Реферат по предмету "Социология"


Насилие как социально-психологический феномен

Введение
 
Актуальность. Около 170 миллионовженщин и девочек живут в странах, входящих в состав Европейского Союза.Эмпирических исследований о степени их подверженности насилию очень мало.Существующие исследования позволяют предположить, что от 1/4 до 1/3 из нихподвергаются насилию со стороны мужчин.
Такимобразом, учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Жертвы насилиякак объекты социальной работы» актуальной и своевременной.
Существуетфизическое, психологическое и сексуальное насилие в отношении женщин и детей.Подавляющее большинство обидчиков – мужчины. Объясняется это неравенством междумужчинами и женщинами в обществе, которое существует уже на протяжении многихвеков. Несмотря на существующие традиционные властные структуры в обществе,насилие в отношении женщин должно рассматриваться как попытка установлениявласти и контроля на индивидуальном уровне.
Чаще всегонасилие совершается в семье и в непосредственном социальном окружении. Хотямногие случаи домашнего насилия можно рассматривать как серьезные иповторяющиеся нарушения закона, их серьезность часто недооценивается («семейныеконфликты»), и обидчика редко привлекают к ответственности. В то же самое времяпоследствия насилия трагичны: от физических повреждений до серьезныхпсихологических и эмоциональных травм, симптомы психосоматических расстройств исоциальная изоляция.
Насилиевсегда оказывает влияние на детей пострадавших женщин, даже если они являютсяне объектами насилия, а его свидетелями. Дети в таких семьях растут в атмосференасилия. Многие пытаются защитить матерей от насилия, и этим рискуют навлечьего на себя. Одно из американских исследований показывает, что в 70% случаев, вкоторых женщина подвергается насилию, дети также становятся объектами обидчика.Эти цифры доказывают, что насилие в отношении женщин – это серьезная социальнаяпроблема, которая приводит не только к негативным психологическим последствиям,но также и к огромному экономическому и социальному ущербу.
В рамкаходного голландского исследования было подсчитано, что ежегодный ущерб врезультате насилия в отношении женщин составляет более 200 миллионов евро. ВШвейцарии насилие в отношении женщин обходится федеральным, кантональным имуниципальным властям приблизительно в 400 миллионов швейцарских франковежегодно.
Проблема. Современная теориярассматривает насилие как комплексную проблему, в которой есть и политические,и культурные, и психологические, и экономические аспекты. Большое вниманиеданной проблеме уделяется и за рубежом. В различных странах вышли исследованияпо проблеме насилия таких авторов, как Анжела Беосанг, Эльфрида Фрешл, Роза Логар, Рэчел Маллен, Урсула Новаковска, Тина Олссон, Ракель Витас Кардосо и др.
Объектработы:Насилие как социально-психологический феномен.
Предмет: Жертвы насилия какобъекты социальной работы.
Цельработы:Рассмотреть жертв насилия как объекты социальной работы.
Задачи:
1.     Проанализироватьопределение домашнего насилия и его виды.
2.     Изучитьцикл насилия.
3.     Рассмотретьвиды насилия над детьми.
4.     Проанализироватьпоследствия жестокого обращения.
5.     Изучитьвозможности социальной помощи жертвам насилия.
Анализлитературы. В последние годы в России была проделана огромная работа пообнародованию информации о проблеме насилия в отношении женщин и детей. Былиопубликованы такие исследования, как «Насилие над женами в современныхроссийских семьях» (Горшкова И.Д., Шурыгина И.И., 2003); «Помощьжертвам домашнего насилия» (Забадыкина Е., 2000); «Сексуальное насилие» (Луковцева З.,2000); «Телевизионное насилие формирует жизненные стратегии зрителя» (Нарышкина А.,2003); «Анатомия насилия» (Писклакова М., Синельников А., 2001); «Жестокое обращение с детьми и его последствия» (Сафоновой Т.Я.,Цымбал Е.И., 1993); «Женщины, домашнее насилие, стресс» (Хасина А.,2000) и т.д.
1. Понятие насилия 1.1 Определение домашнего насилия и его виды
Несмотря начастое использование термина «домашнее насилие», пока не существует единогоопределения, выработанного и согласованного всеми исследователями. О чем же мыговорим, когда оперируем термином «домашнее насилие»?
Одна изглавных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно представляетсобой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия(физического, сексуального, психологического и экономического). Наличиепаттерна – важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтнойситуации в семье. Американская исследовательница, психолог и видный специалистпо проблеме семейного насилия Линор Уокер в своих исследованиях впервыеподчеркнула, что для того, чтобы семейный конфликт мог попасть в категориюдомашнего насилия, необходимо, чтобы хотя бы дважды повторилась ситуация,связанная с использованием насильственных методов одним из партнеров.
