Реферат по предмету "Религия и мифология"


Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на религию

Яблоков И.Н., д-р филос. наук
Немецкиефилософы К. Маркс и Ф. Энгельс не создали специально посвященных исследованиюрелигии монографических трудов, однако они разработали свое миропонимание иметод, который применили при рассмотрении природы, общества, человека,различных феноменов культуры, в том числе и религии. Среди их произведений,содержащих методологические подходы к изучению религии, рассмотрение ееразличных сторон, анализ религиозных процессов, следует отметить следующие:совместный труд “Немецкая идеология”, сочинения Маркса “Тезисы о Фейербахе”, “Ккритике гегелевской философии права. Введение”, “Экономическо-философскиерукописи 1844 года”, “К критике политической экономии”, “Капитал”,“Экономические рукописи 1857-1859 годов”; работы Энгельса “Крестьянская война вГермании”, “Бруно Бауэр и первоначальное христианство”, “К историипервоначального христианства”, “Анти-Дюринг”, “Диалектика природы”, “ЛюдвигФейербах и конец классической немецкой философии”. Маркс и Энгельс исходили изнакопленного до них идейного материала, в философской области базировалисьпрежде всего на традициях немецкой классической философии. Особенно большоевлияние на формирование их философского сознания оказали Г. Гегель и Л.Фейербах. Однако взгляды предшественников были подвергнуты критике ипринципиальному переосмыслению. По мнению Маркса и Энгельса, немецкаяидеология, как и идеология вообще, является иллюзорным, ложным сознанием, онаисходит из того, что идеи, представления, понятия господствуют над миром.
Характеризуясвой и Маркса путь философских исканий, Энгельс замечал, что разрыв сфилософией Гегеля произошел путем возврата к материалистической точке зрения;действительный мир — природа и история — стал пониматься таким, каким он самдается всякому, кто к нему подходит без “идеалистических выдумок”. Но философияГегеля не была отброшена, наоборот, за исходную точку был взят еедиалектический метод.
Маркси Энгельс, исходя из материалистической точки зрения, применили диалектическийметод и при анализе общества, развили материалистическое понимание истории.Прежде, подобно натурфилософии, философия истории, права, религии и т. д.состояла в том, что. на место действительной, еще не известной связи ставилоськакое-то новое бессознательное или постепенно достигающее сознания проведение.Энгельс подчеркивал, что области истории, надо было устранить вымышленные,искусственные связи, открыв связи действительные, т. е. познать законыдействующие в истории человеческого общества. Историю o6щества творят люди,одаренные сознанием, поступающие обдуман или под влиянием страсти, стремящиесяк определенным целям. Чтобы познать закон истории, необходимо выяснитьпобудительные силы идеальных побудительных сил. При этом надо иметь ввиду нестолько побуждения отдельных лиц, хотя бы и самых выдающихся, сколько тепобуждения, которые приводят в движение большие массы людей, целые народы, а вкаждом данном народе целые классы. К тому же важны не кратковременные взрывы,не скоропреходящие вспышки, а продолжительные действия ведущие к великимисторическим переменам.
Материалистическоепонимание истории руководствуется тем, что производство, а вслед за ним обменего продуктов составляют основу всякого общественного строя, следовательно,конечные причины общественных изменений надо искать не в головах людей, а вэкономике соответствующей эпохи. Но Маркс и Энгельс не принимали вульгарнуюконцепцию экономического детерминизма. Энгельс полагал, что это “нелепое представлениеидеологов” основывается на недиалектическом понимании причины и следствия какдвух противоположных полюсов, упускает из виду их взаимодействие. В. реальнойдействительности, как только историческое явление вызвано к жизни (в конечномсчете экономическими причинами), оно тоже воздействует на окружающую среду.Политическое, правовое, философское, религиозное, художественное и любое другоеразвитие основано на экономическом, но все они оказывают влияние друг на другаи на экономический базис. Неверно, что только экономика является активнойпричиной, а все остальное лишь пассивное следствие. Экономическое положение —базис, но ход исторических событий определяется (преимущественно их форма)различными областями надстройки. Это политические и правовые факторы(конституции и т. д.) и отражения их в мозгу участников — политические,юридические, философские теории, религиозные воззрения и их дальнейшее развитиев систему догм. В действительности имеет место взаимодействие, в которомэкономическая необходимость лишь в конечном счете прокладывает себе путь.
