ЦЕНТРОСОЮЗРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙКООПЕРАЦИИ
Факультетзаочного образования
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Подисциплине: «СОЦИОЛОГИЯ»
Тема: Обществокак социальная система
/>
Выполнилстудент
ПАВЛОВ П.Н.
Шифр Э – 02 –76 — М
Специальность0060800 «Экономика и управление на предприятии»
НОВОСИБИРСК
2005
План
Введение
1 Сущность и структура общества как системы
2 Теории индустриального общества
3 Теории информационного общества
4 Типология обществ
Заключение
Литература
Введение
На протяжении всей историиодной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество?Изначально этим вопросом занималась социальная философия. Результатомсоциально-философских изысканий к концу XVII века стала конфронтация двух подходов: первыйпредставлен теоретиками, для которых общество – это искусственное образование,плохо совместимое с естественными склонностями людей. Второй содержится вконцепциях, где общество выступает как развитие прирожденных влечений и чувствчеловека, являющихся общественными, а поэтому и моральными по своей сути.
Сторонник первого подходасоциальный философ Т. Гоббс утверждал, что «естественное» состояние людей – этосостояние страха и угрозы насильственной смерти. Такая человеческая природаобусловливает образование общества, основанного на необходимости, заставляющейлюдей объединиться.
К теоретическимпротивникам Гоббса следует отнести древнегреческого философа Аристотеля, другихантичных философов, считавших, что человек есть животное, склонное к жизни вобществе, и называвших его политическим животным. Английский философ – моралистА. Шефтсбери настаивает, что человек по природе – существо общественное,моральное, жизнь в обществе неизбежна и естественна для него.
Если для Шефтсбериэтический момент является важнейшим в социальной связи, то философ Б. Мандевильполагает, что общественная связь в лучшем случае этически нейтральна, человек –общественное существо, но это совсем не значит, что он существо нравственное.
Дальнейшие поискисоциальных оснований привели к появлению экономически-реалистической тенденции:у Адама Смита общество рассматривается как трудовой и меновой союз людей, когдакаждый, работая на себя, вынужден работать на других. Таким образом, обществопредстает как автоматически действующий механизм, состоящий из взаимосвязанныхэлементов.
Природа общества, как иприрода человека – загадка, над которой люди будут размышлять до тех пор, покабудут жить.
Общество крайнемногозначное понятие. Обществом может быть названа небольшая группа людей,объединенных некоторыми специфическими интересами (общество фотолюбителей),государственное образование или группа в некотором отношении однородных стран(российское общество, западноевропейское общество), наконец, это понятиеприменяется и для человечества в целом.
Общество характеризуетсяследующими признаками:
· Общностьтерритории их проживания, обычно совпадающий с государственными границами;
· Целостность иустойчивость складывающихся форм взаимодействия людей;
· самовоспроизводство,саморегулируемость и самодостаточность;
· уровень развитиякультуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей,лежащих в основе социальных связей.
На основе сказанногоможно дать следующее определение общества: это совокупность людей,объединенная исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия вцелях удовлетворения своих потребностей и характеризующаясясаморегулируемостью, саморазвитием, а также наличием системы норм и ценностей,разделяемых большинством индивидов.
1 Сущность иструктура общества как системы
Общество неоднородно ивключает ряд разнопорядковых явлений и процессов. Составными элементамиобщества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействияи отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности,нормы и ценности. Каждый из этих элементов находится в более или менее теснойсвязи с другими и играет специфическую роль в функционировании общества какцелого. Именно благодаря своей структуре общество качественно отличаетсяпроизвольного хаотического скопления людей. Социальная структурированностьобщественной жизни придает ей устойчивый, закономерный характер, порождаетновое интегральное системное качество, не сводимое к качественнойхарактеристике отдельных людей или их сумме.
