Реферат по предмету "Психология"


Психосоматические расстройства и особенности психокоррекции

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
студентки 4 курса гуманитарногофакультета
“Психосоматические расстройства и особенности психокоррекции"
«Защищена» «Оценка»
"____"_______2008г"_____"
Одесса-2008г.
Содержание
Введение. 3
I. Истоки и содержание понятия«психосоматика». 5
II. Эмоциональный стресс какпричина возникновения психосоматических нарушений. 10
2.1 Основные формы психосоматических заболеваний. 14
III. Диагностика психосоматическихпациентов. 20
3.1 Анализ аффектов. 22
3.2 Анализ уровня развития личности. 24
IV. Основные направления терапиипсихосоматических пациентов. 26
4.1 Психологические методы коррекции. 26
4.2 Другие методы… 30
Заключение. 32
Литература. 34
Введение
На пороге ХХI века ускорение научно-технического прогресса достиглонебывалых масштабов. Сопровождающие его индустриализация, урбанизация,ускорение темпов жизни обусловили четкое проявление «двуликого Януса»технической революции. С одной стороны она резко облегчила физический труд,повысила возможность удовлетворения потребностей человека, с другой – привела кизменению нашего образа жизни, характера и содержания труда, нарушениюэкологической ситуации, а вместе с тем к переоценке жизненных ценностей,развитию бездуховности, озлобленности, недоверия, дефициту доброты, вызывающихчастое возникновение стресса и его вредных последствий.
Современный человек,самосознание которого в связи с развитием цивилизации резко возросло, ежедневнопереживает во много раз больше стрессовых ситуаций, чем его предки даже в недалекомпрошлом. Все это вызывает перенапряжение функции жизненно важных системорганизма человека, он не в состоянии адаптироваться к ним, вследствие чеговозникают соматические и психические расстройства.
В каждой нозологической единицеможно выделить в отдельную группу те болезни, которые обусловленыпсихосоматикой. В частности это касается заболеваний сердечно-сосудистойсистемы – гипертонической болезни, склероза венечных артерий сердца с инфарктоммиокарда, склероза артерий мозга с нарушениями мозгового кровообращения; желудочно-кишечноготракта; желез внутренней секреции, а также нервных и психических заболеваний.
Основная цель предпринятойработы – дать подробную характеристику психосоматическим нарушениям ивозможностям психокоррекции таких нарушений.
Становление психосоматики какнауки прошло долгий путь, поэтому мы решили уделить первый раздел истокам исодержанию понятия «психосоматика».
Существует большое количествоконцепций о причинах возникновения психосоматических расстройств, но основой возникновениявсего их разнообразия считается эмоциональная перегрузка. Во втором разделебудет рассмотрен эмоциональный стресс как основа возникновенияпсихосоматических патологий и основные формы психосоматических заболеваний.
Основы психосоматики составляетпропедевтика. Психосоматическую пропедевтику можно считать базовой в освоенииспособов оказания помощи психосоматическим пациентам. В одновременном сочетаниии использовании диагностики и методов психокоррекции состоит особенность этойнауки. Вопросы диагностики и психокоррекции будут освещены в третьем ичетвертом разделах работы, после чего будут сделаны выводы.
Методологической основой работыпослужила учебная литература последних лет издания, в частности «Основыпсихосоматики» С. Кулакова (2003г) и «Стресс. Вегетозы. Психосоматика»С. Парценяка (2002г), литература прошлых лет издания по интересующему насвопросу.
I. Истоки и содержаниепонятия «психосоматика»
История проникновениячеловеческого сознания и тайны взаимоотношения мозга и тела исчисляетсятысячелетиями.
Первобытная медицинаиспользовала «заговоры» и заклинания, приемы задабривания,отпугивания и изгнания духов в качестве примитивных способов лечения. Трудноотделить от проблемы психосоматики представления врача Древней Индии БхаскареБхатте, о том, что тоска, гнев, печаль, испуг – «первые ступени налестнице любой болезни». Вряд ли вне отношений мозга и тела можно понятьиндийское учение йога. Прекрасно иллюстрируют понимание человека как целоговзгляды знаменитого древнегреческого врача Гиппократа, который, исходя изумозрительных представлений о «гуморах» тела, уловил в массебесчисленных вариантов человеческого поведения, капитальные черты. «Важнеезнать, какой человек болен, чем знать, какой болезнью болен человек», — считалГиппократ.
Римский врач Клавдий Галенпытался усовершенствовать взгляды на природу человека, доказывая зависимостьощущений от сохранности нервов и мозга. Различая периферическую пневму,двигающуюся по нервам, и центральную, перемещающуюся в головном мозге, Галенполагал, что для создания образа картины внешнего мира, движения периферическойпневмы еще недостаточно; осознается образ тогда, когда происходит движениецентральной пневмы.
Именем Галена заканчиваетсяначальный период поступательного движения мысли о двуединстве мозга и тела.
Сложность психосоматическихвзаимоотношений разделила научные дисциплины, изучающие психику и соматику. Деятельностьмозга, психику начинают исследовать психологи, к которым позднее присоединяютсяих коллеги — патопсихологи и нейрофизиологи.
В ходе исследования менялосьсодержание понятий. Вряд ли современный психолог скажет, что он изучает «душу»,хотя психо (душа) и была исходным предметом исследования. Ощущения ивосприятия, образы и мысли, эмоции и сознание, речь и память, внимание иличность, мотивы – вот далеко не полный перечень конкретных, частных разделовпсихологии, науки о психике.
В ХIХстолетии психологические методы и приемы исследования психической деятельностишироко проникают в медицину, особенно в психиатрию. Исследования психическойдеятельности значительно продвинулись вперед после введения И. Павловым методаусловных рефлексов, который позволил на основании изменения деятельности техили иных органов судить о процессах и основных закономерностях работы головногомозга.
