать и под таким углом зрения, как социальнаяиндивидуальная работа или работа со случаем (case work), социальная групповаяработа, социальная общинная (коммунальная) работа.
Организационно-управленческая структура выступаетнеотъемлемым компонентом всей системы социальной защиты и представляет собой целостныйкомплекс субъектов, обеспечивающих достижение конечных и промежуточных целейсоциального обслуживания различных категорий населения.
Чрезвычайно важной составляющей в системномподходе к социальной работе является кадровая компонента. От ее качественныххарактеристик зависит реальная реализация комплексных программ, охватывающихразличные сферы жизнедеятельности людей, обеспечение органической взаимосвязивсех уровней и профилей социальных работников, интеграции усилий различныхслужб, включение в социальную деятельность работников многих министерств иведомств, специалистов различных направлений, а также людей, которые занимаютсясоциальной деятельностью на общественных началах. Стержень этой проблемызаключается в том, чтобы социальная служба выступала центром создания единыхпланов, единых программ оздоровления населения данного региона, предполагающихучастие в их реализации всех других служб социальной сферы общества./>/>/>/>/>/>/>2. Социальная защита и социология: эффектвзаимодействия
Теория социальной работы как относительно самостоятельнаясистема научных знаний сосредотачивает внимание на глубинной сущности человека,социальных проблемах и его социальных связях, прогнозе и моделированиисоциальных процессов, их развитии, на поиске оптимальных путей решениясоциальных противоречий и конфликтов, гармонизации всей системы отношений,путей удовлетворения разумных человеческих потребностей и их развития,коррекции асоциального поведения.
Реализация этих благородных целей возможнана основе комплексного подхода, включения в человекозащитную деятельностьразличных наук и различных социальных институтов. Важная роль в этом комплексепринадлежит социологической науке и практике. Вот почему в современных условияхтак актуальны все аспекты становления и развития социологии социальной работыкак отраслевой социологической теории.
Социология социальной работы нацелена наинтеграцию знаний о социальной работе, являющейся и самостоятельной научнойтеорией, и социальной деятельностью, и учебной дисциплиной. В 1988 г.английский исследователь Хоув отмечал, что социологический анализ социальнойработы до сих пор недостаточен. Причем (и об этом говорят отдельные зарубежныеученые, например, Дэвис, Сибсон и др.) порой возникают некоторые «возмущения»вторжением социологии в область исследований социальной работы. И в связи сэтим возникли как бы два направления: приверженцы одного выступают противразвития «социологии социальной работы», другие – считают, что «социологиясоциальной работы» – основа (базис) конструирования современной социальнойработы.
Еще в 1970-х гг. Херад заявил, что недальновидно не развивать социологию социальной работы. В последующие тридесятилетия осуществлялась определенная работа в этой области. Так, некоторыеученые, занимающиеся социологическими исследованиями (Вэбб, Эванс, Хардикер,Роджек и др.), предлагали внести существенный «социологический вклад» в анализсоциальной работы, подразумевая при этом соответствующую подготовкуспециалистов в области социальной работы.
В свою очередь, члены академическихассоциаций социальной работы участвовали в комплексных исследованиях совместнос социологами, социальными политиками, философами, а затем осуществлялианалитический анализ полученных результатов с точки зрения социальной работы(Стивенсон, Тимнес, Хоув, Харрис, Вэбб и др.).
В учебниках по социальной работе, изданныхв последние 10 лет в Беларуси, России, Украине, чаще всего говорится о связисоциологии и социальной работы (также как о связи психологии и социальнойработы, педагогики и социальной работы, политологии и социальной работы), о необходимостииспользования результатов социологических исследований, важности предмета«Социология» для подготовки социальных работников.
Не вступая в полемику с авторами этихизданий, отметим, что социология социальной работы сможет более глубокорассмотреть проблемы социальной сферы, субъектами которой выступают разныесоциальные общности, группы, их взаимодействие, связи между собой и социальнымиинститутами.
Социологические исследования социальнойработы должны развиваться в нескольких направлениях:
1) общесоциологическом –раскрывается сущность социальной работы, анализируются социальныезакономерности возникновения, функционирования и развития социальной работы;социальная работа рассматривается как объект и субъект общественных отношений;изучаются закономерности включения социальной работы в социальную систему;
2) социальная работарассматривается как институт в системе других социальных институтов;
3) изучается место и рольсоциальной работы в жизнедеятельности различных социальных общностей;
4) изучаются социальныемеханизмы включенности социальной работы в управление социальными процессамиобщества;
5) анализируютсяособенности деятельности различных групп социальных работников, активистовнеправительственных и некоммерческих организаций, занимающихся социальной защитойнуждающихся в социальной помощи.
Развитие социологии социальной работы естьпроявление интеллектуального понимания того, что необходимо «задействовать»социологию в анализе социальной работы, способствующей росту социальной активностив обществе. Можно выделить основные направления социологических исследованийсоциальной сферы и социальной работы как средства повышения результативностичеловекозащитной деятельности.
а) Исследование социально-территориальныхподструктур. Социальные, экономические и демографические процессы, различныевиды социальных взаимодействий осуществляются в географическом пространстве и,следовательно, имеют определенную географическую специфику. Территориальнаягруппа как элемент социально-территориальной подструктуры представляет собойсовокупность людей, объединенных проживанием на одной территории (в одномпоселении), единством территориальных условий жизнедеятельности, сходствомпространственных интересов и поведения. Содержание и интенсивность социальныхотношений и взаимодействий территориальных групп зависят от того, сходны ониили различны.
Сопоставление показателей социальногоразвития сел, поселков городского типа, больших, средних, малых городов,областей, полученное на основе данных последней переписи населения РеспубликиБеларусь в 1999 г., позволяет определять стратегии социального развития,конкретные меры органов управления, а также оптимальные формы социальнойработы, организации деятельности учреждений социальной защиты по поддержкежизненных сил человека.
Территориальные особенности и спецификадеятельности определяется дифференциацией данных о занятости, уровне среднейзаработной платы, обеспеченности жизни. При всей их обобщенности,среднестатистической усредненности они определяют ряд значимых условий реализациипрограмм социальной защиты.
Существенно различаются условия жизни, а,следовательно, и система социальной помощи в сельских и городских зонахпроживания населения. Социологический анализ этой проблематики – существенноважная предпосылка оптимизации социального управления на региональном уровне,организации социальной работы. В Беларуси безработица на селе приобрелазастойный характер, часто задерживается выплата заработной платы. В настоящеевремя зарплата работников сельского хозяйства перестала выполнять своювоспроизводственную и стимулирующую функцию и едва поддерживает ихжизнеобеспечение. Низкие заработки привели к снижению мотивации трудовых иматериальных ресурсов в динамике производства.
Изучение социологами проблем образа жизни,комфортности жилища, источников доходов и их структуры, выработкасоответствующих рекомендаций весьма полезны для служб социальной защиты вгородских и сельских зонах проживания.
Свои особенности жизнедеятельности имеютрегионы, пострадавшие от аварии на ЧАЭС; в Беларуси – это, главным образом,Гомельская и Могилевская области. Чернобыльская катастрофа привела к ухудшениюсоциального состояния населения загрязненных районов, переселенцев из зоныкатастрофы, участников ликвидации последствий аварии. Работники социальных службданных регионов должны постоянно корректировать технологии деятельности,учитывая комплекс социальной беспомощности своих клиентов.
Таким образом, социологический анализсоциально-территориальных различий позволяет обеспечивать оптимальный поискэффективных направлений социальной работы в различных региональных ипоселенческих условиях.
