Реферат по предмету "Социология"


Нравственное сознание, отношение и поведение

/>Содержание1. Сущность нравственного сознания, отношения и поведения2. Сущность морали и нравственности. Функции и структураморалиБиблиографический список
1. Сущность нравственного сознания,отношения и поведения
Нравственное сознаниепредставляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и кразличным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм,оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единстваобщественных и личных интересов. Моральное сознание определяет оптимальную дляданного общества модель поведения. В зависимости от носителя моральное сознаниеподразделяется на индивидуальное и общественное.
Для более полногоизучения нравственного сознания рассмотрим внутренний мир отдельного человека.Еще в античности в человеческой душе выделялись три части: разумная, волевая,чувствующая. Аналогично индивидуальное моральное сознание состоит из трехкомпонентов.
Первый — рациональнаячасть индивидуального морального сознания, формируется в процессе обучения,воспитания и самовоспитания и включает понятия, представления о добре и зле,долге, совести, высших ценностях. Еще Сократом и Платоном отмечалась важнаяроль разума в нравственной жизни человека. Именно благодаря разуму человекможет намечать стратегию нравственного поведения, тактику конкретных действий,анализировать ту или иную ситуацию.
Однако не во всехситуациях (особенно в которых проявляется недостаток информации о том или иномсобытии, о том или ином индивиде или дефицит времени) рациональная частьиндивидуального морального сознания может помочь человеку сделать правильныйвыбор. Здесь разум дополняют нравственные чувства – долга, ответственности, справедливостии т.д. — второй компонент индивидуального морального сознания. Способностьиспытывать их, руководствоваться ими является показателем уровня человеческогов человеке. Веление чувств во многом превосходят полномочия разума. Стихийностьэмоционального уровня требует его обязательную регуляцию и саморегуляцию.Специфика высших нравственных чувств проявляется, в частности, в том, что ониобладают свойством императивности, т.е. вменяются в обязанность.
Для нравственной жизниважно гармоническое взаимодействие разума и чувств. Их единство обеспечиваетвнутреннюю целостность личности, формирование ее моральных убеждений. Однако невсегда человек, имея достойные моральные убеждения, их реализует в своейжизнедеятельности. И здесь следует упомянуть о третьем компоненте моральногосознания – воле, которая проявляется в стойкости, решительности, в определенномпсихическом настрое и готовности к конкретным поступкам. Именно воля играетрешающую роль в утверждении моральных принципов человека в его жизни.
Человек проявляет иутверждает свои нравственные убеждения в обществе. Индивидуальное моральное сознаниево многом определяется общественным моральным сознанием, выразителем которогоявляется общество.
Индивидуальное иобщественное моральное сознание имеет сложную взаимосвязь и взаимодействие, впроцессе которого происходит взаимообогащение, осуществляющееся в постоянномморальном творчестве, в утверждении тех или иных нравов, привычек, обычаев.Общественное моральное сознание не является суммарным числом индивидуальныхморальных сознаний. Далеко не все проявления индивидуальной нравственной жизниоказывают влияние на общественное моральное сознание, которое в значительноймере формируется под влиянием опыта нравственных исканий предшествующихпоколений.
Общественное моральноесознание имеет свою структуру. Наиболее простой ее вариант включает в себя обыденноеморальное и теоретическое моральное сознание. Первое включает наши повседневныесуждения по различным проблемам морали и соответствующие оценки, нравственныечувства. Обыденное моральное сознание, как правило, тесно связано спрактическими, непосредственными нуждами людей и отличается противоречивостью.Для теоретического морального сознания характерна последовательность,рациональность и системность. Оно устремлено к решению смысложизненных вопросовчеловеческого бытия.
Важным элементомструктуры морали являются нравственные отношения, которые складываются впроцессе нравственной деятельности. Мораль регулирует отношения в свойственнойей повелительной манере, предписывая как надо относиться к труду, Родине,ближнему, т.е. по содержанию нравственные отношения зависят от сферы, в которойпроявляются. По форме они определяются тем требованием, которым регулировалосьотношение человека к данной ситуации. В качестве такого требования можетвыступать любое понятие морального сознания, представляющееся человеку какглавное, на данный момент, идейное побуждение. Моральное сознание инравственные отношения тесно взаимосвязаны и не существуют изолировано друг отдруга. Проявление нравственных отношений невозможно при отсутствии нравственныхчувств и представлений. В то же время эти чувства и представления должнывоплотиться в определенных нравственных отношениях, иначе они иллюзорны ибесполезны.
Основной формойнравственных отношений является общение. Именно в общении проявляется подлиннаясущность человека, его личностное Я, его моральный облик. Наиболее важным внравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека кобществу в целом, к другим людям, к самому себе, к природе.
