Реферат по предмету "История"


Цивилизация Древней Греции

Министерство образования РФ Средняя общеобразовательная школа при Посольстве РФ в Республике Мозамбик РЕФЕРАТ по предмету «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» на тему: ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Выполнил: ученик 10 класса Иванов М.Г. Руководитель: Соколов В.Н. г. Мапуту 2007 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Греческая цивилизация как часть античного мира явилась настоящим фундаментом для


сформировавшихся позднее Европейских государств. Современный человек постоянно испытывает влияние античной эпохи, поскольку именно в это время были заложены основы большинства наук (философия, математика, медицина, астрономия, география, физика, экономика, политология), новые традиции во взглядах на окружающий мир, и всё это вместе взятое явилось тем важнейшим импульсом, особенно повлиявшим на европейскую цивилизацию. Благодаря трудам многих античных мыслителей была разработана теория государства в социальной жизни,


сформирован критерий подлинной ценности человека. Именно в Древней Греции сложились понятия таких духовных ценностей как: гражданская свобода, гражданский долг, человечность, гармоничность, ответственность. В Древней Греции зародилась и философия в полном смысле этого слова. Имена Пифагора, Гераклита, Анаксагора, Демокрита,


Сократа, Платона, Аристотеля не только являются символами начала философии как науки. Их рассуждения продолжают влиять на дальнейший ход развития философских мыслей. Античная культура Греции имеет множество притягательных сторон для современных людей — это разумное и соразмерное устройство общества, гармония человека и природы, сочетание религиозного чувства с большой свободой мышления, постоянная устремлённость к красоте и добру.


Проходят тысячелетия, а человечество проживает все в тех же политических системах, которые впервые появились в Древней Греции. Ученые используют законы, впервые сформулированные древними греками. Архитекторы равняются на классические каноны античных храмов. Современные скульпторы учатся по шедеврам древнегреческих мастеров. А современный театр снова и снова открывает зрителям


XXI века глаза на вечные проблемы, о которых размышляли как древнегреческие драматурги, так и философы. В данном реферате будет показана эволюция греческой цивилизации начиная с древней Минойского периода на Крите и заканчивая эллинистическим периодом на фоне характеристики основных исторических событий с XX века до н. э. до завоевания Греции римлянами. 1. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.


1. Критско-Микенский период (XX - XI вв. до н.э.) Минойская эра на Крите. История греческих цивилизаций начинается на Крите около 6 тыс лет до н.э. в эпоху неолита. В Каменный век для изготовления орудий использовались камень, кость и рог. Поражает мастерство, с которым древние изготавливали глиняные сосуды, фигурки мужчин и женщин. Выгодное географическое положение на перекрестке морских путей, сила, религия и право послужили


основой для развития торговли и создания цивилизации, до сих пор поражающей нас свои изяществом и могуществом. На острове было множество мощеных дорог со сторожевыми пунктами и постоялыми дворами. Появились новые города, грандиозные размеры имел комплекс жилых и хозяйственных помещений царского дворца в Кноссе (лабиринт из греческих мифов). К II тысячелетию до нашей эры было уже изобретено пиктографическое письмо, развившееся позднее в «линейное письмо А», записи на котором велись на глиняных табличках.


Крит развивал связи с Кикладскими островами, материковой Грецией, Сирией, Египтом и Месопотамией. Расширялось мореплавание и торговля, а значит, усиливалось влияние других культур. Жизнь на материке в этот период была менее развита, чем на Крите. Центрами культуры являлись Микены и Тиринф, расположенные на Пелопоннесе. Они во многом копировали достижения минойского


Крита. Вся история Греции связана с морем и пронизана влиянием стихий. Около 1500 г. до н.э. недалеко от Крита (в районе о-ва Санторини) произошло ужасное землетрясение, подтолкнувшее цветущую критскую цивилизацию к распаду. Микенский период. Ахейская Греция в XV-XI века до н.э. Около 1400 г. до н.э. северные ахейские племена пришли на


Пелопоннес и ассимилировались с местным микенским населением. Кто были эти племена доподлинно неизвестно. Возможно, они являлись греческим народом из Северной Греции, а может быть пришли из Центральной Европы. Так или иначе, именно ахейцы привнесли с собой культ Олимпийских Богов и элементы новой культуры. Наиболее сильным среди ахейских царств


XIV веке до н. э. становится Микенской царство на северо-западе Пелопоннеса. Владыки Микен, как показали раскопки их фамильных усыпальниц (шахтовых могил), обладали большими богатствами. Генрих Шлиман, проводивший археологические раскопки в «златообильных» Микенах, обнаружил многочисленные погребальные приношения, великолепное оружие, золотые украшения, золотую маску владыки Микен Агамемнона, совершившего поход на


Трою. В Микенах по образцу критского было создано «линейное письмо Б», приспособленное для записи на греческом языке; найденные при раскопках глиняные таблички дают подробную информацию о цивилизации того времени. В результате Микенское царство, располагавшееся на северо-востоке Пелопоннеса, усилило своё положение и стало ведущей державой на всем


Средиземноморье. Этот легендарный период называют Героическим веком, дошедшим до нас посредством гомеровских поэм и многочисленных мифов. «Одиссея» и «Илиада» относятся к важнейшим и долгое время единственным источникам информации о периоде, который последовал в греческой истории за микенской эпохой. Однако кроме самого содержания этих произведений ученых уже продолжительный период волнует вопрос о происхождении поэм, о личности их автора или авторов, о времени создания.


Согласно древней традиции автором обеих поэм считался Гомер. Его именем открывалась и открывается история литературы и не только эллинской, но и прочих европейских. Уже со времен Платона «Илиада» и «Одиссея» были выделены из множества эпических произведений как единые достойные имени Гомера. Из-за преизбытка населения ахейцы всё глубже продвигались по Малой Азии. Здесь они столкнулись с Хеттской державой.


Первоначально отношения носили мирный характер, но в XIII в. из-за ослабления Хеттского царства усилился натиск греков-ахейцев на прибрежные территории на северо-западе и западе Малой Азии. Микенские цари неоднократно посылали туда военные экспансии. Кульминацией истории Ахейской Греции является Троянская война: и ее вершиной, и ее первым шагом к забвению. В древнегреческой поэме Гомера "Илиада" рассказывается об этой войне греков с городом-государством


Троей. На протяжении столетий считалось, что этот город вымышленный. Его пытались искать профессиональные археологи, но был найден он лишь в конце XIX века Генрихом Шлиманом. Троя (Иллиона) была столицей стратегически важного царства. После долгой и упорной осады город был взят и предан разграблению и разрушен. Троянская война было последним событием общеахейского масштаба.


