Реферат по предмету "Социология"


Лекции по социологии

тема 1
С              тема 1
социология как наука Предмет и функции социологии
I/ Предмет и объект познания социологии.Понятие социального 2/ Социология и другие науки об обществе З/ Структурасоциологии 4/ Функции социологии
Предмет и объектпознания социологии. Понятие социального
Стермином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современнойжизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви­дение, радио, газетысообщают о результатах социологических оп­росов населения по самымразнообразным проблемам. Социологиче­ские службы парламента, Президента,различных исследователь­ских центров изучают общественное мнение по важнейшимсоци­ально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельныхлиц в государстве, проблемы ценовой политики, удов­летворенность уровнем жизнии т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфическиесоциологические исследования, в которых определяется состояние социальнойнапряженности в кол­лективах, удовлетворенность населения транспортнымобслужива­нием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтахстуденты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету«Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежа­щий на поверхностиуровень социологических исследований, кото­рый создает образ социологии какприкладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих,сиюминутных по­требностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпываетсяпредмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? Сэтим как раз нам и необходимо разобраться.
Начнем сэтимологии. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского словазос1е1а5 — общество и греческого 1о§о — слово, понятие, учение. Следовательно,этимологически социоло­гия — наука об обществе. Так ее и характеризуетамериканский со­циолог Дас. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольноабстрактное определение, поскольку общество в его различных ас­пектах изучаетсязначительным количеством гуманитарных и соци­альных дисциплин: социальнойфилософией, политической эконо­мией, историей, демографией и т. д. Для того,чтобы понять особенно-
10

сти социологии, социологического подхода к изучениюобщества, не­обходимо вычленить собственную область социологического иссле­дования,а также определить те методы, которыми социология опе­рирует. Для этого, преждевсего, следует провести строгое разграни­чение между объектом и предметом социологии.
В качестве объекта той или иной науки всегда выступает опреде­ленная сфераобъективного или субъективного мира, в то время как пред­мет любой наукиявляется результатом теоретического абстрагирова­ния, позволяющегоисследователям выделить те стороны и закономерно-стиразвития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическимидля данной науки. Таким образом, объект той или иной науки — это частьобъективной и субъективной реальности, об­ладающая собственными свойствами,которые изучаются только данной наукой, а предмет науки — это результатисследовательских действий.
Принято считать,что объектом социологического познания яв­ляется вся совокупность свойств,связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное?Социальное, с точки зрения российского социолога Г. В. Осипова, — это совокупность тех или иных свойств иособенностей общественных отношений, инте­грированных индивидами или общностямив процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в ихотно­шении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессамобщественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когдаповедение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивидаили их группы (общности) — не­зависимо от того, присутствует ли при этом данныйиндивид или общ­ность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивидыоказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый изних становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Такимобразом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения испособ их организации яв­ляютсяобъектами социологического исследования.
Предмет жесоциологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, неможет быть определен столь же од­нозначно. Понимание предмета социологии напротяжении всей исто­рии существования этой науки менялось. Представителиразличных школ и направлений высказывали и высказывают различное понима­ниепредмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится втесной связи с исследовательской деятельностью ученых.
Основоположниксоциологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — этопозитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгеймназывал предме­том социологии социальныефакты. При этом социальное, по Дюрк-гейму,означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, являетсяколлективное во всех его проявлениях.
С точки зрениянемецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении,которое она стремится понять и истолковать.Социальное поведение, по М. Веберу, — это отноше-
ниечеловека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая по­зиция,ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение являетсяповедением, когда субъект связывает его с оп­ределенным смыслом. Поведениесчитается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оносоотнесено с поведением других индивидов.
В марксизме предметомсоциологического исследования явля­ется научное изучение общества каксоциальной системы и составля­ющих его структурных элементов — личностей,социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение в нашейоте­чественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе каксоциальной системе в це­лом, функционировании и развитии этой системы через еесостав­ные элементы: личности, социальные общности, институты. В учеб­номпособии «Социология» (М.: Мысль,1990.- С. 25) Г. В. Осипова, на­писанномс марксистских методологических позиций, социология определяется как наука обобщих и специфических социальных зако­нах и закономерностях развития ифункционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмахдействия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельностиличностей, социальных общностей, классов, народов.
Социологияи другие науки об обществе
Мы прояснили в самом общем виде, чтоизучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно,необходимо рассмо­треть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обще­стве,социальном, общностях и индивидах. И здесь, прежде всего, не­обходимосопоставить социологию и социальную философию.
Социология, как и многие другиенауки, вычленила сь из фило­софии. В течениедлительного времени социологическое знание на­капливалось в недрах философии. Идаже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласиласвою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе,философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях.Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгей­ма, М. Вебераеще очень трудно отделить от социальной философии. Более того, можно суверенностью сказать, что в целом ряде исследо­ваний ключевых проблемобщественной жизни теоретическая соци­ология переплетается с социальнойфилософией.
Что же такое социальная философия? Социальная философия представляетсобой раздел философии, посвященный осмыслению ка­чественного своеобразияобщества в его отличии от природы. Она анали­зирует проблемы смысла и целисуществования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленностьдвижущих сил и его развития. Следует отметить, что эти вопросы в определеннойстепени могут слу­жить предметом теоретических размышлений и тех, ктопричисляет се-
12