Трактовка результатов изученияпсихической деятельности и ее нарушений всегда соответствовала уровню развитиядисциплины – психологии, нейрофизиологии и др. Возможность исследовать иобъяснять существующими способами подсознательные явления психическойдеятельности привела к рождению психоанализа. С помощью психоанализа былизвлечен целый ряд психоневрологических заболеваний. Совершенно справедливопривлекая внимание исследователей к психологическому конфликту как причинемногих заболеваний не только мозга, но и тела и роли подсознательных процессовв развитии такого конфликта, Фрейд свел все объяснения такого конфликта ксексуальной неудовлетворенности и противопоставил конфликтующее сознание ибессознательное, отведя главную роль последнему.
В стремлении вернуться кгиппократовскому представлению о болезни как едином проявлении нарушений души итела зарубежные клиницисты выдвинули понятие «психосоматика», точнее «психосоматическаямедицина». Заслуга введения термина «психосоматика» принадлежитнемецкому психиатру С. Хенроту. Он объяснял последствия внутреннего конфликта,как проявление психического заболевания, так и патологии внутренних органов.
Термин «психосоматическаямедицина» родился, как считают, в январе 1939 года, когда американскийпсихоаналитик Ф. Дунбар организовала издание журнала «Психосоматическаямедицина».
Усложнение понятия психики, вчастности выделения в ней сознательных и бессознательных компонентов,стремление объяснить психологический конфликт их несоответствием, использованиепсихоаналитических приемов выявления (диагностики) характера психологическогоконфликта и специфика его влияний на соматические органы – вот, пожалуйосновные условия появления и особенности психосоматической медицины1.
Первоначально усилияпсихосоматиков были направлены на выяснение роли психологического конфликта иразвивающегося на этой основе эмоционального стресса и возникновенияпатологических изменений деятельности головного мозга и тела. Исследователизадались вопросом: почему, например, при условии социальных воздействий,вызывающих психологический конфликт, у одних людей возникает язва желудка илидвенадцатиперстной кишки, у других – инфаркт сердца, у третьих – артриты?
В ходе такого исследованиявыяснены интересные, хотя и не бесспорные в некотором роде, закономерностипсихосоматических взаимоотношений. Дунбар в 1943 г. выделили «профилиличности» — особенности психологии человека, при которых имеетсясклонность к развитию определенных форм соматических заболеваний.
________________________
1. Урываев Ю., Бабенков Г. Психосоматическиерасстройства. — М., 1981. -С.7.
Позднее был выделен критерий «спецификиотношения» человека к тем или иным внешним влияниям. У многих людей,чувствующих себя обиженными жизнью, развивалась язвенная болезнь, а у активныхжизнелюбов, добивающихся успеха и стремящихся к новым, — гипертония и инфарктысердца.
В основу деления личности былиположены два фактора: а) восприятие человеком собственного положения в той илииной ситуации; б) активность или пассивность человека к данной ситуации. Психосоматическаямедицина представляла собой, по существу, один из вариантов решения, близким кпатологическим взаимоотношениям мозга и тела. Основная формулапсихосоматической медицины, составляющая стержень ее теоретической концепции,имеет следующий вид:
B = f (a, b, c, d), где
В – болезнь, f– функция от ряда факторов: а – наследственности; b –родовых травм; с – перенесенных в детстве органических заболеваний, усиливающихранимость определенных органов; d – характер ухода заребенком (грудное или искусственное вскармливание, туалет, сон и др.), а такженеблагоприятный физический и психический опыт детства и юношества,эмоциональный климат семьи, особенности поведения братьев, сестер, позднее –физические нарушения.1
Эта формула справедливоподчеркивает роль наследственности и обстоятельств окружающей среды ребенка. Перечисленныефакторы создают предрасположение к развитию того или иного проявления болезни,своеобразный «медицинский портрет» личности.
Вместе с тем, перечисленныефакторы не раскрыли обещанной названием «психосоматическая» сущностивзаимоотношения мозга и внутренних органов.
____________
1. Фурдуй Ф. Стресс и здоровье.- Кишинев, 1990. — С.87.
Современная психосоматика, берущаяначало в работах клиницистов психоаналитического направления, выделяет типичныепсихосоматические расстройства, имеющие психогенное происхождение. С понятиемпсихосоматика и психосоматическая медицина мы связываем сегодня много разныхзначений и направлений, которые неоднородны и не согласованы между собой впостановке проблем и методах исследования.
По мнению многих ученых1,стресс, как острый так и хронический, может быть причиной возникновениявегетозов, с одной стороны, либо значимым фактором поддержания этогопатологического процесса с – другой. С этой точки зрения мы рассмотрим «стресс»в следующем разделе.
_____________
1. Васильев В. Стресс и здоровье.- М., 1991.
Вейн А. Заболевания вегетативнойнервной системы. — М., 1991, Кондрашенко В., Донской Д. Общая психотерапия,Минск, 1993.
II. Эмоциональный стресскак причина возникновения психосоматических нарушений
Стресс, как острый, так ихронический, может быть причиной возникновения вегетозов, с одной стороны, либозначимым фактором поддержания этого патологического процесса — с другой. Стрессесть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование1. Подтребованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятиясенсорных систем организма. Эти раздражения могут исходить как из внешнейсреды, так и из внутренних органов человека и иметь различную физическуюприроду. Роль раздражителя может играть и слово. Под неспецифическим ответомСелье понимал стереотипный ответ организма независимо от природы раздражителя. Пофизиологической сути стресс понимается как адаптационный процесс,обеспечивающий приспособление организма к новым условиям существования. Формированиеответа организма на раздражитель начинается с поступления сигнала в центральнуюнервную систему. После соответствующей обработки раздражителя реакция ответаидет двумя путями. Один идет по нервной системе, второй – гуморальным путем. Нервныйсигнал в течение долей секунды достигает органов исполнителей, обеспечивая,таким образом, быстрый ответ. Гуморальный ответ более медленный, но зато болеемощный и продолжительный. Рождается гуморальный импульс в одной из глубинныхструктур мозга – гипоталамусе, откуда по кровеносной системе в виде гормонапоступает в гипофиз. Гипофиз находится в непосредственной близости отгипоталамуса, на основании мозга. Под воздействием гипоталамического факторагипофиз выделяет в кровеносную систему гормоны, которые в свою очередь,побуждают периферические эндокринные железы выделять собственные гормоны. Ролькак нервного, так и гормонального факторов сводится к подготовке организма кработе более интенсивного характера, чем в исходном состоянии. Для этоготребуется выработка дополнительного достаточного количества питательныхвеществ. Мобилизация энергии идет как за счет перераспределения ее в организме,так и путем мобилизации запасов и ускоренного синтеза глюкозы.
