А. Тестовое задание
1. Что является предметом социологии?
а) поведение людей;
б) общественное мнение;
в) этические и правовыеотношения;
· г) социальныесистемы.
Правильный ответ г. Современная социология — этосамостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ееподсистемах и отдельных элементах [7, с. 9]. Любое общественное явлениепредстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество.
2. Какие функции социологии неназваны?
а) познавательная;
б) прогностическая;
в) идеологическая.
Информационнаяфункция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации,полученной в результате исследований. Социологическая информация — самыйоперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах онаконцентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководителиобъектов, где проводились исследования. В установленном порядке информациюполучают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.
Мировоззренческая функциясоциологии вытекает из того, что она объективно участвует всоциально-политической жизни общества и своими исследованиями содействуетпрогрессу общества. Подразумевается, что социальное знание, как исоциально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельностичеловека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и кдругим. Мировоззренческая функция социологии выражается в воздействии наобщественное сознание, создание ценностной системы, культивирование правил инорм поведения людей. История свидетельствует, что в большинстве социальныхреволюций, реформ, реконструкций и трансформаций именно социологическиеконцепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии.Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688г. приустановлении либерально-демократического режима в Англии, труды ФрансуаВольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль воФранции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущиминтеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основойнацистского путча и третьего рейха в Германии.
3. Какой из вариантовверен: «Социология как самостоятельная наука возникла…..»
· а) в первойполовине 19 в.
б) в первой половине 20в.
в) во второй половине 18в.
К серединеXIX века социология оформляется как самостоятельная наука [3, с. 6]. Ее родоначальникО. Конт (1789— 1857 гг.) свое учение, основными частями которого былисоциальная статика (изучение структур общества, взятых как бы в застывшем виде)и социальная динамика (анализ последовательности социальных изменений), назвал«социальной физикой». Обнаружив, что А. Кетле уже использует этот термин, О.Конт в 1839 г. назвал свое учение социологией.
4.«Социология – это наука о социальных фактах». Данная точка зрения принадлежит
а) Г.Спенсеру;
б) К Марксу;
в) М. Веберу;
· г) О.Конту.
5. Этоединичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальныйи психологических черт человечества
· а)индивид;
б) личность;
в)индивидуальность.
Индивид [отлат. individuum — неделимое] — единичная особь Homo sapiens, отдельноечеловеческое существо, единство социального и биологического, в которомопределяется уникальным сочетанием генетически запрограммированного и социальноприобретенного индивидуального набора черт, свойств, качеств [5, с. 84].
6. Социальныйстатус личности – это
· а)модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системеобщественных и межличностных отношений;
· б)положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями;
в) оценка,которую общество дает должности, занимаемой личностью.
Социальный статус —положение индивида в социальной структуре группы или общества, связанное сопределенными правами и обязанностями [4, с. 48].
7. Социальная позиция,занимаемая индивидом, благодаря собственным усилиям, относится к статусу
а) предписанному;
б) генеральному;
· в) достигаемому;
г) всеобщему.
РальфомЛинтоном были введены два понятия — ascriptive status (предписанный,приписываемый, прирождённый статус) и achieved status (достигаемый,достигнутый, приобретенный статус).
Приписываемыйстатус — социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый статусопределяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен попрошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.).
Достигаемыйстатус — социальный статус, который достигается в результате собственных усилийчеловека [6, с. 59].
8. Какиеиз приведенных утверждений верны?
· а) социализация– это процесс накопления социальных навыков;
· б)социализация присуща не только человеку, но и животным;
в)социализация – совокупность традиций, обычаев и социальных норм, регулирующихповедение тех, кто живет сейчас и передаваемых тем, кто будет жить завтра.
Социализация- есть процесс социального развития личности как активного усвоения индивидомсоциальных ценностей и социальных норм групп и общества в целом и формированиеих в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведениеиндивида в социальной среде (желательные компоненты). Социализация присущамногим животным, например, муравьи.
