Реферат по предмету "История"


Канглы - предки кангаласцев

Канглы - предки кангаласцев

Василий Ушницкий

Ядро
народа саха, по словам В.О.Долгих, составляли кангаласы, племенное название
которых яха/саха стало названием всего народа. А.И.Гоголев кыпчакский компонент
в составе саха связывает исключительно с кангаласами. С.Г.Кляшторный также
говорит о том, что близость этнонимов канглы и кангалас он заметил с давних
пор. Однако, впервые отождествление этнонима ханалас с названием племени канглы
сделал Г.В. Ксенофонтов в неопубликованном II томе «Ураангхай-сахалар». Этот
наиболее важный и реальный вклад Г.В. Ксенофонтова в науку до сих пор не
получил должной оценки. Племени и роды под названием канглы или с основой канг
существуют у всех современных тюркских народов. Канглы считаются потомками
древних кангюйцев. Кангюй - могущественное государственное образование на
территории Приаралья и Сырдарьи, со II в. до н.э. до V в. н.э. Б.А.Литвинский
предками кангюйцев считает «саков, которые за Согдом». Тюркологи С.С.Аманжолов
и Н.К.Антонов этноним канглы/канлы выводят от слова канк «телега». Ещё в
легенде об Огузе, приведенной у Абулгази, даётся народная этимология, согласно
которой предок канглы получил свое имя вследствие того, что чинил телеги.
Исходя из этого Г.В.Ксенофонтов предполагал тождество канглы с гаогюйцами -
предками уйгуров, которых в переводе с китайского именовали «высокими
телегами». Он их считал предками кангаласов -третьей этнической волны в
формировании саха.

А.Т.Кайдаров
и С.Г.Кляшторный пришли к выводу о том, что в древности этноним канглы мог
употребляться в значении: «речные», «обитатели рек». Ими слово канг/кан
считается древнеиранским, а не тюркским.

Э.Пуллибланк
производит слово кангюй на основе «тохарского» канк - «камень» и, исходя из
этой этимологии, говорит о «кангюйской разновидности тохарского языка».
Б.А.Литвинский племенное название кангюй пытается объяснить, учитывая
хотано-сакское слово канка - «кожа», «шкура». Им наименование кангюй
истолковывается как сакский этноним с примерным значением «люди в кожаных
одеждах». Многие исследователи отождествляют кангюй с авестийской кангхой -
резиденцией вождей «туров», т.е. сако-массагетских племен. Академик
Б.А.Литвинский мнение о тюркоязычности кангюйцев считает неубедительным. Более
убедительным в этой связи представляется мнение о принадлежности племен
кангхи-кангюя к кругу североиранских скотоводческих племен. Китайские
наблюдатели постоянно подчеркивают, что племена кангхи-кангюя по обычаям и по
одежде не отличаются от сармат и алан, затем и от юэчжи. О влиянии зороастризма
на религию древних кангюйцев пишет Б.А.Литвинский. О сходстве элементов белого
шаманизма и зороастрийской религии говорит А.И.Гоголев. В этой связи интересным
представляется его гипотеза о происхождении самоназвания саха от имени древних
саков.

Старое
имя кангар постепенно уступило место новому - печенег. По словам византийского
императора Константина Багрянородного, три наиболее благородных фемы (племени)
печенегов получили имя кангар. Их названия в сокращенном варианте: аила, чур,
эрдим. С.И.Боло писал о том, что отдельный род хангалас состоит из объединения
трёх родов: киллэм, чэр или дьэр, ектем. Имя рода саха дьеппен, входившего в
состав Хангаласского улуса, мы можем сравнить с именем племени печенегов, не
входившего в состав кангар - чопон.

Этноним
канглы появляется в начале XII в., когда кыпчаки обосновываются вдоль
восточного побережья Сырдарьи и к северу от Аральского моря. М.Кашгари (XI в.)
однако, в своем знаменитом труде не упоминает о канглах, как о племени. Он писал
о том, что «канглы есть один из великих людей из кипчаков». С.Аманжолов, исходя
из данного факта, думает, что во время М.Кашгари, возможно, основная масса
канглов была уже в Малой Азии. Известно, что остатки печенегов вместе с
кыпчаками образовали половецкий племенной союз. В этой связи интересным
представляется тот факт, что кангаласцы считают себя потомками татарского
владыки Шури-хана, который воевал с русскими. Мы полагаем, что после разгрома
Владимиром Мономахом донского объединения половцев, возглавляемых Шаруканем,
значительная их часть обратно откочевала в степи Казахстана. Среди них, видимо,
преобладали и канглы, вернувшиеся на родину своих предков. Канглы входили в
Кыпчакское ханство как значительная этнополитическая сила. В XII веке в районе
Приаралья и нижней Сырдарьи канглы образовали крупное объединение племен,
номинально подчинявшееся кыпчакским ханам. В политических событиях, особенно в
сношениях с Хорезмом (в XII -начале XIII в.) канглы действовали независимо от
кыпчаков.

