Реферат по предмету "Социология"


Моральная оценка личности

Содержание
Введение
1. Мораль
1.1 Понятие и сущность морали
1.2 Становление нравственности вчеловеке
2. Моральная оценка личности
2.1 Что такое моральная оценка деятельности?
2.2 Индивидуальное и групповое вморальной оценке
2.3 Проблема выбора
Заключение
Список используемой литературы
 
Введение
 
Проблема нравственнойоценки деятельности человека — одна из наиболее актуальных в курсе «Человек иобщество». Та или иная позиция в ее решении во многом влияет на мировоззрениечеловека, на его менталитет. Не случайно проблемы нравственной оценки занималии занимают одно из центральных мест в религиозных системах, в идеологическихпостроениях (даже если отрицается сам факт существования той или инойидеологии).
Что же представляет собойморальная оценка? Данное понятие раскрывается в философской литературе,литературе по этике. В своей основе оно сводится к тому, что это одобрение илиосуждение (в категориях морального сознания) различных действий отдельных людейили социальных групп с точки зрения определенных моральных требований.
Мораль регулируетповедение человека во всех сферах общественной жизни — в труде, в быту, вполитике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых имеждународных отношениях.
Мораль рассматриваетсякак важный компонент индивидуального сознания, индивидуального мировоззрения, ив то же время мораль, нравственность, этика являются компонентами сознания техили иных социальных групп и носят общественный характер.
Это сфера нравственнойсвободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают свнутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека,внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего всклонность и спонтанное побуждение творить добро.
Цель работы: выявитьсущность изначениеморали, моральной оценки и проблему морального выбора.
Работа состоит извведения, основной части, заключения и списка используемой литературы. Общийобъем работы 17 страниц.

1. Мораль
 
1.1 Понятие и сущностьморали
 
Мораль (от лат. moralitas — относящийся кнраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода,поведение) — это форма общественного сознания и вид общественных отношений,направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в ихстремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности,гуманистическую перспективу истории.[1]
Мораль играет особую роль в регулированиижизни общества и поведения его членов. Она теснейшим образом связана спроблемой человека и его сущности. Мораль исторически является первой формойобщественного сознания, благодаря которой первобытное человеческое обществостало принципиально отличаться от животного стада.
Являясь существомобщественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Этонеобходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества,устойчивости его развития. В то же время правила, нормы призваны защищатьинтересы и достоинства отдельного человека. Среди таких норм важнейшимиявляются нормы морали. Таким образом, мораль — это система норм, правил,регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных иличных интересов.
Мораль регулируетповедение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая исанкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей.Однако содействие регуляции социального поведения людей не являетсяединственной функцией морали. Мораль — это, прежде всего, жизненный ориентир, вкотором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основнаяфункция — утверждение человеческого в человеке.
Моральные нормы итребования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которыев совокупности образуют нравственное сознание. Оно является отражением всознании людей отношения к нравственным нормам в предельно широком спектрепозиций: от утверждения этих норм и словом и делом, до негативного ихвосприятия и поведения, соответствующего отрицательному отношению кнравственным нормам.
Нормы функционируют наоснове принципов морали, представляющих собой предельно широкие требования кповедению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества вцелом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм и др.). Мораль эффективна лишьтогда, когда ее нормы внедрены в индивидуальное сознание (средствамиобразовательно-воспитательной системы, СМИ и др.) и находят в нем живой отклик.Этому способствуют многообразные моральные представления, моральныепереживания, солидарность и сотрудничество людей в совместной деятельности.
Нравственность — степень усвоения личностьюморальных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни,т.е. выражение человеческого в человеке. Нравственность — это уровень реальногоморального поведения людей.[2]
 