Принципыматериалистического понимания истории Маркс, и Энгельс применили и к анализурелигии, выдвинули и осуществляли программу выведения религиозных форм изсоответствующих отношений реальной жизни. Маркс замечал, что Л. Фейербах,Исходя из факта религиозного самоотчуждения, удвоения мира на религиозный,воображаемый и действительный, занят тем, что сводит религиозный мир к егоземной основе. Он не видит, что после выполнения этой работы главное-тоостается еще не сделанным. То обстоятельство, что земная основа отделяет себяот самой себя и переносит в облака как некое самостоятельное царство, можетбыть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земнойосновы. Выведение религиозных форм из отношений реальной жизни предполагаетраскрытие отношения человека к природе, анализ непосредственного процессапроизводства его жизни, а вместе с тем ее общественных условий и проистекающихиз них духовных представлений. Но Маркс не отрицает возможности и необходимостисведения религиозного мира к его земной основе. Однако, полагал он, подлинноезначение этот прием приобретает тогда, когда базируется на принципахматериалистического понимания истории и рассматривается как момент методавыведения.
Урелигии нет истории, оторванной от всемирной истории, она не может быть поняталишь из самой себя, как некое независящее от общественных отношений иоторванное от них царство, утверждали Маркс и Энгельс. Религия не являетсяпричиной самой себя, ее следует объяснять из эмпирических условий, показать,каким образом определенные отношения промышленности и общения необходимосвязаны с определенной формой общества, государства, а стало быть определеннойформой религиозного сознания. Маркс и Энгельс выявляли эти отношения:иллюзорность сознательного выражения действительных отношений индивидов естьследствие ограниченности способа их материальной деятельности и вытекающихотсюда ограниченных общественных отношений. Например, обожествление природы наранних стадиях развития общества вызывается “формой общества”, коренится в том,что ограниченное отношение людей к природе и друг к другу Взаимообусловлены. Сразделением труда, появлением частной собственности, образованием классов ит.д. возникает противоречие классовых интересов, противоречие между интересомотдельного индивида или отдельной семьи и общим интересом всех индивидов,находящихся в общении друг с другом. Этот общий интерес существует не только впредставлении как “всеобщее”, но прежде всего в самой действительности вкачестве взаимной зависимости индивидов. В стихийно сложившемся обществеимеется разрыв между частным и общим интересом; разделение деятельностисовершается не добровольно, а стихийно; собственная деятельность человекастановится для него чуждой, противостоящей ему силой, которая угнетает его.Социальная, собственная объединенная сила индивидов предстает как вне ихстоящая власть, о происхождении и тенденциях которой они ничего не знают.Отчуждение действительной жизни находит выражение и в религии.
Маркси Энгельс считали, что всесторонняя зависимость, стихийно складывающаясясовместная деятельность индивидов включены в контекст истории. Каждой ееступени присущ определенный материальный результат, определенная суммапроизводительных сил, исторически сложившееся отношение людей к природе и Другк другу. Всякому последующему поколению предшествующее передает массупроизводительных сил, капиталов и обстоятельств, которые, хотя и видоизменяютсяновым поколением, но предписывают ему условия жизни и придают определенноеразвитие. Та сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения,которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, естьреальная основа того что философы представляли себе в виде “субстанции”,“сущности человека”, “высшего существа”, “понятия” и т. д.
Энгельсусматривал основание иллюзорных, идеологических форм в самом характере законовдвижения общества, которые в качестве господствующих прокладывают себе путь вистории. В обществе действуют обладающие сознанием люди, имеющие осознанныенамерения и желаемые цели. Это, однако, не отменяет того факта, что ход историиподчиняется внутренним общим законам. И в ней на поверхности явлений, несмотряна человеческие намерения и цели, царствует случай. Желаемое совершается лишьизредка, по большей же части цели приходят во взаимные столкновения”оказываются недостижимыми. Действия имеют цель, но зачастую вытекающие из нихрезультаты совсем не те, какие были желаемы, а нередко и противоположны. Такимобразом, в области исторических явлений в общем и целом господствуетслучайность. Но сама она оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам,которые могут представать и предстают в сознании людей в виде “таинственногопровидения”. Строй общественного жизненного процесса, т. е. материальногопроцесса Производства, когда он не является продуктом свободно общественногосоюза людей и не находится под их сознательным планомерным контролем, одет в“мистическое туманное покрывало”.