б) Исследование социальной дифференциации.Белорусскому обществу, как и любому другому обществу, присуще социальноенеравенство. Множественность форм собственности порождает различные формы социальнойдифференциации. Речь идет о становлении новых экономических классов:собственников и наемных работников со сложным комплексом специфическихинтересов и потребностей, качеством жизни, присущих именно данным общностям.
Для социальной работы большое значениеимеет социологический мониторинг, регулярные статистические обследованиянаселения по критерию «имущественное положение». На этой основе выделяютсягруппы малоимущих граждан, нуждающихся в помощи, имеющих право на государственныельготы и помощь.
Сегодня наряду с традиционными бедными(одинокие матери, многодетные семьи, инвалиды, престарелые) возникла категория«новых бедных», представляющих те группы населения, которые по своемуобразованию и квалификации, социальному статусу и демографическимхарактеристикам никогда ранее (в советское время) не были малообеспеченными.Сегодня их низкие доходы обусловлены прежде всего неоправданно низким уровнемоплаты труда на государственных предприятиях, безработицей, частичной занятостью,случающимися невыплатами заработной платы.
Существенно важной является информация оразмерах «социального дна» и интенсивности его изменения, о механизмахнисходящей социальной мобильности. Результаты социологических исследованийпокажут, какое влияние на процесс мобильности оказывают экономические обстоятельства,личные качества людей, их склонность к порокам, пристрастие к пьянству инаркомании, а также социальная среда. Результативности социальной работы будетспособствовать достоверная информация об уровне опасности «социального дна»(криминальность, асоциальность, экстремизм), а также выявление возможностейуменьшения опасности социальной эксклюзии и помощи людям, оказавшимсяаутсайдерами общества.
С конца ХХ века в сферу вниманиясоциологов и социальных работников стали попадать представители слоя богатых.Их обращения к социальным работникам связаны с внутрисемейными отношениями,кризисом смысложизненных ориентаций. Стала очевидной необходимость социальной ипсихологической поддержки этой группы.
Система социальной работы призванаобеспечивать решение наиболее острых социальных проблем, ранжирование которыхвыступает в качестве основы выявления социальных приоритетов, без чегоневозможны квалифицированные управленческие решения, использование эффективныхсоциальных технологий.
в) Исследование половозрастной структуры населения.Половозрастную структуру можно представить как систему взаимосвязанных половозрастныхгрупп, различающихся ролями в естественном воспроизводстве населения, асоответственно и в общественном производстве. В качестве таких групп можнорассматривать: детей и подростков до 15 лет; молодежь 16–29 лет (с разделениемна мужчин и женщин); население старшего фертильного возраста (женщин 30–39 лети мужчин 30–44 лет); население старшего трудоспособного возраста (женщин 40–54лет и мужчин 45–59 лет); население старше трудоспособного возраста.
Повышенного внимания сегодня заслуживаетпроцесс гендерной асимметрии и связанное с этим положение женщин и мужчин вовсех сферах социальной жизни. Так, например, в Республике Беларусь более 60% изчисла нуждающихся в трудоустройстве – женщины. За период реформ уровеньэкономической активности белорусских женщин снизился во всех возрастных группах(в группе 25–49 лет – с 80% в 1991 г. до 64% в 2003 г.). Междумужской и женской безработицей выделяют ряд качественных различий. Большинствобезработных мужчин достаточно быстро находят новую работу, в то время какосновная масса женщин теряет ее надолго. В случае потери работы мужчины гораздоболее активны на рынке труда и не прекращают попыток трудоустройства. В то жевремя женщины часто прекращают поиск работы, переходя тем самым в составэкономически неактивного населения. Однако при условии равной степениактивности мужчин и женщин вероятность трудоустройства у мужчин будет гораздоболее высокой. Это объясняется предпочтениями работодателей относительно наймамужской рабочей силы.
Анализ гендерных особенностей поведениямужчин и женщин в современных условиях показывает, что мужские стратегииориентированы на активизацию оплачиваемой занятости, основаны на независимомдействии, эмоциональной устойчивости и самоэффективности. Типичное женскоеповедение в трудной жизненной ситуации можно охарактеризовать как пассивное,ориентированное на выживание и поиск внешней поддержки. Женщинам свойственно нестолько преодоление трудностей жизненной ситуации, сколько приспособление кней.
Важна роль социологического анализавозрастных различий, определяющих специфику социальной помощи людям разноговозраста, особенно пожилым и старым. В Беларуси доля пожилых людей в 2001 г.составила 19,1%. Специалисты по социальной работе должны учитывать, что еще неодно поколение пожилых до глубокой старости будет сопровождатьсоциально-психологическое гендерное неравенство, преобладание в общественномсознании нашего общества парадигмы «доживания», которая являетсянесправедливой, малопродуктивной, недальновидной, осложняющей выработку иреализацию оптимальной социальной политики. Социальные службы должны не толькозащищать и поддерживать, но и ориентировать пожилых людей на сохранение иразвитие их социальной субъектности.
Использование социологии в деятельностисоциальных работников ориентирует их на междисциплинарное осмысление проблемпредставителей разных половозрастных групп. Это способствует объединению структурнойи психосоциальной работы, использованию в практике социальной работыинтегративных моделей и технологий.
Качественныеи количественные исследования в практике социальной работы. В исследовательскойпрактике сегодня широко используются качественные и количественные подходы.Каждый исследователь выбирает свой аспект рассмотрения в зависимости отсобственных воззрений и выбора наиболее адекватного способа изучения данногоаспекта социальной действительности.
Качественное исследование проводится дляизучения индивидуального аспекта социальной практики – реального опыта жизниконкретных людей в конкретных обстоятельствах. Это может быть история жизниодинокой пожилой женщины, бомжа, проститутки, история семьи наркомана, беспризорникаи др. В качественном исследовании вместо систематической классификации иподсчета некоторых отобранных качеств исследователь опирается на собственнуюспособность воспринимать свойства социального объекта как единое целое. Вместотого чтобы использовать разнообразные стандартизированные техники сбора данных,например, серии вопросов с жесткими вариантами ответов, он сам выступает вкачестве измерительного инструмента. Первичные данные собираются в процессенаблюдения, глубинного интервью или обращения к личным документам. Длительные итесные контакты с респондентами позволяют исследователю, сопереживая, уловитьих восприятие действительности и мотивы их действий. Результаты поляпредставлены в виде неструктурированных текстовых материалов, содержащих оценочныевысказывания людей о практике своей жизни.
Количественное исследование предполагаетсбор первичных сведений о значительном числе людей, которое затем получаетчисловое выражение. С помощью числового материала производится статистическийанализ разрабатываемой модели, формируются специальные таблицы. На основечисловых закономерностей функционирования социальной реальности делаютсяпопытки объяснения социальных процессов. Основные методы сбора информации:опрос, наблюдение, контент-анализ документов.
Качественный подход позволяеткомбинировать интенсивную программу (небольшое количество единиц наблюдения имного сведений о каждой) с гибкой регистрацией данных, в то время какколичественный – это экстенсивные исследования, в которых рассматривается многоединиц наблюдения и небольшое количество переменных с их систематическойрегистрацией.
В количественном исследовании на вопросы:«Как долго Вы являетесь безработным?» или «Как часто Вам предлагали новое местоработы?» мы получаем достаточно объективный ответ, фиксирующий количество (в единицахсчета: много-мало). В качественном исследовании на вопрос: «Какое настроение Выиспытываете, оставшись без работы?» мы получаем номинальный ответ, обозначающийкачество состояния, субъективную оценку индивида, выраженную в его собственныхсловах, исходя из его социального опыта (например, паника и безысходность,страх и отчаяние и т.д.).