_____________________
1. Селье Г. Стресс без дистресса.- М., 1979. -С.12.
В процессе адаптации участвуютвсе периферические железы организма. Стрессорные гормоны влияют на обновлениелепидного слоя мембран клеток. Таким образом, повышается «текучесть»мембран, а вслед за этим растет «эффективность» действия регуляторныхфакторов на клетки. При интенсивной или длительной стресс-реакции усилениеэтого эффекта может привести не только к увеличению интенсивностижизнедеятельности клетки, но и к повреждающему эффекту. Первыми подверженыразрушению ослабленные или дефектные ткани.
Кроме неспецифического ответаорганизма на стрессорное воздействие существует и специфический компонентреакции, обусловленный характером самого стрессора. Частью такогоспецифического ответа являются эмоции.
Под эмоциями, или эмоциональнымипереживаниями мы подразумеваем самые разнообразные реакции человека – от бурныхвзрывов страсти до тонких оттенков настроения1. При внешней оценкеэмоции можно разделить на две группы – положительные и отрицательные. Реакции,ярко окрашенные эмоциями, получили название эмоциональный стресс. Стресс можетносить характер острого и хронического эмоционального воздействия и, по-разномуоказывать воздействие на человека.
____________________
1. Грановская Р. Элементыпрактической психологии. — Л., 1988. -С. 190.

Психоэмоциональная напряженность– это пограничное состояние, формирующееся в результате чрезмерного возрастанияпсихоэмоционального напряжения и характеризующееся временным понижениемустойчивости и психических и психомоторных функций, выраженнымсоматовегетативными реакциями и снижением профессиональной работоспособности1. Наиболеечастой причиной психоэмоциональной напряженности является многодневныенапряженные действия, зачастую в опасных для жизни и здоровья условиях, приневозможности полноценной эмоциональной разрядки и отключения оттревожно-депрессивных переживаний.
Состояние хроническойпсихоэмоциональной напряженности развивается постепенно. Оно характеризуетсядлительной (более четырех недель) стойкой активацией основных жизненных функцийс нарушением их координации и ритмичности на фоне снижения уровняфизиологических резервов, что приводит к истощению организма. Снижениеработоспособности проявляется прежде всего в решении новых, сложных задач,требующих творческого подхода, длительного волевого усилия и концентрациивнимания.
Поведение обычно становитсябеспокойным, с избыточной двигательной активностью, неусидчивостью,нетерпеливостью, потребностью двигаться и мыслить вслух. В сознании преобладаетчувство повышенной тревоги в виде внутренней напряженности, общего дискомфорта,нередко без конкретного психологического содержания.
Отмечается повышеннаявспыльчивость, раздражительность, обидчивость, повышенная конфликтность, резкиеи неоправданные обстоятельствами эмоциональные реакции (слезы, смех).
__________________________
1. Парцерняк С. Стресс. Вегетозы.Психосоматика. — СПб, 2002. -С. 20.
Появляется забывчивость, легкаяотвлекаемость внимания. Нарушается процесс засыпания, сон становитсяповерхностным, с неприятными сновидениями. Сонливость остается и в дневноевремя. Ощущается отсутствие полноценного отдыха утром (усталость, вялость,разбитость). Такое состояние сопровождается теми или иными соматовегетатавныминарушениями: лабильность пульса и артериального давления; акроцианозом,гипергидрозом; неприятными ощущениями в области сердца в виде учащенного илиуреженного сердцебиения; аритмии и чувства «провалов в груди»; «замираниясердца»; «игрой» вазомоторов лица и шеи; стойким краснымдермографизмом; головными болями; функциональными желудочно-кишечными имочеполовыми нарушениями. Могут наблюдаться снижение аппетита и уменьшениемассы тела. Вследствие существенных изменений обмена веществ снижаетсянеспецифическая сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Приотсутствии своевременной и полноценной медико-психологической коррекциихроническая психоэмоциональная напряженность может легко переходить внозологические формы невротических, психосоматических и психотическихрасстройств.
Длительно оставаясь в состояниипсихоэмоциональной напряженности, человек «бежит от реальности», чтопроявляется в уклоняющемся, адаптивном (употребление алкоголя или наркотиков),агрессивном и даже в суицидальном поведении.
С прекращением воздействия начеловека стрессоров экстремальных ситуаций в течении последующих несколькихдней возможно восстановление нормального функционального состояния. Однако вряде случаев, нормализация психофизиологического состояния организма непроисходит, так как следовые переживания психоэмоционального стресса быстровытесняются в область неосознаваемых процессов и трансформируются в посттравматическиестрессовые расстройства.
Для посттравматическихстрессовых расстройств характерно в наличие в анамнезе психотравмирующегособытия, выходящего за рамки обычного человеческого опыта. Постоянноевозвращение человека к переживаниям, связанным с психотравмирующим событием,выражающееся в навязчивых неприятных воспоминаний о пережитом. Послепсихотравмирующей ситуации появляются устойчивые симптомы повышенного уровнявозбудимости (раздражительность, вспышки гнева по пустякам, конфликтность,невозможность концентрации внимания, нарушение сна и т.д.) исоматовегетативного дисбаланса.
Таким образом, отличительнойособенностью психосоматической дисгармонии является ее многоликость,неопределенность, неустойчивость. Это состояние человека является пограничнымво многих отношениях: размытость, неопределенность («здоровый-больной»),особенности проявления – преимущественно расстройства психики или соматики, темне менее, в каждой нозологической единице можно выделить отдельную группуболезней, развитие которых обусловлено стрессом. 2.1 Основные формы психосоматических заболеваний
Чувства, эмоции, особенно, еслиони сильны и продолжительны, оказывают влияние на функционирование организма вцелом и отдельных его органов. Это проще всего проследить на примересоматических симптомов, сопровождающих переживания страха и тревоги: потение,дрожание, сердцебиение и т.д. Роль нервной системы в целом выдвигается напервый план, незваные соматические симптомы возникают через путь: внешний мир –нервная система – больной орган.
