Курсовая работа по дисциплине
«Методология и методика социологического исследования»
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ «ЖЕСТКИЕ» МЕТОДЫ
ПЛАН
Введение
1. Контент-анализ
2. Опросные методы
3. Наблюдение
4. Метод экспертных оценок
5. Социометрические методики
Заключение
Библиографическийсписок
ВВЕДЕНИЕ
Внаиболее общем виде социологическое исследование можно определить как системулогически последовательных методологических, методических иорганизационно-технических процедур, связанных между собой единой целью:получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях ипротиворечиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практикеуправления общественной жизнью.
Всовременных условиях социологическое знание находит применение в самых широкихсферах жизнедеятельности общества. Компетентные прикладные социологическиеисследования, достоверно раскрывающие многообразие и сущность различныхсоциальных явлений, а также закономерности их изменений в объективнойреальности, приобретают важное значение. Их результаты дают возможностьполучить разнообразную информацию, которая свидетельствует о процессах,явлениях, происходящих во внутриколлективной жизни, обществе в целом, позволяютуглублять количественный и качественный состав получаемых данных.
Успехпроведения социологического исследования в немалой степени зависит от выбораисследователем методов сбора информации. В современный период все более широкоераспространение получают конкретные социологические исследования, которыеявляются источником разносторонней социальной информации, необходимой дляуспешного решения важных социально-экономических задач, для научного управленияобщественными процессами, поэтому сейчас в этих исследованиях интенсивноиспользуются количественные методы.
Всевышесказанное обосновывает актуальность данной темы.
Объектомданной контрольно-курсовой работы являются методы, применяемые всоциологических исследованиях, а предметом – количественные «жесткие» методысоциологии.
Цельнастоящей работы – рассмотреть и охарактеризовать основные количественные методысоциологического исследования. В соответствии с поставленной целью в работетакже решаются следующие конкретные задачи:
— дать общую характеристику количественных методов;
— рассмотреть опросные методы, метод наблюдения и анализ документов, выявить ихосновные черты;
— показать взаимодействие количественной и качественной традиции социологии.
1. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
Кколичественным методам эмпирических социологических исследований относятспособы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявитьего количественные характеристики. Одним из таких методов являетсяконтент-анализ.
Контент-анализ(формализованный анализ) – это техника выведения заключения, производимогоблагодаря объективному и систематическому выявлению характеристик текста,соответствующих задачам исследования.
Смыслпроведения контент-анализа в том, чтобы найти такие легко подсчитываемыепризнаки, черты, свойства документа, которые отражали бы существенные сторонысодержания. Тогда содержание становится измеримым.
Преимуществаконтент-анализа:
· объективность анализа;
· возможность анализа большого числанесистематизированных документов.
Недостатокконтент-анализа – поверхностность анализа[1].
Принято считать, что контент-анализсостоит из трех основных этапов:
1) выделяются единицы анализа, которыезатем сводятся в категории анализа и переводятся в машиночитаемый вид;
2) проводится подсчет частотныхраспределений, применяется математический аппарат для выявления взаимосвязейединиц анализа;
3) осуществляется интерпретация полученныхрезультатов.
Выбор объекта и единиц анализа — чуть лине самые сложные шаги на этом пути. Нужно найти ответы на вопросы: где мне этоискать и как проявляется изучаемое мною явление, событие, процесс.
Объектом контент-анализа могут быть экземпляры книг, плакатов или листовок, номерагазет, фильмы, публичные выступления, теле- и радиопередачи, общественные иличные документы, журналистские интервью, ответы на открытые вопросы анкет идр. Они составляют то, что называется выборкой, — ту часть текстов, которыедостаточны для анализа всего массива публикаций, и обеспечиваютрепрезентативность данных.
Это довольно просто, зато с выбором единицанализа придется помучиться, поскольку эту роль может выполнять что угодно:темы и проблемы, пропозиции, образы, идеологемы, метафоры, примеры и аналогии,каламбуры, аллитерации, мифологемы, кочующие образы и многое другое, иногда оченьэкзотическое, скажем, надписи на стенах публичных туалетов.
Таким образом, идея контент-анализапредполагает анализ больших информационных массивов; с другой стороны, егоотносительная дешевизна и технологичность делают такой анализ принципиальновозможным.