Все чаще происходят междуусобные столкновения. Силы микенской цивилизации были настолько подорваны, а ресурсы настолько истощены, что она не смогла остановить движения полудиких северных племен дорийцев и была разрушена в XI веке до н.э. 1.2. Эпоха упадка Эллады и расцвета Древней Греции в XI-V вв. до н.э. Гомеровский период в XI-IX веках до н.э. Период упадка


Эллады и прихода дорийцев получил название «тёмные века» или «Гомеровский период». Он совпадает с распространением в Юго-Восточной Европе железа. В социальном плане господствующей структурой тогда являлась земледельческая община, что обусловило возврат к более примитивным формам общественных отношений. Родовая знать в темные века занимала привилегированное положение в обществе благодаря причастности


к жреческой сфере. Несмотря на то что, первое время после дорийского вторжения страна деградировала, постепенно культура начала развиваться, синтезируя новую цивилизацию из остатков критской, микенской, ахейской, азиатской и зачатков дорийской культур. Первоначально утраченный, к X в. до н.э. формируется греческий язык и создается новое мировоззрение греков, включающее все многообразие религиозных представлений, отраженное в мифах, культах и мистериях.


В этот период Гомер создавал бессмертные поэмы, наполненные духом своего времени. Архаический период. VIII-V века до н.э. Архаический период не выделяется большими потрясениями. Важной чертой этого периода является разложение родоплеменного строя и формирования классового общества в виде рабовладельческих полисов — городов-государств и прилегающей к ним сельского хозяйственной округой. Это время интенсивного роста экономики, культуры и искусства, роста городов-полисов на территории


Греции и колоний по Средиземному и Чёрному морям: от Массали (ныне Марсель) до Диоскуриады (современный Сухуми). Широкая территориальная экспансия того времени получила название «Великая греческая колонизация»Значительным изменениям в этот период подверглась политическая система. Был сформирован полис как институт власти свободных граждан.


Полис как государственная единица будет рассмотрен ниже в разделе 2.2. Ярким примером этого времени является Пелопоннеский союз во главе со Спартой. Всем известны строгие законы спартанской жизни, обеспечившие ей лидирующее положение среди городов-полисов. Во главе ряда полисов становятся выдающиеся личности, проводившие свою политику с помощь насильственных методов и режима личной власти. Эта форма правления — тирания.


Также большое значение для демократии и расцвета Афин (и всей Греции) в последующую эпоху имели законы Солона, закрепленные благодаря тирании Писистрата и продолженные во время демократического правления Клисфена. Соперничество Афин и Спарты получило дальнейшее развитие в классическую эпоху. Контакты Эллады со многими странами благоприятно сказалось на ускорении процессов экономического и


культурного развития. На рубеже IX — VIII вв. до н. э. был создан греческий алфавит, который состоял из 24 букв. Возросла роль торговли как ведущей области экономики, появились чеканные монеты — универсальное платёжное средство, заменившее собой использовавшиеся ранее товароденьги. 1.3. Классический период и империя Александра Македонского. Классический период в V-IV века до н.э. Классический период начинается с войны с персами в 500 г. до


н.э. Эта война длилась более 20 лет. Греции удалось одержать окончательную победу в битве при Марафоне в 490 г. до н. э. благодаря Афинам, создавшим Делосский морской союз и возглавившим борьбу с персами. Постепенно из равноправного морской союз превратился в инструмент возвышения Афин, что позволило афинянам использовать значительные ресурсы для создания впечатляющих шедевров.


Лучшие архитекторы, скульпторы и художники были приглашены в Афины и осуществляли планы Перикла по украшению Акрополя и всего города. Развивались науки, искусства и философия, искусство. Одним словом это был "Золотой Век" Афин. Естественно такая сильная власть не устраивала Спарту, и в 431 г. до н.э. разгорелась


Пелопоннеская война, закончившаяся только через 27 лет победой Спарты и низложением Афин. С этого времени Спарта стала ведущим полисом Греции, насаждая свои военные порядки во многих городах, и междоусобные войны не утихали до нового объединения Греции под гегемонией Македонии. Основные предпосылки для создания империи Александра Македонского были сделаны его отцом Филиппом


II, который был мудрым политиком и дальновидным реформатором. На фоне общей нестабильности Македония отличалась высоким уровнем развития экономики, технологии и военного дела. В 338 г. до н.э. после поражения эллинов битве при Херонее Греция была объединена под властью Македонии. После убийства Филиппа II его место занял сын Александр, возглавивший победоносную войну против персов


и создавший новую империю в течение 9 лет. Он побывал в Гималаях и дошел до берегов Ганга. Его идеей было положить конец вековым распрям между Персией и Грецией. Он женился на дочерях персидских царей, надеясь на мирное смешение двух культур. Он провозгласил себя богом Зевсом-Амонном, надеясь на поклонение простого народа завоеванных земель. Однако Александр не был понят своей армией и ближайшим окружением.


Он умер, когда ему шел 33 год, не оставив преемника. Благодаря завоеваниям Александра Македонского была создана гигантская империя, включавшая в себя помимо Балканского полуострова и островов Эгейского моря Египет, Малую Азию, юг Средней и часть Центральной Азии. Походы великого полководца несли одновременно и разрушение и созидание. На Восток хлынули потоки греческих и македонских поселенцев, которые повсеместно устанавливали


новые социальные отношения, основывали города-полисы, прокладывали пути сообщения и распространяли культуру греческого мира, в свою очередь вбирая достижения древнейших цивилизаций. Во многих завоеванных городах устраивались общественные школы, где мальчиков учили на греческий лад, строились театры, стадионы, ипподромы. Греческая культура и образ жизни проникали на Восток, впитывая в себя традиции восточных культур.