Это
дает К.Ш. Шаниязову основание полагать, что канглы и кыпчаки являются
самостоятельными племенными объединениями. Китайские источники того периода
определяют племенной союз канглы термином го, обозначающим государство. В
тексте «Юаньши» написано: «Ащанбуха, потомок ханского рода государства канглы -
канго ванцзу».

В
войсках хорезмшаха, на стороне которого канглы выступали против монгольского
нашествия, их было до 90 тысяч. Как свидетельствует Абулгази, значительная
часть этих канглов была разгромлена в районе Джуда и Таласа монгольскими
завоевателями. Плано Карпини в XIII веке проезжал через земли канглы после его
завоевания монголами. Вот что сообщает он о страшной участи, постигшей их: «В
этой земле, а также в Комании мы нашли многочисленные головы и кости мертвых
людей, лежащих на земле, подобно навозу... Эти люди были язычники, как и
команы, так и кангиты, не обрабатывали земли, а питались только скотом, они не
строили также домов, а помещались а шатрах. Их также истребили татары и живут в
их земле, а те, кто остался, обращены ими в рабов».

Надо
сказать, что канглы были крупным племенным союзом, в состав которого входило
много племен. Кангаласцы также состоят из многих родов, судя по преданиям и
архивным данным многие роды саха являются их ответвлениями. Если следует признать
правильность сопоставления кангаласов с канглы, то следует принять и близость
названий по крайней мере ещё четырех родов саха, считающихся ответвлениями или
близкими родичами кангаласов с четырьмя средневековыми племенами Приаралья, о
которых можно сказать, что именно они составили племенной союз канглы.

Арабский
автор IX в. Ал-Масуди сообщает, что «в районе Аральского моря 4 воинственные
племени: баджгарды, баджане, баджгард и наукерде воюют с гузами, карлуками и
кимаками». В любом олонхо на западе от местообитания их героев находится Арапы
или Араат Байгал. На этой основе П.А.Ойунский Аральское море считал родиной
олонхо и прародиной народа саха. Он же мифологическое выражение: «огус буолан
аан дойдуга айаатаабыт ураанхай-сахалар бу биhиги бу баарбыт» - «те самые
урангхай-саха, которые в образе быка на весь мир орали, это мы и есть»,
связывал с огузами. Некоторые исследователи, в том числе известный советский
тюрколог А.Н.Бернштам, самоназвание огузов связывали с одноимённым словом в
тюркских языках, означавшим быка. Казахский востоковед и историк С.М.Ахинжанов
самоназванием кимаков считал слово уранхай или в отдельности кай и уран,
означавшего змею. Потомки уч-карлуков в Узбекистане относят себя к роду
саханкул. Легенда о Сельджуке имеет параллели с преданиями саха об Эллэе и
Омогое - своих прародителях. Есть сведения о том, что уранкаи-кимаки
участвовали в сельджукском движении. В Х веке именно племя каи владычествовало
в огузском объединении.

С.Г.Агаджанов,
специалист по огузам, дает сведения о том, что печенеги, баджгарды, нукарда и
баджна в результате ожесточенных сражений с огузами, кимаками, карлуками ушли
из Приаралья и оказались в Малой Азии. Около 932-933 гг. эти четыре тюркских
племени вторглись в пределы Византийской империи.

Название
рода наахара можно отождествить с именем племени наукерде, близких к печенегам.
Нахарцы считаются группой, близко родственной кангаласам. Имя племени наукерде,
или как иногда пишут наукара, расшифровывается так: нау - иранское «новый», а
керд - основа для термина «город». Что касается о присутствии схожих этнонимов
среди современных тюркских народов, то среди туркмен есть племя нохурлы. Среди
казанских татар есть топоним Нохрат и соответственно этому, так называемые
нохратские татары. Но о возможном происхождении всех этих этнонимов от имени
племени наукерде ещё никто не утверждал.

Этноним
баджгарды Р.Г.Кузеев отождествляет с башкирами. Арабский этникон «маджгар»
считается воспроизведением самоназвания мадьяр в сочинении автора IX века Ибн
Русте. Тюрколог Н.А.Баскаков выдвигал версию о том, что этнонимы башкиры и
мадьяры имеют общее происхождение. Мы выдвигаем версию о том, что имя рода саха
малдьагар имеет связь с самоназванием древних мадьяр «маджгар». В преданиях
мальжегарцев указывается, что их предки пришли из страны тунгусов Молдьу.
Данное предание, на наш взгляд, подчеркивает иноязычность предков
малдьжегарцев.