Общество как социальнаясистема – это такой социальный организм, который функционирует и развивается посвоим собственным законам. Система – это определенным образом упорядоченноемножество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некотороецелостное единство. Социальная система – это целостное образование,основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия иотношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер ивоспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Социальная связь – это набор фактов, обусловливающихсовместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время длядостижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихотилюдей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальнымиусловиями, в которых живут и действуют индивиды.
Социальноевзаимодействие – этопроцесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга.Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иныедействия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемыеэтими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющихсоциальную общность. Взаимодействие приводит к становлению новых социальныхотношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые исамостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Целостнойсистеме присуще множество связей, взаимодействий и отношений.
Структура общества может быть рассмотрена в разныхракурсах:
· выделение сфер (подсистемобщества) общественной жизни: экономической, политической, социальной,духовной;
· выделение вобщественной жизни процессов функционирования и развития: социализации,институционализации, социальной организации и контроля.
В процессе становления социологическойтеории общества сложились три разные модели представления о нем.
1. Номиналистическая; представляет общество как суммуиндивидуумов, преследующих свои интересы и сознательно выбирающих себе правилаповедения за их полезность в достижении желаемых результатов. Общество естьрезультат воображаемого договора между свободными и равными индивидами.
2. Органическая; общество конструируют по образцуорганизма, элементы которого – люди, и способы их взаимодействия – органическивзаимосвязаны и поддерживают внутри известное постоянство отношений. Динамикаразвития общества и законы его функционирования выводятся из целей ипотребностей отдельных индивидов, а из логики их взаимодействия в рамках болееширокого целого.
3. Процессуарно-деятельностная;наиболее значимымпродуктом общественной жизни выступают события, чередование и взаимодействиекоторых и определяют динамику общественного развития.
Процессуарно-деятельностнаямодель общества может быть выражена в следующей системе постулатов:
· Социальная реальностьэто не статическое состояние, а процесс. Стремясь найти наиболее точнуюметафору общества, мы должны его представить не как материальный субстрат, акак сеть отношений, пронизанную напряжением и гармонией, конфликтами исплоченностью;
· Последовательностьсобытий в пределах социального процесса имеет кумулятивный характер. Каждаяфаза есть результат всех предыдущих фаз и в то же время отправная точка дляследующего состояния. В каждый исторический момент открывается определенноеполе возможностей выбора будущего курса, которые в значительной степениограничены предыдущим развитием процесса;
· Люди конструируютобщество не «как вздумается», а лишь в данных структурных условиях,унаследованных от прошлого, созданных для них предшественниками, которые, ссвою очередь, тоже были структурно ограничены;
· Хотя действиясоциальных субъектов в преобладающей степени носят рациональный характер, ихрезультат, ввиду множественности и разнонаправленности, не являетсяпредопределенным. Так что общество в значительной степени можно рассматриватькак результат действия «невидимой руки»;
· Сами принципыдеятельности общества подвержены трансформации. Поэтому можно допустить, чтогде-нибудь в отдаленном будущем мера целенаправленности общественного развитиязначительно повысится;
· Хотя факторпрогресса часто просматривается в истории – он не является предопределенным.Это попросту означает, что количество конструктивных социальных действий донастоящего времени значительно превышало количество деструктивных;
· Бесполезно искатькакой-то особый таинственный смысл в истории. Но людям дано право придать ейсмысл, повышая меру разумности и конструктивности своих действий.
2.Теориииндустриального общества
Индустриализация – этосоциальный процесс, который характеризует превращение традиционных (аграрных)обществ в современные (промышленные) путем создания крупной машиннойпромышленности и производственных технологий. Задача индустриализации –улучшить жизненный стандарт с помощью самобалансирующейся в условиях рынкамашины «экономического роста».
50-60-е годы ХХ века –эпоха тотальной индустриализации, в которой НТР выступила движущейся силойперехода цивилизации в новое качественное состояние.
Единое индустриальноеобщество выступает в двух вариантах:
1) капитализм и 2) социализм– как формы хозяйствования и специфические системы социальной организации.