Вместе с греческими богами почитались Исида и Осирис и другие восточные божества, в честь которых воздвигались храмы. Эллинистические цари насаждали, по восточному обычаю, царский культ. Некоторые города превращались в крупнейшие культурные центры, соперничавшие с греческими. Так, в Александрии была создана огромная библиотека, которая насчитывала около 700 тыс. свитков. Крупные библиотеки были в Пергаме и Антиохии. Эллинистический период в 300 – 30 гг. до н.э.


Смерть Александра ускорила распад Великой Империи, который к тому моменту уже начался. Каждое из эллинистических государств представляет отдельный интерес для исследователя. По сравнению с идеалами демократии предшествующего периода, это время показывает нам, как могут править государством военачальники армии Александра Македонского, которые поделили империю между собой: Антипатр взял Македонию и Грецию, Лисимах - Фракию,


Антигон - Малую Азию, Селевк - Вавилонию, Птомелей - Египет. Эпоха, наступившая после смерти Александра Македонского, получила название эллинизм. Она длилась три века, до 30 г. до н. э когда римляне завоевали Египет - последнее из эллинистических государств. Но и за столь короткое время эти государства успели стать своего рода проводниками греческой цивилизации.


На Восток хлынул поток греческих и македонских поселенцев, которые несли с собой греческую культуру. В завоеванных городах Востока создавались общественные школы, строились театры, стадионы, ипподромы, появились и библиотеки. В самой знаменитой из них. Александрийской (Египет), насчитывалось до 700 тыс. свитков. Дальнейшее развитие в период эллинизма получила и философия.


Философы различных школ (стоики, эпикурейцы, киники) стремились выработать новые, более совершенные этические нормы, призывали человека добросовестно исполнять общественный долг или, напротив, уйти от активной деятельности и заняться самосовершенствованием. Душой эллинизма является дух предприимчивости и коммерции, связанный с экспансией греческой цивилизации в азиатский мир. В течение нескольких веков эллинистические государства сохраняли свою власть, но упадок,


предопределивший римское завоевание, не обошел их стороной. Перед лицом римского агрессора первыми пали Македония и Греция в 148 году до н.э. Дольше всех до 30 г. до н.э. просуществовало Царство Птолемеев в Египте. 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, СТАНОВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ В ПОЛИСАХ 2.1. Тирания в архаический период.


Быстрое развитие товарноденежных отношений в Архаический период привело к окончательной победе частной собственности. Усилилось социальное расслоение греческого общества. Значительная часть свободного крестьянства осталась без земли, многие граждане попали в долговую кабалу и даже лишились личной свободы из-за этого, будучи проданными в рабство. Традиционные властные структуры утратили опору, почти всюду была упразднена власть наследственных царей


(басилеев) или выборных правителей из родовой знати. Вместо них в ряде полисов Греции во главе становятся выдающиеся личности, проводящие свою политику, с помощью насильственных методов. Такие властители, установившие в полисе режим личной власти назывались у греков тиранами. А вводимые ими формы правления — тиранией. Однако в ряде случаев деятельность некоторых тиранов имела весьма положительные результаты.


Афинский тиран Писистрат в VI в. до н. э. ввёл внешнюю политику, направленную на получения контроля над важными морскими путями. С помощью ряда мероприятий демагогического характера он неоднакратно добивался расположения демоса. Писистрат ввёл религиозные праздненства, справлявшиеся всенародно, многое сделал для благоустройства и украшения Афин. По его распоряжению были записаны устно передававшиеся поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея». Покровительство литературе и искусству было характерно для раннегреческой


тирании. 2.2. Реформы Солона. Занятия ремеслом и торговлей привели к тому, что среди демоса начинают появляться “богатые”, часто превосходившие по уровню своего богатства “знатных”. Но они не имели таких политических прав, как эвпатриды, из числа которых формировались все органы управления. Накапливающий богатство городской демос требовал политических прав. Об этом времени Аристотель, выдающийся греческий ученый


IV в. до н.э. писал, что народ восстал против знати, и что эта борьба была продолжительной. Наконец, и эвпатриды, и демос выдвигают посредника, которому было поручено издание новых законов. Для этой цели в 594 г. до н. э. был избран Солон, происходивший из знатных, но имевший торговые суда и по роду занятий близкий торгово-ремесленному демосу. Солон провел ряд политических и экономических реформ, умень¬шивших влияние эвпатридов в обществе и


усиливших вес богатых пред¬ставителей демоса. Важнейшие реформами Солона: 1. Земельная реформа - отмена долгов и сисахфия - удаление закладных камней с заложенных земельных участков; вводился закон о земельном максимуме; 2. отмена долгового раб¬ства сопровождала возвращение земельных участков. Отныне запрещалось “обеспечивать долг собственным телом”. Люди, проданные за долги в рабство, должны были быть выку¬плены.


3. Цензовая реформа в области политических изменений. Жители разделялись на 4 имуществен¬ных разряда: пентакосиомедимнов, получавших доход, приравниваемый доходу с земельного участка в 500 медимнов зерна; всадников - их до¬ход должен был составлять не менее 300 медимнов, зевгитов – 200 и фетов - менее 200 медимнов. Все граждане принимали участие в работе Народного собрания, не¬зависимо от принадлежности к тому или


иному имущественному разря¬ду, избирали должностных лиц, но быть избранными в их число имели право только представители пентакосиомедимнов. 4. Создание совета четырехсот. В ходе реформ Со¬лона создается Совет четырехсот (по сто представителей от каждой ро¬довой филы). Члены этого Совета - буле, а также архонты избирались на собраниях старых родовых фил, где, безусловно, сохранялось влияние эвпатридов. Однако коренным образом изменился принцип формирова¬ния выборных магистратур:


кандидаты на ту или иную должность могли происходить не только из среды родовой знати. Таким образом возникает тимократия (“тиме” - цена, стоимость). Демос после реформ Солона становится реаль¬ной силой. В целом власть родовой знати уменьшилась, но еще не подорвана окончательно - выдвижение кандидатов на должности происходило по родовым филам, где эвпатриды сохранили свои позиции.


Основные проблемы, связанные с задолженностью, порабощением свободной личности были решены, кроме того, было предоставлено право быть избранными на ту или иную должность богатым представителям демоса. Вместе с тем основное требование сельского демоса - передел земли - не было выполнено. 2.3. Афинская демократия в Золотом веке Перикла. Афинская демократия считается самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств.


Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона. О полисах В греческих полисах основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан. Кроме них в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана


прежде всего для гражданина. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста. К 20 годам юноша заканчивал курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Наиболее существенными правами гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо другого


человека, право на земельный участок и помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих богов. Народное собрание было важнейшим государственным органом с широкими полномочиями.


На нем принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними, избирались должностные лица, решались дела по продовольственному снабжению города, осуществлялся тщательный контроль над юношами, готовящимися получить гражданские права. Важнейшим делом было обсуждение и утверждение государственного бюджета. Каждый афинский гражданин имел право внести на обсуждение проект закона.


Для того чтобы привлечь к работе Народного собрания низший слой афинского гражданства, был принят закон, устанавливающий плату за посещение Народного собрания. Наряду с Народным собранием продолжал действовать Совет четырёхсот. Важнейшими задачами Совета 500 были подготовка и организация работы Народного собрания и исполнение их функций в перерывах между заседаниями.


В системе афинской демократии было множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутри самих Афин. Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточения власти была исключена. В Афинах была принята демократическая структура избрания: кроме военных магистратур, кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов. Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан.


Начиная с Перикла, т.е. с 40-30 гг. V в. до н.э власти стали раздавать малоимущим гражданам специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Таким образом, афинская демократия базировалась на широком участии различных категорий граждан, обеспечивала ее общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания афинского гражданина. Однако и у афинской демократии существовали свои недостатки.


Афинская демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, также как и метеки, постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством. Народное собрание существовало в Афинах и до Перикла. Его полномочия, существенно сокращенные в период господства родовой аристократии, были расширены Солоном и подтверждены Клисфеном. В ряде случаев применялся остракизм - изгнание из


Афин путем своеобразного голосования: если народ решал, что следует прибегнуть к остракизму, каждый писал на черепке имя того политического деятеля, которого, по его мнению, следовало изгнать. Изгнанию подвергался тот, чье имя написало большее количество граждан. Остракизм был важным средством ведения политической борьбы. Выборы по жребию были совершенно случайными, что следует из самого названия.


Когда выборы производились поднятием руки, вопрос решался большинством голосов. 2.4. Аристократическая республика Спарта. Спарта, как и Афины, была главным ведущим центром греческого мира, но представляла собой другой тип государства, нежели Афины. В противоположность им Спарта была аристократической, а не демократической, республикой. Спарта располагалась в Лаконике, которая в XII-XI веках до н.э. подверглась вторжению дорических племен.


Постепенно, прежде проживавшие там, ахейские племена, были покорены ими и превращены в общинных рабов – илотов. Однако от рабов в строгом понимании значения этого понятия они отличались тем, что отдавали своим господам не весь урожай, а только его половину, и принадлежали не одному конкретному человеку, а государству. Таким образом, статус илотов можно определить как крепостные. Завоевание поставило перед дорийцами задачу создания органов власти.


Однако столь раннее возникновение государства повлекло за собой сохранение ряда первобытнообщинных пережитков и элементов родового устройства. В частности, среди государственных органов в Спарте сохранялись советы старейшин, а государством управляло два вождя – архагета. Если между архагетами царило единодушие, то их власть считалась неограниченной, но так как такое происходило не часто, то таким образом достигалось ограничение их власти.


Народное собрание – апелла — имело демократическую сущность, но со временем утратило реальную силу и стало полностью зависеть от властей. Ограничение власти царей достигалось не только тем, что их было двое, но и тем, что оба архагета одновременно являлись членами совета старейшин – геруссии. Помимо царей в нее входило еще 28 членов-геронтов, избираемых пожизненно из представителей влиятельнейших спартанских родов, достигших шестидесятилетнего возраста.


В функции геруссии входил верховный суд, военный совет, ведение внутренних и военных дел спартанской общины. С течением времени в Спарте появился еще один орган – эфорат, состоявший из пяти избираемых апеллой эфоров. Эфорат мог оказывать колосальное влияние на дела государства. Раз в восемь лет эфоры собирались ночью и следили за падающими звездами. Считалось, что если эфоры увидят падающую звезду, то одного из царей необходимо сменить.


Кроме того, они имели право требовать объяснения от царей и могли отменять их решения. Эфорат созывал геруссию и апеллу, ведал внешнеполитическими делами, финансовыми вопросами, осуществлял судебные и полицейские функции. Многие спартанские учреждения и обычаи связывают с именем Ликурга. Его деятельность относят приблизительно к VIII веку до нашей эры. Хотя реальное существование


Ликурга не доказано, однако, существует его жизнеописание, написанное Плутархом. Согласно ему, по совету дельфийского оракула Ликург обнародовал ретру – устно изречение, приписывающееся божеству и заключавшее в себе важные постановления и законы. Эта ретра легла в основу спартанского государственного устройства. • Согласно ей было установлено коллективное пользование рабами и землей. •


Граждане были наделены равными наделами земли – клерами. • Был реорганизован совет старейшин и установлен эфорат. Много было сделано для того, чтобы установился образ жизни, который мы называем спартанским – без роскоши и излишеств. Так требовалось, чтобы в каждом доме крыша была сделана топором, а дверь выпилена пилой. Деньги делались в виде больших тяжелых монет, чтобы предотвратить их накопление.


Большое внимание в Спарте уделялось воспитанию детей, которые должны были расти крепкими воинами, готовыми в любой момент усмирить илотов. Поэтому, по законам Ликурга детей, имевших физические недостатки, убивали. Воспитание детей отличалось крайней суровостью и проходило в условиях жесткой дисциплины, с уклоном на военную и физическую подготовку. Особой задачей государство считало воспитание спартанок, так как


община была заинтересована в том, чтобы дети рождались здоровыми и сильными. Поэтому, выйдя замуж, спартанка всецело отдавалась своим семейным обязанностям – рождению и воспитанию детей. Кроме того, по законам приписываемым Ликургу, спартанцам было запрещено заниматься ремеслом и торговлей. Это был удел периэков – свободных жителей приграничных районов Лаконики, ограниченных в своих политических правах.


Особенности общественного и государственного строя Спарты объясняются тем, что здесь долгое время продолжали сохраняться пережитки первобытнообщинного строя, которые использовались в целях обеспечения господства над подвластным населением Лаконики. Удерживая порабощенный народ в подчинении, спартанцы были вынуждены превратить свой город в военный лагерь и обеспечивать равенство в своей общине.


3. КУЛЬТУРНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ 3.1. Философия и естественные науки Религиозно-мифологическое объяснение происхождения и развития мира и окружающей древних греков действительности постепенно вступало в конфликт с накоплявшимся предметным опытом. Новые идеи возникли в наиболее экономически и социально развитой в то время малоазийской Ионии. Стихийный материализм. Во второй половине VII в. до н.э. в


Милете в среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская философия. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э.) , а его продолжателями были Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) . Милетские философы заложили основы стихийного материализма.


Фалес первоначалом всего считал воду. Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на первоначальной воде. Фалеса также считали основоположником древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о природе. Ему приписывают и ряд конкретных научных вычислений. Он умел предсказывать солнечные затмения и мог дать физическое объяснение этого процесса. Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли, что первичной материей является


апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположности — теплое и холодное, влажное и сухое. Анаксимандра считают составителем первой географической карты и первой схемы небесного свода для ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося цилиндра, парящего в воздухе. Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие


вещей. Все возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том числе и боги, которые подобно всем другим вещам, являются определенными состояниями воздуха. Философский идеализм. Материалистическая философия возникла в среде прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с религиозно-мифологической идеологией, унаследованной от прошлого. Представители рабовладельческой аристократии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей философский


идеализм. Его первым проповедником в Древней Греции был Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) с острова Самоса. После установления на острове Самосе тирании Пифагор эмигрировал в Южную Италию в город Кротон, где во второй половине VI в. до н.э. основал из представителей местной аристократии реакционный религиозно-политический союз,


известный под названием "пифагорейского". Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не вещество, а форма определяет сущность вещей. Все можно сосчитать и таким образом установить количественные особенности и закономерности природы. Стихийно диалектический материализм Гераклита Эфесского. В борьбе с идеалистической философией Пифагора совершенствовалась материалистическая философия милетской


школы. В конце VI-начале V в. до н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.). В его трудах нашли завершения искания Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. По своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был сторонником аристократии. С победой рабовладельческой демократии на его родине связано


пессимистическое отношение Гераклита к окружающей его действительности. Выступая против победившей демократии, он хотел показать ее преходящий характер. Однако в своих философских построениях он вышел далеко за рамки этой цели. Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс движения и изменения. Стихия, из которой все возникает, это огонь, представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно


потухающий процесс горения. Все в природе состоит из противоположностей в борьбе рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается в огонь. Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира как о необходимой присущей материи закономерности. Закономерную необходимость Гераклит выразил греческим словом " логос ", в философском смысле обозначающем "закон". Известно приписываемое


Гераклиту изречение: "Панта рей"- все течет, все изменяется, которым кратко сформулирована сущность его философии. Диалектическое единство противоположностей формулируется как постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих друг друга и борющихся противоположностей. Процесс саморазвития огня не создал никто из богов или людей, он был, есть и всегда будет. Гераклит высмеивал религиозно-мифологическое мировоззрение своих соотечественников.


Против материалистической диалектики Гераклита начали вести борьбу философ Ксенофан (ок. 580-490 гг. до н.э.) и его ученики. Изгнанный из родного малоазийского города Колофона (близ Эфеса). Ксенофан утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что если бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы представили их по своему подобию. Таковы были первые шаги древнегреческой философии, возникшей и развивающейся в борьбе со старым религиозно-


философским мировоззрением. V в. до н. э. был временем дальнейшего развития греческой науки и философии, которые по-прежнему оставались тесно связанными. В этот период дальнейшего развития античного общества и государства, происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической борьбы, возникают также политические теории и публицистика. В V в. до н.э. материалистическая философия в Древней Греции развивалась исключительно плодотворно.


Классический этап. Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней Греции был Платон (427-347 гг. до н.э.). Платон был представителем афинской рабовладельческой аристократии. В возрасте 20 лет Платона становится учеником Сократа. После того как Сократ был осужден, Платон покидает Афины и ненадолго переселяется в Мегару, после чего снова возвращается в родной город и активно принимает


участие в его политической жизни. В трактатах "Государство" и "Законы" Платон создал модель идеального полиса с тщательно разработанной сословной системой, строгим контролем верхушки общества над деятельностью низов. Основой верного построения государства он считал правильную трактовку понятия добродетели, справедливости, поэтому во главе полиса должны были находиться философы, люди, обладающие знанием.


Вершиной и основой всего он считал идеи. Материальный мир - лишь производная, тень мира идей. Выше всех других идей Платон ставил идею красоты и добра. Платон признает движение, диалектику, которая является результатом конфликта бытия и небытия, т.е. идеи и материи. Другой выдающийся ученый этого периода - Аристотель (384-322 гг. до н.э). Аристотель провел при дворе


Филиппа II восемь лет как воспитатель Александра Македонского. Ученик Платона, Аристотель занимался в Афинах научными исследованиями и преподаванием в гимнасии Ликее. Аристотель вошел в историю, прежде всего, как ученый-энциклопедист. Его наследие - настоящий свод знаний, накопленных греческой наукой к IV в. Он ставил после себя 150 трудов, которые позже были систематизированы и разделены на четыре основные


группы: 1) Онтология (наука о сущем) - " Метафизика "; 2) Труды по общей философии, проблемах природы и естествознания -"Физика ", "О небе", "Метеорология" 3) Политические, эстетические трактаты - "Политика", "Риторика", "Поэтика" 4) Работы по логике и методологии "


Органон ". Аристотель в отличие от своего учителя полагал, что материальный мир первичен, а мир идей вторичен, что форма и содержание неотделимы друг от друга как две стороны одного явления. Учение о природе предстает в его трактатах, прежде всего, как учение о движении, и это одна из самых интересных и сильных сторон системы Аристотеля. Он считается выдающимся представителем диалектики, которая была для него методом получения истинных и достоверных знаний из знаний вероятных и правдоподобных.


Ученый выступал также в роли историка, педагога, теоретика красноречия, создателя этического учения. Его перу принадлежат этические трактаты, в которых под добродетелью понимается разумное регулирование деятельности, середина между крайностями. Много внимания он уделял и поэзии, полагая, что они благотворно влияет на психику и важна для общественной жизни. Учение Аристотеля широко использовалось в европейской философии представителями самых разных направлений.