Если конфликтимеет локальный изолированный характер, то насилие имеет системную основу исостоит из инцидентов, следующих друг за другом. Обидчик может приводить разныепричины, оправдывающие акт насилия, но все они не имеют отношения к реальности.Основная сила, движущая обидчиком – стремление установить полную власть надженой (партнершей). Конфликт обычно имеет в своей основе некую конкретнуюпроблему, которую можно разрешить. В «хронической» ситуации насилия в семьеодин человек постоянно контролирует или пытается контролировать другого иуправлять его поведением и чувствами, в результате чего подвергшийся насилиючеловек может получить психологические, социальные, экономические, сексуальныеили физические вред, ущерб или травму.
Второепринципиальное отличие домашнего насилия от других агрессивных актовзаключается в особенностях отношений между объектом и субъектом насильственныхдействий. В отличие от преступления, совершенного на улице незнакомцем,домашнее насилие происходит в отношениях между близкими людьми.
Учитывая это,мы можем сформулировать основное определение: «домашнее насилие» – этоповторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного,эмоционального и экономического оскорбления по отношению к свои близким с цельюобретения над ними власти и контроля.
Здесь следуетотметить и третью принципиальную особенность домашнего насилия. Она состоит втом, что, как показывают исследования, проведенные в разных странах мира,домашнее насилие имеет четкие очертания гендерной проблемы. Чаще всего жертвамиэтого вида насилия становятся именно женщины. Так, статистические данные из СШАи Канады, составленные на основе опросов женщин и мужчин, сведений из судебныхбаз данных и из полицейских отчетов, демонстрируют, что женщины являютсяжертвами агрессии в 90 – 96 процентах случаев домашнего насилия. Эта информацияподтверждается и другими данными. Так, например, исследования, проведенные вШотландии, показали, что по статистике правонарушений, связанных с преступлениямипротив своих близких, женщины являются пострадавшими в 94 процентах случаев, аобидчиками – лишь в трех процентах.
Следуетучитывать, что, конечно, не только женщина страдает в ситуации насилия. Говоряоб опасности, которую представляет собой насилие в семье и о масштабах еговоздействия, необходимо учитывать, что, даже если насильственные действиянаправлены только на одного человека, все остальные члены семьи такжеоказываются подвержены тому, что обозначается исследователями как «вторичнаявиктимизация», она заключается в переживании свидетелями насилия тех же самыхпсихологических последствий, которые испытывает жертва. Особенно тяжелыепереживания выпадают на долю детей, наблюдающих за тем, как отец издевается надматерью.
Домашнеенасилие, как эпидемия, не избирает своих жертв в каких-либо определенныхсоциальных или этнических группах, оно присутствует в семьях разных слоевнаселения.
Однакосуществуют «особые приметы» домашнего насилия, характерные для всех группнаселения. Например:
а)     еслив отношениях присутствует один вид насилия, то очень высока вероятность того,что и другие его формы тоже будут развиваться;
б)     семейноенасилие во всех его формах проявления включает элементы контроля и власти состороны человека, совершающего насилие;
в)     психологическиеи социокультурные факторы, ведущие к совершению насилия и поддержанию цикланасилия, зачастую являются одинаковыми для различных форм семейного насилия;
г)      психологическаятравма, являющаяся результатом насилия и симптомы, переживаемые жертваминасилия, одинаковы для различных форм домашнего насилия.
Можновыделить пять основных видов насильственных действий, составляющих природусемейного насилия. Отдельные отношения, в которых присутствует насилие, могутвключать в себя все пять видов, несколько или один из них. Данные виды такжемогут чередоваться во времени и переходить от одного к другому.
1.Физическое насилие: толчки, хватания, бросание, плевки, нанесение ударов ладонью и / иликулаком и / или посторонними предметами, удерживание, удушение,избиение, пинки, использование оружия, причинение ожогов, контроль над доступомжертвы к социальной или медицинской помощи и т.п.
Это один изнаиболее распространенных и опасных типов насильственных действий. Согласноданным проведенных исследований, от 30 до 40 процентов российских женщинподвергались физической агрессии со стороны близких им мужчин, – нынешнего илибывшего мужа, жениха или любовника[1]. При этомкаждая пятая женщина находится в ситуации регулярного и жестокого физическогонасилия со стороны мужа, характеризующегося частыми побоями, травмами,требующими обращения к врачу, обращения за помощью в милицию, ожиданием новыхнападений мужа.
В целом поРоссии 36 тысяч женщин в день подвергаются избиениям в семье. Около половиныизбиваемых женщин подвергались нападению в то время, когда они были беременны,кормили грудью, имели маленького ребенка, или испытывали физические или моральныестрадания, находились в состоянии беспомощности.
