Кто мы? Феномен России.
Китайская пословица гласит: Прежде чем куда-то идти, узнай, где ты находишься. Перефразировав на русский язык, получим: Прежде чем спрашивать — «что делать?», узнай кто ты.
Основная проблема Российского общества — мы не знаем, кто мы. Мы, как общество, находимся в бессознательном состоянии. Обратимся к истории. На протяжении многих веков русские не понимали себя и, поэтому, искали помощи во вне. Первый известный нам факт — это приглашение на княжество варягов, причиной тому было то, что «демократическая» система управления через Вече дала сбой. В первые века правления Рюриковичей много славного было сделано на Руси. Самыми важными вехами считается создание государственности и распространение Православия на древней русской земле. Но через несколько поколений к XIII веку Рюриковичи ни чем не отличались от русских и погрязли в хаосе междоусобных войн. Это явилось основным фактором захвата Руси монголо-татарами. При всем отрицательном, что несло нашествие с Востока, русские получили от татар и положительное: власть над собой (над своей бессознательностью), способствующую порядку, и Восточную культуру. Очевидный факт, татарское нашествие способствовало собиранию земель русских вокруг Московского княжества и в дальнейшем рождению России. Как только опыт, полученный с Востока, был освоен и воплощен в деспотии Ивана IV, бессознательность русских проявляется в очередной раз и ввергает страну в Смутное время. После короткой передышки при правлении Михаила Федоровича Романова, бессознательное снова дает о себе знать в годы Великого раскола и кризиса власти вплоть до правления Петра I. Величие Петра заключается в том, что он первый в Евразии совместил Запад и Восток, западные технологии и восточные ценности. Культурный взрыв XIX века был заложен Петровскими реформами. К сожалению, реформы Александра II имели только Западную основу, это и «выпустило джина из бутылки», дало возможность проявиться нашему бессознательному в начале XX века. По какому пути мы идем сейчас? Куда этот путь нас приведет? Не хотелось бы наступать еще раз на грабли.
Этой работой делается попытка ответить на интересующий нас вопрос: «Кто мы?».
Часть I. Эволюция неживой материи.
…, мгновенье в вечность превратив и вечность мигом охватив.
По-хорошему, на этом эпиграфе следует поставить точку, но мы, скорее к счастью, чем к сожалению, находимся в мире, где есть время-пространство, материя, где существуют двойственность, многообразие и постоянные перемены. Чтобы быть понятым необходимо пользоваться категориями Нашего Мира. Вот как ухитриться описать его или любое его явление, находясь в нем?
Самое интересное явление известное науке — Большой взрыв, рождение Вселенной, которое было примерно 15-20 млрд. лет назад. Что стало причиной этого? Исходя из известных древних текстов, касающихся сотворения и сущности нашего мира (Библия, Веды, Дао), состояние Вселенной до своего рождения невозможно передать словами. Это состояние, описано как вмещающее Все и Ничто одновременно. Древние тексты заставляют нас отключить логическое мышление и довериться сверхчувственному восприятию. Но вот проблема, мы не обладаем сверхчувственным восприятием. Так попытаемся с помощью эмпирических данных, существующих теорий и логики создать модель развития материи, но начальным условием возьмем положение древних учений: «Все в Ничто, Ничто во Всем». Основываясь на этом правомерно заключить, что причиной взрыва явилось появление Единства (точки), создавшего своим появлением потенциальное бесконечное Многообразие (бесконечность). Единство и Многообразие как тотальная разность потенциалов произвела взрыв. Стремление от Единства к Многообразию, автоматически родило противоположное стремление — от Многообразия к Единству. Эти два стремления и создали материю, пространство-время, все процессы и явления вокруг нас и внутри нас. Отличие Единства и Многообразия, точки и бесконечности родило время-пространство. Внутреннее стремление появившихся археэлементарных частиц к Единству и внешний импульс к Многообразию заставили их преодолевать пространство и участвовать в необратимых объединяющих и разъединяющих процессах, что родило стрелу-время (однонаправленность от прошлого к будущему) и материю. После эры начала Большого взрыва (пока космология и физика частиц не смогли ее описать, можно предположить, что это эра Всеобщего отталкивания, ее тенью являются инфляция-расширение Вселенной и мера хаоса — энтальпия), которая длилась очень короткий промежуток времени, наступила эра Великого объединения, длительностью не более чем t=10-35с. с начала Большого взрыва. В этот период произошел первый фазовый переход материи (фазовый переход — это изменение состояния материи, например, превращение воды в пар), в результате чего появились архечастицы и археантичастицы. Здесь происходит копирование глобального Единства и Многообразия на внутренние элементы системы в виде отличия архечастицы от археантичастицы и возникновения гравитации. Появляются первые взаимодействия и первые частицы, ориентированные на взаимодействия (глюоны). Следующий период знаменуется очередным фазовым переходом — образованием андронов (протоны, нейтроны, электроны и т.д.). Основным взаимодействием на этом этапе становятся ядерные силы, которые выделились из гравитации и обрели двойственность, способность притягивать или отталкивать. Возникают микросистемы, где взаимодействия между небольшим числом кварков образуют многообразие элементарных частиц. Появляется первый известный науке уровень сложности. Стремление к объединению на нижнем уровне проявляется в многообразии на верхнем уровне. По этому принципу продолжалась вся эволюция материи.