Представитель рабовладельческой демократии философ Эмпедокл (ок. 483-423 гг. до н.э.) из сицилийского города Акраганта выдвинул положение о том, что все состоит из качественно различных и количественно делимых элементов или, как он их называет, "корней". Этими "корнями" являются: огонь, воздух, вода и земля.


Его современник Анаксогор (500-428 гг. до н.э.) считал, что все существующие тела состоят из мельчайших, подобных им частиц. Наивысшего развития механистический материализм в классический период достиг в учении Левкиппа (ок. 500-440 гг. до н.э.) из Милета, и Демокрита (460-370 гг. до н.э.) из Адберы. Оба философа были идеологами рабовладельческой демократии и выдающимися учеными своего времени. Философы-софисты.


Усложнение общественных отношений в связи с быстрым развитием рабовладения и социальным расслоением свободных заставило значительную часть философов, начиная с середины V в. до н.э обратить внимание на изучение деятельности человека. Накопление разнообразных знаний, с другой стороны, требовало их систематизации. Вплотную этими вопросами занялись философы-софисты (так назывались странствующие учителя, обучавшие


за плату красноречию и другим наукам). Появление их в значительной мере было связано с политическим развитием демократических полисов, с тем, чтобы граждане должны были владеть ораторским искусством. Наиболее известным среди софистов был Протагор (ок. 480-411 гг. до н.э.) из Абдеры. Он выдвинул положение об относительности всех явлений и восприятий и их неизбежной субъективности. Высказанное им сомнение в существовании богов было причиной осуждения


Протагора в Афинах за безбожие и привело софиста к гибели. Софисты не представляли собой какого-либо единого направления в греческой философской мысли. Для их философских построений было характерно отрицание общеобязательного в познании. Философ-идеалист Сократ. Если софисты пришли к заключению, что дать положительный ответ на поставленный ими вопрос о критерии истины невозможно, то их современник - идеолог афинских аристократических кругов


философ-идеалист Сократ (471-399 гг. до н.э.) считал это возможным и даже полагал, что критерий истины он нашел. Он учил, что истина познается в споре. Известен "сократический" метод ведения спора, в котором мудрец при помощи наводящих вопросов незаметно внушает спорящим свою идею. Для установления общих понятий Сократ исходил из исследования ряда частных случаев. Целью человека, по мнению Сократа, должна быть добродетель, которую нужно осознать.


Сократ учил устно, он не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его: "Я знаю, что ничего не знаю". Самое позорное невежество – "воображать что знаешь то, чего не знаешь". Его философия дошла до нас в изложении его учеников, главным образом,


Ксенофонта и Платона. Философия в период эллинизма частично изменила содержание и свои основные цели. Эти изменения были обусловлены социально-экономическими и политическими процессами в развивавшемся эллинистическом обществе. Философы периода эллинизма главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного человека в мире. Две старые авторитетные школы Платона и Аристотеля постепенно теряли свое лицо и авторитет.


Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н. э. выделение из философии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Для Гиппократовой медицины характерен строгий рационализм. По мнению Гиппократа, все болезни вызываются естественными причинами.


Он требовал от врача индивидуального подхода к больному, учета особенностей как самого пациента, так и естественной среды обитания его. Математика развилась прежде всего под влиянием пифагорейских ученых. В V в. до н. э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину, перестает быть прерогативой философов. Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н. э. относятся также значительные успехи в астрономии, географии.


Эратосфен в III в до н.э. вычислил первое. довольно точное значение длины большого круга земного шара, в своем сочинении «Географика» и на карте ойкумены (населенной земли) он свел в единую систему все знания того времени о Земле. Стоики и эпикурейцы. Параллельно с упадком старых философских школ классической Греции в период эллинизма возникали и развивались две новые философские системы стоиков и эпикурейцев. Основателем стоической философии был уроженец острова


Капра Зенон (ок. 336-264 гг. до н.э.). Стоицизм был до известной степени синтезом греческих и восточных воззрений. Создавая свою философию, Зенон в особенности использовал учения Гераклита, Аристотеля, учение киников и вавилонские религиозно-философские представления. Стоицизм был не только самой распространенной, но и самой долговечной эллинистической философской школой. Это было идеалистическое учение. Стоики все называли телом, в том числе мысль, слово, огонь.


Душа, по мнению стоиков, была особого рода легким телом- теплым дыханием. Для философских школ, возникших и развившихся в период эллинизма, характерно признание за рабами их человеческого достоинства и даже возможности наличия у них высших моральных качеств и мудрости. Шло дальнейшее познание греками окружающего мира. Так во II в до н.э. Птолемей составил свод географических знаний античного мира – «Географию» в 8 томах.


Он разработал математические способы построения карт, собрал сведения о более 800 географических названий и координат почти 400 точек (городов, устьев рек, островов). Концепции философских школ Древней Греции, достижения ученых того времени практически во все областях наук заложили основу, служили и будут служить фундаментом развития мировой филосософской и научной мысли. 3.2. Религиозные верования древних греков. Религия ранней


Греции играла большую роль в динамике общественной мысли эллинов. Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, отражает лишь слабость человека перед лицом тех "сил", которые в природе, позднее в обществе и в собственном сознании, мешают, как ему кажется, его действиям и представляют угрозу для его существования, тем более страшную, что он плохо понимает, откуда она исходит. О мифах Д_Г – откуда мы знаем


Представления греков о начале существования мира принципиально не отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос—жизненное начало. Гея породила звездное небо— Уран, который стал первым властителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов—титаны.


Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса—Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера—под водительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом, олимпийские боги—третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс - властитель неба, грома и молнии.


Среди потомков Зевса особо выделялся Апол¬лон—бог светлого начала в природе, нередко называвшийся Фебом (Сияющим). Роль Аполлона с течением времени все более возрастает, и он начинает вытеснять Зевса. Большим почетом пользовалась Афина, родившаяся из головы Зевса, —богиня мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие от Ареса, который олицетворял безрассудную отвагу). Для греческого религиозного сознания не характерна


идея всемогущества божества. Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно связана с городом


Афинами, Аполлон — с Дельфами, Зевс — с Олимпией и т. д. Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление имело свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов.