Выбор единиц анализа зависит отисследовательской программы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезисследования. Если, скажем, нам предстоит выяснить перспективы забастовкирабочих предприятия, то станет очевидной потребность контент-анализа, какминимум, протоколов собраний рабочих, решений соответствующих профсоюзныхкомитетов, распоряжений руководителей, законов, регулирующих забастовочнуюборьбу, и т.п.
Выяснение того, что считать, т.е.установление единиц анализа, — главная, решающая, ключевая предпосылкаконтент-анализа. Обязательное условие: такие единицы должны бытьединообразными, тогда социолог получит четкие статистические показатели.Добиваются подобного единообразия благодаря стандартизации процедуры анализатекста, которая, устраняя субъективные смещения, раскрывает свои возможноститолько при достаточно больших массивах текстов. Единицы анализа должны легко ипо возможности однозначно идентифицироваться в тексте. В идеале их лучше всегосвести к самым употребляемым формальным значкам, например запятым или точкам.
По отношению к единицам анализа,сгруппированным по единому основанию, иначе говоря, составляющим концептуальноецелое, специалисты употребляют другой термин — «категории анализа».
Категории анализа — его смысловые единицы, обозначающие эмпирическиепризнаки текстовой информации, которые являются результатом операционализацииопорных теоретических понятий в концепции исследования. К категориям анализапредъявляются определенные требования: они должны выражать теоретические понятияисследования, иметь в соответствии признаки (смысловые единицы) в тексте,обладать возможностями однозначной регистрации признаков, составляющих этикатегории.
С помощью категорий выделяютконцептуальные связи, модели, микропроблемы, тематические поля.
Категории анализа, по мнению СИ.Григорьева и Ю.Е. Растова, должны быть:
а) уместными, т.е. соответствовать решениюисследовательских задач;
б) исчерпывающими, т.е. достаточно полноотражать смысл основных понятий исследования;
в) взаимоисключающими (одно и то жесодержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
г) надежными, т.е. такими, которые невызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следуетотносить к той или иной категории в процессе анализа документа.
Единица счета— количественная характеристика единицы анализа, онафиксирует регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловаяединица.
За единицу счета могут быть приняты: 1)частота появления признака категории анализа; 2) объем внимания, уделяемогокатегории анализа в содержании текста. Для установления объема внимания могутбыть учтены количество печатных знаков, абзацы, площадь текста, выраженная вфизических пространственных единицах. Для газетных и других стандартных текстов— ширина колонки и высота высказывания. Для текстов, передаваемых устно, вкачестве единицы счета могут использоваться единицы времени.
Процедураконтент-анализа включает в себя применение стандартныхправил выделения в изучаемом тексте однотипных единиц анализа (счета,наблюдения) и подсчет частоты встречаемости этих единиц в выборке (количестводокументов, подвергаемых непосредственному счету) как в абсолютных (число раз),так и в относительных (проценты) величинах. Обязательный момент в такойпроцедуре — использование математико-статистических методов счета. Ведь основуконтент-анализа составляет подсчет встречаемости некоторых компонентов ванализируемом информационном массиве, дополняемый выявлением статистическихвзаимосвязей и анализом структурных связей между ними, а также снабжением ихтеми или иными количественными или качественными характеристиками.
Проведение контент-анализа требуетпредварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Разныеспециалисты и источники называют неодинаковое число таких документов. По мнениюСИ. Григорьева и Ю.Е. Растова, их должно быть пять: 1) классификаторконтент-анализа; 2) протокол итогов анализа (он еще называется — бланкконтент-анализа); 3) регистрационная карточка (кодировальная матрица); 4)инструкция исследователю, не посредственно занимающемуся регистрацией икодировкой единиц счета; 5) каталог (список) проанализированных документов.
