Реферат по предмету "Социология"


Неполная семья 4

--PAGE_BREAK--
2.2. Семья как часть общества
Семье принадлежит исключительная роль в воспроизводстве населения, воспитании подрастающего поколения, передаче социального опыта, накоп­ленного предшественниками. В то же время семья — это самостоятельный мир. Она, подобно всем другим общественным явлениям, представляет собой «жи­вую единораздельную и целостную историческую систему» [88, с. 76].

В истории науки существует давняя традиция, связанная с теоретиче­ским изучением семьи, насчитывающая не одну тысячу лет (начиная с Конфу­ция, Платона, Аристотеля).

Семья — одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Через деятельность семьи реализуется связь природного и социального, обеспечивается переход от биологического к социальному состоянию индивида. Именно здесь индивид становится личностью. Семья как способ физического и духовного бытия человека выполняет функции посредника, связующего звена между естественными и социальными основами развития общества.

Изучение семьи не сводится к пониманию семьи только как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Семья как социальный институт не есть про­стой исполнитель данных свыше функций. Семья — активный элемент и агент социальных изменений. Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность, арену столкновения многообразных социальных сил, участвую­щих в процессах социальной дифференциации и специализации. С этой точки зрения изучение семьи — это фокусировка внимания на организации деятельно­сти социальной системы по смене поколений в постоянном круговороте бытия.

Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачно­го партнера, сексуальные стандарты поведения, нормы, которыми руководству­ются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обще­стве исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и жен­щиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют половую жизнь и устанавливают супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и жен­щиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобре­ло правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общест­венное мнение, но и государственные органы. В большинстве примитивных об­ществ семья — это единственный реально функционирующий институт. Напри­мер, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов — там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю жизнь этих людей [88, с.54]. Все вопросы распределения власти, продуктов и других цен­ных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или, в крайнем случае, на советах нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять со­циальные институты, кроме института семьи. Единственный авторитет там — это авторитет семьи: выбранные члены семьи являются авторитетом по отно­шению к другим. Семья, таким образом, является единственным и достаточ­ным институтом для распределения экономических продуктов среди прими­тивных охотников и земледельцев. При переходе к более сложным культурам все большее значение начинают приобретать другие институциональные структуры. С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляется необходимость в формальной политической организации. Главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена — в конфедера­ции, что, в конце концов, приводит к появлению и развитию бюрократии. Однако семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о разви­тии семьи, можно рассматривать развитие общества в целом.

К сожалению, в последнее время небезосновательно появляются в российской печати, других средствах массовой информации выражения «кризис семьи», «семья в тупике». Результаты различных исследований свидетельст­вуют об углублении долгосрочных тенденций изменения семьи и влиянии на положение российских семей социально-экономических, политических, социокультурных условий переходного периода. Семья как структурообразую­щая система общественной жизни воплощает в себе все нынешние карди­нальные изменения социально-экономических отношений, преломляя их на микросоциальном уровне. Динамика числа семей и семейная структура насе­ления определяются снижением рождаемости и уменьшением числа детей в семьях, увеличением числа разводов и внебрачных рождений.

В современной России осуществляются реформы, которые могут привести к позитивным социально-экономическим результатам и послужить импульсом его развития. Однако реформы в том виде, в каком они проводи­лись в Российской Федерации, пока привели ко многим негативным социаль­ным последствиям. Нестабильная экономическая обстановка и, как следствие, снижение жизненного уровня многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, ослабление ин­фраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение детей и возможности семей и государства по их жизнеобеспече­нию, развитию и социализации.

Статистические данные подтверждают новые отрицательные явления и проблемы в условиях переходного периода российского общества [27, с. 16]. Рост цен на потребительском рынке привел к обнищанию огромного числа семей. Значительно выросло число семей с отрицательным психологическим кли­матом, сложными межличностными отношениями. Растет насилие в семье по отношению к детям. Все это усугубляет социальное неблагополучие миллио­нов детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно сказыва­ется на физическом, психическом и нравственном здоровье.