Название
рода бордон можно связать с именем племени башкир бурзян. Б.О. Долгих указывал,
что бордонцы, в первые годы после прихода русских на Лену считались
кангаласами. Башкирский этнограф Р.Г.Кузеев именно с бурзянами связывает
этноним баджане. Бурзяне под своим собственным именем (араб, бурджан, борджана)
с конца 1 тыс. н.э. до XIV в. постоянно упоминаются на территории от Прикаспия
до Византии.

Ещё
Ф.Ф.Васильев писал о возможной связи имени рода беев - бетун с самоназванием
печенегов ит-бечене. Воинственные бетюнцы были одним из крупных волостей, т.е.
племен саха к приходу русских. Баджна или ит-беджене т.е. печенеги, как
отдельное племя, наряду с канглы входили в кыпчакский племенной союз.

Имя
рода малтааны можно сопоставить с названием племени каракалпаков - мюйтени.
Л.С. Толстова сумела доказать на основе преданий каракалпакского народа и по
антропологическим данным, что мюйтени-митани являются, потомками
переднеазиатских митанни. В Передней Азии существовало государство Митанни,
соперничавшее в свое время с Вавилоном и Древним Египтом. После разгрома их
державы ассирийцами, митани-матиени частью переселились в Приаралье. На
протяжении ряда веков они пережили нашествие разноязыких кочевников, но их
потомки сохранились в виде отдельного племени.

Имя
рода ходоро мы сближаем с названием древнего, видимо, ираноязычного племени
Приаралья - кидара. Л.И. Лерх и Н.И. Веселовский, а затем и С.П. Толстов
связывают местность Кердер с обитанием здесь гуннов-кидаритов и видят пережиток
этнонима кидаритов в названии казахского рода кердери. В Х веке Аральское море
называлось Кердерийским.

В
старинном предании, опубликованном в начале XX века, речь идет о том, что
древние башкиры долгое время кочевали между Иртышом и Аральским морем, в
соседстве с печенегами и кимаками. Р.Г.Кузеева поразило сходство некоторых
мотивов и бытовых сцен из башкирского эпоса «Бабсак и Кусяк» и героического
сказания саха «Оленгир». Несмотря на уход основной массы маджагаров, т.е.
башкир и мадьяр, борджана, наукара, ит-беджене в степи Восточной Европы, их
остаточные группы долгое время оставались в степях Приаралья.

Другой
важной исторической проблемой является время переселения предков саха-канглы со
своей исторической прародины. Гипотеза Г.В.Ксенофонтова, Н.А.Сердобова об
исходе канглы на Среднюю Лену ещё в домонгопьское время не имеет под собой
никаких исторических обоснований, Точка зрения А.И. Гоголева о переселении
канглы - кангаласцев после падения Белой Орды в XV веке является слишком
поздней датой. Между тем из китайских источников эпохи монгольской династии
Юань хорошо известно, что большая часть канглы и кыпчаков переселилась в Китай
и в Монголию. Русские исследователи Д.А. Кочнев и В.Ф.Трощанский на основании
преданий саха писали о том, что предки саха переселялись из района Аральского
моря, при этом одна половина ушла в Китай. В Китае кыпчаки и отдельно от них
канглы преуспели в политике, в науке и в военном деле. Кыпчаки и канглы активно
использовались монголами в их завоевательной политике. Они прославились в
войнах на Южном Китае, в Японии, во Вьетнаме, на острове Ява. Особенно известны
из канглы их хан Ашанбуха и его сын Иналтато, кроме того крупный
учёный-конфуцианец. Дальнейшая судьба этих канглы и кыпчаков в Монголии и в
Китае неизвестна.

Известно,
что из канглы и кыпчаков был сформирован Кыпчакский корпус и переброшен в
область Енисея для подавления восстания туматов и енисейских кыргызов. Русский
этнограф М.П.Овчинников писал о том, что по преданиям саха их предки,
подчинявшиеся монголам, ушли от них с области Енисея на Байкал, затем на
Среднюю Лену. Так вот есть очень веские основания для того, чтобы признать
тождество предка Тыгына Аан-Татыйыка, по словам Я.И. Линденау, во времена
которого саха успешно противостояли и кыргызам, и монголам с Тутухой -
генералом империи Юань, кыпчакским ханом из династии Эльбури, громившего и
енисейских кыргызов, и монголов. Сохранилась биография этого полководца в
«Юаньши». Французский учёный П.Пелльо пришел к мнению, что предки Тутухи были
из рода байаут, которая заменила и приняла имя кыпчакской династии Эльбури.
Монголоязычных байаутов можно отождествить с названием рода саха байагантай.
Вторым в списке потомков Эллэя стоит имя Хордокосууна -видимо, Кердея и
Кегеhукэ - прародителей Баягантайского улуса. Потомком Эллэя считается и
Аан-Татыйык. Тутуха командовал Кыпчакским корпусом. Есть сведение,
подкреплённое археологическими данными о том, что часть кыпчакских воинов
оставалась на Енисее и после подавления восстания кыргызов. Но их дальнейшая
судьба неизвестна.

