Реферат по предмету "Социология"


Национально-этническое и межконфессиональное развитие Беларуси: традиции и современность

Реферат
 
Национально-этническоеи межконфессиональное развитие Беларуси: традиции и современность

Введение
Этнос-общность, члены которой имеют специфическое самосознание общей культурнойидентичности, отделяющей их от членов других групп. Практически во всехобществах этнические отличия связаны с различиями в материальном благополучии ивласти, и это проявляется особенно ярко, если этнические особенности являются такжеи расовыми. Внешней формой выражения этноса является этноним — его самоназвание
Конфессия(лат. confessio — исповедание) — особенность вероисповедания в пределахопределённого религиозного учения, а также объединение верующих,придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве церкви, висповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии. Хотяконфессиональное деление присуще всякой религии, сам термин «конфессия»,используется религиоведами практически только для различения исповеданий вхристианстве.

1.        Национально-этническое развитие Беларуси
РеспубликаБеларусь — это государство, в котором, по данным переписи населения 1989 года,22,1 % населения, т. е. каждый пятый гражданин, являлся представителем«нетитульных» национальностей. Всего в 1989 году (включая белорусов)в республике проживали представители 123 национальностей.
Наиболеемногочисленными (с численностью свыше 10 тыс. чел.) являлись 6 национальныхменьшинств: русские (1342,1 тыс. чел., 13,3 % от общей численности населения),поляки (417,7 тыс. чел., 4,1 %), украинцы (291 тыс. чел., 2,9 %), евреи (112тыс. чел., 1,1 %), татары (12,5 тыс. чел., 0,13 %), цыгане (10,8 тыс. чел.,0,11 %). 11 национальных меньшинств (азербайджанцы, армяне, грузины, казахи,латыши, литовцы, молдаване, мордва, немцы, узбеки, чуваши) насчитывали от 1 до10 тыс. человек. Остальные 105 национальных меньшинств составляли менее 1 тыс.человек, но большинство из них крайне немногочисленны — до нескольких десятковчеловек.
Представителинациональных меньшинств проживают по всей территории республики, в основном вгородских поселениях. Компактное проживание имеет место у поляков, литовцев,татар в западных и северо-западных регионах республики, в т. ч. в сельскойместности.
Большинствопредставителей национальных меньшинств переселилось на территорию Беларуси в ХХвеке, в основном после 1944 года. В то же время, поляки, евреи, литовцы,русские, цыгане уже многие столетия проживают на землях Беларуси и наравне сбелорусами являются «коренными» этносами.
Описываядемографические характеристики национальных меньшинств, следует отметить, чтоистория и характер их расселения в значительной степени влияет на положение,статус их представителей в белорусском обществе. Подавляющее большинствопредставителей национальных меньшинств переселилось на территорию республики всоветское время в результате миграции послевоенного временивысококвалифицированных специалистов «городских» профессий, чтопозволило им практически сразу занять высокие статусные позиции в белорусскомобществе. У большинства национальных меньшинств доля лиц, занимающихсяинтеллектуальным и административно-управленческим трудом, значительно выше, чему «коренного населения», т.е. белорусов, поляков, цыган и других,значительная часть которого проживает к тому же в сельской местности. Например,свыше 9 % украинцев работали в 1989 году в органах управления, хотя их доля вобщей численности населения составляла 2,9 %.
Уровеньобразования представителей большинства национальных меньшинств, переселившихсяв Беларусь в советское время, также выше, чем у «коренных»национальных меньшинств, веками проживающих на белорусской земле, и у«титульной» нации. Таким образом, важно отметить, что представителинациональных меньшинств занимают высокие и престижные позиции в белорусскомобществе.
Донастоящего времени прослеживается четкая тенденция увеличения доли национальныхменьшинств в населении республики. В 1999 году была проведена очереднаяперепись населения, которая позволила уточнить его национальный состав,подвергшийся за последнее десятилетие значительным изменениям в результатеинтенсивных миграций. В частности, миграционными службами Республики Беларусьзарегистрировано свыше 35 тыс. лиц, претендующих на статус беженца.
