Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию РФ
Читинский государственный университет
(ЧитГУ)
Кафедра управления персоналом
Социологическое исследование
на тему: «Использование свободного времени молодежью»
По дисциплине: «Социология трудового коллектива»
Выполнили:
студенты группы СП-07-3
Никифорова Валерия, Усикова Марина,
Бобровская Олеся, Ушакова Ксения,
Гильванов Александр, Сарин Александр,
Кузовлев Дмитрий, Рычков Дмитрий,
Горковенко Иван
Проверил:
Старший преподаватель кафедры УП
Калашникова Н.П.
Чита 2008
Содержание программы
1. Методологическая часть
1.1 Обоснование актуальности
1.2 Проблемность ситуации
1.3 Научная разработанность
1.4 Интерпретация и операционализация ключевых понятиий
1.5 Объект исследования
1.6. Предмет исследования
1.7 Цель исследования
1.8 Задачи исследования
1.9 Гипотеза
2. Методический раздел
2.1 Методы сбора первичной социологической информации
2.2 Место и время проведения исследования. Названиеинструментария
2.3 Характеристика инструментария
2.4 Выборка
2.5 Метод обработки эмпирическихданных
2.6 Практическая значимость исследования
2.7 Рабочий план проведения исследования
3. Аналитический раздел исследования
Литература
Приложения
1. Методологическая часть1.1 Обоснование актуальности
В наше время проблема использования свободного времени молодежиявляется очень актуальной. Так как существует много факторов, которые влияют наиспользование свободного времени молодежи, но также существует очень мало решенийэтих проблем. Выявив мотивы, можно вырабатывать эффективные приемы, которые могутпоспособствовать тому, чтобы силы молодежи были направлены в правильное русло.1.2 Проблемность ситуации
В настоящее время использование свободного времени молодежьювлияет не только на их будущее, но и на будущее следующих поколений; влияет на дальнейшееразвитие страны в целом. В связи с этим необходима углубленная информация о способахорганизации свободного времени, а также возможностях и желаниях молодежи, котораянеобходима для оптимального достижения результата исследования.1.3 Научная разработанность
Разработанность данной проблемы в России достаточно высока.
Существуют различные методы работы с молодежью, такие как: беседы,лекции, кинопоказы, молодёжные лектории с приглашением различных специалистов ипубличных людей; методы создания молодёжных клубов по интересам, различных кружкови секций, влияющих на формирование личности человека, удовлетворяющие их духовныеи физические нужды. Кроме того, каждая организация, занимающаяся тем или иным родомдеятельности, уделяет большое внимание проведение различных опросов путем анкетирования.1.4 Интерпретация и операционализация ключевых понятиий
А) Время — основная форма существования материи, заключающаясяв закономерной координации сменяющих друг друга явлений.
Б) Свободное время-это время, затрачиваемое на развитие, отдых,развлечения, занятия спортом, и время расходуемое на дорогу в учебное учреждение(туда и обратно), восстановление сил, и удовлетворение физиологических потребностей(сон, еда), ведения домашних и личного подсобного хозяйства и т.п.
В) Кружки — организационная форма стимулирования творческой активностиработников, основанная на личной заинтересованности членов кружков в улучшении результатовкружка.
Г) Клуб — собрание, постоянное общество, которое собирается вособом помещении, для беседы и увеселений.
Д) Интерес — форма побуждения активности со стороны предметно-функциональныхмотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, и с процессом ориентированнойна окружающий мир деятельности.
Е) Возраст — отмеченный хронологическими границами, период вфизиологическом, психологическом и социальном развитии человека.
(ранее детство, дошкольный возраст, подростковый возраст и др.)
Ж) Организация — это закрепленная статусом самостоятельного хозяйствующегосубъекта, группа людей, имеющая целью реализацию совместной деятельности.
1.5 Объект исследования
Использование свободного времени молодежью.1.6. Предмет исследования
Особенности использования свободного времени молодежью.1.7 Цель исследования
Выявить особенности использования свободного времени молодежью;изучить причины, влияющие на особенности использования свободного времени.1.8 Задачи исследования
1. Изучить теоретические аспекты проблемы.