Основополагающие принципыиндустриального общества:
1. частнаясобственность как основа экономического роста, личной свободы и защитысоциального порядка. При этом связь между результатами работы и работникамиосуществляется и через владение акциями;
2. бизнес какдвигатель социального прогресса;
3. менеджеризм какформа управления;
4. плюралистическаядемократия, ведущая к политическому консенсусу;
5. деидеологизацияобщественной жизнедеятельности;
6. корпоративизм какнаднациональная форма развития общества.
В рамках концепции«единого индустриального общества» получила развитие теория «конвергенции»(схождение в одной точке) – сближение разнотипных обществ с главной тенденциейдвижения к обществу потребления.
В теории конвергенциивыделяются две концепции. В одной (Р.Арон, У. Ростоу и др.) обосновываетсяпрозападная ориентация: конвергенция ведет к насаждению западных идей в странахсоциализма с помощью процессов «индустриализации, демократизации,вестернизации» и т.п. В другой (З.Бжезинский, предприятие, Сорокин и др.)обосновывается параллельная эволюция, где имеют место заимствованиясоревнующимися социальными системами друг у друга сильных сторон, сглаживаниясвоих различий и поворота в русле развитого индустриального общества.
В теории конвергенцииобуславливается идея, что индустриальное общество обладает потенциаломбезграничного прогрессивного развития без радикальных преобразований и создания«мира без границ» – общего дома для человечества с приоритетом общечеловеческихценностей.
Особое внимание всоциологии индустриального развития уделяется проблемам: стратификации –разделения общества на страты (слои); мобильности – перемещения людей внутристраты и между ними. Развитие этой теории связано с именами Б.Барбера,С.Липсета, Т.Парсонса, П.Сорокина и др.
Концепции социальнойстратификации основываются на принципах универсального социального расслоения инеравенства, имеющих естественную (биологическую, физическую и психическуюособенность людей) и социальную (разделение труда, уклад жизни,статусно-ролевые позиции) природу.
Наиболее распространеннымявляется выделение вертикального и горизонтального срезов стратификационнойсистемы общества. Вертикальный срез выделяет слои (страты) истратифицированнуюструктуру, отражая преимущества одних над другими.
Горизонтальный срез отражаетвнутреннее строение социальной страты в соответствии с уровнем квалификации,творческой активности, отраслевого, территориального положения, стилемпотребления, личностными качествами.
Достаточно устоявшимисяявляются пирамидальная и ромбовидная стратификационная модели, включающие триосновных уровня.
А. Высший слой –элитарное меньшинство, возвышающееся над остальной частью общества.
Б. Средний слой –занимает промежуточное положение между полюсами социальной иерархии ихарактеризуется сближением позиций по уровню дохода, характеру потребления,стилю жизни, фундаментальным ценностям.
В. Низший слой – этоаутсайдерский, люмпенизированный слой, представители которого утратилиустойчивые связи с находящимися выше слоями.
В индустриальном обществеоткрытого типа складываются такие социальные отношения, которые не мешаютличности самостоятельно решать вопрос о придании смысла своей жизни.
Теория социальнойстратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальныеслои, группы, служит методологической основой для формирования теориисоциальной мобильности. Социальная мобильность – это изменение индивидомили группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуреобщества.Социальная мобильность означает перемещение по социальнойлестнице в двух направлениях: 1) вертикальном – движение вверх и вниз; 2)горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне.
С решением проблемысоциальной стратификации индустриального общества тесно связана теория«деидеологизации» — заката идеологической эры. На первый план выходяттехнико-рациональные аспекты функционирования общества, основанные наприоритете науки и культуры. Такое освобождение индустриального общества отвлияния идеологии получило название «деидеологизации», выражающей принцип: «чемменьше идеологии, тем лучше» (Р. Арон, Д. Белл, Ж. Эллюль и др.)