Классификатором контент-анализа авторы называют общую таблицу, вкоторую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицу анализа. Ееосновное предназначение — предельно четко зафиксировать то, в каких единицахвыражается каждая категория, используемая в исследовании. Протокол (бланк)контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, временииздания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаевупотребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводыотносительно категорий анализа). Регистрационная карточка представляет собойкодировальную матрицу, В которой отмечается количество единиц счета,характеризующих единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретногодокумента заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек,относящихся к этому документу. Инструкция кодировщику. Ее содержанием выступаетописание правил соотнесения единиц текста с перечнем категорий анализа, а такжеправил регистрации в Кодировочной карточке. Примером может служить списоккатегорий и элементов регламентации, который называют кодификатором (кодом).Карточка содержит не только список наблюдаемых индикаторов, но и данные вдокументе, который подвергся кодированию (например, номер или названиеподразделения, в котором используется данная инструкция, ее объем в страницах,число разделов и т.п.).
Контент-анализ прессы требует сравнительнобольших затрат времени и средств, поэтому может использоваться и методэкспресс-анализа. В его основе лежит количественный подсчет содержательныхэлементов текста (факт, конфликт, аргумент, тема, обобщение), а также учеткачественных характеристик публикаций (соответствие цели, информативность,актуальность, доказательность, конструктивность). Как и при контент-анализе,эти характеристики текста кодируются, обозначаются определенной цифрой, и затемпри чтении текста исследователь их фиксирует[2].
2. ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
Опрос – метод получения первичнойсоциологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемойсовокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблемуисследования на эмпирическом уровне. При применении метода опроса вопросявляется основным инструментом получения эмпирической информации. Участникиопроса, отвечающие на вопросы исследования, называются респондентами[3].
Опрос привлекает исследователей еще и потому, что онкажется почти универсальным методом. Будучи, несомненно, лучшим источникомзнания о внутренних побуждениях людей, этот метод при соблюдении надлежащихпредосторожностей позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или подокументам, информацию о событиях прошлого или настоящего, о продуктахдеятельности, короче — о чем угодно. Спрашивать можно обо всем, даже о том,чего самому ни увидеть, ни прочитать никоим образом не удастся.
Искусство использования этого метода состоит в том,чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и,наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавивнесколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести беседу, какобработать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, — мыполучим более или менее полное представление о возможностях этого метода.Разновидности опроса
Существуют два больших класса опросных методов:интервью и анкетные опросы.
Интервью —проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контактинтервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнегопроизводится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Имеется множество разновидностей интервью. Посодержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучениесобытий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель который — выявлениеоценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью соспециалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами существенноотличаются от обычной системы опроса. По технике проведения существенноразнятся свободные, нестандартизованные и формализованные (а такжеполустандартизованные) интервью. Свободные интервью — это длительная беседа(несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе(«путеводитель интервью»). Такие интервью уместны на стадии разведкив формулятивном плане исследования. Стандартизованное интервью предполагает,как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включаяобщий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, вариантывозможных ответов.
В зависимости от особенностей процедуры интервью можетбыть интенсивным («клиническим», т.е. глубоким, длящимся иногдачасами) и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакцийопрашиваемого. Цель клинического интервью — получить сведения о внутреннихпобуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного — извлечьинформацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. В фокусированноминтервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текстаоказались в центре внимания опрошенных, какие — на периферии и что вовсе не осталосьв памяти.
Так называемые ненаправленные интервью носят«терапевтический» характер. Инициатива течения беседы принадлежитздесь самому респонденту, интервью лишь помогает ему «излить душу».
Наконец, по способу организации можно указать на групповыеи индивидуальные интервью. Первые применяют относительно редко, это —планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызватьдискуссию в группе. Методика проведения читательских конференций напоминаетданную процедуру. Телефонные интервью используют для быстрого зондажа мнений.
Опрос по анкете предполагает жестко фиксированныйпорядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причемони регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос),либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
Анкетные опросы классифицируютпрежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различаютоткрытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытомопросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкетыкомбинируют обе процедуры. Зондажный или экспресс-опрос применяется вобследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основнойинформации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальнымихарактеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародныхреферендумов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первомслучае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовомуотправлению, во втором — анкетер сам собирает заполненные листы. Групповоеанкетирование отличается от индивидуализированного. В первом случае анкетируютсразу до 30—40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их иоставляет для заполнения анкет, во втором — он обращается индивидуально ккаждому респонденту.
