Реферат по предмету "Социология"


История социальной работы

Контрольная работа
По теме: Историясоциальной работы
 

Витебск 2009

СОДЕРЖАНИЕ
1  Предпосылкии особенности развития на Беларуси филантропии и меценатства (конец XIX началоXX веков)
2  Системадетского призрения на Беларуси в начале XX века
3  Проанализироватьдеятельность негосударственных учебных заведений, благотворительных обществ исоюзов помощи учащихся на рубеже веков
Список использованной литературы

1         Предпосылкии особенности развития на Беларуси филантропии и меценатства (конец XIXначалоXXвеков)
Рассмотрим понятияблаготворительность, меценатство, филантропия.
Благотворительность– вхристианском понимании проявление сострадания к ближнему и нравственнаяобязанность имущего спешить на помощь неимущему, стремление исполнить«некоторую потребность». В древние времена религиозно-нравственная б.ограничивалась подаянием милостыни нищему, любому, кто протянет руку («слепня»).Позднее – безвозмездная материальная и иная помощь частного лица, группы лиц,благотворительных организаций и учреждений нуждающимся, в первую очередь,людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В России и на Беларуси XVIII –начала XX в. термины «благотворительность» и «призрение» понимались каксинонимы. В самом общем виде благотворительность — оказание безвозмезднойпомощи. По определению Д.Берлингема, это «деятельность, посредством которойчастные ресурсы добровольно распространяются их обладателями в целях содействиянуждающимся (в широком смысле слова) людям, для решения общественных проблем, атакже усовершенствования условий общественной жизни».
Меценатство – один из видовблаготворительности в сфере культуры. Оно имеет различные направления ивызывается неоднозначными причинами. Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можновыразиться, той общественной роли, которую он играет. Он поддерживает нищегогениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник.То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитиикультуры, науки, искусства.
Филантропия – человеколюбие,благожелательное отношение к человеку, индивидуальная благотворительность.Слово греческого происхождения (philanthropia), означающее «любовь к людям». Всловарях говорится, что «филантропия» — то же самое, что благотворительность, тоесть это – полные синонимы. С функциональной точки зрения с этим, пожалуй,трудно поспорить: и то, и другое проявляется как добровольное распределениечастных ресурсов в интересах нуждающихся. Однако можно представить ситуацию,при которой благотворительность не являлась бы филантропией. Например, оказаниебезвозмездной помощи животным национального парка нельзя назвать «любовью клюдям», то есть филантропией, но можно назвать благотворительностью.
Меценатствои филантропия.
На рубеже XIX– начала XX века появляются работы, посвященные исторической реконструкцииблаготворительной деятельности. Так, вопросы частной и общественнойблаготворительности нашли отражение в публикации Е.Д.Максимова.
Возникновениеи развитие филантропии и меценатства на территории Беларуси было связано с расслоениемобщества на классы, когда появилась возможность безвозмездно отчуждать частьдоходов богатых в пользу бедных. Особенности данного процесса на Беларуси: а)складывалась парадоксальная ситуация: несмотря на наличие ряда бюрократическихпрепятствий со стороны центральных и местных органов государственногоуправления частная благотворительность на Беларуси продолжала успешноразвиваться. Основными причинами данного явления стали, во-первых, активноеучастие представителей прогрессивной российской общественности в делахблаготворения на Беларуси, многие из которых имели белорусские корни,во-вторых, повышение роли и значения Русской Православной Церкви; б) большоеколичество еврейских фамилий среди филантропов и меценатов. Данный феноменобъясняется тем, что белорусские губернии длительное время входили в чертуеврейской оседлости.
Традициифилантропии в России складываются во второй половине XVIII века, когдаЕкатерина II разрешила подданным открывать благотворительные заведения. Однакопоначалу частный капитал был не настолько развит, чтобы заметно повлиять наситуацию. Но во второй половине XIX столетия все изменилось. Началось бурноеразвитие промышленности и накопление капиталов. К 1890 году две трети средств,истраченных на благотворительность в России, принадлежали частным лицам, и лишьчетвертая часть выделялась казной, земствами, городскими властями и церковью.
Частнаяблаготворительность на Беларуси развивалась по разнообразным направлениям.Благотворители организовывали и финансировали различные общества и заведения,осуществляли социальный патронаж. В деле развития помощи на Беларуси большоезначение имели общества врачей. Например, в декабре 1879 г. по инициативе доктора медицины С. К. Свентцицкого общество минских врачей на свои средстваоткрыло бесплатную лечебницу для бедных больных. Лекарства выдавалисьбесплатно. В начале XX века усиливается внимание благотворителей кстроительству и содержанию больниц.
На Беларусиво второй половине XIX века возникла проблема профессиональной подготовки детейи подростков. Так, одним из первых откликнулся князь Доминик Радзивилл: на егосредства были построены два ремесленных училища. В 1914 г. на Беларуси было 55 частных учебных заведений против 33 государственных. Да и государственныеучебные заведения вместе с пансионами при них могли функционировать, только основываясьна поддержке частных лиц, обществ и учреждений.
В 1856 г. в здании библиотеки Виленского университета открылся основанный Я.П. Тышкевичем Виленскиймузей древностей. В конце XIX века в фондах музея насчитывалось свыше 12 тыс.экспонатов, большинство из которых было из Беларуси, в том числе коллекцииоружия, Слуцких поясов, гобеленов, графики, скульптуры, портретов и проч. Музейпросуществовал до Первой мировой войны. В настоящее время большинство из экспонатовсохраняется в музеях Литвы, Польши и России.