Для количественных исследований существуютпочти готовые технологии, описанные в методической литературе. Качественноеисследование, как более гибкое, затрудняет разработку общих правил действия.
В исследовательской практике целесообразно сочетатькачественные и количественные методы изучения социальных явлений и процессов.
Совершенствованию социальной политики,эффективной разработке новых форм и актуализированного содержания социальнойработы может способствовать реализация таких социологических проектов:«Социальная защита семей безработных с несовершеннолетними детьми»; «Молодежь:социокультурные ориентации, проблемы занятости и безработицы, социальной защитыи адаптации»; «Дети улицы: образование и социальная адаптация безнадзорныхдетей»; «Женщины Беларуси: проблемы адаптации и социальной защиты в новыхсоциально-экономических условиях»; «Структура социальной поддержки пожилых людей»;«Социально-экономическое положение бездомных и проблемы их социальной реабилитации»;«Социальная адаптация мигрантов в новом социуме»; «Адаптация населения ксоциальным изменениям в сельской местности» и др./>/>/>/>/>/>/>3. Прогнозирование и проектирование в системесоциальной защиты: теоретические и организационные аспекты
Термин «прогнозирование» в социальной работе понимается втрадиционном смысле: формулирование вероятностного суждения о состояниикакого-либо явления или процесса в будущем на основе специального научногоисследования их истории и современного уровня развития. В зависимости отконкретных целей и наличной информации могут применяться как интуитивные, так иформализованные методы прогнозирования.
Интуитивное прогнозирование применяется втом случае, когда объект прогнозирования либо слишком прост, либо настолькосложен, что учесть все взаимосвязи не представляется возможным. Основным подходомпри интуитивном прогнозировании является опрос экспертов. Это направлениепредставлено рядом методов индивидуальных и коллективных экспертных оценок, изкоторых самыми распространенными являются методы интервью, аналитическихэкспертных оценок, историко-логического анализа, «дерево целей», «мозговаяатака», дельфийская техника, синектика, морфологически-сценарный метод. Методыэкспертных оценок незаменимы в качественном анализе объекта прогноза, привыдвижении гипотез и вероятных образов будущего, установлении целей и задачразвития, при прогнозировании долгосрочных перспектив и начинающихся, неустоявшихсяпроцессов. Однако следует учитывать и их недостатки: сложность формализации приобработке данных, трудности подбора экспертов, возможные ошибки в субъективныхоценках перспектив и тенденций специалистами-экспертами.
С точки зрения объективности отражениядействительности предпочтительнее формализованные методы прогнозирования,которые основаны на определении аналитических, формальных зависимостей междупараметрами объекта. Это экстраполяция и математическое моделирование вразличных своих проявлениях.
Экстраполяция построена на условномпродолжении в будущее тенденций, закономерности которых в прошлом и настоящемвыявлены и чаще всего выражены в виде уравнения изменений. Среди методовэкстраполяции в практике социальной работы наибольшее распространение получилипростая экстраполяция, экстраполяция временных рядов по огибающим кривым,регрессионный и корреляционный анализ, метод наименьших квадратов. В частности,обобщенный метод наименьших квадратов Гольдбергера позволяет сформироватьпрогноз состояния бюджетов семей, разделенных по группам и составам. Черезпеременную X выражается объем распределяемого дохода, а через Y – величинапотребительских расходов. По результатам такого прогноза можно судить онеобходимости адресной помощи тем или иным семьям. Экстраполяционная техникаобладает целым рядом преимуществ: требует несложного инструментария дляобработки данных; служит одновременно и методом прогнозирования, и способомсбора исходной информации об объекте прогноза; незаменима при прогнозированииресурсов, выявлении ресурсных и иных ограничений. Вместе с тем, не следует забывать,что экстраполяция отражает только линейно-односторонние связи; прогнозируютсятолько стабилизировавшиеся и продолжающиеся во времени и пространстве процессыи соответствующие им тенденции; она не всегда подходит для долгосрочногопрогнозирования.
В настоящее время более широкое распространениеприобретают математические методы моделирования социальных явлений. Онипозволяют учитывать непрерывное и скачкообразное развитие объекта прогноза, даватьфункциональную, точечную и стохастическую, интервальную оценку разной степенипричинной обусловленности переменных объектов прогноза; применимы припрогнозировании как устоявшихся, так и начинающихся процессов. Применениематематических методов и компьютерной техники для моделирования предоставляетновые возможности для анализа, прогнозирования и управления социальнымиявлениями. В методологическом плане наиболее востребованным является трендовоемоделирование, позволяющее по имеющейся информации прошлого периода сформироватьадекватное (и, возможно, не единственное) уравнение описания динамики объекта.Оно применяется при прогнозировании важнейших показателейсоциально-экономического развития регионов и создании плановых разработокгосударственного уровня. Это подтверждается в рекомендациях «Типовыхметодических положениях по подготовке долгосрочных, среднесрочных икраткосрочных прогнозов социально-экономического развития областей и г. Минска». В наше время широкого распространения компьютерных технологийбеспроблемное овладение этим методом возможно благодаря использованиютабличного процессора MS Excel.
Аналитические разработки в социальныхисследованиях все теснее переплетаются с прогностическими. В аналитическойработе по прогнозированию и созданию различных проектов применяются такжехорошо известные общенаучные методы – аналогии, индукции, дедукции, анализа исинтеза и т.д. Они построены на логических способах доказательств иопровержений и не являются специфическими для социального прогнозирования.
Особенностью прогнозирования в сфере социальнойработы является широкое использования в качестве исходной информации данных попрошлой и текущей демографической ситуации. При этом широко используютсяследующие показатели: половая и возрастная структуры; доля городского исельского населения; социальный, семейный и профессиональный составы населения;образовательная и отраслевая структуры; распределение населения по источникамсредств существования; состояние трудовых ресурсов и др. Необходимо такжерасполагать информацией об уровне и качестве жизни населения, которая должнабыть представлена в прогнозных разработках следующими показателями:продолжительность жизни населения; рождаемость; смертность; уровень занятости;уровень достижения рационального потребительского бюджета; денежные доходынаселения; объем розничного товарооборота; объем платных услуг; прожиточныйминимум; среднемесячная зарплата; индекс потребительских цен и др.
Нормативные прогнозы разрабатываются на основенормативной базы, состоящей из плановых технико-экономических исоциально-экономических нормативов – расчетных величин чего-то необходимогосообразно установленной норме (понимаемой в данном случае как единица отсчетадля сравнений или для достижения желательного по заранее заданным критериямсостояния). Здесь наблюдается идея более сложная, чем при разработке поисковогопрогноза: не просто экстраполяция в будущее известных тенденций, но иоптимизация – выбор наилучшего из возможных – значения этих данных покритериям, заранее заданным средствами целеполагания. В методологическомотношении важную роль в нормативном прогнозировании играет оптимизационноемоделирование, включенное в состав многих компьютерных программных продуктов. Вкачестве заданного критерия могут выступать и некоторые плановые показатели.При проведении прогнозирования важно определить требования к результатам, чтобыих можно было использовать в практической работе с целью принятия решения повидоизменению ситуации.
Однако надо иметь в виду, что в человеческомобществе далеко не все можно просчитать и выразить в цифрах. Например, когдаречь идет о социальной защите лиц, пострадавших в результате экологическихбедствий, должны учитываться как медико-биологические, так и правовые параметры.Довольно сложно прогнозировать результаты социально-психологическойреабилитации. В некоторых случаях следует использовать данные изестественнонаучной сферы, связанные со спецификой действия долгоживущихрадионуклидов. То есть в деле прогнозирования социальной защиты населениятребуется соблюдение и проведение целого комплекса мер из разных областейзнаний и жизнедеятельности людей, что находит свое выражение в различныхпланах, программах и проектах.