Различные виды напряженности,конфликты могут привести к психосоматическим расстройствам, особенно, если онивлияют на деятельность органов, перенесших заболевание или имеющихвторостепенное значение в организме. Так, например, желудочно-кишечные жалобы,возникающие при повторных лихорадочных заболеваниях, позднее на основепсихических или невротических механизмов могут возникать повторно. Особенночасто их психическими причинами могут быть не находящие выхода аффекты (гнев,обида, агрессивность, немотивированные страхи), напряженность.
Отдельные заболевания могутзакрепиться подобно условным рефлексам и под действием соответствующих эмоцийактивироваться. Например, педиатры не раз наблюдали такое закрепление кашляпосле коклюша1.
Эмоциональный стресс по-разномудействует в молодом и пожилом возрасте. Так, например, в молодом возрастеэмоции могут протекать с выраженными вегетативными проявлениями, но несопровождаться классическими проявлениями клинической картины ишемическойболезни сердца. А в том случае, когда они проявляются, лишь отдаленнонапоминают отдельные симптомы заболевания («маски» болезни) 2. Иначепротекают реакции на эмоциональный стресс у пожилого человека.
Кардиологи отмечают, чтостенокардии или инфаркту миокарда в 80% случаев предшествуют нервно-психическиеперегрузки. Иногда незначительные эмоциональные переживания могут вызватьтяжелые клинические проявления, вплоть до летального исхода.
Особую форму клиническоговыражения имеет эмоциональный стресс у лиц, легко поддающихся внушению.
________________________
1. Харди И. Врач, сестра,больной: Психология работы с больными. -Будапешт, 1988. -С. 201.
2. Психология: Учебник / Под ред.А. Крылова. — М., 1998. — С.448.
Внешнее стрессорное воздействиепреломляется через сознание пациента в форму тех или иных страданий, гдеведущим становиться симптом или синдром соматической болезни.
Под воздействием катехоламиновмогут развиваться спазмы коронарных сосудов. С клинической картиной,напоминающей стенокардию. Обычно появление болевого синдрома в прекардиальнойобласти сочетается с ощущением беспричинной усталости, одышки и более или менеевыраженной тревогой. При внимательном опросе удается установить связьангинозных приступов с эмоциональным стрессом или постоянной аффективнойнапряженностью. Многолетние наблюдения и благоприятный прогноз делают наиболеевероятным заключение о психосоматическом генезе так называемой ишемическойболезни сердца с нормальными коронарными сосудами.
Тягостные ощущения в прекардинальнойобласти исчезают у ряда больных при полной нормализации настроения исамочувствия. Под «маской» классической стенокардии скрывается, такимобразом, психогенная боль аффективной природы.
Насколько важны взаимосвязипсихического и соматического при органических заболеваниях, можно представить,если подумать о том, что сердце – одинаково важный орган как по его функции,так и по тому представлению, какое эта функция имеет в сознании человека. Больныене всегда знакомы с тем, каков обычный исход заболевания, которому ониподвержены, а поэтому часто у них возникает страх смерти, что означает немалуюнагрузку для и без того, возможно, больного органа.
О связи системы кровеносныхсосудов с различными эмоциями свидетельствуют и такие весьма известные выражения:«кровь бросилась в лицо», «кровь стынет в жилах», «покраснел»,«побледнел», «залился краской» и т.д.
Одним из сложнейших заболеванийорганов дыхания является бронхиальная астма.
Бронхиальная астма — собирательноепонятие и включает целую группу страданий, объединяемых единым синдромом удушья,но разной этиологии. Большое значение в возникновении болезни принадлежиталлергии и заболеваниям верхних дыхательных путей. Среди многих вариантовбронхиальной астмы клиницисты выделяют как отдельное страданиенервно-психическую форму. В основном к этой группе больных относятся лица,переносящие нервно-психические стрессовые воздействия, как-то: трудные ситуациидома, на работе или утраты близких людей. При этом должны учитываться личныеособенности людей (мнительность, боязливость, склонность к ипохондрии).
Роль эмоционального стресса ввозникновении язвенной болезни 12-ти перстной кишки врачами не оспаривается,но, как и в предыдущем случае, не является единственной и решающей причинойзаболевания.
Нет важности подчеркивать то,какое важное влияние на психику оказывает питание и пищеварение. Развитие детейнеразрывно связано с питанием материнским молоком, с материнской заботой,уходом. Для отдельных людей характерны и особые привычки, связанные с питаниеми даже пищеварением. Жалобы на дисфункцию органов пищеварения у взрослых людей,часто находят отражение последствия тех вредных воздействий, которые былиполучены еще в детстве. На почве отрицательных психических воздействий могутсформироваться тяжелые хронические расстройства глотания, более того, можетвозникнуть даже расширение пищевода, которое будут стремиться устранитьхирургическим путем.
Психогенная тошнота и рвота — явлениедовольно обыденное. У эмоционально нестабильных лиц эти физиологические реакцииразвиваются довольно легко. Этот своеобразный способ выражения эмоциональногосостояния, может впоследствии закрепиться по типу патологического рефлекса. Психогеннаятошнота в клинике тревожной депрессии – это, прежде всего страх. Манераизложения жалоб больного свидетельствует об аффективном происхождении симптома.
В категорию функциональныхрасстройств пищеварительной системы входят также функциональные запоры и поносы.Они возникают, по наблюдениям гастроэнтерологов, особенно часто приневротических состояниях со склонностью к ипохондрии и истерии.
Известны и расстройствамочеиспускания психогенного характера. В состоянии волнения и беспокойствамогут возникать позывы к мочеиспусканию. Наиболее важным расстройством являетсязадержка мочеиспускания. Обычно при ней прежде всего думают о влияниимеханических и органических факторов, хотя даже в послеоперационный периодочень часто наблюдается психическое торможение.
