Реферат по предмету "Социология"


Классы и классовая система

/>Оглавление
Введение
Глава 1. Классы и классовая система: многообразиеподходов
Заключение
Библиографический список
Социологический практикум по разделу
 Введение
Тема данной работынапрямую связана с многообразием исследовательских подходов к таким понятиям,как «класс» и «классовая система». Необходим, в первую очередь, сказать о том,что эта проблема является одной из актуальных в социологии, что объясняетсяфундаментальностью таких понятий, как «социальная стратификация», «социальная структура»,и той ролью, которую они играют в объяснении различных вопросов, сопряжённых сжизнью общества.
Цель работы –рассмотрение понятий «класс» и «классовая система» сквозь призму различныхподходов к ним. Отсюда – ряд исследовательских задач, требующих своегоразрешения:
1.  Сбор и анализ материала, посвящённогоданной теме.
2.  Выявление основных исследовательскихконцепция, систематизация полученного материала.
3.  Обобщение изученного материала.
Объект исследования –теории социальной стратификации, представленных в работах социологов,социальных мыслителей. Предмет исследования – специфические особенностиразличных классовых теорий социальной стратификации.
Следует сказать о том,что данная тема вызывает неиссякаемый интерес со стороны различных исследованийи является одной из перспективных, практически значимых тем, связанных сизучением социальной реальности.
Глава1. Классы и классовая система: многообразие подходов
Социальная стратификация– один из важных разделов социальной науки в целом.
Г.Е. Зборовский отмечает:«… социальная структура реального общества всегда выступает как определённаястратификационная система, обусловленная различиями социальных позиций исоциальных ролей (функций), выполняемых индивидами (социальными общностями) исоответствующих нормам и ценностям данного общества».[1]
Как указывает Г.Е.Зборовский, существует достаточно много систем стратификации общества. Одни изних носят исторический характер, другие свойственны только современномуобществу, третьи – вообще лишь отдельным странам, то есть они построены сучётом национально-специфических особенностей. Г.Е. Зборовский говорит о том,что существуют попытки объединения нескольких систем стратификации в одну.Например, теория Э. Гидденса, согласно которой выделяются четыре историческисложившиеся системы стратификации:
·  рабство;
·  касты;
·  сословия;
·  классы.
Классовая системастратификации, по мысли Гидденса, отличается от предшествующих трёх систем.Классовые системы более подвижны, их границы никогда чётко не определены, ачленство в классе не основывается на наследственном положении или на обычаях.Кроме того, принадлежность к определённому классу не дана от рождения (вотличие от других систем стратификации), а переход из одной классовой позиции вдругую упрощается.
«В-третьих, существованиеклассов зависит не от религиозных и правовых норм, а от экономических различиймежду группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле надматериальными ресурсами. В-четвёртых, в отличие от других типовстратификационных систем, где имеют место в основном личностные отношения, вклассовой системе реализуются связи преимущественно внеличностного характера.Главное основание классовых различий составляет богатство в совокупности сзанятием».[2]
Как отмечают В.И.Добреньков и А.И. Кравченко, социальный класс – «одна из центральных проблемсоциологии, которая до сих пор вызывает разноречивые мнения».[3]Как известно, класс понимают в двух смыслах – широком и узком. В широкомзначении под классом подразумевается большая социальная группа людей, владеющихлибо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место всистеме общественного разделения труда и характеризующаяся специфическимспособом получения дохода. Уже на Древнем Востоке и в античной Грециисуществовали два противоположных класса – рабов и рабовладельцев. Феодализм икапитализм, как пишут В.И. Добреньков и А.И. Кравченко, не являются исключением– и в них существовали антагонистические классы: эксплуататоров иэксплуатируемых. Авторы труда отмечают: «Такова точка зрения К. Маркса, которойпридерживаются и сегодня не только отечественные, но и зарубежные социологи».[4]
В узком значении класс –любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом,образованием, властью и престижем. Вторая точка зрения преобладает в зарубежнойсоциологии, а ныне находит своих сторонников также в отечественной.
Авторы «Социологическогословаря» отмечают, что класс определяется социологами как один из основныхтипов социальной стратификации наряду с кастой и сословием. Н. Аберкромби, С.Хилл, Б.С. Тернер пишут: «Теоретическая традиция анализа классов в социологииберёт начало в работах К. Маркса и М. Вебера, исследовавших становлениеклассовой структуры индустриального капитализма в XIX в.».[5]
Итак, социальный класс –крупная социальная страта, отличающаяся от других доходом, образованием,властью и престижем; большая группа людей, имеющих одинаковыйсоциально-экономический статус в системе социальной стратификации. Социальныеклассы обычно различаются по нескольким детерминирующим признакам.