Социальное проектирование – одна из формсоциальной деятельности, которая способствует реализации или нейтрализации вреальной жизни некоторого прогноза, модели, сценария, плана или прообраза.
В зависимости от того, на каком уровнесоциальной организации планируется и осуществляется то или иное социальноеизменение или трансформация, социальное проектирование классифицируетсяследующим образом. Первый уровень – это государственное социально-экономическоепроектирование, второй – региональное проектирование, третий – проектированиесоциального развития трудовых коллективов. Следует особым образом выделитьпроблемно-целевое проектирование, которое связано с решением ключевыхнеотложных задач общественного развития вне зависимости от их ведомственнойпринадлежности. Широкое распространение получил также социальный эксперимент, входе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности ихпроявления на базе одного или нескольких социальных институтов.
Государственное социально-экономическоепроектирование в Республике Беларусь находит свое выражение в Национальнойстратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь пообластям и Минску. Обоснование этой стратегии предполагает прогнозирование ипроектирование развития социальной сферы. Прогноз развития отраслей социальнойсферы разрабатывается на основе комплексного анализа жилищно-коммунальногохозяйства, здравоохранения, образования, культуры, санаторно-курортногообслуживания, физической культуры, социального обеспечения. Предусматриваетсятакже прогноз рынка труда, демографической и экологической ситуации. При этомнаучность и обоснованность государственного социально-экономического проектированияво многом зависит от грамотного использования нормативного метода. Именнонормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановыхзаданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов иотношений.
В частности, основой для прогнозированияразвития образования и выделения соответствующих средств из бюджета, например,на развитие сети детских дошкольных учреждений, служат результаты расчета потребностинаселения в этом виде услуг, определяемые на основе соответствующего научнообоснованного норматива. В ходе прогнозных расчетов потребуются сведения опоказателях рождаемости, степени участия женщин в общественном производстве,наполняемости детских садов и яслей.
Региональное проектирование являетсяинструментом прямого государственного воздействия на рыночную экономику той илииной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования ицеленаправленности в ее развитии, а также на выравнивание уровнейсоциально-экономического развития различных регионов. Проблемы региона взначительной степени согласуются с республиканскими задачами, но при этомнеобходим учет местных особенностей. В одном регионе может быть выраженанеобходимость в реализации программ социального страхования, в другом – остроподняты вопросы бедности тех или иных нуждающихся категорий населения. Однимииз важных факторов регионального стратегического проектирования являются такжепроецируемые на регион государственные отраслевые и территориальные(многоотраслевые) целевые программы. Кроме того, государство через системузаконов, налогов, льгот и т.п. оказывает косвенное воздействие на социальныерыночные процессы и развитие регионов.
Проектирование социального развитиятрудовых коллективов призвано решать важнейшие задачи не только воспроизводстварабочей силы, но и формирования высокой заинтересованности и ответственностиработников в результатах своего труда, полноценной самореализации исамосовершенствования личности.
Проблемно-целевое проектированиеориентировано на принятие конкретных мер по решению острых, сложных иактуальных проблем общественного развития. Целевые программы по Беларуси – «ДетиБеларуси» в составе пяти подпрограмм: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты»,«Совершенствование социальной защиты семьи и детей», «Детское питание»;«Молодежь Беларуси»; «Женщины Республики Беларусь»; Государственнаямиграционная программа, Программа борьбы с бедностью и т.д.
Аналогичные программы есть и в России.Одной из таких программ является Президентская программа «Дети России», всостав которой вошли целевые подпрограммы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «ДетиСевера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи». Подпрограмма «Дети-инвалиды»включает ряд финансируемых мероприятий: организацию массового скрининга новорожденных;оснащение медтехникой медицинских учреждений; закупку лечебных продуктов илекарств; развитие центров и технологий реабилитации для детей-инвалидов;приобретение технических изделий для детей-инвалидов; организацию научно-исследовательскихи опытно-конструкторских работ по созданию технических изделий для детей-инвалидов;приобретение импортного оборудования для производства специальных лечебныхпродуктов питания для детей; укрепление кадровой и материально-технической базыдетских домов-интернатов; обеспечение автомобилями и сельзохмашинами учрежденийдля детей-инвалидов; подготовку и повышение квалификации кадров, работающих сдетьми-инвалидами, и т.д.
Для современного общества обеспечениеэффективности социальной защиты населения, выработка культуры прогнозноговидения перспектив и необходимость управления будущим развитием черезпроектирование социальной работы – актуальные задачи в области кактеоретических исследований, так и научного обоснования социальной практики, иодновременно важнейшие условия выживания, восстановления и развития./>/>/>/>/>/>/>4. Сущность и общая модель индивидуальной работысо случаем
Впрактике социальной работы последовательные действия социальных работниковотносительно клиентов группируются следующим образом:
–  работав микросоциальной среде, представляющая собой профессиональную помощьиндивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющимобщие проблемы;
–  социальнаягрупповая работа, которая помогает личности расширять своё социальноефункционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справлятьсясо своими индивидуальными, групповыми проблемами или проблемами в микросоциуме;
–  индивидуальнаяработа с конкретным случаем (social casework) – метод социальной работы, осуществляемый вситуации «один на один», когда социальный работник решает личностные исоциальные проблемы клиента.
Социальнаяиндивидуальная работа представляет собой оказание профессиональными методамипомощи отдельным людям и семьям в разрешении их социальных проблем и достиженииими адекватного уровня функционирования. К этой проблеме ныне существует рядподходов.
Развитиенаправления практики индивидуальной работы, впоследствии получившей название«диагностическая школа», связывают с именем Мэри Ричмонд. Адаптируя медицинскиеподходы лечения больных к практике индивидуальной работы, она развиваеторигинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологическиепроблемы клиента. Согласно её концепции, интервенции со стороны социальногоработника могли осуществляться директивными и недирективными методами. «Директивноелечение» осуществлялось в непосредственном взаимодействии — «ум на ум». «Недирективноевоздействие» состояло в том, что процесс помощи сосредотачивался на окруженииклиента, на изменении среды его обитания.
Впроцессе взаимодействия с социальным работником клиент должен был получитьобъективную картину своей ситуации, личностных и социальных зависимостей,отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих егосоциальное функционирование.
Виндивидуальной работе с клиентом в позиции автора постепенно намечаются отходыот методов моральных убеждений и переход к методам социально-психологическоговоздействия и взаимодействия. В работе «Социальные диагнозы» впервыеописывается процесс взаимодействия социального работника и клиента иопределяются его принципы. Впоследствии эти принципы будут взяты в качествеосновы этического кодекса социального работника:
–  симпатизироватьклиенту;
–  отдаватьему предпочтение;
–  поощрятьего;
–  строитьс ним совместные планы действий.
Стеоретической деятельности М. Ричмонд начинает оформляться определённыйподход, школа социальной работы, которая вошла в научный обиход под названием«диагностическая школа» или диагностический подход в социальной работе.
Воснове диагностического подхода лежат два основополагающих принципа:
–  социальнаяпомощь основана на индивидуализации клиента и его проблемы;
–  помощьнаправлена на улучшение социальной жизни клиента.
Этидва взаимно обусловленных процесса описаны как диагноз и лечение.