3 Теорииинформационного общества
Одной из концепций постиндустриальногообщества является концепция Д. Белла. Основное содержание концепциипостиндустриального общества Д. Белла можно свести к следующим положениям:
1. Наиболеесущественной характеристикой становления постиндустриального общества являетсяпереход от экономизированной к социологизированной модели развития, то есть отразвития, почти целиком мотивированного прибылью, к развитию, вовсе большеймере ориентированному на гармонизацию социально-политического взаимодействиялюдей.
2. Симптомы и причиныэтого перехода:
· в связи сдостигнутым уровнем благосостояния исчерпали себя возможности чистоэкономического стимулирования труда, и пришлось осваиватьсоциально-психологические факторы мотивации (доктрина и политика человеческихотношений);
· было осознано,что богатство существует не только в индивидуальной, но и в общественной форме(например, благоприятное состояние окружающей среды), что актуализироваловопрос о поиске механизмов стимулирования роста богатства в общественной форме;
· осознание значимостибогатства в общественной форме подвело к пониманию того, что обществостановится все более национальным (и даже «глобальным») и вместе с тем, всеболее конфликтным, поскольку приходится согласовывать групповые интересы, чтосогласно теореме возможности американского экономиста, лауреата Нобелевскойпремии – Кеннета Эрроу, крайне затруднительно.
3. Рост уровняжизни и притязаний людей приводит к необходимости замены механизмараспределения «по вкладу» распределением «по справедливости» (высокий уровеньсоциальных гарантий «слабым»), что разрушает мотор, определявший развитиепроизводительного капитализма со времен его возникновения.
4. Отмеченные вышеновые элементы социальности фактически свидетельствуют о переходе общества вновый постэкономический режим функционирования. Отход экономических регуляторовна второй план и выход на первый социальных и политических технологийсвидетельствует о переходе общества от экономизированной к социологизированноймодели развития. Отныне приходится рассчитывать не на рациональность, какмеханизм объективного соединения общественных положений, а на торг междулюдьми. В итоге, на место экономики, как фундамента общества, приходитсоциология и политология.
5. По мнению Белла,наиболее существенным препятствием на пути становления социологизированноймодели общества выступают культурные противоречия капитализма, связанные сзаметным подрывом созидательной ценностной вертикали, порожденнойхристианством. Сможет ли постиндустриальное общество идти вперед в условиях фактическогоотсутствия ценностной вертикали и все более интенсивного распространенияценностей капитализма – это большой вопрос.
Еще более последовательноприоритет социологического подхода в моделировании общества завтрашнего дняподчеркивает известный российский социолог и политолог В.Л. Иноземцев. Он, вчастности, считает, что глашатаи постиндустриального, технотронного,информационного и того подобных обществ лишь будоражат общественное сознание,пренебрегая тем очевидным обстоятельством, что общество может быть адекватноопределено без обращения к его внутренним, сугубо социальным связям иотношениям. Общество будущего следует определить не спецификой орудийдеятельности, а характером отношений между людьми и отношением человека ксамому себе.
В.Л. Иноземцев исходит изтого, что наиболее весомым фактором обновления современного общества является«становление самой природы человеческой деятельности, преодоление труда изамена его творческой активностью». В результате превращения знаний в основнойфактор производства на первый план выдвигается не стремление увеличить своематериальное богатство, а желание индивида самосовершенствоваться, раскрыватьсвой потенциал и получать социальное признание.
По мнению В.Л.Иноземцева, современная технологическая революция вызвала два фундаментальныхизменения: с одной стороны, она впервые в истории человечества обеспечилаудовлетворение основных материальных потребностей членов общества, и, с другойстороны сделала совершенствование самого человека не только делом его личноговыбора, но и главным критерием его социального признания. В новом обществе ужене объем богатства, а способности и ценностные ориентации будутдифференцировать людей. Ясно, что новое общество не станет ни более равным, нименее конфликтным.
По мнению Иноземцева, ужедостаточно отчетливо обозначившийся переход к постэкономическому обществу будетгораздо масштабнее, чем переход от индустриального к постиндустриальномуобществу.