Последствиятаких повреждений могут быть крайне серьезными. Так, в Канаде 43% женщин,получивших телесные повреждения в результате насилия со стороны партнеров, быливынуждены обратиться за медицинской помощью, а 50% процентов по этой причине изних какое-то время не выходили на работу. Согласно российским данным, более 60%избиваемых женщин (23% от числа всех опрошенных женщин) получали в результатедействий мужа травмы разной степени тяжести, при этом каждая десятая из нихнуждалась в медицинской помощи.
Следуетотметить, что физическое насилие, как правило, не является единственным типомнасилия. По данным Петербургского женского кризисного психологического центра,физическое насилие сопровождается оскорблениями и угрозами в адрес жертв (97%),а в ситуациях домашнего насилия также сексуальным давлением (31%) иэкономическим насилием (28%).
2.Сексуальное насилие: постоянное сексуальное давление, принуждение к половым отношениямпосредством силы, угроз или шантажа (изнасилование; принуждение к половымотношениям в неприемлемой для женщины форм; принуждение к половым отношениям вприсутствии других людей; принуждение к половым отношениям с детьми илитретьими лицам; физическое принуждение к сексу или причинение боли и вредаздоровью жертвы посредством действий сексуального характера, и т.п.).
Несмотря нато, что сексуальное насилие очень часто присутствует в ситуации насилия всемье, изнасилование в браке все еще остается преступлением, которое многие не простоне хотят замечать, но отказывают ему в праве на существование. Проблема здеськроется в социальных стереотипах: в России, как и во многих других странахмира, брак зачастую расценивается как наделение мужчин безусловным правом насексуальные отношения с супругой и применение силы в случае ее нежеланиявступать в сексуальный контакт. Так, согласно данным исследования, проведенногов России в 2002 году, большинство (60%) мужчин и половина (50%) женщин считают,что изнасилование в браке в принципе невозможно[2]. Между тем,согласно исследованиям, проведенным Американской медицинской ассоциацией в 1990-хгодах, от 30 до 46 процентов женщин, страдающих от семейного насилия,подвергались и сексуальному насилию со стороны мужа или партнера.
Ораспространенности сексуального насилия в браке говорят и российские данные. Порезультатам исследования, проведенного в России в 1996 году, выяснилось, что примернокаждую четвертую российскую женщину мужья иногда или часто принуждают ксексуальным отношениям против их воли[3]. Эта же цифрабыла подтверждена и результатами исследования, проведенного в московскомкризисном центре «АННА»[4].
Игнорированиеданного преступления самым непосредственным образом сказывается на здоровьеженщин. Женщины, не обладающие сексуальной автономией (т.е. независимостью впринятии решений относительно их сексуальной жизни и репродуктивного здоровья),часто не могут отказаться от нежелательного сексуального контакта иливоспользоваться средствами контрацепции, и, таким образом, возникает рискнежелательной беременности.
3.Психологическое насилие: вербальные оскорбления; шантаж; акты насилия по отношению кдетям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы насилияпо отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилияпо отношению к домашним животным или разрушение предметов собственности;преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общенияжертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальнойи медицинской помощи, медикаментам, автотранспорту, общению с друзьями,получению образования, работе и т.п.); эмоциональное насилие; принуждениежертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы ит.п.
Очень важнымаспектом проявления насилия является изоляция жертвы обидчиком. Это выражаетсяв том, что он постепенно разрушает ее социальное окружение и контакты, начинаяс родительской семьи. Это происходит не сразу, не очевидно, а путем постепенныхманипуляций, например, начиная с высказываний «твои родители меня не принимают»или «твоя подруга кокетничает со мной», и она, доверяя ему и желая сохранитьсвои отношения с ним, скорее прервет контакты со своими близкими, чемподвергнет сомнению его слова. Это также поддерживается общественным мнением,когда подруги во многих журналах описываются как некие хищницы, которые толькои думают о том, чтобы отбить мужа у ближайшей подруги. А теща и свекровь –любимые персонажи в анекдотах, что также отражает далеко не позитивноеотношение. Все это косвенно поддерживает и представления о ситуации самимипострадавшими, которым довольно трудно оценить реальность, в которой они живут,в результате чего женщины сами не пытаются искать поддержки вовне, возникаетизоляция, и обидчик становится единственным зеркалом для пострадавшей, и этозеркало – кривое.
Психологическоенасилие также является наиболее распространенным и присутствует практически вовсех случаях насилия в семье. Повторяющееся насилие ведет к значительнымпсихологическим страданиям, посттравматическому стрессу, депрессии,непреходящему чувству страха, а иногда и к более серьезным последствиям, – например,к попыткам самоубийства.