Начинаяс 30-х гг. XX в. в Пенсильванской школе социальнойработы разрабатывается функциональный подход в индивидуальной социальной работе.В основу функциональной индивидуальной работы положен психологический подходОтто Ранка. Отталкиваясь от идей З. Фрейда, он считал, что кризисныесостояния, возникающие в процессе развития каждой личности, вызваны родовымитравмами – в процессе рождения ребёнок переживает смертельный приступ страха отнеизбежного удушья – вся последующая жизнь человека является серией сложныхпопыток преодолеть или вытеснить этот страх. Поэтому встреча индивида исоциального работника является неизбежной, независимо от различных социальныхусловий.
ПозднееО. Ранк развивает идеи, связанные с отношениями клиента и терапевта. Такжекак и З. Фрейд, О. Ранк полагал, что отношения между клиентом итерапевтом несут в себе терапевтический эффект. Главная задача – подвестиклиента к осознанию своих проблем, остававшихся до этого бессознательными.Основным моментом в этой ситуации должна быть воля индивида к переменам.
Х. Перлмансинтезировала подходы диагностической и функциональной школ, предложив вкачестве новой модели индивидуальной работы метод решения проблем.Основополагающим в данном подходе является предположение о неизбежныхтрудностях, с которыми сталкиваются при решении тех или иных проблем. Большаячасть людей умеет разрешать эти проблемы в процессе своей жизнедеятельности.Однако на определённом этапе жизненного пути используемые методы разрешенияконфликтов становятся неэффективными и не дают возможности адекватнореагировать. Деятельность социального работника состоит в том, чтобы решить проблемуклиента и помочь ему наладить полноценное функционирование в обществе.
Последовательностьдействий социального работника можно представить в следующем виде:
1)снятие беспокойства, формирование положительной мотивации,поддержка клиента;
2)снятие эмоциональной блокады;
3)рационализация проблемы – формирование нового понимания,нового отношения к проблеме;
4)социальный работник находит совместно с клиентом доступныевозможности и ресурсы, которые помогут в решении проблемы.
Новоеразвитие получают концепции диагностических и функциональных подходов в работахФ. Холлис. Начиная с 1960-х гг. она развивает психосоциальный подход всоциальной работе. Метод предполагал сложную диагностику «личности вситуации» при непосредственном участии самого клиента. Психосоциальный подходинтенсивно применяется в случаях понимания индивидуальных и социальных проблем,а также проблем, связанных со здоровьем клиента.
Первыепрактические шаги в области индивидуальной социальной помощи связаны стеоретическими установками бихевиористской психологии, пока она не вытисниласьпрактикой психоанализа. Однако в 1960–1970-е гг. на основе поведенческихподходов складываются новые техники помощи. Поведенческие методы социальнойработы направлены на обучение клиентов продуктивным моделям поведения.Социальный работник выступает по отношению к индивиду в большей степени какпедагог. Основные техники индивидуальной работы в поведенческом подходе – техникимодификации поведения. В процессе помощи клиенту модификация поведенияосуществляется по двум направлениям: техники оперантного изменения поведения иреспондентное изменение поведения
Сразвитием практики определились системные черты этого подхода, что позволилоисследователям выйти на рабочее определение индивидуальной работы. Сегодня еёпринято трактовать как «деятельность профессиональных социальных работников,основанную на психосоциальных, поведенческих, системных концепциях и имеющуюсистемные ценности, помогающую индивидам и семьям справиться синтрапсихическими, межличностными, социоэкономическими, проблемами развития,осуществляющуюся при непосредственном взаимодействии с клиентом, лицом к лицу».
Типичнымииндивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональныепроблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы напроизводстве, потеря работы, безработица, трудности в общении и т.п.
Ситуация«один на один» предполагает определённые отношения между социальным работникоми клиентом. В процессе индивидуальной помощи не только планируетсясоответствующая процедура взаимодействий, но и выдвигаются специфическиетребования к ролям социального работника, необходимым знаниям о клиенте,обеспечивающие условия для работы в системе «один на один».
Взаимодействиев системе индивидуальной работы со случаем происходит через системупоследовательных действий, представляющих собой общую модель социальнойиндивидуальной работы со случаем. Ее можно представить в последовательностиэтапов: 1) установление контакта – а) начальная стадия, где главным являетсяосознание наличия проблемы клиентом; б) обязательства и индуцирование ролей,где главное – осознание клиентом полезности данной социальной службы всложившихся обстоятельствах; в) предварительный контракт, самоидентификациясубъекта с ролью клиента, осознание, что проблема находится в границахкомпетентности социального работника.
2) Определение и понимание проблемы – а) оценка, целькоторой как можно больше собрать различной информации для анализа ситуацииклиента; б) установление целей, определение объективно необходимых изменений ивмешательства, активизация клиента; в) развитие плана интервенций, имея в виду,что каждый клиент уникален, как и его проблемы; г) контракт, который можетсуществовать как в устной, так и в письменной форме. Оговариваются частотавстреч, место встреч, оплата и ответственность сторон.
3) Осуществление интервенций – а)подготовка к интервенции, формирование и поощрение положительной мотивации уклиента, его поддержка, для того, чтобы состоялся процесс изменения; б)осуществление интервенций, обеспечение выполнения клиентом взятых им на себяобязательств; в) оценка барьеров, с которыми в процессе взаимодействия можетсталкиваться социальный работник (внутренние конфликты клиента, отсутствиенавыков взаимодействия у клиента, давление окружающей среды, препятствующейпроцессу изменения, проблемы взаимодействия между социальным работником иклиентом, культурная идентификация, социализация и уровень образованияклиентов).
4) Контроль и оценка вмешательства – а)оценка вмешательства (при достижении поставленной цели и при переходе к другимстадиям он должен вернуться к стадии №4, чтобы оценить полученный результат,скорректировать процесс стратегий, уточнить план взаимодействий с клиентом); б)эволюция (при конструктивном изменении, которое должно быть длительным ипостоянным, клиент должен достигнуть необходимых перемен, и отношения между ними социальным работником должны быть прекращены).
Специфика взаимоотношений в помогающем процессеподразумевает заключение контракта между клиентом и социальным работником. Контрактдля клиента несёт определённую степень защиты, даёт основания для иска в случаенарушения его прав, определяет его место в системе взаимоотношений с социальнымработником.
Социальный контракт в системе взаимодействия социальногоработника и клиента есть соглашение относительно взаимных обязательств, задач,целей и процедур, которые должны быть выполнены в процессе терапевтического контакта.
Контракт основан на оценке плана взаимодействий, связан сособенностями случая, оценкой действий и планированием процесса интеракций. Призаключении контракта необходимо соблюдение следующих принципов:
1)приоритетностьпроблем клиента;
2)ответственностьза оказание помощи клиенту;
3)ответственностьза разъяснение возможностей социальных служб в оказании поддержки, обязанностьознакомить клиента с условиями контракта (обязательства, средства и процедуры,время, необходимое для изменения ситуации клиента, санкции со стороны социальныхслужб);
4)чёткостьформулировок, большой выбор средств и ресурсов для решения проблемы;
5)принциппоследовательного структурирования – клиенты последовательно, по мере решенияотдельных задач, расширяют область проблем, требующих вмешательства;
6)гибкость.
Хотя индивидуальная работа со случаемобычно весьма тревожна для социального работника, она всегда полезна, так какдаже минимальное вмешательство часто приносит облегчение клиенту. Кроме того,преодоление трудной жизненной ситуации представляет прекрасную возможность дляизменения, потому что люди обычно готовы более активно изменяться во времякризиса, чем в любое другое время./>/>/>/>/>/>/>5. Консультирование в социальной работе
Социально-психологическое консультирование представляетсобой особую область практической социальной психологии, связанную с оказаниемсо стороны практикующего специалиста непосредственной социально-психологической помощи людям, которые в ней нуждаются.Такая помощь может быть направлена на: достижение социально-психологического комфорта; личностный рост; развитиежизненной и профессиональной карьеры; содействие преодолению индивидом патологийи т.д.