Часть II. Эволюция живой материи.
Следующим значимым периодом эволюции, примерно 3-4 млрд. лет назад, было появление живой материи, которая вбирает в себя многообразие неживой материи. При первом взгляде, организм и психика животных продолжала эволюционировать по принципам неживой материи, от простого к сложному, с присущим всему живому стремлением к размножению и самосохранению. Таксисы (врожденные способности пространственной ориентации в сторону благоприятных или неблагоприятных условий среды, например, поворот растений в соответствии с суточным движением солнца или изменение движения простейших организмов в зависимости от химического состава среды) одноклеточных развивались в условные и безусловные рефлексы (ответная реакция организма на раздражение) многоклеточных, рефлексы простейших преобразовывались в сложные инстинкты (заложенная генетически, программа действий, запускаемая при совпадении внешних условий и внутренних стремлений) насекомых. И, наконец, у высших животных мы наблюдаем способности к обучению и решению простых задач, например использование ящиков обезьяной для доставания бананов. Основным направлением эволюции психики и всего живого организма считается повышение способности особи и всей популяции к быстрой адаптации при быстрых изменениях внешней среды. Из-за этого принято считать, что млекопитающие более развиты, чем, например, насекомые. Смею не согласиться с этим тезисом. В противовес способности млекопитающих к обучению и способности отдельных органов к изменению своих функций без генетических изменений, у насекомых есть возможность, при неблагоприятных условиях, находится долгое время в эмбриональном состоянии или подвергаться генетической мутации за счет быстрой смены поколений. Из чего следует, что животный и растительный мир окружающий нас совершенен и главное, каждая особь или популяция проявляет свою завершенность. Завершенность-совершенство мы можем наблюдать в колониях одноклеточных, в поведении пчелиного роя или высших животных. Биосфера нашей планеты в ходе эволюции приобрела гомеостаз (медицинский термин, обозначающий сбалансированную гармонию организма). Обозначим два принципа с помощью которых существует гомеостаз биосферы. Первый принцип — принцип «узкой специализации». Почти все виды животного и растительного мира специализируются на сравнительно узком сегменте пищи, например, разделяясь на травоядных и плотоядных, с помощью этого выстраиваются устойчиво-возобновляемые экологические цепи. Второй принцип — «обратной пропорциональности между адаптивностью и способностью размножаться». Этот принцип не позволяет расплодиться, например, крупным хищникам и уничтожить всех травоядных. Есть еще один принцип — «бодливой корове бог рога не дает». Природа не дает сверхпреимущество в органах (мощные клыки, когти или рога) и способностях (скорость передвижения и т.п.), то, что может нарушить гомеостаз (этот принцип можно отнести к первому, потому, что дополнительные способности расширяют «специализацию»). Эволюция выковывала эти принципы на протяжении миллиардов лет. И так, биосфера, в отличие от неживой материи, объемлет многообразие и образует через гомеостаз единство. Живая материя проявляет целостность на верхнем уровне, объединяя многообразие нижнего уровня системы. Или иначе, стремление к распространению (разнообразию) на нижнем уровне проявляется в единстве на верхнем уровне.
Часть III. Эволюция человека.
И Все во всем и Все есть Бог:
Сиянье звезд и пыль дорог,
В тумане тихие леса,
Ребенка малого слеза,
Дыханье властное огня
И сердца стук внутри тебя.