Согласноданным исследования, проведенного в нашей стране, более 70 процентов опрошенныхроссийских женщин испытывают при общении с мужем чувства психологическогодискомфорта различного рода (такие как напряжение, тревога, неуверенность всебе, бессилие и пр.). При этом каждая пятая женщина при общении с мужемиспытывает безысходность, каждая седьмая – страх[5].
Результатомданного вида насилия также могут стать обострения хронических заболеваний.Многие практические психотерапевты, работающие с пострадавшими в результатенасилия женщинами, считают, что психологические последствия домашнего насилиягораздо серьезнее, чем переживания по поводу агрессии со стороны, например,хулиганского нападения на улице.
4.Экономическое насилие: отказ в содержании детей; утаивание доходов; трата семейныхденег; самостоятельное принятие большинства финансовых решений – это, например,может проявляться в том, что при покупке продуктов не учитываются потребностидетей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для ихвозраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками, и т.п.
Порезультатам проведенного И. Горшковой и И. Шурыгиной исследования«Насилие над женами в современных российских семьях»[6],большинство российских женщин сталкиваются со следующими видами экономическогонасилия:
а)     женывынуждены регулярно (часто или время от времени) просить деньги у мужа (30%),каждой десятой женщине приходится это делать постоянно;
б)     женыдолжны отчитываться перед мужем во всех или в большей части произведенныхрасходов (14%);
в)     вкаждой пятой (21%) семье муж всегда имеет деньги, которые он может потратить насебя и так, как считает нужным, а жена таких денег или вообще не имеет, илиимеет не всегда.
Каждаячетвертая (26%) женщина сталкивалась в своей жизни хотя бы с одной из следующихформ экономического давления (угроз / запретов / оскорблений, а такжепренебрежительной минимизации трудовой активности жены) со стороны мужа:
а)     говорил,что работа жены никому не нужна, от нее на работе никакого толка, она ходит наработу только пить чай и пр. – 14%;
б)     недавал денег или угрожал, что не даст из-за «плохого» поведения жены – 11%;
в)     запрещалжене учиться, работать, делать карьеру –10%;
г)      выгонялжену из дома – 10%;
д)     угрожал,что выгонит из дома, оставит «без копейки», не будет платить алименты – 10%.
Экономическоенасилие со стороны мужа особенно сильно в ситуации, когда у безработицы вРоссии – женское лицо. Так, в 2001 году процент женщин, зарегистрированных какбезработные, составил только в Москве более 65%. Экономическая зависимостьделает женщину особенно уязвимой и повышает вероятность домашнего насилия.
С другойстороны, даже работающие и зарабатывающие больше мужа женщины становятсяжертвами насилия. Очень часто в практике работы кризисных центров встречаютсяслучаи, когда муж распоряжается всеми деньгами, выделяя жене мизерную сумму напродукты. Часто муж полностью забирает и зарплату жены. При этом женщины,испытывая чувство вины, поскольку это нетрадиционно для женщины получать большемужа и чувство жалости, так как он себя «не реализовал» как добытчик, тоже несразу могут понять, что попали в ситуацию домашнего насилия.
5.Использование детей для установления контроля над взрослой жертвой: физическое илисексуальное насилие над детьми; использование детей как заложников; принуждениедетей к совершению физического и психологического насилия над взрослой жертвой;борьба за родительские права с использованием манипуляции над детьми и угроз;использование посещения детей для контроля над взрослой жертвой; упреки,выражающиеся в таких словах как «ты плохая мать, так как хочешь работать», ит.п.
Дети, которыеявляются свидетелями домашнего насилия, подвержены повышенному рискуприобретения таких эмоциональных и поведенческих проблем как тревожность,депрессия, плохая успеваемость в школе, низкая самооценка, ночные кошмары,физическое недомогание. Такие дети также имеют склонность к агрессивному поведениюв детстве и подростковом возрасте.
Дети, которыеявляются свидетелями насилия в родительских отношениях, часто приобретают те жесамые психологические проблемы, что и дети, которые подвергаются насилию.Результаты исследований, проведенных в США, показали, что в семьях, где женщиныподвергаются насилию со стороны мужей, дети также становятся объектами насилия(от 30% до 60% семей). Эти данные подтверждаются и российскими исследованиями[7].Реакции детей на насилие различаются в зависимости от их возраста, пола исоциальной поддержки, которая им предоставляется, но те дети, которые являютсяи свидетелями, и объектами насилия, имеют наиболее серьезные поведенческиепроблемы. 1.2 Цикл насилия
Практическивсе исследователи, работающие с проблемой домашнего насилия, отмечают, чтосуществует цикл насилия. Впервые данная теория появилась в известнейшей книге«Избиваемая женщина» американской исследовательницы и видного специалиста попроблеме семейного насилия Линор Уокер, которая в ходе практической работы спострадавшими выявила цикличность инцидентов насилия. Ее теория былаподтверждена и в рамках работы российских кризисных центров. Хотя, конечно, этатеория не может быть использована как универсальный шаблон для оценки всехслучаев насилия, но в большинстве случаев она вполне применима.
