--PAGE_BREAK--
2.2. Семья как часть общества
Семье принадлежит исключительная роль в воспроизводстве населения, воспитании подрастающего поколения, передаче социального опыта, накопленного предшественниками. В то же время семья — это самостоятельный мир. Она, подобно всем другим общественным явлениям, представляет собой «живую единораздельную и целостную историческую систему» [88, с. 76].
В истории науки существует давняя традиция, связанная с теоретическим изучением семьи, насчитывающая не одну тысячу лет (начиная с Конфуция, Платона, Аристотеля).
Семья — одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Через деятельность семьи реализуется связь природного и социального, обеспечивается переход от биологического к социальному состоянию индивида. Именно здесь индивид становится личностью. Семья как способ физического и духовного бытия человека выполняет функции посредника, связующего звена между естественными и социальными основами развития общества.
Изучение семьи не сводится к пониманию семьи только как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Семья как социальный институт не есть простой исполнитель данных свыше функций. Семья — активный элемент и агент социальных изменений. Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность, арену столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и специализации. С этой точки зрения изучение семьи — это фокусировка внимания на организации деятельности социальной системы по смене поколений в постоянном круговороте бытия.
Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандарты поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют половую жизнь и устанавливают супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.
С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы. В большинстве примитивных обществ семья — это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов — там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю жизнь этих людей [88, с.54]. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или, в крайнем случае, на советах нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Единственный авторитет там — это авторитет семьи: выбранные члены семьи являются авторитетом по отношению к другим. Семья, таким образом, является единственным и достаточным институтом для распределения экономических продуктов среди примитивных охотников и земледельцев. При переходе к более сложным культурам все большее значение начинают приобретать другие институциональные структуры. С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляется необходимость в формальной политической организации. Главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена — в конфедерации, что, в конце концов, приводит к появлению и развитию бюрократии. Однако семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, можно рассматривать развитие общества в целом.
К сожалению, в последнее время небезосновательно появляются в российской печати, других средствах массовой информации выражения «кризис семьи», «семья в тупике». Результаты различных исследований свидетельствуют об углублении долгосрочных тенденций изменения семьи и влиянии на положение российских семей социально-экономических, политических, социокультурных условий переходного периода. Семья как структурообразующая система общественной жизни воплощает в себе все нынешние кардинальные изменения социально-экономических отношений, преломляя их на микросоциальном уровне. Динамика числа семей и семейная структура населения определяются снижением рождаемости и уменьшением числа детей в семьях, увеличением числа разводов и внебрачных рождений.
В современной России осуществляются реформы, которые могут привести к позитивным социально-экономическим результатам и послужить импульсом его развития. Однако реформы в том виде, в каком они проводились в Российской Федерации, пока привели ко многим негативным социальным последствиям. Нестабильная экономическая обстановка и, как следствие, снижение жизненного уровня многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение детей и возможности семей и государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации.
Статистические данные подтверждают новые отрицательные явления и проблемы в условиях переходного периода российского общества [27, с. 16]. Рост цен на потребительском рынке привел к обнищанию огромного числа семей. Значительно выросло число семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями. Растет насилие в семье по отношению к детям. Все это усугубляет социальное неблагополучие миллионов детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно сказывается на физическом, психическом и нравственном здоровье.
Несколько миллионов детей оказались на грани выживания. Хроническое недоедание негативно сказывается на состоянии здоровья. Число нездоровых молодых граждан превышает 90%, детей-инвалидов около 800 тыс.
Исследования ученых показывают, что на функционирование семей воздействуют объективные процессы изменения брачно-семейных отношений, характерные для всех экономически развитых стран: семья становится менее зависимой от социального окружения, растет доля семей, простых по структуре (нуклеарных), а также неполных (монородительских) семей. Сегодня каждая 6—7-я семья (13%) в России неполная. Причем более половины из них (55%) живут ниже уровня бедности [25, с.29]. Отношение общества к последним было не всегда одинаковым, но оно никогда не было положительным.
На сегодняшний день сохраняются трудности в принятии обществом изменений в семейной структуре как данности, идет процесс поиска путей преодоления стереотипов в отношении их. Требуется реформирование системы социальной адаптации членов таких семей. Многодетных семей в России — 7,5% от общего числа. В 2000 г. бедными являлись 72% семей, имеющих 3 и более детей. Каждая 4-я многодетная семья — неблагополучная. Исследование ситуации, например в г. Перми показало, что 96% детей из многодетных семей бесконтрольны, принадлежат улице, т. е. и здесь немало проблем, требующих решения [1, с. 163].
