Реферат по предмету "Культура и искусство"


Античная колыбель европейской культуры

Античнаяколыбель европейской культуры
 

СОДЕРЖАНИЕ
1. Античная колыбель европейской культуры
1.1 «Греческое чудо» и его причины
1.2 Важнейшие особенности древнегреческойкультуры
1.3 Основные этапы развития культуры ДревнейГреции
1.4 Культура Древнего Рима
1.5 Античная культура и возникновениехристианства
1.6 Библия как священный текст и памятниккультуры
Список использованных источников
 

1. Античная колыбель европейской культуры
1.1 «Греческое чудо» и его причины
Культуры Древней Греции и Древнего Рима в силу их типологическойблизости принято объединять названием «античная культура» (лат. antiquues — древний) и рассматривать в качестве одного из важнейших источников европейскогокультурного развития последующих столетий. Если сравнивать древнегреческую идревнеримскую культуры между собой, то можно сказать, что наибольшейоригинальностью отличалась первая, а вторая развивалась под ее сильнейшимвлиянием.
Культура Древней Греции (Эллады) поражает обилием своихдостижений. Грецию называют родиной философии, европейского театра, демократиизападного типа, Олимпийских игр. В Греции появилось искусство возвышенногореализма, утверждавшее идеал калокагатии (греч. kalos – прекрасный, agatos — добрый)– единство физической красоты и нравственного совершенства человека. В Грецииберет начало ордерная архитектура (архитектурный ордер – строгая системарациональных соотношений между несомыми и несущими частями зданийстоечно-балочной конструкции). Здесь возникли и получили развитие главные жанрыи виды литературы (эпос, поэма, трагедия, комедия, идиллия, эпиграмма, басня ит.д.). Названия многих наук, множества общеупотребительных научных ифилософских терминов имеют греческое происхождение (например, физика, астрономия,ботаника, антропология, динамика, атом, грамматика, политика, демократия…).Удивительно также общее количество знаменитых эллинов – талантливых и дажегениальных творцов культуры. Среди них: философы Сократ, Платон, Аристотель;трагики Эсхил, Софокл, Еврипид; комедиограф Аристофан; баснописец Эзоп; поэтыГомер, Сапфо, Анакреонт; скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет; математик Евклид;врач Гиппократ; историк Геродот; изобретатель Архимед… При этом эллины всегдаоставались относительно небольшим народом, и сроки расцвета их культуры былидовольно сжаты («классический период» — V – IV вв. до н.э.). Ученые говорят о«греческом чуде» и пытаются определить его причины и условия.
Ряд авторов указывают на особенности ментальности (национальногохарактера) эллинов, в т.ч. на их славолюбие и свободолюбие, предприимчивость илюбознательность, любовь к публичности и развитое чувство прекрасного.
Эти особенности пытаются увязать с каким-то своеобразиемприродно-климатических условий и географического положения Греции. Говорят омягком климате и разнообразии рельефа, о жизни эллинов в окружении гор и морей,о жизни на пересечении многих путей, по которым уже в древности двигалисьторговцы, пираты, завоеватели, происходила передача культурных ценностей.
Подчеркивают тот факт, что цивилизация эллинов вошла в фазузрелости на пике т.н. «железной революции», что обусловило ее больший динамизми склонность к инновациям – в сравнении с древневосточными цивилизациями, гдееще в бронзовом веке успели сложиться чрезвычайно консервативные общественныеструктуры.
Немаловажно, что на землях, населенных эллинами, не былонеобходимости заниматься ирригационным земледелием, а в странах Востока именнооно служило одним из главных условий складывания деспотических государств,устойчивых и медлительных в своем развитии.
