Реферат по предмету "Сельское хозяйство"


Сравнительная характеристика применения суперфосфата и фосфоритной муки при выращивании овса на слабокислой

--PAGE_BREAK--
1.11 Подготовка почвы, посев и посадка на опытном участке
Обработка почвы на опытных делянках должна отвечать требованиям полной однородности на всех делянках опыта. Посев требует большой тщательности, он производится через все делянки повторности, перпендикулярно их длинным сторонам. Прежде чем выехать в поле, сеялки и сажалки должны быть отрегулированы и установлены на норму высева и посадки. При посадке пропашных культур число растений на делянке должно быть одинаковым, для этого ширина междурядий и расстояние между растениями в рядках должно быть такими, чтобы на делянки приходилось целое число борозд и кустов. В нашем случае можно проводить посадку вдоль участка, поперёк делянок.
Ко всем работам, проводимым на опытном участке главное требование – одновременное выполнение их на всех делянках. Желательно, чтобы каждая работа выполнялась в течение одного дня.
Посадочный материал должен быть высококачественный, одинаковый для всего опыта, одного сорта.
1.12 Уход за опытом, фенологические наблюдения
Фенологические наблюдения необходимы во всех агрономических опытах, включая и агрохимические. Цель их заключается в установлении различий в росте и развитии растений в период вегетации по отдельным вариантам, времени наступления фаз развития растений. Фенологические наблюдения помогают объяснить причины положительного и отрицательного действия удобрений на урожайность культур. С. В. Щерба отмечал, что отсутствие увеличения окончательного урожая не всегда доказывает неэффективность используемого приема. Часто оно обусловлено тем, что благоприятное действие того или иного приема, проявлявшееся в начальный период развития, в дальнейшем подавляется или ограничено какими-то неблагоприятными условиями и внешними воздействиями.
Цель фенологических наблюдений – установить время наступления фаз. Для овса это — набухание и прорастание семян, всходы, появление третьего листа, выход в трубку, колошение (выметывания метелки), цветения, молочная, восковая и полная зрелость зерна. Наступление фаз сравнивают с контрольным вариантом. Фенологические наблюдения помогают объяснить причины положительного и отрицательного действия удобрений на урожайность. За начало фазы принимают первый день, в который она зарегистрирована не менее чем у 10% растений, а за массовое наступление — день, в который фаза отмечена не менее чем у 75 % растений. Наблюдения за наступлением фаз записывают в полевой журнал.
Уход за растениями должен проводиться абсолютно одинаково по всем делянкам и не затягиваться по времени, лучше, если эти работы, в пределах каждого повторения проводятся в течение одного дня. Основой ухода является борьба с вредителями, сорняками и болезнями. В агрохимических опытах ограничиваются определением численности и массы сорной растительности. При этом используют качественный и глазомерный методы оценки степени засорённости сорняками.
1.13 Методика отбора растительных проб
В период вегетации образцы растений с опытных делянок берут для определения прироста растений в высоту, прироста сухого вещества, учёта числа растений, а также для определения содержания элементов питания, их выноса и коэффициентов их использования из удобрений.

1.14 Методика отбора почвенных проб
После разбивки опытного участка на делянки в опытах с удобрениями, как длительных (стационарных), так и краткосрочных, отбирают смешанные почвенные образцы для агрохимической характеристики почвы, а также для сравнения исходных агрохимических данных до закладки с результатами исследований в период проведения опыта и в конце его. Общеизвестно, что органические и минеральные удобрения оказывают прямое действие на плодородие почвы, на ее физические, физико-химические, микробиологические свойства. Так, например, внесение извести способствует не только снижению кислотности почв, но и перестройке агрегатного состояния, усилению микробиологической деятельности, накоплению нитратов и подвижных фосфатов.
Географическая сеть опытов с удобрениями рекомендует отбирать почвенные образцы до внесения удобрений с каждой делянки, а после внесения, посева и посадки опытных культур как минимум с двух повторений. При последовательном расположении повторений в один или два яруса это будут 1 и 3 или 2 и 4, т. е. несмежные (несоприкасающиеся) повторения. На остальных повторениях дополнительно берут 4—6 образцов, расположенных равномерно на площади опытного участка. Каждый смешанный образец составляют из 5—10 индивидуальных образцов, взятых из 5—10 точек, расположенных равномерно по длине делянки.
Индивидуальные образцы должны отбираться с глубины пахотного слоя (0 – 25 см), не затрагивая подпахотный. Индивидуальные слои подпахотных горизонтов берут при необходимости проследить за изменениями агрохимических показателей почвы в результате использования удобрений в длительных стационарных опытах. Для взятия смешанных образцов используют буры или штыковые лопаты. Индивидуальный образец высыпают на клеёнку, плёнку или плотную бумагу и после тщательного перемешивания из него берут пробу определённого объёма. После смешивания всех индивидуальных проб из общей массы отбирают образец массой 300 – 400г.
1.15 Отбивка защитных полос. Борьба с вредителями и болезнями
Во время внесения удобрений по делянкам, при обработке почвы, посеве возможно частичное перемещение удобрений с одной делянки на другую, растения, произрастающие по краям, могут своими корнями использовать питательные вещества соседней делянки. Поэтому чтобы избежать ошибки учитывают урожайность не со всей опытной (посевной) площади, а лишь ту часть делянки, которая отражает истинную урожайность, эта часть называется учётной площадью делянки. Она появляется, когда выделяют защитные полосы, их отбивают по обе стороны границы делянок в виде узких длинных полос по 0,5 метра.
Основными вредителями являются шведская муха, злаковые тли, совка. Система мер борьбы с этими вредителями складывается из истребительных, профилактических, и агротехнических приёмов. Необходимо регулярно обследовать посадки, соблюдать севообороты, для посева использовать высококачественный, протравленный фунгицидами материал.
В борьбе с насекомыми применяют также инсектициды. Обработку посевов следует производить одновременно на всех делянках, включая те, на которых ничего не обнаружено, делать это следует внимательно с тщательным соблюдением дозы, концентрации, сроков и способов обработки.