Осталось одно живое существо, которое не достигло еще своего совершенства, и в которое воплотилась вся эволюция — это человек. В повседневной жизни, наверное, каждый из нас встречал такое противоречие: трепетное отношение человека к животным при этом жестокое отношение этого же человека к окружающим людям. Дело в том, что он неосознанно чувствует совершенство животных и несовершенство (т.е. нахождение на этапе развития) людей. Отвлекаясь от основного направления, заметим, что несовершенство человека влияет на гомеостаз биосферы и может привести к необратимому процессу нарушения ее единства с плачевными последствиями для самого человека, подобная ситуация уже была и будет описана ниже. Так кто он — человек? Откуда он появился и куда направляется в своем развитии?
Несколько фактов из совместного исследования антропологов и генетиков: примерно 250 тыс. лет назад произошло первое распространение прародителей человека разумного из Африки по Евразийскому континенту; человек разумный с соответствующей нам физиологией появился примерно 150 тыс. лет назад в Африке; прародительницей человечества является одна женщина; появлению человека разумного предшествовало резкое сокращение численности непосредственных предков человека разумного (по одним данным до нескольких тысяч, по другим до нескольких сотен); примерно 50 тыс. лет назад началось второе распространение уже человека разумного и по всему миру. Существует множество гипотез о причинах появления человека разумного, начиная от воздействия радиации и заканчивая влиянием из космоса. Внесем и мы свою лепту, пополнив общий список.
Появление человека разумного сопровождалось нарушением принципов гомеостаза биосферы — ее единства. Нарушение первого принципа «узкой специализации» произошло, когда предчеловечество стало всеядным, перейдя от потребления растительной пищи к животной. Нарушение второго принципа «адаптивности и рождаемости» возникло при резком росте адаптивности предчеловечества и не уменьшении, а скорее увеличении, способности размножаться. Опишем примерный сценарий развития событий той эпохи. Несколько миллионов лет назад наши предки мало чем отличались от современных человекообразных обезьян. Они питались в основном растительной пищей, занимая узкую нишу или иначе одно из звеньев в цепочке экосистемы. Это были целостные существа. Они жили в гармонии с собой и с внешним миром, хотя эта гармония ими не осознавалась. Они были совершенны, точнее совершенной частью целого. К ним, а не к современному человечеству, подходит определение Карла Маркса — «общественное животное», в силу совершенства животного. Психика и поведение предчеловека тоже проявлялись как целостные, полностью соответствуя той экологической нише и тому звену в экосистеме, которое он занимал. Все было бы хорошо, если бы у предчеловека не начали развиваться зачатки интеллекта, которые мы наблюдаем у человекообразных обезьян.
Исследования обезьян были проведены в первой половине XX века немецким ученым Вольфгангом Келером. Способность человекообразных обезьян решать несложные задачи было названо «инсайтом», что в переводе с английского означает «озарение», «понимание». Инсайт позволяет человекообразной обезьяне решить задачу мгновенно или никогда не решить ее. К тому же, обращая внимание на теорию ориентировочной деятельности и ориентировочный рефлекс, открытые И.П. Павловым, предположим, что психика животных придерживается следующего комплекса действий. Основываясь на главных инстинктах (размножения и сохранения), имея центры удовольствия, неудовольствия и центр «Что такое?» (ориентировочный рефлекс), в процессе обучения психика высших животных формируется через образование ассоциативных структур, необходимых на все случаи жизни. Когда животное попадает в знакомую ситуацию, психика находит необходимую ассоциативную структуру и животное начинает действовать в соответствии с этой структурой, достигая получения удовольствия или избежания неудовольствия. В незнакомой ситуации возникает ориентировочный рефлекс («Что такое?»), который заставляет создавать новую ассоциативную структуру из уже имеющихся, закрепление новой структуры происходит при достижении животным удовольствия или при избежании неудовольствия. Поэтому животные могут быстро изменять свое поведение при резком изменении внешних условий. В отличие от них, насекомые, жизнь которых полностью диктуется инстинктами, при изменении внешних условий будут продолжать выполнять запущенную ранее программу действий, даже если это приведет к бессмысленному результату.