Переход кпостэкономическому обществу не предвидел даже Всевышний, предрекая, что человеквечно будет обречен в поте лица добывать хлеб свой насущный.
4 Типология обществ
Социология уделяет многовнимания проблеме типизации обществ.
В обществознании принятьвыделять несколько типологий. Если в качестве главного признака выбирается наличиеписьменности, то все общества делятся на дописьменные, т. е умеющиеговорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом ификсирующие звуки при помощи знаков на материальных носителях. Изобретениеписьменности свидетельствует о достижении народом высокого уровня развития.
Согласно другой типологииобщества делятся на простые и сложные. В простых обществах нетразделения на богатых и бедных. В сложных – существует государственный аппарат,наука, техника, социальное расслоение людей.
Основой третьей типологииявляется способ добывания средств существования, т.е. способпроизводства. Согласно этому критерию все общества можно разделить на следующиетипы:
· обществопервобытных охотников и собирателей;
· обществоогородничества;
· общество скотоводов;
· земледельческоеобщество;
· индустриальноеобщество.
В недавнем прошлом вотечественной социологии популярной была марксистская классификация обществ, воснову которой положен способ производства материальных благ искладывающихся на их основе производственных отношений. На основе данногоподхода К.Маркс выделяет следующие основные общественные формации:первобытнообщинную, классовую (рабовладельческую, феодальную,капиталистическую) и коммунистическую, включающую социалистическое общество, какее начальную, первую фазу.
Широко известным такжеявляется предложенное немецким социологом Ф. Теннисом разделение обществ на дватипа: допромышленную, традиционную общину (Гемейншафт) исовременное промышленно-городское общество (Газельшафт).
Но наиболее плодотворнойследует считать классификацию общества на традиционные, промышленные(индустриальные) ипостиндустриальные. При этом традиционнымсчитаются общества, основанные на примитивном сельскохозяйственном труде,характеризующиеся архаическими формами организации социальной жизни, передачазнаний от стариков к молодежи, строгое следование установленным обычаям итрадициям.
С экономической точкизрения индустриальным считается общество, ¾ занятого населениякоторого трудится в промышленности (индустрии); в постиндустриальномобществе, большинство занятого населения трудится не в промышленности, а всфере обслуживания и информации.
Когда одна стадия сменяетдругую, изменяется технология, способ производства, форма собственности,политический режим, культура, образ жизни, социальная структура.
Доиндустриальный типгосподствует в Африке, Латинской Америке, Южной Азии, где преобладаетземледелие, рыболовство, скотоводство, горнодобывающая и деревообрабатывающаяотрасли промышленности, в которых занято около 2/3 работоспособного населения.
Индустриальный типхарактерен для Северной Америки, Европы, Японии. Приоритетным является развитиепроизводства товаров массового потребления за счет широкого примененияразличного рода техники.
Переход отиндустриального к постиндустриальному обществу сопровождается трансформациейтоваропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферыуслуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовоеделение уступает место профессиональному.
Сравнительнаяхарактеристика типов обществ представлена в таблице
Таблица 1
Основные типыобщества*
Основные
направления
Доиндустриальное
общество
Индустриальное общество
Основное место расселения деревня Город
Социальные отношения Кровно-родственные; личные, доверительные Товарно-денежные; безличные, анонимные
Разделение труда незначительное Значительное
Социальная стратификация Сословия, касты, рабство классы
Полноправные члены общества Аристократия, свободные горожане Любой человек, независимо от происхождения
Основное место работы Сельское поле Городская фабрика
Социальный контроль Неформальный, состоящий в спонтанных реакциях на отклонения Формальный, основанный на законах, полиции и судах
ценности Традиционные, религиозные Светские, ориентированные на будущее
культура Однородная: большинство людей разделяет сходные нормы и ценности Неоднородная: большое число субкультур с различными нормами и ценностями
Источники энергии Физическая сила человека и животных Энергия воды, ветра, пара, электричества
Скорость технического прогресса медленная быстрая
*Кравченко А.И.Социология: Учебник для вузов. – Екатеринбург. –М.,1999.-с.380
Что касаетсяиндустриального и постиндустриального общества, то их базис и наиболеесущественные различия хорошо видны в таблице 2.
