Реферат по предмету "Социология"


Медико-демографическая ситуация в Воронежской области

Содержание
Введение
Глава 1.Социально-экономическое положение Воронежской области
1.1 Общая характеристика субъекта РФ
1.2 Социально-экономическое развитиеВоронежской области
Глава 2. Особенностимедико-демографической ситуации Воронежской области
2.1 Показатели воспроизводстванаселения
2.2 Показатели заболеваемости
2.3 Показатели инвалидности
Глава 3. Характеристикасостояния здравоохранения Воронежской области
3.1 Расходы консолидированныхбюджетов субъектов РФ на здравоохранение и спорт
3.2 Поступление и расходованиесредств Территориальных фондов обязательного медицинского страхования
3.3 Обеспеченностьть населениямедицинскими кадрами
3.4 Больничные иамбулаторно-поликлинические учреждения
Заключение
Список используемойлитературы

Введение
Тема выбранной курсовойработы связана с оценкой сферы здравоохранения в отдельно взятом субъектеРоссийской Федерации, а именно в Воронежской области.
Целью данной работыявляется анализ особенностей медико-демографической ситуации в области иосновных характеристик организации работы системы здравоохранения.
Задачи, для достиженияпоставленной цели, включают в себя анализ параметров деятельности учрежденийздравоохранения в данной области и основных интегральных характеристиксостояния общественного здоровья. Причем процесс изучения показателей долженпроизводиться в динамике и в сравнении с общероссийскими показателямианалогичных периодов. Впоследствии, необходимо будет отметить основныетенденции и выявить наиболее острые проблемы в здравоохранении Воронежскойобласти.
Курсовая работа состоитиз трех основных разделов. В первом разделе будут рассмотрены особенностисоциально-экономического положения Воронежской области, чтобы в дальнейшемможно было зафиксировать различные зависимости и закономерности состоянияобщественного здоровья региона, системы здравоохранения от экономическогоразвития области. В рамках этого раздела субъекту будет дана общаяхарактеристика, а также будут описаны основные тенденции развития в 2001-2009годах в финансовой, экономической и социальной сферах. Второй раздел будетпосвящен особенностям медико-демографической ситуации в Воронежской области.Здесь будут проанализированы основные показатели воспроизводства населения,оценены заболеваемость и инвалидность в регионе. В третьем разделе будетохарактеризовано состояние здравоохранения Воронежской области. Необходимобудет рассмотреть финансирование здравоохранения, обеспеченность населениямедицинскими кадрами, причем как врачами, так и средними медицинскими работниками,количество учреждений здравоохранения: врачебных и амбулаторно-поликлинических,их мощность, а также обеспеченность населения коечным фондом.
В обеспечении здоровьянаселения первостепенную роль играет эффективная система здравоохранения.Помимо непосредственного влияния на здоровье и качество жизни населения,система здравоохранения также играет важную роль в экономике.
В Воронежской областисуществует сложившаяся система здравоохранения, функционирование которой напротяжении последних лет является стабильным и устойчивым. Вместе с тем имеетместо тенденция общего сокращения мощности больничных, врачебныхамбулаторно-поликлинических учреждений, как по общему их количеству, так и почислу больничных коек круглосуточных стационаров. В то же время численностьврачей и среднего медицинского персо-нала остается относительно стабильной.Данная тенденция отражает национальную политику по развитию амбулаторногомедицинского обслуживания как приоритета в развитии здравоохранения.

Глава1. Социально-экономическое положение Воронежской области1.1 Общая характеристика субъекта РФ
Воронежскаяобласть — субъектРоссийской Федерации, область в центре европейской части России. Областнойцентр — город Воронеж. Расстояние до Москвы — 439 км.
Образована 13июня1934 года. Входит в состав Центрального федерального округа.Административный центр области — город Воронеж. Глава администрации Воронежскойобласти — Алексей Васильевич Гордеев.
Социальныепреимущества: болееблагоприятные природно-климатические условия для жизни и ведения сельскогохозяйства; высокая миграционная привлекательность; невысокая стоимость услугЖКХ; относительно развитая система здравоохранения; более высокий уровеньразвития высшего образования, сохранившийся с советского периода.
Социальныепроблемы: высокаясмертность и сильное постарение населения; низкие темпы экономического роста имедленное восстановление промышленности в 2000-х гг.; пониженный уровеньпрофессионального образования занятого населения; низкий уровень доходовнаселения и повышенный уровень бедности, особенно сельского населения;медленная трансформация областного центра в центр рыночных услуг, несмотря надостаточно высокую численность его населения.

/>
Население
Таблица 1 Численность населения (на конец года; тысяччеловек) 1995 2000 2005 2007 2008 РФ 148292 146304 142754 142009 141904 Воронежская область 2491 2422 2314 2280 2270
Воронежскаяобласть – самый большой по численности населения регион ЦФО после Москвы иМосковской области, в ней живет 2,3 млн человек. Как и в большинстве регионовЧерноземья, доля городского населения в области понижена — 63% (по РФ – 73%),это следствие более поздней урбанизации и благоприятных условий для сельскогохозяйства. Воронеж в советское время так и не дорос до города-миллионера, а с1990-х гг. численность его населения быстро сокращается. Но значимостьобластного центра очень велика: в черте города концентрируется 40% населениявсей области, а вместе с близко расположенными средними городами Нововоронеж,Семилуки и прилегающими районами Воронеж образует почти миллионную агломерацию.
За 20последних лет Воронежская область потеряла почти 8% населения (190 тыс. чел.),однако по сравнению с другими регионами ЦФО темпы сокращения были меньше. Например,соседние Курская и Тамбовская области потеряли 13-16% населения. Сельскоенаселение Воронежской области за этот же период сократилось на 12%, городское –только на 4,5%. В семи городах за счет прибытия мигрантов из стран бывшего СССРчисленность населения в 2003 г. была даже больше, чем в конце советскогопериода. Однако к 2008 г. сократилась численность населения всех городовобласти, более медленно – в городах с относительно благополучным экономическимположением – Воронеже, Россоши, Лисках.
Таблица 2. Динамикачисленности населения Воронежской области в 1989–2008 гг./> Дата Население, тыс. человек 2003 к 1989, % 2008 к 2003, % основания получения статуса 1989 г. 2003 г. 2008 г. Воронежская область 1934 2469,8 2378,8 2280,4 96,3 95,9 Городское население /> 1504,7 1471,8 1436,3 97,8 97,6 Сельское население /> 965,1 907,0 844,1 94,0 93,1 г. Воронеж 1586 1779 886,8 848,8 839,9 95,7 99,0 г. Борисоглебск 1646 1779 72,3 69,4 65,4 96,0 94,2 г. Россошь 1690 1923 57,0 62,9 62,1 110,4 98,7 г. Лиски 1550 1937 54,0 55,9 54,8 103,5 98,0 г. Нововоронеж 1987 1958 35,7 37,0 35,2 103,6 95,1 г. Острогожск 1652 1765 34,5 34,6 32,0 100,3 92,5 г. Бутурлиновка 1740 1917 29,3 28,6 25,8 97,6 90,2 г. Павловск 1709 1779 25,9 26,4 25,6 101,9 97,0 г. Семилуки 1615 1954 21,6 25,6 24,1 118,5 94,1 г. Калач 1716 1945 23,2 21,0 20,4 90,5 97,1 г. Бобров 1698 1779 21,3 20,8 20,0 97,7 96,2 г. Поворино 1870 1954 19,45 18,3 17,7 94,1 96,7 г. Богучар 1716 1779 8,5 13,8 13,3 162,4 96,4 г. Эртиль 1897 1963 14,1 12,9 11,9 91,5 92,2 г. Новохопёрск 1710 1779 8,0 7,6 6,9 95,0 90,8