Различия в уровне доходов семей находят свое выражение в дифференциации по расходам, питанию, имущественной и жилищной обеспеченности. В структуре расходов семей все еще остается непропорционально высокой доля расходов на продукты питания, весьма значительно увеличилась доля расходов на услуги. По таким показателям уровня жизни, как имущественная обеспеченность и жилищные условия, российские семьи во многом отстают от семей развитых стран. Весьма проблематичным является для семей улучшение жилищных условий. В наиболее тяжелом положении во всех сферах социально-экономической жизни оказываются семьи с детьми. Для них характерны более низкий уровень среднедушевых расходов и доходов, потребления различных продуктов питания. Отрицательно влияет на социально-экономический потенциал семей, растущий уровень безработицы.
Несмотря на некоторые позитивные моменты в экономическом положении, подавляющее большинство российских семей весьма пессимистично оценивают свой уровень жизни и очень осторожно относятся к прогнозам относительно его возможного улучшения в будущем.
В условиях системного кризиса, разрушения старой инфраструктуры культуры возрастает социокультурная роль семьи. Семья, испытывая серьезные трудности в выполнении своих социокультурных функций, тем не менее, объективно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, в социализации и воспитании подрастающего поколения.
Ценность семьи и семейного образа жизни все еще остается для россиян очень высокой. Семья — ячейка общества, малая социальная группа (социальная общность) с присущими ей групповыми (семейными) ценностями, традициями, перспективами. Семья является важнейшей формой организации личного быта, сферой удовлетворения индивидуальных потребностей и социализации личности. Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, выполняет важнейшие социальные функции. Семья — это многосторонние отношения с родственниками, своеобразный микросоциум, важнейшими психологическими механизмами которого являются взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопомощь. Рассмотрим же, как происходит социализация в семье, каковы положительные и отрицательные стороны влияния семьи на воспитание, развитие и социализацию личности.
2.3 Социализация в семье
В социализации личности участвует большое число институтов, однако центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. У ребенка в данный период происходит накопление элементов системы ценностных ориентации в сфере общественных отношений, характеризуемое выделением личных ценностей, их эмоциональным освоением, закреплением в деятельности, постепенно находящее адекватно мотивированное выражение.
С точки зрения Т. Парсонса, семья — основной орган социализации, мать и отец — главные творцы личности, ребенок — пустой сосуд, который надо наполнить культурой [10, с.279]. В семье индивидуальный опыт не исчезает со смертью индивида, а входит в состав коллективного опыта. Семья в этом смысле выступает как взаимодействующая группа. «И так как эта группа,- отмечает Н.Г.Аристова, — со смертью данного поколения также не исчезает, а продолжает существовать, то коллективный опыт этого поколения также не исчезает, а передается следующему поколению, отцы передают свои знания детям, дети — своим детям и т. д., вместе с этим каждое поколение к полученной по наследству сумме знаний (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания), таким образом, постоянно растет» [9, с.4]. Таким образом, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.
Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило, формирует собственную социально-ценностную направленность, которую и передает детям. Можно выделить семьи:
— с общественно-прогрессивной направленностью (единство взглядов, хорошие межличностные отношения);
— с противоречивой направленностью (отсутствует единство взглядов,
взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);
— с антиобщественной направленностью (их ценностные ориентации
противоречат идеалам общества).
Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. Семья в силу своего постоянного и концентрированного воздействия на индивида способна сформировать у него устойчивые ценностные ориентации. Поэтому господствующая общественная мораль сохраняла свою власть, только если ей удавалось взять под свой контроль семью. Так, христианская мораль господствует длительное время на огромной территории за счет того, что она начинается с семьи; семейные узы священны.
Взаимоотношения супругов, вызванные изменением ролевой активности, неизменно влияют на формирование социальной идентичности у подростков. Подростки более открыты социальным изменениям, но вместе с тем более легко поддаются стрессам, вызванным неопределенностью социальных ориентиров. К этому нужно добавить традиционный для подростков радикализм суждений и поступков, их общего отношения к миру. Конфликт или просто противоречия с родителями и в целом с миром взрослых резко обостряются в условиях нестабильности: ценности старшего поколения обесценены, стереотипы на глазах разрушаются также как и образцы поведения, перспектива повторения опыта предшествующих поколений не привлекает. Все это не способствует сохранению авторитета взрослых и осложняет процесс формирования социальной идентичности.