Характеризуяситуацию, связанную с положением национальных меньшинств в Беларуси, необходимоотметить ее стабильность и уникальность, что выражается в отсутствии каких-либостолкновений и конфликтов на этнической, расовой и конфессиональной основе, вединстве этнических и конфессиональных составляющих белорусского общества,равенстве религиозных и национальных групп. Республика Беларусь является однойиз немногих республик бывшего СССР, в которой не было зафиксировано ни одногомежнационального или межконфессионального конфликта.
Межнациональноесогласие в белорусском обществе объясняется менталитетом граждан страны,историческими традициями мирного межэтнического взаимодействия, давними ипрочными связями между этническими группами, проживающими на территорииБеларуси. Одним из самых важных факторов межнациональной стабильности являетсячеткая и последовательная политика государства в данной сфере общественнойжизни.
В Беларусисозданы довольно комфортные условия для сохранения и развития культуры и языканациональных меньшинств, деятельности их организаций и учреждений культуры иобразования, что подтверждается мнением большинства их лидеров, а такжеавторитетных зарубежных экспертов.
Кроме того,согласно материалам научных исследований, проведенных на протяжении десятилетия,подавляющее большинство граждан страны не учитывает в своей повседневнойжизнедеятельности национальных и религиозных факторов, значительная их частьвообще не интересуется такими вопросами, не придает им никакого значения. Дляподавляющего большинства граждан национальная принадлежность не имеет значенияпри выборе друзей и знакомых, при выборе супруга, на работе и в иных случаяхповседневного взаимодействия с другими людьми. Только 4,5 % опрошенных в 1997году отметили, что испытывают дискриминацию в некоторых ситуациях, из нихтолько 1,5 % отмечали дискриминацию по национальному признаку. Важно отметить итакой факт: для подавляющего большинства молодых белорусов лозунг«Беларусь — только для белорусов» неприемлем.
С моментаобретения Республикой Беларусь государственной независимости, демократизацииобщественной жизни наряду с возрождением культуры и национальной жизнибелорусского этноса начался и аналогичный процесс у большинства национальныхменьшинств, проживающих на территории республики. С конца 80-х годов в Беларусивозникло и активно функционирует значительное число организаций икультурно-образовательных учреждений 17 национальных меньшинств. Многие из нихпо своей численности и влиянию превосходят политические партии. Так, например,Белорусское объединение еврейских организаций и общин насчитывает 91организацию и 18 общин, Союз поляков на Беларуси — (по различным оценкам) от 20до 30 тыс. членов и имеет около 150 организаций и структур в 1/3административно-территориальных единиц Республики Беларусь. В республикефункционирует свыше 90 коллективов художественной самодеятельности, созданныхобъединениями национальных меньшинств.
Вреспублике функционируют школы и отдельные классы с обучением на польском,литовском языках и на иврите. Всего в 1997/98 учебном году польский языкизучало свыше 15 тыс. учеников государственных учреждений образования, в т.ч. вГродненской области в 300 школах около 10,5 тыс. учеников (в 1996/97 учебномгоду — 8,2 тыс. учеников). Кроме того, на базе государственных учреждений образованияи культуры функционирует значительное число воскресных школ, в основномеврейских и польских. Что же касается граждан русской национальности, то можноотметить, что русский язык является вторым государственным языком и обучение вшколах русскому языку организовано повсеместно.
Важнейшейсоставляющей национальной политики Республики Беларусь является законодательноеобеспечение соблюдения прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.Белорусское государство провозгласило и реализует демократические принципысвоей национальной политики, которые нашли свое отражение в целом комплексенормативно-правовых актов, так или иначе затрагивающих данный вопрос.
В статьях5, 12, 14, 15, 22, 50, 52, 53 Конституции Республики Беларусь заложены основыполитики Беларуси в данной сфере: государство регулирует отношения междунациональными общностями на основе принципов равенства перед законом, уваженияих прав и интересов; оно ответственно за сохранение историко-культурного идуховного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей,проживающих на территории республики; все равны перед законом и имеют право безвсякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов; каждый имеетправо сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может бытьпринужден к определению и указанию своей национальной принадлежности;оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону; каждыйимеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государствогарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания иобучения; запрещается создание и деятельность политических партий, а равнодругих общественных объединений, ведущих пропаганду национальной, религиозной ирасовой вражды; каждый, кто находится на территории республики, обязан, кромезаконодательства, соблюдать и национальные традиции народов Беларуси.