Сельскиежители Воронежской области проживают в основном в крупных и средних по величинеселах (82% сельского населения), что снижает издержки на содержание сетисельских учреждений социальных услуг. Структура сельского расселенияВоронежской области ближе к соседней Ростовской, чем к другим регионамЦентрального Черноземья (табл. 2). Малые города и поселки городского типа,концентрирующие соответственно 10 и 8% населения региона, являются центрамипереработки сельхозпродукции своих районов и центрами массовых услуг.
Плотностьнаселения Воронежской области – 44 чел. на кв. км – достаточно высокая, но всеже меньше, чем в соседних Белгородской и Липецкой областях. Только в двухрайонах плотность населения выше средней по региону: в пригородномНовоусманском (к востоку от Воронежа) и Лискинском – 51 и 50 чел. на кв. км.Относительно редко заселены юго-восточные Петропавловский и Воробьевский районы– 13-16 чел. на кв. км.
Таблица 3 Распределениечисленности населения по полу и отдельным возрастным группам на 1 января 2009г. (тысяч человек) Мужчины и женщины в том числе Из общей численности населения мужчины женщины дети до 15 лет подростки 15-17 лет
женщины
15-49 лет
РФ 141904,0 65641,6 76262,4 21092,4 4963,0 38112,5
Воронежская
область 2270,0 1030,4 1239,6 289,3 74,8 583,4
Центральная России была иостается зоной наиболее сильной депопуляции, поэтому во всех областяхЧерноземья демографическая ситуация хуже, чем по стране в целом. В Воронежскойобласти коэффициент естественнойубыли(-7,6‰ в 2008 г.) в 3 раза превышает средний по РФ. В 2007-2008 гг. рождаемостьзаметно повысилась, но смертность сокращается медленно (рис. 1). В переходныйпериод Черноземье впервые за сто лет стало зоной миграционного притока, этозамедлило сокращение численности населения. Коэффициент миграционного приростабыл максимальным в 1993-1994 гг. (около 12‰), он даже покрывал естественнуюубыль населения. Воронежская область стала одним из регионов массовогорасселения возвратных мигрантов из стран бывшего СССР. В начале 1990-х гг. вБорисоглебск из Средней Азии организовано переехало на постоянное местожительства около 12 тыс. человек. При финансовой помощи государства переселенцысамостоятельно строили дома, обеспечивали себя рабочими местами. Однако к 2000г. федеральная поддержка свернулась. После завершения периода стрессовыхмиграций из СНГ сальдо миграций приблизилось к нулю. В последние годыкоэффициент миграционного прироста в Воронежской области ненамного вышесреднего по стране, но среди соседних регионов Черноземья она все же болеепривлекательна для мигрантов, чем Липецкая, Курская и Тамбовская, которые неимеют такого крупного регионального центра.
демографическийзаболеваемость бюджет амбулаторный
/>
В несколькихмуниципалитетах демографическая ситуация лучше, чем в среднем по области. ВНововоронеже – молодом городе, возникшем при атомной станции в 1958 г., –естественная убыль составила 3‰, в Воронеже, Россошанском и Богучарском районах- 4,5-5‰. Сильнее всего депопуляция на северо-западе области, вНижнедевицком иРепьевском районах из-за резкого постарения населения (рис. 2). Например, вРепьевском районе в 2008 г. 42% населения составляли пенсионеры. Сложнаядемографическая ситуация и во входящих в Воронежскую агломерацию Рамонском иХохольском районах, где трудоспособное население в течение последнихдесятилетий активно перемещалось в областной центр. В последние годы наиболеемиграционно привлекательны Каширский и Хохольский районы, расположенные междуВоронежом и Нововоронежом, т.е. вблизи или в пределах агломерации, а такжеюго-восточный Калачевский район (миграционный прирост 11-13‰). Сильныммиграционным оттоком выделяются Воробьевский район с самым низкой в областиоплатой труда и экономически неблагополучные Бутурлиновский район иБорисоглебский городской округ.
/>
Рис. 2. Демографическаяситуация в муниципальных образованиях в 2007-2008 гг.
Возрастная структуранаселения Воронежской области отличается высокой долей пожилых. Старшетрудоспособного возраста 25,3% населения (по стране – 21%, по ЦФО – 23,9%). Надетей до 16 лет приходится только 13,8% (по РФ – на 2% больше). Ниже среднегопо стране и доля трудоспособного населения – 61%. Поэтому демографическаянагрузка на 1000 трудоспособных одна из самых высоких в ЦФО (5 место) – 641нетрудоспособный (по данным 2007 г.). В 2000-х гг. Воронежская область былаодним из лидеров ЦФО по ожидаемой продолжительности жизни. Но темпы роста этогопоказателя невысоки, и в 2007 г. область перестала выделяться в лучшую сторонуна общероссийском фоне.
Трудовые ресурсы
Уровень экономическойактивности населения Воронежской области (62%), как и в других регионахЦентрально-Черноземного района, ниже среднероссийского (67%). Сказывается болеестарая возрастная структура и высокий уровень самозанятости среди сельскогонаселения, 42% которого относится к категории экономически неактивного (постране – 36%).
Кризис 1990-х гг. привелк тому, что структура занятых в Воронежской область вернулась чуть ли не вдоиндустриальную эпоху: в 2000 г. занятых в сельском хозяйстве было больше, чемв промышленности (табл. 7). Только к 2007 г. доля занятых в сельском хозяйствезначительно уменьшилась за счет высвобождения избыточных работников и ростазанятости в секторе услуг (с 49 до 59%). Снижение занятости в сельскомхозяйстве – естественный и необходимый процесс после избыточного инеэффективного роста аграрной занятости в 1990-е годы, когда агросектор стал«убежищем» для сельского населения и мигрантов из СНГ. Расплатой заизбыточную занятость оказалось снижение уровня оплаты труда в сельскомхозяйстве. Важно отметить, что в 2000-е гг. сокращение занятости в агросекторепроизошло за счет неэффективных сельхозпредприятий. Изменения в структурезанятости позволили поднять уровень оплаты труда в сельском хозяйстве исократить уровень бедности сельского населения. Позитивные структурные сдвигипроявляются и в развитии малого предпринимательства: доля занятых в маломбизнесе (вместе с ПБОЮЛ) в Воронежской области выше, чем в среднем по стране(25 и 20% в 2006 г.).

Таблица 4 Структуразанятых по отраслям экономики (на основе классификатора ОКВЭД), %Отрасли экономики Воронежская область Центральный ФО Россия в целом 2000 г. 2007 г. 2000 г. 2007 г. 2000 г. 2007 г. Промышленность 21,5 18,7 22,7 20,3 23,7 21 Сельское и лесное хозяйство 24,6 16,4 11,3 7,5 14,1 10,4 Строительство 5,3 5,9 7,9 8,4 6,7 7,8 Транспорт и связь 6,9 7,9 7,3 7,1 7,8 8 Отрасли социальной сферы 18,3 19,1 18,2 17,9 19,7 19,4 Торговля и другие виды услуг 23,5 32,1 32,6 38,7 28 33,4
Серьезная проблемаВоронежской области – невысокий уровень образования занятого населения. Более40% занятых не имеют профессионального образования, в основном это касаетсяначального профобразования (табл. 8). Однако следует учитывать, что данныеобследования рынка труда не всегда репрезентативны по регионам. Проблеманедостаточного профессионального образования обусловлена невысоким уровнемурбанизации, аграрным укладом жизни значительной части населения. В то же времядоля занятых с высшим образованием не отличается от средней по стране.Высококвалифицированные кадры сконцентрированы в Воронеже – крупнейшемобразовательном центре Черноземья.
Таблица 5. Уровеньобразования занятого населения в 2007 г., % (по данным обследования рынка трудаРосстата)  Доля занятых, имеющих образование: Высшее (с незаконченным) Среднее профессиональное Начальное профессиональное Среднее общее Основное и начальное Россия 27,7 26,1 18,1 22,2 5,9 Воронежская область 27,6 23,1 8,5 36,1 4,7
Уровеньбезработицы в Воронежской области быстрее всего сокращался в середине 2000-х гг., ав 2008 г. он опустился ниже среднего по стране (рис. 3). Это следствие многихфакторов – от постарения населения и ухода многочисленной когорты пожилых срынка труда до роста занятости в бюджетных услугах. По показателям занятости ибезработицы Воронежская область вряд ли может быть отнесена к депрессивным,проблема занятости в период экономического роста постепенно«рассосалась».
/>
Рис. 3. Уровеньбезработицы по МОТ в некоторых регионах ЦФО, %
Однако в период новогокризиса безработица резко усилилась – ее уровень по методологии МОТ вырос с 5%в 2008 г. до 13% в феврале 2009 г., но к лету 2009 г. этот показатель снизилсядо 8-9%. При этом Воронежская область отличалась пониженной скрытойбезработицей — в середине 2009 г. только 2,1% занятых работали неполное время(по стране – 3,4%). Это следствие пониженной доли занятых в промышленности.Именно в промышленности собственники были вынуждены использовать неполнуюзанятость как инструмент снижения издержек вместо увольнений. В отличие отсектора услуг, оптимизация занятости в промышленности была затруднена попричине давления государственных органов власти, препятствующих увольнениям.
1.2Социально-экономическое развитие Воронежской области
Уровень жизни населенияВоронежской области невысок, это показывает покупательная способность доходов (соотношениедушевых денежных доходов и прожиточного минимума). Воронежская область в 2008г. имела худшие показатели среди всех пяти субъектов Черноземья, хотя в ЦФОесть области с более низкой покупательной способностью доходов населения (рис.4). Воронежская область отличается пониженной долей легальной заработной платыв структуре доходов населения (35%, в среднем по РФ – 39%), повышенной долейсоциальных выплат (17%, в среднем по РФ – 12%), а также невысокими доходами отсобственности (6%, в среднем по РФ – 10%). Такая структура доходов типична дляменее развитых регионов.
/>
Рис. 4. Отношение душевыхдоходов к прожиточному минимуму в некоторых регионах ЦФО, %
Внутрирегиональныеразличия можно измерить только по уровню заработной платы. Средимуниципалитетов области лидерами являются Нововоронеж (на 59% вышесреднерегиональной зарплаты) и Воронеж (на 23%). Нововоронеж – типичный примерпромышленного моногорода, в котором средняя заработная плата стабильнопревышает среднерегиональную за счет более высокого уровня оплаты труда вотрасли его специализации. Стабильное положение Нововоронежской АЭС истроительство АЭС-2 позволит обеспечить более высокие заработки и в будущем. Востальных городах области уровень заработной платы почти не отличается отсреднего по области, а аутсайдерами, как и везде, являются периферийные аграрныерайоны.
Воронежская область, вотличие от остальных регионов Черноземья, имеет более сильные различия вдоходах населения: коэффициент фондов (отношение доходов 10% самых богатых кдоходам 10% самых бедных) превышает 15 раз и приближается к среднему по стране(17 раз в 2007 г.). Это следствие сильных различий в заработках жителейкрупного регионального центра и сельских занятых.
/>
Рис. 5. Отношениесреднемесячной начисленной заработной платы к среднерегиональной вянваре-декабре 2008 г.
Глава 2.Особенности медико-демографической ситуации Воронежской области
 