Таблица 2
Характеристикасовременных обществ*
Современное общество (новое время)
Современное общество (новейшее время)
Индустриальный
Технический базис Информационный
Товары
Основа благосостояния общества Знания
Промышленность
Ведущая отрасль Сервис
Рабочие
Массовый класс Служащие, управленцы
руководство
Принцип управления Согласование
Статусная, «зернистая»
Социальная структура. Функциональная, «сотовая»
Авторитаризм, представительская демократия
политический режим Непосредственная демократия, самоуправление
Социоцентризм
Идеология Гуманизм
Мировые религии
религия Мелкие конфессии
*Мостовая И.В. Зачет посоциологии в кармане: Учебное пособие.- Ростов н/Д.- 1999.-с.60
Характерная черта обществиндустриального типа – быстрый экономический рост и модернизаторский оптимизм –широко распространенная уверенность в возможности решения всех социальныхпроблем на основе научно-технического прогресса. Для постиндустриальногообщества характерно не только повсеместное использование достижений науки итехники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленноеразвитие самой техники на основе развития фундаментальных наук.
Показателем степениэкономического развития индустриального общества является индекс производствастали, а показателем постиндустриального общества – процент научных итехнических работников в общем объеме рабочей силы, а также объем затрат нанаучно-исследовательские разработки. Степень развития индустриального обществаопределяется количеством производимых товаров, а постиндустриального — умениемвырабатывать и передавать информацию.
Хотя среди множестваконцепций постиндустриального общества также имеются отдающие даньмодернизаторскому оптимизму, в целом они значительно более критичны и болеесоциологичны, то есть в значительно большей мере увязывают перспективы будущегочеловечества с характером и динамикой развития социальных отношений.
Заключение
В контрольной работе былирассмотрены следующие вопросы:
· сущность иструктура общества как системы;
· теориииндустриального общества;
· теорииинформационного общества;
· типологияобществ.
На основаниивышеизложенного можно сделать следующие
выводы:
· Общество — этосовокупность людей, объединенная исторически сложившимися формами ихвзаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей ихарактеризующаяся саморегулируемостью, саморазвитием, а также наличием системынорм и ценностей, разделяемых большинством индивидов.
· Структураобщества рассмотрена в разных ракурсах:
- выделение сфер общественнойжизни: экономической,
политической, социальной,духовной;
- выделение вобщественной жизни процессов функционирования и
развития: социализации,институционализации, социальной
организации и контроля.
· Обществаподразделяется на традиционные, промышленные (индустриальные) ипостиндустриальные (информационные).
— традиционным считаютсяобщества, основанные на примитивном сельскохозяйственном труде;
- характерная чертаобществ индустриального типа – быстрый
экономический рост;
· Индустриализация– это социальный процесс, который характеризует превращение традиционных(аграрных) обществ в современные (промышленные) путем создания крупной машиннойпромышленности и производственных технологий. Задача индустриализации –улучшить жизненный стандарт с помощью самобалансирующейся в условиях рынкамашины «экономического роста».
· Наиболее существенной характеристикойстановления постиндустриального общества является переход от экономизированнойк социологизированной модели развития, то есть от развития, почти целикоммотивированного прибылью, к развитию, вовсе большей мере ориентированному нагармонизацию социально-политического взаимодействия людей.
Литература
1 Кончанин Т.Л.,Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология: Учебное пособие.- Ростов н/Д:Феникс -2001.
2 Э.А. Капитонов.Социология ХХ века. Ростов н/Д: Феникс,1996.
3 Радугин А.А.,Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр,1999