Греческие боги, мифы их жизни нашли свое отображение на керамических сосудах – амфорах, … , в прекрасных скульптурах и фресках древнегреческих мастеров, служили и будут служить вдохновением для многих поколений художников и скульпторов. 3.3. Театр. Вводные слова о театре В античном театре пьеса ставилась только один раз — повтор её был величайшей редкостью, а сами представления давались всего три раза в год — во время праздников в честь бога


Диониса. Посещение театра было обязанностью афинских граждан. Самым бедным даже выплачивали деньги, чтобы восполнить убытки. Такое почтение к драматическому искусству объясняется тем, что театральными представлениями афиняне чтили бога Диониса. Сооружение театра в Древней Греции имело форму открытой каменной постройки в виде «орхестры» (центрального круга), обрамленной ярусами зрительных рядов длиной несколько больше полуокружности.


Напротив них располагалась узкая продолговатая площадка, ограниченная сзади зданием, которое называлось скена (отсюда – «сцена») и использовалось для переодевания актеров. Вдобавок крыша скены давала возможность постановки и на верхнем ярусе. Подобный тип сооружений (яркий пример – частично сохранившийся театр Диониса в Афинах) стал итогом долгой эволюции, которая началась, по-видимому, с деревянных построек,


и, в свою очередь, послужил прообразом западноевропейского театра. Как правило, роль декорации выполняла передняя стена скены, хотя, по-видимому, уже во времена Софокла (495–406 до н.э.) иногда использовались и раскрашенные панели, если нужно было показать, что события разворачиваются, например, на открытой местности. Вскоре были введены и несколько «машин», например, приспособление для поднятия актеров на верхний уровень


или их спуска, используемое главным образом для сошествия божеств (отсюда латинская поговорка «deus ex machina» – «бог из машины»). Поначалу в античном театре, по-видимому, доминировала условность. Как в трагедии, так и в комедии основным элементом являлся хор на орхестре. Непременными составляющими фривольных, пикантных и лиричных феерий Аристофана (ок. 450 – 385 до н.э.), как и трагедии, были танец и поэтическая декламация.


Все роли в древнегреческом театре исполнялись мужчинами. Исполнители главных трагических ролей носили стилизованные маски и высокие головные уборы, соответствующие типажу; на ногах у них были котурны, обувь на очень толстой подошве, придававшая актерам неестественную высоту (и ставшая символом трагедии, в противоположность сандалиям комедии), а их костюмы отличались как формализованностью, так и богатством отделки. Нелепо искаженные маски и смешные, вульгарные наряды


комических актеров придавали представлению фантастический вид. Тем не менее, прослеживается постепенное движение в сторону большего реализма. Трагедии Эврипида (ок. 484–406 до н.э.) много ближе к реальности, чем творения его предшественников Софокла и Эсхила (525–456 до н.э.); древний хор стал утрачивать центральное положение. В конце своей жизни Аристофан, мастер древней комедии, стал свидетелем появления менее фантастической


«среднеаттической комедии» (ок. 375–325 до н.э.), которую, в свою очередь, сменила еще более близкая к правде жизни «новая аттическая комедия» Менандра (ок. 342 – ок. 291 до н.э.). С развитием этих поздних жанров орхестра, площадка для хора, начала терять первоначальное значение, и в эпоху эллинизма появляется театральное сооружение нового вида, в котором высокие подмостки резко отделяют актеров от уровня орхестры.


В более поздний период эллинистический театр легко трансформировался в так называемый греко-римский театр, где сцена начала вторгаться в некогда монолитный круг орхестры, а скена приобрела еще более пышный и господствующий вид. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей наиболее богатых граждан, театр был государственным институтом. Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым


народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы. 3.5. Архитектура и скульптура. В период архаической Греции зодчество представлено каменными или мраморными монументальными сооружениями. В VI в. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной, вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда одинарной( периптер), иногда двойной (диптер).


Тогда же определились основные конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического, особенно широко распространившегося на Пелопоннесе и в городах Великой Греции (Южная Италия и Сицилия), и ионического, пользовавшегося особой популярностью в греческой части Малой Азии и в некоторых районах европейской Греции.


Типичными образцами дорического ордера с такими характерными для него особенностями, как суровая мощь и тяжеловесная массивность, могут считать храм Аполлона в Коринфе и храмы Посейдонии (Пестум) на юге Италии. Более изящные, стройные и вместе с тем отличающиеся некоторой вычурностью декоративные убранства постройки ионического ордера были представлены в этот же период храмами


Геры на о. Самосее, Артемиды в Эфесе (считавшийся одним из «семи чудес света»). Наиболее массовым и доступным видом архаического греческого искусства была, безусловно, вазовая живопись. В VI в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце VI в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. В своей работе, ориентированной на самого широкого потребителя, мастера-вазописцы гораздо меньше, чем


скульпторы или архитекторы; зависели от освященных религией или государством канонов. Поэтому их искусство было гораздо более динамичным, многообразным и быстрее откликалось на художественные открытия и эксперименты. Вероятно, именно этим и объясняется необыкновенное тематическое разнообразие, характерное для греческой вазописи VII-VIвв. Именно в вазовой живописи раньше, чем в какой-либо другой отрасли греческого искусства, мифологические сцены начали чередоваться с эпизодами жанрового характера.


При этом не ограничиваясь сюжетами, заимствованными из жизни аристократической элиты (сцены пиршеств, ристалищ на колесницах, атлетических упражнений и состязаний и т.п.), греческие вазописцы (особенно в период расцвета так называемого чернофигурного стиля в Коринфе, Аттике и некоторых других районах) не пренебрегают и жизнью социальных низов, изображая сцены полевых работ, ремесленные мастерские, народные празднества в честь


Диониса и даже нелегкий труд рабов в рудниках. В сценах такого рода особенно ярко проявились гуманистические и демократические черты греческого искусства, которые были привиты ему окружающей общественной средой, начиная с архаической эпохи. Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: "


Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая создается из образов, набросанных разумом". Все, кто пишет о греческом искусстве, отмечают в нем удивительное сочетание наивной непосредственности и глубины, реальности и вымысла. В искусстве, особенно в скульптуре, воплощен идеал человека.


Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство — непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos - прекрасный и agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность.


Именно это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными. Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Статуи VII - VI вв. до н.э. симметричны: одна половина тела - зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу.