2.1 Показатели воспроизводстванаселения
Таблица 6/>Общие итоги естественного движениянаселенияТерритория России На 1000 населения Родившихся Умерших Естественного прироста 1995 2000 2005 2007 2008 1995 2000 2005 2007 2008 1995 2000 2005 2007 2008 РФ 9,3 8,7 10,2 11,3 12,1 15,0 15,3 16,1 14,6 14,6 -5,7 -6,6 -5,9 -3,3 -2,5 Воронежская область 7,6 8,4 8,4 9,0 9,8 17,9 18,8 18,1 17,7 17,7 -10,3 -10,4 -9,7 -8,7 -7,9
Проведя анализпоказателей естественного движения населения в Воронежской облалсти, наосновании заранее определенных критериев оценки можно утверждать, что напротяжении всего периода исследования уровень рождаемости в данном субъектеявляется невысоким, в 1995 снизившись до очень низкого. В последние годы(2007-2008) наметилась тенденция к повышению уровня рождаемости. В целом, динамикарождаемости в субъекте соответствует динамике по стране. Темпы приростарождаемости отражены в табл. 7. В 2008 году уровень рождаемости в Воронежскойобласти был ниже, чем по стране в целом на 23,4 %.
В периоде с 1995 до 2008года уровень смертности в области находится на высоком уровне. Прослеживаетсятенденция к стабилизации смертности, тогда как в целом по России в последниегоды она снижается. Темпы прироста смертности показаны в табл. 7. Однако,уровень смертности все равно остается выше, чем средний по стране (в 2008 г.выше на 21,2%).
Возрастнаяструктура населения Воронежской области отличается высокой долей пожилых.Старше трудоспособного возраста 25,3% населения (по стране – 21%, по ЦФО –23,9%). На детей до 16 лет приходится только 13,8% (по РФ – на 2% больше). Нижесреднего по стране и доля трудоспособного населения – 61%. Поэтомудемографическая нагрузка на 1000 трудоспособных одна из самых высоких в ЦФО (5место) – 641 нетрудоспособный (по данным 2007 г.).
В 2000-х гг.Воронежская область была одним из лидеров ЦФО по ожидаемой продолжительностижизни. Но темпы роста этого показателя невысоки, и в 2007 г. область пересталавыделяться в лучшую сторону на общероссийском фоне (рис. 6).
/>
Рис. 6.Ожидаемая продолжительность жизни в регионах ЦФО, лет
Воронежскаяобласть – моноэтничный регион, доля русских по данным переписи 2002 г.составляла 94,2% и даже выросла по сравнению с 1989 г. (93,3%). Доля украинцев(область имеет общую границу с Украиной) снизилась с 5 до 3% вследствиеассимиляции. В постсоветский период появилась небольшая армянская диаспора.
Таблица 7 Темпы прироста(убыли) показателей естественного движения населения (в %) Воронежская область РФ 1995 2000 2005 2007 2008 1995 2000 2005 2007 2008 Рождаемость 10,5 7,1 8,9 -6,4 17,2 10,7 7,1 Смертность 5,1 -3,7 -2,2 2 5,2 -9,3 Младенч. смертн. -35,5 -1,9 -17,2 5,3 -15,4 -28,1 -14,5 -9,5
Таким образом,проанализировав основные характеристики естественного движения населения, можносделать вывод о том, что показатели улучшились после 1995 года. Рождаемость иестественный прирост, начиная с 1995 года, имеют положительную динамику,заметно улучшились в период с 2000 по 2005 года. Показатель смертности не имееттенденции к улучшению, но также как и остальные показатели естественногодвижения населения находится на более низком уровне, чем средние показатели постране.
Рассмотрим более подробноразличные характеристики смертности населения.
Таблица 8 Умершие втрудоспособном возрасте1) в 2008 г. Всего, человек На 1000 человек населения соответствующего пола и возраста мужчины женщины мужчины женщины Российская Федерация 487835 122745 10,7 2,8 Воронежская область 8316 1796 11,8 2,7
1) Мужчины 16 — 59 лет,женщины 16 — 54 года.
Проанализировать
В отличие от общегопоказателя смертности, который стабильно выше общероссийского, смертностьнаселения в трудоспособном возрасте в Воронежской области имеет примерноодинаковый уровень. Смертность мужчин в трудоспособном возрасте на 10 % выше вобласти, чем в среднем по стране, смертность женщин ниже на 3,5 %.
Высокая преждевременнаясмертность в трудоспособном возрасте влияет на показатель продолжительностижизни в регионе:

Таблица 9 Ожидаемаяпродолжительность жизни при рожденииГод РФ ВО Все население Мужчины Женщины Все население Мужчины Женщины 1995 65,8 59,6 72,4 67,1 60,8 73,8 2004 65,3 58,9 72,3 66,1 59,4 73,7 2005 65,3 58,9 72,4 66,2 59,5 73,8 2006 66,6 60,4 73,2 67,1 60,4 74,5 2007 67,5 61,4 73,9 67,5 60,8 74,8 2008 67,9 61,8 74,2 67,8 61,3 74,8
Как видно из таблицы 9,продолжительность жизни в Воронежской области чуть выше продолжительности жизнив целом по России.
Таблица 10 Смертностьнаселения по основным классам причин смерти в 2008 г (число умерших на 100 000человек населения) Умершие от всех причин смерти из них по причинам смерти новообразования некоторые инфекционные и паразитарные болезни болезни системы кровообращения болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения внешние причины смерти РФ 1462,4 203,8 24,3 835,5 56,0 63,7 172,2 ВО 1772.0 204.6 14,2 1168.3 67.4 60,5 167.1
Основной причиной смертности вВоронежской области являются болезни системы кровообращения, которые всравнении с показателями РФ превышают их на 39,8%. Общий показатель смертностив области больше на 21,1%, чем в целом по стране.
Таблица 11 Младенческаясмертность (число детей, умерших в возрасте до 1 года)/>/> Младенческая смертность 1995 2000 2005 2006 2007 2008 РФ 24840 17339 16073 15079 14858 14436 ВО 321 207 203 158 168 177

