тема 1
С тема 1
социология как наука Предмет и функции социологии
I/ Предмет и объект познания социологии.Понятие социального 2/ Социология и другие науки об обществе З/ Структурасоциологии 4/ Функции социологии
Предмет и объектпознания социологии. Понятие социального
Стермином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современнойжизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газетысообщают о результатах социологических опросов населения по самымразнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента,различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшимсоциально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельныхлиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизнии т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфическиесоциологические исследования, в которых определяется состояние социальнойнапряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортнымобслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтахстуденты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету«Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхностиуровень социологических исследований, который создает образ социологии какприкладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих,сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпываетсяпредмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? Сэтим как раз нам и необходимо разобраться.
Начнем сэтимологии. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского словазос1е1а5 — общество и греческого 1о§о — слово, понятие, учение. Следовательно,этимологически социология — наука об обществе. Так ее и характеризуетамериканский социолог Дас. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольноабстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучаетсязначительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальнойфилософией, политической экономией, историей, демографией и т. д. Для того,чтобы понять особенно-
10
сти социологии, социологического подхода к изучениюобщества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования,а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, преждевсего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфераобъективного или субъективного мира, в то время как предмет любой наукиявляется результатом теоретического абстрагирования, позволяющегоисследователям выделить те стороны и закономерно-стиразвития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическимидля данной науки. Таким образом, объект той или иной науки — это частьобъективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами,которые изучаются только данной наукой, а предмет науки — это результатисследовательских действий.
Принято считать,что объектом социологического познания является вся совокупность свойств,связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное?Социальное, с точки зрения российского социолога Г. В. Осипова, — это совокупность тех или иных свойств иособенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностямив процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в ихотношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессамобщественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когдаповедение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивидаили их группы (общности) — независимо от того, присутствует ли при этом данныйиндивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивидыоказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый изних становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Такимобразом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения испособ их организации являютсяобъектами социологического исследования.
Предмет жесоциологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, неможет быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии напротяжении всей истории существования этой науки менялось. Представителиразличных школ и направлений высказывали и высказывают различное пониманиепредмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится втесной связи с исследовательской деятельностью ученых.
Основоположниксоциологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — этопозитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгеймназывал предметом социологии социальныефакты. При этом социальное, по Дюрк-гейму,означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, являетсяколлективное во всех его проявлениях.
С точки зрениянемецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении,которое она стремится понять и истолковать.Социальное поведение, по М. Веберу, — это отноше-
ниечеловека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция,ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение являетсяповедением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведениесчитается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оносоотнесено с поведением других индивидов.
В марксизме предметомсоциологического исследования является научное изучение общества каксоциальной системы и составляющих его структурных элементов — личностей,социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение в нашейотечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе каксоциальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через еесоставные элементы: личности, социальные общности, институты. В учебномпособии «Социология» (М.: Мысль,1990.- С. 25) Г. В. Осипова, написанномс марксистских методологических позиций, социология определяется как наука обобщих и специфических социальных законах и закономерностях развития ифункционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмахдействия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельностиличностей, социальных общностей, классов, народов.
Социологияи другие науки об обществе
Мы прояснили в самом общем виде, чтоизучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно,необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе,социальном, общностях и индивидах. И здесь, прежде всего, необходимосопоставить социологию и социальную философию.
Социология, как и многие другиенауки, вычленила сь из философии. В течениедлительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. Идаже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласиласвою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе,философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях.Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебераеще очень трудно отделить от социальной философии. Более того, можно суверенностью сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблемобщественной жизни теоретическая социология переплетается с социальнойфилософией.
Что же такое социальная философия? Социальная философия представляетсобой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразияобщества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и целисуществования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленностьдвижущих сил и его развития. Следует отметить, что эти вопросы в определеннойстепени могут служить предметом теоретических размышлений и тех, ктопричисляет се-
12
бя к профессии социологов. Но при этом следует ясноосознавать, что в этом случае они выступают не как социологи-профессионалы, но,как и другие представители фундаментальной науки, занимающиеся широкимитеоретическими обобщениями, вторгаются в область философии и выступают в данномслучае как представители социальной философии.
У социальной философии и социологии очень широкая область совпаденияобъекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предметеисследования. О предмете исследования социологии речь уже шла выше. Предметнойже сферой социально-философских размышлений является исследование общественнойжизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральноеместо среди которых занимают смысложизненныепроблемы.