При проведении опросов не надо забывать, что с ихпомощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям,воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизироватьискажения данных, связанные с этими факторами, любую разновидность опросныхметодов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгоевремя, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, аинформация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу скакими-то комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех,кто позже попадет в состав респондентов.Специфика анкетного опроса
Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно,поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны дляреспондента.
Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:
Первый принцип: программнаялогика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросныйлист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого.
Второй принцип — непременныйучет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории.
Третий принцип вытекаетиз того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности,дадут разную информацию.
Четвертый принцип — смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одногообъема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается накачестве ответов по другим смысловым «блокам».
Пятый принцип касаетсяраспределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны бытьболее простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, неоценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (сновасобытийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два),после чего — завершающая «паспортичка».Особенности интервьюирования
Идеальное интервью напоминает оживленную инепринужденную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Однако один изучастников — интервьюер — помнит, что в данной ситуации он выступает какпрофессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника.
Формализованное интервью практически ничем не отличается от опроса по анкете,за исключением того, что ответы записываются не самим респондентом, ноинтервьюером. К подобному способу прибегают для того, чтобы: (а) получитьнепосредственное впечатление от живой реакции опрашиваемых по предметуисследования (это помогает лучше интерпретировать их суждения) и (б) в случае,когда письменный опрос оказывается невозможным или затруднительным вследствиеразнородности аудитории, необходимости пояснить многие вопросы с учетомразличий в культуре и образовании респондентов, особенностей физических условийпроведения опроса (например, на рабочем месте, когда опрашиваемый не можетпрервать работу) и т.п.
Преимущества интервью перед анкетным опросомраскрываются в полной мере при использовании полуформализованных или неформализованныхего вариантов. В таких интервью предусмотрен лишь список основных вопросов,частично их порядок (он может меняться по обстоятельствам), а получаемаяинформация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем,подлежащих далее более систематическому анализу.
Ведение беседы предполагаетпостепенное включение в разговор с таким расчетом, чтобы, добившись болеенепринужденной атмосферы, поддерживать у интервьюируемого интерес к беседе ивести ее по намеченному плану.
(1) Установление первого контакта. Цель — создатьблагоприятную атмосферу для разговора.
(2) Закрепление контакта и первые вопросы по плануинтервью.
На этом этапе продолжается общая разведка.
(3) Переход к основным вопросам интервью долженсопровождаться вводными словами, которые подчеркивают важность последующегоразговора.
(4) Важный элемент искусства интервью — быстрое восстановлениеконтакта с респондентом в случае его утраты. Опрашиваемый может почему-тоотказаться отвечать на вопрос или начинает отвечать невпопад.Общая оценка возможностей метода опроса
Как уже говорилось, при изучении субъективныхсостояний людей, мотивации, мнений и отношения к событиям опросы имеют большиепреимущества перед другими методами сбора данных.
Интервью дают более глубокую и развернутую панорамусубъективного мира опрашиваемых, анкетные опросы — массовую представительнуюкартину. Целесообразно, как это делают многие советские и зарубежныеисследователи, комбинировать анкетный опрос (в том числе почтовый) и интервью водном исследовании. Для интервью отбирают 5-6% из тех, кто подвергаетсяанкетному опросу. Выборочное интервьюирование опрошенных по анкете даетвозможность (а) проверить обоснованность и надежность анкетных сведений и (б)углубить интерпретацию данных в целом.
Сочетание опроса и наблюдения повышает достоверностьинформации, присовокупление к этим материалам документальных свидетельствделает ее еще более убедительной.
Интервью и анкетные опросы могут быть вполнеиспользованы как единственный источник данных. И конечно, использованиеопросных методов — важный канал изучения общественного мнения разных слоевнаселения нашей многонациональной страны, а без изучения общественного мнениянемыслимо научное регулирование социальных процессов[4].
3. НАБЛЮДЕНИЕ
Под наблюдением в социологии подразумевают прямуюрегистрацию событий очевидцем/>/>.
В широком смысле любое научное знание начинается снаблюдения — непосредственного восприятия живой действительности. В однихслучаях мы наблюдаем сами, в других — пользуемся данными наблюдений иных лиц.
Классификация наблюдений производится по различнымоснованиям.