Данная теориязаключается в том, что в целом ситуация домашнего насилия развивается циклично,складываясь из трех следующих друг за другом фаз. Рецидивы здесь простонеизбежны. Повторение вновь и вновь актов насилия по отношению к близким словнозапрограммировано заранее и вытекает из логики динамичного развития насильственнойситуации. Контексты, на фоне которых разворачивается домашний террор, могутшироко варьироваться, но динамика всегда одна и та же.
Фазапервая: напряжение. Первая фаза характеризуется отдельными вспышками оскорблений,которые могут быть вербальными и / или эмоциональными. При этом онинесколько отличаются по интенсивности от привычных и ожидаемых от партнера.
Женщиныобычно могут реагировать спокойно, стараясь разрядить обстановку, или могутпытаться защитить свое положение в семье или в этих отношениях с помощьюответной реакции. В то же самое время оба партнера могут попытаться оправдатьповедение обидчика, ища объяснение его срывам в стрессах из-за работы, денег ит.д.
Продолжительностьпо времени этой фазы роста напряжения широко варьируется для различныхотношений. Для одних промежутком между фактическими случаями насилия могут бытьдни и недели, а для других – годы. Однако с ростом напряжения способностиженщины к регулированию ситуации, к балансировке и конформизму могутстановиться все менее эффективными. Именно на этой стадии женщина наиболеечасто пытается найти поддержку и помощь, сначала у своих близких, а потом и состороны. На этой стадии женщины обычно обращаются за помощью в кризисныецентры.
Фазавторая: инцидент острого насилия. Эта фаза отличается наиболее интенсивнойразрядкой, основными разрушениями и крайними эмоциональными выплесками в ихсамой негативной форме, а также осознанием того, что эти ситуации не могут бытьспрогнозированы или контролируемы. Припадки гнева настолько сильны идеструктивны, что обидчик уже не может отрицать их существование, а женщина неможет не признавать, что они оказывают на нее сильное влияние.
Это самаякороткая фаза, которая может продолжаться от двух до двадцати четырех часов. Послеэтого обычно наступает некоторое отрезвление со стороны обидчика и отрицание имсерьезности инцидента или же минимизация всего случившегося. Во время этой фазыможет быть обращение в милицию, кризисные центры для женщин, а также втравмопункт за медицинской помощью.
Фазатретья: «медовый месяц». Во время этой фазы мужчина может преобразиться и стать оченьлюбящим, демонстрировать необыкновенную доброту и раскаяние в содеянном. Онможет выглядеть великолепным отцом и мужем, предлагать любую помощь и обещатьникогда больше не совершать насилия, или, наоборот, обвинить женщину в том, чтоэто она спровоцировала насилие, «довела его до срыва». Но это больше никогда неповторится, он обещает ей это! В этот период женщина может ощущать себя оченьсчастливой: она любит этого человека, верит в то, что он может измениться. Номеханизмы насилия продолжают работать. Мужчина все-таки одержал «победу» надженщиной, и теперь он хочет закрепить свой «успех», захлопнуть ловушку иудержать женщину в этих отношениях. Вполне вероятно, что в это же самое времямужчина может продолжать применять другие формы насилия, такие какэкономический контроль, эмоциональные оскорбления для того, чтобы поддерживатьсвое чувство контроля даже во время этой фазы.
Необходимопомнить о том, что, однажды случившись, насилие, скорее всего, будетпродолжаться с постепенным усилением – напряжение в семье будет вновьвозрастать и учащающиеся срывы будут свидетельствовать о наступлении уже хорошознакомой первой фазы насилия. Все повторяется опять. 
2. Жестокоеобращение с детьми 2.1 Виды насилия над детьми
Свои первыеуроки социализации дети получают в семье. Взаимоотношения между взрослымичленами семейного круга становятся для них наглядным примером, из которого онивыделяют, зачастую неосознанно, основные сценарии и базовые принципыорганизации внутрисемейной жизни. Как демонстрируют проведенные в России и наЗападе исследования, зачастую, когда опыт жизни подростка в семье связан снасилием, эти уроки отличаются жестокостью.