Кромеспециального законодательного акта, посвященного национальным меньшинствам, вРеспублике Беларусь приняты и действуют свыше 20 законодательных актов, вотдельных положениях которых закрепляются права и свободы лиц, принадлежащих кнациональным меньшинствам.
Дискриминацияпо национальному, языковому, расовому, религиозному признакам, согласно Кодексузаконов о труде Республики Беларусь, не допускается и преследуется по закону.
В июле 1997года принята и действует «Инструкция о порядке определения национальнойпринадлежности граждан Республики Беларусь». В соответствии с Конституциейи законодательством республики определение национальной принадлежности гражданявляется их личным и свободным выбором. Национальная принадлежность гражданРеспублики Беларусь определяется, таким образом, по самоопределению гражданина,а также по его происхождению. Утверждение указанного документа было вызванообращениями некоторых представителей национальных меньшинств с просьбой найтиформу фиксации в новых паспортах национальной принадлежности гражданина по егожеланию.
В целяхсодействия межнациональному и межкультурному взаимопониманию, терпимости идружбе между нациями и народами Министерством культуры и искусства РеспубликиБеларусь в 1995—96 гг. были подписаны протоколы и соглашения о сотрудничестве вобласти культуры с Министерством культуры Польши (25.03.95 г.), России(24.04.95 г.), Украины (26.02.95 г.), Молдовы (11.09.95 г.), Китая (14.12.95г.), Азербайджана (06.03.96 г.), а также протокол сессии белорусско-германскойСмешанной комиссии по культурному сотрудничеству (10.11.95 г.).
Во всехзаключенных соглашениях имеются статьи, где стороны обязуются создавать благоприятныеусловия для культурного сотрудничества, объединять усилия с целью расширениявзаимного обмена достижениями культуры, проявлять заботу о культурнойсамобытности народов, наций и народностей, проживающих на их территориях.
Функцииконтроля за соблюдением национального законодательства и международныхдоговоров в области соблюдения прав лиц, принадлежащих к национальнымменьшинствам, возложены на Государственный комитет по делам религий инациональностей Республики Беларусь, созданный в январе 1997 года.
С 1994 годав Минске работает Центр национальных культур, имеющий статус республиканскогогосударственного учреждения культуры. Центр совместно с Госкомитетом по деламрелигий и национальностей, национальными обществами проводит научно-практическиеконференции по проблемам национальных культур, этнографические экспедиции поместам компактного проживания национальных меньшинств.
2.        Религиозные конфессии на территорииБеларуси
В Беларуситрадиционно существуют христианские (православие, католичество,старообрядчество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии.
Девяностыегоды ХХ столетия в Беларуси были отмечены бурными, сложными и противоречивымипроцессами. Среди них следует выделить процесс религиозного возрождения. Многиелюди начали искать для себя новые нравственные ценности.
В 2004-2005годах религиозная ситуация в республике оставалась стабильной, прогнозируемой иуправляемой. Усилиями власти не было допущено каких-либо конфликтов нарелигиозной основе, монополизации духовной жизни и раскола общества поконфессиональному признаку.
Подписанноев июне 2003 года Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь иБелорусской православной церковью послужило предпосылкой к дальнейшему развитиюи совершенствованию отношений государственных органов и религиозныхорганизаций, укреплению влияния религиозных институтов в обществе и авторитетагосударства как гаранта конституционных прав граждан на свободу совести ивероисповедания и его роли в сохранении исторического, культурного и духовногонаследия белорусского народа.
Реализацияпринятого в 2002 году Закона Республики Беларусь «О свободе совести ирелигиозных организациях» позволила укрепить государственные приоритеты вконфессиональной политике, не допустить распространение псевдорелигиозных,деструктивных организаций в республике.
На 1сентября 2006 года в республике действуют 3030 религиозных организаций, в томчисле 2886 религиозных общин и 144 религиозные организации республиканского иобщеконфессионального значения (епархии, монастыри, братства, миссии, духовныеучебные заведения) 25 конфессий и религиозных направлений.
