Реферат по предмету "Социология"


Наблюдение, его виды, методика проведения

Федеральноеагентство по образованию
ГОУВПО «Марийскийгосударственный университет»
Кафедраорганизации и управления в АПК
Контрольная работа
на тему:«Наблюдение, его виды, методика проведения»
Выполнила:
студентка ЭФ з/о ЭО-21
А.В. Михайлова
Проверила:
канд.эк.наук, доцент
Т.П. Ларионова
Йошкар-Ола, 2009

Социологическое наблюдение – направленное,систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимыхсоциальных явлений, процессов и событий.
Наблюдение имеет ряд преимуществ в сравнении с другимисоциологическими методами. Главные из них — непосредственная связьисследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев,оперативность получения информации.
Плюсы наблюдений очевидны:
осуществляется одновременно с развитием событий, явлений,процессов;
возможно непосредственно воспринимать их и фиксироватьповедение людей в конкретных условиях;
с поля зрения не ускользает ни один мало-мальски важныйдля социолога факт;
события возможно отслеживать не изолированно, а вовзаимодействии всех участников.
Однако достоинства не исключают ряд недостатков.Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в негочто-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачиваетсялокальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватитьсовокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот методвесьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются наего результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательнойперепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателейпредъявляются особые требования.
Минусы наблюдения можно объединить в две группы: объективные(независимо от наблюдения) и субъективные (связанные с личностными,профессиональными особенностями исследователя). К первым из них относится ограниченность,частный характер каждой наблюдаемой ситуации, что не дает возможность обобщениярезультатов и распространения их на всю совокупность других аналогичныхявлений. Сюда же можно отнести неповторимость наблюдения в первоначальном виде,так как события уже уходят в прошлое (социальные события неповторимы и ихнельзя «прокрутить» заново). Минусом указанной группы является трудоемкостьметода.
Ко вторым из указанных факторов следует отнести влияниена качество первичной информации несхожесть социального положения участниковнаблюдения – наблюдателя и наблюдаемы, различие у них интересов, стереотиповповедения. Наблюдателю социологу иногда трудно понять факты отсутствияофициального отношения младших со старшими в трудовом процессе, соблюдениережима труда и отдыха в общепринятом представлении и т.д.
На качество информации сказываются установки наблюдателяи наблюдаемых. Если последним известно, что они являются объектом изучения, тоони могут изменить характер своих трудовых действий, угадывая желание наблюдателя.
Видение в деталях объекта наблюдения во многомопределяются еще и тем, каково ожидание в отношении поведения наблюдаемых,обусловленных впечатлением от аналогичных предыдущих наблюдений. Это может бытьлибо результат полученных ранее хороших (или наоборот) впечатлений наблюдателя.
Наблюдение в социологии классифицируются по различнымоснованиям:
1) по степени формализованности процедуры(структурализованное и неструктурализованное);
2) в зависимости от степени участия наблюдателя висследовании (включенное (скрытое – наблюдение-инкогнито и открытое) иневключенное);
3) по месту проведения (лабораторное, полевое);
4) по регулярности проведения (систематическое инесистематическое).
Структурализованное наблюдение, которому свойственнычетко формализованные процедуры и инструменты, предполагает повышеннуюспособность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю,а также пунктуальности, исполнительности и педантизму. Предполагает деятельноезнание объекта наблюдения, соответствующий план его проведения и действиянаблюдателя. Для фиксации результатов заранее должно быть заготовленысоответствующие бланки, специальные документы и т.д. К такому виду наблюденияможно отнести фотохронометражное наблюдение с целью отношения работников кустановленным новым нормам выработки (возможность их выполнения, психологическоевосприятие новых норм и т.д.).
Неструктурализованное наблюдение, когда заранее неопределена большая часть элементов, подлежащих регистрации, требует во многомпротивоположного – солидной теоретической подготовки в области социологии,психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковымвниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации, способности быстропереключать внимание, не зацикливаясь лишь на каком-либо одном проявлениикатегории наблюдения. Проводится при зондажном социологическом исследовании,когда есть необходимость уточнения границ объектов и предмета наблюдения.
Включенное наблюдение зовется так потому, что наблюдательпреднамеренно включается (внедряется) в изучаемый объект, принимает участие впроисходящих в нем процессах. Открытому варианту включенного наблюдениясвойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди нихисследователя и имеют представление о целях его деятельности. Такомунаблюдателю потребуется умение быстро и эффективно налаживать контакты снезнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность,сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям).
Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто),когда наблюдаемые не знают о наблюдателе, думают, что он – один из них, иногдаотождествляется с научным шпионажем. Здесь наблюдателю понадобятся не тольковышеназванные качества, но и артистизм, умение реагировать одновременно намногие сигналы (максимально возможно одновременно зафиксировать девятьпараметров), быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнениясоответствующей методической документации) запомнить их, способность не сбитьсяс исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств,сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и многие другиекачества, близкие к качествам разведчика.
Включенное открытое наблюдение, однако, принципиальноотлично от шпионажа в обычном понимании. Его цель – не вред, а пользанаблюдаемым, используемые в нем приемы получения информации должны отвечатьнормативам научной этики. Это значит, что исследователь-наблюдатель фиксируетлишь те акты поведения (события), на регистрацию которых нацеливаетисследовательская программа. Это значит, что он не имеет права разглашатьполученную информацию, использовать ее не для научных, а каких-либо другихцелей. Это значит, наконец, что исследователь несет ответственность не толькоза качество собранной и обработанной им информации, но и за все последствиясвоего вмешательства в изучаемые социальные явления.