Еще в большей мере различие междусоциальной философией и социологией обнаруживается в методе исследованиясоциального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясьопределеннымиустановками, которые развиваются наоснове цепи логических размышлений. Социология заявила о своейсамостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставилаперед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методовпознания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии,общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методовэмпирической (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз исвязано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальныхпроцессов количественные методы с применением сложных математических процедур,в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных,установление статистических закономерностей, выработала определенные процедурыэмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижениястатистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество ичеловека.
Но в таком случаевстает вопрос: как различить социологию и другие эмпирические науки об обществеи личности? Эта проблема особенно сложна и в значительной мере являетсянерешенной в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологии, напримердемографии и социологии брака и семьи, экономической теории и экономическойсоциологии и т. д. Довольно остро, хотя, может быть, и не так заметно, онастоит при соотношении психологии и социологии, имея в виду, что социальнаяпсихология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается последующей схеме. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального«Я », сфера социологии — это проблемы межличностного взаимодействия— «Мы». Втой мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальнойсвязи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностныеориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает каксоциолог.
Решение вопроса о спецификесоциологии непосредственно связан с ответом на вопрос: когда же она появиласькак самостоятельная наука? Содержательному рассмотрению этого вопроса бу-
Социология как наука. Предмет и функции социологии 13
дет посвящена следующая тема. Здесьже мы ограничимся формальными критериями и должны опираться на принципы,выработанные науковедением. С точки зрения науковедения, становление любой науки прежде всего связанос внешней и внутренней институциона-лизацией даннойнауки, то есть приобретением данной наукой атрибутов социального института.
В этом процессеможно выделить ряд необходимых моментов, каждый из которых последовательноуглубляет институционализа-цию: 1) формированиесамосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученыеосознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методыисследования; 2) создание специализированных периодических изданий; 3)введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебныхзаведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.; 4) созданиеспециализированных учебных заведений по данным отраслям знаний; 5) созданиеорганизационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных имеждународных ассоциаций. Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США,начиная с 40-х годов XIX столетия.
Структурасоциологии
Помимо внешней институционализации,социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализацияозначает совершенствование организационной структуры науки, наличиеустойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и нормпрофессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов иприемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства исистематизации знаний в определенной области познания. Одно из важнейших меств этом процессе принадлежит разделению тру да, наличию в организационнойструктуре науки трех относительно независимьгхуровней: 1) уровень фундаментальныхисследований, задачей которых является приращение научного знания путемпостроения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы даннойобласти; 2) уровень прикладныхисследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственнуюпрактическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;3) социальная инженерия — уровеньпрактического внедрения научных знаний с целью конструирования различныхтехнических средств и совершенствования имеющихся технологий. Даннаяклассификация позволяет вычленить в структуре социологии три уровня:теоретическую социологию, прикладную социологию, социальную инженерию.
Наряду с этимитремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальныесистемы и исторически дли-
14
Уровень
Элементы
Примеры
Межличностный
Типовое взаимодействие (по правилам) Ролевое поведение Социальный статус Межличностяьге связи
Игра в футбол
Тренер — игрок Адвокат — собственник Студенты института
Групповой
Первичная группа Организация Групповое отношение
Компания друзей
Больница
Труд — управление
Социетальный
Институт Социальный порядок Класс и слой Город и общность
Религия Монархия Дворянство Москва
Мировые системы
Международные отношения Межнациональные организации Глобальный институт Мировая взаимозависимость
ООН Гринпис Ислам Производство нефти
Рис. 1.Уровни социологического анализа
тельные процессы. Микросоциологияизучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностномвзаимодействии. Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся наразличных плоскостях и не соприкасающиеся друг с другом. Напротив, они тесновзаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людейосуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов.На рис.1 детально показано, каким образом различные уровни социологическогоанализа пересекаются в разных плоскостях человеческого взаимодействия.Например, группа — это люди объединенные взаимными интересами или зависимыедруг от друга и отличающиеся от других групп отношениями и целями. В этомсмысле речь идет и о группе, и о системе. Например, два соседа, семья, нация.Государство — это также группа, рассматриваемая на социе-тальномуровне. На уровне мировых систем (макроуровне)рассматривается отношение государства с другим государством.