В 2008 годуиз федерального бюджета на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье»учреждения здравоохранения Воронежской области получили денежных средств и материальныхценностей на сумму более 1,5 млрд. рублей. Более 225 млн. рублей к этой суммедобавил консолидированный бюджет региона.
Только замедицинскую помощь, оказанную в минувшем году женщинам в период беременности иродов, а также за диспансеризацию детей первого года жизни в ЛПУ области былоперечислено около 230 млн. рублей, что на 26% больше, чем в 2007 году. Пооценке экспертов, взвешенная государственная политика в решении демографическихпроблем, укрепление материальной базы службы медицинской помощи матерям и детям– важнейший фактор положительных сдвигов в этой сфере. В 2008 году число родовв Воронежской области увеличилось на 9% — на свет появилось 22178 малышей. Улучшилисьв Воронежской области и качественные показатели медицинской помощи будущиммамам. Материнская смертность в регионе снизилась на 8,3 %. Отметим, что этотпоказатель в Воронежской области сегодня значительно ниже среднего по России ипо Центральному федеральному округу. Примечательно, что и сами женщины стали вовремя беременности более внимательно относиться к своему здоровью. В прошломгоду на медицинский учет в ранние сроки встали уже 90,5% будущих мам против87,9% в 2007 году. Снизилось число женщин, не наблюдавшихся в женскойконсультации, а также количество родов вне родильного отделения. Специалистытакже отмечают уменьшение числа осложнений беременности и родов[7].
Таблица 12 Материнскаясмертность (на 100000 родившихся живыми) Материнская смертность 1995 2000 2005 2006 2007 2008 РФ 50,2 39,7 25,4 23,8 22 20,7 ВО 16,3 16,2 10,4 14,5 13,4

Материнскаясмертность — один из основных критериев качества и уровня организации работыродовспомогательных учреждений, эффективности внедрения научных достижений впрактику здравоохранения. Однако большинство ведущих специалистов рассматриваютэтот показатель более широко, считая материнскую смертность интегрирующимпоказателем здоровья женщин репродуктивного возраста и отражающим популяционныйитог взаимодействий экономических, экологических, культурных,социально-гигиенических и медико-организационных факторов. Взвешенная государственная политикав решении демографических проблем, укрепление материальной базы службымедицинской помощи матерям и детям — важнейший фактор положительных сдвигов вэтой сфере. В 2008 году число родов в Воронежской области увеличилось на 9% — на свет появилось 22 178 малышей. При этом впервые за последние 20 летколичество родов превысило число абортов. Воронежских женщин, выбравшихматеринство, оказалось в 1,2 раза больше.
Улучшились вВоронежской области и качественные показатели медицинской помощи будущим мамам.Материнская смертность в регионе снизилась на 8,3 %. Отмечается, что этотпоказатель в Воронежской области сегодня значительно ниже среднего по России ипо Центральному федеральному округу. И сами женщины стали во время беременностиболее внимательно относиться к своему здоровью. В 2008 на медицинский учет вранние сроки встали уже 90,5% будущих мам против 87,9% в 2007 году. Снизилосьчисло женщин, не наблюдавшихся в женской консультации, а также количество родоввне родильного отделения. Специалисты также отмечают уменьшение числаосложнений беременности и родов.
Необходимоотметить две группы проблем и рисков.
1. Сточки зрения формирования ресурсного потенциала области и влияния на экономикунаиболее острыми являются следующие проблемы:
низкаярождаемость;
высокийуровень смертности. Угрозу представляет тенденция большой смертности средимужчин среднего трудоспособного возраста;
продолжающаясядепопуляция, не компенсируемая миграционным приростом. Сокращение численностинаселения представляет реальную прогнозируемую угрозу абсолютного снижениячисленности трудовых ресурсов и их недостатка для удовлетворения потребностейэкономики области;
снижениечисленности и доли лиц молодежных возрастов, вследствие чего выбытие изтрудоспособного возраста старших трудовых поколений все в меньшей степеникомпенсируется молодой трудовой сменой;
идущаяопережающими темпами депопуляция сельского населения, на которую накладываетсятенденция повышенного механического оттока жителей сел в города. Особенноострой является проблема оттока наиболее активной части молодежи иневозвращения в места прежнего проживания молодых людей, получившихпрофессиональное образование в городах;
диспропорциягендерной структуры, начинающая проявлять себя уже в старшей молодежной группенаселения и представляющая угрозу его естественному воспроизводству.
2. Спозиции социально-экономических угроз: старение населения, увеличение демографическойнагрузки на лиц трудоспособного возраста. С 2009 года демографическая нагрузканачнет возрастать и к 2015 году может составить почти 900 человек на 1000трудоспособных граждан.
Таблица 13 Динамика младенческой иматеринской смертности в Воронежской области (нормируемыйинтенсивный показатель)Показатели НИП 1995 2000 2005 2006 2007 2008 Младенческая смертность 0,012 0,011 0,012 0,010 0,011 0,012 Материнская смертность 0,32 0,40 0,43 0,65 0,64

Анализируя НИП, можносделать вывод, что уровень материнской смертности в Воронежской области значительнониже среднего в РФ (в 2008 году на 35,2 %), что характеризует болееблагоприятную ситуацию региона в этой сфере.
Таким образом, анализпоказателей младенческой и материнской смертности говорит об их пониженномуровне по сравнению со средним по стране. Также в данных показателяхотсутствуют четкие тенденции. Это можно объяснить тем, что регион среднейчисленности.
Цели,задачи и приоритеты стратегии в сфере демографии.
Исходяиз анализа ситуации и демографических тенденций, стратегической целью демографическойполитики Воронежской области на период до 2020 года определяется созданиеусловий для обеспечения простого воспроизводства населения, стабилизации егодемографической структуры и формирования на этой основе необходимых экономикетрудовых ресурсов.
Этацель достигается на основе решения следующих задач:
повышениярождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,10−2,15рожденных детей в среднем на одну супружескую пару, общего коэффициентарождаемости – до 12 чел. на 1000 чел. населения);
снижениясмертности − до 15,5 чел. на 1000 чел. населения;
стабилизациипоказателя среднегодовой естественной убыли населения на величине не более0,3-0,4 %;
обеспечениямеханического прироста населения до величины, компенсирующей его естественнуюубыль не менее чем на 50−60 %;
стабилизациичисленности населения области на этой основе;
обеспечениядопустимой для экономики области демографической нагрузки.
Приоритетныминаправлениями демографической политики на период до 2020 года являются:
1.Повышение рождаемости и укрепление института семьи, сохранение и укреплениерепродуктивного здоровья населения.
2.Снижение уровня смертности, в первую очередь среди детей, подростков и лицтрудоспособного возраста, увеличение продолжительности жизни населения.
3.Создание условий для стабилизации демографических процессов в сельскойместности.
4.Создание условий для переселения в область граждан репродуктивного возраста изчисла соотечественников, проживающих за рубежом, управление трудовой миграцией.
Основноевнимание в демографической политике должно быть обращено на контроль ирегулирование следующих индикаторов:
численностьпостоянного населения;
ожидаемаяпродолжительность жизни на-селения;
общийкоэффициент рождаемости на 1000 населения;
суммарныйкоэффициент рождаемости в расчете на одну женщину репродуктивного возраста;
общийкоэффициент смертности на 1000 населения;
коэффициентмладенческой смертности на 1000 детей, родившихся живыми;
коэффициентмиграционного прироста (убыли) на 10 тыс. населения;
коэффициентобщего прироста (убыли) на 10 тыс. чел. населения.
2.2 Показатели заболеваемости
УправлениеРоспотребнадзора по Воронежской области сообщало, что по даннымсоциально-гигиенического мониторинга за период 2000-2008 гг. отмечаласьтенденция роста показателя первичной заболеваемости.
Анализ данныхсоциально-гигиенического мониторинга за 2008 год показал, что территориямириска по уровню первичной заболеваемости болезнями органов дыхания у взрослогонаселения являются Каменский, Новоусманский, Павловский, Семилукскиймуниципальные районы и городской округ г. Воронеж. Рост показателя первичнойзаболеваемости отмечается у детей – болезнями органов дыхания, инфекционными ипаразитарными болезнями при относительно высокой степени достоверностиаппроксимации; у подростков – травмами, отравлениями, болезнями костно-мышечнойсистемы и соединительной ткани, болезнями кожи и подкожной клетчатки, глаза иего придаточного аппарата; у взрослых – болезнями мочеполовой системы иболезнями системы кровообращения.
Таблица 14/>Первичная заболеваемость в динамике (зарегистрированобольных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения) 1995 2000 2005 2007 2008 РФ 676,0 730,6 745,9 771,0 772,0 ВО 522,4 504,0 534,3 534,6 527,1
Из табл. 14 видно, что посравнению со средним уровнем по стране уровень первичной заболеваемости вВоронежской области является значительно более низким. В 1995 году уровеньпервичной заболеваемости в области был ниже общего на 22,7%, в 2005 – на 28,3%,в 2008 – на 31,7 %.
Таблица 15 Темп прироста (убыли) показателяпервичной заболеваемости 1995 2000 2005 2007 2008 РФ 8,1 2,1 3,3 0,1 ВО -3,5 6,0 0,01 -1,4
Как видно из табл. 15 впериод с 1995 до 2005 года прослеживается тенденция роста первичной заболеваемостив Воронежской области. В 2008 году в области произошло снижение данногопоказателя.