На небольшой территории Древней Греции (помимо ее собственнобалканской части к ней относились острова Эгейского и Ионического морей,западное побережье Малой Азии, юг Италии, побережье Сицилии, колонии в СеверномПричерноморье и Северной Африке) в течение ряда веков существовало несколькосотен полисов, городов-государств, в управлении которых так или иначеучаствовали все граждане (свободные мужчины-землевладельцы). В полисахслучались перевороты, между полисами завязывались войны, но в целом такаяобщественно-политическая организация содействовала развитию в людях-гражданахинициативы и ответственности, чувства собственного достоинства, любви кпубличной деятельности, умения ставить и обсуждать проблемы.
Следует учитывать и то, что в Греции в отличие от древневосточныхцивилизаций сформировалось рабство классического типа, для которого характернамассовая и жестокая эксплуатация рабов, бесправных «говорящих орудий».Существование рабства давало свободным более широкие возможности посвятить свойдосуг политике, искусству, философии, спорту. Мало того, рабство прямо к этомуподталкивало, поскольку для эллинов было принципиально важно культивировать всебе такие качества, которые подчеркивали их статус свободных граждан.
И конечно же, надо признать факт влияния на греков культурДревнего Востока. Например, греческий алфавит был создан на основепереработанной финикийской письенности, философы Пифагор и Платон ездили навыучку в Египет и Азию и т. д.
1.2 Важнейшие особенности древнегреческой культуры
Перечислим важнейшие особенности древнегреческой культуры.
1) Космизм (космоцентризм, космологизм) от греч. kosmos — организованныймир, вселенский порядок. Имеется в виду восприятие мира как живой иупорядоченной целостности, частью которой (микрокосмом) является человек. Болеетого, можно утверждать, что чувственно-материальный космос был для эллинов тембожественным Абсолютом, выше которого они не мыслили себе истины, красоты,порядка и справедливости. Боги, которым поклонялись эллины, выступали, по сути,персонификациями различных аспектов космоса.
2) Повышенный интерес к человеку, побуждающий некоторых авторовговорить даже об антропоцентризме. Но все-таки человек находился не в центремироздания, а в центре внимания самих эллинов. Отсюда – отчетливыйантропоморфизм древнегреческих богов. Отсюда – знаменитый философский тезис:«Человек – мера всех вещей». Отсюда и поразительный факт: самыми авторитетнымитекстами для эллинов были не мифы, посвященные богам, а две эпические поэмы, «Илиада»и «Одиссея», повествующие, главным образом, о приключениях и подвигах людей.
3) Утверждение ценности полиса как необходимейшего условиянормальной человеческой жизни. Философы, художники, поэты почитали своиместественным долгом прославлять собственный полис и воспитывать для негодостойных граждан.
4) Культ человеческой телесности и одновременно слабыйпсихологизм. Дохристианская античность не открыла «внутреннего человека», непознала бездну человеческой души (если, как говорят, глаза являются зеркаломдуши, то стоит заметить, что у древнегреческих скульптур нет взгляда…) В этомсмысле культура Эллады, по определению ее знатока, философа А.Лосева, былавнеличностной.
5) Аисторизм, т.е. неисторичность, неспособность восприниматьисторию как единый и направленный процесс. В Греции появились авторы-историки,самые знаменитые – Геродот и Фукидид. Однако их сочинения – это рассказы одостопримечательностях, о славных событиях и великих людях, т.е. это переченьярких фактов, которые так и остаются фрагментами, не объединенными логикой, невыстраиваемыми в тенденции.
6) Совмещение фатализма и героизма, которое с большойхудожественной силой выразила древнегреческая трагедия. Фатализм (лат. fatalis– роковой, fatum – судьба, рок, неизбежность) – признание всевластия судьбы.Если вдуматься, это прямой вывод из космизма, растворяющего человеческуюактивность в природных процессах и ритмах. Но эллины ценили мужество тех, ктоспорит с судьбой, действует невзирая ни на что.
