Реферат по предмету "Социология"


Мониторинг в общеобразовательных учебных заведениях

Рекомендации попроведению образовательного мониторинга как составной части управленческойдеятельности в общеобразовательных учебных заведениях
Их цельюявляется оказание практической помощи руководителям общеобразовательных учебныхзаведений по вопросам проведения локального (внутришкольного) образовательногомониторинга.
I.       Образовательный мониторингв системе общего среднего образования
Для эффективногоуправления, принятия обоснованных управленческих решений необходимо иметьинформацию о ходе образовательного процесса. От объективности, достоверности,оперативности и полноты информации зависят своевременность и правильностьпринятого решения. Получение такой информации возможно при проведенииобразовательного мониторинга.
Мониторинг – комплекс процедур по наблюдению,текущему оцениванию преобразований управляемого объекта и направления этих преобразованийна достижение заданных параметров развития объекта.[1]
Образовательныймониторинг – формаорганизации, сбора, хранения, обработки и распространения информации одеятельности образовательной системы, которая обеспечивает непрерывный анализсостояния системы и прогнозирование ее развития в соответствии сзапланированными результатами.
Основной функциейобразовательного мониторинга является определение механизмов текущего иперспективного регулирования состояния образовательной системы, в т.ч.саморегулирования.
При этом не толькоотслеживается динамика изменений в образовательных процессах, но иподдерживается развитие этих процессов в заданных параметрах.
Мониторингпроводится, как правило, в сроки, определенные администрацией учебногозаведения, и включает три этапа.
·          Подготовительный:
-          постановка цели;
-          определениеобъекта и направлений исследований;
-          выбор критериев иинструментария.
·          Практический:
-          сбор информации;
-          анализдокументации;
-          мониторинг уровняучебных достижений учащихся по всем или отдельным учебным дисциплинам;
-          анкетирование,тестирование;
-          самоанализдеятельности.
·          Аналитический:
-          обработкаполученных результатов;
-          систематизацияинформации;
-          анализ данных;
-          выводы, принятиесоответствующего управленческого решения;
-          разработкарекомендаций, корректирующих выполнение планов, программ (по необходимости) ит.д.;
-              определениедальнейших объектов мониторинга.
Объектом образовательногомониторинга являетсядеятельность (функционирование) субъектов образовательной системы:
·         содержаниеобразования;
·         уровень икачество знаний, сформированность умений и навыков учащихся (уровень учебныхдостижений);
·         результатыучебно-воспитательного процесса;
·         средства, которыеиспользуются для достижения образовательных целей;
·         другие аспектыдеятельности общеобразовательного учебного заведения.
Инструментариймониторинга — средства,которые используются при его проведении и их составляющие.
Средства:
·          тематическиепроверки;
·          анализстатистической отчетности;
·          анализ школьнойдокументации;
·          социологическиеисследования;
·          анкетирование,тестирование;
·          самооценка;
·          наблюдение;
·          мониторингучебных достижений учащихся и т.д.
Составляющие:
·          четкоопределенный объект мониторинга;
·          заданныепараметры развития объекта;
·          критерииоценивания заданных параметров;
·          технологияпроведения текущего контроля;
·          банк данных порегулированию процесса, направленного на достижение конечного (запланированного)результата.
Основным фактором всоздании инструментария является разработка моделей оценивания объектовмониторинга.
При создании такихмоделей, как правило, выделяются:
·          параметры,которые отвечают целям деятельности объекта;
·          факторы, влияющиена достижение цели;
·          критерии,детализирующие каждый фактор, в соответствии с образовательными задачами, как отдельногообщеобразовательного учебного заведения, так и региона в целом.
В целях полученияобъективных результатов определяется коэффициент каждого критерия. Этоткоэффициент представляет собой балльную оценку в частях единицы и можетувеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменения приоритетныхнаправлений в деятельности общеобразовательного учебного заведения.

II. ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОМОНИТОРИНГА
Образовательныймониторинг проводится на различных уровнях управления общим среднимобразованием.
На этой основе, какправило, можно выделить следующие виды образовательного мониторинга:
·          государственный;
·          региональный;
·          локальный (внутришкольный)[2].
Локальный мониторингпозволяет анализировать развитие системы образования в отдельномобщеобразовательном учебном заведении и условно дифференцируется по следующимкомпонентным составляющим (направлениям):
·          директорскиймониторинг;
·          административныймониторинг;
·          педагогическиймониторинг;
·          ученическиймониторинг.
Мониторинговыеисследования по вышеперечисленным направлениям дают возможность наблюдатьдеятельность участников учебно-воспитательного процесса и ее результаты, аименно:
·          директорскиймониторинг изучает управленческую деятельность руководителяобщеобразовательного учебного заведения. Результат — развитие образования в общеобразовательномучебном заведении и повышение уровня самоорганизации администрации учебногозаведения;
·          административный- управленческую деятельность администрации учебного заведения в целом,результат – улучшение качества работы учителей;
·          педагогический — деятельность учителей по организации учебно-воспитательного процесса, результат- повышение уровня обученности учащихся и самоорганизации учителей;
·          ученический — деятельность учащихся по самоуправлению процессом усвоения знаний, результат –положительная динамика уровня и качества усвоения содержания образования, атакже уровня возможностей учащихся применять полученные знания на практике.
При этом науровне общеобразовательного учебного заведения целесообразно использоватьследующие факторно-критериальные модели:
·          деятельностиобщеобразовательного учебного заведения;
·          деятельностидиректора;
·          деятельностиучителя;
·          деятельностиучащихся (Приложения 1, 2, 3, 4)[3].
Параметры,факторы, критерии, коэффициенты в предложенных моделях могут быть дополнены илиизменены в соответствии со статусом и приоритетными направлениями деятельностиобщеобразовательного учебного заведения.

III.    ТЕХНОЛОГИЯПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
Для эффективнойорганизации проведения мониторинга на уровне общеобразовательного учебногозаведения целесообразно использовать следующий алгоритм.
1.        Приказом руководителяучебного заведения утвердить состав рабочих групп по проведению (сопровождению)административного, педагогического, ученического мониторинга.
В составрабочих групп включаются:
·          представителиадминистрации учебного заведения;
·          представителиорганов самоуправления учебного заведения;
·          руководителиметодических объединений (кафедр);
·          практическийпсихолог;
·          творческиработающие учителя.
2.        Внести (принеобходимости) дополнения или изменения в представленные модели в соответствиисо статусом и приоритетными направлениями деятельности общеобразовательногоучебного заведения.
3.        Ознакомитьучащихся, родителей, коллектив учебного заведения с порядком проведениямониторинга, факторно — критериальными моделями.
4.        Для получения достовернойинформации от родителей, учащихся, учителей, администрации, определениякачества усвоения содержания образования на разных этапах обучения разработатьанкеты, опросники, диагностические карты, задания, тесты и т.д. (Приложение5).
5.        В сроки,определенные администрацией учебного заведения, провести мониторинговыеисследования
6.        Обработать ипроанализировать полученные данные.
7.        На основеполученных результатов анализа разработать модели коррекционной деятельностиучастников учебно-воспитательного процесса на всех уровнях (ученик-ученик,учитель-ученик, учитель-администрация и т.д.) (Приложение 6).
8.        Обсудить итогимониторинга на совместном заседании педагогического совета и Совета учебногозаведения.
9.         Довестирезультаты мониторинга до сведения родительской общественности.

IV. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
 
Директорский(административный) мониторинг
Директоробщеобразовательного учебного заведения.
1.        Оцениваетдеятельность общеобразовательного учебного заведения, деятельностьадминистрации, собственную деятельность, как правило, не менее двух раз в год,используя факторно-критериальные модели. Анализирует полученные результаты.
2.        По результатаманализа принимает необходимые управленческие решения, осуществляеткорректировку дальнейших управленческих действий.
3.        В конце учебногогода проводит самоанализ деятельности общеобразовательного учебного заведения(в соответствии с «Ориентировочными критериями оценки деятельностиобщеобразовательных учебных заведений», утвержденными приказом Министерстваобразования и науки Украины от 14.02. 2005г. № 99) по следующим направлениямдеятельности учебного заведения:
·          управлениеучебным заведением;
·          организацияучебно-воспитательного процесса, учебно-методической работы;
·          организацияработы с педагогическими и научными кадрами, взаимодействие с высшими учебнымизаведениями;
·          развитие иукрепление материально-технической и учебно-методической базы.
 
Педагогическиймониторинг
 
1.       В мониторинге принимают участие все учителяобщеобразовательного учебного заведения.
2.       Каждый учитель обеспечивается следующиминструментарием:
·          модель личностиучителя;
·          модельаналитической деятельности учителя;
·          модельпрофессиональной деятельности учителя.
3.      Руководителиметодических объединений (кафедр):
·          согласовывают садминистрацией учебного заведения сроки проведения самоанализа деятельностикаждого члена методического объединения (кафедры) по всем направлениям(самоанализ аналитической деятельности — по теме, профессиональной – засеместр, личностных качеств – за учебный год);
·          проводят внешниезамеры (при взаимопосещении уроков)[4].
·          
4.        Администрацияучебного заведения:
·          проводит внешниезамеры (при аттестации учителя или тематическом контроле). При тематическомконтроле замеры проводятся в начале и в конце изучения темы. При аттестацииучителя, как правило, результаты текущих замеров аналитической деятельностисуммируются с результатами периодических замеров профессиональной деятельностиучителя и его личностных качеств;
·          составляетграфики, диаграммы и т.д. на основе показателей самоанализа деятельностиучителя, замеров руководителя методического объединения (кафедры),администрации учебного заведения по всем моделям деятельности учителя. Графики,диаграммы могут составляться как на каждого учителя, так и на педагогическийколлектив в целом.
Порезультатам педагогического мониторинга в общеобразовательном учебном заведенииможет быть создана рейтинговая система деятельности учителей.
Ученическиймониторинг
Ученическиймониторинг, как правило, состоит из микроисследований, тематика и количествокоторых определяется на совместном заседании педагогического совета и Советаучебного заведения.
Цели микроисследованийдолжны быть направлены на мотивацию учащихся к саморазвитию, коррекцию учебныхдостижений.
Организацияпроведения микроисследования:
1.      Определениенескольких классов из одной параллели.
2.      Определениев каждом классе групп для сравнения по следующим критериям:
·          учащиеся, имеющиевысокий уровень учебных достижений (по результатам семестрового или годовогооценивания);
·          учащиеся, имеющиеначальный уровень учебных достижений по отдельным предметам (по результатамсеместрового или годового оценивания);
·          интеллектуальноодаренные учащиеся;
·          учащиеся,требующие повышенного педагогического внимания и т.д.
Определениекритериев для формирования групп учащихся в каждом классе зависит, в первуюочередь, от цели проведения микроисследования. В некоторых случаях группойможет выступать целый класс (например, при изучении состояния воспитательногопроцесса, психологического состояния классного коллектива и т.д.).
3.      Тиражированиеанкет, опросников для учащихся.
4.       Проведение текущего входящего и исходящегодиагностирования учащихся.
Замеры вкаждом классе на «входе» и «выходе» проводит учитель, учащиеся проводятсамодиагностику, результаты которой сравниваются с результатами замеровучителя.
5.       Подведение итогов проводится одновременно во всехклассах, как правило, в конце изученной темы, семестра, учебного года.