/>
Рис. 6. Структура первичнойзаболеваемости населения по группам болезней
Как видно из рис. 6основными в структуре первичной заболеваемости населения являются болезниорганов дыхания.
 
Таблица 16 Контингенты больныхпсихическими расстройствами и расстройствами поведения по субъектам РоссийскойФедерации (численность больных, состоящихна учете в лечебно-профилактических учреждениях; на конец года) Всего, человек На 100 000 человек населения 2000 2005 2007 2008 2000 2005 2007 2008 Российская Федерация 1938557 1783568 1730460 1695831 1334,1 1259,7 1218,6 1195,1 Воронежская область 32958 26186 15776 15589 1360,6 1131,8 1088,4 1082,7
Из вышеприведенной таблицы видно, чточисленность больных психическими расстройствами и расстройствами поведения вВоронежской области, начиная с 2000 падала, так же, как и общероссийская,которая характеризуется постоянной тенденцией к снижению. Если анализироватьэтот показатель на 100000 человек населения, то становится понятным, что егоуровень меньше средний по стране (в 2008 году он ниже, чем общероссийский на9,4%). Данная проблема тесно связана и зависит от уровня заболеваемостиалкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
Таблица 17 Контингенты больныхалкоголизмом и алкогольными психозами по субъектам Российской Федерации (численность больных, состоящих на учете влечебно-профилактических учреждениях; на конец года) Всего, человек На 100 000 человек населения 2000 2005 2007 2008 2000 2005 2007 2008 Российская Федерация 2190852 2190674 2115811 2082656 1507,7 1547,2 1489,9 1467,7 Воронежская область 35829 37402 28477 27817 1479,1 1616,6 1964,6 1932,1
Численность больныхалкоголизмом и алкогольными психозами в Воронежской области по сравнению с 2000годом резко увеличилась, данный показатель на 100000 человек населения имееттенденцию к снижению после 2007 года. Необходимо отметить, что общероссийскийпоказатель не характеризуется ярко выраженной тенденцией к снижению, но по сравнениюс ним область имеет чрезвычайно большой уровень заболевания алкоголизмом. В2008 году этот уровень был на 31,6% выше.
Таблица 18 Контингенты больныхнаркоманией по субъектам Российской Федерации (численность больных, состоящихна учете в лечебно-профилактических учреждениях; на конец года) Всего, человек На 100 000 человек населения 2000 2005 2007 2008 2000 2005 2007 2008 Российская Федерация 269064 327965 338732 341885 185,2 231,6 238,5 240,9 Воронежская область 2959 4094 846 856 122,2 177,0 58,4 59,5

Численность больных наркоманией, вотличии от общероссийской тенденции к повышению, имела пик в 2005 году, послечего резко снизилась. Анализ этого показателя на 100000 человек населенияпоказывает, что по сравнению с 2000 годом в 2008 его уровень стал ниже на105,3%. По сравнению со средним уровнем по стране этот показатель в Воронежскойобласти на порядок ниже (в 2008 году – ниже в 4 раза).
2.3 Показатели инвалидности
Таблица 19 Общаячисленность инвалидов по субъектам Российской Федерации (на 1 января) Всего, тыс. человек На 1000 человек населения 2006 2007 2008 2009 2006 2007 2008 2009 Российская Федерация 12544 13014 13104 13074 87,9 91,5 92,3 92,1 Воронежская область 248 265 270 265 107,2 115,5 118,4 116,7
В период с 2006 по 2009численность инвалидов в Воронежской области возросла на 6,8%, в сравнении счисленностью по Российской Федерации, которая увеличилась на 4,2%.
Таблица 20Численностьлиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами, по субъектамроссийской федерации (человек) 2000 2005 2007 2008 Российская Федерация 1109073 1799022 1108656 966285 Воронежская область 17791 38225 23273 16176
При анализе показателя численности лиц впервые признанныхинвалидами становится видно, что в 2000 году в Воронежской области его уровеньбыл ниже, чем в последующие годы. Сложно выделить четкие тенденции как вобласти, так и в целом по стране, но начиная с 2005 года произошло снижениепоказателя (табл.20).

Таблица 21 Темп прироста (убыли) численности лиц, впервыепризнанных инвалидами(%)  2000 2005 2007 2008 РФ 62,2 -38,3 -12,8 ВО 114,8 -39,1 -30,4
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в РФчисленность лиц, впервые признанных инвалидами, имеет тенденцию к снижению, нона данный момент находится на более высоком уровне, чем в 2000 году. Ачисленность лиц, впервые признанных инвалидами, на 10 000 человек населения вВоронежской области составляет всего лишь 38,5% от общероссийского уровня, чтосвидетельствует о значительно лучшей ситуации в этой области в регионе.
Меры и механизмы регулирования демографической политики вВоронежской области
Мерыреализации Стратегии демографической политики Воронежской области на период до2020 года предусматривают обеспечение четырех основных направлений:
1.Сохранение человеческого капитала.
2.Стимулирование рождаемости, укрепление семьи и повышение престижа семьи исемейных ценностей.
3.Улучшение миграционной ситуации.
4.Повышение качества жизни населения области как средство смягчения негативныхтенденций в демографических процессах.
Реализациястратегических целей и задач, кардинальное улучшение демографической ситуации вВоронежской области требует проведения комплекса мер, относящихся к сфере государственногорегулирования:
координациимероприятий и сбалансирования показателей демографической исоциально-экономической политики;
разработкии реализации ОЦП «Демографическое развитие Воронежской области на периоддо 2020 года»;
реализацииОЦП «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую областьсоотечественников, проживающих за рубежом»;
разработкии реализации программ и мер управления трудовой миграцией, использования вобласти иностранной рабочей силы;
улучшениясреды проживания в населенных пунктах области;
ресурсного(финансового, материального, кадрового, организационного и др.) обеспечениямероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, здоровьянаселения, поддержку семьи, материнства и детства и т.д.
Информационнойосновой развития областной демографической политики является проведениесоциально-демографических исследований, направленных на выявлениетерриториальных и категориальных особенностей и причин депопуляции, изучениеотраслевой и территориальной специфики миграционных процессов, направленийэффективного использования труда мигрантов, целесообразной доли замещениятрудовых ресурсов области трудом мигрантов и др.
Слабаяуправляемость демографических процессов, их инертность определяют необходимостьзаблаговременного формирования социально-экономических механизмов регулированиядемографических процессов с использованием наиболее управляемых факторов.
Реализациямероприятий ОЦП и ведомственных целевых программ по улучшению уровня и качестважизни населения, региональной и муниципальных программ экономического и социальногоразвития, приоритетных национальных проектов в сфере образования,здравоохранения, развития АПК и улучшения жилищных условий также обеспечит повышениеуровня и качества жизни населения и окажет положительное влияние на развитиедемографической ситуации.
Глава 3.Характеристика состояния здравоохранения Воронежской области
 
3.1 Расходыконсолидированных бюджетов субъектов РФ на здравоохранение и спорт
Таблица 22/>Расходы на здравоохранение и спорт Миллионов рублей На 1 жителя (млн. руб.) 2007 2008 2007 2008 Расходы – всего 755021,5 784518,5 5,3 5,5 Воронежская область 8426,7 8738,8 3,7 3,8
 
Из данных, приведённых в табл. 22, видно, что в Воронежскойобласти относительно высокий уровень расходов консолидированного бюджетаобласти на здравоохранение. По общей величине расходов консолидированного бюджета наздравоохранение и физическую культуру Воронежская область устойчиво занимала в2001 и 2004 гг. 3 место среди регионов ЦФО (после г. Москвы и Московскойобласти), 1 место в ЦЧР.
Даже с учетомчисленности населения (по этому показателю Воронежская область занимает третьеместо в ЦФО после Москвы и Московской области), оказывается, что по расходамконсолидированного бюджета на душу населения область занимает 6-7 место (вместес Тульской областью) среди регионов ЦФО. В ЦЧР она уступает только Липецкойобласти.
Область имеетвысокую динамику роста бюджетных расходов: за период 2001-2004 гг. — ониувеличились в 2,48 раза. Для сравнения: увеличение этого показателя в РФсоставило 2,0, в ЦФО — 2,1.