бя к профессии социологов. Но при этом следует ясноосознавать, что в этом случае они выступают не как социологи-профессионалы, но,как и другие представители фундаментальной науки, занимающиеся широ­кимитеоретическими обобщениями, вторгаются в область философии и выступают в данномслучае как представители социальной философии.
У социальной философии и социологии очень широкая область совпаденияобъекта изучения. Их различие более отчетливо проявля­ется в предметеисследования. О предмете исследования социологии речь уже шла выше. Предметнойже сферой социально-философских размышлений является исследование общественнойжизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, цент­ральноеместо среди которых занимают смысложизненныепроблемы.
Еще в большей мере различие междусоциальной философией и социологией обнаруживается в методе исследованиясоциального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руко­водствуясьопределеннымиустановками, которые развиваются наоснове цепи логических размышлений. Социология заявила о своейсамостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставилаперед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методовпознания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии,общественная жизнь должна изу­чаться не умозрительно, а на основе методовэмпирической (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз исвязано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальныхпроцессов количественные методы с применением сложных математических процедур,в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпиричес­ких данных,установление статистических закономерностей, выра­ботала определенные процедурыэмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижениястатистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество ичеловека.
Но в таком случаевстает вопрос: как различить социологию и другие эмпирические науки об обществеи личности? Эта проблема особенно сложна и в значительной мере являетсянерешенной в отно­шении конкретных социальных наук и отраслевых социологии, на­примердемографии и социологии брака и семьи, экономической тео­рии и экономическойсоциологии и т. д. Довольно остро, хотя, может быть, и не так заметно, онастоит при соотношении психологии и соци­ологии, имея в виду, что социальнаяпсихология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается последующей схе­ме. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуаль­ного«Я », сфера социологии — это проблемы межличностного взаимо­действия— «Мы». Втой мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальнойсвязи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностныеориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает каксоциолог.
Решение вопроса о спецификесоциологии непосредственно связан с ответом на вопрос: когда же она появиласькак самостоя­тельная наука? Содержательному рассмотрению этого вопроса бу-
Социология как наука. Предмет и функции социологии    13
дет посвящена следующая тема. Здесьже мы ограничимся формаль­ными критериями и должны опираться на принципы,выработанные науковедением. С точки зрения науковедения, становление любой науки прежде всего связанос внешней и внутренней институциона-лизацией даннойнауки, то есть приобретением данной наукой атри­бутов социального института.
В этом процессеможно выделить ряд необходимых моментов, каждый из которых последовательноуглубляет институционализа-цию: 1) формированиесамосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученыеосознают, что они имеют свой специ­фический объект и свои специфические методыисследования; 2) со­здание специализированных периодических изданий; 3)введение дан­ных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебныхзаведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.; 4) со­зданиеспециализированных учебных заведений по данным отраслям знаний; 5) созданиеорганизационной формы объединения ученых дан­ных дисциплин: национальных имеждународных ассоциаций. Социо­логия прошла все эти стадии процесса институционализации в различ­ных странах Европы и США,начиная с 40-х годов XIX столетия.
Структурасоциологии
Помимо внешней институционализации,социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционали­зации. Внутренняя институционализацияозначает совершенство­вание организационной структуры науки, наличиеустойчивого раз­деления труда внутри дисциплины, формирование правил и нормпрофессиональной этики, разработку эффективных исследователь­ских методов иприемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства исистематизации знаний в определенной об­ласти познания. Одно из важнейших меств этом процессе принадле­жит разделению тру да, наличию в организационнойструктуре науки трех относительно независимьгхуровней: 1) уровень фундаменталь­ныхисследований, задачей которых является приращение научного знания путемпостроения теорий, раскрывающих универсальные за­кономерности и принципы даннойобласти; 2) уровень прикладныхисследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственнуюпрактическую ценность проблем, на ос­нове существующих фундаментальных знаний;3) социальная инже­нерия — уровеньпрактического внедрения научных знаний с целью конструирования различныхтехнических средств и совершенство­вания имеющихся технологий. Даннаяклассификация позволяет вы­членить в структуре социологии три уровня:теоретическую социо­логию, прикладную социологию, социальную инженерию.
Наряду с этимитремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология ис­следует крупномасштабные социальныесистемы и исторически дли-
14