1.2 Становлениенравственности в человеке
Анализируя проблемунравственных оценок деятельности человека, обратимся и к вопросу о становлениинравственности в человеке. Формируются ли нравственные начала в человекестихийно, или их необходимо формировать сознательно? В истории философской и этическоймысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества изначальноприсущи человеку. Так, французские просветители полагали, что человек по своейприроде добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек,наоборот, по своей природе зол, является носителем зла.
Однако, анализ историичеловечества, современной духовной жизни человека, социальной жизни обществапоказал, что моральные качества как таковые, а тем более моральные качества,положительно влияющие на развитие личности, общностей людей, человечества вцелом, отнюдь не заложены в человеке с момента его рождения, а формируются впроцессе общего и тем более нравственного воспитания. Здесь свои роли играют инравственная атмосфера семьи, и общение с товарищами по учебе, по спортивнойкоманде, по досугу, и воздействие личности педагога, и восприятие духовныхценностей культуры во всем их многообразии.
Моральные началаформируются в семье на основании того примера, который находится у него передглазами, в процессе общения с другими людьми, обучения и воспитания в школе, впроцессе восприятия таких памятников мировой культуры, которые позволяют какприобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так исформировать на основе самовоспитания собственные моральные ценности.
Способность чувствовать,понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему —особые нравственные качества личности, которые она не может получить готовымиот окружающих, а должна выработать самостоятельно, что требует творческихусилий, т.е. самовоспитания, самосовершенствования. Самовоспитание всфере нравственности — это, прежде всего, самоконтроль, предъявление высокихтребований к самому себе, по всем видам своей деятельности.[3]
Утверждениюнравственности в сознании, деятельности каждого человека способствуетмногократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или,говоря простыми словами, опыт добрых дел. Если такая многократностьотсутствует, то, как показывают исследования, портится и ржавеет сам механизмморального развития, подрывается столь необходимая для деятельности способностьличности к самостоятельным нравственным решениям, ее способность полагаться насебя и отвечать за себя.
Совершенно особую роль внравственном развитии личности играет усвоение наиболее значимых и для историичеловеческой цивилизации, и для современности трудов выдающихся моралистовпрошлого. Там, где оказывается недостаточной абстрактная теория, оказываетсяэффективной история того или иного явления. Поэтому так необходимо изучениепамятников мировой этической мысли, чтение трудов тех, кто внес свой вклад встановление нравственности и морали как ценностей современной цивилизации.