9.Поведение индивида, отличающееся от общепринятых в обществе или группе норм, — это
а) социальнаяреакция;
б) социальноедействие;
· в)социальная девиация.
Социа́льнаядевиа́ция — поведение, которое рассматривается как отклонение от групповыхнорм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя [4,с. 75].
Проблемасоциальной девиации находится в центре внимания с начала возникновения социологии.Так, например, Эмиль Дюркгейм написал работу «Самоубийство» (1897), ставшуюклассическим произведением в этой области.
10. Длянеформальной социальной группы характерно
а) значительноеколичество членов группы;
б) четкозакрепленный за каждым членом социальный статус;
· в)представленность личных статусов членов группы;
· г)назначенный лидер группы.
Неформальная группа — это такая социальная общность,которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального,юридически фиксированного, утвержденного статуса [6, c. 300]. Механизмом образования неформальной группы являетсясамоорганизация.
Центральное место внеформальной группе занимает лидер, вокруг которого объединяются члены группы.И часто бывает так, если руководитель официальной группы не пользуетсяавторитетом, то его функции выполняет лидер неформальной группы [6, с. 300].
11. Изменениеиндивидом, социальной группой места в социальной структуре общества – это
а) социальнаястратификация;
· б) социальнаямобильность;
в) социальнаядифференциация;
г) миграция.
Социальная мобильность — это изменения индивидом илисоциальной группой места, занимаемого в социальной структуре общества [6, с.282]. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П.А.Сорокиным, которыйрассматривал социальную мобильность как любые изменения в социальном положениилиц и семей, а не только переход их из одной социальной группы в другую.
Б. Творческое задание
1. Опишите социальныйстатус и социальную роль врача
Описываясоциальный статус и социальную роль врача, на наш взгляд, с совершенной степеньюочевидности можно сделать ряд следующих выводов.
Врачи современнойРоссии ясно осознают себя в качестве отдельной профессиональной группы, которуюони причисляют к интеллигенции. Консолидация со своей группой происходит наосновании неких общих представлений о профессионале данной профессии,пользующемся признанием коллег и населения.
Репутацияуважаемого врача складывается из профессионализма, отношения к больному, полнойсамоотдачи, компетентности, владения теоретическими знаниями и практическими навыками,повышения профессионального уровня и мастерства.
Врачами онаописывается как «знание своей профессии, специальности, своего дела»,«профессиональная мудрость», «хорошая интуиция, чутье».
Профессияврача предполагает широкий кругозор, интеллектуальный потенциал, признание иподдержку коллег, постоянное повышение квалификации, внедрение передовогоопыта. Уважаемого врача характеризуют доверительное отношение с больным,владение психологическими навыками и приемами, наличие личностных качеств: доброта,гуманность, чуткость, сострадание, выдержка, терпение, эмоциональнаяадекватность.
По поводувлияния профессии на судьбу России сегодня мнение врачей, на наш взгляд, врачейразделилось: одни полагают, что будущее государства в равной степени зависит отвсех его граждан. Часть экспертов убеждена, что врачи оказывают определенноевлияние на судьбу России («врачи — это интеллигенты, которые обеспечиваютздоровье нации»). Некоторые считают, что врачи способны в определенной степенивлиять на формирование общественного мнения. Часть врачей считает, что от них вобществе мало что зависит, они «не имеют права голоса, не имеют правабастовать». Но таковы лишь единичные мнения.
Многие врачисегодня обращают внимание на проблему низкой оплаты труда.
По мнению врачей,оказание платных услуг могло бы улучшить их финансовое положение, но сопряженос рядом проблем (в частности, несовершенное законодательство). Кроме того,платные услуги не популярны среди населения. Врачи сходятся во мнении о том,что они призваны лечить людей, а не зарабатывать деньги. К смене профессииврача на любую другую часть медиков относится с пониманием. Первопричинуперехода на другую работу многие видят в низкой заработной плате, другиепричины связаны с личностными и профессиональными качествами самихспециалистов: «Настоящие врачи свою профессию не меняют», «Значит, не имеет нужныхкачеств». В то же время, смену профессии осуждают в связи с тем, чтогосударство тратит средства на обучение специалистов, которые не остаютсяработать в медицине.