3.2 Поступление и расходование средств Территориальных фондовобязательного медицинского страхования
Таблица 23 Поступлениеи расходование средств Территориальных фондов обязательного медицинскогострахования (миллионоврублей) Поступление Расходование 2007 2008 2007 2008
Российская Федерация1) 444846,7 536969,2 440064,0 531172,2 Воронежская область 5460,0 6343,4 5438,7 6112,8
1) Включая данные по ЗАТО.
Из данных, приведенных в табл. 23, можно увидеть, что вВоронежской области присутствует недостаточность ресурсов, необходимых дляфинансирования программы государственных гарантий, областных целевых программразвития здравоохранения. О недостаточности ресурсов, необходимых для финансированиятерриториальной программы государственных гарантий свидетельствуют следующиеданные. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программыгосударственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг вВоронежской области в 2004 г. 68,4%, 2005 г. — 77%, тогда как соответствующийобщероссийский показатель составлял соответственно 82% и 80%. Для сравненияприведем данные по другим регионам. Так, в Белгородской области в 2005 г.значение названного показателя — 79%, Липецкой — 92% [9].
Недофинансированиеотличает и современную практику реализации областной целевой программы «Развитиездравоохранения Воронежской области на 2003-2006 годы и на период до 2010 года»в 2003-2006 годах. Общий объем финансирования программы за 2003-2006 годысоставил 936,5 млн. руб. (43,1% от запланированного программой), из них:федеральный бюджет — 443,8 млн. руб. (87,3% от запланированного), областнойбюджет — 286,3 млн. руб. (19,8% от запланированного), местные бюджеты — 54,3млн. руб. (в 2,4 раза больше запланированного), средства ТФОМС — 152,4 млн.руб. (75,7% от запланированного)[3].
Анализпрактики финансирования всего комплекса целевых программ развитияздравоохранения в Воронежской области позволяет зафиксировать следующиемоменты:
— отсутствуетполномасштабное финансирование программ. Ни одна из них не профинансированаполностью. Общее финансирование в 2005 и 2006 годах составило 23,6 и 55,5%% отутвержденного;
— существенноразличается мультипликационный эффект привлечения бюджетных средств: в 2005году на 1 рубль средств областного бюджета на реализацию ОЦП по здравоохранениюдополнительно было привлечено из всех источников от 1 до 99,7 рубля поразличным программам;
— наблюдаетсяснижение мультипликационного эффекта, причем в некоторых случаях такая динамикаоказывается достаточно заметной. Например, по программе «Неотложные мерыборьбы с туберкулезом в Воронежской области на 2005-2009 годы» в 2005 годуна 1 рубль средств областного бюджета дополнительно было привлечено из всехисточников 99,7 рублей, а в 2006 году — только 4,4 рубля;
— понекоторым программам вообще не предусматривается использование внебюджетныхисточников (например, «Малая энергетика в здравоохранении»), чтопротиворечит идеологии ОЦП, предусматривающей принцип многоканальногофинансирования;
— ряд ОЦПносят декларативный характер. Они разработаны, утверждены областной Думой, нофактически не финансируются (например, программа «Формирование здоровогообраза жизни»).

Таблица 24 Поступление ирасходование средств ТФОМС в расчете на 1 жителя (миллионов рублей) Поступление Расходование 2007 2008 2007 2008 РФ 3,13 3,78 3,09 3,74 ВО 2,39 2,79 2,38 2,69
Уровень поступления ирасходования средств на 1 жителя показывает незначительные изменения,произошедшие в 2007-2008 годах. Если сравнить его с общероссийским уровнем, тоон меньше. Финансирование здравоохранения и спорта в Воронежской области и поступлениеи расходование средств ТФОМС имеют схожие тенденции. Эти показатели былинемного увеличены в 2008 году по сравнению с 2007 годом. При расчете их на 1жителя области видно, что уровень финансирования меньше, чем общероссийскийуровень.
Таблица 25 Инвестиции в основной капитал, направленные наразвитие здравоохранения,по субъектам Российской Федерации1) 1995 2000 2005 2007 2008 Российская Федерация 7655 34244 94806 169924 206871 Воронежская область 43,6 156,4 930,4 1913,2 3192,1
1)С 2000 г. по субъектам Российской Федерации – без субъектов малогопредпринимательства и параметров неформальной деятельности.
В Воронежскойобласти можно отметить относительновысокую динамику роста инвестиций в основной капитал. За период2000-2008 гг. объем инвестиций в основной капитал здравоохранения увеличился в20,4 раза. Заметим, что рост этого показателя в РФ за тот же период составилприблизительно 6,1. По объему инвестиций в основной капитал отрасли Воронежскаяобласть в 2002, 2003, 2004 гг. устойчиво занимала 4 место в ЦФО.

3.3 Обеспеченность населениямедицинскими кадрами
Таблица 26 Среднесписочная численность работников организацийздравоохранения (тысяч человек) Тысяч человек /> 1995 2000 2005 2007 2008 РФ 4285,8 4403,2 4357,3 4450,9 4459,5 ВО 74,4 75,1 74,6 77,2 77,2
Среднесписочнаячисленность работников организаций здравоохранения в Воронежской области впериод с 1995 по 2008 снизались на 2,8 тысяч (табл. 34). Главная проблема воронежской медицины — нехватка персонала.
Воронежские выпускники Медицинской академии не желают работать поспециальности.
Главной проблемой, по словамзаместителя руководителя департамента здравоохранения Воронежской области,является нехватка государственных медицинских работников. Так, за 11 лет,Воронежская академия имени Бурденко выпустила 778 врачей, из которых работатьпо специальности пошли только 518 человек.
Многиевыпускники не желают работать в медицинских учреждениях, а государствопродолжает тратить на обучение будущих врачей немалые деньги. На оснащенностьмедицинских учреждений по Воронежу и области было потрачено 24,5 миллиона рублей. Однако частькупленного оборудования простаивает без действия из-за отсутствия врачей общейпрактики.
Дефицит иузких специалистов. В Аннинском, Верхнехавском, Бутурлиновском и других районахобласти не хватает около половины специалистов. В основном, это окулисты,урологи, кардиологи, дерматологи и хирурги. Устарело и 50 процентов дезинфицирующего оборудованиявбольницах и поликлиниках.
Частонаселение жалуется на долгий приезд скорой помощи по вызовам. Оказывается, чтона 10 000 жителей полагается одна бригада скорой помощи. Однако, например вВоронеже, одна бригада обслуживает гораздо большее количество человек, а в 11районах области вообще нет бригад скорой. На вызовы выезжает только фельдшер иводитель.
В прошлом,2009 году, медицинские учреждения потеряли 107 миллионов рублей только наштрафах за несоблюдение правил и норм. Явные нарушения найдены и средиработников призывной комиссии. Так, например, один молодой человек в селе НоваяУсмань Воронежской области наблюдался у одного и того же невропатолога втечение 6 лет подряд. Каждый год у призывника обнаруживали сотрясение мозга.Это продолжалось вплоть до окончания призывного возраста молодого человека.
К сожалению,такой случай «откоса»от службы в армии далеко не единичный. Сегодня кпроблемам медицинских нарушений прибавилась и проблема нежелания студентовмедицинских учреждений работать по выбранной специальности.
Для работы врегионах выпускникам предоставляется жилье, высокая заработная плата и отличныеэкологические условия. Вот только пока никто из будущих врачей не спешитпокидать Воронеж и ехать в глухие деревни и села даже в хороший дом и навысокий оклад.
Таблица 27 Среднемесячная номинальная начисленная заработнаяплата работников организаций здравоохранения (рублей;1995 гг.– тыс. руб.) 1995 2000 2005 2007 2008 Российская Федерация 348,4 1370,9 5905,6 10036,6 13048,6 Воронежская область 231,3 924,3 3971,2 6542,5 8312,5
Начисленная заработная плата работников организацийздравоохранения Воронежской области ниже, чем средняя зарплата данныхспециалистов по стране. Величина прожиточного минимума в 2008 году в РФ была4693 руб., а в Воронежской области – 4180 руб. Соотношение заработной платы спрожиточным минимумов соответственно – 278% в среднем по РФ и 198% в области.Следовательно, если сравнивать заработную плату с прожиточным минимумомрегиона, то соотношение в Воронежской области меньше, чем в целом по России.
Таблица 28/>Численностьврачей всех специальностей/>/> Тысяч человек На 10000 человек населения (на конец года, человек) 1995 2000 2005 2007 2008 1995 2000 2005 2007 2008 Российская Федерация 653,7 680,2 690,3 707,3 703,8 44,4 46,8 48,8 49,8 49,6 Воронежская область 11,5 12,0 12,5 12,5 11,9 46,2 49,6 54,2 55,0 52,6
В период с 2007 по 2008 произошло снижение численность врачейв воронежской области.
Важнымпреимуществом Воронежской области является наличие в ней медицинского вуза — государственной медицинской академии (ВГМА) имени Н.Н. Бурденко, обеспечивающейподготовку не только специалистов для системы здравоохранения, но и кадры длямедицинской науки. Созданные на базе академии кафедры последипломной подготовкиобеспечивают переподготовку практикующих специалистов и руководящего звена.
Существеннаяхарактеристика деятельности ВГМА — обучение по целевому набору из сельскихрайонов за счет средств областного бюджета.
Следуетотметить также, что за счет регионального бюджета осуществляется целеваяподготовка 80% сестринского персонала в пяти средних медицинскихобразовательных учреждений области />[1].
Таблица 29 Темп прироста (убыли) количества врачей 1995 2000 2005 2007 2008 РФ 4,1 1,4 2,4 -0,5 ВО 4,3 4,1 -4,8