2. Моральная оценкаличности
 
2.1 Что такоеморальная оценка деятельности?
Деятельность человека,как индивидуальная, так и в составе той или иной общности людей, всегдазатрагивает различного рода интересы: отдельных личностей, социальных,этнических, профессиональных групп, народонаселения тех или иных территорий,государственные, межгосударственные и даже общечеловеческие интересы. Исходя изэтих интересов дается оценка деятельности как отдельных людей, так и ихобщностей.
При этом деятельностьчеловека может одобряться государством, осуждаться и наказываться. В этомпроявляется юридическая, или правовая, оценка, опирающаяся на законы, правовыенормы, правительственные или иные административные решения. Жизненный опытсвидетельствует, что юридические, или правовые, оценки не охватывают всегомногообразия проявлений человеческой деятельности, что многие из них могут бытьоценены в категориях морали, нравственности, этики. Иными словами, помимоюридической, или правовой, существует еще и моральная (нравственная) оценкадеятельности человека. Что же это такое?
Моральная(нравственная) оценка— это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований,которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальнойобщности людей, тех или иных личностей.[4]
Моральная оценкапозволяет определять целостное значение поступка, поведение личности, ихсоответствие определенным нормам, принципам, идеалом. Моральная оценкаопирается на понимание добра и зла.
Проблема добра и злаявляется исходной этико-философской проблемой.
Добро — одно из наиболее общихимперативно-оценочных понятий морали и категории этики; выражает положительноенравственное значение явлений общественной жизни в их соотношении с идеалом.
Зло — одно из основных понятийморального сознания и этическая категория; обозначает негативные стороныдействительности деятельности людей и отношений между ними. Зло препятствуетудовлетворению интересов человека и человечества. Преодоление нравственнонегативных явлений требует не только совершенствования общественных отношений вих объективном содержании, но и деловой последовательной борьбы с конкретными носителямизла.
В целом впротивопоставлении добра и зла осуществляется оценка поступков, содействующихлибо препятствующих укреплению позиций общественных групп, развитию либо застою(регрессу) общества.
При помощи моралиобщество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы,побуждения и намерения.
Далеко не все моральныенормы и императивы осознаются каждым человеком, анализируются им и оцениваются.Многое человек выполняет автоматически, как сложившиеся стереотипы поведения,соответствующие традициям и обычаям. Это моральные привычки. Человекусвойственно не раздумывая помогать слабому, уступить место старику, защититьребенка и т.п. Такие моральные привычки в своих массовых проявлениях составляютоснову моральной нравственности общества.
Особую роль в моральнойрегуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительносамостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе безповседневного внешнего контроля. Самооценка — это самостоятельное, «насвой страх и риск» определение ценности своего поведения, своих мотивов ипоступков. Она тесно связана с такими понятиями как совесть, честь, гордость,стыд, раскаяние, чувство собственного достоинства и выступает как важныйинструмент самоконтроля.
Совесть — это этическая категория, выражающаявысшую форму способности личности выражающая высшую форму способности личностик моральному самоконтролю.
Честь — это этическая категория, включающаяв себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признанияэтого значения со стороны общества.
Достоинство — самооценка личности, осознание еюсвоих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга и общественногозначения.
Долг — ода из основных категорий этики;превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всемлюдям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительнок его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Категориядолга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральнуюдеятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть,мотив.
Подходить к нравственнойоценке необходимо исходя из конкретных условий, в которых протекаетдеятельность человека. Так, например, в далеком прошлом у скотоводческихнародов Востока вспашка земли и последующее занятие растениеводствомрассматривались как безнравственное деяние, оскорбляющее землю. В нашемобществе еще совсем недавно безнравственным явлением считалась частнаяпредпринимательская деятельность. Морально осуждалась даже торговля на рынках,забота о достойной оплате своего труда. Сейчас эти и многие другие явлениянашей жизни оказались переосмысленными и оцениваются по-иному, исходя как изизменившейся ситуации в самом обществе, так и изменившегося нашего моральногосознания. Но существуют устойчиво сохраняющиеся, принятые у большинства народовморальные ценности и нравственные оценки. Нравственный опыт прошлогопредупреждает новые поколения о возможных опасностях, скрывающихся в«перепадах» морального выбора (зигзаги, отступления, падения). Общечеловеческиеморальные нормы, обусловленные ими моральные оценки побуждают к решению такихглобальных проблем, вставших в наши дни перед человечеством, как сохранениесамой возможности его существования перед лицом ядерной катастрофы, преодолениеотсталости и нищеты в ряде регионов земного шара, предотвращение экологическойкатастрофы, преодоление многих заболеваний и недопущение демографическойкатастрофы.
Нравственные исканиячеловека приобретают особенно тревожный и значимый характер в переходныеисторические периоды, когда происходят изменения в системе ценностей. Отнравственно-психологического состояния человека зависит его общее социальноесамочувствие, его самооценка и понимание сущности своей деятельности в изменяющихсяобщественных условиях. Именно в обстановке коренных общественных переменособенно опасны любые неблагополучия в общественной и личной нравственности,такие, к примеру, проявления, как ненависть.
Кроме того, при моральныхоценках принято различать и их сугубо оценочную и предписательнуюформы: в первом случае то или иное действие сопоставляется с установившимисянормами, предписаниями и т.п., во втором — содержит в себе указание нанеобходимость или, наоборот, нежелательность тех или иных действий.[5]
 