Православиеявляется древнейшей христианской конфессией на белорусских землях.Оно пришло сюда в конце Х в. со становлением Полоцкой епископской кафедры (992г.). В начале второго тысячелетия определились основные сферы деятельностиправославной церкви, возникло церковное землевладение, сформироваласьепархиальная структура. Полоцкая, Туровская и другие епархии, в состав которыхв разные времена входили белорусские земли, были подчинены Киевской митрополии,которая до середины XV в. сохраняла относительное единство. В 1472 г. православнаяцерковь Великого Княжества Литовского и Польши получила каноническое признаниеКонстантинопольского патриарха. В конце XIII — середине XVI веков на территорииБеларуси основано около 40 православных монастырей, некоторые из них сталицентрами церковно-религиозной жизни, образования, иконописи. После заключенияБрестской церковной унии (1596 г.) православная церковь на белорусских земляхоказалась в трудном положении. Затем вальный сейм Речи Посполитой 1632 г. ипривилеи короля Владислава IV санкционировали официальное возобновление деятельностиправославной белорусско-украинской духовной иерархии. Были созданы православныеепархии с центрами в Луцке, Перемышле, Львове и Могилеве. Последняя с середины XVII в. часто называласьБелорусской и к началу XVIII в. осталась единственной православной епархией в Речи Посполитой.
Послеприсоединения белорусских земель к Российской империи в отношении православнойцеркви начинают действовать общероссийские законы. В начале ХХ в. в Беларусибыло 5 православных епархий: Гродненская, Минская, Могилевская, Литовская(охватывала Виленскую и Ковенскую губернии), Полоцкая. В 1914 г. имелось 3552церкви, 470 каплиц, 21 мужской и 14 женских монастырей.
УстановлениеСоветской власти значительно ослабило роль православной церкви в обществе.Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»(23.01.1918) религиозные организации превращались в частные общины верующих,существующие исключительно на свои средства. В 1930-е годы православноедуховенство Беларуси, как и духовенство других конфессий, подверглосьрепрессиям. Закрывались храмы; священники, обвиненные в антисоветскойдеятельности, высылались в Сибирь, Казахстан, другие ссыльные места. Натерритории Западной Беларуси до 1939 г. действовала Польская автокефальнаяправославная церковь.
Активизацияцерковно-религиозной жизни, которая наблюдалась в годы Великой Отечественнойвойны, сменилась в 50-60-е годы новой волной наступления на церковь. И только сконца 80-х годов началось новое религиозное возрождение. В 1989 г. созданЭкзархат Белорусской православной церкви Московского патриархата. Образовано 10епархий.
Белорусскаяправославная церковь осуществляет огромную работу по духовно-нравственномувозрождению белорусского общества. Совместно с общественными объединениями игосударственными органами проводится ряд, ставших уже традиционными,мероприятий: Свято-Евфросиньевские педагогические чтения, МеждународныеКирилло-Мефодиевские чтения, церковь участвует в ежегодных Днях белорусскойписьменности и печати. Реализуются 14 программ взаимодействия среспубликанскими органами государственного управления.
Православнаяцерковь оказывает большую помощь детским домам, домам для престарелых иинвалидов, а также нуждающимся в помощи на дому. Этой деятельностью занимаютсярелигиозные братства сестричества. При Белорусском Экзархате созданоправославное братство врачей, оно оказывает бесплатную медицинскую помощьинвалидам и престарелым. Православное братство при Витебской епархии занимаетсядуховным окормлением и реабилитацией лиц, находящихся в местах заключения.
Православнаяцерковь, объединяющая более 80 процентов верующих в республике, составляетоснову религиозной жизни страны, конфессиональной стабильности, веротерпимостии бесконфликтности.
Римско-католическаяцерковь — является второй по количеству верующих конфессией. Католичествоофициально пришло на Беларусь в конце XIV в. В 1387 г. привилеем Ягайлы было основано Виленское бискупство,которое охватывало, наряду с другими, почти все белорусские земли. С конца XIV в. до середины XVI в. было создано 259 парафий(приходов). Возникают первые католические монашеские ордена: францисканцев(Лида, Старые Ошмяны, Пинск), августинцев (Брест, Быстрица), бернардинцев(Полоцк). В XVI-XVIII веках на Беларуси действовало 18 мужских и 7 женских католическихорденов, среди которых особо выделялся орден иезуитов.