В последние годы широкоераспространение получили сексуальные расстройства, как у мужчин, так и у женщин.Функциональные половые расстройства – один из почти обязательных компонентовдепрессии и рассматривается как чуть ли не важнейший признак угнетения духа ипотери энергии. Особое значение для развития психической импотенции у мужчинимеет страх неудачи – яркая клиническая иллюстрация высокой способностичеловеческого организма к психосоматическим переключениям с немедленнойтрансформацией ожидаемого явления в действительное.1
У женщин вегетозы и другиепсихосоматические расстройства также как и мужчин сопровождаются различнымиформами сексуальных нарушений. Фригидность, болевые ощущения в области живота,диспареуния, вагинизм и другие заболевания рождаются как правило, на фонесерьезных аффективных нарушений, вызванных крупными неприятностями на работе,тяжелыми конфликтными ситуациями в семье. С аффективными нарушениями связаны инекоторые формы вторичного бесплодия – невозможность зачатия послепатологически протекавшей или трагически закончившейся беременности.
___________________
1. Свядощ А. Неврозы: Руководстводля врачей. — СПб., 1997. — С. 111.
Следует сказать несколько слов ио мышечной системе. Совсем не много органов, настолько подверженныхэмоциональным воздействиям, как наши мускулы. Именно по лицу, положению тела,темпу движений можно судить об эмоциональном состоянии человека, о егонастроении. Патологические движения мышц, изменение их тонуса, даже мышечныеконтуры могут возникать не только вследствие органических поражений, но ивследствие психических воздействий. Тик лицевых мускулов, подергивание рта,неожиданное мигание – повседневно наблюдаемые явления. Психогенными могут бытьдаже параличи верхних и нижних конечностей, которые удивительно похожи напараличи.
Трудности объективизациипатологического процесса при многих формах психовегетативных расстройств,приводят к тому, что эти больные, не получая своевременной помощи «блуждаютпо медицинским учреждениям, скитаются от врача к врачу в поисках действеннойпомощи». Это определяет важнейшую задачу, стоящую перед консультантом –своевременную и правильную диагностику заболевания.
III. Диагностикапсихосоматических пациентов
Для вынесения диагностическогорешения существуют различные методические пути получения данных.
Хотя многие специалисты вобласти психического здоровья используют психологические тесты, самый надежныйметод, по мнению С. Кулакова 1, используемый на практике – диагностическаябеседа (интервью). Диагностическая беседа служит не только для сбораинформации, но одновременно выполняет консультирующую и терапевтическую функции.
При диагностике особенно важноучитывать разные, в частности, взаимодействующие влияния как поведенияинтервьюирующего, так и ответа-поведения отвечающего. Присоединение к пациентуво время интервью, когда появляются первые данные о расстройстве и собираетсяанамнез, может являться уже начальной фазой клинико-психического вмешательства.
Не потеряло своего значениепонятие негативной и позитивной диагностики, пришедшее из диагностикиневротических расстройств, представленное главным образом в трудах Мясищева,его сотрудников и последователей, которое можно использовать в диагностикепсихосоматических расстройств.
Содержание понятия «негативнойдиагностики» состоит в отнесении к неврозам только тех заболеваний, прикоторых отсутствуют установленные биологические причины изменений.
Сущность «Позитивнойдиагностики» вытекает из признания категории «психогенного»,включающей в себя следующие основные положения:
1) психогения связана сличностью больного и психотравмирующей ситуацией, трудностью этой ситуации, неспособностьюличности в данных конкретных условиях разрешить ее;

_____________
1. Кулаков С. Основыпсихосоматики. — СПб., 2003. — С. 176.
2) возникновение и течениеневротического расстройства более или менее связаны с патогенной ситуацией ипереживаниями личности: наблюдается определенное соответствие между динамикойсостояния больного и изменениями психотравмирующей ситуацией;
3) клинические явления по своемусодержанию в определенной степени связаны с психотравмирующей ситуацией и спереживаниями личности, с основными и более глубокими ее стремлениями,представляя аффективную реакцию, патологическую фиксацию тех или иныхпереживаний;
4) отмечается более высокаяэффективность психотерапевтических методов по отношению ко всему заболеванию иотдельным его клиническим проявлениям сравнительно с биологическимивоздействиями.
Иными словами, если в клиникепсихосоматического расстройства не обнаружено выраженных органическихизменений, то диагностический процесс направляется на изучение истории жизнипациента, ведущих конфликтов, схем, т.е. психологической составляющейзаболевания.
В этой связи важно подчеркнутьпсихосоциальный аспект позитивной диагностики, отражающий реальную жизненнуюситуацию пациента, взаимоотношение его с окружающими людьми, способы разрешенияим патогенной ситуации, характер, используемых психологических защит.
Диагностика психосоматическогопациента должна организовываться как интерперсональная психологическаялаборатория1. Это значит, что необходимо уделять пристальноевнимание значимым нарушенным отношениям пациента, а также кропотливому анализуаффектов.
_____________________
1. Кулаков С. цит. Изд. — С. 178.
3.1 Анализ аффектов
В психодинамической диагностикепсихосоматических расстройств различают три группы аффектов аффекты регуляцииотношений, переработки информации и рефлексии.
Регулирующие отношения аффектыслужат преимущественно для определения необходимой и желаемойблизости/дистанции с объектом, что имеет большое значение в клинике структурныхи диодических нарушений отношений. Так, отвращение отражает желание. Яростьотражает желание, чтобы объект исчез, а субъект при этом остался; эй, ты,скройся с глаз, а я остаюсь! Страх, напротив, связан с желанием отдалитьсубъект от области объекта, потребностью исчезнуть самому. Печаль (скорбь) представляетсобой желание снова реализовать уже однажды имевшееся взаимодействие с объектом.Отсутствие «злого» объекта сопровождается в момент его ясногоментального представления облегчением и радостью. Для радости характерно то,что текущая интеракция между субъектом и объектом должна продолжаться в том жерусле.