Уровень

Элементы

Примеры




Межличностный

Типовое взаимодействие (по правилам) Ролевое поведение Социальный статус Межличностяьге связи

Игра в футбол
Тренер — игрок Адвокат — собственник Студенты института



Групповой

Первичная группа Организация Групповое отношение

Компания друзей
Больница
Труд — управление


Социетальный
Институт Социальный порядок Класс и слой Город и общность
Религия Монархия Дворянство Москва
Мировые системы
Международные отношения Межнациональные организации Глобальный институт Мировая взаимозависимость
ООН Гринпис Ислам Производство нефти
Рис. 1.Уровни социологического анализа
тельные процессы. Микросоциологияизучает повсеместное поведе­ние людей в их непосредственном межличностномвзаимодействии. Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся наразличных плоскостях и не соприкасающиеся друг с другом. Напротив, они тесновзаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людейосуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов.На рис.1 детально показано, каким образом различные уровни социологическогоанализа пересекаются в разных плоскостях человеческого взаимодействия.Например, группа — это люди объединенные взаимными интересами или зависимыедруг от друга и отличающиеся от других групп отношениями и целями. В этомсмысле речь идет и о группе, и о системе. Например, два соседа, семья, нация.Государство — это также группа, рассматриваемая на социе-тальномуровне. На уровне мировых систем (макроуровне)рассматри­вается отношение государства с другим государством.
Своеобразной формой пересечения всехэтих уровней высту­пают такие структурные элементы социологии, как отраслевыесо-| 'циологии: социология труда, экономическаясоциология, социология организаций, социология досуга, социологияздравоохранения, со­циология города, социология деревни, социологияобразования, со­циология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделениитруда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.
Оригинальнуюконцепцию развития социологии выдвинул американский социолог Р. Мертон. В 1947году, полемизируя с Т. Парсонсом, который ратовал засоздание в социологии «всеохва­тывающей теории, опирающейся на теориисоциального действия и
Социология как наука. Предмет и функции социологии    15
структурно-функциональный метод». Р.Мертон считал, что созда­ние подобных теорий преждевременно, так как еще нетнадежной эмпирической базы. Он считал, что необходимо создавать теории среднего уровня, которые выполняютпромежуточную роль между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися визобилии в повседневных исследованиях, и широкими теоретическими конст­рукциями,понятийная схема которых позволяет производить.боль-шоечисло эмпирически наблюдаемых закономерностей социального поведения. Задачитакого рода теорий — аккумуляция эмпирических данных. Они могут возникать вотдельных отраслях социологии как специальные теории или же могут бытьрезультатом обобщения группы фактов. Примером такого рода теорий может служитьсо­зданная Р. Мертоном концепция аномии, объясняющаяразличные типы отклоняющегося поведения.
Всекрупные сферы общественной жизни исследуются на осно­ве социологическихметодов. Например, социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с социальными институтами.В ней органически связаны тео­рия и практика социальногоуправления трудовой деятельностью лю­дей. В поле зрения социолога находятсясоциальные формы и условия труда, его коллективный или индивидуальный характер, социальная организация совместного труда.Социология труда характеризует различныесоциально-психологические механизмы включения ра­ботника в трудовуюдеятельность, то есть мотивацию и стимулирова­ние труда, удовлетворениеработой и отношение к ней, пути повыше­ния трудовой активности,производительности труда и т. д,
Функции социологии
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общест­венноепредназначение определяются, в первуюочередь, функци­ями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социо­логии,как и всякой другой науки, являетсяпознавательная. Соци­ология на всехуровнях и во всех своих структурныхэлементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрываетзакономерности и перспек­тивы социального развития общества. Этому служат как фунда­ментальные теоретическиеизыскания, вырабатывающие методо­логические принципы познания социальныхпроцессов и обобщаю­щих значительный фактический материал, так инепосредственно эмпирическиеисследования, поставляющие этой наукебогатый фактический материал, конкретнуюинформацию о тех или иных областях общественной жизни.
Характерной чертой социологии является единствотеории и практики. Значительная частьсоциологических исследований ори­ентированана решение практических проблем. В этом плане на пер­вое место выступаетприкладная функция социологии, в рамкахко­
16