Небольшое увеличение численности врачей произошло в период с1995 по 2000 год (табл. 29), что соответствует периоду активного развитиярегиона. Причем уровень обеспеченности населения врачами составляет в % от общероссийского:в 1995 году -104,1 %, в2000 — 105,9 %, в 2005 — 111,1%, в 2007 – 110,4%, в 2008 -106 %. Средняяарифметическая – 107,5%, что говорит о более высоком уровне обеспеченностинаселения области врачами.
Таблица 30 Численность среднего медицинского персонала />/> Тысяч человек На 10000 человек населения (на конец года, чел.) 1995 2000 2005 2007 2008 1995 2000 2005 2007 2008 РФ 1628,8 1563,6 1529,8 1542,5 1511,2 110,8 107,6 108,0 108,6 106,5 ВО 27,7 27,6 27,8 27,9 26,7 110,2 107,2 109,1 110,0 107,9
Показатель численности среднего медицинского персонала на10000 человек населения в РФ имел тенденцию к снижению с 2000 по 2008 год. ВВоронежской области с 2000 по 2007 год наблюдалось увеличение этого показателя,но в 2008 году она снова уменьшилась (табл. 30). Прирост численности среднегомедицинского персонала, также как и численности врачей, наблюдался в период с2000 по 2005 год. Если сравнивать показатель обеспеченности населения областикадрами с общероссийским уровнем, то он составлял в 1995 году – 99,4%, в 2000 –99,6%, в 2005 – 101,1%, в 2007 – 101,2%, в 2008 году – 101,3%. Средняяарифметическая – 100,5%, что говорит о похожем обеспечении Воронежской областисредним медицинским персоналом как и по РФ.
Таблица 31 Темпы прироста (убыли) среднего медицинского персонала 1995 2000 2005 2007 2008 РФ -4,0 -2,1 0,8 -2,0 ВО -0,3 0,7 0,3 -4,3
В программе «Развитие здравоохранения Воронежской области на2003-2006 годы и на период до 2010 года» определены следующие основныезадачи в сфере кадрового обеспечения: приближение врачебной помощи к сельскимжителям; повсеместное создание и разукрупнение врачебных участков; созданиеинститута врачей общей практики (семейных врачей); закрепление медицинскихкадров в сельской местности.3.4 Больничные и амбулаторно-поликлинические учреждения
Таблица 32 Число больничных учреждений 1995 2000 2005 2007
20081) Российская Федерация 12064 10704 9479 6777 6545 Воронежская область 212 199 146 84 80
В период 1995-2008 произошло значительное сокращение числабольничных учреждений на 62,2 %. Сегодня в системе здравоохранения Воронежскойобласти работают 185 больничных учреждений на 23826 коек. В областифункционируют: 32 центральных районных больниц, 94 участковые больницы,областная клиническая больница №1, областная больница №2, областная детскаяклиническая больница №1, №2, больница скорой медицинской помощи, 15 диспансеровсо стационарами и ряд других специализированных учреждений. В области трудятся12088 врачей, имеют почетное звание 65 медицинских работников. Несмотря наналичие в области Воронежской государственной медицинской академии и 5-тисредних образовательных медицинских учреждений перед областью стоит проблема,связанная с диспропорцией в обеспеченности медицинскими кадрами городской исельской местности. О развитии инновационных процессов в здравоохранениисвидетельствует большое количество инновационных проектов Воронежской области всфере здравоохранения — более пятидесяти в 2006 году. В области разработаны,внедрены в производство и практическую медицинскую деятельность новые методылечения заболеваний, новые медицинские приборы и лекарственные средства[2]. Внедрены телемедицина, геоинформационные технологии,дистанционный кардиомониторинг. Достаточно высок уровень развития в регионеинформационных технологий в управлении здравоохранением.
Таблица 33 Число больничных учреждений по формамсобственности по субъектам Российской Федерации в 2008 г. Государственные медицинские учреждения – всего в том числе Негосударственные медицинские учреждения из них частные Медицинские подразделения негосударственных немедицинских учреждений Минздравсоцразвития России прочих министерств и ведомств Российская Федерация 6278 6067 211 253 120 8 Воронежская область 76 74 2 4 - -
Нанастоящее время на территории области осуществляют деятельность 880 частныхмедицинских учреждений:
помедицинской деятельности – 491 организация (юридические лица – 302,индивидуальные предприниматели – 189);
пофармацевтической деятельности – 389 организаций (юридические лица – 252,индивидуальные предприниматели – 137).
Рольчастной медицины в Воронежской области оценить сложно, на традиционные методылечения ее конкуренция не влияет. В то же время идет наращивание объемныхпоказателей в негосударственной системе здравоохранения. Доля платных посещенийиз всего количества посещений в 2009 году составляет 7,6%, в 2008 году – 8,0%.
Таблица 34 Число больничныхкоек Тысяч коек На 10000 человек населения 1995 2000 2005 2007 2008 1995 2000 2005 2007 2008
РФ 1850,5 1671,6 1575,4 1522,1 1398,5 125,8 115,0 111,3 107,2 98,6 ВО 31.9 25.5 25.3 24.4 21.6 128,0 119,7 109,3 106,9 95,1

Следуетотметить, что уменьшение количества больничных коек и наращивание мощности АПУсвязано с реализацией Постановления администрации области от 9.08.2002г. № 738 «Обоптимизации структуры медицинской помощи населению Воронежской области»,которое обозначило приоритетной задачей в организации здравоохранения всемерноеразвитие активных форм первичной медицинской помощи, приближение ее к населениюобласти.
Важнымнаправлением структурной перестройки отрасли явилось сокращение экономическималоэффективных больниц и приближение численности стационаров и их коечногофонда к расчетным потребностям населения в больничной помощи. Структурнаяреорганизация больничных учреждений была направлена на оптимизацию сети больници приведение их коечного фонда к величине, достаточной для реализации объемастационарных услуг, предусмотренных Программой государственных гарантий.
Другоенаправление структурной перестройки здравоохранения региона — приоритетноеразвитие стационарозамещающей медицинской помощи.
При заметномсокращении числа стационаров при больницах (со 116 до 10) и числа пролеченных вних больных (в 32,7 раза) стационары при АПУ не только компенсировали такоеснижение, но и обеспечили общий рост пролеченных больных. Так, если в 2001 г.численность пролеченных больных во всех стационарах составила 102 837 человек,то в 2005 г. — 146270 человек.
Стационарыпри АПУ имеют существенно более высокий КПД: одно место в них обеспечилолечение 30,5 больных. Значение аналогичного показателя в стационарах прибольницах — 14,7.