Специфика нравственныхотношений заключается в том, что:
во-первых, в процессеэтих отношений воплощаются нравственные принципы, жизнь индивида соотносится свысшими ценностями;
во-вторых, нравственныеотношения возникают не стихийно, а целенаправленно, сознательно, свободно;
в-третьих, нравственныеотношения не существуют, как правило, в чистом виде, сами по себе, а являютсякомпонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т.д.На нравственные отношения влияют особенности культуры, религии, характеротношений личности и общества.
Нравственное поведениеявляется результатом развития личности и ее свободного выбора. Оно обусловленонравственным сознанием и нравственными отношениями личности и являетсяреализацией нравственных ценностей (добра, справедливости, свободы и т.д.).Поведение человека ярко характеризует его нравственную культуру. Исходнымэлементом нравственного поведения является поступок, который представляет собойдействие, имеющее позитивную нравственную значимость. Он определяется предшествующейи последующей деятельностью морального сознания человека и моральнымиотношениями в обществе. Именно эти моменты оказывают большое влияние насодержание нравственного поступка, который характеризует степень нравственнойзрелости человека в постановке целей, выбору соответствующих им средств иморально ответственном действии. Вместе с тем следует отметить, что главнымфактором нравственного поведения являются моральные убеждения личности, уровеньее нравственной культуры, ее волевой настрой. В зависимости от того какпонимает человек добро и зло, справедливость, счастье, смысл жизни, строитсялиния его поведения в конкретных жизненных ситуациях.
Нравственное поведениевключает мотивацию поступка и его оценку (самооценку). Мотивация поведенияличности так же важна, как и поступок. Она возникает до его реализации идействует в период совершения действия. Мотив побуждает к действию. Однакомотивы и поступки могут и не совпадать или не соответствовать друг другу: такне всегда благие намерения (мотивы) порождает столь же благие поступки. Связьмежду мотивом и поступком неоднозначна: один и тот же мотив может заставитьсовершить человека разные поступки. И наоборот: одна и та же линия поведенияможет определяться разными мотивами. При оценке уровня нравственности личностидолжны учитываться не только результаты, но и мотивы, движущие ее поступками.При анализе же нравственного поведения учитываются мотивы, последствияпоступка, а также используемые средства и условия, в которых он совершается.
В нравственной регуляцииповедения велика роль моральной оценки, которые делаются с учетом моральныхпринципов, норм и идеалов, предписывающих человеку должное поведение. Впроцессе моральной оценки учитываются соответствие сущего (того, чтосовершено), должному. Как правило, в этике моральные оценки делаются с позицийДобра и Зла, хотя в жизни они могут иметь разнообразные формы проявления(похвала, отрицание, согласие, критика и т.д.).
Нравственное поведениепредполагает выбор, творчество человека, необходимым условием которых являетсясвобода. Нравственную свободу можно представить как диалектическое единствоморальной необходимости и субъективной добровольности поведения, какспособность приобретения субъектом власти над своими поступками. Моральнаянеобходимость может быть понята как совокупность требований, предъявляемых кдеятельности людей исторически определенной моральной системой.
Личность утверждает своюнезависимость от внешних условий, безусловным принятием автономного, т.е.приоритетного ко всем остальным, принципа. Для нравственно развитой, нравственнополноценной личности нравственная свобода в сути своей состоит не в выборемежду добром и злом. Ее однозначно детерминирует добро. Выбор же предполагаетвыявление наиболее оптимальных для данной конкретной ситуации способов, средствдля утверждения добра, ибо оно утверждается посредством позитивно направленныхчеловеческих поступков. В свободно принимаемом и осуществляемом добре изаключена свобода духа.
Изучая структуру морали,важно выяснить механизм взаимодействия ее элементов.
Во-первых, нравственноесознание, нравственные отношения и нравственное поведение личности всегдавыступают в единстве.