Примерно дветысячи детей в России ежегодно гибнут от насилия в семье; согласно опросушкольников, проведенному в Барнауле, более 40 процентов опрошенных учащихся 8–11хклассов признались, что они являются жертвами насилия в семье[8].Некоторые приблизительные цифры может предоставить и статистическая база данныхпо беспризорным детям. По статистике, в России примерно один миллион детей иподростков живут на улице. При этом, 90% беспризорных детей имеют родителей, ккоторым они могли бы вернуться; но эти дети бежали из дома именно потому, чтоих к этому вынудила сложная ситуация в семье: алкоголизм родителей и домашнеенасилие.
Можно выделитьтри основных типа вовлеченности детей и подростков в ситуацию домашнегонасилия. Необходимо заметить, что данные типы могут присутствовать в каждойконкретной ситуации как отдельно, так и вместе. Первый тип – этонепосредственная вовлеченность в качестве объекта агрессивных действий. Данныйтип включает в себя акты физического, сексуального и (или) психологическогонасилия по отношению к ребенку с целью установления над ним своей власти.
Данныезападных исследований предоставляют довольно запутанную картину взаимосвязимежду этими двумя проблемами: жестоким обращением с ребенком и насилием мужа поотношению к жене. С одной стороны, исследования демонстрируют, что семейнаяжестокость по отношению к детям вовсе не предполагает обязательного наличиянасилия мужей по отношению к женам. С другой стороны, если в семье имеют местоакты агрессии отца по отношению к матери, то насилие по отношению к ребенкуздесь присутствует автоматически. Агрессия по отношению к жене создает своеобразныйконтекст для отношений между всеми членами семьи, на фоне которого особо яркопроявляется и жестокость отца по отношению к ребенку.
Согласноисследованиям, проведенным австралийскими учеными, примерно каждый третийребенок избивается отцом, когда он пытается остановить избиения матери. Приэтом девочки гораздо чаще, чем мальчики становятся жертвами агрессивногоповедения отца. Также для девочек из семей, во главе которых находитсяотец-обидчик, риск подвергнуться сексуальному насилию с его стороны почти всемь раз выше, чем для их ровесниц из семей, где нет насилия.
Известно, чтонасилие оказывает негативное множественное воздействие на ребенка, становясьпричиной травматического опыта, переживаемого им. Это выражается как вфизических повреждениях, так и во вреде, который наносится его психическомуздоровью. Результатом насилия могут стать серьезные физические травмы (ушибы,сотрясение мозга, переломы и т.п.), повреждения внутренних органов, развитиеили обострение хронических заболеваний, нарушение физического развития.Зачастую насилие представляет непосредственную угрозу его жизни: из ста случаевфизического насилия над детьми примерно один – два заканчиваются смертью жертвынасилия[9].
Второй типвовлеченности, который во многом смыкается с первым – это непосредственнаявовлеченность в качестве объекта манипуляций. Этот тип представляет собой однуиз тактик установления власти и контроля, часто используемую обидчиком. Данныйтип вовлеченности обычно проявляется в такой форме как использование детейобидчиком для установления контроля над взрослой жертвой. Этот тип можетвключать в себя эпизоды физического и(ли) сексуального насилия над детьми, приэтом основная цель актов насилия здесь – не ребенок, но его мать. К насилию поотношению к ребенку обидчики прибегают с целью подчинения основной жертвы, ееустрашения и установления над ней полного контроля. Этот тип вовлеченноститакже включает в себя использование детей как заложников, принуждение детей квовлечению в физическое и психологическое насилие над взрослой жертвой, борьбуза родительские права с использованием манипуляции над детьми, и т.п.
Третий типвовлеченности подростков в ситуацию домашнего насилия обозначают какопосредованную вовлеченность: ребенок не является жертвой агрессивных действий,а «всего лишь» наблюдает за развитием ситуации, в которой присутствует насилие.Проблема здесь заключается в том, что домашнее насилие наносит ущерб ребенку нетолько тогда, когда он является непосредственным объектом насилия со стороныотца, но даже когда он просто наблюдает за его жестокостью по отношению кматери. Как свидетельствуют западные специалисты, психологическая травма,которую получают подобные дети-свидетели, по силе равна той, которую имеютдети-жертвы жестокого обращения. Испытываемые ими поведенческие, соматические иэмоциональные проблемы практически такие же. Детям – «просто» свидетелям домашнегонасилия наносится огромная психологическая травма, которая приводит кзатруднениям в их развитии и снижает их самооценку.
Еслифизическое насилие может и не касаться ребенка, то психологические травмыприсутствуют у всех детей, выросших в атмосфере агрессии. Насилие в семьеявляется серьезным барьером на пути нормального психического развитияподростка. Проведенные на Западе исследования подтверждают, что последствиянасилия в семье незамедлительно проявляются в поведенческих характеристиках подростков,в особенностях их социального поведения на улице и в школе. Исследователидоказывают, что у детей, живущих в ситуации насилия в семье, снижаетсяспособность усваивать новые знания в школе, падает успеваемость. У многихподростков, страдающих от насилия в семье, из-за неумения контролировать своиэмоции появляются проблемы в общении со своими сверстниками. Опытныепреподаватели и психологи учебных заведений, работающие с подобнымиподростками, конечно, замечают эти особенности поведения детей из так называемыхтрудных семей.