Несколько миллионов детей оказались на грани выживания. Хроническое недоедание негативно сказывается на состоянии здоровья. Число нездоровых молодых граждан превышает 90%, детей-инвалидов около 800 тыс.

Исследования ученых показывают, что на функционирование семей воз­действуют объективные процессы изменения брачно-семейных отноше­ний, характерные для всех экономически развитых стран: семья становится менее зависимой от социального окружения, растет доля семей, простых по структуре (нуклеарных), а также неполных (монородительских) семей. Се­годня каждая 6—7-я семья (13%) в России неполная. Причем более поло­вины из них (55%) живут ниже уровня бедности [25, с.29]. Отношение обще­ства к последним было не всегда одинаковым, но оно никогда не было поло­жительным.

На сегодняшний день сохраняются трудности в принятии обществом изменений в семейной структуре как данности, идет процесс поиска путей преодоления стереотипов в отношении их. Требуется реформирование системы социальной адаптации членов таких семей. Многодетных семей в Рос­сии — 7,5% от общего числа. В 2000 г. бедными являлись 72% семей, имеющих 3 и более детей. Каждая 4-я многодетная семья — неблагополуч­ная. Исследование ситуации, например в г. Перми показало, что 96% детей из многодетных семей бесконтрольны, принадлежат улице, т. е. и здесь нема­ло проблем, требующих решения [1, с. 163].

Различия в уровне доходов семей находят свое выражение в дифферен­циации по расходам, питанию, имущественной и жилищной обеспеченности. В структуре расходов семей все еще остается непропорционально высокой доля расходов на продукты питания, весьма значительно увеличилась доля расходов на услуги. По таким показателям уровня жизни, как имущест­венная обеспеченность и жилищные условия, российские семьи во многом отстают от семей развитых стран. Весьма проблематичным является для семей улучшение жилищных условий. В наиболее тяжелом положении во всех сферах социально-экономической жизни оказываются семьи с детьми. Для них характерны более низкий уровень среднедушевых расходов и дохо­дов, потребления различных продуктов питания. Отрицательно влияет на со­циально-экономический потенциал семей, растущий уровень безработицы.

Несмотря на некоторые позитивные моменты в экономическом по­ложении, подавляющее большинство российских семей весьма пессими­стично оценивают свой уровень жизни и очень осторожно относятся к про­гнозам относительно его возможного улучшения в будущем.

В условиях системного кризиса, разрушения старой инфраструктуры культуры возрастает социокультурная роль семьи. Семья, испытывая серьез­ные трудности в выполнении своих социокультурных функций, тем не менее, объективно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, в социализа­ции и воспитании подрастающего поколения.

Ценность семьи и семейного образа жизни все еще остается для россиян очень высокой. Семья — ячейка общества, малая социальная группа (социальная общность) с присущими ей групповыми (семейными) ценно­стями, традициями, перспективами. Семья является важнейшей формой организации личного быта, сферой удовлетворения индивидуальных по­требностей и социализации личности. Семья как общность людей, свя­занных отношениями супружества, родительства, родства, совместного до­мохозяйства, выполняет важнейшие социальные функции. Семья — это много­сторонние отношения с родственниками, своеобразный микросоциум, важнейшими психологическими механизмами которого являются взаи­мопонимание, взаимодоверие, взаимопомощь. Рассмотрим же, как проис­ходит социализация в семье, каковы положительные и отрицательные стороны влияния семьи на воспитание, развитие и социализацию лично­сти.
2.3 Социализация в семье
В социализации личности участвует большое число институтов, однако центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Именно в се­мье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются осно­вы его формирования как личности. У ребенка в данный период происходит накопление элементов системы ценностных ориентации в сфере обществен­ных отношений, характеризуемое выделением личных ценностей, их эмоцио­нальным освоением, закреплением в деятельности, постепенно находящее аде­кватно мотивированное выражение.