Одной из теорийсоциальной стратификации, разработанных в американской социологии ХХ века,является теория У.Л. Уорнера.
Уильям Ллойд Уорнер(1898-1970) — американский социолог и социальный антрополог. В 1935-1959 гг.учёный работал на факультете социологии и антропологии Чикагского университета.С 1959 г. Уорнер – профессор социальных исследований Мичиганского университета.Предметом исследований Уорнера были расовые отношения, проблемы равенства инеравенства, социальная структура, система стратификации и символическая жизньсовременного городского сообщества, роль крупных организаций и корпораций всовременном обществе, связь между социальной системой и психическимизаболеваниями. Наибольшую известность приобрели работы Уорнера, посвященныеанализу социальной структуры и социальной стратификации современного общества.Социальная стратификация рассматривалась им как функциональная предпосылкасуществования современного индустриального общества, его внутреннейустойчивости и равновесия. Полагая, что каждое общество имеет ту или иную «доминирующуюструктуру», связанную со «сквозной темой» соответствующей культуры, Уорнерсчитал, что в типичном современном американском сообществе Янки-Сити (исоответственно в американском обществе в целом) доминирующей культурной темойявляются самореализация, достижение, успех, а основной организующей структуройобщества — обеспечивающая реализацию этих устремлений система классовойстратификации. Позиция в социальной структуре (или статус) определяется такимихарактеристиками, как уровень образования, род занятий, величина состояния идоход; принадлежность индивида к тому или иному классу находит выражение вовсех сторонах его жизни (дружбе, знакомствах, участии в деятельности клубов иорганизаций, привычках, манерах поведения и речи, внешнем виде и т.д.).
Теория Уорнера отлична отположений, предложенных М. Вебером и П. Сорокиным, так как в ней экономическийфактор имеет иное значение. Уорнер в своем исследовании «Янки-Сити» столкнулсяс тем, что самый высокий уровень богатства не гарантирует самого высокогосоциального положения, престижа и признания со стороны других. Уорнер предложилмодель с шестью классами или статусными группами. Каждый из трёх классическихклассов (верхний, средний и низший) подразделяется ещё на две группы – верхнийи нижний. Уорнер, придерживаясь веберовской методологии, определил классы какгруппы, в существование которых верят члены общества, и которые размещаютсясоответственно на высших или низших уровнях социальной иерархии. В своейтипологии классов он использовал субъективный критерий, который основывался натом, как члены данного сообщества ранжируют друг друга. Л.Уорнер предпринялпопытку разработать Стандартный индекс статусных характеристик (Standard Indexof Status Characterictics), в котором учитывались образование, местожительства, доход и происхождение. В совокупности они должны были показать,каким престижем (репутацией) пользуются семьи из разных социальных классов. Этиклассификации легли в основу большинства эмпирических исследований, проводимыхв США.
Уорнер предложилразличать шесть социальных классов: высший-высший, высший-средний,высший-низший, низший-высший, низший-средний, и низший-низший. Рассмотрим ихподробнее.[6]
1.  Верхний высший класс включал такназываемые «старые семьи». Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов итех, кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частяхгорода.
2.  Нижний высший класс по уровнюматериального благополучия не уступал верхнему высшему классу, но не включалстарые родовые семьи.
3.  Верхний средний класс состоял изсобственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достаткомв сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активноучаствовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенныхрайонах.
4.  Нижний средний класс составлялинизшие служащие и квалифицированные рабочие.
5.  Верхний низший класс включалмалоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих вотносительном достатке.
6.  Нижний низший класс составляли те,кого принято называть «социальным дном». Это обитатели подвалов, чердаков,трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощущали комплекснеполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений.
Во всех двусоставныхсловах первое слово обозначает страту, или слой, а второе – класс, к которомуданный слой относится. Например, термин «верхний высший класс» означает верхнийслой высшего класса.