На средствабелорусского шляхтича Э.А. Войниловича построен Красный костел в Минске.Строительство было начато в мае 1905 г. и завершено в 1910 г. С 1908 по 1920 г. в Красном костеле находилась библиотека с большим количеством редких книг,вывезенная во время белопольской оккупации в Польшу. После ВеликойОтечественной войны в здании костела размещалась киностудия «Беларусьфильм», ас 1970-х гг. – Дом кино. Только в 1990 г. костел Св. Сымона и Св. Алены был возвращен Римско-католической церкви.
В городахоткрывались частные школы рисования, среди которых была широко известна школаЮ.М. Пэна в Витебске. Широко распространены в досоветской Беларуси и различныеобщественные музыкальные объединения. В Гомельской губернии, например, былахорошо известна деятельность Музыкально-драматического общества (1908–1914). Кбелорусским меценатам можно отнести Игната Буйницкого, который создал изкрестьян ансамбль песни и пляски, получивший широкую известность в Европе. Дляувечных и неизлечимо больных, находившихся под патронатом Виленского отделения Человеколюбивогообщества, князь Доминик Радзивилл подарил дом в городе, а супруга бывшегогенерал-губернатора Вильно Е.В. Потапова основала крупнейшее на Беларусиблаготворительное общество «Доброхотная копейка». Минский градоначальник графК.Э. Чапский создал первое на Беларуси Общество покровительства спорту, а вследза ним и Общество защиты женщин. В Минске по инициативе и благодаряматериальной поддержке графа Чапского была открыта больница для венерическихбольных (1898), а несколько ранее – бесплатная амбулатория для бедных иродильный приют (1895).
На Гомельщинеизвестна благотворительная деятельность княгини Паскевич. Это помощьправославным братствам, содержание приюта для девочек-сирот, приютапопечительства о бедных, богадельни для пожилых женщин и патронаж способныхприютских детей с обеспечением им достойного, на европейском уровне образованияи множество других добрых дел. В 1879 г. при участии И.И. Паскевич открылосьОбщество вспомоществования учащимся, которое материально поддерживало бедныхучеников, прежде всего средних учебных заведений. В 1907 г. она подарила Гомельскому мужскому приходскому училищу здание для размещения ремесленныхклассов. Не была ею забыта и сельская детвора. Открыла и содержала в деревняхГомельской и Дятловичской волостей 4 частных народных училища.
Во времяПервой мировой войны И.И. Паскевич основала Патриотический благотворительныйфонд в помощь фронту, построила кирпичный госпиталь для раненых солдат исохранившуюся до сих пор двухэтажную аптеку. Гинекологическая больница с роддомомна 100 коек была построена чуть раньше (1912). Сложную медицинскую аппаратурупривезли из-за рубежа, а медицинский персонал подбирали по конкурсу.Обслуживание в этой и других, построенных на ее средства, больницах былобесплатным. Благодаря И.И. Паскевич город Гомель в 1907 г. обзавелся водопроводом.
Современныебелорусские историки прославляют имя княгини Марии Магдалены Радзивилл(1861–1945). После смерти мужа 34-летняя вдова Мария Магдалена полностьюпосвящает себя активной филантропической деятельности. Особое внимание онауделяет детям-сиротам, открывает для них ряд приютов. На ее счету строительствои содержание бело-русскоязычных школ в Игуменском уезде, создание Обществ трезвости,денежная поддержка белорусских студентов Санкт-Петербургского, Киевского идругих университетов, материальная поддержка белорусских католиков и верующихдругих конфессий. В 1915 г. М.М. Радзивилл была удостоена звания Почетногочлена ЦК Литвы за помощь инвалидам войны. Чуть позже литовское правительствонаградило Марию Магдалену Большим крестом Гедимина за благотворительную испонсорскую деятельность.
В начале XXвека частная благотворительность на первое место ставит не просто оказаниематериальной помощи нуждающимся, а создание условий, позволяющих выраститьфизически и нравственно здоровых юношей и девушек. В деле благотворительнойпомощи сельскому населению бесспорное лидерство в Российской империипринадлежало Могилевской губернии.
Частнаяблаготворительная деятельность на Беларуси в годы Первой мировой войны,вызвавшей поначалу небывалый взрыв патриотизма. В Минске, Гомеле, Витебске, вомногих других больших и малых городах развертывается широкая сеть благотворительныхучреждений. В Минске, например, на средства белорусских филантропов былипостроены лазарет императрицы Марии, собственный госпиталь императрицы Марии,Серафимовский лазарет. Государство стремилось всячески поддерживать развитиеблаготворительности, которой был придан статус национально значимого деяния. Вранге высочайших покровителей к этому делу были подключены члены императорскойсемьи. Указ от 17 мая 1897 г. давал право Императорскому человеколюбивому обществуустанавливать должности, как бесплатные, так и платные, или «классные», спредоставлением получившим прав действительной государственной службы.Продвигаясь по служебной лестнице, можно было достичь V класса, чтосоответствовало гражданскому чину коллежского советника или военному –полковника. Можно утверждать, что этим указом было положено начало становлениюпрофессионального общественного призрения, или (по терминологии нашего времени)профессиональной социальной работы. Правительство императорской России активноискало и находило способы поощрять проявления филантропии, награждало благотворителейи меценатов орденами, предоставляло всевозможные льготы, производило вдворянство или в почетное гражданство, выдавало персональные пенсии илипособия. Особо заслуженные члены благотворительных обществ, их сотрудники имелиправо на ношение мундиров и отличительных знаков соответствующихблаготворительных учреждений. К примеру, знаки жертвователей и активныхдеятелей Императорского человеколюбивого общества были трех видов:серебряно-вызолоченные, серебряные и бронзовые. Аналогичные нагрудные знакиВиленского православного Свято-Духовского братства стоили дороже и выдавалисьза особые заслуги.