Консультирование как вид деятельности характеризуетсяследующими особенностями и требованиями:
1) Деятельностьконсультанта соответствует минимальным образовательным и профессиональнымстандартам и строится в соответствии с нормами профессионального этическогокодекса;
2) Консультанты работаютс проблемами людей, которые имеют отношение к их приспособлению в таких сферахкак семья, профессиональная карьера и группа сверстников;
3) Консультированиепроводится как с людьми, имеющими значительные проблемы (активноеконсультирование), так и с клиентами, считающимися вполне благополучными(проактивное — с акцентом напрофилактику);
4) Консультированиеопирается на положения различных теорий, в том числе когнитивных, аффективных,бихевиоральных и системных, которые могут быть применены и в индивидуальномконсультировании, и в работе с группами и семьями;
5) Процессконсультирования строится и зависит, в первую очередь, от целей клиента.Консультирование может быть как средством развития, так и способом вмешательства;
6) Консультированиевключает в себя различные специализации. Специалист по социальной работе,применяющий в своей деятельности консультирование, должен самоопределиться внаправлении консультирования и соответственно ему целенаправленно приобретатьспецифическое образование и опыт, но все консультанты должны отвечать общим требованиямпрактики профессионального консультирования.
Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к специалисту — консультанту, отражена в соответствующих кодексах профессиональнойэтики.
Существует ряд основных отличий, характеризующих профессиональноподготовленного консультанта от профессионально недостаточно подготовленного(См. табл. 1.1).
социальный защита прогнозирование инновационный
Таблица 1.1 Особенность профессионального поведения «Хороший» консультант «Плохой» консультант 1 Постановка целей консультирования Помогает клиенту самому определить цели Навязывает клиенту собственные цели 2 Стратегия консультирования «Ищет» вместе с клиентом способы поведения, которые могут быть эффективными Предлагает клиенту конкретные способы поведения 3 Восприятие происходящего во время консультации Способен признать как правильную любую точку зрения на проблему клиента Имеет набор «правильных» и «неправильных» точек зрения на проблему 4 Теоретическая психологическая ориентация Знает, понимает и практически работает внутри разных теорий Знает и практически работает внутри одной, «хорошей» теории 5 Осознание собственных возможностей и ограничений Согласен сотрудничать со своими коллегами с целью преодоления своих ограничений, о которых знает и признает их Не осознает ограничения в собственной деятельности 6 Осознание психологического взаимовлияния Осознает собственное влияние на клиента и как поведение клиента влияет на него Отсутствие осознания, особенно влияния клиента на него 7 Ориентация на личность клиента и его проблему во время консультирования Строит процесс с учетом чувств и мыслей клиента Строит процесс в соответствии с собственным пониманием проблемы клиента
Исследователи и практики считают, что профессиональнопригодным к консультативной деятельности можно считать специалиста,характеризующегося следующими личностными качествами:
–способностьпроявлять естественный позитивный интерес к другим людям;
–умениеиспользовать слушание в качестве стимулирующего фактора;
–способностьполучать удовольствие от словесного обмена;
–свободнопроявлять разнообразные чувства — от гнева дорадости;
–способностьчувствовать свое внутреннее состояние;
–готовностьотложить свои собственные дела в пользу другого;
–способностьподдерживать эмоциональную близость с другим;
–способностьпризнавать власть, сохраняя необходимую меру независимости;
–умениевоспринимать неоднозначные стороны жизненных событий и видеть в них смешное.
Консультирование – не одноразовое действо. Это процесс сосвоими характеристиками и технологиями.
Прежде всего, в процессе консультирования между клиентом испециалистом складываются отношения, «в которых, по крайней мере, одна изсторон имеет намерение способствовать росту, развитию, зрелости, улучшениюфункционирования, развитию способностей к преодолению жизненных трудностейдругой» (К. Роджерс, 1961) и которые характеризуются: высокойэмоциональностью; интенсивностью; постоянной изменчивостью в ходевзаимодействия клиента и консультанта; конфиденциальностью; честностью;поддержкой со стороны консультанта, которая позволяет клиенту пойти на риск иизменить поведение.
Важно также иметь ввиду, что эффективность консультированиязависит от такого фактора как терапевтический климат, сложившийся в процессекоммуникации. Во-первых, он строится на: довериидруг к другу; принятии специалистом клиентам, независимо от существующей у негосистемы ценностей и установок. Во-вторых,консультант не использует тех способов коммуникации, которые являются барьерамина пути к результативности, а именно: а) не предоставляет советов, б) непредлагает готового решения, в) не занимается морализаторством и не читаетпроповеди, г) не анализирует и не ставит диагноз, д) не оценивает и некритикует действий клиента или его личность в целом, е) не хвалит и непредоставляет клиенту положительных оценок, ж) не утешает.
В технологии консультирования можно отчетливо выделитьосновные стадии с хорошо видимыми переходами.
На первой стадии происходит формирование отношений. Цельюданной стадии является вовлечение клиента в обсуждение его проблем. Работаначинается с первичного интервью, в ходе которого и специалист, и клиентрешают, во-первых, вопрос состоится ли вторая встреча вообще.Специалист, во-вторых, должен оценить, способенли он справиться с проблемами клиента, а клиент — доверяет ли он специалисту.
На второй стадии (стадии понимания и действия) специалистрешает задачи, как помочь клиенту снять напряжение, что бы он смог рассказатьсвою историю и раскрыть свои жизненные сведения; как создать условия дляанализа клиентом сведений о себе, что позволяет войти в «слепую» область своегосознания — область, о существовании которой он и не подозревал (ОкноДжогари).
На данном этапе специалист использует ряд специальныхсредств (в соответствии с избранным теоретическим подходом), которые помогаютклиенту измениться.
Третья фаза консультирования завершает процессконсультирования. Квалифицировано завершенная консультация выполняет следующиефункции: во-первых, развивающая — вконсультировании завершение «является больше, чем действием, означающем конецкоррекционной работы», оно является мотиватором для дальнейшей работы над собойи с собой клиента (Ялом И.); во-вторых,педагогическая — в ходе консультирования клиентприобрел что-то новое, и теперь необходимо новые приобретенияосуществить в реальном мире; в-третьих, адаптивная — в результате успешного решения проблемы, клиентприобретает новое понимание своих способностей, которое остается в памяти иможет быть вызвано в необходимом случае.
При необходимости консультация может целенаправленно бытьпреобразована в постконсультационное сопровождение./>/>/>/>/>/>/>6. Инновационные формы социальной работы и новыевиды социальных услуг
Перемены в теоретико-концептуальных взглядах насущность современной социальной защиты, повлекшие за собой обновление организационно-управленческихконструктов, не могли не сказаться на практическом решении конкретныхчеловекозащитных задач. Они коснулись различных организационных уровней иразличных категорий, нуждающихся в социальной защите, отразив тем самымединство теории и практики, значимость системного решения социальных проблем.