2.2 Индивидуальное игрупповое в моральной оценке
Важной сторонойрассмотрения данной темы является проблема взаимоотношения индивидуального,социально-группового, национального и общечеловеческого в моральной оценке.
Моральная оценка — этооценка, прежде всего, индивидуальная и принадлежит личностному, индивидуальномусознанию. Но любой отдельный человек, любой индивид входит в какую-либосоциально-групповую, национальную общность, не говоря уже о том, что с другимилюдьми его объединяет понятие «человечество».
Влияет ли это «вхождение»на характер моральных оценок?
Безусловно, это влияние имеетместо, и сознание личности, сознание индивида, включающее в себя нравственнуюоценку, формируется под влиянием не только индивидуального, но и групповогобытия, группового сознания.
Нравственные оценкииндивида формируются под воздействием микроклимата семьи (правда, нельзяабсолютизировать это влияние).
Нравственные оценкииндивида формируются в процессе его контактов с товарищами по учебе, посовместному проведению свободного времени.
На нравственные оценкивлияют художественная литература и иные культурные ценности, религиозныеценности, в особенности содержащиеся в таких памятниках культуры, как Библия,Коран, Тора. В принципе можно говорить не только о социально-групповойморальной оценке как таковой, но и о сугубо конфессиональной.
Немало дискуссий в явнойили неявной форме ведется по поводу классового характера морали и тем самымклассового характера моральных оценок. В течение длительного времени в нашейсистеме образования противопоставлялись (и это противопоставлениеабсолютизировалось) мораль буржуазная и мораль пролетарская (а затемкоммунистическая). Вопрос о специфике, особенностях морали и нравственныхоценок применительно к классам как носителям (порой творцам) соответствующейморали и моральных оценок далеко не прост. Но арактерным для значительногопериода в нашей истории явилось крайне упрощенное понимание этой специфики.Факт принадлежности индивида к тому или иному социально-экономическому илисоциально-политическому классу не означает идентичности содержания егонравственного сознания с нравственным сознанием других индивидов, принадлежащихк тому или иному классу.
Мы знаем массу примеров,когда представители класса имущих в своих литературных произведениях, в своемобразе жизни давали пример именно положительного решения тех морально-нравственныхпроблем, которые стояли перед угнетенными классами. Так, если мы обратимся,например, к творчеству великого русского писателя Л.Н.Толстого, к егонравственным установкам — не гневись, не клянись, не противься злу, не блуди,не воюй и другим, к его личному образу жизни, то мы увидим здесь глубокоерасхождение его нравственных ценностей с аналогичными по направленностинравственными оценками многих представителей того класса, к которомупринадлежал сам Л.Н.Толстой.[6]
Нравственная оценка тойили иной деятельности со стороны индивида, принадлежащего к тому или иномусоциально-экономическому или социально-политическому классу, зависит не отавтоматического, бездумного отнесения его к этим классам, а от нравственнойкультуры человека (хотя на содержание этой культуры накладывает свой отпечатоки совокупность его личностных или групповых интересов).
Аналогичная ситуацияимеет место при анализе особенностей нравственных оценок представителей тех илииных этнических групп. Принадлежность к этническим группам — реальность исовременного человечества, и современного российского общества. Выдвинутыйкогда-то пропагандистский тезис о стирании всех национальных граней, остановлении вместо множества этнических групп новой общности — «единыйсоветский народ» — оказался несостоятельным. Это проявляется внационалистических (этнических, расовых) предрассудках, в делении этническихобщностей на полноценные и неполноценные, в существовании различныхразновидностей расизма и национализма. Формирование нравственных оценокиндивидов, принадлежащих к той или иной этнической группе, происходит на основеусвоения исторического опыта, национальных ценностей. И здесь необходимоучитывать не столько принадлежность индивида к той или иной этнической группе,сколько степень овладения им нравственной культурой общества, в которомсуществует данная этническая группа, нравственной культурой человечества.
Чрезвычайно важным длярассмотрения системы нравственных оценок деятельности человека или общностейлюдей является вопрос об общечеловеческом характере этих оценок. С определенныхпозиций кажется, что наличие индивидуальных, социально-групповых, этническихособенностей в формировании нравственных оценок исключает общечеловеческиеоценки, т.е. оценки, выходящие за рамки всех тех особенностей, о которыхговорилось выше. Однако по мере усиления международных связей, усиления влияниямеждународных организаций на жизнь отдельных стран и народов формируются иобщечеловеческие оценки деятельности как юридического, так иморально-нравственного характера.
Важной стороной анализасистемы нравственных оценок деятельности людей, являются и вопросы о профессиональнойи трудовой этике.
Рассмотрим вопрос о трудовойэтике как системе норм и взглядов на труд, на место труда в жизнедеятельностичеловека. Не секрет, что в современных условиях среди определенной частимолодежи (и не только молодежи) сложилось негативное отношение к труду. В связис этим представляется особо важной проблема ценности труда, значениятруда для формирования личности, места трудолюбия как морально-этическойкатегории в системе личности человека.
Определенным аспектомпроблемы нравственной оценки труда как ценности жизни и культуры является такжевопрос о профессиональной этике. Под профессиональной этикой понимаются,прежде всего, нравственные оценки той деятельности, которая объединяет людейопределенной профессиональной группы. Не секрет, что профессиональнаядеятельность содержит свои «моральные кодексы», которые предписывают людям,занимающимся тем или иным видом деятельности, определенные действия, поступки,нормы и т.д.
Ярким примером такого«морального кодекса» является клятва Гиппократа, которую приносят все лица,занимающиеся врачебной деятельностью. Своего рода «моральными кодексами»являются присяги военнослужащих или иных категорий работников государственнойслужбы.
Представляетсяцелесообразным отметить, что моральная оценка тех или иных действий органическисвязана с таким явлением духовной жизни, как общественное мнение. По сутидела, общественное мнение есть духовное выражение той или иной позиции людей потому или иному вопросу. Именно общественное мнение одобряет или осуждает те илииные виды деятельности, те или иные поступки людей, в частности лиц, стоящих воглаве органов управления или являющихся владельцами частной собственности.
Общественное мнениеобусловливается рядом факторов, среди которых на одно из первых мест выходитобщая культурная, политическая, нравственная подготовка того или иного субъектаобщественного мнения, наличие у него фундаментальной жизненной позиции.Важнейшим фактором формирования общественного мнения является деятельностьсредств массовой информации (СМИ), которая «вооружает» субъекта общественногомнения той или иной информацией, оказывающей весьма значительное влияние нажизненную позицию личности.
 