Существенныймомент марксовского объяснения религии — рассмотрение ее под углом зренияконцепции идеального, объективных мыслительных форм. Идеальное являетсяпродуктом и формой духовного процесса, имеет общественно-историческоесодержание. Воспроизводя материальные отношения, идеальное в то же время историческивплетено в ткань любой человеческой деятельности и общения. Оно живет всложившихся формах духовной культуры, благодаря множеству“чувственно-сверхчувственных” предметов, “вещей”, в теле которых представленонечто другое, нежели они сами. Действительный мир выражен сформировавшемся именяющемся общественном (коллективном) сознании людей. В нем закреплены“общественно значимые, следовательно, объективные мыслительные формы”,значения, появившиеся в результате общественного развития, символы, в которых“функциональное бытие” вещи (репрезентация чего-то другого, отличного от нее)поглощает ее “материальное бытие”. Идеальное отлично от осязаемо-телесныхпредметов, в которых оно представлено; это объективная действительность особогорода, невидимая, неосязаемая, чувственно невоспринимаемая. Маркс раскрылмеханизм движения идеального с помощью понятия “превращенная форма”. Последняярепрезентирует содержание чего-то другого, отличного от нее самой, представляетсобой “овнешнение” отношений, скрытых от Непосредственного наблюдения, замещаетнекоторую другую форму. Получая “свою собственную объективно общественнуюзначимость”, Она становится знаком, символом, “маской”. В качестве идеального,в качестве объективных мыслительных форм могут выступать и иллюзии; онипредставляют (репрезентируют) сознанию некоторое содержание, но не раскрываютего. Маркс проводил аналогию между феноменами в “туманной области религиозногомира” и товарно-денежным фетишизмом. Товар представляет собой вещь, полнуюпричуд, чудес, привидений, метафизических тонкостей и теологических ухищрений.Товар является продуктом конкретного и абстрактного труда, единствомпотребительной и меновой стоимости. Лишь в рамках обмена продукты трудаполучают общественно одинаковую стоимостную предметность, обособленную от ихчувственно различных потребительных предметностей. Происходит расщеплениепродукта труда на полезную и стоимостную вещи, а частные работы производителейприобретают двойственный характер — конкретного и абстрактного труда. Равенствовидов труда устанавливается при отвлечений от их действительного неравенства, всведении их к тому общему, которым они обладают как затраты человеческойрабочей силы, как абстрактно-человеческий труд. Как потребительная стоимостьпродукт труда не заключает в себе ничего загадочного: своими свойствами онудовлетворяет человеческие потребности. Но когда он становится товаром, егоокутывают привидения. Мистический характер товара порождается не потребительнойего стоимостью, а вытекает из самой формы товара. Как только продукт делаетсятоваром, он превращается в “чувственно-сверхчувственную вещь”. Мистическийхарактер, таинственность товарной формы, полагал Маркс, состоит в том, что онаявляется зеркалом, которое отражает людям общественный характер их собственноготруда как вещный характер самих продуктов труда, как общественные свойстваданных вещей, присущие им от природы. Поэтому и общественное отношениепроизводителей к совокупному труду представляется им находящимся вне ихобщественным отношением вещей. Это — определенное общественное отношение самихлюдей, которое принимает в их глазах фантастическую форму отношения междувещами. Нечто подобное происходит в “религиозном мире”: здесь продуктычеловеческого мозга представляются самостоятельными существами, одареннымисобственной жизнью, состоящими в определенных отношениях с людьми и друг сдругом. Такое явление Маркс называл фетишизмом, который присущ продуктам труда,коль скоро они производятся как товары, и неотделим от товарного производства.В обществе товаропроизводителей производственное отношение состоит в том, чтопроизводители относятся к своим продуктам труда как к товарам, т. е. как кстоимостям, выражающим одинаковый человеческий труд. И для этого обществаНаиболее подходящей формой религии является христианство с его культомабстрактного человека, в особенности в такой разновидности, как протестантизм.