Позитивные перемены характерны, прежде всего,государственной службе социальной помощи семье, женщине и детям, системе охраныматеринства и детства. Министерством здравоохранения разработаны региональныепрограммы по репродуктивному здоровью, планированию семьи, снижению материнскойи младенческой смертности. Организована разноуровневая система оказанияперинатальной помощи, позволяющая осуществлять ее в крупных родовспомогательныхучреждениях беременным с тяжелыми заболеваниями, роженицам и новорожденным,нуждающимся в интенсивной терапии и реанимации. Родильные дома постепенно переходятна систему совместного пребывания матери и ребенка, широко проводитсяпропаганда и поддержка грудного вскармливания. В настоящее время несколькимродовспомогательным учреждениям республики присвоено международное звание«Больница доброжелательного отношения к ребенку». Все чаще в охранерепродуктивного здоровья учитывается гендерный аспект: от совместной подготовкибудущих мам и пап к родам до открытия семейных родильных залов. В некоторыхобластях работают клубы «Будущая хозяйка», Школы матерей. В Минске действуетпервый в республике адаптационно-оздоровительный центр «Колыбель», которыйосуществляет подготовку женщин к родам, оказывает психологическую помощьмолодым людям, планирующим вступление в брак.
Новым явлением в решении женских проблем сталопоявление кризисных центров для женщин, подвергшихся сексуальному и бытовомунасилию. Такой центр функционирует в г. Минске с 1998 года, ведется работапо их созданию в областях. Эффективно работает кризисное отделение вг. Мозыре. Центры предназначаются для оказания квалифицированнойпсихологической, педагогической, юридической, материальной, реабилитационной,социальной помощи женщинам, находящимся в кризисной ситуации. Однако говорить ошироком развитии этих форм защиты пока рано.
Активно работают с детским населением и семьями,нуждающимися в социальной помощи, специальные подразделения в составеТерриториальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), являющихсягосударственными учреждениями, подчиняющимися органам по труду и социальнойзащите местных исполнительных и распорядительных органов. ТЦСОН объединили рядструктурных образований, ранее работавших самостоятельно, в том числе иТерриториальные центры социальной помощи семье и детям. Только в отдельныхгородах (г. Минск, г. Гомель) сохранились такие центры каксамостоятельные единицы. Образное представление о структуре минского центраможет дать следующий рисунок (см. рис. 1.1).
/>
Рис. 1.1. СтруктураЦентра социальной помощи семье и детям г. Минска
Деятельность семейно-детских подразделений ТЦСОНи самостоятельных центров ориентирована, в первую очередь, на самые социальнонезащищенные категории населения – многодетные, неполные семьи, семьи, где естьдети-инвалиды, семьи из групп риска, безработные и т.д. На эти категории семейсоздаются социальные паспорта, в которых отражается полная характеристикакаждой семьи и проблемы, с которыми она сталкивается. Кроме основных видовоказываемых услуг, многие центры разрабатывают индивидуальные программы,выделяют важные направления, по которым осуществляют свою деятельность.Работают здесь специалисты разных профилей: психологи, социальные педагоги исоциальные работники, юристы, врачи, что позволяет оказывать разностороннюю помощьнуждающимся.
Вместе с тем в работе с детьми и семьями есть рядпроблем. Прежде всего – это кадровая проблема: не хватает квалифицированныхспециалистов, высока сменяемость работников, несовершенна система оплаты ихтруда. Есть проблемы материально-технического оснащения, недостает компьютеров,копировальной техники, необходимой мебели, мало нормативно-методическойлитературы, специализированных изданий периодической печати, специальных видео-и аудиоматериалов.
В последние годы в республике появились новыеформы работы с детьми-сиротами: внедряется практика использования детских домовсмешанного типа, где дети только живут, а обучаются в общеобразовательнойшколе; постепенно приживаются такие широко распространенные на Западеорганизационные формы работы с детьми как дома для сирот семейного типа идетские деревни, ориентированные на воспитание детей в домашней обстановке вусловиях многодетной семьи. На 1 января 2003 года в Беларуси насчитывалось 40детских домов семейного типа, т.е. семей, в которых на полном государственномобеспечении воспитывается не менее 5 детей.
История появления в Беларуси детских деревеньначалась в июле 1995 года, когда под Минском, в поселке Боровляны, состоялосьоткрытие первой детской деревни, построенной Немецким фондом имениГ. Гмайнера (автор гуманной модели воспитания осиротевших детей, «человекстолетия») и белорусским фондом «SOS – Детская деревня». Ныне в ней проживает13 семей, по 8–10 детей в каждой. С 1996 года в Боровлянах открыт «SOS –Социальный центр матери и ребенка имени Г. Гмайнера», в которомослабленные дети (из мест, загрязненных радиацией, онкологические больные дети,дети из многодетных и малообеспеченных семей) проходят реабилитацию иоздоровление. Аналогичные деревни функционируют в Марьиной Горке и Кобрине.
В Беларуси появились детские приюты, находясь вкоторых ребенок должен пройти медицинское обследование (с целью оценки общего состоянияздоровья), психологическую диагностику (для установления уровня психическогоразвития и необходимых мер коррекции), социальную диагностику (для определенияуровня адаптивности ребенка, выявления структуры его социальных связей). Наоснове результатов этих процедур выбирается тип реабилитационного учреждения,куда потом и направляется ребенок.
В республике формируется система социально-психологическойпомощи семьям и детям, практикуется создание временно приемных семей, в которыеможно определить детей, оказавшихся в неблагополучных жизненных ситуациях,оказание неотложной психолого-педагогической помощи, индивидуальноеконсультирование. В Минске создана первая в Беларуси социально-психологическаяслужба по упреждению всех форм насилия над детьми «Дети – не для насилия».
С января 2000 года в Минске работаетРеспубликанский реабилитационный центр, предназначенный для социальнойреабилитации детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата идругими заболеваниями, следствием которых является нарушение опорно-двигательныхфункций. Министерством образования разработана и утверждена новая концепцияобучения, воспитания и подготовки к жизни детей-инвалидов, расширенывозможности этих детей для получения образования в профессионально-техническихучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях. С начала 90-х годовв Беларуси реализуется экспериментальная модель интегрированного обучения детейс особенностями психофизического развития в общеобразовательных школах иучебных заведениях (до этого они учились и воспитывались только в специальныхшколах).
Специализированный детский сад для детей сумственными отклонениями, открывшийся в Минске в 1998 году, стал первой«ласточкой» в попытке решить проблему детской инвалидности на государственномуровне. Активно работает в этом направлении адаптационно-консультативный центр«Остров надежды», где занимаются дети с тяжелыми умственными ограничениями, непозволяющими им посещать детские и школьные учреждения. На базе областных,городских и районных реабилитационно-диагностических центров создаются банкиданных о детях с особенностями психофизического развития, расширен переченьучебных заведений для лиц с особенностями психофизического развития и инвалидов.
Ряд позитивных перемен появилось в социальнойзащите молодежи. Прежде всего – работа многопрофильных молодежных центров и ихобъединений, нацеленных на пропаганду и утверждение здорового образа жизнисреди молодежи и подростков. Около десятка лет функционирует объединениемолодежных центров и подростковых клубов «Дапамога» г. Барановичи, целькоторого обеспечивать систематическую социально-профилактическую работу сразличными категориями молодежи по месту жительства: оказывать социально-психологическиеуслуги молодым семьям, детям и подросткам, оказавшимся в неблагоприятныхусловиях или имеющим отклонения в физическом развитии, допускающим асоциальноеповедение, имеющим затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, впрофессиональном и жизненном самоопределении, решать вопросы трудоустройства изанятости и др. На базе «Дапамогi» функционирует Молодежная биржа занятости, при которойработает агентство по информации и трудоустройству, учебно-производственныемастерские, а также имеется пункт профконсультации. Агентство занимаетсяорганизацией выездных отрядов, бригад на сезонные работы, изучает рынок услугпо трудоустройству, планирует работу по обеспечению занятости молодежи.