2.3 Проблема выбора
«Направо пойдешь — головупотеряешь, налево — счастливым будешь» — читает витязь на камне у пересечениятрех дорог и принимает решение. Это одна из древнейших моделей моральноговыбора. Любого человека на дороге жизни ждет множество перекрестков, требующихнравственного самоопределения.
Необходимость выбора,бремя и счастье выбора — неотъемлемое свойство нравственной деятельности.Моральный выбор — определенный вид целесообразной деятельности человека. Выборлюбого действия — операции возможен в том случае, если существуют нескольковариантов последнего.
Субъектом моральноговыбора может быть: — индивид, выбирающий определенный поступок, коллективлюдей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; — класс, стремящийсяизменить или сохранить социально-политическую систему; — общество в целом,решающее вопрос о перспективах своего развития. При этом индивидуальныйморальный выбор воплощает в себе существенные черты выбора группы, класса и всегообщества.
В основе моральноговыбора, как и в исполнении долга, — личная ответственность человека как за своюнепосредственную деятельность, так и за общие интересы человечества. Так,американский физик Р.Опенгеймер, руководивший в 1943-1945 гг. созданиемамериканской атомной бомбы, позже, глубоко осознав урон, нанесенный людямпервыми атомными бомбардировками, борясь за сохранение жизни на земле, выступилпротив создания водородной бомбы, за что был обвинен властями США внелояльности и отстранен от работы. Нередко правильно сделанный моральный выборявляется спасительным для общества, для страны. Такова, например, деятельностьСергия Радонежского, поднявшего народ на борьбу с иноземцами, чье имя, какписал В.О.Ключевский, «сделалось вечно деятельным нравственным двигателем».Величествен моральный выбор московских ополченцев 1941 г. Люди, по тем или иным причинам освобожденные от воинской обязанности, вступили добровольцамив борьбу с фашизмом, жертвовали жизнью во имя сохранения Отечества. [7]
Одним из источниковнравственного выбора является содействие благу. Моральный выбор во имя блага — решающий показатель человеческого достоинства. Достоинство — это понятие,выражающее представления о ценности каждого человека как нравственной личности