К аффектам переработкиинформации относится любопытство, интерес, удивление, которые признаныпервичными эмоциями; эти аффекты служат тому, чтобы перерабатывать раздражителивнешнего мира, а также понимать и поддерживать отношения с миром.
К аффектам рефлексии относятсявина, стыд, депрессия. Эмоции рефлексии базируются на интернализированных следахпервичных эмоций. Стыд – это интернализированное отвращение к референтнойгруппе или объекту, к которым человек считает себя принадлежащим. Значимыесоставляющие самости воспринимаются как неподходящие, а самость другогосчитается точкой отсчета. Стыд разворачивается на двух уровнях: он можетотносится как к активности саморазоблачения, так и к содержанию разоблаченному.Этот аффект рассматривается как гарант приватности и интимности. Способностьиспытывать стыд, связана с наличием третьей персоны, с переживанием границмежду внешним и внутренним собой, собой и другими, а также самостью и Эго.
Депрессия – этоинтернализированная ярость объекта, он не может избавиться от того чего хотелбы избежать. Страх вины – это интернализированный страх объекта: чего он боитсяи от чего не может уклониться. Аффекты рефлексии являются предпосылкойотносительно независимо функционирующих структур.
В последнее время выделяют ещеаффекты мстительности. К ним относят обиду, озлобленность, гнев, злобу и вражду.Мотивационная составляющая этих аффектов направлена, как правило, на реванш,возмездие и месть. При этом речь нередко идет не просто о временном состояниичувств, а в значительно большей степени, из-за склонности этого аффекта квзаимному проникновению, о длительном, направленном на возмездие и местьвраждебном состоянии. Они часто определяют переживания пациента на годы идесятилетия. Как правило, для своего носителя эти аффекты не составляют вины. Обычноони переживаются, как «со мной случилась ужасная несправедливость».
Так как эта несправедливостьвозникла уже в раннем детстве, а «плохие» объекты интроецировались,отделились и за счет этого лишились дальнейшей обработки, то аффектымстительности являются архаичными, они настраивают на активные действия против,имеют тенденцию к разрядке, поэтому примирение не является категорией егопереживания.
Трагедия детства, которая неможет быть прощена и забыта, часто состоит в травмирующем унижении, котороепроисходит на преэдиповых фазах, проявляется в нарциссическом повреждении, втравмах, которые внезапно разрывают связанную доверием к родителям детскуюфантазию. Такие травматические унижения ведут в аффективном переживании ребенкак фиксированному ожесточению по отношению к виновнику унижения; этазлопамятность означает, что мотив мести постоянно «подпитывается» иможет долгое время присутствовать в жизни.
Таким образом, на основерассказа пациента можно определить ведущую тему конфликта отношений. Выявлениеособо значимой для пациента темы и проработка ее в процессе психотерапиипозволяет сократить время лечения.
 3.2 Анализ уровня развития личности
Психоаналитическая концепциядекларирует, что каждого человека можно описать как имеющего определенныйуровень развития личности (психотический, пограничный, невротический) и типорганизации характера (истерический, параноидный, депрессивный и т.д.). Этобудет означать, что данному человеку свойственен и определенный паттернимпульсов, тревог, защитных механизмов и объектных отношений, который втравмирующей ситуации, превосходящей адаптационные возможности индивида, можетобусловить декомпенсацию в виде соответствующего расстройства.
Сущность структуры характера неможет быть осознана без понимания двух различных и взаимодействующих друг сдругом измерений – уровня развития личностной организации и защитного стилявнутри этого уровня.
От диагностики уровня развитияличности психосоматического пациента будет зависеть объем дальнейшихпсихотерапевтических и реабилитационных мероприятий.
В последние годы средиисследователей усилился интерес к «здоровым» сторонам личностипсихосоматических пациентов. Язык научной литературы отражает это явление впонятиях: функциональный диагноз, ресурс стратегии преодоления трудностей(копинг-поведение, копинг-механизмы, под которыми подразумевается процессконструктивного приспособления), позитивный подход в описании симптомов,позитивная трактовка симптомов и др., подчеркивая различные аспекты системногоподхода к личности, способности к постоянному развитию и обогащению.
Выяснение ресурсов личности,наличие светлых промежутков, когда не наблюдалось симптоматики – необходимоезвено диагностики. О степени зрелости личности будет свидетельствовать егосамооценка.
В ходе диагностической беседы,после анализа аффектов и уровня развития личности, формируется гипотеза иналаживается терапевтический контакт с пациентом, т.е. определение условийкурса лечения). В ходе заключительной части интервью следует так же выявитьвлияние на пациента других систем (школы, работы, ровесников, семейродственников); определить какие члены семьи смогут сотрудничать спсихотерапевтом, а кто будет сопротивляться его изменениям; Убедиться вспособности и возможности (физических, психологических) психотерапевта дляработы с этим пациентом; обратить внимание на свой собственный эмоциональныйответ на контакт с пациентом – есть ли ощущение закрытости, защищенности,напряжения; проверить мотивацию пациента на получение психологической помощи.
Затем с пациентом обсуждаютсядальнейшие шаги, даются рекомендации о дополнительных психодиагностическихобследованиях и принимается решение о выборе метода коррекции.
IV. Основные направлениятерапии психосоматических пациентов4.1 Психологические методы коррекции
Психологическая коррекция – этокомплекс целенаправленных мероприятий по воздействию на психику человека,проводимых с целью оптимизации их функциональных состояний и повышенияэффективности профессиональной деятельности (работоспособности) 1.
Общим принципом и особенностьюпостроения психокоррекции является дифференцированное сочетание при еепроведении методов симптоматической, личностно-ориентированной исоциоцентрированной психокоррекции. Выбор психотерапевтических методов в первуюочередь определяется их направленностью и эффективностью, возможностями ипрофессионализмом психолога, а также личностными особенностями пациента.
Мероприятиями психологическойкоррекции являются: психологическое консультирование, методы индивидуальной игрупповой психотерапии, психоанализ, психосинтез.
Проведению мероприятий, какотмечалось выше, предшествует глубокое и всестороннее изучение идиагностирование пациента, на заключительном этапе которого проводитсяиндивидуальная беседа. На основе проведенной работы и обязательногопсихологического тестирования выделяется «мишень»психо-коррекционного воздействия и определяются соответствующие психотехники.