Проблемапсихического здоровья подростков и молодежи особенно актуальна для современнойРоссии. Так, например, по словам главного детского и подросткового психиатраМинздрава РФ В. Волошина, около 2 млн. детей и подростков в Россиистрадают психическими расстройствами. Основными психическими расстройствами уподростков являются поведенческие расстройства, посттравматические стрессовыесостояния и депрессии. По словам представителя Минздрава, именно выраженноедепрессивное состояние чаще всего становится причиной суицида у детей иподростков, и подвержены ему в основном дети от 11 до 18 лет, хотя бываютслучаи, когда депрессия возникает и у детей в 3–4 года. Известно, чтопсихические расстройства не возникают у подростков на пустом месте. Такжеизвестно, что характер отношений в семье играет огромную роль в психологическомсостоянии детей и подростков. При отсутствии отечественных исследований опричинах подобных психических проблем у подростков и при том масштабе насилия всемье, который существует в нашем обществе, можно предположить, что именносемейное неблагополучие зачастую оказывается основной причиной. Этопредположение не будет преувеличением, ведь сама жизнь в ситуации домашнегонасилия наносит серьезный ущерб их психическому здоровью. 2.2 Последствия жестокого обращения
Различаютближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательногоотношения к детям.
К ближайшимпоследствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головныеболи, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося умаленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанныхпризнаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки.К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответна любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться ввиде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокойзаторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охваченострейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраставозможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности,неполноценности.
Средиотдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются:
1. Нарушенияфизического и психического развития:
а)     отстаютв росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников;
б)     позженачинают ходить, говорить, реже смеются;
в)     значительнохуже успевают в школе, чем их ровесники;
г)      частонаблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание,занятие онанизмом;
д)     у нихприпухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятностьв одежде, другие признаки гигиенической запущенности – педикулез, сыпи, плохойзапах от одежды и тела.
2. Различныезаболевания как следствие жестокого обращения:
а)     прифизическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органовразличной степени тяжести, переломы костей;
б)     присексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем:инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД,острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения изполовых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадениепрямой кишки.
3. Психосоматическиезаболевания:
а)     ожирениеили, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита;
б)     приэмоционально-психологическом насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическаяпатология, язва желудка, при сексуальном насилии – необъяснимые (если никакихзаболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизуживота.
в)     частоу детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание,энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторнопоступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.
4. Психологическиеособенности детей, пострадавших от насилия:
а)     частоиспытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших повозрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, поройвспышки их гнева не имеют видимой причины, или они бывают чрезмерно пассивны,не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общениесо сверстниками.
б)     любымпутём привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего,эксцентричного поведения.
в)     несвойственныевозрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в ихповедении, в играх с другими детьми или с игрушками (при сексуальном насилии)
г)      низкаясамооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда,неполноценности, «я хуже всех».
д)     высокаячастота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски,чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могутнаблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.
5. Социальныепоследствия жестокого обращения с детьми:
а)     трудностисоциализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыковобщения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний иэрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.
б)     пристрастиек алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовнонаказуемые действия
в)     проституция,нарушение половой ориентации, трудности при создании собственной семьи, они немогут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственныеэмоциональные проблемы.
Какговорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такиеличностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательнымии даже опасными для общества. Общественные потери насилия над детьми следующие:
1.     потеричеловеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств;
2.     потерив их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психическогои физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня,криминального поведения;
3.     потерив их лице родителей, способных воспитать детей, здоровых в физическом инравственном отношении;
4.     воспроизводствожестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятсяобидчиками. 
ЗаключениеСоциальная помощь жертвам насилия
Человек можетстолкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: наработе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья.Неотъемлемая часть безопасности – это безопасность в семье. «Мой дом – моякрепость», – гласит известная поговорка, т.е. в ней подчеркивается, что дом – символбезопасности. Однако многие члены семьи оказались узниками в этой крепости.
В Россиинасилие в семье в различных его формах приобрело значительные масштабы, аборьба с ним ведется неудовлетворительно. 30–40% всех тяжких насильственныхпреступлений совершается в семье. Лица, погибшие и получившие телесныеповреждения на почве семейно-бытовых конфликтов, прочно занимают первое местосреди различных категорий потерпевших от насильственных преступлений изначительно опережают по количеству жертв от новых видов насильственныхпреступлений. Женщины и дети составляют 70% всех жертв тяжких насильственныхпосягательств, совершенных в семье. Дети, престарелые, инвалиды, женщины, неспособные защищать себя вследствие зависимого положения в семье, составляютежегодно более трети (38%) всех убитых на почве нездоровых семейно-бытовыхотношений. Выросли до масштабов социально значимого явления убийства с цельюизбавления от больных и немощных членов семей, а также с целью овладения их правамина имущество[10].