Во-вторых, междуотдельными элементами морали (сознанием, отношениями и поведением) имеютсяпротиворечия, что проявляется в рассогласованности морального сознания,отношения и поведения. В то же время наблюдаются противоречия внутри отдельныхэлементов морали:
в моральном сознании –противоречие между его рациональной и эмоциональной сторонами;
в моральном поведении –между возможным, желаемым и должным;
в моральных отношениях –между индивидуальным, групповым и общечеловеческимповедение общество моральнравственность2. Сущность морали и нравственности.Функции и структура морали
Основные различия вфилософско-этических и моралистических трактовках морали сводятся к разномупониманию источника морали и содержания морального идеала. По пониманиюисточника морали типологически различаются:
а) натуралистическиеконцепции, выводящие мораль из природы, рассматривающие мораль как моментразвития природных закономерностей (Ж.О. де Ламетри, эволюционная этика);
б) социологическиеконцепции, выводящие мораль из общества, представляющие мораль как элементобщественной организации, как разновидность социальной дисциплины (Т. Гоббс,Дж.С. Милль, марксизм, М. Вебер и др.);
в) «антропологические»концепции, выводят мораль из природы человека, считают мораль неотъемлемымкачеством человека. (Демокрит, киренаики, Аристотель, К.А. Гельвеций, Ж.П.Сартр, Э. Фромм);
г) супранатуралистическиеконцепции, выводящие мораль из трансцендентного источника (Гераклит, Платон,Фома Аквинский).
По интерпретации идеалаимеются:
а) гедонистическиеучения, в которых в качестве высшей ценности и цели человека являетсяудовольствие и стремление человека получать удовольствие является доминирующимв его жизни (киренаики, Д.де Сад);
б) утилитаристские, илипрагматические учения, согласно которым морально ценным является то, что служитопределенной цели, а человек должен совершать полезные действия и стремиться куспеху (софисты, Милль, Н.Г. Чернышевский, марксизм);
в) перфекционистскиеучения, в которых провозглашается в качестве высшей ценности совершенство,поэтому долг каждого человека совершенствоваться, приближаясь к идеалу (Платон,Августин, Б.Спиноза, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев);
г) «гуманистические»учения, согласно которым высшей нравственной ценностью является человек, икаждый должен содействовать благу другого.
Согласно одному изнаиболее распространенных современных подходов, мораль трактуется как способрегуляции (в частности, нормативной) поведения людей. По способу своего бытиямораль – это система норм, принципов, ценностей, которые определяют реальноеповедение людей.
В морали воплощеноединство духовного и практического: с одной стороны, она является основойкультуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой – всяпрактическая деятельность человека, всё его поведение определяется иорганизуется сложившимися в обществе моральными представлениями. Специфичностьморального способа регуляции проявляется в том, что он носит универсальныйхарактер и реализуется во всех сферах жизни.
Особенностью моралиявляется ее оценочно-императивный характер. Это значит, что моральрассматривает явления мира, поступки и мысли людей через призму ценностей иоценок и требует от людей особенного – морального типа поведения. Именноимперативность делает мораль регулятором отношений человека к природе иобществу, другим людям, самому себе, обеспечивая оптимальное соотношениеинтересов личности и общества, необходимый баланс Я и не – Я.
Как форма общественногосознания и как совокупность бытующих нравов, мораль определяет и корректируетповедение человека, его поступки и отношения. Мораль явилась исторически первымспособом социальной регуляции, обеспечивающим согласованность действийиндивидов и оптимальное сочетание индивидуальных интересов с интересамисоциального целого (рода, племени, нации, страны).
На отношение морали исоциальности (социальных отношений) известны две основные точки зрения.Согласно одной, мораль представляет собой разновидность социальных отношений,более того, обусловлена базовыми общественными отношениями (Маркс, Дюркгейм);согласно другой, мораль не зависит непосредственно от социальных отношений,более того, она предзадана социальности. Двойственность в этом подходеобъясняется следующим. Мораль, безусловно, присутствует в общественной практикеи опосредована ею. Вместе с тем мораль неоднородна: с одной стороны, онапредставляет комплекс принципов, в основе которого лежит отвлеченный идеал, а сдругой — практические ценности и требования, посредством которых этот идеалиндивидуально осознается и отображается обособленным сознанием и включается врегулирование отношений людей. Идеал, высшие ценности и императивывоспринимаются и осмысливаются различными социальными субъектами, которыефиксируют, объясняют и обосновывают их сообразно своим социальным интересам.
Мораль, являясь продуктомсоциального опыта поколений, итогом этической рефлексии общества способствуетлюдям обрести оптимальные формы взаимосвязи и взаимоотношений. Выражаяобщественные интересы, мораль в конечном счете обеспечивает индивидуальныеинтересы. И поэтому моральные устои общества являются основой какобщественного, так и индивидуального благополучия. Таким образом, объективнаясущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественногоблага, внести гармонию в процесс человеческого общения.
Нравственность – термин,являющийся, как правило, синонимом понятию мораль. Однако в истории философии иэтики нравственность иногда рассматривалась как нечто отличное от морали.Концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность» проводилГ.В.Ф. Гегель. Под моралью он понимал область субъективно-индивидуальнойморальности, распространяющуюся на сферу личных и частных взаимоотношений,субъективно мыслимого долженствования, идеала и критических умонастроений поотношению к социально-историческим явлениям. Понятию нравственность философпридавал более высокий смысл. Нравственность по Гегелю – это сфера практическойсвободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективныммнением и желанием, это – «в себе и для себя сущие законы и учреждения».Непосредственными проявлениями нравственности, по Гегелю, семья, гражданскоеобщество и государство.