Учитывая наличие в структурепсихосоматических нарушений высокого уровня тревожности, эмоциональной возбудимостии раздражительности, сопровождающихся мышечной напряженностью, а такжеизначальной низкой готовности к совместной активной психокоррекционной работе,наиболее адекватной является следующая структура проведения психотерапии.

________________
1. Парцерняк С. цит. Изд. — С. 239.
На первом этапе применениеэлементов рациональной психотерапии для выявления особенностей расстройств,установление доверительных отношений, разъяснения ошибочного отношения к своемусостоянию.
На втором этапе применениеметодики психической саморегуляции Управление ритмом дыхания, нервно-мышечнойрелаксации, аутогенная тренировка, функциональная музыка, комплексные методики,используемые в форме индивидуальной и групповой психотерапии.
На третьем этапе применениесоциально-психологического тренинга рациональных моделей поведения и элементысемейной психотерапии.
Стержнем рациональнойпсихотерапии является правильная, доступная пониманию пациента трактовка причини характера возникновения его состояния, что позволяет сформировать к немуадекватное отношение и устойчивую положительную установку на излечение. Методвключает в себя разъяснение, внушение наяву, эмоциональное воздействие,дидактические и риторические приемы.
Уже с первой минуты знакомствапсихотерапевта с пациентом начинается работа коррекции. Уже в процессесобирания анамнеза пациент должен почувствовать, что ему уделено внимание, чтоего страдания небезразличны врачующему и не представляют собой просто еще одинслучай заболевания.
Главное при рациональной терапии– логика, определенность и последовательность суждений с понятной для пациентаформой изложения. В рамках рациональной психотерапии, кроме соответствующихличностных качеств и профессионального опыта, консультирующему необходимопрактическое умение устанавливать продуктивный контакт с пациентом накогнитивном и эмоциональном уровнях. Этому способствует использованиевербальных и невербальных приемов коммуникации, таких как «подстройки»,«синхронизации», «ведения».
Методики психическойсаморегуляции направлены на изменение представленного в сознании человекапсихического образа жизненной ситуации, что способствует мобилизации процессовпсихосоматического взаимодействия, оптимизации психоэмоционального состояния ивосстановлению полноценного функционирования.
Применение методик психическойсаморегуляции позволяет редуцировать тревогу, страх, раздражительность,конфликтность; активизировать память и мышление; нормализовать сон ивегетативные дисфункции; увеличить эффективность профессиональной деятельности;обучить приемам самостоятельного формирования позитивных эмоциональныхсостояний. Учитывая выраженную изначальную пассивность пациентов и ихдостаточно высокую внушаемость, наиболее эффективными являются методикипсихической саморегуляции с использованием в начале обучения гетеротренинга ипоследующим постепенным увеличением роли самого пациента (аутотренинга) впроцессе их освоения.
Психическая саморегуляциявключает выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания имышечного тонуса, оперирование чувственными образами и вербальными формулами,что позволяет осуществлять целенаправленное программирование своего состояния иповедения. Это достигается посредством обучения пациента вхождению в особоесостояние «аутогенного погружения» различной степени. В началеформируется состояние релаксации, которому свойственно ощущение тепла, тяжестиво всем теле, отвлечение от внешних раздражителей, переживание состояние покоя,отдыха, внутренней безмятежности, снятие тревоги, беспокойства и нормализациявегетативных дисфункций.
На основе релаксации достигаютсяболее глубокие стадии «аутогенного погружения», сопровождающиесяощущениями легкости, невесомости тела, внутренней свободы, что создаетпредпосылки для формирования состояний с высокой активностью,работоспособностью и деятельного изменение сознания с целенаправленным волевымпрограммированием своего функционального состояния и поведения.
Нельзя переходить к освоениюновых ощущений раньше, чем больной научился легко вызывать у себя ощущения, обучениекоторым проводилось на предыдущих сеансах. Метод открывает широкие возможноститренировки вегетативной нервной системы для овладения регуляцией и работойвнутренних органов. Кроме того, возникающие в коре головного мозга фазовыесостояния, позволяют успешно использовать различные суггестивные формулы.1Все изложенное говорит об эффективности аутогенной тренировки.
Социально-психологическийтренинг с элементами семейной психотерапии – обработка рациональных моделейповедения в коллективе и семье с целью создания оптимального психологическогоклимата м восстановления полноценной социально-психологической адаптации. Этонеобходимый элемент комплексного подхода к коррекции психосоматическихнарушений.
Проблему коррекции межличностныхотношений на уровне микро и макроокружения зачастую можно решить только вгруппах.
______________
1. Банщиков В., Невзорова Т. Психиатрия.- М., 1969. — С.324.
Групповая коррекция позволяет:
уяснить особенности своихмежличностных отношений и поведения, возможность их оценки в различныхситуациях, корректировать самооценку на основе обратной связи в атмосфереэмоциональной открытости и доверия;
снять ореол исключительностипсихологических проблем;
получить эмоциональную поддержкуот других участников группы, имеющих общие проблемы и цели;
апробировать и освоить новыенавыки поведения, иметь возможность экспериментировать с различными стилямимежличностных отношений;
разрешить имеющиесямежличностные конфликты, в том числе семейные.
Кроме упомянутых вышепсихологических методов коррекции пациентов с психосоматическими нарушениямииспользуются и другие методы, оказывающие влияние на эмоциональное состояниепациентов. 4.2 Другие методы
Наиболее разработаны направленияиспользования психологического воздействия музыки – функциональная музыка имузыкальная психотерапия. Использование музыки в психотерапии весьма обширно,многообразно и основано на богатых и древних традициях и пересекается, с однойстороны, с психотерапией, а с другой – с разнообразными приемамипсихофизиологической саморегуляции, которые скорее относятся к психогигиене ипсихопрофилактике.1
______________________
1. Леви М.В. Проблемыаудиопсихологии // Материальная база сферы культуры: Научн. Информ. Сб. — Вып.4.Аудиокультурология. — М., 2002. -С.15.