Таким образом,благотворительная помощь нуждающимся по-прежнему осуществлялась, в основном, засчет личных средств представителей богатых и знатных белорусских магнатскихродов Радзивиллов, Паскевичей, Хрептовичей, Сапег и др. Однако все большеезначение приобретала филантропическая деятельность богатых промышленников икапиталистов, в частности, из числа еврейской предпринимательской верхушки.Заметно повысилась активность в благотворении всего населения, представителейвсех сословий (от богатых крестьян до великосветских деятелей), людей среднегодостатка, которые вносили в общую копилку столько, сколько это было им посилам. Частные пожертвования составляли от 50 до 100% доходной части бюджетаразличных благотворительных заведений и обществ.
Благотворительностьв сфере образования и просвещения. В Российской империи начало XIX века в областипросвещения ознаменовалось рядом либеральных реформ, продолживших организациюгосударственной системы начального, среднего и высшего образования объявлением(декларативно, а не фактически) школы бессословной, а также значительнымобщественным подъемом и участием дворянского сословия в благотворительнойдеятельности. Такой же подъем наблюдался и на Беларуси, где развивается,усиливается частное и общественное благотворение, приобретавшее статус высокойсоциальной значимости. В 1802 г. в России возникает одно из самых крупныхквазигосударственных благотворительных обществ, влияние которого сопоставиморазве что с влиянием возникшего несколько ранее Мариинского ведомства, –Императорское человеколюбивое общество (ИЧО). В 1807 г. Виленский католический епископ Иоанн Непомуцен Корвин-Коссаковский (более известен влитературе того времени как «епископ Коссаковский») основал Виленское отделениеИЧО, утвержденное российским императором в 1809 г. Одной из благотворительных целей Виленского отделения ИЧО стала помощь в воспитании и обучениисирот и детей бедных родителей. Несколько особняком в силу специфики своейрелигиозно-этической организации находилась благотворительная деятельность вобразовании масонских лож. На Беларуси с конца XVII века до запрещения ихимператорским указом в апреле 1822 г. насчитывалось более десятка товариществмасонов с численностью около 700 человек. Главной же целью своего движениямасоны провозгласили распространение образования в народе. Известным наБеларуси масоном и благотворителем в сфере образования был Доминик Манюшко. В 1805 г. в родовом имении графа В. Тышкевича открылась Свислочская гимназия, которая вскоре получиластатус губернской. Она разместилась в просторном здании, предоставленномграфом, имела удобные классы, богатую библиотеку, физический и математическийкабинет, а учителя располагались в удобных квартирах. Работал школьный театр.Благодаря материальной и моральной поддержке В. Тышкевича гимназия становитсявторой по величине академической школой на Беларуси. К концу 20-х гг. XIX векапочти каждая из 40 средних школ на Беларуси имела своего почетного смотрителя.
Втораяполовина XIX века в связи с демократическими реформами 60–70-х гг. отмечена вРоссии бурным ростом благотворительной деятельности во всех сферах социальнойпомощи нуждающимся. Одним из выражений стремления белорусской общественности квозрождению национального самосознания, самобытной белорусской культуры иобразованию стала активизация благотворительной деятельности по созданию различногорода ассоциаций и обществ вспомоществования нуждающимся учащимся различныхучебных заведений, в первую очередь средних. Эти благотворительные организациистали появляться на Беларуси повсеместно: как в губернских городах, так и всамом отдаленном, глухом уезде. Общества вспомоществования выдавали «недостаточным»учащимся денежные пособия, вносили плату за обучение, содержали при школах иучилищах столовые, где кормили бесплатно или за умеренную цену, снабжали одеждой,книгами, обувью и т.д. Иногда общества объединялись в ассоциации с довольносложной структурой, имели постоянно действующие комиссии: по распределениюсредств, организации оздоровления детей, кружков, спортивных площадок,концертов и т.д. Средства на свою деятельность они получали в основном за счетсбора пожертвований с населения, членских взносов, благотворительныхмероприятий и т.п. Время от времени общества вспомоществования получалинезначительные дотации от городских властей. Действовали на основании уставов,утвержденных Министерством народного просвещения, и распоряжений избираемого имиправления или совета. В начале XX века на Беларуси действовало 31 общество.Общества вспомоществования учащимся были практически при всех крупных учебныхзаведениях, мужских и женских гимназиях. Первое на Беларуси общество помощиучащимся было образовано в Минске в 1875 г. Из сословных благотворительных обществ помощи учащимся отметим единственное в своем роде на Беларуси Обществодворян Чериковского уезда для вспомоществования нуждающимся детям потомственныхдворян (1899), которое оказывало помощь всем нуждающимся детям потомственныхдворян г. Черикова и его окрестностей, где бы они не учились.