7) Агонистика (греч. аgonia — борьба) – нацеленность на постояннуюборьбу, соперничество, на то, чтобы превзойти всех. Агональный дух буквальнопронизывал все сферы жизни эллинов – и Олимпийские игры, и театральныепостановки, и философские споры, и судебные тяжбы, и мифология, и политику. Онже и придавал древнегреческому фатализму героический характер. Видна связьагонистики эллинов с их представлениями о загробном мире – сумрачном итоскливом царстве теней… Эллины хорошо бы поняли современный рекламный призыв:«Возьми от жизни все!», и не согласились бы с принципом: «Главное не победа, аучастие».
8) Отвлеченный рационализм, любовь к истине ради истины – вотличие, например, от древних египтян, да и от римлян, искавших преимущественноприкладное знание. Переход от эмпирических (опытных) представлений кпонятийно-доказательному, теоретическому знанию сыграл большую роль встановлении науки. Но ее развитию в античном обществе мешало господство в неммифологического мышления, которому отдавали порой дань даже величайшиемыслители. По словам английского писателя Г.К. Честертона, «греки за дриадамине видели лес»…
1.3 Основные этапы развития культуры Древней Греции
В истории древнегреческой культуры обычно выделяют следующие этапы(периоды):
1) крито-микенский (III –II тыс. до н.э.)
2) гомеровский (XI – IX вв. до н.э.)
3) архаический (VIII – VI вв. до н.э.)
4) классический (V – IV вв. до н.э.)
5) эллинистический (IV – I вв. до н.э.)
Некоторые авторы, правда, отделяют первый и второй периоды отпоследующих, утверждая, что собственно древнегреческая культура начинается лишьс VIII в. до н.э.
Так или иначе, но древнейшие государства на территории современнойГреции (да и всей Европы) появились на рубеже III –II тыс. до н.э. Сперва онивозникли на о. Крит, где проживало негреческое население неизвестногопроисхождения (минойская цивилизация). Несколькими столетиями позднее наБалканском полуострове свои государства создали греки-ахейцы (ахейскаяцивилизация), которые в дальнейшем смогли взять под контроль и о. Крит, сильнопострадавший от извержения вулкана. Центрами государств минойцев и ахейцев былидворцы, из них самые известные – Кносс на Крите и Микены на Балканах. Дворцыявлялись многофункциональными сооружениями, насчитывавшими 2 – 3 этажа,обширными по площади, благоустроенными. При раскопках в них были найденыпрекрасные образцы фресковой живописи, вазописи, раскрашенных рельефов иювелирных изделий. Искусство минойцев в целом кажется изящнее ахейского,критские дворцы в отличие от материковых лишены мощных крепостных стен и не таксуровы на вид. Письменность минойцев («линейное письмо А») все еще нерасшифрована, а вот ахейское «линейное письмо В» уже понятно ученым.
В XIII –XII вв. до н.э. государства ахейцев погибли, скорее всего,в результате нашествия северных племен, прежде всего, греков-дорийцев. XI – IXвв. до н.э. ученые называют темными веками греческой истории. Хотя именно в этовремя происходил переход из «бронзового века» в «железный век», культура вцелом регрессировала: пришла в упадок городская жизнь, перестали строитсядворцы, была забыта письменность, примитивизировалось искусство. Этот периодеще именуют «гомеровским», поскольку многие его важные характеристикисодержатся в поэмах «Илиада» и «Одиссея», которые традиция приписывает слепомупоэту-сказителю Гомеру. Сам Гомер жил в VIII в. до н.э., а повествовать пыталсяо событиях еще XIII в. до н.э., о т.н. Троянской войне.