Имеются и другие точкизрения. Например, «мораль – форма сознания, а нравственность – областьпрактических поступков, обычаев, нравов или мораль – это регуляция поведенияпосредством строго фиксируемых норм, внешнего психологического принуждения иконтроля групповых критериев, общественного мнения, а нравственность – сферанравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требованиясовпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчествачеловека, его внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательностипереходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро».
Для более полногопонимания сущности морали важное значение имеет выявление ее функций. Краткоперечислим их.
1.Гуманизирующая функцияморали состоит в приобщении личности к высоким нравственным принципам иидеалам, что способствует «очеловечиванию» человека, становлению Человека,достойного любви и уважения.
2.Регулятивная функция.Мораль регулирует отношения и поведение людей в обществе. Однако право,религия, искусство, политическое сознание также во многом определяют поведениечеловека. Поэтому важно выделить специфику регулятивной функции морали, котораязаключается в следующем. Во-первых, мораль регулирует практически все сферыжизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о праве, политике, эстетическомсознании). Во-вторых, мораль ориентирует человека на достижение нравственногоидеала, который сам по себе (по определению) недосягаем. В-третьих,регулятивная функция морали реализуется с опорой на авторитет общественногомнения и на моральные убеждения человека.
3.Мораль играет важнуюроль в подготовке к будущей социальной деятельности, в формировании ценностныхориентаций и нравственно-психологических установок. Поэтому воспитательнаяфункция морали состоит в формировании человеческой личности, ее сознания исамосознания.
4.С воспитательной тесносвязана познавательная функция морали. Моральное познание как бы предшествуетнравственному воспитанию личности. Моральное познание позволяет человекуосознать, что запрещено, а что можно делать. В моральном познании определяющуюроль играют чувства, вера, интуиция, в отличие от научного познания, гдеглавную роль играет разум.
5.Коммуникативная функцияморали. Она проявляется в особой роли морали в человеческом общении, где онавыступает его необходимым условием, фактором, формообразующим элементом ирезультатом.
Безусловно, названныефункции не исчерпывают роли морали в жизни человека и общества в целом. К томуже степень их проявления определяется конкретной жизненной ситуацией.
Структура моралимногоярусна и многопланова, охватить одновременно все ее комбинации нереально.Поэтому рассмотрим лишь один вариант ее возможного структурирования.
Моральные нормы,принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, которая являетсярезультатом сложного взаимодействия морального сознания, моральных отношений иморального поведения. />

Библиографический список
1. Абу аль Маудуди.Образ жизни в исламе. — М.: Наука, 2010.
2. Бербешина З.А.Этика и практика социального работника/ Теория и практика социальной работы:проблемы, прогнозы, технология.- М.: Знание, 2009 .
3. Бердяев Н.А.Смысл творчества. – М.: Наука. 2009.
4. Бердяев Н.А.Философия свободного духа. – М.: Наука, 2008.
5. Вейс Ф.Р. Нравственныеосновы жизни. — Минск, 2008.
6. Шадриков В.Д.Духовность как реализация личностного смысла бытия.// Школа духовности. — 2010.- № 2.
7. Гаранджа В.И.Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Наука, 2010.
8. Гессен Ю. Историяеврейского народа в России. – М.: Наука,2008.
9. Гуревич П.С.Философия культуры: Учебник для высшей школы. – М.: NOTA BENE, 2009.
10. Гусейнов А.А.,Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. – 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 9. Электрические ожоги и электротравмы 10
Реферат Nelson Mandela Essay Research Paper Omar ThomasNelson
Реферат Расчет трубки цевки
Реферат Синтез и свойства полилевоглюкозана и некоторых его производных
Реферат Сопромат 2
Реферат Боция лохахата разведена
Реферат Современная Российская экономика
Реферат Природно-ресурсный потенциал Ставропольского края
Реферат Русско-испанские взаимоотношения в начале XX века
Реферат 9. Православное учение о человеке 10
Реферат The Urals
Реферат I международная научная заочная конференция «Научные достижения биологии, химии и медицины в сфере экологии, здоровья и качества жизни человека»
Реферат Понятие, признаки, виды правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
Реферат Маннергейм. На службе России
Реферат Направления повышения эффективности коммерческой деятельности на основе теоретических основ управления целями и анализа управления целями