Таблица 35 Темпы прироста (убыли) обеспеченности населениякоечным фондом 1995 2000 2005 2007 2008 РФ -9,6 -5,7 -3,3 -8,1 -9,6 ВО -20,1 -0,7 -3,5 -11,4 -20,1
В Воронеже приняторешение о сокращении числа коечных мест в городских стационарах. По мнениюруководителя. Реструктуризация коечного фонда городских больниц позволитувеличить расходы на питание и лекарства.
Объем медицинской помощисокращаемого профиля не изменился. Поэтому будет расширено число мест в дневныхстационарах, поскольку большинство больных по вышеуказанным группам заболеванийне нуждаются в круглосуточном пребывании в стационаре. Более того, мировая ироссийская практика показывает, что основной объем медицинской помощи людиполучают именно в поликлиниках и дневных стационарах. За счет высвободившихсяпомещений будет решен дефицит площадей, а также расширены оставшиеся отделения.Принимаемые меры позволят сократить скученность больных, которая иногдавозникает в больницах.
Таблица 36 Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений 1995 2000 2005 2007 2008 РФ 21071 21254 21783 18301 15625 ВО 347 336 440 218 148
Существенная часть зданий больниц, а также поликлиник,входящих в состав больничных учреждений и самостоятельных АПУ требуеткапитального ремонта (соответственно 23,9% и 24,0%), заметная доля лечебныхучреждений лишена стандартного набора коммунальных услуг — водопровода (7,3% и13,2%), горячего водоснабжения (35,8% и 51,5%), центрального отопления (7,0%,17,0%), канализации (7,0%, 17,0%). Нередки случаи, когда отсутствует телефоннаясвязь (7,3% и 4,4%).
В характеристикесуществующей асимметрии обратим внимание на следующее. Город Воронежаккумулирует 72,5% всей численности врачей региона. Около 70% муниципальныхрайонов области имеет долю в общей численности врачей Воронежской области, непревышающую 1%. Разрыв в обеспеченности врачами на 10 000 человек населения впериод 2002-2005 гг. увеличился: в 2002 г. превышение максимального значенияпоказателя (92,5) над минимальным (13,7) составляло 6,8 раза, в 2005 г. — 7,5раз (соответственно, 98,0 и 13,0). Если не учитывать уровень обеспеченностиврачами г. Воронежа, то диапазон значений этого показателя по муниципальнымрайонам области также остается значительным и растет. Так, в 2002 г. превышениемаксимального значения над минимальным (соответственно 34,9 и 13,7) составляло2,5 раза, то в 2005 г. — 2,7 раза (соответственно, 34,8 и 13,0).
Об уровнеасимметрии свидетельствуют данные о мощности амбулаторно-клиническихучреждений. Так, в 2005 г. действующие в области 324 АПУ имели общую мощность43279 посещений в смену, в том числе, в сельской местности (там проживает около38% жителей региона) их мощность составила 10227 посещений, т.е. 23,6 от общеймощности [5].
Таблица 37 Мощность врачебных амбулаторно-поликлиническихучреждений на 10 000 человек населения (число посещений в смену) 1995 2000 2005 2007 2008 Российская Федерация 235,1 243,2 256,9 258,7 257,3 Воронежская область 184,3 193,2 212,7 225,0 216,9
В Воронежской области наблюдается ограниченная мощность АПУ.По этому показателю Воронежская область занимает 15 место в ЦФО. Мощность ееврачебных амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 83,5% от среднегозначения показателя по РФ, 76,5% по ЦФО. Следует заметить, что мощность АПУВоронежской области является самой низкой в ЦЧР.
Выводы:
Конкретные изменения необходимо осуществить для улучшение ситуации поздравоохранению в Воронежской области:
· Следует повыситьпрестижа труда медицинских работников первичного звена здравоохранения;участковая служба должна бать обновлена молодыми квалифицированнымиспециалистами
· Первичнуюмедицинскую помощь следует сделать более доступной и качественной
· Требуетсяповысить квалификацию участковых врачей
· Амбулаторно-поликлиническиеучреждения должны получить необходимое диагностическое оборудование и какследствие этих мер снизятся сроки ожидания диагностических исследований
· Необходимо поставитьв регион новые машины скорой помощи, вследствие чего должна повыситьсяоперативность работы службы скорой помощи
· Следуеторганизовывать дополнительную бесплатную иммунизацию населения
· Так нужно, что быбыло организованно массовое обследование новорожденных детей на наследственныезаболевания
· Требуетсяудовлетворить острую необходимость в строительстве новых медицинский центров,благодаря которым снизятся сроки ожидания и повысится доступность дорогостоящей(высокотехнологичной) медицинской помощи, особенно для жителей удаленныхрайонов
Заключение
На данныймомент статистические данные отражают достаточно неблагополучное состояниездоровья населения России, а преобладание смертности над рождаемостью вбольшинстве регионов страны свидетельствует о развитии процесса депопуляции. Попрогнозу Госкомстата России, за период 1999-2016 гг. численность населениястраны может уменьшиться на 11,5 млн. человек.
В результате написания данной курсовой работы былипроанализированы различные тенденции, которые описывают состояниемедико-демографической ситуации в Воронежской области в последние годы.Положительные моменты заключаются в том, что показатели, смертности,инвалидности и рождаемости немого лучше средних по стране. Ключевые проблемысостоят в повышенном уровне смертности в трудоспособном возрасте, достаточновысоком уровне заболеваемости населения и нехватка государственных медицинскихработников. В результате анализа социально-экономического развития области иего сравнения с медико-демографическими показателями были выявлены достаточночеткие зависимости. Они проявились в значительном улучшении демографической ситуациив период с 2000 по 2007 год, который соответствует периоду наиболее активногоэкономического развития области. По основным проблемам, главным образом,связанным с заболеваемостью населения, были приняты программы, которые имеетцелью снижение распространенности таких заболеваний как алкоголизм, злокачественныеновообразования и другие.
Исходяиз анализа ситуации и демографических тенденций, стратегической цельюдемографической политики Воронежской области на период до 2020 годаопределяется создание условий для обеспечения простого воспроизводстванаселения, стабилизации его демографической структуры и формирования на этойоснове необходимых экономике трудовых ресурсов.
Эта цельдостигается на основе решения следующих задач:
повышениярождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,10−2,15рожденных детей в среднем на одну супружескую пару, общего коэффициентарождаемости – до 12 чел. на 1000 чел. населения);
снижениясмертности − до 15,5 чел. на 1000 чел. населения;
стабилизациипоказателя среднегодовой естественной убыли населения на величине не более0,3-0,4 %;
обеспечениямеханического прироста на-селения до величины, компенсирующей его естественнуюубыль не менее чем на 50−60 %;
стабилизациичисленности населения области на этой основе;
обеспечениядопустимой для экономики области демографической нагрузки.
Приоритетныминаправлениями демографической политики на период до 2020 года являются:
1.Повышение рождаемости и укрепление института семьи, сохранение и укреплениерепродуктивного здоровья населения.
2.Снижение уровня смертности, в первую очередь среди детей, подростков и лицтрудоспособного возраста, увеличение продолжительности жизни населения.
3.Создание условий для стабилизации демографических процессов в сельскойместности.
4. Созданиеусловий для переселения в область граждан репродуктивного возраста из числасоотечественников, проживающих за рубежом, управление трудовой миграцией.
Оценка состояние здравоохранения Воронежской областипоказала, что такие показатели, как уровень финансирования, обеспеченностьнаселения кадрами, коечным фондом, мощность амбулаторно-поликлинических учрежденийнаходятся на более низком уровне, чем в среднем по России. Но сохраняютсяпроблемы с оснащенностью учреждений здравоохранения, наличием необходимогомедицинского оборудования в местных больницах, однако в области разработаны,внедрены в производство и практическую медицинскую деятельность новые методылечения заболеваний, новые медицинские приборы и лекарственные средства.Внедрены телемедицина, геоинформационные технологии, дистанционныйкардиомониторинг. Достаточно высок уровень развития в регионе информационныхтехнологий в управлении здравоохранением.
Такимобразом, основные пути совершенствования ситуации в области здравоохранения дляВоронежской области заключаются в повышении ее качества и эффективности за счетпереоснащения учреждений здравоохранения; в повышении доступности медицинскойпомощи всему населению региона и повышения квалификации медицинскихспециалистов. Одним из важных направлением является развитие исовершенствование системы профилактических мероприятий основных классовзаболеваний и улучшения качества методов раннего выявления заболеваний. А такженеобходимо уделять особое внимание санитарной культуре населения, уровню осведомленностии образованности в области здравоохранения, пропаганде здорового образа жизни.
Списокиспользуемой литературы
1. Воронежскийкурьер. — 2007. — №89. — С. 2.
2. Главноеуправления по промышленности, транспорту, связи и инновациям администрацииВоронежской обл.
3. Главноеуправление экономического развития Воронежской области.
4. Российскийстатистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. — Р76 М., 2009. – 795 с.
5. Программареформирования региональных финансов Воронежской области на 2007-2008 годы /Утверждена Постановлением Воронежской областной Думы от 22.12.2006 г.№704-IV-ОД.
6. http://voronezhstat.gks.ru
7. http://vvoronezhe.ru
8. http://regnum.ru
9. См.: socpol.воронеж.htm; socpol.белгород.htm; .:socpol.липецк.htm.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.