С точки зрения Т. Парсонса, семья — основной орган социализации, мать и отец — главные творцы личности, ребенок — пустой сосуд, который надо на­полнить культурой [10, с.279]. В семье индивидуальный опыт не исчезает со смертью индивида, а входит в состав коллективного опыта. Семья в этом смысле выступает как взаимодействующая группа. «И так как эта группа,- от­мечает Н.Г.Аристова, — со смертью данного поколения также не исчезает, а продолжает существовать, то коллективный опыт этого поколения также не ис­чезает, а передается следующему поколению, отцы передают свои знания де­тям, дети — своим детям и т. д., вместе с этим каждое поколение к полученной по наследству сумме знаний (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания), таким образом, по­стоянно растет» [9, с.4]. Таким образом, первичную информацию об окру­жающем мире индивид получает в семье. Главным способом семейной социа­лизации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов се­мьи.

Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориен­тируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, кото­рые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваивае­мая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило, формирует собствен­ную социально-ценностную направленность, которую и передает детям. Можно выделить семьи:

— с общественно-прогрессивной    направленностью     (единство взглядов, хорошие межличностные отношения);

— с противоречивой направленностью (отсутствует единство взглядов,
взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);

  — с антиобщественной направленностью (их ценностные ориентации
противоречат идеалам общества).

Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том слу­чае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. Семья в силу своего постоянного и концентрированного воздействия на индивида способна сформировать у него устойчивые ценностные ориентации. Поэтому господствующая общественная мораль сохраняла свою власть, только если ей удавалось взять под свой контроль семью. Так, христианская мораль господствует длительное время на огромной территории за счет того, что она начинается с семьи; семейные узы священны.

Взаимоотношения супругов, вызванные изменением ролевой активно­сти, неизменно влияют на формирование социальной идентичности у подро­стков. Подростки более открыты социальным изменениям, но вместе с тем более легко поддаются стрессам, вызванным неопределенностью социальных ориентиров. К этому нужно добавить традиционный для подростков радика­лизм суждений и поступков, их общего отношения к миру. Конфликт или просто противоречия с родителями и в целом с миром взрослых резко обост­ряются в условиях нестабильности: ценности старшего поколения обесцене­ны, стереотипы на глазах разрушаются также как и образцы поведения, пер­спектива повторения опыта предшествующих поколений не привлекает. Все это не способствует сохранению авторитета взрослых и осложняет процесс формирования социальной идентичности.

Проблема взаимоотношений между родителями и детьми в семье, вы­ступающая фактором построения ребенком картины социального мира, часто осложняется общей ситуацией, в которой оказывается семья. Так, при бурном темпе социального развития семья часто «не успевает» за его ходом. Роди­тельская позиция при таких условиях быстро устаревает, нарушая процесс межпоколенных трансляций норм и представлений о жизни общества. В таких ситуациях родителям, которые хотят видеть своего взрослеющего ребенка ус­пешным, зачастую уже недостаточно просто передать ему накопленный жиз­ненный опыт — у них просто нет опыта жизни в новых условиях. В то же вре­мя очень сложно предположить, какие ценности и стандарты поведения будут адекватны завтрашнему дню, еще труднее передать ребенку те ценностно-нормативные модели, которым не следуешь сам и всегда можешь полностью принять. Нечеткость и расплывчатость образа нового, становящегося соци­ального мира, которая присуща родителям, естественно осложняет формирование адекватного представления об этом мире и у ребенка. Если же побежда­ет привязанность родителей к старому образу мира, и именно этот образ пы­таются передать ребенку, то такая услуга потом может значительно осложнить самостоятельность составления картины мира подросшему человеку. Его раз­лад в мире в данном случае будет более вероятен: построение собственного мира на основе складывающегося опыта приходит в разительное противоре­чие с уже построенным при помощи родителей старым образом. Отчасти, в этом — причина роста юношеской преступности, а также чисто поверхностно­го усвоения норм рыночной экономики: утрата интереса и мотивации к обра­зованию, вкуса к подлинной культуре, своеобразное понимание «красивой жизни» [1, с.328].