Своеобразной формой пересечения всехэтих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевыесо-| 'циологии: социология труда, экономическаясоциология, социология организаций, социология досуга, социологияздравоохранения, социология города, социология деревни, социологияобразования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделениитруда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.
Оригинальнуюконцепцию развития социологии выдвинул американский социолог Р. Мертон. В 1947году, полемизируя с Т. Парсонсом, который ратовал засоздание в социологии «всеохватывающей теории, опирающейся на теориисоциального действия и
Социология как наука. Предмет и функции социологии 15
структурно-функциональный метод». Р.Мертон считал, что создание подобных теорий преждевременно, так как еще нетнадежной эмпирической базы. Он считал, что необходимо создавать теории среднего уровня, которые выполняютпромежуточную роль между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися визобилии в повседневных исследованиях, и широкими теоретическими конструкциями,понятийная схема которых позволяет производить.боль-шоечисло эмпирически наблюдаемых закономерностей социального поведения. Задачитакого рода теорий — аккумуляция эмпирических данных. Они могут возникать вотдельных отраслях социологии как специальные теории или же могут бытьрезультатом обобщения группы фактов. Примером такого рода теорий может служитьсозданная Р. Мертоном концепция аномии, объясняющаяразличные типы отклоняющегося поведения.
Всекрупные сферы общественной жизни исследуются на основе социологическихметодов. Например, социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с социальными институтами.В ней органически связаны теория и практика социальногоуправления трудовой деятельностью людей. В поле зрения социолога находятсясоциальные формы и условия труда, его коллективный или индивидуальный характер, социальная организация совместного труда.Социология труда характеризует различныесоциально-психологические механизмы включения работника в трудовуюдеятельность, то есть мотивацию и стимулирование труда, удовлетворениеработой и отношение к ней, пути повышения трудовой активности,производительности труда и т. д,
Функции социологии
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественноепредназначение определяются, в первуюочередь, функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии,как и всякой другой науки, являетсяпознавательная. Социология на всехуровнях и во всех своих структурныхэлементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрываетзакономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретическиеизыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальныхпроцессов и обобщающих значительный фактический материал, так инепосредственно эмпирическиеисследования, поставляющие этой наукебогатый фактический материал, конкретнуюинформацию о тех или иных областях общественной жизни.
Характерной чертой социологии является единствотеории и практики. Значительная частьсоциологических исследований ориентированана решение практических проблем. В этом плане на первое место выступаетприкладная функция социологии, в рамкахко
16
торой проявляетсяряд ее других функций. Социологические исследования дают конкретную информациюдля осуществления действенного социального контроля над социальнымипроцессами. Без этой информации возрастает возможность появления социальногонапряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве странорганы исполнительной и представительной власти, политические партии иобъединения широко используют возможности социологии для проведенияцеленаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этомпроявляется функция социальногоконтроля.
Практическая направленностьсоциологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованныепрогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии.Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. Вэтом плане социология способна: 1) определить, каков диапазон возможностей,вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческомэтапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных скаждым из выбранных решений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому изальтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременныепоследствия и т. д.
Большое значение в жизни обществаимеет использование социологических исследований для планирования развитияразнообразных сфер общественной жизни.Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо отсоциальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная отопределенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионови стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельныхпредприятий и коллективов.
Социология,несмотря на личные установки ученых-социологов, выполняла и продолжаетвыполнять идеологическую функцию. Результатыисследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп длядостижения ими определенных социальных целей. Социоло — гическое знание зачастую служит средствомманипулирования поведением людей, формирования определенных стереотиповповедения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. Носоциология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми,формированию у них чувства близости, что в конце концов способствуетсовершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.
с
тема 2
становление и основные этапы исторического развития социологии
I/ О. Конт — родоначальник социологии.Учение о трех стадиях развития общества. Солидарность и согласие. Социальнаястатика и динамика 2/ Социальные условия и теоретические предпосылкивозникновения социологии З/ Классический тип научности социологии. Учение ометоде Э. Дюркгейма
4/ Нетрадиционный типнаучности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М.Вебера
5/ Основные принципыматериалистического учения об обществе К, Маркса и Ф. Энгельса
б/ Основные этапы инаправления развития социологии в США 7/ Развитие социологической мысли вРоссии
О. Конт — родоначальниксоциологии. Учение о трех стадиях развития общества. Солидарность и согласие.Социальная статика и динамика
Расширить иуглубить представление о социологии как науке помогает изучение истории еестановления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при какихусловиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формированияновой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, посколькуопределенные представления об обществе развивались в течение многих столетий.Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IVвека до нашей эры в работах Платежа«Законы», «О государстве», в «Политики" Аристотеля и др. Еще активнееэта проблематика разрабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо,Гоббса и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как самостоятельнаянаука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии какпредшественнице социологии.