1.16 Подготовка опыта к учёту урожая
Уборка и учёт урожайности – самая ответственная операция при проведении опытов с удобрениями. Работа требует аккуратности, ответственности и точности, так как малейшие погрешность и неточность в учете урожайности на делянке, особенно с небольшой учетной площадью, могут привести к большим отклонениям от истинной урожайности при пересчете ее на гектар. Учитываемая урожайность с делянок одного варианта должна быть одинаковой, ничем и никем не нарушенной, она должна отличаться от других вариантов лишь изучаемым приемом. Ненормальное развитие растений на делянках может быть вызвано причинами случайного характера: потравами, затаптыванием, огрехами при посеве и посадке, вымочками, хищениями и т. д.
Прежде чем преступить к уборке урожая каждую делянку следует тщательно осмотреть на предмет обнаружения повреждённых растений или пятен с ненормальным развитием, и, если нужно прибегают к выключкам, т.е. к удалению растений, не поступающих в учёт. Уборку производят в центре делянки, но, прежде всего, убирают защитные полосы. Массовая уборка овса начинается во второй декаде августа.
1.17 Учёт урожая
Учет урожайности овса проводят как прямым, так и косвенным методом.
При прямом методе учета урожайности зерновых проводят либо комбайнами, либо вручную, жнейками, комбайнами с последующим обмолотом в сушильных сараях или других местах. Массу соломы определяют взвешиванием ее после обмолота зерна, однако эту работу осуществить бывает очень сложно, так как требуется много ручного труда. Проще и точнее массу соломы и соотношение зерна и соломы определить по растительным пробам, взятым перед уборкой для определения структуры урожайности. Если же обмолачивание проводят молотилками, то массу соломы определяют по разнице между всей массой урожайности перед обмолотом и массой зерна после обмолота.
Косвенный метод учета урожайности по пробному снопу заключается в том, что учитывают не всю массу урожая с учетной площади делянки, а лишь среднюю пробу из него – пробный сноп. После скашивания и удаления защитных полос с опытного участка приступают к скашиванию растений на учетной площади делянки, при этом растения остаются на тех же местах делянки, где произрастали. Затем, проходя по диагонали делянки, горстями отбирают среднюю пробу массой 5-7 кг. С делянки может отобрано несколько снопов, которые должны составлять не менее 1-2% общей массы урожая. После взятия пробного снопа и взвешивания его взвешивают всю массу растений на делянке вместе с пробным снопом. Перед взвешиванием всей массы (зерно+солома) с делянки растения могут быть связаны в снопы и расставлены согласно схематическому плану по делянкам либо собраны в копны, не допуская перешивания растений отдельных вариантов.
После взвешивания пробные снопы высушивают. Обмолот их производится на маленьких молотилках или путем выколачивания зерна из колосьев в мешках. Массу соломы определяют по разнице между общей массой и зерном.
Другие косвенные методы учета урожайности сводятся к тому, что урожайность на учетной площади делянки учитывают по малым площадкам, полосам, бороздам и т.д. Точность таких методов учета невелика, и к ним прибегают, когда нет возможности учесть урожай прямым методом.
Таблица 3. Таблица урожайных данных
Варианты
Урожайность по повторностям, ц/га
Всего, ц/га S
Средняя урожайность, кг/дел
1
2
3
4
Контроль
20,0
21,0
23,0
21,0
85,0
21,25

28,0
27,0
29,0
27,0
111,0
27,75
NК+Pc
36,0
37,0
35,0
36,0
144,0
36,0
NК+Pф
30,0
32,0
31,0
30,0
123,0
30,75

114,0
117,0
118,0
114,0
463,0
28,94
1.18 Обработка урожайных данных: агрономическая, математическая
А (произвольное начало)=(20+37)/2=28,5 ц/га
Варианты
Повторность
∑V
1
2
3
4
Контроль
-8,5
-7,5
-5,5
-7,5
-29