В архаический период (гр. аrchaikos — древний) греки развернулимощное колонизационное движение, расселяясь далеко за пределы Балканскогополуострова и прилегающих островов. Столкновение с другими народами пробудили вних сознание собственного единства, что выразилось в появлении названий«эллины» и «Эллада». О высокой степени интегрированности греческого мирасвидетельствовало и создание общего для всех эллинов пантеона во главе сбогом-громовержцем Зевсом. В эпоху архаики сформировались те чертыдревнегреческого и в целом античного общества, которые будут сильно отличатьего от других цивилизаций древности: полис как основная форма политическойорганизации, демократия как форма правления, развитые частнособственнические ирыночные отношения, классическое рабство. В культурной жизни архаикаознаменовалась созданием алфавитного письма (путем переработка финикийскойслоговой системы) и распространением грамотности; появлением архитектурныхордеров, монументальной скульптуры (каменной и бронзовой), театральныхпредставлений (на базе культа бога Диониса), чернофигурной вазописи;возникновением философии – формы концептуального мышления, которое стремитсяоткрыть фундаментальные принципы и основы человеческого бытия. В архаическийпериод жили философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор. Тогда жепрославились поэты – лирики Архилох, Анакреонт, Сапфо. В 776 г. до н.э.состоялись первые Олимпийские игры, с момента которых эллины повели своелетоисчисление.
V-IV вв. до н.э. считаются временем наивысшего расцветадревнегреческой культуры, порой ее классики. Большое значение имела победа,одержанная эллинами в целой серии войн с Персидской державой (500 – 449 гг. до н.э.).Она содействовала росту патриотических настроений, укреплению идеи культурногопревосходства эллинов над чужеземными «варварами». Правда, в условиях новой,Пелопонесской, войны (431 – 404 гг. до н.э.), разделившей и опустошившейГрецию, начался кризис полисной системы, который привел в конце IV в. до н.э. кустановлению в Греции македонского господства. На фоне этих бурныхсоциально-политических процессов протекала деятельность величайших мастеровкультуры. Скульпторы Фидий («Зев Олимпийский», «Афина Парфенос»), Мирон(«Дискобол»), Поликлет («Копьеносец») создавали образы идеальной человеческойкрасоты. Авторы трагедий Эсхил («Прометей прикованный»), Софокл («Царь Эдип»),Еврипид («Медея») выводили истории людей, погибающих под ударами судьбы, людей,мучимых сильными страстями, и, вызывая в зрителях сострадание и страх,достигали катарсиса – очищения их душ. Комедиограф Аристофан («Мир»,«Всадники») остроумно высмеивал противников демократии и поборников войны.«Отец истории» Геродот написал «Историю» греко-персидских войн, а другойисторик, Фукидид, — «Историю Пелопонесской войны». Философ Сократ училсомневаться в очевидных, казалось бы, вещах и обретать истину в споре. Егоученик Платон стал одним из величайших философов-идеалистов в истории человечества.А ученик Платона Аристотель прославился как крупнейший энциклопедист древности,занимавшийся одновременно философией, историей, математикой, физикой,ботаникой, медициной, политикой, теорией искусства. Вершиной древнегреческойархитектуры явился комплекс сооружений на Афинском Акрополе, включавшийпарадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерас (Бескрылой Победы), храмЭрехтейон и главный храм Афин – Парфенон.
Далекие завоевательные походы Александра Македонского на Восток(334 – 324 гг. до н.э.) положили начало последнему периоду в истории собственнодревнегреческой культуры – эллинистичекому. Это было время интенсивногокультурного взаимодействия греков с афро-азиатскими народами, времяполитической нестабильности, выражавшейся в частых войнах, подвижках границ игосударственных переворотах. Оно породило изобразительное искусство, полноедраматизма, движения, страсти (характерные примеры: скульптурная группа«Лаокоон», Алтарь Зевса в Пергаме, на котором была изображена битва олимпийскихбогов с гигантами). Наблюдался определенный кризис традиционных моральныхценностей. Получили распространение философские учения (эпикуреизм, стоицизм),призывавшие людей отказаться от активной общественной деятельности и занятьсявопросами личного усовершенствования. В эпоху эллинизма творили великие ученые:Евклид, создавший элементарную геометрию, Эратосфен, рассчитавший размерыЗемли, Аристарх Самосский, высказавший гипотезу о вращении планет вокругСолнца, Архимед, ставший основоположником теоретической механики и изобретателеммногих технических приспособлений и т.д. Крупным научным центром являлсяМусейон (храм муз) в Александрии. Эллинистический период завершился в I в. дон. э., когда последнее эллинистическое государство, Птолемеевский Египет,покорился новым завоевателям – римлянам.