Ни малейшего наклона или поворота головы, губы раскрыты в улыбке. Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм. Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Школа, которую он основал, рассматривала вопросы философско-математического характера, применяя математические выкладки ко всем сторонам действительности.


Не составили исключения ни музыкальная гармония, ни гармония человеческого тела или архитектурного сооружения. Пифагорейская школа считала число основой и началом мира. На основании пифагорейской школы великий греческий скульптор Поликлет (V век до н.э.) создал скульптуру юноши-копьеносца, которую называют Дорифор" ("Копьеносец") или "Канон" - по названию сочинения скульптора, где


он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения совершенного человека. Копьеносец стоит неподвижно перед зрителем, потому что Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. В отличие от своего современника Поликлета, скульптор Мирон любил изображать свои статуи в движении. Вот, например, в статуи "


Дискобол" (V в. до н. э.) Мирон, изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском. Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами. Величайшим скульптором своего времени греки считали Фидия, украсившего мраморной скульптурой храм Афины — Парфенон. В его скульптурах особенно отражено, что боги в


Греции есть не что иное, как образы идеального человека. Лучше всего сохранилась мраморная лента рельефа фриза длиной 160 м. На ней изображено шествие, направляющееся в Парфенон. Скульптор сотворил множество других произведений, лучшими из которых стали бронзовая колоссальная фигура Афины Промахос, воздвигнутая на Акрополе примерно в 460 г. до н.э и не менее огромная, созданная из


из слоновой кости и золота, фигура Зевса для храма в Олимпии. К сожалению, к нашему времени подлинные работы не сохранились. Статуя Зевса производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из "семи чудес света". Работы всех трех скульпторов были схожи тем, что все они


изображали гармонию красивого тела и заключенной в ней доброй души. Это было основным направлением того времени. Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории. Искусство архаики было более прямолинейным, в нем отсутствовала полная глубокого смысла недоговоренность, которая восторгает человечество в периоде греческой классики. В эпоху эллинизма, когда человек потерял ощущение устойчивости мира, искусство утратило свои старые


идеалы. В нем стали отражаться чувства неуверенности в будущем, царящие в общественных течениях того времени. Одно объединяло все периоды развития греческого общества и искусства: это, как пишет М. Алпатов, кто это? «особое пристрастие к пластике, к пространственным искусствам.» Хотя большинство греческих скульптур выполнялось в бронзе, так как мрамор был хрупок, однако именно фактура мрамора с его цветом и декоративностью позволяла с наибольшей выразительностью воспроизводить


красоту человеческого тела. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Древнегреческая цивилизация является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории. Древнегреческая цивилизация включает в себя общественные и государственные структуры которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III – II тысячелетия до н.э. – с возникновения первых государственных


образований на острове Крит, а заканчивается во II – I в.в. до н.э когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы. За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую


общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов средиземноморья в эпоху римского господства. Благодаря трудам многих античных мыслителей была разработана теория государства в социальной жизни,


сформирован критерий подлинной ценности человека. Именно в Древней Греции сложились понятия таких духовных ценностей как: гражданская свобода, гражданский долг, человечность, гармоничность, ответственность. В Древней Греции зародилась и философия в полном смысле этого слова. Имена Пифагора, Гераклита, Анаксагора, Демокрита,


Сократа, Платона, Аристотеля не только являются символами начала философии как науки. Их рассуждения продолжают влиять на дальнейший ход развития философских мыслей. Эллада - это юность античности. Это ее самый радостный, самый веселый, самый интересный период. Греки помнили о египтянах, у которых заимствовали многое. Они помнили мудрость вавилонских магов. Но юность всегда самоуверенна, она стремиться сама познать


мир, докопаться до его сути. Греки искали первооснову мира: воздух, вода, огонь, или маленькие горошины атома, или идея, или число, как считал Пифагор. И еще юность стремиться познать себя. Не случайно девизом самого великого мудреца Греции Сократа стал девиз; «Познай самого себя!». Юность любит и веселится. Греки любили театр. Театр был школой и для взрослых.


Но самым большим развлечением, самой большой игрой у них была политика, особенно в Афинах. Полтора века была «неделя» самоуправления, они играли в демократию. Юность умеет творить. Она создала стройные философские учения, она рассчитала расстояние от Земли до Солнца, или диаметр Земли. В Элладе были построены великолепные храмы. Юность не боится красоты своего тела. И возникли великолепные скульптуры из мрамора и бронзы.


Наконец, 22-летний юноша Александр Македонский раздвинул пределы Эллады, пределы Эллинской цивилизации до Средней Азии и Индии, Вернулся из похода 32-летним, умер. И юность закончилась. Латышев В.В.Очерк греческих древностей Электронная версия книги, изданной в СПб в 1897-1899 гг.(третье издание). Написанная более века назад эта книга до сих пор не утратила значения


как для научного мира в целом, так и для всех интересующихся античностью в частности. Перед нами настоящая энциклопедия греческой цивилизации, подробнейшим образом освещающая важнейшие реалии политической, военной и религиозно-культурной жизни Эллады. В первой части книги представлены основы государственности эллинов, этапы развития полисных институтов на протяжении всей самостоятельной истории


Греции. Вторая часть исследования В.В. Латышева посвящена рассмотрению религии древних греков и важнейшим культурным явлениям. История Древней Греции под.ред В.И.Кузищина Электронная версия учебника, изданного в издательстве "Высшая школа" в 1996 г. Учебник содержит систематическое изложение происхождения, формирования, расцвета и упадка древнегреческой цивилизации, начиная с первичной государственности


Крита и кончая эллинистическим Египтом, завоеванным в конце I в. до н.э. Римом. В новом издании (1-е — 1986 г.) уделено большое внимание характеристике греческой демократии и замечательной культуры, оказавших огромное воздействие на последующее развитие мировой цивилизации. В приложении даны перечень важнейших греческих богов и хронологическая таблица. В учебнике много иллюстраций и карт. О ресурсе Список литературы.


1. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима М Высшая школа , 1990. 2. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. — М.: АСТ, 2002 3. Любимов Л. Искусство древнего мира. — М.: «Просвещение», 1980. 4. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. — М.: Аванта+, 2001 5. Веб-портал «Грек» http://www.grek.ru/ 6.


Веб-портал «Древняя Греция» http://ellada.spb.ru/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.