На Беларусиработали разнообразные общества и организации, которые оказывали учащимсякакой-либо один из видов помощи: открывали и содержали общежития, дешевыеквартиры с оказанием разнообразной материальной (натуральной или денежной)помощи проживающим в них учащимся или без таковой, столовые, в которых детипитались бесплатно или за умеренную плату.
В XIX веке,особенно во второй его половине, в деле развития бесплатного и «дешевого»образования ведущей становится помощь нуждающимся детям со стороны общественныхблаготворительных организаций и частных лиц, многие из которых открывали и содержалисвои учебные заведения.
Такимобразом, сферой вложения средств и энергии для предпринимателей XIX века сталоискусство. Казалось бы, бизнес и культура — два полюса, между которыми нетничего общего. Однако именно феномен меценатства определял тогда культурныйпроцесс. Трудно представить себе, как развивалась бы живопись, опера, театр, небудь Морозова, Мамонтова, Станиславского, Третьякова и еще многихкупцов-любителей, страстно увлеченных искусством. Век XIX — воистину«золотой век» благотворительности. Именно в это время появился тоткласс людей, который, с одной стороны, обладал необходимым для филантропическойдеятельности капиталом и, с другой, был восприимчив к самой идее милосердия.Речь идет о купечестве, усилиями которого была создана обширная и надежнаясистема благотворительности.
Век ХХ сталроковым и для филантропической идеи. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ»писал: «И куда же делась эта русская доброта? Ее замениласознательность». После революции бывшие нищие и бывшие меценаты оказалисьв одной лодке, и благотворительность исчезла как понятие. Филантропическиеорганизации были упразднены — светскую благотворительность ликвидировали в 1923году.
2         Системадетского призрения на Беларуси в начале XXвека
Зависимостьбелорусских благотворительных обществ, филантропов и меценатов от российскойбюрократии проявлялась в том, что на Беларуси дольше, чем в центральныхгуберниях империи, сохранялись правила регистрации благотворительных обществтолько с «высочайшего позволения», а затем, после введения новых «упрощенных»правил, осуществлялся более строгий надзор за их выполнением. Губернаторамлично предписывалось регулярно проверять ведение канцелярских и иных дел обществ.Средства обществ составлялись обычно из пожертвований (иногда – до 90%),членских взносов, временных или постоянных субсидий от различныхгосударственных и иных учреждений, органов городского (а позднее и земского)самоуправления, доходов от спектаклей, концертов и других «увеселительныхмероприятий», иногда – лотерей и т.д.
Благотворительныезаведения, оказывающие помощь детям, условно делились на три подгруппы: 1)заведения для призрения и воспитания несовершеннолетних (воспитательные исиротские дома, приюты, ясли и ясли-приюты, приютыисправительно-воспитательные, приюты для детей-калек, слабоумных и паралитиков,земледельческие колонии и т.д.);
2) заведениядешевого и бесплатного обучения (общеобразовательные школы и училища,приготовительные классы, училища ремесленные, профессиональные, рукодельные,технические, рисовальные, врачебные для глухонемых, слепых и т.д.); 3) заведениялечебной помощи детям (больницы общие, специальные и санатории, лечебницы иамбулатории)». В 1899 г. на Беларуси было 66 благотворительных заведений длядетей, из них: призрения и воспитания детей – 36, общего и специальногобесплатного и дешевого обучения – 29, лечебной помощи – 1. К 1903 г. их количество выросло до 110и продолжало примерно в том же соотношении быстро увеличиваться.
На территориипроживания этнических белорусов первый воспитательный дом («Иисуса Младенца»)основала княгиня Огинская в 1791 г. в Вильно. Впоследствии она передала его введение Приказа общественного призрения. При воспитательном доме работалиобщеобразовательная школа, сапожная и столярная мастерские. Воспитательныедома, которые были организованы первоначально почти в каждом губернском городеиз-за высокой смертности приносимых туда младенцев вскоре были преобразованы вдетские приюты, куда принимались дети с 3–7-летнего возраста. Решение проблемыдетского призрения искали в развитии городского и сельского патроната.Белорусские воспитательные дома, выдержав у себя малюток на искусственномкормлении (кормилицы были редкостью) от двух недель до месяца, передавали их навскармливание и воспитание в семьи мещан, ремесленников и крестьян заопределенную плату. В Вильно и Минске подросших подкидышей обучали ивоспитывали по передовым методикам того времени. С 7 лет дети обучались грамотепо программам начальной школы, с 13–14 – различным ремеслам: сапожному,швейному, столярному, переплетному и типографскому. По конкурсу привлекалисьвысококлассные, хорошо оплачиваемые мастера и опытные педагоги. Мастерские привоспитательных домах изготавливали изделия в основном на продажу, а вырученныеденьги расходовались на улучшение условий жизни воспитанников. С 1913 г. свои отделения в белорусских губерниях начинает открывать Всероссийское попечительство обохране материнства и детства, призванное распространять знания по уходу замладенцами и бороться с детской смертностью, а также инфатицидом иподкидыванием младенцев. В 1915–1916 гг. были учреждены консультации длягрудных детей в Витебске, Минске, Гомеле. В 1916 г. в Гомеле была открыта «Капля молока», снабжавшая стерильным молоком 200 детей, матери которыхне могли кормить их грудью.