По степени формализованности выделяют неконтролируемое(или нестандартное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное,структурное) наблюдения. В первом исследователь пользуется лишь общимпринципиальным планом, во втором — регистрирует события по детальноразработанной процедуре.
В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее(или включенное) и простое наблюдения[5].
Под «включенным наблюдением» в социологииобычно подразумевают либо особый метод сбора социологических данных, либоцелостную исследовательскую стратегию, т. е. методологию социальных игуманитарных исследований, качественно отличную от методологии естественныхнаук.
Метод включенного (или полевого)наблюдения получает несколько различающееся толкование в различныхтеоретических перспективах, в зависимости от того, как понимаются природа ицели социологического исследования. Не менее разнообразны и сферы использованияполевых наблюдений в социологии, те «жизненные миры», области социальногоопыта, которые могут стать предметом этнографического описания.
Включенное наблюдение основывается нашироком круге источников информации. Наблюдатель «явно или неявно соучаствует вповседневной жизни людей в течение достаточно продолжительного времени,наблюдая за происходящим, прислушиваясь к сказанному, задавая вопросы. Всущности, он собирает любые доступные данные, которые могут пролить свет наинтересующие его (или ее) проблемы».
В общем случае, включенное наблюдение чащеосновано на неформализованных интервью, менее репрезентативных данных,нестатистическом подходе к обоснованию выводов и причинных моделей[6].
В простом наблюдении исследователь регистрируетсобытия «со стороны». В обоих случаях наблюдение может производиться открытымспособом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия. Наконец, однаиз модификаций включенного наблюдения — так называемое стимулирующее, впроцессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановкудля того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации«непросматриваемые».
По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюденияв естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации).
Процедура любого наблюдения складывается из ответов навопросы: «Что наблюдать?», «Как наблюдать?» и «Каквести записи?».Что наблюдать?
На этот вопрос отвечает программа исследования, вчастности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий,стратегия исследования в целом.
При отсутствии четких гипотез, когда исследованиеосуществляется по формулятивному плану, применяют простое, или бесструктурное, наблюдение.Его цель — придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта.Ориентиры такого наблюдения можно наметить лишь в самом общем виде.
(1) Общая характеристика социальной ситуации, включаятакие элементы, как: сфера деятельности (производственная, непроизводственная,уточнение ее особенностей и т.д.); правила и нормы, регулирующие состояниеобъекта в целом (формальные и общепринятые, но не закрепленные в инструкцияхили распоряжениях), степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере егосостояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).
(2) Попытка определить типичность наблюдаемого объектав данной ситуации относительно других объектов и ситуаций; экологическая среда,область жизнедеятельности, общая экономическая и политическая атмосфера,состояние общественного сознания на данный момент.
(3) Субъекты или участники социальных событий. Взависимости от общей задачи наблюдения их можно классифицировать: подемографическим и социальным признакам (пол, возраст, семейное положение, атакже образование, доход и т.д.); по содержанию деятельности (характер труда,сфера занятий, сфера досуга); относительно статуса в коллективе или группе(руководитель, коллега, подчиненный; администратор, общественный деятель, членколлектива); по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемомобъекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления; правила,которым они следуют строго и которыми пренебрегают); по неофициальнымотношениям и функциям (дружеские связи, неформальное лидерство, авторитет).
(4) Цель деятельности и социальные интересы субъектови групп: общие и групповые цели и интересы; официальные и неформальные;одобряемые и неодобряемые в данной среде; согласованность интересов и целей.
(5) Структура деятельности со стороны: внешнихпобуждений (стимулы), внутренних осознанных намерений (мотивы), средств,привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по моральной ихоценке), по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная,спокойная) и по ее практическим результатам (материальные и духовные продукты).
(6) Регулярность и частота наблюдаемых событий: поряду указанных выше параметров и по типичным ситуациям, которые имиописываются.
Наблюдение, осуществляемое по такому ориентировочномуплану, имеет общей задачей структурировать объект, выделить в нем разнородныесвойства, элементы, функции действующих лиц или групп. По мере накопленияданных и после их предварительного анализа задачи наблюдения уточняются. Какие-тостороны событий подвергаются более детальному наблюдению, другие — вовсеопускаются. Наблюдение постепенно переходит в стадию более формализованногопоиска.
Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюденияпредшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данныхнеконтролируемого наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формыповедения людей должны быть интерпретированы в понятиях логики исследования,они приобретают смысл индикаторов каких-то более общих свойств или социальнозначимых действий.
Впервые метод контролируемого наблюдения использоваламериканский психолог Р. Бейлз (1950 г.) для изучения последовательных фаз вгрупповой деятельности.Место наблюдения среди других методов сбора данных
Наблюдение — незаменимый источник информации на стадииобщей разведки по формулятивному плану. Этот этап связан с выделениемособенностей изучаемого объекта в первом приближении, и прямой контакт собъектом принесет здесь немало неожиданных впечатлений, которые будутстимулировать выдвижение гипотез и разработку более детальных процедур.Особенно полезны наблюдения при исследовании системы организации, деятельностипредприятий и учреждений, т.е. относительно автономных «социальныхединиц». В прикладных исследованиях — это незаменимый метод работысоциолога-консультанта, который всегда начинает с комбинации наблюдения,интервью и изучения документов данной организации.
Простое наблюдение целесообразно также применять какдополнительный метод в комплексе с другими (изучение документов, опросы).
Структурированное наблюдение может быть основнымметодом сбора данных по описательным или объяснительным гипотезам, если объектисследования достаточно локализован. Для лабораторных экспериментов этот метод— один из ведущих.
Как самодовлеющий метод наблюдение — основа дляотносительно узких по объему монографических исследований. Болеераспространенный способ применения этого метода — дополнение к другимисточникам получения информации. Так, включенное наблюдение в сочетании споследующими массовыми обследованиями (по документам, опросам) позволяетдополнить сухой, но репрезентативный материал более живыми сведениями, повыситобоснованность интерпретации данных.
В числе недостатков этого метода — указанная вышеопасность включенного наблюдателя утратить объективность, становясь в позициютех, в среде кого он действует. Но такая заинтересованность вместе с тем можетбыть и преимуществом, если социолог трезво оценивает ситуацию и неуклонноследует хорошо продуманной концепции исследования.
В целом же наблюдение как метод сбора первичных данныхлибо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования болеепредставительных методик, либо применяется на заключительной стадии массовыхобследований для уточнения и интерпретации основных выводов[7].
4. МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
Интервьюирование,анкетирование, почтовый и прессовый опросы, телефонное интервью предназначены,прежде всего, для массовых обследований. Их организаторы стремятся собратьданные, отражающие знания, мнения, ценностные ориентации и установкиреспондентов, их отношение к тем или иным событиям и т.д. Таким образом,источником социологической информации, дающей оценку тем или иным сторонамобъекта исследования, выступают представители того же объекта.
Напрактике возникают ситуации, когда трудно или вообще невозможно выделить объект– носитель проблемы и соответственно использовать его в качестве источникаинформации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозироватьизменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостьюпредставить состояние интересующего исследователя предмета через один, два,пять лет и более или дать объективную оценку таким сторонам деятельности икачествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной.
Подобнаяинформация может исходить только от компетентных лиц–экспертов, имеющихглубокие знания о предмете или объекте исследования.
Каксформировать группу экспертов? Прежде всего, в качестве критериев целесообразноиспользовать три признака – род занятий, стаж работы и уровень квалификации поинтересующему социолога профилю. При необходимости учитываются также уровень ихарактер образования, возраст и др.
Центральнымкритерием отбора экспертов выступает их компетентность. Для ее определенияприменяют методы самооценки экспертов и коллективной оценки авторитетностиэкспертов.
Приотборе экспертов методом самооценки возникает проблема ее завышения. Однако, помнению специалистов, «опыт многочисленных экспертиз и у нас, и за рубежомпоказывает, что группы с высокой самооценкой, как правило, ошибаются в своихсуждениях при проведении экспертизы меньше других».
Методколлективной оценки применяется для формирования группы экспертов в том случае,когда они знают друг друга как специалисты. Чаще всего это ученые, творческиедеятели известные политики, экономисты.
Опросыкомпетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов – экспертнымиоценками. Можно выделить четыре основные функции этого метода в социологическомисследовании: оценка состояния объекта; оценка причин социального явления илипроцесса; прогноз тенденций развития социальных процессов; выработка форм иметодов решения социальной проблемы. Прогноз наиболее наглядно демонстрируетотличие экспертной оценки от информации, получаемой в ходе массового опроса.Если в последнем социолог стремится измерить многообразие мнений, установок,поведения респондентов, то задача экспертного опроса состоит в том, чтобы найтитакую согласованную коллективную оценку характера проблемы и породивших еепричин, которая может стать основой прогноза эволюции проблемы и еепоследствий.
Вмассовом опросе устойчивость, а порой и достоверность данных как некоторыхсреднестатистических показателей тем выше, чем больше совокупность опрошенных.Что касается экспертного опроса, то благодаря высокой компетентностиучаствующих в нем лиц мнение даже одного эксперта (а тем более группы) можносчитать достаточно обоснованным и достоверным.
Впринципе прогностическая экспертная оценка правомерна применительно к любымсоциальным явлениям и процессам. Например, можно попросить экспертов высказатьсвое мнение относительно того, кто имеет наибольшие шансы в регионе бытьизбранным главой администрации или депутатом законодательного органа (в этомслучае в качестве экспертов могут выступить журналисты, ученые-политологи,ведущие политики); оценить тенденцию изменения спроса населения на определенныегруппы товаров (экспертами в этом случае могут быть товароведы крупныхмагазинов или руководители оптовых торговых баз, торговых домов); дать прогнозперспектив экономического развития страны (его могут сделать руководители иведущие специалисты научных и аналитических институтов по проблемам экономики);назвать причины кризисных явлений в системе образования (по этим вопросамкомпетентное мнение могут высказать руководители учебных учреждений) и др.
Вприкладной социологии разработан ряд приемов опроса экспертов, используемых дляполучения прогностической оценки. Основной инструментарий экспертных опросов –анкета или бланк интервью, разработанные по специальной программе. Программапрогнозного опроса экспертов не столь детализована, как анкета массовогоопроса, и носит преимущественно концептуальный характер. В ней однозначноформулируется подлежащее прогнозу явление, предлагаются возможные варианты егоисхода в виде гипотез. В тех случаях, когда сложно дать однозначнуюформулировку их причины, в анкете эксперта лучше всего использовать открытыевопросы с полной свободой выбора формы ответа.
Процедураопроса экспертов может быть очной или заочной (почтовый опрос, телефонноеинтервью).
Обменмнениями – одна из наиболее простых форм экспертного прогноза. Она предполагаетединовременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где и выявляетсядоминирующая позиция по дискутируемому вопросу, сформулированномуисследователем.
Группаэкспертов для дискуссии подбирается по определенному правилу. Она должнавключать несколько подгрупп: генераторов идей, активно выдвигающих всевозможныепредположения о прогнозируемом социальном явлении или процессе; регуляторов,следящих за тем, чтобы полемика не приобретала хаотического характера,проходила в рамках объективного обсуждения; селекторов, оценивающих иотбирающих наиболее значимые идеи, выдвигаемые генераторами идей; стимуляторов,путем формулирования все новых и новых предположений стимулирующих генераторовидей к выработке оценок и, наконец, президента круглого стола, удерживающеговнимание экспертов на центральной теме дискуссии. В качестве последнего можетвыступить организатор исследования. Оптимальное число экспертов за «круглымстолом» – 10–15. Обсуждение проблемы может происходить в несколько туров, покане удастся выработать более или менее согласованную оценку.
Конечно,экспертная оценка – не истина в последней инстанции. Эксперты тоже могутдопустить ошибку. Однако это не отменяет важности участия экспертов всоставлении прогностических моделей при выработке управленческих решений[8].
5. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
Социометрические методики используютсясоциологами для выявления:
· неофициальных лидеров малых групп,т.е. таких их членов, которые оказывают наибольшее воздействие на других;
· «изгоев» коллектива, т.е. людей,отвергаемых большинством группы;
· кандидатов, заслуживающихрекомендации к выдвижению на должности официальных руководителей коллективов;
· характерасоциально-психологического климата коллектива и тенденции еготрансформирования;
· дифференциации первичных (т.е.официально не разделяющихся на более мелкие составляющие) коллективов нареально сложившиеся в нем социально-психологические группировки;
· причин и движущих силвнутриколлективных конфликтов (межличностных, личностно-групповых имежгрупповых).