Насилие всемье разрушает нравственность, приводит к ослаблению семейного воспитания,препятствует обучению подрастающего поколения, порождает безнадзорность и т.д.Насилие в семье не только подрывает основы жизнедеятельности самой семьи, норазрушает фундамент безопасности общества.
Считается,что решение проблемы требует изменений и в законодательстве, и в структурах,реализующих законодательство, и в общественном сознании. Социальная работа сжертвами семейного насилия должна основываться на том постулате, что насилие всемье – это социальное явление, характеризующееся взаимосвязанностью ивзаимопроникновением различных его форм (таких как физическое, сексуальное,экономическое насилие, жестокое обращение с детьми, психическое насилие,принуждение к потреблению алкоголя, наркотических средств в немедицинскихцелях, к занятию проституцией и другие преступные деяния).
Выделениенасилия в семье в самостоятельную и значимую социальную проблему – толькопервый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути возникает рядпрепятствий: отсутствие четких определений и теоретической базы; недостатокинформации о степени распространения и причинах применения силы в семье;позиция правоохранительных органов, которые в силу разных причин практическиустранились от работы в семье и не принимают меры, направленные на разрешениекризисных ситуаций в семье. На государственном уровне это прослеживается напримере законопроекта «Об основах социально-правовой защиты от насилия всемье», в котором всю ответственность в деле разрешения тяжелой ситуации всемье предполагается возложить на плечи социального работника, без должнойконкретизации его прав и полномочий, без указаний на то, какова может быть егочастная роль в более широкой системе действий, что социальный работник можетделать в условиях строительства правового государства и что он делать не может.
И мировой, иотечественный опыт подсказывают, что ориентация на карательную функцию законане обеспечивает безопасности в семье, необходим комплекс мероприятий – программыэкстренной и долговременной помощи жертвам насилия и их семьям, специальныепрограммы просвещения, консультирования и психологической коррекции длявиновника насилия, жертвы и других членов семьи, включая детей. Соответственнотребуется соединение усилий правоохранительных органов, судов, социальныхслужб, кризисных центров, психоневрологических диспансеров, общественныхправозащитных организаций, образовательных учреждений. Речь идет не просто онекой сумме мероприятий, а об очень сложной технологии, объединяющейдеятельность представителей разных структур, далеких друг от друга организаций,зачастую включенных в разные ведомства.
В российскихусловиях социальный работник становится ключевой фигурой в этой цепочке. Он нетолько непосредственно работает с семьей, но и несет ответственность закоординацию усилий разных структур. Подготовка к роли координатора требуетдополнительных знаний, знакомства с современными социально-правовымитехнологиями, понимания трудностей практической работы кризисных центров,создавших за последние три года уникальные методики работы с жертвами насилия ичленами их семей, и других общественных организаций. 
Списоклитературы
1.   Алексеева Л.С.,Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социальногообслуживания. – М.: Изд. гр. «Инсайт», 2000. – 362 с.
2.    Горшкова И.Д., Шурыгина И.И. Насилиенад женами в современных российских семьях. – М.: МАКС-Пресс, 2003. – 214 с.
3.    Забадыкина Е. Помощьжертвам домашнего насилия. // Насилие и социальные изменения. – №3. – 2000.С. 58.
4.    Писклакова М.,Синельников А. Анатомия насилия // Социальному работнику о проблемедомашнего насилия / Сост. Е. Потапова, А. Синельников. – М.:Проспект, 2001. – 378 с.
5.    Римашевская Н., Ванной Д., МалышеваМ. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. – М.:Асаdemia, 1999. – 360 с.
6.    Сафонова Т.Я.,Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия //Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. – М.:ТЦ «Сфера», 1993. -268 с.
7.    Середа Н. Настолькошироко, что даже и не видно // Насилие и социальные изменения. – №2. –2000. С. 29.
8.    Сидоренко Т.А, Максудов Р.Р. Комплексныйподход к защите от насилия в семье // Социальные работники за безопасностьв семье / Под ред. Либоракиной М.И., Шапиро Б.Ю., и др. – М.: ЗАО«Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1999. – 144 с.
9.    Теория социальной работы:Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабани др.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – 112 с.
10. Хасина А. Женщины, домашнее насилие,стресс. // Насилие и социальные изменения. – №2. – 2000. С. 14.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.