Л. Уорнер отмечал:«Социальный класс – это два или более слоя людей, в существование которых верятчлены местного сообщества и которым они приписывают более высокие или болеенизкие позиции. Члены определенного класса обычно заключают браки с себеравными, хотя система ценностей классового общества и не накладывает запрет набраки с людьми из классов, расположенных выше и ниже. Классовая система такжеобеспечивает детям с момента рождения социальный статус их родителей. Вклассовом обществе у низших и высших классов разные права и привилегии,обязанности и обязательства. Система ценностей классового, в отличие откастового, общества, позволяет перемещение вверх и вниз по социальной лестнице.Это в разговорной речи называется социальным подъемом, а на научном языке –социальной мобильностью. Мы обнаружили, что в социальной системе Янки Сити господствовалаклассовая организация».[7]
Уорнер является авторомтаких работ, как «Социальная жизнь современного сообщества» (1941), «Статуснаясистема в современном сообществе» (1942), «Социальные системы в американскихэтнических группах» (1945), «Живые и мертвые» (1959), «Демократия вДжоунсвилле» (1949), «Социальный класс в Америке» (1949), «Эмерджентноеамериканское общество» (1967).
Скажем также и о том, чтоМ. Вебер разделял население на классы в соответствии с экономическимиразличиями в рыночной позиции, порождающими различия в жизненных шансах. Однимиз основанием рыночной позиции является капитал, а другим – квалификация иобразование. Как подчёркивал К. Маркс, класс связан с отношениямисобственности. Вместе с тем, согласно Веберу, представлять собой класс могут ите, чья квалификация является редкой на рынке и кто в результате этого имеетвысокий уровень заработной платы. Макс Вебер различал четыре класса:
· класссобственников;
·  класс интеллектуалов,администраторов;
·  традиционный мелкобуржуазный классмелких предпринимателей и владельцев магазинов;
·  рабочий класс.
Согласно Веберу,классовый конфликт представляет собой вполне распространённое явление: конфликтвозникает между группами, обладающими явно противоположными интересами,например, между рабочими и управляющими, а не между рабочими и капиталистами.Исследователь также подчёркивал значение ещё одно отличного от класса основаниястратификации, а именно социального уважения или статуса.
Авторы «Социологическогословаря» отмечают: «Современные концепции класса часто противоречатмарксистскому подходу. Отделение собственности на капитал от менеджмента иконтроля над индустрией превращает «отсутствие собственности» в такую широкуюкатегорию, что при её использовании невозможно провести различие междугруппами, занимающими разные экономические позиции, например, между менеджерамии рядовыми рабочими».[8] Британские и американскиетеории класса развивались в разных направлениях. После Второй мировой войныамериканские социологи представляли своё общество как бесклассовое отчасти потой причине, что распределение материальных вознаграждений представлялось ими ввиде непрерывного континуума при отсутствии каких-либо резких разрывов междусоциальными группами. Вместе с тем, они были убеждены в том, что индивиды всовременном обществе могут классифицироваться на основании таких факторов, несвязанных с экономически определяемым понятием класса, как
·  профессия;
·  религия;
·  образование;
·  этническая принадлежность.
В процессе созданияподобных классификаций использовалась веберовская идея статусов и развивалсянекий многомерный подход, согласно которому социальный статус или престижявляется фактором независимым, дополняющим или даже замещающим факторэкономического класса.
В то же время британскиесоциологи при определении класса первоначально в качестве решающегорассматривали фактор разделения труда, считая, что основное различие междуклассами в экономических и социальных условиях соответствует различию междуфизическим и умственным трудом. Подобное деление легло в основу классификациисоцио-экономических групп и классов британского государственного реестра «Registar General».
Как отмечают Н.Аберкромби, С. Хилл и Б.С. Тернер, в настоящее время при определении классаиспользуются критерии рыночной и трудовой ситуаций. Под рыночной ситуациейподразумеваются материальные вознаграждения и жизненные шансы, такие, какзаработок, безопасность, возможность продвижения по службе. Понятие трудовойситуации относится к трудовым задачам и производственной технологии, а также кструктуре социальных отношений и системам контроля в рамках отдельных фирм.Предполагается при этом, что данные факторы согласованы друг с другом, так какрыночные вознаграждения и условия труда одинаковым образом прогрессируют помере восхождения индивида по классово-иерархической лестнице. Н. Аберкромби, С.Хилл, Б.С. Тернер пишут: «В последнее время значительное внимание сталоуделяться процессу, который принято обозначать термином «структурация», в ходекоторого классы могут трансформироваться из экономических категорий всоциальные группы, имеющие специфическое комплексное смысловое значение длявсего социума».[9] Среди факторов,определяющих процесс структурации, называют следующие:
1.  Проживание индивидов в районах,заселённых представителями одного класса.