В числепервых городов, в которых открылись детские приюты, были Витебск, Вильно,Дрисса, Минск, Могилев. К 1903 г. на Беларуси было 29 таких детских заведений.Дети принимались в приюты по решению Опекунского совета. Кроме приютовМариинского ведомства, существовали приюты, подведомственные Министерствувнутренних дел (приюты приходских попечительств и братств; иностранные и иноверческие;благотворительных обществ и частных лиц), а также приюты, подведомственныеИмператорскому человеколюбивому обществу, приюты духовного и военного ведомств.Каждый приют имел свой устав и руководствовался Положением о детских приютахКомитета главного попечительства детских приютов Мариинского ведомства.Положение было впервые издано в 1839 г. и затем неоднократно переиздавалось сизменениями и дополнениями. Детские приюты, как и большинство другихблаготворительных заведений, были переполнены, постоянно испытывали недостатоксредств и поддерживали свое существование в основном за счет коробочных (кружечных)сборов и пожертвований филантропов. Дотации государственных и муниципальныхорганов, а позднее и земств, были весьма незначительны.
Одним изпервых в белорусских губерниях бесплатных детских дошкольных учреждений сталоткрытый на частные пожертвования в 1895 г. госпожой Н.И. Оржевской в деревне В. Пушкиной близ Вильно дневной приют «Ясли» для детей работниц из города,переданный вскоре в ведение «Доброхотной копейки». В течение 270 дней в годутам призревались мальчики и девочки в возрасте 1–7 лет христианскоговероисповедания. Было организовано регулярное бесплатное питание, выдавалисьодежда, обувь, прививались правила гигиены и т.д. Детей обучали чтению, пению ирукоделию. Сельские детские учреждения были чаще разновидностью яслей-приютовсмешанного типа для детей дошкольного возраста, сочетали в себе черты и яслей,и приютов, и очагов для детей. Функционировали они, как правило, 2–3 месяца вовремя летних работ и размещались обычно в сельских школах. В 1900-е гг.начинают открываться первые дошкольные благотворительные учреждения в Минске,где начал работать Народный детский сад с полным бесплатным обеспечением детейрабочих. В отличие от яслей-приютов народные детские сады работали не более 6часов в день (обычно до 3-х часов дня). Участие богатых филантропов в открытиии содержании детских дошкольных учреждений того времени было определяющимусловием их существования.
Во времяПервой мировой войны Минское общество помощи жертвам, потерпевшим от войны,организовало дошкольные приюты в Минске (1915) и в Новинках (1916). Вся работав них велась на белорусском языке. Еврейское общество с аналогичным названиемоткрыло два благотворительных учреждения для детей дошкольного возраста:детский приют (1914) и сиротский дом (1915), в которых находились на бесплатномсодержании дети от одного до восьми лет. Польское общество помощи жертвам войнысодержало в Минске детский дошкольный приют.
Таким образом, решающее значение в организации помощи нуждающимся,становлении системы социальной работы с детьми во второй половине XIX – началеXX века имели благотворительные общества и частные предприниматели, которыеоказывали помощь детям как в «открытых», так и в «закрытых» формах, открывали исодержали воспитательные дома, детские приюты, «ясли», колонии и т.д. Последняячетверть XIX века стала началом становления общественного дошкольноговоспитания.
Проблемысоциальной помощи детям-инвалидам с физическими и умственными недостатками(слепым, глухим, инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата,слабоумным и т.д.) и включение «убогих» в нормальную жизнь общества всегда былипредметом внимания деятелей благотворения и передовой общественности. Беларусьв этом процессе не являлась исключением. Научный подход к объяснению различныханомалий в развитии человека в противовес религиозному догмату – «наказание загрехи», а вместе с тем и усиление внимания общественности к вопросам социальнойпомощи аномальным детям были связаны с возникновением и развитием в Европеуниверситетского образования, деятельностью естественных и медицинскихфакультетов, на которых, как известно, училось немало белорусов. Религиознаяблаготворительность была основной формой оказания социальной помощи больным иинвалидам на протяжении многих веков и потеряла свое ведущее значение лишь вXIX веке, вытесненная светскими общественными и государственными институтами.На белорусских землях была широко известна деятельность рахитов и бонифратров(братьев милосердия). Одновременно на Беларуси распространялись и научные идеипомощи аномальным детям. Основанный в 1579 г. Виленский университет проделал значительную работу по исследованию различных аномалий в развитии человека. Егоученые исследовали обширный спектр патологических изменений: от вопросовоториноларингологии до проблем офтальмологии. В Виленском университетеразрабатывались и проблемы лечения заболеваний органов опоры и движения(болезни позвоночника, водянки суставов, воспаление спинного мозга и т.д.). Тамже находилась ценная анатомическая коллекция. По мере появления на Беларусиприказов общественного призрения дело социальной помощи нуждающимся все болеепереходило в их ведение. Сначала здесь появляются государственные больницы,госпитали, аптеки, воспитательные и сиротские дома, в Вильно в конце XVIIIвека, а в Могилеве с 1810 г. – дома для умалишенных. В XVIII–XIX вв. насредства частных лиц, благотворительных обществ, органов городского, а позднееи земского самоуправления в губернских и уездных городах Беларуси широконачинают распространяться учреждения социальной помощи, открываться спецприютыдля детей-инвалидов, больницы, школы и училища. К началу XX века на Беларусидействовали 83 благотворительных общества, связанных с охраной здоровьянеимущего населения. Активно действовали в сфере благотворения обществабелорусских врачей. В 1892 г. состоялся 1-й съезд врачей