Особенность предчеловека создавать сложные объединяющие ассоциативные структуры и, в первую очередь, ассоциативные структуры, отвечающие за детализацию, способствовала освоению применения окружающих предметов, а после и изготовлению орудий, что, в свою очередь, явилось причиной перехода на животную пищу. Именно способность к детализации выделила предчеловека из животного мира и дала предпосылки к развитию речи. Первая ассоциативная структура, отвечающая за детализацию, возникла после того, как много раз, случайно расколотый, камень находил то или иное полезное применение. В дальнейшем эволюционном развитии психика предчеловека разделилась на две области, первая включала в себя ассоциативные структуры обобщающего характера, вторая — детализирующего. Это позволяло с помощью изготовленных орудий и совместных действий сообщества предлюдей при минимальных затратах энергии загонять целые стада животных в пропасти или болота. Это был первый шаг к нарушению гомеостаза экосистемы, точнее нарушение принципа «узкой специализации». Способность охотиться на крупных животных стала причиной размножения предлюдей и перемещения части их на большие расстояния от мест, где животные уничтожены, к местам, где есть изобилие животных. За 200 тыс. лет до экспансии человека разумного, произошло первое распространение предлюдей. Антропологи нашли их останки в Африке и на Евразийском континентах и дали им название неандертальцы, соответственно месту первой находки. Неандертальцы это боковая тупиковая ветвь развития человечества. Та часть предчеловечества, которая не стала участвовать в распространении и осталась в Африке, согласно исследованиям генетиков, является непосредственным нашим прародителем. Эта часть предлюдей, скорее всего, отличалась от неандертальцев тем, что сохранила свою всеядность, в отличие от возвращения к специализации теперь уже на охоте последних. Вторым шагом нарушения гомеостаза биосферы стало использование огня, обустройство жилища в пещерах и изготовление одежды из шкур животных предчеловеком. Постоянные относительно комфортные условия существования наших прародителей сократили интервал между брачными периодами, фактически сделав этот период непрерывным, Подобный процесс наблюдается в наше время у домашних животных. Если на неандертальцев, пока они распространялись, это повышение способности размножаться никак не отразилось, то для наших прародителей и для экосистемы, где они существовали, это обернулось великим бедствием. Непомерный рост численности предлюдей сопровождался уничтожением всех доступных источников пищи, распространению на другие территории препятствовали уже освоившие их неандертальцы. Стремление к распространению, подогреваемое внутренним стремлением к размножению, отсутствие объединительно-ограничивающего принципа, подобного принципам гомеостаза экосистемы, и невозможность распространяться разорвало общность предлюдей. Нашим предкам ничего не оставалось, как питаться себе подобными, в дальнейшем это стало нормой, что и привело к резкому сокращению численности предлюдей. Вся эта мясорубка и неестественный отбор позволяли оставаться в живых наиболее сообразительным, тем, кто научился отличать себя от других (впервые появляется ассоциативная структура самоидентификации), дав толчок к развитию зачатков индивидуального Я и ускорив процесс неестественного отбора в борьбе всех против всех. Это длилось до тех пор, пока одна семья, уже людей, под давлением инстинкта самосохранения не осознала себя единой силой, способной противостоять существующему хаосу, этому способствовало генетическое и физиологическое изменение произошедшее в этой семье. В психике возникает мощная ассоциативная структура общности, на ее основе развивается система правил поведения и табу, в первую очередь табу на убийство члена семьи. Дальнейшее уничтожение (продолжение процесса неестественного отбора), теперь уже со стороны общины, было направлено на пытающихся нарушить табу, обладателей высоким стремлением к распространению (размножению и чревоугодничеству). Табу тормозит и вытесняет в бессознательное стремления к распространению. Ассоциативные структуры связанные с поведением в общине, затем, и в обществе формируются в «Сверх Я» (описанная З. Фрейдом как неосознаваемая человеком психическая структура, возникающая под воздействием социальных правил и воспитательных запретов, проявляющая себя в сознании как совесть). Автоматически под воздействием «Сверх Я» возникает вытеснение стремлений нарушающих табу, т.е. вытеснение части структуры психики, присущей животным (включая инстинкт размножения и все ассоциативные структуры связанные с распространением). Это вытеснение формирует «Бессознательное» (так же открытое З. Фрейдом, названное им «Оно»). На границе между «Сверх Я» и «Бессознательным» появляется «Я»-сознание на основе ассоциативной структуры самоидентификации, сформированной в эпоху борьбы всех против всех. Так возник человек разумный.