1.4 Культура Древнего Рима
Согласно преданию, город Рим был основан в 753 г. до н.э. двумябратьями Ромулом и Ремом, потомками троянского героя Энея. Довольно раноримляне встали на путь завоеваний. В III в. до н.э. под их контролем находиласьуже вся Италия, а в I в. до н.э. им покорилось и все Средиземноморье, включаяГрецию. Образовалась Римская империя – крупнейшее государство Древнего мира.
С 30 г. до н.э., т.е. с момента присоединения к Римуэллинистического Египта, ведется отсчет римского периода в истории античнойкультуры. Для него характерны:
— значительное расширение пространственных границ античного мира(от Испании и Британии до Египта и Кавказа);
— сложные процессы аккультурации, взаимовлияние и слияниеразличных культур, прежде всего, конечно, римской и греческой, но такжеазиатских, африканских, североевропейских;
— ситуация религиозного синкретизма (европейцы начинаютпоклоняться восточным богам: египетской Изиде, иранскому Митре и т.д.; в Римедаже был построен Пантеон – храм всех богов; божественной фигурой со своимкультом считался император; с I века распространяется новая религия, в будущем– мировая, христианство);
— при всем внешнем блеске, при выдающихся достижениях – нарастаниесимптомов культурного кризиса (распущенность нравов: адюльтер, проституция,гомосексуализм, педофилия; вульгарные и жестокие проявления массовой культуры:порнография, гладиаторские игры и показательные выступления зверей-людоедов наарене цирка).
Что касается последнего, то кризис позднеантичной культурынекоторые авторы связывают с развращающим влиянием рабовладения, другие – сязыческим культом естественного, третьи видят в нем результат взаимодействияслишком разнородных культур.
Как уже говорилось, собственно римская культура кажется менееоригинальной в сравнении с греческой. Римляне изначально находились под сильнымвлиянием более древних культур своих соседей, сначала этрусков (от них былизаимствованы т.н. римские цифры, гладиаторские игры, гадания по полету птиц ивнутренностям животных и т.д.), затем эллинов (были восприняты их алфавит,ордерная архитектура, боги и т.д.). И все же римляне смогли создать исобственный культурный стиль. В нем они воплотили такие черты своейментальности, как рассудочность и прагматизм, любовь к порядку и преклонениеперед законом («Закон суров, но это закон!» — очень римское выражение),патриотизм и воинственность, стремление повелевать судьбами мира.
К числу наиболее самостоятельных и успешно развивавшихся аспектовдревнеримской культуры относятся архитектура, скульптура и политико-правоваямысль. Римляне изобрели важный строительный материал – бетон. Это позволило имперейти к новому способу возведения зданий – монолитно-оболочному (эллины ранееоткрыли стоечно-балочный способ). Римские зодчие широко использовали такиеэлементы, как арка, свод и купол (крупнейший купол древности покрывал Пантеон вРиме). Они впервые стали строить «типовые» города, подчиненные единому плану ивесьма удобные для жизни – с водопроводами и канализацией, мощеными дорогами имостами, библиотеками и цирками, общественными банями (термами) и туалетами.Безусловно, наиболее интересным в архитектурном отношении был столичный город –Рим. Некоторые его знаменитые постройки сохранились, например, Колизей(амфитеатр Флавиев) и Триумфальная арка Тита. Римская скульптура превосходилагреческую своим реализмом и психологизмом, вниманием к индивидуальнымособенностям изображаемого человека (характерные примеры – скульптурныепортреты императоров: Нерона, Веспасиана, Антония Пия, Марка Аврелия… ). Чтокасается римского права, то оно оказалось столь продуманным исистематизированным, что было прозвано классическим и до сих пор изучаетсяюристами в качестве некоего образца.