Различныехарактеристики, которые Маркс и Энгельс давали религии, вытекали из их общихвоззрений. По мнению Маркс “религия есть самосознание и самочувствованиечеловека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял. Но человек— не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек — это мирчеловека, государство, общество. Это государство, это общество порождаютрелигию, превратное мировоззрение, ибо сами они — превратный мир”. Сущностьчеловека есть абстракт, присущий отдельному индивиду; в своей действительностиона суть совокупность (ансамбль) всех общественных отношений. Человек всегдапринадлежит к определенной общественной форме, и потому религиозное чувство —общественный продукт. Религия претворяет в фантастическую действительностьчеловеческую сущность, потому что последняя не обладает истиннойдействительностью, Выражая превратность мира, религия в то же время отрицает, иллюзорно“преодолевает” ее. Она является общей теорией этого мира и одновременно егоэнтузиазмом, духовной усладой, моральной санкцией, торжественным восполнением,всеобщим основанием для утешения и оправдания. “Религиозное убожество, — писалМаркс, — есть в одно и то же время выражение действительного убожества ипротест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетеннойтвари, сердце бессердечного мира… дух бездушных порядков. Религия есть опиумнарода”. Приведенные метафорические выражения, как и всякая метафора,неоднозначны, полисемантичный содержат широкий спектр мыслей.
Энгельсдавал следующую характеристику религии: “… всякая религия является не чеминым, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которыегосподствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земныесилы принимают форму неземных”. В начале истории это прежде всего силы природы,которые обусловливают это отражение, и в ходе эволюции у разных народовпроисходят самые разнообразные и пестрые олицетворения. Религия имеет“предысторическое содержание”, необходимое и перенимаемое историческимпериодом. Первобытные представления о природе, существе самого человека, духах,волшебных силах имеют по большей части экономическую основу Лишь вотрицательном смысле. Низкое экономическое развитие предысторического периодасопровождается в качестве дополнения, а порой — в качестве условия и дажепричины ложными представлениями о природе. Впоследствии; по мнению Энгельса,наряду с силами природы, вступают в действие также и Общественные силы, которыепротивостоят людям столь же чуждо и первоначально, так же. необъяснимо,господствуют над нами с такой же, кажущейся природной необходимостью, как исилы природы. Фантастические образы, в которых первоначально отражалисьтаинственные силы природы, приобретают теперь и общественные атрибуты,становясь представителями исторических сил: образы богов получают двойственныйхарактер. Постепенно вся совокупность природных и общественных атрибутовмножества богов переносится на одного всемогущего Бога, который является лишьотражением абстрактного человека. Возникает монотеизм — ко всемуприспособляющаяся форма религии. Например, христианский Бог является продуктомдлительного процесса абстрагирования, квинтэссенцией множества прежнихплеменных и национальных богов; соответственно, и человек, отражением которогоявляется этот Бог, представляет собой нe отдельного человека: это — абстрактныйчеловек, некоторый мысленный образ.
Маркси Энгельс высказывали гипотезу о том, что религиозное отражение действительногомира в будущем может исчезнуть. Этo произойдет лишь тогда, Когда отношенияпрактической повседневной жизни людей будут выражаться в их прозрачных иразумных связях между собой и природой. Строй общественного жизненногопроцесса, т.е. материального процесса производства сбросит с себя мистическоетуманное покрывало, если станет продуктом свободного общественного союза людейи будет находиться под их сознательным планомерным контролем. Когда обществовозьмет во владение всю совокупность средств производства, будет планомерно имиуправлять и освободит таким образом своих членов от власти произведенных имисамими, но противостоящих им чуждых сил, — тогда религии уже нечего будетотражать. Вместе с тем религия должна стать предметом научной критики —исторической, филологической, философской и т. п., в ходе которой религияобъясняется научно и осуществляется ее снятие: отрицание при сохраненииположительного и ценного. Между греками — материалистами и нами лежит болеедвух тысячелетий идеалистического по существу мировоззрения. И речь идет не опростом отбрасывании всего его идейного содержания, а о критике подобноговзгляда на мир, вышелушивании результатов, добытых в рамках ложной, но длясвоего времени и самого хода развития неизбежной идеалистической формы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.religiovedenie.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.