Послеприсоединения белорусских земель к Российской империи была создана в 1773 г.Белорусская католическая епархия с центром в Могилеве. Католическое духовенствопринимало активное участие в национально-освободительном движении XIX в., за что подвергалосьрепрессиям со стороны правительства Российской империи: происходило закрытиекатолических костелов и монастырей, принудительный перевод верующих католиков вправославие, ссылка и смертная казнь ксендзов-участников восстаний и т.д.
ПриСоветской власти правовое положение католической церкви не отличалось от православной.Католическое духовенство, как и православное, сильно потерпело от репрессий.Что касается Западной Беларуси, находящейся под властью Польши, здесь положениекатолической церкви было иным до 1939 г. В годы Великой Отечественной войныкатолическое духовенство поддерживало Армию Краёву. После войны более 300ксендзов, спасаясь от преследований Советской власти, выехало в Польшу.
В конце1980-х годов началось каноническое оформление католической церкви в Беларуси. В1989 г. была образована Белорусская католическая епархия. В 1991 г. натерритории Беларуси созданы 3 римско-католические епархии: Гродненская,Пинская, Минско-Могилевская.
Католическаяцерковь активно занимается благотворительностью. Важную роль в этом играеторганизация «Каритас», отделения которой открыты во всех епархиях.Они действуют по специальным программам: проект «Дети», проект«Рождественские каникулы», проект «Неделя милосердия» ит.д.
Протестантизм со второй половины XVI в. играл своеобразную роль в политической, церковно-религиозной икультурной жизни Беларуси. Разнообразие социальных сил, втянутых в Реформацию,и их политических целей обусловили различные реформационные движения в ВеликомКняжестве Литовском — кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм. На территорииБеларуси первые реформационные общины появились в Бресте, Несвиже, Клецке,Заславле, Минске, Полоцке. К середине XVII в. было создано около 85 кальвинистских, 7 арианских, нескольколютеранских общин. После присоединения Беларуси к Российской империи положениепротестантской церкви мало изменилось. Кальвинисты объединялись вокругВиленского евангелико-реформатского Синода (до 1840 г. — Литовский),лютеране-Курляндской евангелико-лютеранской консистории. С конца XIX в. в Беларусираспространяется протестантское сектантство: баптизм, штундизм, евангеличноехристианство, адвентизм 7-го дня и т.д.
Протестантизмв республике на сегодняшний день представлен 14 направлениями, которыеобъединяют 972 религиозных общин (33, 6 процента от общего числа общин вреспублике), число сторонников которых составляет около 2 процентов от числаверующих в стране. Среди них наиболее многочисленными являются христиане верыевангельской (488 общин).
Старообрядчество. Первые сведения о старообрядцах в Беларуси относятся ко второйполовине XVII в. Бежавшие из России старообрядцыосновали в 1685 г. старообрядческую слободку в Ветке, которая вскоре становитсяцентром старообрядчества поповского (беглопоповского) направления. В 1764 г.Ветка была разорена и эта ее роль перешла к Стародубью. Беспоповскоенаправление в Беларуси было представлено 3 толками: поморским, федосеевским ифилиппоновским. В советский период старообрядчество в Беларуси претерпеваетсущественные изменения: сокращается количество общин, наблюдается оттокверующих, происходит стирание различий между старообрядческими толками инаправлениями. Старообрядчество утрачивает свою традиционную оппозиционность. Впоследние годы наблюдается некоторая активность старообрядцев.
В настоящеевремя в республике имеется старообрядческое Древлеправославное религиозноеобъединение, в которое входят 27 общин поморского толка и 10 старообрядческихобщин разных толков, действующих автономно.
Ислам в Беларуси исповедует татарское население. Проникновениетатар-мусульман на территорию Беларуси началось в конце XIV в., когда великий князьВеликого Княжества Литовского Витовт пригласил их на военную службу. Тогда жепоявляются и первые мечети. Татары в Беларуси придерживаются главным образомислама суннитского направления. В 1591 г. в Речи Посполитой проживало около 100тысяч татар, действовало около 400 мечетей. К началу XVIII в. количествотатар-мусульман в результате процесса ассимиляции сократилось до 30 тысяч.Согласно переписи 1897 г. в Беларуси проживало около 9,6 тысяч мусульман. После1917 г. и советско-польской войны большинство татар оказалось на территорииЗападной Беларуси. В 1925 г. в Вильне они образовали Муфтиат и объявилиавтокефалию. После Великой Отечественной войны советские власти начализакрывать мечети. Осталась действующей только одна мечеть — в Ивье. С конца1980-х годов наблюдается оживление религиозной и общественно-культурной жизнитатар-мусульман. В 1994 году создан самостоятельный Муфтиат РеспубликиБеларусь.