В
Прибайкалье, в местности Усть-Талькин, найдены погребения с конем, датируемые
Х-ХVI веками. Именно там обнаружен впервые человек центральноазиатского типа,
низкорослая лошадь, генетически близкая к якутской, и сопроводительный
инвентарь близок к якутской культуре. Погребения с конем не характерны для
монголов и курыканов, а являются отличительной чертой кыпчаков. Погребения с
западной ориентировкой, характерные для погребений Усть-Талкина и якутской
археологической культуры, являются отличительной чертой канглы-печенегов.

Одной
из исторических загадок для востоковедов считается биография матери хорезмшаха
Мухаммеда Теркен-Хатун. В одних источниках говорится, что её родственники и
войско из племени уранийцев. В других она - из племени канглы, рода байаут. Вот
это отношение и ставит в тупик востоковедов. Но данное положение можно очень
просто решить, если обратиться к этносознанию саха. Уранийцы или же
уранкаи-кимаки были средневековой народностью, канглы - одним из крупных их
племенных объединений, баиауты или байагантайцы - одним из их племён.

Ответвлением
кангаласцев Б.О.Долгих считал также джарханцев. Имя этого рода можно
сопоставить с названием кыпчакского племени джерсан, встречающимся в восточных
источниках. М.П.Овчинников также писал о том, что ряд родов кангаласцев после
успешного сопротивления русским, боясь возмездия, по преданиям ушел на Вилюй и
на Колыму. Имя колымского рода дьуhаал можно связать с названием племени
кыпчаков джузан. Характерным представляется тот факт, что именно эти роды саха
дьуhаал, бордонцы и ярканцы - сунтарские саха, бетюнцы отличались тюркским или
европеидным, горбоносым антропологическим типом, как писал в своё время
В.Л.Серошевский.

Ряд
революционных исследователей на основании преданий и этносознания саха писали,
что народ саха произошёл из объединения трёх поколений: Эллэево (Кангаласское),
Омогоево (Батулинское) и Хоринского. Бурятские исследователи - в первую очередь
Г.Н.Румянцев, Б.Б.Дашибалов - доказали, что прямыми потомками средневековых
курыкан являются хоринцы.

В
потомках Омогоя можно увидеть монголоязычных, вошедших в состав саха. Батулинцы
- второй крупный род среди булагатов, половина хоринских родов считаются
потомками батулинцев. По предположению Б.О. Долгих табунуты в прошлом
именовались батулинцами. Можно придти к выводу, что батулинцы являются чистыми
монголами, предками бурят. Впрочем, примерно так и утверждают предания саха.
Так вот, тюркоязычие народа саха связано прежде всего с кыпчаками, которых
представляют среди саха в первую очередь кангаласцы - потомки канглы.

Проблема
происхождения саха является огромной исторической проблемой, так как восходит к
истокам общетюркского и общемонгольского этногенеза. Г.В.Ксенофонтов является
тем первым исследователем, который с исторических позиций попытался подойти к
решению этой огромной задачи. И только сравнительно слабое изучение истории и
культуры древних и современных тюркских народов в его время не позволило ему
сделать более основательные выводы. Наряду с огромной фантазией, свойственной
его работам, прослеживаются определённые выводы и версии, свойственные его
времени, к которым современная историческая наука только потом, после него,
сумела более объективно подойти.

По
словам замечательного востоковеда Г.Е.Грумма-Гржимайло, монгольская эпоха,
связанная с завоеваниями Чингис-хана, была для судеб человечества более
грандиозной эпохой, чем даже время великих географических открытий. Именно
тогда исчезли с лица земли десятки народов и государств, произошли переселения
огромных масс людей на громадные расстояния, в итоге чего возникли десятки
народов. Народ саха возник именно в итоге этих грандиозных исторических
катаклизмов. Именно тогда гордые и свободолюбивые хоро-туматы оказались на
Средней Лене. Кангаласцы - часть канглы, остатки кыпчакских воинов, служивших
монгольским ханам, добрались с Арала до Байкала. Их путь на современную родину
можно проследить по следующим этнонимам. Кангиты - род качинцев на Енисее.
Камасинцы в прошлом именовались кангаласами. Имя рода хэнгелдир среди эхеритов,
бурятский исследователь Ц.Б.Цыдендамблев связывал с кангаласами. На
совокупности имеющихся фактов можно придти к выводу о правильности версии
Г.В.Ксенофонтова о происхождении кангаласов от средневековых канглы.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kyrgyz.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.