В историю мировой культуры вошли имена великих римлян. Выдающимсяоратором, само имя которого считается нарицательным, был Цицерон (106 – 43 гг.до н.э.). После себя он оставил сочинения по философии, политической теории икрасноречию. Лукреций (ок. 96 – 55 гг. до н.э.) написал философскую поэму «Оприроде вещей», где заявил себя атеистом, сторонником атомарной концепции иидеи эволюционного развития жизни. Как философы-стоики прославились Сенека (ок.4 до н.э. – 65 г. н.э.) и Марк Аврелий (121 – 180 гг.). Лучшими поэтамиДревнего Рима называют Вергилия (70 – 19 гг. до н.э.), автора знаменитой«Энеиды», Горация (65 – 8 гг. до н.э.) и Овидия (43 г. до н.э. – 18 г. н.э.).«Естественную историю», обширную энциклопедию по физической географии,ботанике, зоологии, минералогии, написал Плиний Младший (61/62 – ок. 114 гг.).Укажем и видных представителей римской историографии – Тита Ливия (59 г. дон.э. – 17 г. н.э.), Плиния Старшего (23/24 – 79 г.), Тацита (ок. 58 – ок. 117гг.), тем более, что у римлян в отличие от греков появилось представление опоступательном движении исторического времени, движении, вовлекающем в себя всечеловечество.
История самого Древнего Рима закончилась в V в. Еще в 395 г.Римская империя разделилась на две половины – Восточную и Западную. Чтокасается Восточной империи, то она, сокращаясь в размерах, просуществовала до1453 г. А вот Западная погибла раньше – под грузом внутренних противоречий иударами варварских племен. В 476 г. был низложен последний ее император.Правда, как показали дальнейшие события, память о Римской империи стала важнымэлементом самосознания европейской цивилизации, действенным фактором,стимулирующим ее интеграцию и территориальную экспансию.
1.5 Античная культура и возникновение христианства
В I веке нашей эры в Палестине, в среде евреев, появилась новаярелигия – христианство. Она стала быстро распространяться по территории Римскойимперии. Притом, что это государство было достаточно веротерпимым, его властиобрушили на христиан целую серию жестоких гонений. Лишь в 313 г. императорКонстантин Великий своим Миланским эдиктом уравнял христиан в правах спредставителями других религий. А к концу IV в. христианство и фактически, июридически стало ведущей религией Римской империи.
Ученые говорят о социокультурных предпосылках возникновения иширокого распространения христианства. Многие считают его порождением духовногокризиса, поразившего античное общество, проявление протестных настроений,охвативших самые разнее слои населения. В христианском вероучении видяттворческий синтез религиозно-философских идей, уже существовавших в античномобществе. Правда, сами эти идеи утрачивали прежнее влияние, а вот христианствооказалось способно дать массам людей новые зажигательные мечты и надежды,ободрило разочарованных, утешило униженных и оскорбленных.
античный культура греция римский христианство
Что касается самих христиан, то они утверждают сверхъестественноепроисхождение своей религии и ее исключительную оригинальность. Согласнохристианскому вероучению:
— Бог есть Триединая Личность, Троица (Отец, Сын, Святой Дух) и Онже есть Любовь;
— от избытка Своей Любви Бог сотворил мир (из ничего за 6 дней!),а в нем – человека, удивительное существо, вмещающее в себя Образ Божий;
— изначально люди призваны к вечной жизни с Богом и бесконечномувозрастанию в совершенстве, но уже первые из них, Адам и Ева, свернули с этогопути, впустили в мир грех и смерть;
— чтобы вернуть людям полноту общения с Собой, Сам Бог сталчеловеком – Богочеловеком Иисусом Христом (гр. слово «Христос» означает то же,что и еврейское слово «Мессия», а именно — помазанник);
— смерть Иисуса на кресте и Его воскресение имеют исключительноезначение для спасения людей;
— те из нас, кто уверует во Христа, присоединится к Его Церкви(мистическому Телу Христа), будет жить по Христовым заповедям, те войдут ввечное Царствие Небесное;
— в будущем всех людей, и живущих на Земле, и живших, ожидаетвторое пришествие Иисуса Христа на Землю, в момент которого мертвые воскреснутво плоти.