В человеке разумном эволюция разрушила целостность психики животного. У животных нет «Я», «Сверх Я», иначе совести или морали, ни, соответственно, загнанных в «Бессознательное» комплексов. Эволюция выделила эти три структуры и закрепила их физиологическими и генетическими изменениями. В настоящее время эволюция психики человека происходит уже только за счет развития этих структур и взаимоотношения между ними, без генетических изменений. Описание психических процессов человека, его установок (интроверсия-экстроверсия) и предпочтительных функций хорошо представлены в работах К. Г. Юнга.
Особенность восприятия окружающего мира сознанием человека заключается в том, что человек, за счет асимметрии полушарий головного мозга, одновременно воспринимает окружающий мир целостной картинкой через ассоциативные структуры правого полушария (функция ощущения по Юнгу) и различает детали через ассоциативные структуры левого полушария (мыслительная функция по Юнгу). В ходе сознательного мыслительного процесса человек только детализирует или строит логические цепи, которые не приемлют противоречия (мыслительная функция). Для преодоления противоречий приходит на помощь «Бессознательное». Озарение (инсайт), иначе интуиция, в «Бессознательном» формирует новую ассоциативную структуру и выдает уже готовую картинку в сознание, снимающую противоречия. Яркими примерами интуиции могут служить озарение И. Ньютона при открытии законов Небесной механики или сон Д. Менделеева, открывший Периодическую таблицу химических элементов. Интуиция человека — это развитый инсайт высших животных (интуитивная функция по Юнгу). Часто человек воспринимает ситуации целиком и определяет свое отношение к ситуации по принципу «нравится — не нравится», это — не что иное, как неосознанное сравнение ситуации со структурами «Сверх Я» (чувственная функция по Юнгу). Эволюция заложила, с помощью разделения психики на «Сверх Я», «Бессознательное» и «Я», противоречие не только внутри человека, но и противоречие между людьми, за счет преобладания в каждом индивиде той или иной психической функции. Фактически, из-за этого мы говорим друг с другом на разных языках, но об этом в следующей части.
Итак, человек — это противоречивое существо, самоидентификация которого ограничивается сознанием и рамками своего тела, а большая часть психических процессов не осознается, к ним относятся процессы в структурах «Сверх Я» и «Бессознательного». Те же проявления «Бессознательного», что все-таки, достигают сознание в виде аффектов, воспринимаются нами, чаще всего, резко отрицательно. Почему это происходит? Если в «Сверх Я» человека воплотился закон живой материи (стремление к хаосу на нижнем уровне объединяет систему на верхнем уровне), то в «Бессознательном» наоборот — закон неживой материи (стремление к объединению на нижнем уровне рождает многообразие верхнего уровня). Сознание, отражая, но, не понимая это противоречие, остается, пока, мечущимся между небом и землей странником.
--PAGE_BREAK--Часть IV. Развитие общества.
"…Нет народа с таким тяжким историческим бременем и с такою мощью духовного, как наш; не смеет никто судить временно павшего под крестом мученика; зато выстрадали себе дар — незримо возрождаться в зримом умирании…"
Л.Н. Толстой
Как мы уже рассмотрели в предыдущей части работы, «Сверх Я» было сформировано эволюцией для сдерживания хаотического распространения и самоуничтожения. Оно взяло функции, устанавливающие принципы «узкой специализации» и «адаптивности-размножения», которые соответствуют принципам в биосфере. Эти принципы описаны во второй части работы. Однако, «Бессознательное» в течение всей истории человечества, своим стремлением к распространению, периодически вырывалось из под контроля «Сверх Я», совершая войны, революции или великие открытия. За счет этого продолжается развитие человечества до сегодняшнего дня. Так же эволюция выделила преобладание той или иной психической функции, описанные в предыдущей части работы, не только внутри каждого человека, но и в характере различных обществ.
Как это получилось? Религии Востока акцентировали внимание на Высшем божестве, считая окружающий нас мир иллюзией, а бессознательные «животные» стремления человека, воспринимались как, так же, иллюзорные препятствия, не дающие достижения Абсолюта. Отстранение от реального мира и сосредоточенность на мире высшем, в течении многих веков создавали жесткие ассоциативные структуры в «Сверх Я» восточных обществ. Человек Востока воспринимает ситуации целиком и определяет свое отношение к ситуации по принципу «нравится — не нравится» (чувственная психическая функция по Юнгу). Для Востока прошлое, предания и традиции важнее настоящего или будущего. Сосредоточившись на «Сверх Я», Восток потерял способности к творчеству (творчество или создание новых ассоциативных структур присуще только «Бессознательному»). Восток может брать у Запада или у России уже существующие технологии и воспроизводить продукт в огромных количествах.