Лабораторное наблюдение предусматривает разработку новогов трудовом процессе и его влияние на работника (восприятие нового и т.п.). этоможет быть введение новых норм выработки, новой формы организации труда (2-хсменная работа трактористов-машинистов и т.д.). В лабораторных наблюдениях,проводимых в искусственно созданных условиях, повышается значимость уменияисследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние нанаблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность,техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средствнаблюдения).
Полевое наблюдение предусматривает его осуществление впривычных для наблюдаемых условиях (поле, ферма, ток, машина, контора и т.д.),хотя это обстановка не всегда благоприятна для фиксации факторов, действий,процессов в деталях и т.п., так как поле наблюдения иногда не позволяетполностью осуществить его. Тогда обычно прибегают к различным техническимсредствам (магнитофон, фото-, кино-, телеоборудование). В полевых наблюдениях,осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективнуюинформацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей(улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя, егоспособность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта,распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его на один изних.
Несистематические (случайные), не предусмотренныеисследовательской программой, наблюдения, при которых единицы наблюдения жестконе регламентированы, могут стать эвристически ценными лишь при условииразвитости теоретического мышления, научного воображения и интуиции социолога.Они проводятся неожиданно, когда появится необходимость.
Но эти качества необязательны в систематическомнаблюдении, нацеленном на регулярную фиксацию (по строгому графику и в четкорегламентированных методических документах) единиц наблюдения, определенных несамим наблюдателем, а научным руководителем исследования. Систематическиенаблюдения отличаются периодичностью его проведения (день, неделя, месяц).
Не всякое визуальное и/или слуховое восприятие изучаемогообъекта является наблюдением в научном понимании. Чтобы превратить его внаучный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:
1. Вычленить в программе исследования те задачи игипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.
2. Определить в общей программе исследования или специальнойпрограмме наблюдения:
— объект наблюдения (весь коллектив предприятия,отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);
— предмет наблюдения, то есть совокупность интересующихнаблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);
— категории наблюдения, то есть конкретные признаки извышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующимтребованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программеисследования задач и гипотез; выражают те операционалистические понятия,которые определены в программе; имеют количественный характер, то есть могутбыть замерены;
— наблюдаемые ситуации, то есть те, при которых могутпроявиться категории наблюдения;
— условия наблюдения, то есть те требования к ситуации,при наличии которых можно производить наблюдение (или нельзя);
— единицы наблюдения, то есть те акты поведениянаблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуацияхпри определенных условиях.
3. Подготовить инструментарий наблюдения:
— дневник наблюдения, где будут фиксироваться егорезультаты в закодированной или общепонятной форме, а также действиянаблюдателя и реакции наблюдаемых;
— карточки для регистрации единиц наблюдения в строгоформализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько,сколько единиц наблюдения);
— протокол наблюдения – методический документ, обобщающийданные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;
— коэффициент устойчивости наблюдения (КУН),характеризующий совпадение результатов, полученных одним и тем же наблюдателемв различное время;
— коэффициент согласия наблюдателей (КСН), показывающийстепень совпадения данных, полученных одновременно разными наблюдателями вразное время;
— классификатор контент-анализа дневниковых ипротокольных записей;
— аудиовизуальные технические средства фиксации единицнаблюдения;
— программу обработки данных наблюдения.
4. Апробировать инструментарий, внести в него, если этопотребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количествеэкземпляров.
5. Составить план и/или сетевой график выполнениянаблюдения (кто, где, когда его проводит).
6. Разработать инструкцию наблюдателям, провести ихобучение и инструктаж.
7. Осуществить комплекс операций непосредственногонаблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями ирекомендациями, которые последуют ниже.
Успешность использования наблюдения во многом зависит оттого, насколько профессиональные и личностные качества соответствуют спецификетипа наблюдения. Поэтому подбор, подготовка и инструктирование наблюдателей –весьма ответственный этап реализации данного метода.
Завершим описание социологического наблюдения перечнемраспространенных просчетов в его применении:
1. Программа наблюдения недостаточно продумана, нечеткоопределены категории наблюдения, в силу чего в одну категорию попадаютразличные классы признаков.
2. Категории наблюдения не имеют органической связи сгипотезой(ами) исследования.
3. Категории наблюдения имеют только описательный илитолько оценочный характер.
4. В число единиц наблюдения не включены значимыесвойства наблюдаемой ситуации.
5. Условия наблюдения сформулированы аморфно, чтопредопределяет трудности регистрации единиц наблюдения.
6. Массовые наблюдения начаты раньше, чем готов весьинструментарий.
7. Инструментарий не получил должной апробации.
8. Не учтена специфика научного предназначенияиспользуемой разновидности наблюдения.
9. Профессиональная подготовка и личностные качестванаблюдателя не соответствуют тому набору функций, который им реально придетсявыполнять.
10. Отсутствует классификатор контент-анализа дневниковнаблюдателей.
11. Кодировка карточек наблюдения не соответствуетпрограмме обработки данных.
12. Записанная с помощью технических средств информацияне соотнесена с данными наблюдения, полученными иными способами.
13. Итоговый протокол наблюдения не включает всейполученной информации.
14. Не подсчитаны коэффициенты устойчивости наблюдения(КУН), согласие наблюдателей (КСН) и надежности наблюдения (КНН).

Список использованных источников
1.        Гречихин В. Г. Лекции по методике социологических исследований, 1998.
2.        Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент, 1977.
3.        Маркович Д. Социология труда, 1988.
4.        Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории, 2002.
5.        Черепанов В.И. Социология труда – прикладная социология, 1997.
6.        Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы,1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.