В микрорайонах города открыты молодежные центры «Сузор’е», «Сучаснiк», «Маладосць». При нихработают клуб любителей тенниса, клуб «Атлет», клуб парикмахерского искусства,многопрофильный клуб «Ориентир», студия народных ремесел, детский экологическийклуб «Наш мир» и др. Центры координируют работу по проведению праздников,соревнований на приз «Кожаный мяч», «Золотая шайба» и др.
Конкретно и результативно работают молодежныесоциальные службы в г. Минске и регионах, в составе которых функционируютразличные службы, способствующие решению многих молодежных проблем трудового идосугового плана. Это студенческие бюро услуг, с помощью которых студенты могутвыполнять частные заказы, поступающие от населения, предоставляется возможностьв свободное от учебы время и в период каникул заняться различными видамиобщественно-полезного труда, организовать оздоровительный отдых и т.д.
Многопрофильный молодежный центр «Гармония» вг. Кобрине представляет собой государственное учреждение, осуществляющеекомплексный подход к решению проблем в молодежной среде. В его состав входятотделения, организующие культурно-массовую и физкультурно-оздоровительнуюработу с молодежью, подростками и детьми в микрорайонах; центры и службысоциально-психологической, юридической и другой помощи молодежи и молодойсемье; центры и службы, решающие вопросы вторичной занятости и трудоустройствамолодых людей.
Структура данного центра выглядит следующимобразом (рис. 1.2).
Конкретно и результативно работают молодежныесоциальные службы в Минске и регионах, в составе которых функционируютразличные службы, способствующие решению многих молодежных проблем трудового идосугового плана. Это студенческие бюро услуг, с помощью которых студенты могутвыполнять частные заказы, поступающие от населения, предоставляется возможностьв свободное от учебы время и в период каникул заняться различными видамиобщественно-полезного труда, организовать оздоровительный отдых.
/>
Рис. 1.2.Организационная структура молодежного многопрофильного центра
Важной формой социальной защиты одаренноймолодежи является осуществляемая по инициативе фонда Президента РеспубликиБеларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов работа по предоставлениюстипендий победителям международных и республиканских олимпиад, конференций,конкурсов.
Многие проблемы современной жизни молодежистремятся разрешить молодежные и детские общественные объединения, организации,фонды (спортивные, экологические, туристские, занятости молодежи, студенческиеи др.). Способствует развитию инициативы молодежи сотрудничество общественныхмолодежных организаций с международными.
Неотъемлемой частью современной модели социальнойзащиты являются новшества, появившиеся в социальной работе с людьми пожилоговозраста и инвалидами. Прежде всего, это оказание им социальных услуг внестационарных условиях, т.е. деятельность служб социальной помощи на дому,которые действуют в составе Территориальных центров социального обслуживаниянаселения (ТЦСОН). Они обслуживают более 90 тысяч одиноких престарелых иинвалидов, оказывая им различные услуги, в том числе и срочное социальноеобслуживание, а также размещение в отделениях дневного пребывания. Для сложныхслучаев, исключающих обслуживание в домашних условиях, при больницах создаютсяпалаты сестринского ухода, которые особенно необходимы в районах, гдеотсутствуют стационарные социальные учреждения.
В сельской местности работают дома социальныхуслуг, дома-интернаты малой вместимости (на 20–25 мест), хозрасчетные бригадыдля оказания населению бытовых услуг. Практика показывает, что создание такогорода учреждений способствует комплексному разрешению социальных проблеммалоимущих престарелых граждан, позволяет объединить усилия государственных иобщественных организаций, направленные на поддержку и оказание помощи жителяммалочисленных и отдаленных сельских населенных пунктов.
Новым явлением в республике стало созданиесоциальных столовых, салонов «Милосердия», центров медико-социальной помощи,которые работают с больными, одинокими стариками, оказывая им социальную, психологическуюи медицинскую помощь. На базе действующих столовых организуется бесплатноепитание, доставка обедов на дом.
Имеется немало примеров улучшения торгового,бытового, медицинского, надомного и других видов обслуживания пожилых людей вдеревнях, поселках и городах. В ряде областей существует опыт организациимагазинов «Ветеран», «Забота», которые торгуют товарами по сниженным ценам дляотдельных категорий граждан. В некоторых регионах существует практикапредоставления малоимущим пенсионерам товаров длительного пользования напрокат(стиральные машины, пылесосы, холодильники). Одиноким и одинокопроживающиммалоимущим престарелым гражданам оказывается адресная натуральная иматериальная помощь со стороны предприятий, организаций, колхозов, совхозов. Вомногих районах установлены доплаты к пенсиям за счет средств местных бюджетов.Проводятся благотворительные акции по сбору средств для поддержкималообеспеченных граждан, открываются благотворительные счета, оказываетсягуманитарная помощь. В последнее время появились примеры организации социальнойпомощи пожилым на смешанной основе, т.е. предоставление услуг государственнымии негосударственными структурами, создания на общественных началах «отрядовмилосердия», состоящих из студентов вузов, учащихся медучилищ, для обслуживаниянуждающихся престарелых и инвалидов.
Совершенствуют оздоровительную работу санатории ипансионаты для пенсионеров, ветеранов войны и труда и другие учреждения медицины,физкультуры, культурно-просветительной работы.
В республике продолжается реализация комплексамероприятий, направленных на решение проблем занятости инвалидов: развитие сетиспециализированных предприятий, трудоустройство инвалидов на условияхсокращенного рабочего дня или недели, предоставления дополнительных перерывов вработе и т.д. В целях стимулирования нанимателей по созданию условий длятрудоустройства инвалидов законодательно введено льготное налогообложение дляпредприятий, применяющих труд инвалидов.
Тем не менее, актуальной сегодня остаетсяпроблема нехватки рабочих мест для людей с ограниченными возможностями,финансирования проводимых мероприятий, остро встает вопрос массовогопроизводства необходимых технических средств для инвалидов: управляемыхколясок, протезов, специализированной мебели, электронных слуховых аппаратов идр., что могло быть способствовать созданию для этой категории населения«безбарьерной среды», беспрепятственному доступу их к общественныминфраструктурам, коммуникации, вхождению их в общество и развитию как полноценныхего членов.
Совершенно новыми группами людей, нуждающихся вособых видах социальной помощи, являются лица, пострадавшие от катастрофы наЧернобыльской АЭС, и мигранты (вынужденные переселенцы и беженцы). В числе мерсоциальной защиты пострадавших, особенно детей и подростков, первоочередноеместо занимает оздоровление, создание системы многопрофильных детскихреабилитационно-оздоровительных центров. Для снижения уровня напряженности вобществе оказывается высококвалифицированная помощь населению в клинике НИИрадиационной медицины, в рамках программы «Юнеско–Чернобыль» в республикепостроены, реконструированы, оснащены и успешно функционируют три центра социально-психологическойреабилитации мигрантов, расположенные в поселках Аксаковщина, Першай, Стрешин,в которых под руководством специально обученных социальных работников,психологов, медиков организовано комплексное обследование и лечениепострадавших, обучение и воспитание детей. Планируется создать еще пятьаналогичных центров в Гомельской, Могилевской и Брестской областях.
В республике проводится комплекс работ посозданию сети психологических консультаций, «кризисной» социальной помощи,повышению эффективности профессиональной социальной работы как с самими мигрантамии их семьями, так и с представителями местных властей по предотвращению илисмягчению конфликтности. В основу организации помощи мигрантам и пострадавшимот аварии на ЧАЭС положен принцип оптимальной достаточности помощи со стороныгосударства при максимальном развитии и использовании их собственного потенциала.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.