Северо-Западного края,на котором основное место заняло рассмотрение вопросов медико-социальной помощинаселению. Большим размахом и эффективностью в медико-социальной помощинаселению отличалась деятельность на Беларуси российских квазигосударственныхобществ – Ведомства учреждений императрицы Марии и Российского обществаКрасного Креста, а также Общества борьбы с заразными болезнями, Всероссийскойлиги борьбы с туберкулезом, Российского Общества защиты женщин. Особенно быстропрогрессировало призрение слепых детей. Этому способствовала активнаядеятельность в белорусских губерниях Мариинского попечительства о слепых. Однимиз первых его шагов стало проведение в 1886 г. с помощью волостных правлений и уездной полиции переписи слепых в стране. Могилевская же губерния замыкаладесятку самых неблагоприятных в Российской империи губерний. Число слепых в нейсоставляло 30,4% от их общего количества на Беларуси. Структура Мариинскогопопечительства о слепых включала в себя училища для слепых, заведения дляобучения взрослых, приюты для малолетних слепых, общежития для слепыхработников и работниц, убежища для престарелых. В 1892 г. по инициативе попечительства были созданы летучие отряды врачей-окулистов. С 1893 по 1915 г. в белорусских губерниях работали 70 таких отрядов. Они организовывали лечение трахомы, велипросветительскую работу, обучали местных врачей, открывали глазные пункты. Изглазных лечебниц одной из самых известных на Беларуси стала лечебница самбулаторией Виленского отделения Попечительства о слепых, открытая в 1900 г. Лечение и содержание в ней больных в основном было бесплатным. Расходы покрывались за счетпожертвований частных лиц и пособий от различных городских учреждений. Делалисьпопытки организовать постоянную офтальмологическую помощь населению. В 1906 г. Могилевское губернское земство ввело должность губернского окулиста. В 1897 г. Попечительство о слепых имело на территории Российской империи 23 училища для детей ивзрослых-инвалидов по зрению, большая часть из которых находилась в провинции.Количество училищ осталось неизменным до 1917 г. В досоветской Беларуси было лишь одно училище для слепых детей. 28 сентября 1897 г. в Минске его открыло местное отделение Попечительства о слепых Мариинского ведомства.
По рядупричин в западных губерниях организация профессиональной помощи глухонемымначалась раньше, чем в центральных губерниях. Тогда же оформилась и закрепиласьпрофессия учителя, занимающегося только с глухонемыми учениками. Открытие школыглухонемых в Вильно затянулось по финансовым причинам. В 1820 г. Виленский университет направил студента III курса факультета моральных и политических наук К.Молоховца для стажировки на звание учителя в Варшавский институт глухонемых.
К. Молоховецпри поддержке университета открыл школу для приходящих глухонемых у себя наквартире. 1823 год —. с полным основанием можно считать годом появления вбелорусских губерниях первой специальной школы для глухонемых детей. Онаработала в течение 20 лет. Попытки Попечительства о глухонемых открытьспецшколы при монастырях Минской епархии успеха не имели, несмотря на то, чтобыла высказана готовность подготовить для них специалистов-сурдопедагогов. В1914–1917 гг. с особой остротой встал вопрос о введении в Российской империи пообразцу западноевропейских стран обязательного обучения всех глухонемыхшкольного возраста (8–16 лет). Разрабатывались системы специальной статистикиглухонемых, ставились вопросы о пересмотре уголовных и гражданских законов оглухонемых, об их государственном обучении при сохранении и развитии заботы состороны местных органов городского и земского самоуправления. К сожалению, всеэто мало затрагивало Северо-Западный край.
До второйполовины XIX века на территории Беларуси из гуманных соображений детьмизанимались, в основном, частные лица (врачи, священники, педагоги, филантропы,общественные деятели). В Российской империи конца XIX – начала XX векапризрение лиц с нарушением психики осуществлялось в закрытых заведениях дляумалишенных и через свободное призрение (колонии для душевнобольных и семейноепризрение). В соответствии с указами от 15 июля 1875 г. и 16 мая 1889 г. Сенат передавал вопросы освидетельствования душевнобольных в ведение губернаторов.
В 1810 г. в Могилеве открылся первый на территории Беларуси дом умалишенных, в 1852 г. начали свою работу дома умалишенных в Витебске, Гродно и Минске. Специальных заведений для слабоумныхдетей на Беларуси не существовало.
Обычно дети снарушением психики призревались наряду с другими категориями душевнобольныхстационарно и амбулаторно в заведениях больничного типа на средства приказовобщественного призрения и частные пожертвования. Однако это были весьманезначительные средства. К концу столетия дома для умалишенных действовали вовсех пяти белорусских губерниях. Однако количество мест в них едва достигало110.
Таким образом, медико-социальная помощь аномальным детям наБеларуси, как и во многих других странах, на протяжении столетий развивалась врамках конфессионального призрения и частной благотворительности. До второйполовины XIX века она не выделялась в отдельную форму социальной помощи.Главными субъектами призрения больных детей были монастыри со шпиталями иаптеками при них, народные целители, поддерживаемые белорусской знатью.
3         Проанализироватьдеятельность негосударственных учебных заведений, благотворительных обществ исоюзов помощи учащихся на рубеже веков
Общественнаяи частная помощь детям в получении образования существовала на территорииБеларуси с давних времен, поддерживалась христианством и распространялась, восновном, на сирот и детей из бедных семей. Благотворительностью в образованиидо конца XVIII века почти исключительно занимались различные конфессиональныеорганизации: православные братства, монастыри, представители знатныхбелорусских магнатских родов.
