--PAGE_BREAK--Молодежные субкультуры
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но находят лишь некоторые отклонения от нее.
Молодежная субкультура — система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила заметное развитие в ХХв., в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает молодежь от общей культуры общества, с другой — способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. Молодежная субкультура носит развлекательно-реактивный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не ценности национальной культуры. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.
Одним из проявлений молодежной субкультуры являются неформальные объединения молодежи, своеобразная форма общения жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями.
Один из важных вопросов, который возникает у исследователей — это вопрос о соотношении западных и отечественных молодежных субкультур. Достаточно часто последние — панки, рэйверы, хиппи, или стиляги — представляются следствием копирования западных образцов.
Что же было источником становления таких «культурных мифов» в отечественных молодежных субкультурах? Для России таким источником стал Запад. Отечественные молодежные субкультуры начиная со стиляг конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Многие отечественные молодежные субкультуры — явление придуманное, а не привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и ментальности.
Особенность отечественных молодежных субкультур состоит и в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.
Влияние молодежных субкультур (хиппи) на территории России стало проявляться во второй половине 60-х — начале 70-х гг. Но применительно к указанному периоду нельзя говорить о специфических региональных особенностях этой и другой молодежных субкультур.
Субкультура хиппи — одна из старейших молодежных субкультур в России. Движение хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60-х — началу 70-х гг., вторая — к 80-м гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Неофиты движения молодых (15-18 лет) являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов.
Выглядят хиппи «третьей волны» достаточно традиционно: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее — «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках — «фенички», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «фенички» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию.
Молодежной субкультурой, относимой к числу романтическо-эскапистских, являются индеанисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты — нечто среднее между клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм, экологизм, космизм, — перекликаются с традиционными российскими ценностями. В 70-х — начале 80 гг. Казань была одним из центров зарождавшихся индеанистского движения и индеанистской субкультуры. Позже инициатива перешла к более многочисленным и энергичным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 1985-1990 гг.
С определенными оговорками можно отнести к романти-ческоэскапистским субкультурам также байкеров и хакеров. Традиционно их относят к субкультурам соответственно спортивной и интеллектуальной направленности. Вместе с тем гонки на мотоциклах — особый, претендующий на элитарность мир мужского братства, как и уход в виртуальный мир, — можно рассматривать как своеобразный эскапизм.
Байкеры — мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры — это любители рок-музыки. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х — начале 80-х гг., другой — уже в 90-е гг. Самые крупные в России байк-клубы — московские «Ночные волки» и питерские «Шоссейные монстры».
Хакеры (компьютерные фанаты) — молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность хакеров пока незначительна, хотя установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего.
Из субкультур, названных гедонистическо-развлекательными, подробнее охарактеризуем рэйверов и роллеров. Обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров — к спортивным субкультурам, однако общность базовых ценностей, лежащих в основе этих субкультур: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде, достаточное основание для их сближения при типологизации.
Сyбкyльтура рэйва (англ. – бред, бессвязная речь) возникает в 80 гг. в США и Bеликобритании. В России распространяется с 1990-1991 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв — преемник стилей техно и эйсид-хауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни — ночные дискотеки с громким звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской сyбкyльтyры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи — ключевые фигуры рэйв-субкультуры, — высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.
Роллеры – это люди, которые любят роликовые коньки. Они предпочитают спортивную одежду ярких цветов, также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. В основном роллеры — школьники старших классов (13-16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей. Их численность — несколько десятков человек, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов — от 50 до 150 долларов и выше.
Субкультуры, относимые к анархо-нигилистическим или радикально-деструктивным, в настоящее время маргиналы среди молодежных субкультур. Это относится, в частности, к панкам. Влияние панковской субкультуры никогда не было значительным. Многие из них поддерживали тесные контакты с хиппи, входили в Систему, как именовала себя общность хиппи. Подобная субкультурная диффузия характерна для молодежных субкультур российской провинции 80-х гг. В 90-х гг. субкультурная диффузия охватывает субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-металл или трэш-металл). Среди рок-музыкантов и их слушателей появляются люди, называющие себя панк-трэш-металлистами.
Деструктивный и нигилистический характер носит и субкультура сатанистов. Еще в конце 80-х гг. от субкультуры хэви-металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами церкви сатаны. К середине 90-х гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской субкультуры. Есть основания полагать, что одна или несколько групп сатанистов, имеющие конспиративный характер, существуют в Ростове-на-Дону. Время от времени в прессе появляются интервью с лидерами сатанистов: последние, разумеется, пытаются отрицать или затушевать антиобщественный и античеловеческий характер ритуалов и ценностей сатанизма.
В рамках субкультур анархо-нигилистического типа можно выделить также анархо-левацкую и правоэкстремистскую субкультуры. Анархисты, как известно, против любых выборов, якобы подавляющих меньшинства, и предлагают заменить выборы «консультациями». Тогда как приверженцы правоэкстремистской молодежной субкультуры бьют иностранцев.
Наконец, криминальная молодежная субкультура («гопники», «группировочники», «мотальщики»). Расцвет ее приходится на 80-е гг. В середине 90-х гг. появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной престyпностью или контролирyемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов. роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.
продолжение
--PAGE_BREAK--