Действительно, в христианстве присутствует много принципиальнойновизны. Ни одна другая религия, например, не отводит человеку столь важногоместа в мироздании (через человека погибает и через человека спасается весьмир; человек – животное, получившее повеление стать богом). Ни одна религия,кроме христианства, не знает учения об уникальном, абсолютно реальном,спасительном для людей Боговоплощении. Христианство осуждает магию иастрологию, самоубийство, аборт и гомосексуализм; оно строго разводит секс имистическую практику, что нечасто встречается в мире религий.
Победа христианства означала решительное изменение векторакультурного развития. Выражаясь словами философа А. Лосева, закончились «дни,когда человек молился на звезды, возводил себя к звездам и не чувствовал своейсобственной личности». Теперь же человек получил возможность смотреть на звездысверху вниз — с высоты собственной богоподобной личности. Античная культураориентировала человека на получение максимального удовольствия от своегоземного существования и потому чрезвычайно ценила власть и славу, богатство исекс, физические здоровье и красоту. Христианство же призывало людей готовитьсяк той вечности, которая ожидала их за гробом, и спасать прежде всего своибессмертные души. Героями христианского общества становились не завоеватели испортсмены (кстати, Олимпийские игры были отменены так же, как и гладиаторскиебои), не блестящие красавцы и красавицы, а мученики за веру и монахи. И уже неприродная красота, в том числе красота человеческого тела, манила художников,ибо она преходяща; художники пытались отразить в своих произведениях СветБожественной истины, который искали в Библии и молитве, церковном культе, жизнии учении христианских святых.
Следует заметить, что разрыв с дохристианской античностью не былрезким и полным. Да, победившие христиане разрушили многие языческие храмы и статуиязыческих богов, во имя которых и перед которыми их еще недавно убивали. Но ещебольшее количество произведений античного искусства было сохранено христианами– их уничтожили те захватчики, которые опустошили сначала Западную, а затем иВосточную империю. Христианские власти закрыли философские школы, объединявшиеантихристиански настроенных интеллектуалов, а в Александрии толпафанатиков-христиан даже растерзала женщину-философа Аспазию. Однако христианепродолжали переписывать и изучать творения Гомера, Эсхила, Платона и другихантичных авторов. Мало того, само христианское богословие образовалось, какговорят, в результате «встречи Афин и Иерусалима», т.е. в результате синтезаантичной философии и христианского благовестия.
1.6 Библия как священный текст и памятник культуры
Священным Писанием христиан, на котором базируется их вероучение,стала Библия. Это греческое слово в переводе означает «книги». Действительно,Библия содержит в себе несколько десятков книг, написанных в разное времяразными авторами. По убеждению христиан, объединяет эти книги то, что все онибогодухновенны, их соавтором был Сам Бог.
Библейские книги делятся на две большие части – Ветхий Завет иНовый Завет. В данном случае «завет» — это договор или союз, имеется в видудоговор или союз людей и Бога. В Ветхий Завет вошли книги, написанные доРождества Христова, точнее, они составлялись на протяжение почти тысячи лет доIII в до н.э. Интересно, что иудеи, представители национальной еврейскойрелигии, также считают Ветхий Завет своим Священным Писанием, только называютего иначе – ТаНаХ (это слово-аббревиатура, образованное тремя словами: Тора(Закон), Невиим (Писание), К(х)тувим (Пророки). Новозаветные тексты былизаписаны во II пол. I в., самое позднее, допускают ученые, в начале следующегостолетия.