Перечислим основные направлениямузыкальной лечебно-профилактической деятельности.
Аутогенная тренировка, а такжемногочисленные разновидности сеансов релаксации и внушения с использованиемаудиовизуальной стимуляции и всевозможных сочетаний словесного и музыкальноговоздействия, где ведущая роль чаще отводится воздействию речи, а музыкаявляется вспомогательным «фоном», и реже – музыка занимаетглавенствующее положение, а речь появляется эпизодически, «растворяясь»в ней, как например, в электронно-акустическом альбоме «Млечный сад».
Арт-терапия, или психотерапияискусством, «терапия творческим самовыражением», включая рисованиепод музыку, обсуждение навеянных ею образов, и собственно музыкальнаяпсихотерапия, использующая самостоятельное пение, музицирование, сочинительство.
Танцевальная психотерапия –занимая промежуточное положение между телесно ориентированной и арт-терапией,близка, по мнению М.В. Леви, — к «шаманскому действию» — модномуувлечению многих психотерапевтов1.
Широкий спектр использованиямузыки дает представление об уровнях воздействия и уровнях взаимодействиямузыки со слушателем. Практические психологи считают, что музыка может:
смягчать физический дискомфорт,уменьшать болевые ощущения и способствовать выздоровлению при недомоганиях;
улучшать настроение, помогать навремя избавиться от неприятных мыслей;
помогать выплеснуть накопившиесяпереживания и эмоции;
________________
1. Леви М.В. цитир. раб. -С.17.
изменять состояние сознания; создаватьощущение погруженности в другую реальность;
духовно обогащать истимулировать личностный рост.
Кроме музыки в практике работы находяти другие виды влияния, такие как цвето — и светотерапия, библиотерапия и др.
Заключение
Эмоции играют в жизни человекаочень значительную роль. Под ними мы подразумеваем самые разнообразные реакциичеловека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. Эмоциипроходят общий для всех высших психических функций путь развития – от внешних социальнодетерминированных форм к внутренним психологическим процессам.
Наиболее мощное проявлениеэмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию – стресс. Стресс –комплексный процесс и включает и физиологические и психологические компоненты. Стрессявляется составной частью жизни каждого человека, но стрессовые воздействия недолжны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаяхмогут возникнуть ухудшение самочувствия или даже заболевание.
Физиологические перестройки пристрессовых ситуациях и психологические установки и личностные позиции, а так жегенетическая предрасположенность могут существенно влиять на возникновениесоматических заболеваний.
Психологи и психиатры установилизависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностнымиособенностями и установили круг болезней, возникающих вследствие стресса. Кнаиболее распространенным заболеваниям относят заболевания сердечно-сосудистойсистемы, желудочно-кишечного тракта, эндокринные, аллергические, ревматоидные,и ряд дыхательных.
Биологическое проявлениесоматических заболеваний затрудняет их диагностику и лечение. Поэтому приконсультировании больных с психосоматическими заболеваниями основное вниманиеуделяется диагностике, т.е. установлению причин заболевания, на основе полученныхданных выбираются методики по коррекции заболевания. Характерным является то,что установление доверительных отношений в ходе диагностических мероприятий,уже является психологической коррекцией.
Коррекция проводится в несколькоэтапов, которые включают в себя различные цели и различные методики для ихдостижения. Психолог-консультант должен при этом учитывать как заболеваниеклиента, так и его личностные характеристики.
Среди основных приемов,используемых для коррекции психосоматических больных, используются методикирациональной психотерапии, самовнушения, различных видов групповой терапии. Правильноустановленные диагноз и метод коррекции поможет избавить пациента от иногдазатянувшегося и, не поддающегося терапевтическим и хирургическим методамлечения заболевания.
Литература
1.  Банщиков В., Невзорова Т. Психиатрия. -М.: Медицина, 1969. — 344с.
2.  Васильев В. Здоровье и стресс. — М.: Знание, 1991. -169с.
3.  Грановская Р. Элементы практической психологии. -Л.: Изд-воЛенинградского университета, 1988. -565с.
4.  Карвасарский Б. Психотерапия. -М.: Медицина, 1985. -304с.
5.  Кондратенко В., Донской Д. Общая психотерапия. — Минск: Навука і техніка, 1993. -478с.
6.  Кулаков С. Основы психосоматики. -СПб.: Речь, 2003. -288с.
7.  Маколкин В., Аббакумов С. Нейроциркуляторная дистония. — М.: Медицина,1985. -192с.
8.  Парцерняк С. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. — СПб.: А.В.К., 2002. -382с.
9.  Психология: Учебник. — М.: Проспект, 1998. -584с.
10.      Свядощ А. Неврозы: Руководство для врачей. -СПб.: Питер, 1997. -430с.
11.      Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979. -123с.
12.      Судаеов К. Эмоциональный стресс и артериальная гипертензия. — М.: ВНИИМИ,1976. -176с.
13.      Урываев Ю., Бабенков Б. Психосоматические расстройства. — М.: Знание,1981. -64с.
14.      Фурдуй Ф. Стресс и здоровье. — Кишинев: Штиинца, 1990. -240с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Моніторинг інвестиційного процесу
Реферат Анализ финансовой отчетности ГУП Весна
Реферат Паразитарная заболеваемость в г. Абакан
Реферат Оценка реализуемости базисных ценностей в условиях г. Томска с точки зрения гуманитарно-ориентированной и негуманитарно-ориентированной вузовской молодежи
Реферат Вибір автоматизованої програми для ведення бухгалтерського обліку
Реферат Karl Marx And Economics Essay Research Paper
Реферат Закон Китайской Народной Республики «О предприятиях с иностранными инвестициями»
Реферат Аритмия сердца
Реферат Нормативно-правовая база налоговых проверок
Реферат Методи управління банківськими ризиками
Реферат Функции и роль денег в рыночной экономике
Реферат The Philipines Essay Research Paper Justifying the
Реферат Потоки российских денег в иностранные банки
Реферат Русский космизм (Русский прорыв в сознании)
Реферат Hard Times By Charles Dickens Essay Research