На Западе другая история. Иудаизм и Христианство в большей степени сосредотачивали внимание человека на своей повседневной жизни. Концентрация общества Запада на настоящем, возникновение неприемлемости этим обществом несоответствия между требованиями традиций религии и текущей ситуации, привели к Реформации. «Сверх Я» Запада так же формировалось под воздействием религии, но с приходом Протестантства, а затем, и бурного развития науки, религиозные ассоциативные структуры начали разрушаться. На их месте развивается «Сверх Я», которое призвано обслуживать «Я» и связанный с ним индивидуализм. Человек Запада воспринимает мир через логику и поддерживающий логику опыт (мыслящая функция и функция ощущения по Юнгу). На Западе, чтобы выжить, надо быть «здесь и сейчас». Что же происходит с «Бессознательным»? Запад, ориентированный на «Я» и разрушающий религиозность «Сверх Я», получает самопроизвольное распространение «Бессознательного», точнее той его части, которая содержит вытесненные под действием «Сверх Я» комплексы. Это приводит к устранению сдерживающих принципов, ограничивающих сексуальные и чревоугоднические потребности. Рекламируются сексуальная революция с абсолютной свободой вплоть до извращений и безудержное потребление всех видов продукции. Общество потребления и конкуренции создало ситуацию, подобную эпохе «борьбы всех против всех» перед появлением человека разумного в более утонченном, либерально-демократическом виде, но не исключающую массовых жертв. Жертвами становятся люди с преобладающими функциями отличными от ощущающей или мыслящей. Они считаются малополезными для такого общества и миллионами выкидываются на обочину жизни, что мы в настоящее время наблюдаем в России. Противоположность преобладающих психических функций приводит к непониманию между западной и восточной цивилизациями и может привести к уничтожающему противостоянию.
Феномен России заключается в том, что, тысячелетиями находясь между Востоком и Западом, она получила невероятно богатые ассоциативными структурами «Сверх Я» (Православие, Ислам, Иудаизм, Буддизм) и «Бессознательное» (творчество, отточенное невзгодами, или «звериное» уничтожение всего окружающего, в зависимости от ситуации). Это «богатство» оборачивается для нас, родившихся и живущих на этой земле, великим горем и великим счастьем. Горе — в пережитом и переживаемом, счастье — в будущих возможностях. Человек России воспринимает мир, опять же в зависимости от ситуации, через «Сверх Я» или «Бессознательное» (чувственная и интуитивная функция психики по Юнгу), редко пользуется сознанием (мыслящей функцией), потому, что сознание не пригодно в условиях постоянной неопределенности. Это отмечают как «загадка русской души», с положительным или отрицательным оттенком, все серьезные сторонние наблюдатели России. Такое положение Российского общества приводит к тому, что любое одностороннее воздействие, будь то деспотия (власть «Сверх Я») Востока или либерализм (власть индивидуального «Я») Запада, приводит к одинаково отрицательному результату.
***
Зачем эволюция создала такую сумасбродную страну? Может лишь только для того, чтобы сдерживать расширение Запада, как, в свое время, неандертальцы? Ответа не было бы, если бы не было примера в истории. Один Человек уже сделал то, что требует Эволюция, совместил «Сверх Я» и «Бессознательное»; закон живой Природы и неживой Материи; Прошлое и Будущее; Рай и Ад; Все в Ничто, Ничто во Всем. Это — Христос. Человеку России легче всего повторить подвиг Спасителя. Для этого нам надо осознать свое «Сверх Я», религию своих предков (Православие, Ислам, Иудаизм, Буддизм), каждый свою, в этом нам уже может помочь современная наука, только потом мы сможем разобраться в своем «Бессознательном». Осознанное «Сверх Я» может предотвратить нарушение психики, при прохождении комплексов — верхнего слоя «Бессознательного», который формировался тысячелетиями. Наверное, все понимают насколько это опасное предприятие, но, если мы не начнем работать сами, Эволюция заставит нас, создав внешние условия. А какие условия она создает, мы уже знаем. В конце пути нас ждет объединяющий принцип Материи.
В Бессознательном России, избегая сухости изложения, — Душа всего человечества.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/