Сегодня вреспублике зарегистрировано 27 мусульманских общин и одно мусульманскоерелигиозное объединение.
Иудаизм — национальная религия евреев, которые обосновались в Беларуси в XIV в. Первые сведения опоселении евреев — это акты о привилеях 1388-1389 гг. великого князя Витовта,данные 5 еврейским общинам: в Троках, Бресте, Гродно, Луцке,Владимиро-Волынском. Культ и обрядность белорусских евреев мало чем отличаетсяот того культа, который присущ евреям других стран. Культовыми центрами иудеевявляются синагоги и молитвенные дома. По законам Российской империи молитвенныедома разрешалось открывать на каждые 30 еврейских домов, синагоги — на 80 засчет верующих. С XVI в. в Беларуси известны религиозные еврейские учебные учреждения — иешиботы (древнейшее в Бресте). В XVIII в. на территорию Беларуси проникает мистическое религиозноетечение — хасидизм, принявшее здесь самобытную форму — хабад. Примирение междухасидами и сторонниками ортодоксального раввинизма в XIX в. объясняетсявмешательством властей и необходимостью объединения сил против нового течения — госкалах (движение еврейской образованной части населения за светскостьобразования, против традиционной, «архаичной» религии и языка). После1917 года роль иудаизма в жизни белорусских евреев значительно уменьшилась.Иешиботы и хедеры (начальные религиозные школы) прекратили свою деятельность,синагоги и молитвенные дома закрывались. Возрождение религиозной жизни началосьс конца 1980-х годов.
В настоящеевремя в Беларуси действуют 24 иудейские общины и 2 религиозных объединения.

Заключение
Подведяитоги, можно сказать, что задачи государства касательно этнического развитияследующие:
перваязадача государства в отношении составляющих его этнических групп и общностей — это интеграция всех их в единое гражданское сообщество, формированиеобщегражданских ценностей и идеалов. Стратегии формирования такого сообществамогут быть различны, но в последнее время среди обществоведов утвердилась точказрения, что оптимальной является стратегия мультикультурализма, т.е. интеграциялокальных сообществ в единое целое при одновременном сохранении культурногоплюрализма внутри данного социального организма;
втораязадача государственных институтов и государственной национальной политикисостоит в поддержании баланса интересов между доминантным большинством иэтническими меньшинствами, исключение через специальные институты иполитические процедуры этнократических тенденций в политике большинства ичрезмерной политизации этничности со стороны меньшинства.
Чтокасается межконфессионального развития, то на современных этапах мировогообщества уровень социального изучения религии возрос, вследствие того, чтомногие деятели государств мира осознали роль религии в формирования поведениячеловека в обществе. Немаловажную роль имеет активизация религиознойпропаганды, а также стремление новых государственных структур повысить своюлегитимность за счет публичной поддержки ведущих религиозных конфессий.Религия-это одна из основных ценностей, ориентир, с помощью которого можнорегулировать поведение и сознание личности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация оплаты труда 9
Реферат Food and agriculture in bangladesh: a success story
Реферат Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. \Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков\
Реферат Технологический процесс сборки матрицы штампа холодной объемной штамповки корпуса внутреннего
Реферат Государственное регулирование внешней деятельности
Реферат Углеродные нанотрубки их свойства и применение
Реферат Речевые средства деловой письменности их функционально-стилистический орнамент
Реферат Роля мовы у жыццi грамадвства (Белоруссия)
Реферат Русский национальный характер (в трудах русских философов)
Реферат Государственное управление РФ
Реферат Собственность и Формы собственности
Реферат Деловой туризм как одна из разновидностей специальных видов туризма
Реферат Организация технологии продажи товаров
Реферат Государственный контроль конкуренции на рынках образовательных услуг. Правовые нормы, регулирующие страховую деятельность
Реферат 1. Профилактика и коррекция речевых нарушений; основные задачи и алгоритм действия логопеда