Такимобразом, медики воспринимают свою профессию как очень ответственную, ониговорят о себе как о хорошо образованной профессиональной группе, к мнениюкоторой может прислушиваться население. В то же время, врачи признают, что ихдоходы являются крайне низкими, материальное благополучие полностью зависит отгосударства.
2. В чем совместимостьпонятий «гений» и «злодейство» для социологии?
Усвоениесоциальных ценностей и норм — основа социализации, а нормы — основа социальногоконтроля.
С понятиемнормы соотносится понятие отклонения; если нет нормы, то не может быть иотклонения от нее.
Отклонение отобщепринятых норм называется в социологии девиантным (отклоняющимся)поведением.
В широкомсмысле понятие «девиация» означает любое несоответствие поведения любойсоциальной норме. В узком смысле девиантность относится к отклонениям отнеформальных норм.
Отклонение отправовых норм (нарушение) называется делинквентным поведением, как уже сказановыше, отклонение от уголовно-правовых норм — преступным поведением.
Такимобразом, наиболее широким понятием является девиантное поведение, более узким —делинквентное, еще более узким — преступное.
Девиантностьможет быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»: негативноотклоняющееся поведение и позитивно отклоняющееся. Для социологии гениальностьи злодейство — вещи вполне совместные: это просто два вида девиантногоповедения.
Но чащевсего, когда говорят о девиантном поведении, имеют в виду именно негативноотклоняющееся поведение.
3.Охарактеризуйте отношения между социальными слоями в современном российскомобществе. Влияет ли отношение к человеку его принадлежность к определенному социальномуслою? Аргументируйте свой ответ
В процессеразвития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российскогообщества претерпела значительную трансформацию.
Во-первых,коренным образом изменился сам характер стратификационной системы.
Если всоветском обществе преобладали черты этактратической системы, построенной навластных иерархиях и формальных рангах, то в современном российском обществеформулирование стратификационной системы происходит на экономической основе,когда главными критериями становятся уровень доходов, владение собственностью ивозможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.
Во-вторых,сложился довольно многочисленный предпринимательский слой, высшие представителикоторого не только составляют существенную часть хозяйственно- экономическойэлиты, но и в ряде случаев входят в политическую элиту страны. Можно по-разномуоценивать сущность, состав и структуру этого слоя, но нельзя не видеть, чтопереход к рыночной экономике породил качественно новые статусные группы,обладающие экономической свободой и претендующие на самые высокие места всистеме общественной иерархии.
В-третьих, входе реформ появились новые престижные виды деятельности, что заметно изменилосоциально-профессиональную стратификационную систему. Так, резко возрос престижпредпринимательской, коммерческой, финансово-банковской, управленческой,юридической и некоторых других видов деятельности (реклама, маркетинг, операциис недвижимостью и т.д.)
В-четвертых,наметилось полярное расслоение общества, что находит выражение в растущейдифференциации доходов населения. Так, если незадолго до распада советскогогосударства децильный коэффициент (соотношение средних доходов 10% наименееобеспеченных и 10% наиболее обеспеченных слоев населения) равнялся пяти, то в 1997 г. он повысился до двенадцати, а в настоящее время – до 25.
В-пятых,несмотря на существенную социальную полярность общества, начинает формироватьсясредний класс, ядро которого образуют высокопродуктивные, инициативные ипредприимчивые социальные категории (предприниматели, менеджеры, бизнесмены,фермеры).