-0,5
-1,5
+0,5
-1,5
-3
NК+Pc
+7,5
+8,5
+6,5
+7,5
+30
NК+Pф
+1,5
+3,5
+2,5
+1,5
+9
∑P
0
+3,5
+4
+0,5
+8
Таблица 4. Отклонения от произвольного начала
Таблица 5. Квадраты отклонений урожаев от произвольного начала
Варианты
Повторность
Sу2
S2
1
2
3
4
Контроль
72,25
49
30,25
49
200,5
784

0,25
2,25
0,25
2,25
5
9
NК+Pc
56,25
72,25
42,25
56,25
227
900
NК+Pф
2,25
12,25
6,25
2,25
23
81
Sу2
131
135,75
79
109,75
S(Sу2)=455,5
SS2=1774
P2
0
12,25
16
0,25
SР2=28,5
Q2=64
nl=4*4=16 S(Sу2)=455,5
n=4 SР2=28,5
l=4 SS2=1774
Q2=64
Су=(nl*S(Sу2)-Q2)/nl
Cy=(16*455,5-64)/16=451,5
Cp=(n*SР2-Q2)/nl
Cp=(4*28,5-64)/16=3,13
Cn=(l*SS2-Q2)/nl
Cn=(4*1774-64)/16=439,5
Сz=Сy-(Cp+Cv)=451,5-(3,13+439,5)=8,87
Yост= nl-1=16-1=15
Yn=n-1=4-1=3
Yl=l-1=4-1=3
Таблица 6. Таблица анализа рассеяния
Fфакт>Fтабл
В опыте есть общие достоверные различия между вариантами.
Ошибка урожая с единичной делянки в среднем по всему опыту:
s= Q2z= √0,98=0,99 ц/га
Ошибка средних урожаев в среднем по всему опыту:
m=(s/√ n)=0,99/2=0,45 ц/га
Коэффициент вариации, %
V=s*100/M=0,99*100/28,5=3,5
Точность опыта:
m=m*100/M=0,45*100/28,5=1,6
Ошибка разности:
Sd=m*√ 2=0,45*1,41=0,63 ц/га
НСР0,95=2,2*0,63=1,39 ц/га
Таблица 7. Влияние фосфорных удобрений на урожайность овса на слабокислой почве
вариант
Урожайность
Прибавка к фону
Прибавка к контролю
ц/га
ц/га
%
ц/га
%
Контроль
21,25





27,75


6,5
30,59
NК+Pc
36,0
8,25
29,73
14,75
69,4
NК+Pф
30,75
3,0
10,81
9,5
44,7
S(x-) %
1,6




НСР 0,95
1,45




Все прибавки в опыте существенны. При выращивании овса на слабокислой почве результаты статистической обработки опыта показывают, что наиболее эффективно применять суперфосфат в дозе 50 д.в. кг на гектар. Прибавка к контролю составляет 69,4 % на фоне азотных и калийных удобрений.

1.19 Методы анализа растений, необходимые для установления качества урожая
Химический анализ растений — один из основных приемов агрохимического анализа, без которого невозможно решить многие вопросы агрохимии. Анализ растений в агрохимических исследованиях применяют:
-для изучения влияния почвы и удобрений на биохимические процессы, протекающие в растении в период питания;
-для определения биологического и хозяйственного выноса элементов питания почвы и удобрений, установления коэффициентов использования питательных элементов;
-для оценки качества растениеводческой и овощеводческой продукции;
-для установления питательной ценности растительных кормов;
-в целях растительной диагностики питания растений и установления доз удобрений, вносимых в качестве основного удобрения и в виде подкормок.
Вывод по полевому опыту
Данные исследования и статистической обработки показывают, что максимальной урожайности овса на слабокислой почве можно добиться при внесении в почву минеральных удобрений в дозах: N80P50K60, используя при этом суперфосфат. Прирост урожая составил 69,4 % по отношению к контрольному варианту, что на 24,7 больше, чем при использовании фосфоритной муки.

2. Вегетационный опыт
2.1 Тема и задачи вегетационного опыта
Вегетационный метод – один из методов агрономического исследования, позволяющий более детально выявить значение отдельных факторов, влияющих на рост, развитие и урожайность сельскохозяйственных культур. Вегетационные методы классифицируются по субстрату, на котором выращивается растение. Это может быть почвенная, песчаная или водная культура. Выбор модификации метода, т.е. субстрат, определяется тем, в какой мере для исследования важен учёт условий корневого питания растений. Проведение вегетационных опытов с почвенной культурой позволяет глубоко изучить естественное и искусственное плодородие почвы, дать сравнительную оценку плодородия типов, подтипов, их разновидностей, изучить эффективность видов и форм удобрений на урожайность сельскохозяйственных культур в зависимости от почвенных условий, решать и другие вопросы агрохимии.
В почвенных культурах раскрывается сущность взаимодействия удобрений с почвой, выясняется значение особенностей почвы, при этом индикатором на эти процессы остается растение. Только оно дает объективную картину в оценке негативных и позитивных процессов, происходящих в той или иной почве.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.