2. Выявить особенности использования свободного времени молодежью;
3. Изучить причины, влияющие на особенности использования свободного времени
4. Сформулировать выводы1.9 Гипотеза
Мы предполагаем, что целенаправленное исследование особенностейиспользования свободного времени молодежью, позволит нам выявить причины, влияющиена организацию свободного времени студентами.
2. Методический раздел2.1 Методы сбора первичной социологической информации
При сборе первичных данных используют четыре основных метода,каждый из которых имеет по две основные разновидности:
1) опрос-анкетирование и интервьюирование;
2) анализ документов — качественный и количественный анализ;
3) наблюдение — невключенное и включенное;
4) эксперимент — контролируемый и неконтролируемый;
В данном социологическом исследовании будет использоваться анкетирование.2.2 Место и время проведения исследования. Названиеинструментария
Исследование будет проводиться в городе Чита. В учебных заведенияхтаких как: ЧитГУ, ЗабГППУ, ЧМК, ЧГМА, ЧМУ. В этих учебных заведениях будут раздаватьсяанкеты; для их заполнения будет отведено специальное место, оборудованное столами,стульями и ручками.
Даты: 9-12 апреля 2008 года, с 10-00 до 12-00.
Инструментарий: анкета.2.3 Характеристика инструментария
Всего в анкете 19 вопросов, в том числе:
1. По содержанию:
1) о личности респондента;
2) о проведении свободного времени респондента
2. По форме:
1) закрытые — альтернативные
2) открытые
3. По оформлению:
1) линейные
2) в виде таблицы2.4 ВыборкаОбъем выборки Тип выборки Единица наблюдения Географическое место
50
Произвольный
Студент
Г. Чита 2.5 Метод обработки эмпирических данных
В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной методобработки эмпирических данных.2.6 Практическая значимость исследования
Практическая значимость данного исследования заключается в том,что исследователи выявили особенности организации свободного времени студентов высшегои среднего профессионального образования г. Чита, а также факторы, влияющие на проведениесвободного времени молодежью. Полученные данные могут быть использованы для организациипрофилактической работы среди молодежи, применены для работы в молодежных центрахс целью организации свободного времени у студентов.
2.7 Рабочий план проведения исследованияНаименование мероприятия Сроки исполнения Ответственный 1. Разработка КСИ 31.03.2008г Усикова Марина 2. Разработка инструментария 07.04.2008г Никифорова Валерия 3. Тиражирование инструментария 14.04.2008г Сарин Александр 4. Полевое исследование 14.04.2008г Рычков Дмитрий 5. Сбор, обработка анкет. 21.04.2008г Ушакова Ксения 6. Анализ полученной информации и её обработка 28.04.2008г Кузовлев Дмитрий 7. Подготовка аналитической записки 12.05.2008г Гильванов Александр 8. Презентация итогов исследования 15.05.2008г Бобровская Олеся
свободное время молодежь социологический
3. Аналитический раздел исследования
Учитывая актуальностьизучаемой проблемы, мы считаем, что необходимо изучитьособенности организациимолодежью своего свободного времени.
Используя методанкетирования, мы получили определенные результаты работы. Анализируя их, мы выявилиследующие особенности:
· количество свободного времени в пределах 3 часов преобладает у молодыхлюдей — это 53%, а у девушек составляет — 48%
· свободное время от 3-х до 5-ти часов преобладает у девушек — 51% иу молодых людей составляет — 46%
· 5 — 7 часов свободного времени имеют всего 1% всех молодых людей идевушек
· Более 7 часов свободным временем не располагает никто.
Исследуя, какиекружки и секции посещают студенты, мы выяснили, что;
· Молодые люди занимаются спортом или никуда не ходят (44 и 38%)
· Девушки, в основном, никуда не ходят, иногда занимаются спортом.(65 и 27%)
Анализируя особенности проведения свободного времени студентами,мы обратили внимание, что:
· Молодые люди чаще всего предпочитают гулять с друзьями, играть в компьютерныеигры и выезжать на природу (60, 33 и 26,6%)
· Девушки же отдают предпочтение чтению журналов и художественных книг,шопингу и просмотру телевизора (33, 27 и 27%).