2.  Низкий уровень социальноймобильности.
3.  Наличие общих жизненных стилей.
Все эти факторы делаютклассы различными социальными группами. Различия между классами могутдополняться спецификой социальных ценностей и политических ориентаций ихпредставителей.
В настоящее время однойиз распространённых социологических моделей классовой структуры (например,британской) является деление населения на три класса – рабочий, промежуточный ивысший. Рабочий класс состоит из лиц, занятых физическим трудом, промежуточный– из работников умственного труда низшего уровня (таких, как клерки и низшийтехнический персонал), а менеджеры, администраторы и так называемые «профессионалы»(врачи, адвокаты, профессора и др.) составляют высший класс.
Одно из наиболеепризнанных является классификация, предложенная Дж. Голдторпом и оксфордскойгруппой по исследованию социальной мобильности. Голдторп различает одиннадцатьсоциально-классовых категорий, которые могут быть сведены в три основныхкласса:Служебный класс
1. «Профессионалы», администраторы и государственные чиновники высшего уровня; менеджеры крупных учреждений и компаний; крупные собственники.
2. «Профессионалы», администраторы и государственные чиновники низшего уровня; технические специалисты высшего уровня; менеджеры малого бизнеса и промышленных предприятий; кураторы служащих, занятых умственным трудом. Промежуточный класс
3a. Служащие, занятые рутинным умственным трудом в области управления и коммерции.
3b. Лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью в сфере услуг.
4a. Мелкие собственники, ремесленники и другие, имеющие наёмных работников.
4b. Мелкие собственники, ремесленники и другие, не имеющие наёмных работников.
4c. Фермеры и мелкие арендаторы, рыболовы.
5. Технические специалисты низшего уровня, кураторы работников физического труда. Рабочий класс
6. Квалифицированные работники физического труда.
7a. Полуквалифицированные и неквалифицированные работники физического труда (за исключением сельского хозяйства).
7b. Сельскохозяйственные рабочие.
Необходимо отметить тотфакт, что в соответствии с трактовкой Э. Гидденса, выделяют следующие классы:
·  высший класс (те, кто владеет илинепосредственно контролирует производственные ресурсы, это богатые, крупныепромышленники, верхушка руководства);
·  средний класс (включающий большинство«белых воротничков» и профессионалов);
·  рабочий класс («синие воротнички»,или занятые ручным трудом).
В некоторых индустриальныхстранах (например, во Франции, Японии) выделяют четвёртый класс – крестьянство– люди, занятые в традиционных типах сельскохозяйственного производства.
Таким образом, вопросы,связанные с понятием «класс», «классовая система», являются основополагающими визучении социальной стратификации, именно поэтому они вызывают различныеинтерпретационные подходы, появление всё новых и новых трактовок, обуславливаютпроведение новых исследований.
Заключение
Итак, в результатепроведённой работы можно сделать следующие выводы:
·  Во-первых, классовые теориистратификация отличаются многообразием, на протяжении становления и развитиясоциологической мысли к данной тематике обращались учёные, опиравшиеся наразличные исследовательские установки, что и обусловило наличие разнообразныхподходов;
·  Во-вторых, нельзя не заметить тотфакт, что обращение к данной теме предполагает как изучение творческогонаследия классиков социологии, так и рассмотрение теоретических положений,выдвинутых современными авторами;
·  Кроме того, подобная тематика носит иприкладной, практический характер, так как ознакомление с трудами, которыепосвящены вопросам, сопряжёнными с понятиями «класс», «классовая» система,позволяет сформировать теоретическую базу для прикладных исследований.
Таким образом, указанноенаправление исследований в социологии носит исключительно важный характер, чтообъясняет его перспективность, непреходящий интерес к нему со стороны учёных.
/>
Библиографическийсписок
 
1.  Аберкромби Н. и др. Социологическийсловарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ.; под ред. С.А.Ерофеева. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2000. – 428 с.
2.  Баразгова Е.С., Зерчанинова Т.Е.Социология: Учебное пособие для вузов. – Екатеринбург, УрАГС, 2008. – 208 с.
3.  Зборовский Г.Е. Общая социология:Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с.
4.  Уорнер Л. Социальный класс исоциальная структура. Режим доступа:lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0klass--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-about---00031-001-1-0windowsZz-1251-10&a=d&cl=CL2.7&d=HASH015cbc893eca76391c84e268.fc


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.