В Беларусисоздавались множество разнообразных негосударственных благотворительныхучреждений, в основном небольших, с очень узкой спецификой, например,«Общество для устройства убежищ для старых и неизлечимых женщин-медиков наЗнаменке» или «Московское общество улучшения участи женщин для защитыи помощи впавшим в разврат».
Приправлении, жены Павла I, Марии Федоровны происходят серьезные изменения всистеме воспитательных учреждений: открытие училищ благородных девиц, созданиепервого губернского женского института в Харькове (1817 г.), опытных воспитательных домов для глухонемых и слепых детей (1806 г.), военно-сиротское отделение Воспитательного дома (1807 г.), училища для солдатских дочерей и детей нижних чинов морского ведомства. Она возглавила «Воспитательное обществоблагородных девиц», основала в 1797 г. Мариинское ведомство, целью которогобыло благотворительная помощь нуждающимся и сохранение особых прав высшихсословий русского общества. Значительным шагом в развитие благотворительности,было создание императрицей вдовьих домов – богаделен для вдов военных игражданских лиц, которые просуществовали до 1917 года.
В XIX веке в деле развитиябесплатного и «дешевого» образования ведущей становится помощь нуждающимсядетям со стороны общественных благотворительных организаций и частных лиц,многие из которых открывали и содержали свои учебные заведения. На фоненезначительной поддержки государства в этой сфере им принадлежит главная роль.
Во второйполовине XIX века развитию активности белорусской общественности, ееблаготворительной деятельности в сфере образования препятствует реакционнаяполитика российского императорского правительства, направленная на сдерживаниепроявлений национального самосознания, роста числа белорусской интеллигенции,закрытие на Беларуси лучших учебных заведений. Эти негативные явления частичносглаживались братской помощью представителей передовой российскойобщественности, активной деятельностью в белорусских губерниях российскихблаготворительных обществ и частных благотворителей.
При каждойбольнице, при каждой гимназии возникало попечительское общество, котороесобирало средства на различные нужды. За счет таких средств, например, дети,отлично успевающие, но из бедных семей могли учиться в гимназии бесплатно. Впопечительские общества входили как очень обеспеченные люди (Солдатенков,например, завещал на больницу два миллиона рублей), так и люди небогатые — ониплатили ежегодные взносы от рубля и выше. Никакого платного штата в обществахне было, только казначей получал скромную зарплату (20-30 рублей), всеостальные работали на общественных началах. Интеллигенция, у которой, какправило, не было свободных денег, участвовала в благотворительности на свойлад. Некоторые врачи давали раз в неделю бесплатные консультации или работалиопределенные дни на общественных началах в лечебницах. В образовательныхобществах многие ученые читали бесплатные лекции.
Были и такназываемые территориальные благотворительные общества. Москва, например,делилась на 28 участков. Во главе каждого из них стоял совет, ответственный засбор денег. Члены совета обследовали свой район, выискивали нуждающиеся семьи,помогали им. В этой работе принимали активное участие студенты.
Кроме обществвспомоществования учащимся, которые оказывали комплексную помощь своимподопечным, на Беларуси работали разнообразные общества и организации, которыеоказывали учащимся какой-либо один из видов помощи: открывали и содержалиобщежития, дешевые квартиры с оказанием разнообразной (натуральной или денежной)помощи проживающим в них учащимся или без таковой, столовые, в которых детипитались бесплатно или за умеренную плату. Обществ, организованных специальнодля учащихся, было много. Общежития были открыты в Вильно, Барановичах, Гомеле,Слуцке, Витебске и в ряде других городов Беларуси.
Различныеблаготворительные общества и частные лица открывали и содержали свои учебныезаведения. Ведомству учреждений императрицы Марии в Виленском учебном округепринадлежало 8 учебных заведений.
К 1900 годуна Беларуси действовали 29 общеобразовательных и специальных учебных заведенийс бесплатным или за отдельную плату обучением. Из них 13 находись в губернскихгородах, 16 – в уездах.
В 1914 годуна Беларуси было 88 средних учебных заведений: 33 государственные средние школыразных ведомств и 55 частных полных и неполных средних школ. К 1917 годуколичество благотворительных учебных заведений утроилось (за счет числа женскихучебных заведений).
Отсутствиедостаточного количества государственных школ вело к распространению частногодомашнего обучения, которое в отдельных районах Беларуси посещали до 50 % детейшкольного возраста. Одно из таких учреждений на хуторе Смолярня и в деревнеСани Минской губернии – основал Я. Колас.
Сталиобразовываться родительские комитеты, боровшиеся за снятие бюрократическихпрепятствий в обучении. Немаловажное значение в этом движении имеладеятельность таких выдающихся представителей белорусской культуры, как Я.Купала, Я Колас, А. М. Богдановичи, Цетка, Н. Никифоровский.
Активизируетсясоциальная деятельность различных политических партий и организаций,требовавших снабжение «бедных» детей пищей, одеждой и учебными пособиями засчет государства, решения вопроса о введении всеобщего начального образования.
Вопросыразвития общественной и частной благотворительности в образовании, социальнойработы в школе были предметом пристального внимания губернских и уездныхземских собраний и совещаний, учительских съездов, съездов представителейтехнического и профессионального образования.