Семья также играет ведущую роль в экономической социализации под­ростков, в основе которой лежит, прежде всего, ценностное освоение эконо­мической реальности, индивидуальное этическое наполнение экономических категорий, а не нейтральное приобретение соответствующих знаний и прак­тических навыков. Этот процесс во многом зависит от семьи. Исследования показали, что в рамках одной культуры лучше осведомлены о деньгах, ценах, системе оплаты дети из семей с более высоким социально-экономическим статусом, но более сформированные экономические понятия имеют дети из небогатых семей [62, с.24].

Семья в ходе экономической социализации играет особую роль как пси­хологическая структура, выполняющая, прежде всего, воспитательную функ­цию (забота о младших в семье, помощь больным, уход за животными).

Отечественная наука рассматривает роль семьи в экономической социа­лизации и через формирование полезных навыков и привычек [5, с.31]. Мно­гие из них связаны с культурой поведения в быту: выключить свет, выходя из комнаты; брать вещи чистыми руками и класть их на место; не рисовать на стенах, вытирать обувь. Отношение детей к личной и общественной собст­венности формируется в детстве и закрепляется в подростковый период.

        

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семей­ных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации ин­дивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролями, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а ино­гда и ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изме­нило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствова­ло росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демо­графическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уро­вень смертности [9, с. 15].

Таким образом, сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической не­стабильности, ломке традиционных ценностей. И именно поэтому, в контек­сте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения. Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. В связи с этим тип семьи может выступать как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макроизменений на развитие личности под­ростка.
Глава 2. Неполная семья как объект социальной работы.

2.1.Определение понятия неполной семьи. Типы неполных семей.
Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решаю­щее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья пол­ной или неполной.

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспи­танием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества пе­ред полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель не­сет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи [1]. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочис­ленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдаю­щихся) людей, выросших без отца.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в оди­наковой степени и принята, и опровергнута другими примера­ми, которыми изобилует жизнь.

Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здо­ровья. На это неоднократно указывали и указывают специа­листы, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье [1].

 Внеполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей — будущих супругов и родителей — определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспиты­вающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов [3].

В том, что родительский дом испокон веков называется отчим, заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Однако счастье отцовства не приходит само по себе, не передается по наследству. Очень показательны в этом отношении слова французского философа и педагога Ж.-Ж. Руссо: «Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных деятелей, государству — граждан. Всякий чело­век, который может платить этот тройной налог и не делает этого, виновен, и может быть более виновен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им».

 Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака (каждый десятый ребёнок рождён вне брака). В ряду причин, обусловивших распад семьи, далеко не последнее место занимают сексуальные расстройства [4]. По мнению сексологов, сексуальная неудовлетворённость служит основанием для половины разводов. Большая часть разведённых супругов также отмечает неудовлетворённость физической стороной их жизни.

Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым — обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.

Сексологи считают, что уменьшить число семейных катастроф может половое просвещение населения, и, прежде всего, молодёжи, повышение их духовной и сексуальной культуры. К тому же средний уровень образования матерей неполных семей, а, следовательно, и их квалификация ниже, чем у матерей полных семей. Нередко неполная семья испытывает материальные трудности [1]. Всё это и объясняет тот факт, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель — выходец из неполной семьи.

Так же есть функционально неполные семьи. В этой категории двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами.

Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Заботясь об экономическом благополучии своих детей, отец/мать чаще всего, достаточно редко находятся в семье, и, тем самым ребенок растет либо только с матерью, либо только с отцом.

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские иотцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.   Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей [4].

Осиротевшая неполная семья– образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.

Неполная разведенная семья– семья в которой родители по какой-то причине на захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.

Внебрачная семья(мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.