Разные группы христиан насчитывают в Ветхом Завете 39(протестанты), 45 (католики), 50 (православные) книг. 39 книг – бесспорные, ихпризнают и иудеи, про них точно известно, что они изначально существовали надревнееврейском или арамейском языках. 11 книг не сохранились на языкеоригинала, но в III в до н.э. их включили в греческий перевод еврейскогоПисания (Септуагинту). Ветхозаветные книги весьма разнообразны по содержанию:есть книги исторические, пророческие, нравоучительные. В них рассказывается отворении мира и грехопадении первых людей; о том, как в водах всемирного потопапогибло развратившееся древнее человечество — кроме семьи праведника Ноя; отом, как от глубоких стариков, Авраама и Сарры, Бог произвел еврейский народ, черезкоторый объявил миру Свой Закон и пообещал из его среды выдвинуть Мессию –Спасителя людей.
Новый Завет с самого начала был записан на греческом языке. Онвключает в себя 27 книг. Из них наибольшую важность имеют 4 Евангелия (по греч.- Благовестия), которые повествуют о событиях земной жизни Иисуса Христа: о Егорождении от девственницы Марии, о Его проповеднической деятельности, о чудесах,которые Он совершал, о том, как Христос добровольно принял смерть на кресте,воскрес и вознесся на Небо. За Евангелиями идут книга Деяний и посланияапостолов (гр. посланник), ближайших последователей Иисуса. Замыкает НовыйЗавет таинственное Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова, символическиописывающее конец этого мира.
Свой нынешний состав Библия приобрела к началу V в. Церковныесоборы утвердили канон (гр. правило, образец), обязательный и единственноправильный список библейских книг. За пределами его осталось большое количествоапокрифов (гр. аpokryphos — тайный), текстов, которые Церковь объявила небогодухновенными,сомнительными, а некоторые – и прямо антихристианскими.
За истекшие века в адрес Библии раздавалось много критики.Говорили о ее противоречиях и фактических неточностях, о невозможностиописанных в ней чудес, об устарелости ее морали и излишней жестокости некоторыхбиблейских страниц. Но для 2 млрд. ныне живущих христиан, по крайней мере, дляих большинства, Библия остается самой авторитетной книгой. И даже многиеатеисты и иноверцы относятся к Библии с уважением – как к выдающемуся памятникукультуры. Они находят в нем и философские глубины (например, в Книге Иова,Книге Екклесиаста), и высокохудожественное повествование (например, вПсалтири), и нравственную проповедь общечеловеческого значения (например, вЕвангелиях).
Безусловно, Библия последние полторы тысячи лет является основнымтекстом европейской культуры. Европейское искусство перенасыщено библейскимиобразами, символами, сюжетами. Примеров тому множество – от живописи Рубенса имузыки Баха до сказок Андерсена и фильмов Тарковского. Европейские философы,ученые, политики сплошь и рядом делают отсылки к Библии, ведут с ней явный илискрытый диалог. Массы европейцев употребляют библейские выражения как языковыештампы, порой даже не задумываясь об их происхождении (например, змей-искуситель,плод познания, ковчег спасения, вавилонское столпотворение, Содом и Гоморра,нищие духом, устами младенцев глаголет истина, Голгофа, Фома неверующий,апокалипсис и т.д.). Общее знакомство с Библией до сих пор является важнымпоказателем европейски образованного человека.

Списокиспользованных источников
1. Драч Г.В., Матяш Т.П.Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.
2. Эренгросс Б.А.Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник –М.: Оникс, 2007.
3. Елопов А.П. Лекции покультурологи / Елопов А.П. – Мн., 2007.
4. Культурология. Учебное пособие Под редакциейА. А. Радугина – М., 2001.
5. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник длявузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.