За годы Советской власти общеобразовательная школа внесла неоценимый вклад в воспитание у всех поколений советских людей коммунистической идейной убежденности, высоких чувств советского патриотизма и пролетарского интернационализма, готовности к труду и защите завоеваний социалистической Родины. Неразрывна связь школы с жизнью, с великими свершениями советского общества, с самоотверженным трудом народа по выполнению исторических решений.
Общеобразовательная школа являлась подлинно общенародной, последовательно осуществляющей ленинские принципы единой, трудовой, политехнической школы.
Негосударственныйсектор высшего образования получил наиболее интенсивное развитие в период с1991 по 1994 гг. Этот процесс был вызван сокращением потенциальных возможностейтрудоустройства молодежи, а также недостаточным приемом в вузы государственногосектора вообще, особенно по престижным специальностям.
Первыйнегосударственный вуз назывался «Институт современных знаний» осуществлялподготовку специалистов как в достаточно традиционных областях (юриспруденция иэкономика), так и в новых (маркетинг, менеджмент), а также в таких, которые неукладывались в рамки регламентирующих документов, например: продюсеров,бизнес-переводчиков и некоторых других. В это время был осуществлен на практикегендерный подход к образованию в женском негосударственном институте «ЭНВИЛА».Другое направление было связано с созданием экспериментальной элитарной модели,интегрированной в международное пространство (Европейский гуманитарныйуниверситет).
В1997 году Советом Министров Республики Беларусь было принято Постановление «Опорядке организации и регулировании деятельности негосударственных учебныхзаведений». Был разработан и утвержден ряд документов, регламентирующихдеятельность негосударственных вузов.
Срединегосударственных отечественных организаций помощи детям — Белорусский детскийфонд, Фонд «Детям Чернобыля», Фонд социальной помощи детям-сиротам «Надзея»,Фонд социальной поддержки детей и подростков. На начало 2000 года в Минюсте ихбыло зарегистрировано более пятидесяти. Оказывают помощь белорусским детям имеждународные благотворительные организации, среди них: Детский фонд ООН(ЮНИСЕФ), Всемирная Организация Здравоохранения, православные братства, «Заботао детях». Реализуется национальная программа «Дети Беларуси».
За последние десять лет обновлено содержание образования, созданы новые учебники и учебные пособия, повысился уровень обучения и воспитания детей. Растет участие учеников и студентов в общественно полезном, производительном труде. Улучшается материально — техническое оснащение учебных заведений, учебных кабинетов, мастерских и учебно-производственных комбинатов.
Итак, можно выделить три пункта, по которые отличали деятельность негосударственных учебных заведений, благотворительных обществ и союзов помощи учащихся на рубеже веков.№ XIX век XX век 1 Образованием занимались различные конфессиональные организации: православные братства, монастыри, представители знатных белорусских магнатских родов. Отсутствие достаточного количества госуд. школ =» распространение частного домашнего обучения =» образование родительских комитетов. 2 Закладывались основы государственного и общественного призрения. Передача функций общественного призрения благотворительным организациям и органам местного самоуправления. 3 Закрытие на Беларуси лучших учебных заведений. Открытие на Беларуси новых учебных заведений различной специализации, а также помощь учащимся.

Список использованнойлитературы
1.Венгер, Ю. История отечественной и зарубежнойсоциальной работы: учебно-методический комплекс / Ю.И. Венгер. – Витебск: УО«ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. – 107 с.
2. Григорьев, А. Социальная работа на Беларуси:история, опыт, проблемы / А.Д. Григорьев. – Мн.: Дизайн ПРО, 2000. – 240 с.
3. Григорьев, А. Очерки истории социальной работына Беларуси. / А.Д. Григорьев. – Мн.: Дизайн ПРО, 1998. – 222 с.
4. Кунгурова, Н. Социальная работа. / Н.И.Кунгурова, В.К. Терехов. – Мн.: МФЦП, 2007. – 448 с.
5. Павленок, П. Основы социальной работы:учебник. / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА, 1999, 368 с.
6. Славутыя імёны Бацькаўшчыны. / – Мн., 2003. –230 с.
7. Система образования Республики Беларусь вцифрах 1940-2000 годы (статистический сборник) / Под ред. Листопада Н.И. – Мн.:ГИАЦ Министерства образования, 2001- 58 с.
8. Тетерский, С. Введение в социальную работу:учебное пособие. / С. В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2000. – 496 с.
9. Теория социальной работы: учебник. / Под. ред.Проф. Холостовой. – М.: Юристь, 1999. – 334 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Internet Issues Essay Research Paper Every new
Реферат Принципы синхронного описания языка
Реферат Очерк
Реферат A Search For Identity The Bluest Eyes
Реферат Линейные задачи программирования. Планирование и управление запасами
Реферат Происхождение, сущность и функции денег.
Реферат Экономико-математические модели задач о смесях на примере СПК "Родина"
Реферат Проблемы реализации инвестиционного потенциала российских предприятий. Роль банков в привлечении
Реферат Производит-ть труда - главнейшее условие разв-я эконом системы.
Реферат Семантика и функции местоимений в поэтическом тексте
Реферат Русский "отстой": от символа к тексту
Реферат Искусство времени Эхнатона и его преемников конец 15 начало 14 в до нэ
Реферат Использование корпоративных информационных систем (систем класса MRPII/ERP) для управления производством
Реферат Семь волшебных красок
Реферат Становление рынка труда