Средний классопределяет стабильность социальной системы и одновременно обеспечивает еединамичное развитие. Он заинтересован в осуществлении экономических реформ ивыступает субъектом технологической модернизации и политической демократизацииобщества. Вопросы социально-стратификационной дифференциации находятся в центревнимания российских социологов. Предполагаются самые различные теоретическиесхемы, объясняющие расслоение современного российского общества. Наибольшеепризнание получила стратификационная модель, разработанная академиком Т.И.Заславской на базе данных, полученных в ходе мониторинговых исследований,проводимых Всероссийским центром по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) всередине 90-х гг.
Встратификационной структуре современного российского общества Т.И. Заславскаявыделила четыре слоя: верхний, средний, базовый и нижний.
Верхний слой(6% занятого населения) образуют элитные и субэлитные группы, занимающие важныепозиции в системе государственного управления, в экономических и силовыхструктурах. Это – политические лидеры, верхушка государственного аппарата,значительная часть генералитета, руководители промышленных корпораций и баков,преуспевающие предприниматели и бизнесмены, видные деятели науки и культуры.Верхний слой почти на 90% представлен мужчинами молодого и среднего возраста.Это самый образованный слой: две трети его представителей имеют высшееобразование. Уровень доходов этого слоя в 10 раз превышает доходы нижнего слояи в 6-7 раз доходы базового слоя. Таким образом, верхний слой обладает самыммощным экономическим и интеллектуальным потенциалом и имеет возможностьоказывать прямое влияние на процессы реформ.
Средний слой(18% занятого населения) состоит из мелких и средних предпринимателей,полупредпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий,представителей среднего государственного аппарата, администраторовнепроизводственной сферы, старших офицеров, лиц интеллектуальных профессий,фермеров, наиболее квалифицированных рабочих и служащих. Почти 60% из нихзаняты в негосударственном секторе. Большую часть и здесь составляют мужчины,преимущественно среднего возраста. Уровень образования представителей этогослоя значительно выше, чем в среднем по стране, однако несколько ниже посравнению с верхним слоем. По уровню доходов средний слой существенно уступаетверхнему слою и соответственно заметно хуже его социальное самочувствие.Несмотря на то, что большинство представителей среднего слоя не обладают нидостаточным капиталом, ни отвечающим в полной мере современным требованиямуровнем профессионализма, ни высоким социальным престижем, социологирассматривают этот слой российского общества зародыша среднего класса взападном понимании.
Базовый слой(66% занятого населения) включает лиц, занятых преимущественно вгосударственном секторе экономики. К нему относятся рабочие индустриальноготипа, значительная часть интеллигенции (специалисты), полуинтеллигенция(помощники специалистов), служащие из технического персонала, основная массавоеннослужащих, работники массовых профессий торговли и сервиса, а такжебольшая часть крестьянства. Около 60% этого слоя составляют женщины, в основномсреднего и старшего возраста. Только 25% его представителей имеют высшееобразование. Уровень жизни этого слоя, и прежде невысокий, в последние годыпостоянно снижается: 44% его представителей живут за чертой бедности. Хотяпотребности, интересы и ценностные ориентации групп, составляющих базовый слой,весьма различна: это приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и повозможности сохранить достигнутый статус.
Нижний слой(10% занятого населения) обладает наименьшим профессионально-квалифицированными трудовым потенциалом. К нему относятся работники, занятые простейшими видамитруда, не требующими профессиональных знаний (уборщики, лифтеры, вахтеры,курьеры, подсобные рабочие, такелажники и т.д.).
Из них более40% заняты в индустриальных отраслях и 25% — в сфере торговли, обслуживания.Две трети этого слоя составляют женщины, а доля пожилых людей в три раза вышесредней по стране. Для этих социальных категорий характерен чрезвычайно низкийуровень жизни: 2/3 живут за чертой бедности, из них четверть – за граньюнищеты. Большинство представителей этого слоя выступают против реформ, а 1/3считает, что стране нужна диктатура.
Наряду сэтими основными слоями Т.И. Заславская отмечает также наличие «социальногодна», которое образуют алкоголики, бомжи, бродяги, криминальные элементы и т.д.однако эмпирически идентифицировать эти группы не удалось, что связано с ихдесоциализацией, изолированностью от общества, включенностью в различныекриминальные и полукриминальные структуры.