Приложение 1
Модель деятельностиобщеобразовательного учебного заведения
параметры
факторы
критерии
коэффициент уровень организации образовательной деятельности учебного заведения создание системы управления моделирование перспективной деятельности учебного заведения 0,35 планирование работы 0,20 создание системы органов управления и самоуправления учебным заведением, их деятельность в соответствии с полномочиями 0,25 информационное обеспечение управления и документирование работы учебного заведения 0,20 организация учебно-воспитательного процесса обеспечение учебным заведением возможности получения полного общего среднего образования 0,15 комплектование классов, обеспечение вариативности обучения и права выбора учащимися профильного направления в соответствии с их потребностями и возможностями 0,15 соответствие рабочего учебного плана статусу учебного заведения 0,10 соответствие учебных программ предметам, курсам учебного плана 0,10 соблюдение порядка утверждения рабочего учебного плана, авторских программ спецкурсов 0,10 организация работы учебного заведения по реализации конституционного права граждан на обучения на государственном языке, изучение родных языков, выбор языка обучения 0,10 создание условий для воспитания уважения к государственной символике Украины, символам Автономной Республики Крым 0,10 организация учебной и воспитательной деятельности во внеурочное время 0,10 оценивание знаний, умений и навыков учащихся 0,10 организация работы с педагогическими кадрами укомплектованность учебного заведения педагогическими кадрами 0,20 соответствие педагогических кадров требованиям действующего законодательства, статусу учебного заведения 0,20 квалификационный уровень педагогических кадров (категории, педагогические звания, ученые степени) 0,15 наличие психологической службы 0,10 мероприятия администрации по укреплению качественного состава педагогических работников 0,15 повышение квалификации 0,10 организация аттестации педагогических работников 0,10 материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса обеспечение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, спортзалов, спортплощадок оборудованием в соответствии с Типовыми перечнями 0,35 обеспечение учебных кабинетов современными техническими средствами обучения 0,35 сохранение школьного имущества 0,10 подключение к телекоммуникационной сети Internet 0,20

уровень организации образовательной деятельности учебного заведения организация работы в системе «Школа- семья -социальная среда» взаимодействие учебного заведения и семьи 0,35 организация взаимодействия учебного заведения с другими организациями, учебными заведениями 0,25 предупреждение негативного влияния социальной среды на учащихся 0,40 социальная защита, адаптация, сохранение здоровья учащихся и работников учебного заведения материальная поддержка детей-сирот, детей из малообеспеченных семей 0,20 организация медицинского обслуживания в учебном заведении 0,10 организация питания, в т.ч. детей льготных категорий 0,10 организация летнего оздоровления учащихся 0,10 охрана труда 0,20 санитарно-гигиенические условия работы учебного заведения 0,30 уровень результативности образовательной деятельности учебного заведения состояние общеобразовательной подготовки учащихся выпускных классов I, II, III ступеней обучения уровень общеобразовательной подготовки учащихся выпускных классов: 4-х — по украинскому языку 0,30 9-х — по естественно-математическому циклу предметов, иностранным языкам 0,35 11-х – по профильным направлениям обучения 0,35 состояние социальной адаптации учащихся отсутствие правонарушений и преступлений среди учащихся 1,00 степень влияния учебного заведения на позитивное развитие учащихся, формирование социально зрелой личности степень влияния учебного заведения на развитие учащихся и их подготовку к самостоятельной жизни 0,40
общий рейтинг учебного заведения (отношение к учебному заведению родителей, учащихся, учителей, общественности микрорайона[5]) 0,60 /> /> /> /> /> />


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.