Анализируя студенческие группы по различным курсам (1-3), мыувидели, что:
· Свободного времени больше у II курса (87,5% — от 3 до 5 часов), меньше — у III (45% — от 3 до 5 ч), и еще меньше — у I курса (40% — также от 3 до 5 ч)
· Студенты всех курсов любят гулять с друзьями и отдыхать на природе,причем I и III курсы предпочитают читать журналы и художественные книги (30и 35% соответственно), а II — смотреть телевизор (37,5%).
· Также видим, что 1, 3 курсы, в основном, никуда не ходят (47 и 65%соответственно), иногда занимаются спортом (по 30%), 2 же курс наоборот — чаще занимаетсяспортом (62%), реже не ходят ни куда (38%).
Влияет на это:
У 1 курса наибольшее влияние оказывает желание, меньше — финансовоеи семейное положения. У 2 и 3 курсов больше — финансовое положение — (63 и 54% соответственно),меньше — желание (25 и 20%)
Сравнивая различные учебные заведения, мы получили, что:
· Практически у всех студентов времени свободного от 3 до 5 часов, приэтом:
· Больше свободного времени у студентов ЗабГГПУ (87,5%), меньше — уЧитГу (50%), и еще меньше у остальных учебных заведений (по 40%)
· Все студенты любят гулять с друзьями, при этом студенты ЗабГГПУ иЧитГУ играют в компьютерные игры (62,5 и 50% соответственно) и отдыхают на природе(37,5 и 20%), ЧМК читает журналы и художественные книги (40%), ЧГМА отдыхает в кафе,барах (40%), ЧМУ смотрят телевизор и ходят в библиотеки (по 30%).
На вопросе о занятиях в кружках, секциях, студенты также разделилисьна 2 ответа: никуда не хожу или занимаюсь спортом. Лишь у музыкального училища навтором месте стоит занятие музыкой (18%).
Выясняя, что влияет на выбор формы проведения свободного временистудентами, мы получили обобщенные результаты:
· Финансовое положение — на 1 месте
· Желание человека — на 2 месте
· Семейное положение
Рассматривая этот вопрос по отдельным учебным заведениям, мывидим, что:
· В ЧМК и Читгу форму проведения свободного времени определяют %
1. Финансовое положение — 46 и 61%
2. Семейное положение — 40 и 23%
· В ЧГМА и ЗабГГПУ
1. Желание — 42 и 45%
2. Финансовое положение — по 33%
· А в ЧМУ
1. Желание — 37%
2. Семейное положение — 36%.Выводы:
Изучаяособенности организации молодежью своего свободноговремени и анализируя их мы пришли к выводам, что количество свободного времени преобладаету молодых людей, молодые люди чаще занимаются спортом; а девушки, в основном, никудане ходят, иногда занимаются спортом. Анализируя особенности проведения свободноговремени студентами мы обратили внимание, что молодые люди чаще всего предпочитаютгулять с друзьями, играть в компьютерные игры и выезжать на природу, тогда как девушкиотдают предпочтение чтению журналов и художественных книг, шопингу и просмотру телевизора.Больше свободного времени у студентов ЗабГГПУ, меньше — у ЧитГу, и еще меньше уостальных учебных заведений. Все студенты любят гулять с друзьями, при этом студентыЗабГГПУ и ЧитГУ играют в компьютерные игры и отдыхают на природе, ЧМК читает журналыи художественные книги, ЧГМА отдыхает в кафе, барах, ЧМУ смотрят телевизор и ходятв библиотеки. У музыкального училища на втором месте по частоте использования свободноговремени стоит занятие музыкой. Выясняя, что влияет на выбор формы проведения свободноговремени студентами мы получили обобщенные результаты, что — это финансовое положение.
Рассматривая этот вопрос по отдельным учебным заведениям, мывидим, что:
· В ЧМК и Читгу форму проведения свободного времени определяют:
3. Финансовое положении
4. Семейное положение
· В ЧГМА и ЗабГГПУ
3. Желание
4. Финансовое положение
· А в ЧМУ
3. Желание
4. Семейное положение.