торой проявляетсяряд ее других функций. Социологические иссле­дования дают конкретную информациюдля осуществления дейст­венного социального контроля над социальнымипроцессами. Без этой информации возрастает возможность появления социальногонапряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве странорганы исполнительной и представительной власти, политические партии иобъединения широко используют возможности социологии для проведенияцеленаправленной поли­тики во всех сферах общественной жизни. В этомпроявляется функ­ция социальногоконтроля.
Практическая направленностьсоциологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованныепрогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом про­является прогностическая функция социологии.Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. Вэтом плане социология способна: 1) определить, каков диапазон возмож­ностей,вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческомэтапе; 2) представить альтернативные сце­нарии будущих процессов, связанных скаждым из выбранных ре­шений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому изальтернатив­ных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговремен­ныепоследствия и т. д.
Большое значение в жизни обществаимеет использование со­циологических исследований для планирования развитияразнооб­разных сфер общественной жизни.Социальное планирование раз­вито во всех странах мира, независимо отсоциальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная отопределенных про­цессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регио­нови стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельныхпредприятий и коллективов.
Социология,несмотря на личные установки ученых-социоло­гов, выполняла и продолжаетвыполнять идеологическую функцию. Результатыисследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп длядостижения ими определенных социаль­ных целей. Социоло — гическое знание зачастую служит средствомманипулирования поведением людей, формирования определенных стереотиповповедения, создания системы ценностных и социаль­ных предпочтений и т. д. Носоциология может служить и улучше­нию взаимопонимания между людьми,формированию у них чувства близости, что в конце концов способствуетсовершенствованию об­щественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.
с
тема 2
становление и основные этапы исторического развития социологии


I/ О. Конт — родоначальник социологии.Учение о трех стадиях развития общества. Солидарность и согласие. Социальнаястатика и динамика 2/ Социальные условия и теоретические предпосылкивозникновения социологии З/ Классический тип научности социологии. Учение ометоде Э. Дюркгейма
4/ Нетрадиционный типнаучности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М.Вебера
5/ Основные принципыматериалистического учения об обществе К, Маркса и Ф. Энгельса
б/ Основные этапы инаправления развития социологии в США 7/ Развитие социологической мысли вРоссии
О. Конт — родоначальниксоциологии. Учение о трех стадиях развития общества. Солидарность и согласие.Социальная статика и динамика
Расширить иуглубить представление о социологии как науке помогает изучение истории еестановления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при какихусловиях она возникает, что послужило побу­дительным толчком для формированияновой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, посколькуопределенные представле­ния об обществе развивались в течение многих столетий.Развитие уче­ния об общественной жизни мы находим уже в античной философии IVвека до нашей эры в работах Платежа«Законы», «О государстве», в «Политики" Аристотеля и др. Еще активнееэта проблематика раз­рабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо,Гоббса и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как само­стоятельнаянаука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о соци­альной философии какпредшественнице социологии.
Для ответа на вопрос о временипоявления социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения этоговопроса, прежде всего, необхо­димо иметь в виду, с какого времени социология вкачестве отдель­ной специальной науки начала признаваться научным сообществом.История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. по-
18

еле опубликованияО. Контом треть его тома еговажнейшей работы «Курс позитивнойфилософии» в 1839 году, где он впервые исполь­зовал термин «социология» ивыдвинул задачу изучения общества на.научной основе. Именно эта претензия — поставить учение об об-[цестве на научную основу — и явились тем отправнымфактом, кото­рый привел к формированию и развитию социологии.
Как же конкретно обосновывает О.Конт необходимость и воз­можность появления этой новой науки? В системе О.Конта это обос­нование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадияхинтеллектуального развития че­ловека: теологической, метафизической ипозитивной. На первой, теологической,стадии человек объясняет все явления на основе ре­лигиозных представлений,оперируя понятием сверхъестественно­го. На второй, метафизической, стадии он отказывается от апелля­ции ксверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей,причин и других философских абстрак­ций. Йадачавторой стадии — критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливаеттретью стадию — позитивную, или научную. На этой стадии человекперестает оперировать абст­рактными сущностями, отказывается раскрывать причиныявле­ний и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянныхсвязей, которые могут устанавливаться между ними.
Переход от одной стадии к другой вразных науках совершает­ся последовательно, но не одновременно. И здесьдействует один принцип — от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем про­щеобъект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтомупозитивное знание сначала распространяется в ма­тематике, физике, астрономии,химии, затем в биологии. Социология же — это вершина позитивного знания. Онаопирается в своих иссле­дованиях на«позитивный метод». Последний означает опору теоре­тического анализа насовокупность эмпирических данных, собран­ных в наблюдении, экспериментах исравнительном исследовании, данных — надежных, проверенных, не вызывающихсомнения.
Другой важный вывод, приведший О.Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона раз­деления и кооперации труда.Эти факторы имеют огромное позитив­ное значение в истории общества. Благодаряим появляются социаль­ные и профессиональные группы, растет разнообразие вобществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факто­рыведут к разрушению фундамента общества, поскольку они наце­лены на концентрациюбогатства и эксплуатацию людей, на однобо­кую профессионализацию, уродующуюличность. Социальные чув­ства объединяют только лиц одинаковой профессии,заставлял враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутри­корпоративная эгоистическая мораль, которые приизвестном попус­тительстве способны разрушить основу общества — чувство соли­дарностии согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.