Заключение
 
Мораль, нравственность – особаяформа общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способовнормативной регуляции действий человека в обществе.
В морали заключаетсяобщечеловеческое ядро ценностей, нравственных идеалов и принципов. В нейнаходят отражение общепринятые нормативы поведения и оценки человеческихпоступков.
Мораль – основачеловеческого общения.
Внешние требования морали:этикет, правила общения и поведения.
Внутренние требования морали– нравственная культура личности.
По способу своегосуществования мораль – это система норм, принципов и ценностей, которыми руководствуютсялюди в своем поведении.
Моральные нормыпредставляют собой определенные правила или образцы поведения. Одновременно онихарактеризуются системой оценки, с помощью которой человеческие действияопределяются как хорошие или плохие, добрые или злые, справедливые илинесправедливые.
С помощью моральных норми ценностей оцениваются поступки, слова и намерения людей. Мораль либо одобряетих, либо не одобряет, порицает.
Основными оценочными категориямиморали являются: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство,счастье, смысл жизни.
Добро и зло –фундаментальные нравственные качества, в их альтернативе оцениваются всеостальные нравственные качества.
Добро – это то, что являетсяважным и значимым для жизни человека и общества, что позволяет ему жить, развиваться,достигать гармонии и совершенства.
Зло – это такие поступки,слова и мысли, которые являются деструктивными (разрушительными), а не созидательными.
Однако, недостаточнопросто знать нормы и принципы морали. Гораздо важнее руководствоваться ими вжизни. Итогомпозитивного закрепления моральных норм в индивидуальном сознании становятсяморальные убеждения как принятые личностью моральные принципы, ставшие правиломее практического поведения.
В морали большую рольиграет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки),позволяющее человеку самому контролировать, мотивировать свои действия,самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения в обществебез повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью,чувством личного достоинства.
Соответственно инравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовныйхарактер: человек должен осознать оценку его поведения общественным мнением,принять ее и скорректировать свое поведение на будущее.
Нормы морали отличаются отдругих средств социальной регуляции — права, традиции, обычая — тем, что они предполагаютсвободу выбора, основаны преимущественно на внутренних санкциях, вроде стыда,угрызений совести, сознания собственного долга.
Часто ситуации, в которыепопадает человек, ставят перед ним сложные проблемы выбора между добром иреальной выгодой, самосохранением и нравственным поступком, между ни к чему ниобязывающей бездеятельностью и ответственностью за свой поступок. Решая этипроблемы, человек обязательно взвешивает «за» и «против», оценивает должное исущее, возможное и действительное.
В основе моральноговыбора лежит личная ответственность человека, как за свою непосредственнуюдеятельность, так и за общие интересы человечества.

Список используемой литературы
 
1.   Барабанов, В.В. Обществознание: 10-11 кл.: Школьныйсловарь-справочник / В.В.Барабанов, И.П.Насонова. — М.: ООО «Издательство ACT»,2004. – 510 с.
2.   Боголюбов, Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек иобщество». / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кинкулькин и др. – М.:Просвещение, 2003. – 160 с.
3.   Боголюбов, Л.Н.Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова,А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2008. — 415 с.
4.   Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. дляучащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Н.Боголюбов,Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой.- М.: Просвещение, 2002. — 270 с.
5.   Клименко, А.В. Обществознание: Учеб. / А.В.Клименко,В.В.Румынина. – М.: Дрофа, 2004. — 199 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.