Для ответа на вопрос о временипоявления социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения этоговопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология вкачестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом.История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. по-
18
еле опубликованияО. Контом треть его тома еговажнейшей работы «Курс позитивнойфилософии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» ивыдвинул задачу изучения общества на.научной основе. Именно эта претензия — поставить учение об об-[цестве на научную основу — и явились тем отправнымфактом, который привел к формированию и развитию социологии.
Как же конкретно обосновывает О.Конт необходимость и возможность появления этой новой науки? В системе О.Конта это обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадияхинтеллектуального развития человека: теологической, метафизической ипозитивной. На первой, теологической,стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений,оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он отказывается от апелляции ксверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей,причин и других философских абстракций. Йадачавторой стадии — критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливаеттретью стадию — позитивную, или научную. На этой стадии человекперестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причиныявлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянныхсвязей, которые могут устанавливаться между ними.
Переход от одной стадии к другой вразных науках совершается последовательно, но не одновременно. И здесьдействует один принцип — от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем прощеобъект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтомупозитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии,химии, затем в биологии. Социология же — это вершина позитивного знания. Онаопирается в своих исследованиях на«позитивный метод». Последний означает опору теоретического анализа насовокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах исравнительном исследовании, данных — надежных, проверенных, не вызывающихсомнения.
Другой важный вывод, приведший О.Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда.Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаряим появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие вобществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторыведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрациюбогатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующуюличность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии,заставлял враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые приизвестном попустительстве способны разрушить основу общества — чувство солидарностии согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.
19
Становление и основные этапы исторического развитиясоциологии
О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делитсоциологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия изаконы функционирования общественной системы. В этом разделе контов-ской социологии рассматриваются основныеобщественные институты: семья, государство, религия с точки зрения ихобщественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О. Конт развиваеттеорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению,выступает духовное, умственное развитие человечества.
Социальные условия и теоретическиепредпосылки. возникновения социологии
Как было указано выше, социологиявозникает в конце 30-х — начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это быловремя крайней нестабильности. Восстание лионскихткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франциисвидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во временарешительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории,способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можноопереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, КМаркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность вто же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистическойтрадиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь насвой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему наоснове концепции научного социализма, сердцевиной которой является теориясоциалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» — Г.Спенсер, Э. Дюрк-гейм, М. Вебер — предложилиреформистский путь развития общества. Основоположники социологии былисторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думалине над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолетькризис в Европе, установить согласие и солидарность между различнымисоциальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качествеинструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию.Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивныйметод».
Этими различными идеологическимиустановками было продиктовано и различие в истолковании тех научных открытий,которые были сделаны в 30-х —40-х годах XIX в. В этот период на первый планразвития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями тоговремени, как вы помните, являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном( 1838—1839), на основе которого быласоздана клеточная теория строения живого вещества, и
20
создание Ч.Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теориипослужили естественнонаучными предпосылками создания диалектическогоматериализма, основным элементом которого является учение о диалектике —«алгебра революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э.Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе,основанного на принципах биологии, — «органической теории развития общества ».
Пока речь шла в основном осоциологических условияхи естественнонаучныхпредпосылках возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого вЕвропе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методовпознания. Методология и методика конкретно-социологических исследованийразрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII—XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлейвырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. Вчастности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализууровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа «Философскиеочерки о вероятности » построена на количественном описании динамикинародонаселения.
Особенно активно эмпирическиесоциальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века подвлиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма вначале XIX в. вело к быстрому росту городов —урбапизациижизнинаселения. Следствием отого была резкая социальнаядифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличениепреступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренноформируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие запорядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастаетчисло различного рода общественных движений, выступающих за социальныереформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальныеболезни общества», с Другой — объективно созрели те силы, которые былизаинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиковсоциологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих«болезней».
Особенно интенсивно развитиекапитализма в то время про