19

Становление и основные этапы исторического развитиясоциологии
О. Конт, в соответствии со своими представлениями о разви­тии, делитсоциологию на две части: социальную статику и социаль­ную динамику. Социальная статика изучает условия изаконы функционирования общественной системы. В этом разделе контов-ской социологии рассматриваются основныеобщественные инсти­туты: семья, государство, религия с точки зрения ихобщественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В соци­альной динамике О. Конт развиваеттеорию общественного прогрес­са, решающим фактором которого, по его мнению,выступает духов­ное, умственное развитие человечества.
Социальные условия и теоретическиепредпосылки. возникновения социологии
Как было указано выше, социологиявозникает в конце 30-х — нача­ле 40-х годов XIX в. В социальной сфере это быловремя крайней не­стабильности. Восстание лионскихткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франциисвидетельствовали о нараста­нии кризиса общественных отношений. Во временарешительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей тео­рии,способной прогнозировать, куда движется человечество, на ка­кие ориентиры можноопереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, КМаркс и Ф. Энгельс начинали свою те­оретическую и практическую деятельность вто же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистическойтрадиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь насвой опыт участия в революционном движении, предложили ре­шить эту проблему наоснове концепции научного социализма, серд­цевиной которой является теориясоциалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» — Г.Спенсер, Э. Дюрк-гейм, М. Вебер — предложилиреформистский путь развития обще­ства. Основоположники социологии былисторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думалине над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолетькризис в Европе, установить согласие и солидарность между различ­нымисоциальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качествеинструмента познания общества и выработки реко­мендаций по его реформированию.Методической же основой рефор­мизма, с их точки зрения, является «позитивныйметод».
Этими различными идеологическимиустановками было про­диктовано и различие в истолковании тех научных открытий,которые были сделаны в 30-х —40-х годах XIX в. В этот период на первый планразвития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями тоговремени, как вы помните, являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном( 1838—1839), на основе которого быласоздана клеточная теория строения живого вещества, и
20

создание Ч.Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Эн­гельса эти теориипослужили естественнонаучными предпосылками создания диалектическогоматериализма, основным элементом кото­рого является учение о диалектике —«алгебра революции», как ее на­звал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э.Дюркгейма эти откры­тия послужили основой для создания учения об обществе,основанного на принципах биологии, — «органической теории развития общества ».
Пока речь шла в основном осоциологических условияхи естест­веннонаучныхпредпосылках возникновения теоретической социоло­гии. Однако задолго до этого вЕвропе закладывались основы эмпири­ческой базы социологии и ее методовпознания. Методология и мето­дика конкретно-социологических исследованийразрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII—XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлейвырабатывали методы количественного ис­следования социальных процессов. Вчастности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализууровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа «Философскиеочерки о вероятности » построе­на на количественном описании динамикинародонаселения.
Особенно активно эмпирическиесоциальные исследования в Ев­ропе начали развиваться в начале XIX века подвлиянием определен­ных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма внача­ле XIX в. вело к быстрому росту городов —урбапизациижизнинаселе­ния. Следствием отого была резкая социальнаядифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличениепреступно­сти, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренноформируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда высту­пающие запорядок и стабильность, укрепляется институт обществен­ного мнения, возрастаетчисло различного рода общественных движе­ний, выступающих за социальныереформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальныеболезни общества», с Дру­гой — объективно созрели те силы, которые былизаинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиковсоциологических ис­следований, способных предложить «лекарство» от этих«болезней».
Особенно интенсивно развитиекапитализма в то время про


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.