Проблема взаимоотношений между родителями и детьми в семье, выступающая фактором построения ребенком картины социального мира, часто осложняется общей ситуацией, в которой оказывается семья. Так, при бурном темпе социального развития семья часто «не успевает» за его ходом. Родительская позиция при таких условиях быстро устаревает, нарушая процесс межпоколенных трансляций норм и представлений о жизни общества. В таких ситуациях родителям, которые хотят видеть своего взрослеющего ребенка успешным, зачастую уже недостаточно просто передать ему накопленный жизненный опыт — у них просто нет опыта жизни в новых условиях. В то же время очень сложно предположить, какие ценности и стандарты поведения будут адекватны завтрашнему дню, еще труднее передать ребенку те ценностно-нормативные модели, которым не следуешь сам и всегда можешь полностью принять. Нечеткость и расплывчатость образа нового, становящегося социального мира, которая присуща родителям, естественно осложняет формирование адекватного представления об этом мире и у ребенка. Если же побеждает привязанность родителей к старому образу мира, и именно этот образ пытаются передать ребенку, то такая услуга потом может значительно осложнить самостоятельность составления картины мира подросшему человеку. Его разлад в мире в данном случае будет более вероятен: построение собственного мира на основе складывающегося опыта приходит в разительное противоречие с уже построенным при помощи родителей старым образом. Отчасти, в этом — причина роста юношеской преступности, а также чисто поверхностного усвоения норм рыночной экономики: утрата интереса и мотивации к образованию, вкуса к подлинной культуре, своеобразное понимание «красивой жизни» [1, с.328].
Семья также играет ведущую роль в экономической социализации подростков, в основе которой лежит, прежде всего, ценностное освоение экономической реальности, индивидуальное этическое наполнение экономических категорий, а не нейтральное приобретение соответствующих знаний и практических навыков. Этот процесс во многом зависит от семьи. Исследования показали, что в рамках одной культуры лучше осведомлены о деньгах, ценах, системе оплаты дети из семей с более высоким социально-экономическим статусом, но более сформированные экономические понятия имеют дети из небогатых семей [62, с.24].
Семья в ходе экономической социализации играет особую роль как психологическая структура, выполняющая, прежде всего, воспитательную функцию (забота о младших в семье, помощь больным, уход за животными).
Отечественная наука рассматривает роль семьи в экономической социализации и через формирование полезных навыков и привычек [5, с.31]. Многие из них связаны с культурой поведения в быту: выключить свет, выходя из комнаты; брать вещи чистыми руками и класть их на место; не рисовать на стенах, вытирать обувь. Отношение детей к личной и общественной собственности формируется в детстве и закрепляется в подростковый период.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролями, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда и ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности [9, с. 15].
Таким образом, сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения. Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. В связи с этим тип семьи может выступать как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макроизменений на развитие личности подростка.
Глава 2. Неполная семья как объект социальной работы.
2.1.Определение понятия неполной семьи. Типы неполных семей.
Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.
Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи [1]. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.
Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь.
Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье [1].
Внеполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей — будущих супругов и родителей — определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов [3].
В том, что родительский дом испокон веков называется отчим, заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Однако счастье отцовства не приходит само по себе, не передается по наследству. Очень показательны в этом отношении слова французского философа и педагога Ж.-Ж. Руссо: «Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных деятелей, государству — граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной налог и не делает этого, виновен, и может быть более виновен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им».
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака (каждый десятый ребёнок рождён вне брака). В ряду причин, обусловивших распад семьи, далеко не последнее место занимают сексуальные расстройства [4]. По мнению сексологов, сексуальная неудовлетворённость служит основанием для половины разводов. Большая часть разведённых супругов также отмечает неудовлетворённость физической стороной их жизни.
Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым — обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.
Сексологи считают, что уменьшить число семейных катастроф может половое просвещение населения, и, прежде всего, молодёжи, повышение их духовной и сексуальной культуры. К тому же средний уровень образования матерей неполных семей, а, следовательно, и их квалификация ниже, чем у матерей полных семей. Нередко неполная семья испытывает материальные трудности [1]. Всё это и объясняет тот факт, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель — выходец из неполной семьи.
Так же есть функционально неполные семьи. В этой категории двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами.
Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Заботясь об экономическом благополучии своих детей, отец/мать чаще всего, достаточно редко находятся в семье, и, тем самым ребенок растет либо только с матерью, либо только с отцом.
Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские иотцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей [4].
Осиротевшая неполная семья– образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.
Неполная разведенная семья– семья в которой родители по какой-то причине на захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.
Внебрачная семья(мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины.
продолжение
--PAGE_BREAK--