На нашвзгляд, принадлежность человека к определенному социальному слою влияет наотношение к человеку, так как принадлежность к конкретному социальному слою вгораздо большей мере влияет на поведение и мышление людей, чем другие аспектысоциальной жизни, она определяет их жизненные шансы. Во-первых, для выживанияпредставителям высших слоев общества требуется затрачивать меньшую долюимеющихся ресурсов, чем представителям низших социальных классов. Согласноисследованиям социолога Пауля Блумберга, американцы, занимающие в классовойиерархии верхние 10 ступеней из 100, тратят на питание около 11% своего дохода,тогда как те, кто находится в самой нижней десятке, используют на эти целисвыше 40% своих средств.
Во-вторых,представители высших классов имеют больше нематериальных благ. Их дети сбольшей вероятностью будут учиться в престижных учебных заведениях и скореевсего, будут показывать лучшие результаты, чем дети родителей, занимающих менеевысокое социальное положение. Здесь же можно добавить, что дети родителей извысших классов имеют больше шансов выжить, чем дети родителей из низших слоевобщества.
В-третьих, уобеспеченных людей средняя продолжительность активной жизни выше, чем у бедных.
А по даннымАмериканского онкологического общества, необеспеченные люди подвергаютсябольшему риску заболеть раком и умереть от него, что преимущественноопределяется образом жизни. После выявления ракового заболевания прожить втечение 5 лет могут около 37% больных с низким доходом и примерно 50% больныхсо средним и высоким доходом. Результаты исследований неизменно показывают, чтов низших социальных слоях общества чаще наблюдаются психические расстройства.
В-четвертых,люди с более высоким достатком испытывают большее удовлетворение от жизни, чемлюди менее обеспеченные, поскольку принадлежность к определенному социальномуклассу оказывает влияние на стиль жизни — количество и характер потреблениятоваров и услуг. Пищевые полуфабрикаты для быстрого приготовления — обеды наскорую руку, картофельные чипсы, замороженная пицца и гамбургеры — чаще входятв меню семей с малым доходом. Люди из менее зажиточных слоев общества пьютменьше водки, дорогого виски и импортного вина, зато потребляют больше пива идешевых спиртных напитков. По сравнению с зажиточными семьями семьи с малымдоходом больше свободного времени проводят за телевизором.
Принадлежностьк определенному социальному слою влияет также на активность политической жизни:во многих странах участие в выборах пропорционально социально-экономическомустатусу. Кроме того, принадлежность к определенному социальному слою являетсяважным детерминантом сексуального поведения. Например, у представителей низшихслоев общества больше вероятность приобретения сексуального опыта в болеераннем возрасте, чем в высших слоях. Резюмируя, можно сказать, что принадлежностьчеловека к тому или иному социальному слою определяет почти все сферы егожизни, а, следовательно, и влияет на отношение к нему.
Список используемойлитературы
1. Бабосов, Е. М.Общая социология: Учебник для вузов/Е. М. Бабосов.- Мн: «Тетра Системс», 2004.-640с.
2. Волков, Ю. Г.,Мостовая И. В., Социология: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В. И.Добренькова.- М.: Гардарики, 2001.- 432с.
3. Габдулина, К.,Раисов Е., Социология: Учебник для вузов/К. Габдулина, Е. Раисов.- Алматы: «Нур- пресс», 2005 – 202с.
4. Зборовский, Г. Е.Общая социология: Учебник для вузов.- М.: Гарадарики, 2004.- 592с.
5. Кравченко, А.А., Социология.Общий курс: Учебное пособие для вузов.- М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.- 640с.
6. Социология:история, основы, институционализация в России.- М.: Московский психолого –социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.- 464с.
7. Социология:Учебник для вузов/ В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С.Лукашова; Под ред. В. Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.- 407с.