При решении вышеназванных задачсоциометрические методики могут играть роль как главных, так и дополнительныхметодов. Но в любом случае они обязательно сопрягаются с другими методами –анализом соответствующей документации, наблюдением, интервьюированием,экспертным опросом и т.д.
Социометрические методики включают в себяспециальные техники опроса, обработки и интерпретации данных.
Любое социометрическое исследованиеначинается с получения предварительной информации об обследуемом объекте путемизучения имеющейся документации о нем, в т.ч. списка членов группы, оценокданной группы и ее членов экспертами, наблюдения за условиями жизнедеятельностиколлектива и поведением его членов. На этом этапе исследователь должензавоевать доверие группы, пробудить интерес ее членов к исследованию, ихжелание дать искренние ответы на вопросы социометрической анкеты, определитьтакое время (и место) для проведения социометрического опроса, котороеобеспечит участие в нем всех членов группы.
Социометрический опрос – вторая фазахарактеризуемого исследования и главное средство получения социологическойинформации. Он принципиально отличается от всех иных социологических опросов.Результатом интервьюирования, анкетирования, прессовых, телефонных и другихопросов выступает информация, позволяющая распределить респондентов настатистические группы по признаку, соответствующему содержанию каждого вопроса.В социометрическом опросе достигается иная цель. Каждому члену коллективапредлагается выбрать тех его членов, которые соответствуют, по мнениювыбирающего, определенному социометрическому критерию. Эти критериюформулируются в самих вопросах. Ответы на вопросы такого рода всех членовгруппы позволяют выявить контуры сложившейся в ней структурысоциально-психологических отношений, прежде всего, по вектору взаимных симпатийи антипатий.
Третья фаза – особая обработка полученнойинформации, ее преобразование либо в социограмму, либо в социоматрицу, либо и вто и в другое.
Все разновидности социограмм сматематической точки зрения предстают ориентированными графами. Поэтому онимогут и должны анализироваться на основе той отрасли дискретной математики,которая называется теорией графов.
Социоматрица – иной способ обобщения иобработки данных, полученных социометрическим опросом. По форме она напоминаеттаблицу итогов спортивного соревнования. Социоматрица, по сути дела, содержит всебе ту же информацию, которую несут социограммы[9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внашей стране все более широкое распространение получают конкретныесоциологические исследования, которые являются источником разносторонней социальнойинформации, необходимой для успешного решения важных социально-экономическихзадач, для научного управления общественными процессами.
Впоследние десятилетия в этих исследованиях интенсивно используютсяматематические методы. Это закономерный этап в развитии социологии. Сегоднясоциологи уже не сомневаются в том, что в социальных исследованиях необходимосочетать количественный и качественный анализ, что социология должна применятьсовременные математико-статистические методы так же, как естествознание иэкономика.
Однакопрактическое использование этих методов наталкивается на известные трудности.Объясняется это во многом тем, что социологи, как правило, не обладаютспециальными математическими знаниями, а обслуживающие их математики — знаниемпредмета исследования.
Длятого чтобы найти общий язык с математиком, социолог прежде всего долженпонимать смысл, особенности и возможности статистических методов. Однакоположение его довольно затруднительно: чисто математические руководстваоказываются практически недоступными из-за отсутствия соответствующейподготовки, а руководства, разработанные, скажем, для инженеров или биологов,могут быть использованы лишь в ограниченной степени из-за спецификисоциологического материала.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
социологическое опрос социометрия
1. Батыгин Г. Лекции по методологиисоциологических исследований. Учебник для вузов. М.: Аспект-пресс. 2001. С. 277
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э.Прикладная социология: методология и методы. М.: Институт социологии РАН. 2011.С. 372
3. Девятко И. Ф. Методысоциологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. 1998. С. 208
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И.Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М. 2004. С. 768
5. Татарова Г. Методология анализаданных в социологии. М.: NOTA BENE. 2004. С. 224
6. Толстова Ю. Измерение всоциологии. М.: ИНФРА-М. 2005. С. 224
7. ЯдовВ. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.Самара: Издательство «Самарский университет». 1995. С.508