Рекомендации:
Исходя из вышеуказанных результатов, мы бы хотели дать следующиерекомендации:
Повысить стипендию иногородним студентам и студентам из малообеспеченныхсемей.
Создать бесплатные или платные, но в пределах разумного секции,кружки, клубы.
Студентам — иметь желание, и тогда все получится!
Литература
1. Социология молодежи/ под ред.В.Н. Кузнецова — М.: Гардарики, 2007.
2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Учебникдля студентов вузов. — М., 2000.
3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. — М.: Гардарики, 1998.
4. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. М., 2002.
5. Гофман А. Б.7 лекций по истории социологии. Учебник для вузов. = М.: КДУ,2000.
6. Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый социологический словарь. — М.: Вече-Аст,1999.
7. Кравченко С.А. социология. Хрестоматия для вузов. — М.: Академический проект;Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
8. Большая Электронная Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006.
ПриложенияАнкета.
Просим Вас принять участие в социологическом исследовании натему «Использование свободного времени молодежью» для исследовательскойработы, проводимую студентами группы СП-07-3.
Внимательно прочитайте и отметьте свой выбор.
Благодарим за участие.
1. Что Вы понимаете под «свободным временем»?
· Время, которое вы не затрачиваете на учебу
· Время, которое вы не затрачиваете на домашние дела
· Время, которое вы не затрачиваете на подготовку к учебе
· Все вместе
· Другое___________________
2. Сколько времени Вы проводите на учебе?
· Менее 4 часов
· 4 — 5 часов
· 5 — 7 часов
· Более 7 часов
3. Сколько времени у Вас уходит на дорогу от учебного заведениядо дома?
· Менее 15 минут
· От 15 до 40 минут
· 0т 40 минут до 1 часа
· Более 1 часа
4. Сколько времени у Вас уходит на домашние дела (покупка продуктов,приготовление пищи, уборка)?
· Менее 1 часа
· 1 — 2 часа
· 2 — 3 часа
· Более 3 часов
5. Сколько у Вас свободного времени?
· Менее 3 часов
· 3 — 5 часов
· 5 — 7 часов
· Более 7 часов
6. С кем Вы обычно проводите свободное время? (отметьте не более3 вариантов)
· С друзьями
· С родителями
· С другом (подругой)
· С родственниками
· Один (одна)
7. Чем Вы занимаетесь в свободное время? Виды отдыха Как часто Постоянно Часто иногда никогда Прогулка с друзьями Занятия (игры) за компьютером Просмотр телевизора Кино, театры, концерты Ночных клубов Кафе, бар, интернет-клубы Боулинг, бильярд Поездки на природу, за город Чтение журналов, художественных книг Посещение родственников Чтение научных книг и журналов Посещение церкви Посещение библиотек Шопинг Прогуливаюсь один (одна)
8. С чем связан Ваш выбор проведения свободного времени? (неболее 2 вариантов)
· Финансовое положение
· Семейное положение
· Другое___________
9. Посещаете ли Вы какие-либо секции, кружки?
· Да
· Нет
10. Если ДА, то какие?
· Спортивные
· Художественные
· Театральные (КВН, театр)
· Музыкальные
· Танцевальные
· Другое__________
11. Если НЕТ, то почему?
· Некогда
· Нет желания
· Не позволяет здоровье
· Не разрешают родители
· Другое___________
12. Чем вы еще хотели бы заниматься?
· Спортом
· Художественным искусством
· Театром, КВНом
· Музыкой
· Танцами
· Другое__________
13. Оказывают ли родители влияние на проведение Вашего свободноговремени?
· Да
· Нет
· Иногда
14. Одобряют ли они ваши предпочтения в проведении свободноговремени?
· Да
· Нет
· Иногда
О себе:
15. пол:
· Мужской
· Женский
16. Возраст _________
17. Место учебы _________
18. место жительства:
· Город
· Поселок
· Село
19. Семейное положение:
· Не женат (не замужем)
· Женат (за мужем)
· Живу в гражданском браке
Исследование анкет.